План о полезном ископаемом каменный уголь

План о полезном ископаемом каменный уголь thumbnail

Конспект по окружающему миру для 3 класса.

Тема: Полезные ископаемые: каменный уголь».

УМК: «Школа России»

Тип урока: предметный.

Цели урока:

Познавательные:

  • формировать у детей понятие о каменном угле, как об одном из полезных ископаемых, его составе и применении;

  • формировать практических умений при организации практических действий.

Развивающие:

  • развитие наблюдательности при выполнении практической работы, позволяющие выделить свойства каменного угля;

  • развитие логических УУД:

— анализ при выделении свойств каменного угля;

— сравнение разных видов угля по их отличительным свойствам;

— установление причинно-следственных связей между свойствами каменного угля и способами его применения;

— группировка при отнесении каменного угля к группе горючих полезных ископаемых;

— обобщение при описательной характеристики каменного угля как полезного ископаемого.

  • развитие самостоятельности при работе по алгоритму.

Воспитательные:

  • воспитание устойчивого познавательного интереса;

  • воспитание культуры общения;

  • воспитание аккуратности при выполнении опытов и работе с раздаточным материалом;

  • воспитание чувства гордости за богатства нашей страны, которое экспортируется в другие страны;

  • воспитание рационального отношения к использованию полезных ископаемых;

  • воспитание уважения к людям труда.

Оборудование:

для демонстрации опыта — для учителя: спиртовка, пинцет, образцы каменного угля, мультимедийное оборудование: презентация по теме «Способы добычи каменного угля»;

для учащихся: раздаточный материал: молоточки, кусочки каменного угля, стакан с водой, ложечка, лист белой бумаги, салфетки.

Подготовительная работа:

  • сообщение о происхождении каменного угля (готовит один ученик);

  • применение каменного угля (учитель обязательно указывает литературу, где он может прочитать) — ( готовит ученик);

  • месторождение и добыча каменного угля.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе – вы и я

Начинаем наш урок – он для вас

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час.

Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

Ученик:

hello_html_7e0bdf2a.jpg

— Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II. Проверка домашнего задания по теме «Природные богатства и труд людей — основа экономики». (Тест.)

hello_html_19c1a176.jpg

III. Самоопределение к деятельности.

— Из чего изготовляют автомобили, самолёты, поезда? (Из стали, металла.)

— Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них? (Бензин, горючее.)

— Из чего делается горючее? (Из нефти.)

— Недра Земли и её поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров и затоплений.

— Тема нашего урока: «Полезные ископаемые: каменный уголь».

— Мы узнаем о полезном ископаемом, о его значении, и способах добычи.

IV. Работа по теме урока.

1) Сообщение о происхождении каменного угля.

Традиционно считается, что история происхождения каменного угля на планете начинается с девонского периода палеозойской эры (около 400 миллионов лет назад). Именно в это время, в связи с потеплением климата и увеличением влажности, на Земле начинается бурный рост доисторических разновидностей флоры. Большинство месторождений каменного угля образовалось в результате отмирания и особой консервации древних папоротников, хвощей и плаунов. Растения разлагались и превращались в торф, затем их перекрыли плотные слои почвы, которые под высоким давлением законсервировали и приостановили гниение.

Так начинается углеобразование: вначале появляется бурый уголь, постепенно превращающийся в каменный уголь, и затем — в антрацит с 98 процентным содержанием углерода.

Как видим, непредсказуемость климатических процессов на планете Земля предоставила человечеству уникальную возможность использования природных богатств задолго до нашего появления.

2) Применение каменного угля.

Область использования каменного угля просто огромна.

• Из угля добывают серу, ванадий, германий, цинк, свинец.

• Сам уголь – превосходное топливо.

• Используется в металлургии для выплавки железа, при производстве чугуна, стали.

• Полученную после сжигания угля золу используют в производстве строительных материалов.

• Из угля после его специальной обработки получают бензол и ксилол, которые используют в производстве лаков, красок, растворителей, линолеума.

• Путем сжижения угля получают первоклассное жидкое топливо.

• Уголь – сырье для получения графита. А также нафталина и еще ряда ароматических соединений.

