Песок перегной глина это полезные ископаемые
Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.
Описание
В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.
Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия – 39 %, а также воды – 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины – это Al2O3 и SiO2. Материал может иметь следующие цвета:
- зеленый;
- синий;
- коричневый;
- черный;
- лиловый.
Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.
Основные виды
Глина – полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.
Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.
Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.
Еще одна разновидность – комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец – это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:
- глина из песчаника;
- белая глина, которая является каолином;
- красная глина.
Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.
Основные свойства
Глина – полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:
- воздушную и огневую усадку;
- пластичность;
- спекаемость;
- огнеупорность;
- вязкость;
- цвет керамического черепка;
- пористость;
- усушку;
- дисперсность;
- набухание.
Глина – это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.
Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.
Технические характеристики и дополнительные свойства
Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м3. Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м3.
Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м3. Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м3. У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м3. Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).
Условное обозначение
Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.
Песок и глина
Песок и глина – полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина – белая или коричневая.
Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.
Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:
- аллювиальный;
- делювиальный;
- морской;
- озерный;
- эоловый.
Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.
Свойства гранита
Песок, глина, гранит, известняк – полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:
- калиевый полевой шпат;
- плагиоклаз;
- кварц;
- биотит;
- мусковит.
Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.
Гранит – это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит – это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.
Свойства известняка
Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.
Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см3, его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.
В заключение
Глина – это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.
Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.
Источник
Почва – верхний плодородный слой земли. На ней произрастает вся растительность (овощные культуры, деревья, кустарники, трава и цветы). Качество урожая, его количественные показатели будут зависеть от того, на участке с какой почвой он выращен.
Особенности разных типов почв, их достоинства и недостатки
Существует несколько видов почв. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
- Глинистая
Относится к тяжелым типам почв, содержит около 80% глины. За счет большой плотности обладает низким показателем воздухопроницаемости, плохо прогревается, быстро промерзает и практически не пропускает воду. Такой тип почвы нуждается в искусственном окультуривании. - Суглинистая
Активно потребляет воду и удерживает ее, максимально сохраняет все минеральные компоненты. Если в нее вносить достаточное количество перегноя, то она станет оптимальной для посадки и возделывания овощей и фруктов. Среди минусов – плохая воздухопроницаемость. - Песчаная
Способна прогреваться, хорошо пропускать воздух и влагу к корням растений. Такой грунт легко возделывается.Из недостатков песчаной почвы отмечают то, что она быстро остывает, может впитывать только небольшой объем воды, склонна к подпочвенному орошению. В связи с особенностями грунта культурам, произрастающим на нем, необходим частый полив и периодическое внесение дополнительных неорганических веществ (они быстро выводятся). - Супесчаная
Хорошо проветривается, увлажняется, успешно воспринимает подкормки. Из минусов – мало пропускает тепло, слабо удерживает влагу. - Торфяная
Быстро впитывает воду, не выводит минеральные вещества. Но на ней лучше выращивать культуры, которые растут на торфяниках и не требуют добавления навоза.Среди минусов отмечаются такие характеристики, как: - повышенная кислотность;
- плохая воздухопроницаемость;
- низкая способность прогреваться солнечными лучами.
- Подзолистая
Земля, на которой располагаются хвойные леса. Имеет кислую основу, поэтому мало подходит для выращивания огородных растений. - Чернозем
Наиболее плодородная среда, насыщенная различными питательными элементами, особенно гумусом. Подходит для посадки большинства сельскохозяйственных культур. Из недостатков – необходимость периодического применения органических и минеральных компонентов, высадки сидератов, добавления торфяно-песочных смесей с целью предупредить обеднение грунта и снизить плотность его структуры.
Чтобы глинистая почва не потеряла свое плодородие, она требует регулярного внесения органики.
Способы улучшения почв разных типов
При внесении дополнительного питания с целью повышения плодородности почвы (особенно глинистой) следует учитывать ее качественные характеристики.
Там, где преобладает песок, рекомендуют:
- использовать навоз (коровий или свиной): его нужно разбрасывать по территории;
- участить применение минеральных подкормок, добавляя их в грунт небольшими порциями.
Чтобы получить полноценный урожай на суглинках, нужно:
- осуществлять мульчирование почвы (покрывать ее слоем специальных защитных веществ);
- добавлять органические вещества (перегной) во время перекопки участка.
Улучшить качество супесчаного грунта возможно путем:
- порционного внесения подкормки;
- применения мульчи на участке.
Увеличить качество торфянистой почвы поможет добавление в нее:
- песка;
- компоста;
- смесей, содержащих полезную микрофлору;
- калия и фосфора.
Повысить урожайность на черноземах получится, организовав новые подкормки в весенне-осенний период.
Чтобы осенью собрать хорошие плоды на своем земельном участке, вне зависимости от состава его почвы следует вносить достаточное количество полезных микроэлементов.
