План общественно полезного труда в школе
Программа «Общественно-полезный труд»
3-б класс (2012-2013 уч.г.)
Пояснительная записка
Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.
Задачи:
Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.
Дать первоначальные представления о ведущей роли труда
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Развивать первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных.
4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
— развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Месяц | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Сентябрь | 1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы) 2. Уборка школьного двора 3. Практикум-дежурство по классу 4. Организация своего рабочего места (дома). 5. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 6. Беседа «Каждой вещи свое место!» 7. Сбор листьев для гербария. | |
Октябрь | 1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор) 2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы 3. Влажная уборка классной комнаты 4. Уход за комнатными растениями. 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения» | |
Ноябрь | 1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски 2. Изготовление кормушек 3. Сухая чистка одежды щеткой 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к «Дню матери» 8. Изготовление игрушек для детского сада; | |
Декабрь | 1. Акция «Птицам — нашу заботу» 2. Мытье стен и дверей классной комнаты 3. Изготовление наглядного материала. 4. Изготовление елочных игрушек 5. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) 6. Организация своего рабочего места (дома). 7. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 8. Беседа «Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика» | |
Январь | 1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий 2. Посадка лука на зелень 3. Подкормка зимующих птиц 4. Организация своего рабочего места (дома). 5. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 6. Операция «Книжка заболела» 7. Беседа «Мой друг — режим», | |
Февраль | 1. Изготовление учебных пособий 2. Уход за растениями. 3. Мелкий ремонт учебников и книг 4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к 23 февраля 8. Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» | |
Март | 1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки 2. Влажная уборка классной комнаты 3. Пересадка и размножение комнатных растений 4. Организация своего рабочего места (дома). 5. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 6. Открытки-самоделки «8 марта» | |
Апрель | 1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников 2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе 3. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате 4. Посев цветочно-декоративных растений 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. | |
Май | 1. Уборка школьного двора 2. Уход за цветочно-декоративными растениями 3. Мелкий ремонт учебников и книг 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к 9 мая |
Источник
Тематическое планирование по общественно- полезному труду 4 «Б» класс
№
урока
Раздел
(кол-во
Часов)
Тема урока
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки
(ЗУН)
Вид контроля
Дата
проведения
Приме
чания
План.
Факт.
I четверть
1
Вводное занятие. Чем я могу быть полезен другим людям?
1 час
Представление об основных целях и задачах дисциплины, понятие «общественно-полезный труд»
Текущий
3с
2
Помоги тем, кто рядом
7 часов
Что такое «общественные поручения». Самостоятельное распределение общественных поручений.
1 час
Понятие
« обществен
ные поручения». Представление об обязаннос
тях, связанных с ними.
Текущий
10с
3
Помоги тем, кто рядом
7 часов
Вспоминаем про обязанности: дежурство по классу, столовой, по школе.
1 час
Представление о видах дежурства, их значении в организации жизни школы.
Текущий
17с
4-5
Предпраздничная подготовка
10 часов
Скоро День Учителя! (изготовление поздравительных открыток)
2 часа
Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих.
Текущий
24с
1окт
6
«Сохраним книгу!»
4 часа
Изготовление обложек и закладок для книг и учебников.
1 час
Понимание роли книги в жизни человека, знание правил бережного обращения с книгой, трудовые навыки.
Текущий
8окт
7
Добрые дела в школе и в классе
11 часов
Работа на пришкольном участке: уборка мусора, сухих листьев.
1 час
Знание инструментов и приспособлений для уборки на улице, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.
Текущий
15окт
8
Помоги тем, кто рядом
7 часов
Шефство над первоклассниками: посильная помощь в изготовлении наглядных пособий.
1 час
Понятие «шефство», понимание роли положительного примера для младших ребят, желание оказать посильную помощь. Трудовые навыки.
Текущий
22окт
9
Добрые дела в школе и в классе
11 часов
Генеральная уборка класса( самостоятельное распределение ролей)
1 час
Знание инструментов и приспособлений для уборки в помещении, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.
Текущий
29окт
II четверть
10-11
Добрые дела в школе и в классе
11 часов
Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала.
2 часа
Понятие «бросовый материал», представление о бережном использовании вещей, трудовые навыки.
Текущий
12ноя
19ноя
12
Добрые дела в школе и в классе
11 часов
Накроем стол к обеду (дежурство по столовой)
1 час
Представление о дежурстве по столовой, умение самостоятельно распределять роли, знание элементарных правил сервировки.
Текущий
26ноя
13
Предпраздничная подготовка
10 часов
Скоро, скоро Новый год!(праздничное оформление класса)
1 час
Представление о предпраздничных приготовлениях, способах праздничного оформления помещений, трудовые навыки, желание радовать окружающих.
Текущий
3дек
14-15
Предпраздничная подготовка
10 часов
Скоро, скоро Новый год! Изготовление новогодних поздравительных открыток.
2 часа
Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих
Текущий
10дек
17дек
16
«Сохраним книгу!»
4 часа
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг.