В результате химической обработки каменного угля на сегодняшний день получают свыше 400 видов промышленных продуктов.

3) Месторождение и добыча каменного угля.

Месторождение каменного угля.

Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. Самые крупные залежи угля в мире находятся в США. Это Аппалачский каменноугольный бассейн, чьи запасы превышают отметку в 1600 млрд. тонн.

В России самый большой угольной бассейн – Кузнецкий, что в Кемеровской области. Запасы Кузбасса составляют 640 млрд. тонн.

Перспективна разработка месторождений в Якутии (Эльгинское) и в Тыве (Элегестское).

Добыча каменного угля.

В зависимости от глубины залегания угля применяют либо закрытый способ добычи, либо открытый.

• Закрытый, или подземный метод добычи. Для этого метода строят шахтные стволы и штольни. Шахтные стволы строят, если глубина залегания угля 45 метров и выше. От нее ведут горизонтальный тоннель – штольню.

Существуют 2 системы закрытой добычи: камерно-столбовая и добыча длинными очистными забоями. Первая система менее экономична. Ее используют лишь в тех случаях, когда обнаруженные пласты мощные. Вторая система гораздо безопаснее и практичнее. Она позволяет извлекать до 80% породы и равномерно доставлять уголь на поверхность.

• Открытый метод применяют, когда уголь залегает неглубоко. Для начала проводят анализ твердости почвы, выясняют степень выветриваемости почвы и слоистость покрывающего слоя. Если грунт над пластами угля мягкий, достаточно использования бульдозеров и скреперов. Если верхний пласт толстый, то пригоняют экскаваторы и драглайны. Пролегающий над углем мощный слой твердой породы взрывают.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V. Практическая работа: «Каменный уголь».

План работы:

1. Актуализация.

2. Постановка проблемы или проблемной ситуации.

3. Свойства каменного угля (практическая работа):

  • название,

  • состояние,

  • цвет,

  • блеск,

  • запах,

  • хрупкость,

  • прочность,

  • отношение к воде (легче — тяжелее; раствором ли в воде),

  • применение,

  • условное обозначение,

  • местонахождение в России, в Калужской области,

  • как добывается (как образуется).

Алгоритм выполнения практической работы по теме: «Каменный уголь».

  1. Запишите название полезного ископаемого в таблицу.

  2. Какое состояние имеет уголь: твёрдое, жидкое, газообразное. Выбери и запиши.

  3. Возьмите кусочек каменного угля и проведи по белой бумаге. Какой цвет оставляет? Запиши.

  4. Посмотрите есть ли блеск. Для того чтобы узнать сравни три кусочка угля. Запишите.

  5. Есть ли запах? Понюхайте кусочки каменного угля обнаружили ли вы специфический запах по которому можно узнать каменный уголь не видя его. Запиши выделенное тобой свойство.

  6. Чтобы узнать это свойство необходимо завернуть кусочек угля в салфетку и стукнуть по нему молоточком (выполняет один ученик). Как можно назвать это свойство? Прочный или хрупкий?

  7. Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой. Что вы при этом наблюдаете? Как вы думаете легче или тяжелее каменный уголь воды?

  8. Помешайте в стаканчике ложкой. Что произошло с ним? Как вы думаете растворим каменный уголь или нет. Запишите.

  9. Горючесть (выполняет учитель).

VI. Анализ полученный представлений.

  • С какой целью выполняли практическую работу?

  • Что при этом должны были делать?

  • Что при этом наблюдали?

  • Почему эти наблюдения могут служить доказательством?

  • Какой вывод можно сделать?

VII. Итог урока.

— Давайте поиграем в игру «Хорошо — плохо».

— Чем хорош уголь?

  • топливо

  • электричество

  • лекарства

  • краски

  • искусственные ткани

  • бензин

— Чем плох уголь?

  • разрушается почва

  • не возобновляется

  • копоть

  • сажа

  • загрязняет атмосферу

Заключительная беседа.

— С каким новым полезным ископаемым мы сегодня познакомились на уроке?

— Чем уголь опасен для человека?

— Какое главное свойство угля узнали?

— Где на территории России добывают уголь?

— Почему горючесть является главным свойством?

