План описания полезного ископаемого 4 класс

План описания полезного ископаемого 4 класс thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» ( 4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

План описания полезного ископаемого 4 класс

2 слайд

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр З

Описание слайда:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

3 слайд

Слои полезных ископаемых

Описание слайда:

Слои полезных ископаемых

4 слайд

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металли

Описание слайда:

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

5 слайд

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды

Описание слайда:

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

6 слайд

кварц		слюда		полевой шпат (белые		(чёрные		 (розовые зёрна)		 зёрна)		 зёрна

Описание слайда:

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

7 слайд

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5.

Описание слайда:

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

8 слайд

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В

Описание слайда:

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

9 слайд

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В в

Описание слайда:

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

10 слайд

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяе

Описание слайда:

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

11 слайд

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорош

Описание слайда:

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

12 слайд

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Описание слайда:

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

13 слайд

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, извест

Описание слайда:

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

14 слайд

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёр

Описание слайда:

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

15 слайд

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КА

Описание слайда:

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

16 слайд

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Описание слайда:

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

17 слайд

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Описание слайда:

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

18 слайд

Буровая платформа для добычи нефти.

Описание слайда:

Буровая платформа для добычи нефти.

19 слайд

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Описание слайда:

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Выберите книгу со скидкой:

План описания полезного ископаемого 4 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

План описания полезного ископаемого 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

План описания полезного ископаемого 4 класс

Курс повышения квалификации

План описания полезного ископаемого 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-448374

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Открытый урок окружающего мира 4 класс.

Тема: Полезные ископаемые. Обобщение.

Савинова Вероника Юрьевна

10 февраля 2012 года.

Цели: 

1. Обобщить знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения, профессиями.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, работать в группах, уметь ставить перед собой проблему и решать её.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерные презентации, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, условные обозначения полезных ископаемых, атласы.

Ход урока

1. Минутка вхождения в урок. (создание психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.

Башкирия – привольная земля!

Нет лучше края для меня

И в ясный день и в непогоду

Мне дорога твоя природа!

Твои леса поля и горы

Равнины реки и озёра

Небес волшебных бирюза

Летящий ласковый простор

Всё радует…ласкает взор

Средь гор здесь города растут,

Народы разные живут,

А нефтяные вышки в ряд

На страже мира все стоят.

Богатая и щедрая земля –

Бескрайняя Башкирия моя!

Такой красы нигде я не видала…

Жаль не художник… всё б нарисовала !!!!!

О чём это стихотворение?

(О родном крае.) Чем гордится автор?(поля, леса, реки, озера, народы, щедрая земля, нефтяные вышки) Как вы думаете о каком из богатств нашей Республики мы будем говорить на уроке? (нефтяные вышки, щедрая земля)

Да. Будем говорить о богатствах в недрах нашей земли – полезных ископаемых, о их значимости и связанные с ними профессиями.

Как будем работать на уроке, чтобы урок был плодотворным? (активно, слушать друг друга, дружно..)

      2.    Дома вы выполняли работа по группам.

     Послушаем отчет  поисково-творческой группы Данила Кислова. Они исследовали что такое полезные ископаемые. Их многообразие.(Детская презентация)

Ребята, вдумайтесь в словосочетание «полезные ископаемые». Значит речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр.

Читайте также:  Что полезного можно приготовить из тыквы

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи.

 Очень разнообразны полезные ископаемые. Одни приносят тепло: торф, бурые и каменные угли, нефть

 Черные металлы используют для выплавки чугунов и сталей – это железо, марганец, титан, хром.

Цветные металлы.

Цветные камни: изумруд, малахит, янтарь, жемчуг.

Украшают нашу жизнь и приносят магию камней.

Строительные полезные ископаемые: мрамор, гранит, известняк.

Все, что находится в земной коре может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

3.      Вот такие разнообразные полезные ископаемые. Ребята, в как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают в нашей республики? (песок, глина, железная руда, уголь, нефть, природный газ, цинк, золото)

Ребята  поисково-творческой группы Шекунова Миши получили задание исследовать, для чего нужны песок и глина. (Детская презентация)

Физкультминутка.

Сделаем из глины птицу счастья, дом, солнце, цветок.

