План урока по географии полезные ископаемые
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБщеобРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ им. А.С.ПУШКИНА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Открытый урок по географии КБР в 8 «В» классе
по теме «Полезные ископаемые»
в рамках конкурса «Лучший мультимедийный урок»
Учитель географии:
Кандроков Фаина Сослановна
Декабрь 2017г.
21.12.2017г., открытое занятие в 8 «В» классе
Тема урока: «Полезные ископаемые»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: исследовательская деятельность
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карта КБР, условные знаки полезных ископаемых; учебник для 8 класса Емузова Л.З., рабочая тетрадь; коллекции полезных ископаемых; раздаточный материал для групповой работы; фломастеры; клей; атлас КБР; контурная карта КБР.
Ход урока
1. Организационный момент.
Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
2. Проверка знаний.
«Диктант для шпиона» (вставить пропущенные слова, дополнить предложения)
Класс поделен на 3 команды. Текст диктанта тоже поделен на части. Листы с текстом раздаются по вариантам. Членов команды читают и заполняют пропущенные слова в тексте. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит раньше и не сделает ошибок (или меньше остальных).
Карточки с заданиями.
1. Кабардино-Балкарская Республика расположена на ________ _________ ________ Кавказа, ее площадь составляет _______ тыс. км. И на такой небольшой территории представлен неоднородный и контрастный _______. Рельеф – это все __________________. Весь Кавказ по особенностям своего строения подразделяется на: Предкавказье, _______ __________ и __________.
2. Большой Кавказ имеет присущие только ему особенности:
1- ____________________________________,2 — _____________________________,
3 — оледенением охвачена лишь Центральная часть Большого Кавказа. По особенностям своего строения и характеру рельефа, территории КБР делится 3 части: __________ — 33%, _________- 16% и _________ — 51%.
3. Основные формы рельефа в КБР: Главный ____________ хребет, _________ хребет, Скалистый хребет, ___________ хребет, Лесистый хребет, ______________ равнина. Высшая точка республики — __________ ( _____ м). Горы КБР богаты различными __________ ___________.
3. Изучение нового материала
1. Просмотр видеоролика и определение темы урока.
Цели и задачи урока:
узнать, что такое полезные ископаемые, месторождения и бассейны полезных ископаемых;
ознакомиться с видами и свойствами полезных ископаемых;
познакомиться со способами добычи ПИ;
ознакомиться с полезными ископаемыми КБР;
узнать об отрицательных последствиях добычи и мерах сбережения ПИ.
Слово учителя.
Полезные ископаемые-
это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
Месторождение ПИ – это скопление полезных ископаемых одного вида.
Бассейн – это группы близко расположенных месторождений одного и того же вида.
Ученные, занимающиеся изучением и нахождением ПИ в природе, называют геологами.
Полезные ископаемые объединяют в 3 группы
Рудные ПИ – это природные образования, магматического происхождения, из которого получают один или несколько видов металлов (железная руда, медная руда, золото, серебро).
Нерудные ПИ – это неметаллические ПИ, магматического и метаморфического происхождения используемые в разных отраслях промышленности и строительстве (глина, песок, известняк, каменная соль, кварц, фосфориты).
Горючие ПИ – Особая группа полезных ископаемых, осадочного происхождения, образующих различные виды топлива (нефть, газ, торф, уголь).
Способы добычи ПИ
При помощи буровых установок
Нефть, природный газ, грунтовые воды
В шахтах
(закрытым способом)
Каменный уголь, металлические руды
В карьерах
(открытым способом)
Известняк, песок, глина, торф
4. Задание 1. Практическая работа. Дать характеристику ПИ по плану:
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое, жидкое или газообразное;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Способы добычи.
4. Значение и применение.
5. Условное обозначение на карте.
1 – вариант
нефть, железо
2 – вариант
уголь, песок
3 – вариант
известняк, газ
Слово учителя.
Полезные ископаемые можно подразделить
на следующие группы
1. твёрдые (уголь, известняк, железная руда)
2. жидкие (нефть)
3. газообразные (природный газ)
Региональный аспект сегодняшней темы
«Полезные ископаемые КБР»
Кабардино-Балкарская Республика обладает богатыми запасами полезных ископаемых.
В настоящее время в пределах республики известно около 70 месторождений полезных ископаемых. Это рудные (металлические), нерудные (неметаллические), горючие полезные ископаемые, подземные пресные минеральные воды.
