План урока полезные ископаемые во 2 классе

План урока полезные ископаемые во 2 классе thumbnail

Полезные ископаемые

Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.

I. Организационный момент

(Представление.)

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

II. Актуализация знаний

Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.

III. Определение темы урока.

(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.

Я предлагаю вам разгадать загадки, из которых мы с вами поймём о чем же мы будем сегодня говорить: (СЛАЙД)

  1. Это топливо, сырьё

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают. (Нефть)

  1. Не кладут ее в варенья,

Но кладут ее в соленья,

Но кладут ее в борщи,

В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)

  1. Он нужен очень детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже. (Песок)

  1. Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков. (Железо)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)

— Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)

— А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?

Полезные ископаемые— это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозяйстве . (СЛАЙД)

— Мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)

Горючие: нефть, торф(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.

Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.

Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.

Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.

Жидкие: нефть, минеральная вода.

Газообразные: природный газ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название — св-ва) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)

IV. Физминутка

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по это же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем!

(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.

— Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?

(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, с помощью которых они сообщают о своих находках. А скажите, зачем это все людям? (для чего нужно узнавать месторождения, залежи ПИ?).

А вот для чего: (Фронтальная работа)

Например, для того, чтобы изготовить стекло и сделать из него стакан, нужен особый песок- и это является полезным ископаемым. Как вы думаете, из чего строят дома, школы, различные заводы? (для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка). А из чего делают автомобили, самолеты? (для того, чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий). Хорошо, но вот построили автомобили, самолеты, только тут снова проблема: они сами не поедут и не полетят. Что еще нужно для их движения? (( топливо) нужно горючее, которое получают из нефти). Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива, по-другому их называют горючими? (уголь, торф, нефть, природный газ). Все эти ПИ залегают на разной глубине в недрах земли и на ее поверхности.Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добывать. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с ее поверхности- называютископаемыми.

Например, Ископаемое топливо является ценным сырьем для химической промышленности. (СЛАЙД) Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля— делают краски, духи, также лекарства. Из природного газа делают Пластмассы.

Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды— чугун, сталь. Из медной руды— медь.

(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.

(СЛАЙД) А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины.

Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО КАРТЕ:

На физических картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Сейчас объединитесь в группы, я раздам вам карты. Перед вами физическая карта РБ в левом углу есть сноска, называется она «Месторождения полезных ископаемых» . Вам нужно найти по одному месторождению: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.

V. Итог урока

Итак, что же называют полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?

Рефлексия

Перед вами три вопроса, на какой один из них вы бы хотели ответить?

1.Чему я научился сегодня на уроке? 2.Что мне было трудно? 3.Что я запомнил?

Источник

Краткое описание документа:

Конспект урока окружающий.мир

в 3 классе на тему:

«Полезные ископаемые».

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района «Академическая средняя общеобразовательная школа» Тверской области

Конспект урока окружающий.мир

в 3классе на тему:

«Полезные ископаемые».

Провела:

учитель начальных классов

МОБУ «Академическая СОШ»

Сорванова И.Н.

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели деятельности учителя:

— познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Планируемые результаты:

предметные:

— разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

— научатся различать образцы полезных ископаемых;

— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

личностные:

— умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

— нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2016г.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

— Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

— Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический:

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун,сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной– медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учитьсявысказы вать

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Дин.пауза

2

Динамическая пауза. Видеоролик.

Выполнять физ.упр.

Практический:

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок

б) уголь, руда

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Конспект урока по курсу «Окружающий мир» в 3 классе  Тайгуновой Н.Л.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели:

1. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи и применением.

2. Учить работать с научным текстом, развивать мышление, речь, наблюдательность.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Формирование умений учебного сотрудничества.

5. Развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Оборудование: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы (каменный уголь, известняк, глина, песок, гранит, нефть), компьютер, проектор, экран, презентация «Полезные ископаемые».

1. Повторение изученного. Постановка целей и задач урока.

— Сегодня на уроке мы продолжаем работу в разделе «Экономика».

— На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал).

— Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные).

— Что такое капитал?

— Почему труд тоже называют «китом» экономики?

— С какими природными богатствами мы уже знакомились на уроках «окружающего мира»? ( С водой, воздухом, почвой, некоторыми растениями и животными.)

— Значит с чем нам осталось познакомиться? (С полезными ископаемыми.)

— Итак, сегодня вы познакомитесь с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, использованием человеком, способами их добычи.

2. Работа над новым материалом.

— Как вы понимаете название «полезные ископаемые»? Почему их так называют? Подберите синонимы к каждому слову.

Полезные ископаемые

нужные доставать

необходимые добывать

приносят пользу извлекать

— Откройте учебники на стр. 48. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые».

— Запишем его в тетрадь.

— Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы: твёрдые, жидкие, газообразные?

— Кто может привести примеры?

3. Практическая работа в группах.

— Сейчас вы будете работать в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника и атласа-определителя, попробуйте определить, какие полезные ископаемые у вас в наборе.

— Назовите, какие полезные ископаемые вам удалось определить.

— Молодцы! Для того, чтобы познакомиться с их свойствами, я предлагаю вам продолжить работу в группах и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

1 группа: каменный уголь, гранит, известняк, глина.

2 группа: каменный уголь, нефть, известняк, глина.

3 группа: каменный уголь, песок, гранит, глина.

4 группа: каменный уголь, гранит, песок, мел.

Далее идёт обсуждение результатов, которое сопровождается презентацией «Полезные ископаемые». Учитель дополняет ответы детей.

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. «Зерно» по латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».

Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве.

Железная руда – черного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые остановки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

— Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

— Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах.

— Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

— Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

— Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

— Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

— Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

4. Закрепление.

ТПО стр. 26 №3.

5. Итог урока.

 — Что нового узнали сегодня на уроке?

— Что особенно запомнилось, понравилось?

Источник