План урока рельеф и полезные ископаемые австралии
Урок
Географическое положение, история открытия, рельеф и полезные ископаемые Австралии
Цели и задачи урока: познакомить с физико-географическим положением Австралии; познакомить с историей открытия и исследования материка; сформировать представление о рельефе и полезных ископаемых. Продолжить формировать умение работать с картами.
Оборудование: карта полушарий и физическая карта Австралии, план описания ФГП материка и его рельефа, таблица «Сведения об Австралии», таблица «Открытие Австралии», портреты исследователей
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с физико-географическим положением материка
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
(Галина Усова)
«…Клянусь вам, что этот край — самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат… — все это удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское копыто; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не свои листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где лес часто не способен гореть; где каменные плиты тают от дождя; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины; где у баранов свиные головы, где лисицы порхают с дерева на дерево; где лебеди черного цвета; где крысы вьют себе гнезда; где птицы поражают разнообразием своего пения и своих способностей: одна подражает бою часов, другая — щелканью бича почтовой кареты, третья — точильщику, четвертая отбивает секунды точно маятник часов; есть такая, которая смеется утром при восходе солнца, и такая, которая плачет вечером, при его заходе. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы! Ученый-ботаник Гримар имел полное основание выразиться о ней так: «Вот она, эта Австралия, какая-то пародия на мировые законы или, вернее сказать, вызов, брошенный в лицо остальному миру!»…» (Жюль Верн. «Дети капитана Гранта»)
Учитель начинает урок с сообщения интересных фактов:
Слово «australis» в переводе на русский язык означает «южный».
— Австралия — самый маленький материк Земли. Площадь его в 6 раз меньше самого большого материка Евразии.
— Здесь нет действующих вулканов.
— Австралия — материк реликтов. Здесь много растений и животных, которые больше нигде не встречаются.
— Австралия позже других была заселена и освоена европейцами. Долгое время континент был оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век. Это самый малонаселенный материк.
— Весь материк занимает одно государство — Австралийский Союз.
Учащиеся самостоятельно делаю описание физико-географического положения материка по данному плану.
План описания физико-географического положения материка
1. Название материка и его размеры. Определите максимальную протяженность материка в километрах с севера на юг и с запада на восток.
С севера на юг: 39 -10 = 29 ; 29 х 111 км (1 дуги меридиана – 111 км) = 3219 км
С запада на восток: 153-113 = 40 ; 40 х 107 км (1 по параллели — 107 км) = 4280 км
2. Положение материка относительно экватора и начального меридиана. По отношению к экватору — материк целиком расположен в южном полушарии, по отношению к нулевому меридиану – целиком в восточном полушарии.
3. Крайние точки и их географические координаты. Крайние точки материка: на севере — мыс Йорк, на юге — мыс Саут-Ист-Пойнт, крайняя западная точка — мыс Стип-Пойнт, восточная — мыс Байрон.
4. Соседство с другими материками. На севере отделена от Евразии островами Юго-Восточной Азии, Индийским океаном на западе – от Африки, на юге Южным океаном от Антарктиды, на востоке Тихим океаном – от Южной Америки.
5. Чем и где омывается материк. Береговая линия Австралии в целом изрезана слабо. Наиболее сложные очертания она имеет на северном побережье. Если по карте совершить путешествие по морям вокруг Австралии, то, двигаясь вдоль северных берегов, из Индийского океана попадем в Арафурское море, а затем в глубоко врезанный в сушу залив Карпентария. Далее маршрут путешествия проходит вдоль полуострова Кейп-Йорк, своими очертаниями напоминающего треугольник, мимо самой северной точки материка мыса Йорк в Торресов пролив, отделяющий Австралию от острова Новая Гвинея. Теперь ваш курс лежит на юго-восток в воды Кораллового моря, принадлежащего бассейну Тихого океана. Скопления кораллов образовали у восточных берегов материка Большой Барьерный риф — неповторимое по красоте творение природы. Он протянулся вдоль берега на 2000 км от Торресова пролива до Южного тропика.