   4.                 А сейчас мы совершим маленькое путешествие по Республике Башкортостан и обозначим на карте месторождения.(работа с картой РБ и текстом).У вас на партах атлас и текст. Прочитайте текст, найдите месторождения на карте, отметьте значком. 1 ряд- железная руда,2 ряд- бурый уголь,3 ряд – нефть.Самостоятельная работа по группам, а затем дети отмечают знаками и флажками прочитанное.

   Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан . Её транспортируют по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат.

 Белорецкий сталепроволочный комбинат  варит сталь и делает проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза. Тросом, изготовленным нашим комбнатом, можно смело тащить танкер, нефтяную вышку .

    В Башкортостане разведано 34 месторождения бурого угля,  наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе. Максимум добычи приходился на 1975 год.

          Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ  Ишимбая

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г. Туймазы. В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод.

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Более 500 наименований изделий производят из нефти. Как называют нефть? (Чёрное золото).

 4. — При добыче нефти бывают проблемы. Кто изучает проблемы природы?

-Об экологических проблемах расскажет Настя Козлова.

Ээколог – специалист, изучающий взаимосвязи живых организмов и человека с окружающей средой. Когда–то человек не имел того, что имеет сейчас. Люди стали покорять природу. В результате этого покорения загрязнялся воздух, вода. Под угрозой исчезновения более тысячи видов животных, 25 тысяч растений. При добыче полезных ископаемых случаются катастрофы, терпят крушение поезда, суда. Нефтепродукты попадают в моря, реки. Гибнут звери и птицы. Учёным удалось вывести бакпрепараты, при обработке которых загрязнённые участки в течение пяти лет очищаются. На их месте появляются водоросли.

 5.  Каждый должен позаботиться о здоровье природы. А сейчас подумаем о своем здоровье.Фм.

 6. Чем каждый из нас может помочь природе?

— Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых?

   Ребята  третьей поисково-творческой группы Кондратьева Степы получили задание исследовать, что можно сделать для охраны полезных ископаемых.. (Детская презентация)

1.В течение столетий росло понимание человеком того, какая богатейшая кладовая находится у него под ногами. По большому счету нет «неполезных» ископаемых.

2. Фактически все, что находится в земной коре, может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.И здесь возникает весьма непростая проблема!!!

3. Извлекая из земных недр всевозможные полезные ископаемые –

нарушают геологическую структуру недр,

люди истощают эти недра,

4. перегружают земную поверхность как продуктами переработки полезных ископаемых, так и отходами, которые образуются при переработке.

Понятно, что эта экологическая проблема все сильнее обостряется по мере увеличения добычи полезных ископаемых и расширения ассортимента ископаемых, которые человек включает в разряд полезных!

Читайте также:  Чем ошибка может быть полезной в жизни

5. Под охраной недр понимается: научно  бережное использование полезных ископаемых,

утилизация отходов,

ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам.

6.  К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

7.  Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

8. Берегите природу. Мы частица её.

     Какой сделаете вывод?

   А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь, воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду.  И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

  7.   А кто открывает и добывает полезные ископаемые? (геологи) Поработаем в учебнике с100.

1 вариант расскажет чем интересно и сложна профессия геолога.

2 вариант  – какие способы добычи  полезных ископаемых бывают.

    8.    Люди каких профессий используют полезные ископаемые в своей работе. Выберите профессию и полезные ископаемые, которые необходимы человеку данной профессии.

Руды металлов                строитель

Мрамор                         фотограф

Песок                                садовод

Нефть                                гончар

Алмаз                                шофер

Глина                                косметолог

Торф                                ювелир

Серебро                        стекольщик

IX. Рефлексия.

повторил

Я

запомнил

узнал

удивился

горжусь

-9. Тест по теме полезные ископаемые.

Мы обобщили знания о полезных ископаемых, по знакомились с людьми интересных профессий, вы показали свои знания по теме, но есть ещё много проблем, которые предстоит решать вам, а для этого надо совершенствовать, свои знания, быть добрыми и любящими хозяевами своего края. Задумайтесь над этими строками…

Оказывается: Нью-Йоркская статуя Свободы в США сделана из уральской красной меди. Французы на российской ярмарке купили красную медь, выплавили из неё статую Свободы и подарили в 1876 году США к 100-летию со дня независимости Америки.