Из рудных полезных ископаемых в республике имеются: месторождение цветных металлов – Тырныаузское вольфрамо-молибденовое, а также меди, цинка, золота, серебро, висмут. Запасы черных металлов — Малкинское месторождение железных руд(не разрабатывается, является резервным).
Из нерудных полезных ископаемых в республике добывается вулканический туф, пепел, пемза, известняк, гипс, доломит, бентонитовая глина, песок, гравий, щебень, галька, кварцит и др.
Горючие полезные ископаемые в республике представлены 5-ю месторождениями нефти, 96 млн. тонн, (Курпское, Харбижинское, Арак-Далатарекское, Ахловское), а также месторождениями каменного и бурого угля, 5,5 млн. тонн (Тызыльское, Былымское, Муштинское, Шильтракское).
Использование ПИ в различных сферах деятельности
В строительстве
(песок, гранит, глина, известняк)
Как топливо
(каменный уголь, торф, нефть, газ)
В металлургии
(железная руда)
Выплавка стали и чугуна (черные металлы)
Выплавка цинка, меди (цветные металлы)
В пищу (поваренная соль)
Как удобрение (торф, фосфориты)
Отрицательные последствия добычи полезных ископаемых
Приводит к:
Нарушению рельефа
Почвы
Изменению Растительного мира
Изменению Мест обитания животных
Изменению русла рек, их водного режима
Осушению, заболачиванию земель
Загрязнению атмосферы, гидросферы, литосферы
Меры по сбережению ПИ
Снижать потери при добыче и переработке;
Добывать определенное количество ПИ;
Использовать комплексную переработку сырья (использовать отходы);
Поиск новых месторождений ПИ;
Использовать заменители.
5. Вывод.
Полезные ископаемые – бесценные (исчерпаемые) природные ресурсы Земли.
6. Рефлексия
Задание 2. Ответить на вопросы.
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Для чего люди добывают их?
3. Приведи примеры полезных ископаемых (рудных, нерудных, горючих)
4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
7. Задание 3. Заполнить таблицу. Где используют различные ПИ.
Название ПИ
Применяются в строительстве
Служит топливом
Применяется для получения металлов
Глина
Нефть
Гранит
Природный газ
Известняк
Железная руда
Уголь
8. Задание 4. Работа с контурной картой и атласом.
Нанести на К/К полезные ископаемые.
1- вариант
Горючие ПИ
2- вариант
Рудные ПИ
3-вариант
Нерудные ПИ
9. Задание 5. Отгадайте загадки.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (песок).
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил (мел).
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий (уголь).
По трубе течет,
Пироги печет (газ).
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (торф).
10. Домашнее задание.
Параграф 4, по учебнику прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа (оценка «3»).
Составить кроссворд по теме «Полезные ископаемые» (оценка «4»).
Творческое задание «опишите ситуацию» — Что будет, если из нашей жизни исчезнут все полезные ископаемые? (оценка «5»).
11. Выставление оценок и отметок, за работу на уроке.
Источник
Предмет
География
Класс
5
УМК
- Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
- Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. ( DVD)
- Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
- Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
- «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.
- Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
- Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
Тип урока
урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий
Тема урока
Горные породы и минералы, полезные ископаемые
Цель урока
Организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании
Задачи урока
(планируемые результаты)
- формирование представлений о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении , организация усвоения основных понятий по данной теме (предметный результат);
- развитие умения работать в команде, формировать умение объяснять способы образования горных пород и минералов при работе с текстом учебника (метапредметный результат);
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физической географии, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения
проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся
Индивидуальная, групповая, в парах
Средства обучения
доска, проектор, ноутбук, инструкция «Описание горных пород», коллекция горных пород и минералов
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осущест-вляемые учебные действия
Формиру-емые способы действий
Осущест-вляемые учебные действия
Формируемые способы действий
Осущест-вляемые учебные действия
Формируемые способы действий
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
организация своего рабочего места.
Самоконтроль готовности к уроку
2. Постановка цели и задач урока
Звучит мелодия Э. Грига «В пещере горного короля».
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки — это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету-Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень, Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу.
-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах сегодня пойдёт речь?
-Как думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?
-С чем мы сегодня познакомимся?
выделяют и формулируют познавательную цель
Формулиро-
вать познавательную цель
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Выражать свои мысли
Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.
умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
3. Актуализация знаний
— Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?
— Где еще можно встретить горные породы?
Сколько минералов может входить в состав горных пород?
— Что мы знаем о горных породах?
-Какие горные породы вы знаете?
