План конспект на тему полезные ископаемые

План конспект на тему полезные ископаемые thumbnail

Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

— сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

— расширят кругозор.

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация, образцы полезных ископаемых.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный:Ответы на вопросы

3 мин

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

Отвечать на вопросы

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

-Из чего изготовляют автомобили , самолеты , поезда?(из стали, металла)

-Вот построили автомобили,самолеты,поезда, только они сами не поедут и не полетят.Что же еще нужно для них?(бензин,горючее)

-Из чего делается горючее?(из нефти)

-Записываю на доске:сталь, нефть.

-Ребята дополните запись на доске.(соль, гранит, каменный уголь и т.д.)

-Ребята как мы можем все это назвать?(полезные ископаемые)

Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

-Какие цели мы с вами поставим?

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Коммуникативные: выражение своих мыслей с  полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы

Практический: физические упражнения

32 мин

3 мин

— Ребята, а вы знаете что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Хорошо, давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Открываем рабочие тетради на странице 28. Задание №2. Для начала заполните таблицу. Вам нужно записать название и свойства полезного ископаемого. Затем подумайте, где применяется это полезное ископаемое.

Отлично! Сейчас откройте ваши учебники на странице 47. Я раздам карточку на пару. Вам нужно заполнить пропуски. В первой колонке — полезные ископаемые, во второй- что из них изготавливают.

Подведение итогов.

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в группе и паре

Выполнять задания

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать текст с целью ответов на вопросы

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Д. з. Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 30, № 4,5; пересказ.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

Источник

Урок – обобщение по теме:

«Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»

Мы хозяева нашей природы

и она для нас кладовая с великими

сокровищами жизни

Читайте также:  Какие комнатные цветы полезны для кошек

М. Пришвин.

Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости! Поприветствуем их. А теперь давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. Ведь каждый день мы добываем сами новые знания, а для нам необходимо хорошее настроение.

А теперь закройте глаза.

Что вы видите? (темно)

Так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн.

Земля – это планета Солнечной системы, она окружена воздушной оболочкой. Поверхность её – горы, равнины. На поверхности – вода, почва, растительность, животные и люди.

А что находится внутри?

А ответить на этот вопрос нам помогут загадки:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло.

От него в домах светло

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль (Уголь)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (Мел)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу (Глина)

Без неё не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении

А ещё он есть в цементе

Сам он удобрение (Известняк)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (Торф)

Молодцы! А каким общим понятием можно объединить слова, которые вы отгадали (Полезные ископаемые)

Ребята, сегодня на уроке мы вспомним , повторим и обобщим группу полезных ископаемых, их свойства, применение и значение в жизни человека.

Итак, тема нашего урока «Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»

— Давайте подберём слово похожее по смыслу к слову полезные (Нужное, необходимое)

— А как вы понимаете слово- ископаемые? (искать , копать)

— И что получилось?

Необходимое, нужное искать, копать.

Молодцы! Вспомнили, что такое полезные ископаемые.

— Ребята, а теперь дайте с помощью учебника определение полезным ископаемым

Полезные ископаемые- это образование в земной коре, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. (запись в тетрадь)

— Ребята, если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то что бы знать как их применять, как вы думаете, что ещё мы должны о них знать? (Свойства)

Каждый из вас во время подготовки д/з побывал в роли научных сотрудников по изучению свойств п.и.

— Сейчас вам нужно внимательно послушать и определить, какое полезное ископаемое рассказывает о себе.

  1. Я твёрдая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, чаще коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич: когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, вязкой и из меня изготавливают посуду. (Глина)

  1. Я жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Меня называют чёрным золотом. Из меня производят керосин, смазочные масла, вазелин, лекарства, ткани. (Нефть)

  1. Удары волн, выветривание разрушают горные породы и способствуют моему образованию . Я бываю разного цвета: желтого, серого, красного, белого. Я сыпучий. Меня используют в строительстве, изготовлении песка, медицине, искусстве. Меня очень любят дети, строют из меня замки. (Песок)

  1. Я белый, хрупкий. В школе я пишу на доске. Во мне можно увидеть отпечатки скелетов организмов. Меня применяют в медицине, чистят свекольный сок в сахарной промышленности. (Мел)

  1. Я чёрные, блестящий, твёрдый, хрупкий и горючий. Меня используют как топливо. Из меня делают лаки, краски, удобрения. (Уголь)

А сейчас, как настоящие исследователи мы проведём практическую работу.