Источник

1.Организационно-мотивационный момент

Беседа

Беседа

Беседа с элементами практической деятельности

2.Изучение нового материала

Беседа

Беседа

3.Закрепление нового материала

Самостоятельная работа в группах

Беседа с элементами практической деятельности

Бседа

Приветствие.Проверка готовности к уроку

— Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.

Он  очень  нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

По трубе течет,
пироги печет. (Газ)

Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Ни огня, 
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)

— Как  назвать все отгадки одним словом?  (полезные ископаемые)

— Сформулируйте тему урока. (Полезные ископаемые)

Работа с картой «Природные ископаемые России».

— Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.

Игра «Верю – не верю».

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю».(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

Верите  ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

Верите ли вы, что в Ростовской области есть месторождения различных пи?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать?

(ответы детей вывешиваются на доску)

Какие полезные ископаемые залегают в Ростовской области?

Свойства добываемых полезных ископаемых.

Их месторождение.

Применение в народном хозяйстве.

— Поработаем в группах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых залегаемых на территории Курганской области.

1. — Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите,  на какие группы  делятся природные ископаемые?

 Природные ископаемые

                                                                                                        Горючие   Рудные    Строительные

Читайте также:  После инсульта прогулки полезны или нет

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых пользуясь картой.

— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого: пкеос, лгаин, гоуль,).

Самостоятельная работа в группах (выбирается руководитель группы).

— Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого. Все результаты заносите в таблицу на листах.

Инструкция по исследованию угля .

Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения угля в нашем крае. Запишите в тетрадь.

Исследуйте свойства угля:
а) Какого цвета уголь?
б) Плотное или рыхлое вещество?
в) Прочный или непрочный?
г) Тяжелее или легче воды?
д) Хорошо или плохо впитывает воду?

Где используется уголь в народном хозяйстве?

Отметить на контурной карте залежи угля.

Инструкция по исследованию песка.

Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашей области. Запишите в тетрадь.

Исследуйте свойства песка:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости песка (Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)

 д) Установить водопроницаемость песка.

 ( выяснить, как  пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

Где используется песок в народном хозяйстве?

Отметить на контурной карте залежи песка.

Инструкция по исследованию глины.

Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашей области. Запишите в тетрадь.

Исследуйте свойства глины:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости глины(Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) Установить водопроницаемость глины.

( выяснить, как  пропускает  воду  глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

Где используется  глина  в народном хозяйстве?

Отметить на контурной карте залежи глины.

Отчёт о проделанной работе руководителей групп.

(На доске появляются условные значки для обозначения угля, песка, глины).

— Какое полезное ископаемое залегает на территории г. Шахты? (уголь).

— Как относиться надо к природным ископаемым? Почему

Классификация полезных ископаемых.

— Разделите полезные ископаемые, которые исследовали,  на группы и докажите почему так.

1 группа – строительные (песок, глина)

2 группа – горючие (уголь).

— Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?

Какие полезные ископаемые вы дополнили бы к третьей группе?

Природные ископаемые

                                                                                                       Горючие   Рудные    Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых?

Работа с картой

Работа с раздаточным материалом

Практическое умение работать с образцом пи

Практическое умение работать с образцом пи

Картографические умения

Практическое умение работать с образцом пи

Картографические умения

Создание эмоционального восприятия ,оживление личного опыта.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: умение слушать и слышать ответы одноклассников

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные: умение работать с различными источниками знаний

Коммуникативные: умение отвечать на поставленные вопросы, слушать и корректировать ответы других

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы в устной форме

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя;самостоятельно адекватнооценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные: умение работать в группе

Коммуникативные: умение работать с различными источниками знаний

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; оценивание своей деятельности

Интеллектуально-познавательные:выделять главную мысль,обощать,делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Интеллектуально-познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь между компонентами природы

Приветствие,проверка готовности к уроку

Отгадывают загадки

Высказывают свои мнения

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы учителя

Слушают инструкцию к см работе

Выполняют см работу

Сверяют свои ответы с правильными

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Источник