Удобрения для глинистой почвы
Выбирая, чем удобрять глинистую почву, нужно учитывать, что в ее составе содержатся глина (80%) и песок (20%). Такая земля тяжелая, плохо пропускает воду, тепло и кислород, в холодное время года способна промерзать. Под солнцем она застывает, верхний слой превращается в твердую корку, не позволяющую корням растений нормально выполнять свою абсорбционную функцию.
Чтобы повысить качественные характеристики участка и вырастить на нем хороший урожай, его нужно предварительно обработать должным образом. Для этого рекомендуют применять различные составы и смеси – органические и минеральные.
Торф с навозом
Полезное ископаемое, состоящее из останков растений и микроорганизмов. Представлено в трех видах: верхнем, низинном и переходном. Два последних активно применяются в качестве естественного удобрения.
Торф способствует нормализации состава глинистого грунта, повышению его питательности. В сочетании с иными натуральными добавками он эффективно предупреждает появление грибковых заболеваний. Часто его применяют в качестве:
- комплексной подкормки для растений – как уличных, так и комнатных;
- вещества, предназначенного для улучшения качества глинистой почвы, ее защиты от негативного воздействия внешних факторов.
Часто торф смешивают с навозом. Это позволяет насытить землю органикой, сделать ее более пригодной для возделывания овощных культур. Расход смеси составляет 2-3 ведра на 1 м2 площади.
Из торфа делают компост: заранее подготовленное количество компонента обкладывают строительными досками, чтобы удержать форму, в глубине закладывают коровяк, остатки пищи, солому, опилки. Яму хорошо утрамбовывают и засыпают для перегнивания. Выдерживают две-три недели, затем вносят в глинистую почву.
Опилки
Представляют собой отходы деревообрабатывающего производства. Активно применяются при создании компоста, мульчи, насыщают почву микро- и макроэлементами, повышают ее устойчивость к инфекциям и вредителям.
Положительные качества удобрения:
- разрыхление верхнего плодородного слоя, улучшение его воздухопроницаемости;
- низкая стоимость;
- легкость в использовании.
Из древесной стружки рекомендуют готовить компост. Делают это посредством смешивания ее с другими органическими остатками. Внесение в чистом виде не рекомендуется, поскольку не принесет желаемого результата.
Недостатком опилок является их способность окислять глинистую землю. Чтобы не допустить чрезмерного повышения кислотности, отходы деревообрабатывающего производства следует использовать в небольших количествах только тогда, когда в этом есть острая необходимость.
Песок с перегноем
Песок (лучше использовать речной) при внесении его в глинистую почву выполняет функцию дренажа, улучшает воздухопроницаемость, способствует тому, что корни растений лучше вентилируются и насыщаются кислородом. Особенно активно песок используется как удобрение для глинистого участка.
Вещество помогает сохранить тепло и не допустить промерзания корневой системы, задерживает воду. Саженцы быстро прорастают, хорошо развиваются и растут активнее, улучшается их способность к цветению и плодоношению. Расход чистого песка составляет 3 ведра на 1 м2 обрабатываемой площади.
На песчаной основе готовят различные подкормки, добавляя в них дерн, торф, компост, землю.
Садоводы и овощеводы часто делают удобрение из дерна, песка и перегноя (смешивают все ингредиенты в соотношении 3:1:1 или 2:1:1).
Сидераты
Сидератами называют культуры, которые выращиваются, а в дальнейшем заделываются в ту же самую землю, перегнивают там и становятся вспомогательной питательной средой для глинистого грунта. К таким растения относятся:
- крестоцветные (горчица, редька масличная, рапс, сурепица);
- злаки (рожь);
- бобы (горох, конюшина, соя, донник, чечевица);
- гречиха;
- астровые.
Сидераты способны:
- подавлять рост сорняков;
- обогащать землю азотом;
- повышать качество почвы;
- защищать от инфекций и паразитов.
Посев растительной подкормки бывает:
- Самостоятельным: вспомогательная культура произрастает на протяжении всего сезона.
- Смешанным: основная культура высаживается одновременно с удобрением.
- Промежуточным: сидераты сеют тогда, когда уже был произведен сбор основного урожая.
- Кулисным: практикуют чередование грядок с удобрениями и другими растениями.
- Подсевным: одновременное возделывание растений.
Использование сидератов на глинистом грунте достаточно эффективно. 3 килограмма такой подкормки при внесении в глиняную породу заменяет 1-1,5 кг навоза.
Минеральные удобрения
Минеральную подкормку вносят в качестве дополнительного источника азота, фосфора и калия. Процедуру проводят весной или осенью во время перекопки земли.
Вносить удобрения следует в небольших количествах, дабы не допустить передозировки.
Чтобы удобрить глинистую почву, советуют применять древесную золу. Комплексными подкормками для многих огородных и домашних растений являются «Агрикола», мочевина.
Удобрение суглинистых и песчаных почв
Для улучшения суглинистого (в составе преобладает глина) и песчаного (большая часть состоит из песка) грунта также рекомендуют использовать органические и минеральные составы.