Вам необходимо выбрать из предложенных свойств только те, которые соответствуют вашему полезному ископаемому и ответить на ряд вопросов. Но перед работой мы совсем немножко отдохнём.

Физминутка

Задание:

На доске записано несколько свойств, а напротив п.и. — стрелочками соединить соответствующие свойства.

Условные знаки – какому п. и. соответствуют- подписать.

(запись в тетради).

— Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые на территории нашей Брянской области?

Сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашей области и узнаем, какие полезные ископаемые у нас добывают.

Посмотрите на карту Брянской области, как много здесь полезных ископаемых (мел, песок, глина…)

К нам пришло письмо от старухи Шапокляк.

Дорогие ребята 6 б класса Супоневской школы – интерната! Мне необходима ваша помощь. Я в наследство получила на территории вашей области замок. Но мне необходимо произвести в нём ремонт. Подскажите, есть ли какие — нибудь полезные ископаемые на вашей территории

из которых делают строительные материалы и что конкретно? Заранее спасибо.

Читайте также:  Какие полезные продукты нужно есть и для чего

Мы поможем старухе Ш. — доставим ей шифер, цемент, стекло, кирпич.

Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

В недра гор, Земли и рек

Пробирался человек.

Он старался всё достать,

Что б скорей богатым стать.

Через сотни лет, позднее

Он поймёт, что стал беднее.

Птицы стали задыхаться

И домой не возвращаться

Меньше нефти, нет бензина

А всего одна причина

Как спасти всё, люди это

Чтоб жила ещё планета?

Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля, нефти, газа. Но мы должны относится к этим богатствам бережно.

д/з составить письмо для людей с призывом беречь природу.

Красный кружок- трудно, не понял

Жёлтый – есть то, что не понял

Зелёный – всё понял и всё понравилось.

Полезное

ископаемое

Цвет

Свойства

Применение

Выбрать характерные свойства:

Твёрдое

Жидкое

Тяжелее воды

Чёрного цвета

Желтого цвета

Хрупкое

Имеет запах

Пропускает воду

Сыпучее

Легче воды

Белого цвета

Горючее

Плохо пропускает воду

Коричневого или белого цвета

НЕФТЬ

ПЕСОК

ГЛИНА

МЕЛ

УГОЛЬ

Лаки

Краски

Лекарства

Посуду

Ткани

Стекло

Парафин

Бензин

Цемент

Кирпич

Бетон

Фантики для конфет

.

Источник

Учитель

Безбороденко Оксана Владимировна                 1 квалификационная категория

 Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

УМК

 «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Цель урока

 Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.                 2. Индивидуальная.                    3. Групповая.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер. Зрительный ряд: презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме « 3 кита экономики» Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба»,  образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит,   известняк .

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организацион-ный этап

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего   настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Проверяют готов-ность  уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения.

2. Актуализация опорных знаний

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.  Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку  Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…  Правильно! (Геологи  ).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики.  Проверка домашнего задания.   

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Тест по теме: «3 кита экономики».

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

—  Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики — с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми.  

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? )

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

4. Формирование новых знаний

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

Читайте также:  Продукты что вредно а что полезно

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать    понятия «полезные ископаемые »

1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:

1 группа — Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?   3 группа —  Что называют шахтой, карьером?

2.   Составление кластера со слов учащихся.

3.  Прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.   4.  Дополнение  кластера.

 Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Таблица «Инсерт».

5.Физминутка

— Молодцы! Вы успешно справились с заданием.  Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку.   Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться! Мы настоящие геологи.

            Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя.

6. Практическая работа

  Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.  

— Каждое полезное ископаемое обладает  свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

— На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель  “От Земли до неба”. Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

— У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”  

Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты.   Жёлтая. Позитивное мышление.  Черная. Проблема.   Красная. Эмоции.   Зеленая. Творчество.  Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.

7. Первичное закрепление

-Ребята, мы открыли  новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

 Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  •  Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

— Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали? 

Напишите   синквейн   на   тему «Ископаемые»:

1-я строка — название стихотворения, тема (обычно  существительное);

2-я строка — описание темы (2 прилагательных);

3-я строка — действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка — чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка — повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Ископаемые.                   Полезные, нужные.            Находят, добывают, используют.

Необходимы челове-ку во все времена.                 Недра.

9. Домашнее задание

— В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание:

1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе;

3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти;

Источник