— Давайте ребята сформулируем вывод о каменном угле.

VII. Рефлексия.

— У вас на столе 2 шахтера (один — улыбается, другой — хмурится). Выберите и покажите того, чьё эмоциональное состояние вы испытывали на уроке.

Домашнее задание.

1. Найти загадки про уголь.

2. Учебник с. 46 — 50.

Источник

  • Доклады и сообщения
  • География
  • Уголь полезные ископаемые

Уголь – полезное ископаемое, образовавшееся вследствие разложения погибших растений. Углём пользовались ещё наши предки. И до сих пор это полезное ископаемое широко используется. Образно считают, что в чёрном камне законсервирована солнечная энергия.

Виды угля

Существует три вида угля. Все они залегают пластами в недрах Земли.

  1. Антрациты. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

  2. Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Им топят печки, из него получают искусственный графит, жидкое топливо, краски, смазочные масла. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

  3. Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Методы добычи угля

Насколько глубоко под землёй находятся пласты, напрямую будет влиять на способ его добычи. Всего два способа:

  • Открытый способ применяется, когда порода находится не глубоко. Перед тем, как приступить к добыче, проводится анализ почвы на твёрдость, выясняется, насколько выветриваема почва и толщина покрывающего слоя. Отталкиваясь от этого, пригоняется техника для копания. Бульдозеры и скреперы пригоняют для вскапывания мягкого грунта. Экскаваторы и драглайны для толстого слоя. Производят взрыв мощного слоя породы.
  • Закрытый способ применяют, когда уголь находится глубоко. Для добычи строят штольни и шахты. Если глубина достигает более 45 метров, строят шахтные стволы. От неё ведут штольни – горизонтальные тоннели.

Такой способ имеет две системы добычи ископаемого: длинными очистными забоями или же камерно-столбовая. Вторая система менее экономична. Первая гораздо безопаснее и эффективнее. Благодаря ей можно извлекать до 79 процентов угля и равномерно доставить его на поверхность.

Происхождение полезного ископаемого

Когда давно на нашей планете был влажный тёплый климат, в котором развивалась разная растительность. Именно из неё и образовался каменный уголь. Под мощным прессом воды, пород и песка, растительность медленно разлагалась. Вся эта масса начала затвердевать под воздействием огромных температур, после чего всё превратилось в привычный для нас каменный уголь.

Крупные месторождения угля

Угольным бассейном называют место, где залегает уголь. Во всём мире насчитывается свыше 3,5 тыс. угольных бассейнов. Суммарно площадь всех бассейнов занимает 14,9 % земной суши. Страной, в которой больше всего находится залежей угля, является США. Мировой запас там составляет 23%. Следующей страной является Россия, в которой находится около 13% мирового запас. С 11 процентами следующим третьим лидером идёт Китай. В Соединённых Штатах, Аппалачский бассейн – место, с самыми крупными залежами во всём мире. 1600 миллиардов тонн — запасы этого месторождения.

В нашей стране самым большим бассейном является Кузнецкий. Место положения – Кемеровская область. По его запасам насчитывают около 640 млрд. тонн.

Использование угля

Область использования полезного ископаемого огромна

  • Из него добывают свиней, серу, ванадий, цинк.
  • Его применяют в качестве топлива.
  • Расходуется для выплавки металлов.
  • Из угля выводятся вещества, которые необходимы для производства лаков и красок, а так же других продуктов – бензол и ксилол.
  • Его сжигают и получают жидкое топливо.

На сегодняшний день, в результате хим. обработки, изготавливают более 400 различных видов промышленных продуктов.

Доклад Уголь полезные ископаемые сообщение

Природное полезное ископаемое, такое как уголь, использовали, с древних времен и по сей, день в качестве незаменимого топлива. Цвет характерный ему от черного к серо-черному, иного преобладает глянцевый блеск. Размер и форма преобладает разнообразная от мелкого размера к крупному размеру угля.

Как образуется уголь?