Оставив позади Большой Барьерный риф и неглубокое Коралловое море, вы продвигаетесь на юг вместе с водами теплого Восточно-Австралийского течения. Позади осталась крайняя восточная точка материка — мыс Байрон. Маршрут продолжается в водах Тасманова моря. Берега круто обрываются к воде, и глубины нарастают быстрее, чем в Коралловом море. Повернув на запад, вы попадете в Бассов пролив, отделяющий от Австралии единственный крупный остров Тасмания. Миновав мыс Саут-Ист-Пойнт, крайнюю южную точку материка, вы входите в воды Большого Австралийского залива. Вода в заливе более холодная, чем у восточных берегов, так как туда попадают ответвления холодного течения Западных Ветров. В центральной части залива находится самое глубокое место у берегов Австралии. Его глубина 5853 м. Выйдя из вод самого большого, но не глубоко вдающегося в материк залива, вы оказались в открытом Индийском океане. Здесь находится крайняя западная точка материка — мыс Стип-Пойнт.
6. Вывод о географическом положении материка. Вывод: ФГП материка влияет на многие природные факторы. Это один из самых жарких материков, самый засушливый. Он получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка. Около половины площади занимают пустыни и полупустыни.
Заполнение начерченной ранее таблицы «Сведения о материках».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. История открытия Австралии
По мере рассказа заполняется таблица «Открытие Австралии». Еще древние географы высказывали предположение о существовании неизвестной южной земли к югу от экватора. В XVI в. картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную «Terra australis incognita» — «Неведомую Южную Землю». Открытая Магелланом Огненная Земля считалась одним из выступов этой неведомой земли,
В 1606 году испанец Луис Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Виллем Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария. В 1642 г. Абель Тасман открыл западный берег неизвестного крупного острова, который был назван Тасманией. Впоследствии А. Тасман обошел Австралию с юга и востока и установил, что она самостоятельный материк.
В 1770 г. на корабле «Индевор» («Попытка») английский мореплаватель Джеймс Кук приплыл к восточному берегу Австралии и объявил ее английским владением. Вскоре здесь была организована «штрафная колония» для уголовных преступников. Впоследствии на материке появились вольные поселенцы. Начался захват материка, сопровождавшийся истреблением коренного населения. Через сто лет большая часть аборигенов была истреблена. Оставшиеся коренные жители были согнаны на внутренние пустынные территории материка.
В XIX в. было снаряжено более десятка экспедиций для исследования внутренних пустынных областей материка. Впервые в 1860 г. пересечь Австралию с юга на север удалось англичанину Роберту Берку. Экспедиция прошла от города Аделаида до залива Карпентария. Освоению Австралии способствовало открытие в XIX веке крупных месторождений золота, а также наличие на материке удобных пастбищ для скотоводства. Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-1840 гг. в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива. Посмотрите на карту — что он открыл? (озера Эйр и Торренс). Стшелецкий Павел Эдмунд, польский эмигрант, по образованию географ и геолог. Обнаружил большие месторождения золота и открыл самую высокую точку Австралии. Посмотрите на карту, как называется эта гора? (г. Косцюшко, 2228 м.).
К концу XIX в. в основном исследование материка завершилось. В этот же период Англия объявила Австралию своей колонией. В настоящее время Австралийский Союз — самостоятельное государство.
«Открытие Австралии»
Исследователи | Страна | Дата | Что открыто |
Луис Торрес | Испания | 1606 | северная оконечность полуострова Кейп-Йорк, Торресов пролив |
Виллем Янсзон | Голландия | 1606 | залив Карпентария, первая документально подтвержденная высадка на берег |
Абель Тасман | Голландия | 1642 | остров Тасмания, доказал, что Австралия — самостоятельный материк |
Джеймс Кук | Англия | 1770 г. | объявил Австралию английским владением |
Роберт Берк | Англия | 1860 г. | пересек Австралию с юга на север |
Эйр Джон Эдуард | Англия | 1839-1840 гг. | овцевод, в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива, открыл озера Эйр и Торренс. |
Стшелецкий Павел Эдмунд | Польша | 1840 г. | обнаружил большие месторождения золота и открыл самую высокую точку Австралии — г. Косцюшко, 2228 м. |
IV. Рельеф и полезные ископаемые
Работа с тектонической картой (атлас, стр. 8-11)
Вспомните, от какого древнего материка откололась Австралия? (Гондвана). По тектонической карте определите, что лежит в основании материка? (большая его часть представляет собой древнюю платформу, являющуюся частью Индо-Австралийской литосферной плиты). Этим обусловлено преобладание равнинного рельефа. В палеозое, когда на материке Гондвана активно шли горообразовательные процессы, вдоль одного из разломов образовалась область древней складчатости. Позднее, в кайнозойскую эру, здесь образовались средневысотные горы Большого Водораздельного хребта. В течение длительной истории развития Австралийский материк испытывал поднятия и опускания. В результате движений и образования разломов часть суши опустилась на дно Тихого океана, отделились острова Новая Гвинея и Тасмания.
