План рассказа о полезном ископаемом глина

План рассказа о полезном ископаемом глина thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • География
  • Глина — полезное ископаемое

Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей среды (выветривания). Она состоит их очень мелких частичек – не более 0,01мм, поэтому в сухом виде похожа на пыль.

Основные составляющие вещества этой горной породы — оксиды алюминия и кремния, а также вода. Глина бывает разного цвета: от привычной желтой и красноватой до зеленой, черной и даже белой. Это зависит от того, какие именно вещества входят в ее состав. Например, красная глина имеет такой цвет из-за высокого содержания в ней железа.

Осадочные глины формируются за счет их переноса в другое место и скопления там. Бывают морские глины, сформировавшиеся на дне мора, а также континентальные, осевшие на материке. Остаточные глины – результат выветривания горных пород, преобразования лавы и пепла.

У глины есть особые свойства. При смешивании с водой, она образует очень пластичную массу, похожую на тесто. Ей можно придать любую форму, которая после высыхания сохраняется. А после обжига глиняное изделие становится твердым и при этом не пропускает воду. Это свойство материала издавна использовалось и сейчас применяется для производства глиняных изделий: посуды, водопроводных труб, вазонов, ваз и кувшинов, статуэток, свистулек и т.д. Глину можно расписывать или же покрывать лаком. В Индии сейчас можно встретить даже одноразовую посуду из глины. После использования такую чашку просто разбивают. Ведь недостатка в этом материале нет, а на палящем солнце сформированные изделия быстро сохнут.

В давние времена люди писали перьями на глиняных табличках. Ее использовали вместо мыла при купании (оттирали кожу), а также для бальзамирования мумий в Древнем Египте. Еще одно свойство глины – это способность связывать вещества, склеивать их. Она обладает хорошей укрывистостью. Поэтому глиной раньше обмазывали дома и печи в деревнях, сараи.

Из пластичной глины делают свои работы скульпторы, а уж затем только их отливают из гипса или бронзы. Яркоокрашенные глины можно использовать как краски.

Из легкоплавкой глины получают черепицу, плитку. Каолин – белая разновидность глины является основным сырьем для изготовления фарфоровых и фаянсовых предметов. Фарфор получают обжигом при очень высоких температурах смеси из глины, полевого шпата и кварца.

Из вспененной глины получают гранулы керамзита, он является отличным изоляционным материалом, сохраняет тепло и не пропускает шум. Любят керамзит и цветоводы: его насыпаю на дно горшка, чтобы сделать дренаж и не допустить загнивания корней растений.

Глина – это уникальный природный сорбент: она поглощает различные вещества. Поэтому на ее основе производят лечебные препараты, выводящие токсины из организма. Полезными считаются грязевые ванны. Нашла свое применение глина и в косметологии, особенно виде масок и обертывания. Также при помощи глины можно удалить загрязняющие вещества из воды, например нефть. Глину как сорбент используют и при производстве продуктов питания для очистки соков, вин, пива, а также растительного масла.

Добывать глину не сложно, ведь она залегает неглубоко пластами, между которыми находятся слои песка. Ее добывают в специальных карьерах и на берегах озер и рек. Но это очень тяжелый материал и перевозить ее дорого. Поэтому заводы по производству кирпича (еще одно важное применение глины) строят недалеко от места ее добычи. Такой кирпич отличается огнеупорностью, поэтому из него строят доменные печи, в которых плавят металлы.

Доклад Глина — полезное ископаемое сообщение

Глина считается, с древних времён и по сей, день полезным и нужным природным ископаемым. Окрас глины может быть разным от белого, голубого и до красного. В сухом виде глина похожа на сыпучие вещество, но стоит слегка намочить ее, и она приобретает, форму пластилина, и с нее можно лепить все что угодно. После высыхания сохраниться готовая изготовленная фигура. Место образования глины произошло от разрушения скальных пород. Так же найти ее можно под небольшим слоем земли и у высохших водоемом.

Прежде чем появилась бумага, человечество писала на созданных из глины табличках, писать приходилось заточенными острыми  тоненькими палочками, а после того как написали, им приходилось, сушить на солнце. Археологи, будучи на раскопках находили не мало таких написанных табличек, и в наше время мы их можем увидеть в музеях.

Глиненные статуэткиПо сегодняшний день глину довольно широко используют, практически во всех направления строительства, а скульпторы создают просто шедевры из глины, и поэтому она считается нужным и полезным ископаемым. Большой плюс этому ископаемому, что высокие температуры ее не пугают. Так же глину за ее полезные свойства применяют в медицине. Вообще глина практически везде добавляется и без нее не обойтись.

Глину хорошо добывать в местах, где когда-то протекали реки. Для того чтобы добыть это полезное ископаемое роют экскаваторами целые карьеры. Сначала удаляют верхних слой земли, а потом уже добывают саму глину, ее можно добывать не зависимо от времени года. Только в зимний период стоит карьер утеплять при помощи торфа и опилок. Далее глина поступает на перерабатывающие заводы, где ее подвергают особым процессам очистки, и, придав, нужный вид и состояние ее выпускают, в реализацию.

Читайте также:  Полезная информация для мастеров ногтевого сервиса

Поэтому это нужный и полезный природный ископаемый, который нам подарила планета и его следует использовать по уму.

3, 4 класс

Глина — полезное ископаемое

Глина - полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

  • Климат России

    Россия — самая большая страна в мире, занимающая огромную площадь более 17 миллионов квадратных километров и растянувшаяся почти на 10000 километров с запада на восток и более чем на 4000 с севера на юг. Подобные гигантские размеры,

  • Народные сказки

    Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность,

  • Животные Антарктиды

    Антарктида – является территорией с суровыми климатическими условиями. Температура материка очень низкая, а вся территория покрыта толстым льдом. Несмотря на подобные условиях, здесь присутствует различная флора и фауна, которая удивляет нас своей

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ГЛИНА КАК ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ Выполнила: Ученица 4А класса Новоселезневской С

Описание слайда:

ГЛИНА КАК ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ Выполнила: Ученица 4А класса Новоселезневской СОШ Вахрушева Юля Выполнила: Ученица 4А класса Новоселезневской СОШ Вахрушева Юля

2 слайд

Цель работы: определить, насколько актуальна добыча глины в настоящее время.

Описание слайда:

Цель работы: определить, насколько актуальна добыча глины в настоящее время. Задачи: Ознакомиться со свойствами глины и методами ее добычи Выяснить, как использовалась глина в древности и в наше время Изучить использование глины в Казанском районе

3 слайд

Свойства глины: 1.Пластичность 2.Способность сохранять форму 3.Водоупорность

Описание слайда:

Свойства глины: 1.Пластичность 2.Способность сохранять форму 3.Водоупорность 4. Твердость изделий из глины Виды глины: красная, голубая, белая, коричневая, серая, черная, зеленая, желтая.

4 слайд

Добыча глины Место добычи глины называется карьером. Добыча глины производит

Описание слайда:

Добыча глины Место добычи глины называется карьером. Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Машины срезают материал слоями для большей эффективности, т.к. глина залегает пластами. Добытая глина вывозится с карьера самосвалами или ленточными конвейерами.

5 слайд

С древних времен глина была незаменимым материалом, из которого изготавливали

Описание слайда:

С древних времен глина была незаменимым материалом, из которого изготавливались почти все бытовые предметы. Древняя посуда Глиняные дощечки из глины Древнего Вавилона

6 слайд

На Руси одним из видов народных промыслов стало создание игрушек из глины. Иг

Описание слайда:

На Руси одним из видов народных промыслов стало создание игрушек из глины. Игрушки предназначались не только для игры, но и служили украшением быта. Каргопольская Филимоновская Дымковская игрушка игрушка игрушка

7 слайд

В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного ки

Описание слайда:

В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича.  Из кирпича  строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища — мазанки. Хата-мазанка Современный дом из кирпича

8 слайд

Применение глины в наши дни Глина широко применяется в промышленности (в прои

Описание слайда:

Применение глины в наши дни Глина широко применяется в промышленности (в производстве керамической плитки, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнических изделий). Она используется и в современной медицине и косметологии. Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная является отличным материалом для создания скульптур.

9 слайд

Во 2 половине 20 века в нашем Казанском районе тоже осуществлялась добыча и п

Описание слайда:

Во 2 половине 20 века в нашем Казанском районе тоже осуществлялась добыча и переработка глины. Занимался этим Казанский райпромкомбинат. Для добычи глины был разработан карьер, который сегодня находится практически в центре села Казанское.

10 слайд

В 1983 году в промкомбинате открылся гончарный цех. Производство глиняных изд

Описание слайда:

В 1983 году в промкомбинате открылся гончарный цех. Производство глиняных изделий шло в специальных гипсовых формах, а также на гончарном круге с электрическим приводом. Продукция гончарного цеха – посуда, кувшины, подсвечники, салфетницы, сувенирные вазы – расписывалась вручную местными мастерицами и славилась далеко за пределами района.

11 слайд

Вывод: глина является важнейшим полезным ископаемым. Она нашла свое применен

Описание слайда:

Вывод: глина является важнейшим полезным ископаемым. Она нашла свое применение во многих отраслях современной промышленности и искусстве. Несмотря на то, что в нашем районе прекратилась ее промышленная добыча и переработка, она по-прежнему востребована у населения.

Выберите книгу со скидкой:

План рассказа о полезном ископаемом глина

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

План рассказа о полезном ископаемом глина

Курс повышения квалификации

План рассказа о полезном ископаемом глина

Курс повышения квалификации

План рассказа о полезном ископаемом глина

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-209798

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок окружающего мира 3 класс.        

Тема урока:                                                     

«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»

Цель урока: 

  1. Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;
  2. Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;
  3. Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;
  4. Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.
Читайте также:  Инжир фрукт полезные свойства и противопоказания

Оборудование урока:

  • проектор, экран;
  • образцы песка и глины (у каждого ребенка);
  • лупы, тарелочки, стаканчики с водой;
  • приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;
  • цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;
  • опорные таблицы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:

1)у        у

г

о

л

ь

        2)м

а

л

а

х

и

т

и

н

        3)г

р

а

н

и

т

п

4)н

е

ф

т

ь

с

5)т

о

р

ф

        6)и

з

в

е

с

т

н

я

к

  1. П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;
  2. П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;
  3. Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;
  4. маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;
  5. П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;
  6. П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.

— Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)

III. Объяснение нового материала.        

— Тема урока: Песок и глина.

(слайд №1)

     — Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.

— Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):

1) Образование в природе;

2) Выявление основных свойств и их сравнение;

3) Добыча и охрана песка и глины;

4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;

5) Практическое использование в жизни.

А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

—    Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник —  их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как  ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

        Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха;

        дождь и снег;

        вода и ветер;

        растения.

        Вот так с их помощью, постепенно разрушаются  крепкие горы.

(слайд №3)

—   Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

      Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю  вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

(слайд №4)

      Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

—  У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

Песок

        Глина

Желтый, иногда серый, белый, бурый.

Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.

        (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

Песок

        Глина

Не прозрачен.

Не прозрачна.

        # Рассмотрите под лупой,  из чего состоит песок, глина.

Песок

Глина

Из  отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой.

Из мелких частичек(похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.

# Чем отличаются частицы?

Песок

        Глина

Частицы не скреплены, следовательно сыпучий.

Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но…

Слегка смочите глину и помните ее.

Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.

-Какое свойство вы обнаружили?

Глина

Размокает в воде, образуя пластическое тесто.

Вязкая.

— В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.

Читайте также:  Полезна ли халва во время беременности

# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?        

Песок

Глина

Запах сырости.

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Песок

                Глина

Тяжелее воды, тонут.

— Попробуем определить, способны  ли песок и глина пропускать воду.

                                           Учитель показывает опыт.

— Какой вывод можно сделать?

Песок

Глина

Хорошо пропускает воду.

Плохо пропускает воду.

В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.

Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)        

Взаимопроверка.

-Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)

V. Продолжение работы по теме урока.

А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.

                                        (слайд №5)

Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.

Б) Использование в народном хозяйстве.        

(слайд №6)

—      Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера  глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.

А помните, как украшали стены,  печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать)

                                               Глина .

                                            (слайд №7)

— основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.

— глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)

                                            (слайд №8)

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.

                                             (слайд №9)

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

                                             (слайд  №10)

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?

                    Песок – основной материал для получения стекла.

           (слайд №11)

   — 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

VI. Работа над проектом.

        (слайд №12)

А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)

—  Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.

—  Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.

(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).

 -Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать —  сажать

отростки хлорофитума.

            (Под руководством учителя учащиеся высаживают  растения)

Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.

-Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.

VII. Рефлексия.

—    Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

-Оценить свою работу , показав знак достижений.

VIII. Итог урока.

— Что нового узнали о песке и глине?

— Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о песке и глине.         

Проверь себя!

Основные свойства песка и глины.

п

е

с

о

к

Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет

г

л

и

н

а

Бывает белый, серый, желтый и др.

Из отдельных, не скрепленных крупинок

Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой.

Прозрачные

Непрозрачные

Матовые

Имеет запах сырости

Не имеет никакого запаха

Тяжелее воды

Легче воды

Во влажном состоянии –вязкая, пластичная

В сухом состоянии- сыпучий

Хорошо пропускает воду

Источник