1 час
Понимание роли книги в жизни человека,
знание правил
бережного обращения с книгой, представление
о профилактичес
ких мероприятиях ,трудовые навыки.
Текущий
24дек
III четверть
17
«Сохраним книгу!»
4 часа
«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг.
1 час
Понимание роли книги в жизни человека,
знание правил
бережного обращения с книгой, представление
о профилактичес
ких мероприятиях ,трудовые навыки.
Текущий
21янв
18
Добрые дела в школе и в классе
11 часов
Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала.
1 час
Понятие «бросовый материал», представление о бережном использовании вещей, трудовые навыки.
28янв
19-20
Помоги тем, кто рядом
7 часов
Поможем зимующим птицам! Изготовление кормушек для птиц.
2 часа
Знание и различение зимующих пицц, представление об условиях их жизни в зимний период, трудовые навыки.
Текущий
4ф
11ф
21
Предпраздничная подготовка
10 часов
Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества
1 час
Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих
Текущий
18ф
22-23
Предпраздничная подготовка
10 часов
Изготовление поздравительных открыток ко Дню 8 марта
2 часа
Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих
Текущий
25ф
4мар
24-25
Помоги тем, кто рядом
7 часов
Шефство над первоклассниками: игрушки своими руками.
2 часа
Понятие «шефство», понимание роли положительного примера для младших ребят, желание оказать посильную помощь. Трудовые навыки.
Текущий
11мар
18мар
26
Добрые дела в школе и в классе
11часов
Генеральная уборка класса
1 час
Знание инструментов и приспособлений для уборки в помещении, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.
Текущий
1апр
IV четверть
27-29
Добрые дела в школе и в классе
11 часов
Расскажем о себе: оформление ученического портфолио.
3 часа
Понятие «Портфолио», анализ собственных достижений, трудовые навыки.
Текущий
8
15
22апр
30
«Сохраним книгу!»
4 часа
(IV Час )
Анализ состояния школьных учебников, необходимый ремонт.
1 час
Понимание роли книги в жизни человека,
знание правил
бережного обращения с книгой, представление
о профилактичес
ких мероприятиях ,трудовые навыки.
Текущий
29апр
31-32
Предпраздничная подготовка
10 часов
(X—XI час)
Поздравим ветеранов: изготовление поздравительных открыток.
2 часа
Представление о роли ветеранов в судьбе Родины, представление о видах обращения к людям пожилого возраста, трудовые навыки, желание порадовать окружающих
Текущий
6мая
13мая
33
Добрые дела в школе и в классе
11 часов
Генеральная уборка класса
1 час
Знание инструментов и приспособлений для уборки в помещении, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.
Текущий
20мая
34
Итоговое занятие: что полезного я сделал за год?
1 час
Анализ полезных дел, совершённых в течении года, самооценка.
Итоговый
27мая
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Общественно-полезный труд» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Пояснительная записка
Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю ( в год 33 часа) начиная с 1 класса.
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей ( постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
— протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
— соблюдение порядка чистоты в классе;
— уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
— дежурство по столовой;
— выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
- Социальные проекты
Синица. Забота человека о птицах.
Какие мы? (Социологический проект).
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам — нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»
5. Санитарный день в кабинете
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
— развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
№ п/п | Тема занятия |
1. | Экскурсия по школе |
2. | Экскурсия в библиотеку. Встреча с работниками библиотеки |
3. | Прогулка в парк. Наблюдение за трудовой деятельностью людей. |
4. | Сбор опавших листьев для гербария |
5. | Конкурс «Что растет на грядке?». |
6. | Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый город» |
7. | Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных |
8. | «В гостях у Мойдодыра» |
9. | Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки», |
10. | Беседы: «Как мы помогаем дома? |
11. | Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей. |
12. | Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?» |
13. | Беседа «Когда мамы дома нет» Выставка рисунков «Я помогаю дома». |
14. | Сооружение снежной горки для катания на санках. |
15. | Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки) |
16. | Изготовление кормушек.Подкормка зимующих птиц |
17. | Беседы: «Есть профессий на свете немало», |
18. | Чтение книг и рассказов о труде |
19. | Экскурсия на почту. Игра в почту. |
20. | Классный час «Наши папы и мамы на работе» |
21. | Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, старших сестер |
22. | Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц. |
23. | Участие в празднике «Птицы — наши друзья». |
24. | Конкурс «Кто нас обслуживает?». |
25. | Беседы: «Кого называют трудолюбивым?», |
26. | Классный час «Книжкины именины». |
27. | Экскурсия в магазин. Игра в «магазин |
28. | Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях |
29. | Весенние работы на пришкольном участке |
30. | Операции «Чистый двор», |
31. | Сбор семян. Посадка цветов. |
32. | Подведение итогов выполнения общественных поручений |
33. | Сбор «Чему мы научились?». |
Литература
- Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
- Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
- Кобзарь Б.С. Учебно — воспитательный процесс в школах.
- Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Я -гражданин» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Край, в котором я живу.» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Умники и умницы.» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «развиваем речсь.» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Источник