Австралия — самый плоский материк. Большая часть его представляет собой равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке. Горы занимают лишь 5% материка.
На территории Австралии выделяются три основные формы рельефа: Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность с преобладающими высотами до 100 м, Западное Австралийское плоскогорье со средними высотами 400—500 м.
Австралия — единственный материк, на котором не наблюдаются землетрясения и вулканизм, так как границы литосферных плит расположены далеко от материка.
Недра Австралии богаты полезными ископаемыми. Рудные полезные ископаемые, такие, как руды цветных и черных металлов, своим происхождением обязаны метаморфическим и магматическим породам фундамента платформы. Их месторождения имеются в западной и северной частях Австралии. С осадочными породами связаны месторождения каменного и бурого угля, нефти и газа в юго-восточной Австралии.
V. Итог урока
Кем впервые была открыта Австралия?
Какие причины привели к быстрому освоению материка?
На карте материка найдите географические названия, связанные с именами исследователей и путешественников.
В состав какого материка прежде входила Австралия?
Что лежит в основании материка?
Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?
Где происходит столкновение литосферных плит?
Какие формы рельефа встречаются на материке?
Как они размещаются по территории континента?
Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента
Есть ли горные оледенения в Австралии? (В Австралийских Альпах – наиболее высокая часть Большого Водораздельного хребта – в затененных ущельях сохраняется снег)
VI. Домашнее задание: § 35
Источник
4-й муниципальный конкурс «Призвание» для молодых специалистов
Технологическая карта открытого урока по географии в 7 классе
по теме «Австралия. История открытия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые»
Учитель географии МОУ «Гимназия села Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» Некрасова Ю.В.
2012
План-конспект урока
Тема урока: «Австралия. История открытия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые».
- ФИО Некрасова Юлия Викторовна
- Место работы
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области».
- Должность
учитель географии
- Предмет
География
- Класс
7 класс.
- Тема и номер урока в теме
Тема: Австралия. Номер урока № 1. Тема урока: «Австралия. История открытия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые ».
- Базовый учебник И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. «География. Материки, океаны, народы и страны». 7 класс. Изд-во «Дрофа», 2008.
- Цель:
Продолжить формирование страноведческих знаний
- Задачи:
Обучающие
- сформировать представление о физико-географическом положении материка, рельефе и полезных ископаемых
- создание общего представления о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия.
— формировать навыки работы в группах;
развивающие:
— продолжить формирования умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
воспитательные:
— воспитывать информационную культуру;
— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
10. Тип урока:
Урок открытия новых знаний
11.Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, карта океанов, атласы, учебники,
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | ФОУД, деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организацион ный момент. | Мотивация обучающихся | Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками, и с учителем. Здравствуйте, разрешите поприветствовать вас, ребята, и наших гостей | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: умение организовывать себя. |
II. Постановка темы и цели занятия. | Подведение учащихся к формулированию темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний. | Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки, во время просмотра подумайте, как связана отгадка с темой нашего урока. Ответ: Австралия. — Как с нашим уроком связана Австралия? — с какими материками вы уже познакомились? — каким образом мы можем применить полученные знания и умения при изучении Австралии? С чего мы должны начать? Задачи:
| Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно определяется тема занятия и задачи. | Определяют тему занятия | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
III. Основная часть. | 1. Изучение нового материала 3. Закрепление | Дорогие ребята! Сегодня Мы с Вами совершим путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”- так в старину называли Австралию, она и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. По сути дела, вся страна – это заповедник мирового значения, причем 80% животных – эндемики, так как встречаются, только здесь. А сейчас мы все отправляемся в экспедицию. Задание – собрать сведения о ГП Австралии, истории открытия, рельефе и полезных ископаемых. Сведения зафиксировать в информационной карте. Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов. