План рассказа о полезном ископаемом глина
- Доклады и сообщения
- География
- Глина — полезное ископаемое
Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей среды (выветривания). Она состоит их очень мелких частичек – не более 0,01мм, поэтому в сухом виде похожа на пыль.
Основные составляющие вещества этой горной породы — оксиды алюминия и кремния, а также вода. Глина бывает разного цвета: от привычной желтой и красноватой до зеленой, черной и даже белой. Это зависит от того, какие именно вещества входят в ее состав. Например, красная глина имеет такой цвет из-за высокого содержания в ней железа.
Осадочные глины формируются за счет их переноса в другое место и скопления там. Бывают морские глины, сформировавшиеся на дне мора, а также континентальные, осевшие на материке. Остаточные глины – результат выветривания горных пород, преобразования лавы и пепла.
У глины есть особые свойства. При смешивании с водой, она образует очень пластичную массу, похожую на тесто. Ей можно придать любую форму, которая после высыхания сохраняется. А после обжига глиняное изделие становится твердым и при этом не пропускает воду. Это свойство материала издавна использовалось и сейчас применяется для производства глиняных изделий: посуды, водопроводных труб, вазонов, ваз и кувшинов, статуэток, свистулек и т.д. Глину можно расписывать или же покрывать лаком. В Индии сейчас можно встретить даже одноразовую посуду из глины. После использования такую чашку просто разбивают. Ведь недостатка в этом материале нет, а на палящем солнце сформированные изделия быстро сохнут.
В давние времена люди писали перьями на глиняных табличках. Ее использовали вместо мыла при купании (оттирали кожу), а также для бальзамирования мумий в Древнем Египте. Еще одно свойство глины – это способность связывать вещества, склеивать их. Она обладает хорошей укрывистостью. Поэтому глиной раньше обмазывали дома и печи в деревнях, сараи.
Из пластичной глины делают свои работы скульпторы, а уж затем только их отливают из гипса или бронзы. Яркоокрашенные глины можно использовать как краски.
Из легкоплавкой глины получают черепицу, плитку. Каолин – белая разновидность глины является основным сырьем для изготовления фарфоровых и фаянсовых предметов. Фарфор получают обжигом при очень высоких температурах смеси из глины, полевого шпата и кварца.
Из вспененной глины получают гранулы керамзита, он является отличным изоляционным материалом, сохраняет тепло и не пропускает шум. Любят керамзит и цветоводы: его насыпаю на дно горшка, чтобы сделать дренаж и не допустить загнивания корней растений.
Глина – это уникальный природный сорбент: она поглощает различные вещества. Поэтому на ее основе производят лечебные препараты, выводящие токсины из организма. Полезными считаются грязевые ванны. Нашла свое применение глина и в косметологии, особенно виде масок и обертывания. Также при помощи глины можно удалить загрязняющие вещества из воды, например нефть. Глину как сорбент используют и при производстве продуктов питания для очистки соков, вин, пива, а также растительного масла.
Добывать глину не сложно, ведь она залегает неглубоко пластами, между которыми находятся слои песка. Ее добывают в специальных карьерах и на берегах озер и рек. Но это очень тяжелый материал и перевозить ее дорого. Поэтому заводы по производству кирпича (еще одно важное применение глины) строят недалеко от места ее добычи. Такой кирпич отличается огнеупорностью, поэтому из него строят доменные печи, в которых плавят металлы.
Доклад Глина — полезное ископаемое сообщение
Глина считается, с древних времён и по сей, день полезным и нужным природным ископаемым. Окрас глины может быть разным от белого, голубого и до красного. В сухом виде глина похожа на сыпучие вещество, но стоит слегка намочить ее, и она приобретает, форму пластилина, и с нее можно лепить все что угодно. После высыхания сохраниться готовая изготовленная фигура. Место образования глины произошло от разрушения скальных пород. Так же найти ее можно под небольшим слоем земли и у высохших водоемом.
Прежде чем появилась бумага, человечество писала на созданных из глины табличках, писать приходилось заточенными острыми тоненькими палочками, а после того как написали, им приходилось, сушить на солнце. Археологи, будучи на раскопках находили не мало таких написанных табличек, и в наше время мы их можем увидеть в музеях.
По сегодняшний день глину довольно широко используют, практически во всех направления строительства, а скульпторы создают просто шедевры из глины, и поэтому она считается нужным и полезным ископаемым. Большой плюс этому ископаемому, что высокие температуры ее не пугают. Так же глину за ее полезные свойства применяют в медицине. Вообще глина практически везде добавляется и без нее не обойтись.
Глину хорошо добывать в местах, где когда-то протекали реки. Для того чтобы добыть это полезное ископаемое роют экскаваторами целые карьеры. Сначала удаляют верхних слой земли, а потом уже добывают саму глину, ее можно добывать не зависимо от времени года. Только в зимний период стоит карьер утеплять при помощи торфа и опилок. Далее глина поступает на перерабатывающие заводы, где ее подвергают особым процессам очистки, и, придав, нужный вид и состояние ее выпускают, в реализацию.
Поэтому это нужный и полезный природный ископаемый, который нам подарила планета и его следует использовать по уму.
3, 4 класс
Глина — полезное ископаемое
Популярные темы сообщений
- Климат России
Россия — самая большая страна в мире, занимающая огромную площадь более 17 миллионов квадратных километров и растянувшаяся почти на 10000 километров с запада на восток и более чем на 4000 с севера на юг. Подобные гигантские размеры,
- Народные сказки
Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность,
- Животные Антарктиды
Антарктида – является территорией с суровыми климатическими условиями. Температура материка очень низкая, а вся территория покрыта толстым льдом. Несмотря на подобные условиях, здесь присутствует различная флора и фауна, которая удивляет нас своей
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ГЛИНА КАК ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ Выполнила: Ученица 4А класса Новоселезневской СОШ Вахрушева Юля Выполнила: Ученица 4А класса Новоселезневской СОШ Вахрушева Юля
2 слайд
Описание слайда:
Цель работы: определить, насколько актуальна добыча глины в настоящее время. Задачи: Ознакомиться со свойствами глины и методами ее добычи Выяснить, как использовалась глина в древности и в наше время Изучить использование глины в Казанском районе
3 слайд
Описание слайда:
Свойства глины: 1.Пластичность 2.Способность сохранять форму 3.Водоупорность 4. Твердость изделий из глины Виды глины: красная, голубая, белая, коричневая, серая, черная, зеленая, желтая.
4 слайд
Описание слайда:
Добыча глины Место добычи глины называется карьером. Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Машины срезают материал слоями для большей эффективности, т.к. глина залегает пластами. Добытая глина вывозится с карьера самосвалами или ленточными конвейерами.
5 слайд
Описание слайда:
С древних времен глина была незаменимым материалом, из которого изготавливались почти все бытовые предметы. Древняя посуда Глиняные дощечки из глины Древнего Вавилона
6 слайд
Описание слайда:
На Руси одним из видов народных промыслов стало создание игрушек из глины. Игрушки предназначались не только для игры, но и служили украшением быта. Каргопольская Филимоновская Дымковская игрушка игрушка игрушка
7 слайд
Описание слайда:
В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Из кирпича строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища — мазанки. Хата-мазанка Современный дом из кирпича
8 слайд
Описание слайда:
Применение глины в наши дни Глина широко применяется в промышленности (в производстве керамической плитки, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнических изделий). Она используется и в современной медицине и косметологии. Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная является отличным материалом для создания скульптур.
9 слайд
Описание слайда:
Во 2 половине 20 века в нашем Казанском районе тоже осуществлялась добыча и переработка глины. Занимался этим Казанский райпромкомбинат. Для добычи глины был разработан карьер, который сегодня находится практически в центре села Казанское.
10 слайд
Описание слайда:
В 1983 году в промкомбинате открылся гончарный цех. Производство глиняных изделий шло в специальных гипсовых формах, а также на гончарном круге с электрическим приводом. Продукция гончарного цеха – посуда, кувшины, подсвечники, салфетницы, сувенирные вазы – расписывалась вручную местными мастерицами и славилась далеко за пределами района.
