План описания полезного ископаемого 4 класс
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
Слои полезных ископаемых
4 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
5 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
6 слайд
Описание слайда:
кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив
7 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
8 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
9 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
10 слайд
Описание слайда:
слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется
11 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
12 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
13 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
14 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
15 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
16 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
17 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
18 слайд
Описание слайда:
Буровая платформа для добычи нефти.
19 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-448374
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Открытый урок окружающего мира 4 класс.
Тема: Полезные ископаемые. Обобщение.
Савинова Вероника Юрьевна
10 февраля 2012 года.
Цели:
1. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения, профессиями.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, работать в группах, уметь ставить перед собой проблему и решать её.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерные презентации, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, условные обозначения полезных ископаемых, атласы.
Ход урока
1. Минутка вхождения в урок. (создание психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
Башкирия – привольная земля!
Нет лучше края для меня
И в ясный день и в непогоду
Мне дорога твоя природа!
Твои леса поля и горы
Равнины реки и озёра
Небес волшебных бирюза
Летящий ласковый простор
Всё радует…ласкает взор
Средь гор здесь города растут,
Народы разные живут,
А нефтяные вышки в ряд
На страже мира все стоят.
Богатая и щедрая земля –
Бескрайняя Башкирия моя!
Такой красы нигде я не видала…
Жаль не художник… всё б нарисовала !!!!!
О чём это стихотворение?
(О родном крае.) Чем гордится автор?(поля, леса, реки, озера, народы, щедрая земля, нефтяные вышки) Как вы думаете о каком из богатств нашей Республики мы будем говорить на уроке? (нефтяные вышки, щедрая земля)
Да. Будем говорить о богатствах в недрах нашей земли – полезных ископаемых, о их значимости и связанные с ними профессиями.
Как будем работать на уроке, чтобы урок был плодотворным? (активно, слушать друг друга, дружно..)
2. Дома вы выполняли работа по группам.
Послушаем отчет поисково-творческой группы Данила Кислова. Они исследовали что такое полезные ископаемые. Их многообразие.(Детская презентация)
Ребята, вдумайтесь в словосочетание «полезные ископаемые». Значит речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи.
Очень разнообразны полезные ископаемые. Одни приносят тепло: торф, бурые и каменные угли, нефть
Черные металлы используют для выплавки чугунов и сталей – это железо, марганец, титан, хром.
Цветные металлы.
Цветные камни: изумруд, малахит, янтарь, жемчуг.
Украшают нашу жизнь и приносят магию камней.
Строительные полезные ископаемые: мрамор, гранит, известняк.
Все, что находится в земной коре может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
3. Вот такие разнообразные полезные ископаемые. Ребята, в как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают в нашей республики? (песок, глина, железная руда, уголь, нефть, природный газ, цинк, золото)
Ребята поисково-творческой группы Шекунова Миши получили задание исследовать, для чего нужны песок и глина. (Детская презентация)
Физкультминутка.
Сделаем из глины птицу счастья, дом, солнце, цветок.
4. А сейчас мы совершим маленькое путешествие по Республике Башкортостан и обозначим на карте месторождения.(работа с картой РБ и текстом).У вас на партах атлас и текст. Прочитайте текст, найдите месторождения на карте, отметьте значком. 1 ряд- железная руда,2 ряд- бурый уголь,3 ряд – нефть.Самостоятельная работа по группам, а затем дети отмечают знаками и флажками прочитанное.
Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан . Её транспортируют по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат.
Белорецкий сталепроволочный комбинат варит сталь и делает проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза. Тросом, изготовленным нашим комбнатом, можно смело тащить танкер, нефтяную вышку .
В Башкортостане разведано 34 месторождения бурого угля, наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе. Максимум добычи приходился на 1975 год.
Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ Ишимбая
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г. Туймазы. В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод.
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.
Более 500 наименований изделий производят из нефти. Как называют нефть? (Чёрное золото).
4. — При добыче нефти бывают проблемы. Кто изучает проблемы природы?
-Об экологических проблемах расскажет Настя Козлова.
Ээколог – специалист, изучающий взаимосвязи живых организмов и человека с окружающей средой. Когда–то человек не имел того, что имеет сейчас. Люди стали покорять природу. В результате этого покорения загрязнялся воздух, вода. Под угрозой исчезновения более тысячи видов животных, 25 тысяч растений. При добыче полезных ископаемых случаются катастрофы, терпят крушение поезда, суда. Нефтепродукты попадают в моря, реки. Гибнут звери и птицы. Учёным удалось вывести бакпрепараты, при обработке которых загрязнённые участки в течение пяти лет очищаются. На их месте появляются водоросли.
5. Каждый должен позаботиться о здоровье природы. А сейчас подумаем о своем здоровье.Фм.
6. Чем каждый из нас может помочь природе?
— Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых?
Ребята третьей поисково-творческой группы Кондратьева Степы получили задание исследовать, что можно сделать для охраны полезных ископаемых.. (Детская презентация)
1.В течение столетий росло понимание человеком того, какая богатейшая кладовая находится у него под ногами. По большому счету нет «неполезных» ископаемых.
2. Фактически все, что находится в земной коре, может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.И здесь возникает весьма непростая проблема!!!
3. Извлекая из земных недр всевозможные полезные ископаемые –
нарушают геологическую структуру недр,
люди истощают эти недра,
4. перегружают земную поверхность как продуктами переработки полезных ископаемых, так и отходами, которые образуются при переработке.
Понятно, что эта экологическая проблема все сильнее обостряется по мере увеличения добычи полезных ископаемых и расширения ассортимента ископаемых, которые человек включает в разряд полезных!