Начало его лежит глубоко под землей. А начало образования угля произошло из-за остатков древних растений, которые находились очень глубоко под земле, это было более 300 миллионов лет тому назад. Так как растения находились, под толстым слоем земли без поступления воздуха и на него воздействовала, довольно большая температуры, постепенно эти растения начинали приобретать вид в торфа. По истечению не малого времени, торф терял влагу и газ, и подвергался прессованию, постепенно приобретал вид и свойства угля.

Из чего состоит уголь?

В состав угля входит углерод, водород, кислород, зола и сера. Уголь хоть и выглядит довольно крепким, но являться очень хрупким и легко разбивается на маленькие кусочки. Для того чтобы уголь дошел до людей, для этого понадобиться приложить не мало усилий и времени.

В случае если уголь расположен не глубоко под землей, а можно сказать что на поверхности, то его могли, добывать на поверхности не подгружаясь, под землю. Его вывозят при помощи специальной техники. А если уголь находиться на глубине более одного километра, то в таком случае его добывают при помощи подземных шахт, где с помощью шахтеров уголь добывается и отправляется в реализацию для дальнейшего его использования по назначению.

Делая вывод, можно сказать, что такое природное ископаемое как уголь, очень ценное и нужное. Его используют в бытовых условия для отопления многих помещений, а так же государственных предприятий, а так же это ископаемое применяют в металлургии и химической промышленности. Это черное золото для человечества просто незаменимое.

3, 4, 5 класс, окружающий мир

Уголь полезные ископаемые

Уголь полезные ископаемые

Популярные темы сообщений

  • Колизей в древнем Рире

    Возведение Колизея началось в 71-70 г. до н.э. императором Веспасианом. Чтобы изыскать средства на постройку величайшего сооружения пришлось повысить старые и ввести новые налоги.

  • История изобретения турбин

    Турбина — это такого рода мотор способный вращаться, в основном при высокой температуре, с помощью газа или иной жидкости. Образцом является водяная мельница.

  • Арфа — музыкальный инструмент

    В древние времена человек охотился с помощью лука. При натяжении тетивы он издавал звук, который позднее стали применять для дачи сигнала. Кому-то пришла в голову мысль натянуть большее количество тетивы разного метража.

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые. Каменный уголь.

Цель: познакомить учащихся с видами каменного угля, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.

Задачи:

расширить знания учащихся о полезном ископаемом каменном угле, его свойствах и применении;

вызвать интерес к изучению новой темы;

развивать логическое мышление на основе упражнения в установлении сходства и отличия;

воспитывать уважительное отношение к природным богатствам нашей страны и уважение к профессии шахтёра.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звенит заливистый звонок,

Тебя ждёт интересный и полезный  урок

Чудесным пусть будет у тебя настроенье,

Легко и радостно даётся ученье.  

2.Критерии оценок.

«5» — активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, правильно и самостоятельно выполнять работы в тетради.

«4» — активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, самостоятельную работу в тетради выполнить с помощью учителя.

«3» — активно работать на уроке, при ответах на вопросы и самостоятельной работе требуется помощь учителя.

Перед тобой лежит лист самооценки, в нём ты будешь оценивать свою работу.

Игра «Почта»

Таб.№1

Таб.№2

Игра «Соедини картинку и слово»

Игра «Хорошо — плохо»

Полные ответы на вопросы

Актив-ность

Итого

        

3. Сообщение темы и цели урока.

А хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?

Тогда выполни следующие задания.

Игра «Собери слова»

еыпзноел киесыоапем (полезные ископаемые)

Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых.

Подумай и отгадай, с каким полезным ископаемым мы познакомимся.

    Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали. ( Каменный уголь)

    Прочитай тему нашего урока.

    Тема: «Полезные ископаемые. Каменный уголь»

    Как ты думаешь, чем сегодня будем заниматься на уроке.

    Цель: познакомимся с видами….., свойствами и значением ….., способами добычи ………..

    В течение урока ответим на вопросы, которые нас интересуют.

    1. Месторождение каменного угля?

    2. Свойства каменного угля?

    3. Виды каменного угля?

    4.Как и кто добывают каменный уголь?

    5. Где используют каменный уголь?

    ( Итог…)

    4.Актуализация опорных знаний.