11 слайд
Описание слайда:
Вывод: глина является важнейшим полезным ископаемым. Она нашла свое применение во многих отраслях современной промышленности и искусстве. Несмотря на то, что в нашем районе прекратилась ее промышленная добыча и переработка, она по-прежнему востребована у населения.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Тьютор
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-209798
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Урок окружающего мира 3 класс.
Тема урока:
«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»
Цель урока:
- Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;
- Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;
- Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;
- Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.
Оборудование урока:
- проектор, экран;
- образцы песка и глины (у каждого ребенка);
- лупы, тарелочки, стаканчики с водой;
- приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;
- цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;
- опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.
-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:
1)у у | г | о | л | ь | ||
2)м | а | л | а | х | и | т |
и | ||||||
н | ||||||
3)г | р | а | н | и | т |
п | |||||||||||
4)н | е | ф | т | ь | |||||||
с | |||||||||||
5)т | о | р | ф | ||||||||
6)и | з | в | е | с | т | н | я | к |
- П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;
- П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;
- Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;
- маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;
- П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;
- П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.
— Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)
III. Объяснение нового материала.
— Тема урока: Песок и глина.
(слайд №1)
— Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.
— Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):
1) Образование в природе;
2) Выявление основных свойств и их сравнение;
3) Добыча и охрана песка и глины;
4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;
5) Практическое использование в жизни.
А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.
— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник — их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.
(слайд №2)
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:
это- высокая и низкая температура воздуха;
дождь и снег;
вода и ветер;
растения.
Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.
(слайд №3)
— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.
Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.
(слайд №4)
Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.
IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Их сравнение.
— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.
# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)
Песок | Глина |
Желтый, иногда серый, белый, бурый. | Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая. |
(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)
# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)
-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
Песок | Глина |
Не прозрачен. | Не прозрачна. |
# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина.
Песок | Глина |
Из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой. | Из мелких частичек(похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой. |
# Чем отличаются частицы?
Песок | Глина |
Частицы не скреплены, следовательно сыпучий. | Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но… |
Слегка смочите глину и помните ее.
Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.
-Какое свойство вы обнаружили?
Глина |
Размокает в воде, образуя пластическое тесто. Вязкая. |
— В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.
# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
Песок | Глина |
Запах сырости. |
# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?
Песок | Глина |
Тяжелее воды, тонут. |
— Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.
Учитель показывает опыт.
— Какой вывод можно сделать?
Песок | Глина |
Хорошо пропускает воду. | Плохо пропускает воду. |
В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.
Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)
Взаимопроверка.
-Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)
V. Продолжение работы по теме урока.
А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.
(слайд №5)
Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.
Б) Использование в народном хозяйстве.
(слайд №6)
— Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.
Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.
А помните, как украшали стены, печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать)
Глина .
(слайд №7)
— основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.
— глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)
(слайд №8)
-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.
(слайд №9)
-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.
(слайд №10)
-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?
Песок – основной материал для получения стекла.
(слайд №11)
— 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.
# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий
# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.
VI. Работа над проектом.
(слайд №12)
А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)
— Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.
— Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.
(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).
-Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать — сажать
отростки хлорофитума.
(Под руководством учителя учащиеся высаживают растения)
Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.
-Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.
VII. Рефлексия.
— Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?
-Оценить свою работу , показав знак достижений.
VIII. Итог урока.
— Что нового узнали о песке и глине?
— Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?
IX. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о песке и глине.
Проверь себя!
Основные свойства песка и глины.
п е с о к | Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет | г л и н а |
Бывает белый, серый, желтый и др. | ||
Из отдельных, не скрепленных крупинок | ||
Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой. | ||
Прозрачные | ||
Непрозрачные | ||
Матовые | ||
Имеет запах сырости | ||
Не имеет никакого запаха | ||
Тяжелее воды | ||
Легче воды | ||
Во влажном состоянии –вязкая, пластичная | ||
В сухом состоянии- сыпучий | ||
Хорошо пропускает воду | ||
Источник