5. Под охраной недр понимается: научно бережное использование полезных ископаемых,
утилизация отходов,
ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам.
6. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
7. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
8. Берегите природу. Мы частица её.
Какой сделаете вывод?
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь, воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
7. А кто открывает и добывает полезные ископаемые? (геологи) Поработаем в учебнике с100.
1 вариант расскажет чем интересно и сложна профессия геолога.
2 вариант – какие способы добычи полезных ископаемых бывают.
8. Люди каких профессий используют полезные ископаемые в своей работе. Выберите профессию и полезные ископаемые, которые необходимы человеку данной профессии.
Руды металлов строитель
Мрамор фотограф
Песок садовод
Нефть гончар
Алмаз шофер
Глина косметолог
Торф ювелир
Серебро стекольщик
IX. Рефлексия.
повторил | |
Я | запомнил |
узнал | |
удивился | |
горжусь |
-9. Тест по теме полезные ископаемые.
Мы обобщили знания о полезных ископаемых, по знакомились с людьми интересных профессий, вы показали свои знания по теме, но есть ещё много проблем, которые предстоит решать вам, а для этого надо совершенствовать, свои знания, быть добрыми и любящими хозяевами своего края. Задумайтесь над этими строками…
Оказывается: Нью-Йоркская статуя Свободы в США сделана из уральской красной меди. Французы на российской ярмарке купили красную медь, выплавили из неё статую Свободы и подарили в 1876 году США к 100-летию со дня независимости Америки.
Источник
1.Организационно-мотивационный момент
Беседа
Беседа
Беседа с элементами практической деятельности
2.Изучение нового материала
Беседа
Беседа
3.Закрепление нового материала
Самостоятельная работа в группах
Беседа с элементами практической деятельности
Бседа
Приветствие.Проверка готовности к уроку
— Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.
— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
По трубе течет,
пироги печет. (Газ)
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
— Как назвать все отгадки одним словом? (полезные ископаемые)
— Сформулируйте тему урока. (Полезные ископаемые)
Работа с картой «Природные ископаемые России».
— Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.
Игра «Верю – не верю».
— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю».(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)
Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?
Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
Верите ли вы, что в Ростовской области есть месторождения различных пи?
— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать?
(ответы детей вывешиваются на доску)
Какие полезные ископаемые залегают в Ростовской области?
Свойства добываемых полезных ископаемых.
Их месторождение.
Применение в народном хозяйстве.
— Поработаем в группах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых залегаемых на территории Курганской области.
1. — Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите, на какие группы делятся природные ископаемые?
Природные ископаемые
Горючие Рудные Строительные
Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых пользуясь картой.
— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого: пкеос, лгаин, гоуль,).
Самостоятельная работа в группах (выбирается руководитель группы).
— Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого. Все результаты заносите в таблицу на листах.
Инструкция по исследованию угля .
Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения угля в нашем крае. Запишите в тетрадь.
Исследуйте свойства угля:
а) Какого цвета уголь?
б) Плотное или рыхлое вещество?
в) Прочный или непрочный?
г) Тяжелее или легче воды?
д) Хорошо или плохо впитывает воду?
Где используется уголь в народном хозяйстве?
Отметить на контурной карте залежи угля.
Инструкция по исследованию песка.
Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашей области. Запишите в тетрадь.
Исследуйте свойства песка:
а) Какого цвета?
б) Установление сыпучести.
в) Определение вязкости песка (Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)
д) Установить водопроницаемость песка.
( выяснить, как пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).
Где используется песок в народном хозяйстве?
Отметить на контурной карте залежи песка.
Инструкция по исследованию глины.
Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашей области. Запишите в тетрадь.
Исследуйте свойства глины:
а) Какого цвета?
б) Установление сыпучести.
в) Определение вязкости глины(Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)
д) Установить водопроницаемость глины.
( выяснить, как пропускает воду глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).
Где используется глина в народном хозяйстве?
Отметить на контурной карте залежи глины.
Отчёт о проделанной работе руководителей групп.
(На доске появляются условные значки для обозначения угля, песка, глины).
— Какое полезное ископаемое залегает на территории г. Шахты? (уголь).
— Как относиться надо к природным ископаемым? Почему
Классификация полезных ископаемых.
— Разделите полезные ископаемые, которые исследовали, на группы и докажите почему так.
1 группа – строительные (песок, глина)
2 группа – горючие (уголь).
— Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?
Какие полезные ископаемые вы дополнили бы к третьей группе?
Природные ископаемые
Горючие Рудные Строительные
Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых?
Работа с картой
Работа с раздаточным материалом
Практическое умение работать с образцом пи
Практическое умение работать с образцом пи
Картографические умения
Практическое умение работать с образцом пи
Картографические умения
Создание эмоционального восприятия ,оживление личного опыта.
Регулятивные: контроль, самоконтроль.
Коммуникативные: умение слушать и слышать ответы одноклассников
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Коммуникативные: умение работать с различными источниками знаний
Коммуникативные: умение отвечать на поставленные вопросы, слушать и корректировать ответы других
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы в устной форме
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя;самостоятельно адекватнооценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Коммуникативные: умение работать в группе
Коммуникативные: умение работать с различными источниками знаний
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; оценивание своей деятельности
Интеллектуально-познавательные:выделять главную мысль,обощать,делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Интеллектуально-познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь между компонентами природы
Приветствие,проверка готовности к уроку
Отгадывают загадки
Высказывают свои мнения
Отвечают на вопросы
Высказывают свое мнение
Отвечают на вопросы учителя
Слушают инструкцию к см работе
Выполняют см работу
Сверяют свои ответы с правильными
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Источник