    Что означает слово «ископаемые»? (От слова «копать», находятся в недрах земли)

    Почему они полезные? (Приносят пользу людям)

    Кто находит месторождение полезных ископаемых? (Геологи)

    Игра « Почта»

    Помоги геологу разложить полезные ископаемые в посылки, чтобы отправить в лабораторию.

    1 группа — горючие п.и. (Нефть, природный газ, каменный уголь, торф)

    2 группа – рудные п.и. (Железная руда, медная руда, золото, серебро)

    3 группа – нерудные (строительные) п.и. (Песок, глина, гранит, известняк)

    Ученик оценивает себя самостоятельно.

    (Итог)

    5. Работа над новой темой.

    1)Вступительное слово.

    . Героем нашего урока сегодня будет вот этот кусок горной породы.

    Как называется это полезное ископаемое? (каменный уголь)

    Ты проведёшь небольшое исследование и узнаешь о каменном угле много нового.

    Для исследования нам с тобой необходимо отправиться в путешествие по станицам книги. А задания будешь выполнять в тетради.

    2)1 страница – историческая

    История появления угля в России.

    До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни. Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Слова его оказались пророческими. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.

    3) 2 страница — географическая

    Месторождения каменного угля.

    Что такое месторождение? (Место, где залегают полезные ископаемые) Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом.

    ( Работа с физической картой России)

    Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. 

    Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока.

    Самые крупные из них: Печорский угольный бассейн– около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима.Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири, в Кемеровской области.

    — Назови крупные месторождения каменного угля?

    Итог…….

    4) 3 страница – исследовательская.

    Практическая работа: «Свойства каменного угля»

    1.Возьми кусок каменного угля. Какого он цвета? (чёрный)

    2.Есть ли у него блеск, прозрачность? (блеск).

    3.Попробуй разломать его руками. Какой он? (твёрдый)

    4. Ударь уголь молотком. Что произошло с углём? (он расколется на несколько кусочков)

    Какой можно сделать вывод? (хрупкий)

    5. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче. Что произойдёт с углём? (он утонет)

    Какой можно сделать вывод? (каменный уголь тяжелее воды)

    6. Сделай вывод. Запиши.

    Вывод: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо горит и выделяет тепло.

    (Заполняет таб.1 в тетради)

    Ученик оценивает себя самостоятельно.

    Итог…..

    Физкультминутка.

    По дорожке геологи шли.

    Много камешков разных нашли.

    Присели, собрали.

    Присели, собрали

    И дальше вприпрыжку пошли.

    По дорожке, по дорожке

    Прыгали на левой ножке.

    И по этой же дорожке

    Прыгали на правой ножке.

    «Стоп! Немного отдохнём

    И камни изучать пойдём!»

    5) 4 страница – геологическая.

    Виды угля.

    Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным.

    В природе встречается три вида каменного угля — бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит. ( Рассматривание коллекции)

    Виды каменного угля

    Бурый уголь

    Антрацит

    Обыкновенный каменный уголь

    БУРЫЙ  УГОЛЬ. Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.

    АНТРАЦИТ. Его геологи считают самым зрелым. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.

    ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Сероватого цвета, матовый(меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.

    (Заполнение таб. 2 в тетради)

    Ученик оценивает себя самостоятельно.

    Итог…..

    6) 5 страница – биологическая.

    Образование каменного угля.

    А почему его называют каменным?

    Каменный уголь очень твёрдый. Как камень. Долгое время считалось, что он родственник камню. Потому его так и назвали, но ведь камень не горит.

    Откуда же взялся каменный уголь?

    Великий русский учёный М. В. Ломоносов разгадал эту загадку. Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле.

    Работа с учебником. Стр. 111

    ( чтение рассказа в учебнике)

    — Как образовался каменный уголь?

    Итог……..

    7) 6 страница – технологическая

    Добыча каменного угля.

    Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.

    Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Котлованы – карьеры. Открытый или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко — не глубже 100 м. Верхний слой — почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу.

    Если уголь залегает глубоко, добычу его ведут закрытым способом Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты, в которых ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м.

    Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

    Работает в шахте — шахтёр. Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.

    Как ты думаешь, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте, может произойти обвал, взрыв.)

    — Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

    Игра «Соедини картинку и слово»

    Карьер

    Шахта

    Скважина

    (задание выполняет в тетради)

    Ученик оценивает себя самостоятельно.

    Итог……

    8) 7 страница – хозяйственная

    3начение каменного угля.

    Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащегося)

    Область использования каменного угля просто огромна.

    Рассмотри картинку и расскажи, где человек использует каменный уголь.

    Посмотри, что в нашей комнате сделано из каменного угля?

    Итог……..

    9) 8 страница — экологическая

    Экологические проблемы.

    И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией.

    Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%.

    Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее? Используя данные учёных о запасах и добыче нефти, угля и газа определили, на сколько лет хватит этих ресурсов. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом.

    Какие экологические проблемы ты заметил? (ответы учащегося)

    Давай поиграем в игру «Хорошо — плохо».

    — Чем хорош уголь?

    топливо

    электричество

    лекарства

    краски

    искусственные ткани

    бензин

    — Чем плох уголь?

    разрушается почва

    копоть

    сажа

    загрязняет атмосферу

    Ученик оценивает выполнение работы.

    Итог……

    6. Закрепление. Работа с учебником.

    -Смогли мы с тобой найти ответы на наши вопросы? Давай проверим.

    А как ты думаешь, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения учащегося.)

    А как же сберечь это природное богатство – каменный уголь? (Экономить)

    Прочти вывод в тетради.

    Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

    Итог……

    7. Подведение итогов.

    -Как называется тема нашего урока?

    -Знания, полученные на сегодняшнем уроке, где тебе могут пригодиться?

    Итог….

    На следующем уроке мы продолжим знакомиться с полезными ископаемыми, а именно с железной рудой.

    8. Домашнее задание.

    Выполнить задание в тетради. (Тест)

    Выставление оценок.

      Ученик оценивает свою работу на уроке. Подводит итог в таблице. Учитель оценивает работу учащегося на уроке.

      Урок окончен. Спасибо за работу.

      ПРИЛОЖЕНИЕ

      Тест « Полезные ископаемые»

      Тест 8 вопросов 3 варианта ответов.

      1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

      а) камни

      б) полезные ископаемые

      в) вода

      2.Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

      а) ножницы, ложки, вилки

      б) кирпич, бензин, известняк

      в) нефть, глина, торф

      3.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

      а) психологи

      б) строители

      в) геологи

      4.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

      а) оловянная и медная руда

      б) глина, известняк

      в) каменный уголь, природный газ

      5.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки деревьев и растений?

      а) глина

      б) каменный уголь

      в) гранит

      6.Жидкое горючее полезное ископаемое

      а) природный газ

      б) нефть

      в) известняк

      7.Где добывают каменный уголь?

      а) в болотах

      б) в подземных шахтах

      в) со дна озёр

      8.Из какого полезного ископаемого получают лекарства и пластмассы?

      а) из угля

      б) из гранита

      в) из руды

      Таблица №1

      СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ

      Правильный ответ отметь знаком «+».

      серый

      белый

      черный

      матовый

      блестит

      прозрачный

      твердый

      жидкий

      газообразный

      прочный

      хрупкий

      мягкий

      тяжелее воды

      легче воды

       

      хорошо горит

      плохо горит

      не горит

      даёт тепло

      нет тепла

       

      Сделай вывод устно: Каменный уголь – полезное ископаемое …. цвета, …., ….., ……, …… ……, ……, …….

      Таблица №2

      Виды каменного угля

      Вставь пропущенные слова.

      Рыхлый, более тусклый, не блестит, плохо горит, даёт меньше тепла – это ________________________________________________.

      Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук, при горении выделяется много тепла _____________________________________.

      Сероватого цвета, матовый(меньше блестит),горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла, чем антрацит _________________________________________________________________.

      Игра «Соедини картинку и слово»

      Карьер

      Шахта

      Скважина

      ВЫВОД

      Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства, краску, лаки. К использованию каменного угля нужно относиться экономно.

      ЗАПОМНИ!

      Шахтёр

      Шахта

      Каменный уголь

      Карьер

      Антрацит

      Обыкновенный каменный уголь

      Матовый (без блеска)

      Источник