-Что такое полезные ископаемые?
-Для чего людям полезные ископаемые?
ориентируются в своей системе знаний.
Подбор нужной информации
доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.
умение выражать свои мысли
оценка — выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
ставят учебные цели и задачи урока;
умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
4. Первичное усвоение новых знаний
1. В начальной школе вы уже знакомились с горными породами и минералами. Чем горная порода отличается от минерала? (если затрудняетесь, обратитесь к учебнику, с.71.)
— Сформируем представление о происхождении и видах горных пород, пользуясь текстом учебника на стр.71.
Задание: Пользуясь схемой «Виды горных пород» с.71 и текстом учебника с. 72 составьте рассказ о происхождении и видах горных пород»: 1 ряд – магматические 2 ряд – осадочные 3 ряд – метаморфические
Отчет каждой группы учащихся, сопровождающийся слайдами
2. Фронтальная беседа:
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо?
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
По ходу беседы уч-ся заполняют таблицу:
Рудные (металлические) | Нерудные (Строительные) | Горючие |
Железная руда | гранит | уголь |
известняк | нефть | |
песок | торф | |
глина | природный газ |
3. Выполнение практической работы.
— Сейчас мы отправимся в научную лабораторию по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2 . Определить цвет, прозрачность.
3. Твёрдость.
4. Блеск.
5. Где можно использовать, применить. На столах лежат образцы полезного ископаемого и план его описания: Задание: Заполнить таблицу, пользуясь коллекцией горных пород и минералов.
Фамилии, имена учащихся | |
Название минерала | |
Цвет | |
Твердость | |
Блеск | |
Использование в хозяйстве |
Самостоятельное применение знаний
работают с текстом учебника, осуществляютпоиск нужной информации из учебного текста и схемы,
извлекают необходимую информацию из прослушанного текста; строят логические рассуждения
самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Поиск и анализ информации
сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.
вступают в диалог, приводят аргументы
выражают свои мысли полно и точно; работают в парах.
умение выражать свои мысли
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.
Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно.
отвечают на поставленные вопросы
выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Выполнять задания в соответствии с поставленной целью
отвечают на поставленные вопросы
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
5. Первичная проверка понимания
- Заполнение таблицы в соответствии с происхождением горных пород.
Задание: распределить предложенные горные породы в соответствии с происхождением в 3 колонки:
Магматические осадочные метаморфические
Горные породы: гнейс, мрамор, известняки, глинистые сланцы, мел, песчаник, каменный уголь, торф, поваренная соль, каменная соль, глина, песок, галька, пемза, щебень, гранит.
анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод
анализировать, сравнивать и обобщать факты
управляют поведением, формируют
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
управление поведением, контроль,
коррекция, оценка действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
контроль, оценка, коррекция знаний.
Объективно оценивать свои знания
6. Первичное закрепление
Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод
анализировать, сравнивать и обобщать факты
Высказывают своё предположение
Умение ысказывать своё предположение
коррекция знаний.
коррекция знаний.
7. Домашнее задание
Параграф 21, задание №8 найдите в интернете информацию о горных породах своей местности, опишите, как люди их используют.
соотносят то, что уже известно и
усвоено
учащимися, и
того, что ещѐ
неизвестно.
постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено
учащимися, и
того, что ещѐ
неизвестно.
8. Итог урока
1) Осадочные горные породы | а) песок, б) мрамор, в) гранит, г) базальт, д) мел, е) каменная соль |
2) Магматические горные породы | |
3) Метаморфические горные породы |
- Тестирование:
- 1.Установите соответствие:
- 2.Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1 | По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы | |
2 | Примером изверженной магматической горной породы может служить базальт | |
3 | Осадочные горные породы могут образовываться при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде | |
4 | Магматические горные породы возникают их метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления | |
5 | Уголь, нефть, известняк, мел – все эти горные породы являются осадочными органическими |
- 3. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:
Золото | Мрамор | Сахар |
Соль | Гранит | Дрова |
Природный газ | Нефть | Стекло |
Каменный уголь | Лёд | Песок |
Базальт | Глина | Мел |
Обсуждение и выставление оценок
Сопоставляют , оценивают варианты ответов
Сопоставлять , оценивать
Принимают решение при выборе варианта ответа
управление поведением
контроль, анализ ответа учащегося.
самоанализ, самооценка
9. Рефлексия
Под музыку:
А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились с заданиями? Где вы испытали затруднение? Учитель предлагает закончить мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен…
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Источник