Органика
Из натуральных природных подкормок для растений, произрастающих на суглинистой и малоплодородной песчаной земле, используется:
- Навоз. Он связывает сухие песчинки, повышает вязкость почвы. Вносится подкормка во время вспашки по два ведра на квадратный метр.
- Компост. Его требуется в два раза меньше, чем навоза, на ту же территорию.
Эффективно и засевание такого грунта бобовыми сидератами, которые при перегнивании пополняют запас органических веществ.
С целью улучшить состояние кислой песчаной и суглинистой земли вносят древесную золу (ее разбрасывают по территории), порошкообразную глину.
Минеральные удобрения
Суглинистая почва не обделена минеральными веществами, но и ее периодически необходимо подкармливать. Для повышения количества фосфора рекомендуют применять азофоску – минеральное удобрение, относящееся к агрохимикатам. Во время ее использования рекомендуют:
- строго соблюдать дозировку;
- чередовать препарат с органическими составами;
- вносить вещество только в теплую, хорошо прогретую солнечными лучами землю.
Чтобы удобрить суглинки и песчаную землю, применяют также мочевину, суперфосфат, аммофос, сульфат аммония, кальциевую и натриевую селитру, доломитовую муку.
Получить достойный урожай на участке, где имеется большое количество глины, возможно. Для этого стоит знать, как правильно обрабатывать территорию, какие средства для этого привлекать и что именно из сельскохозяйственных культур лучше всего выращивать на данном типе грунта.
Источник
Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).
(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с видами полезных ископаемых;
— формировать навыки различать полезные ископаемые;
Развивающие:
-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;
-развивать внимание и речь, логическое мышление.
Воспитывающие:
— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;
— воспитывать потребность в знаниях;
— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой, песок, глина, диск со слайдами.
Ход урока.
1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.
2. Актуализация знаний учащихся. (1 мин)
Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.
-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?
-Кто сможет ответить?
Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).
3. Изучение нового материала. (1 мин)
I.Проблемный вопрос
Учитель: Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?
Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).
Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.
Учитель: Так что же такое полезные ископаемые?
Ученик: Полезные ископаемые — это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.
II. Объявление задач урока
— Мы продолжаем работу по изучению полезных ископаемых
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование.
–В группах разгадайте ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (ребус на партах)
– Правильно! (Геолог.) На доске появляется табличка ГЕОЛОГ.
— Кто такие геологи?
Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!
III. Исследование
1.(Учитель предлагает загадку.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
На доске после разгадывания загадок появляются таблички
Загадка.
Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
— Что же мы будем исследовать? (песок и глину)
2. Практическая часть. Работа в группах.
Через программу ClassroomManagment передаю файл детям с планом экспериментов.
На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.
Полезные ископаемые | Цвет | Состояние | Взаимодейст вие со стеклом | Запах | Сохранение формы | Пропускает ли воду |
Песок | ||||||
Глина |
— Вам были посланы файлы с планом наших экспериментов.
— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка
1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,
2. Нельзя бросать стекло
3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.
4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.
5. Нельзя тереть грязными руками глаза
Используя структуру ФИНК-РАЙТ – РАУНД РОБИН (учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.
На каждый опыт отводится определенное время. На доску выводятся часы.
После каждого опыта делаем вывод по группам, отвечают ученики под номером 4,2
Опыты.
1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. Заполните в таблице. (2 мин)
2.Потрите песком и глиной по стеклу. Что увидели? Какой вывод можно сделать?
Заполните в таблице. (2 мин)
3. Понюхайте сухую глину и песок. Смягчите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.
Заполните в таблице (2 мин)
4. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? (3 мин)
5. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в нее воды. Проверьте пропускает ли эта чашка воду. Заполните в таблице. (3 мин)
3. Выводы.
Используем структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН
Проговариваем выводы по опытам по кругу все 7 групп. Ученики под номером 1 встают и отвечают на вопросы учителя по кругу.
— Каков цвет и состояние песка?
— Каков цвет и состояние глины?
— После того как потерли по стеклу песком и глиной, что заметили?
— Какой был запах у мокрого песка и мокрой глины?
— Что лучше сохраняет форму?
— Пропускает ли чашка из глины воду?
— Для чего можно использовать глину, используя это ее свойство?
Учитель: Вот какие выводы у нас получились:
На доске появляется 1 слайд.
Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.
Глина- плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.
IV. Проверка усвоенных знаний.
Через программу ClassroomManagment отправляю тест детям, в течении 2 минут они его выполняют и отправляют учителю. С помощью полученной диаграммы проверяем усвоение знаний урока.
Вопросы теста:
1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды
а). песок б) глина в) гранит г) железная руда
2. Что хорошо пропускает воду?
а) глина б) кварц в) песок г) известняк
3.Что такое полезные ископаемые?
а) горные породы, которые добывают из недр Земли б) искусственные породы
в) водные источники
4. Как называется профессия людей, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?
а)географы б)геологи в) нефтяники г) топографы
Источник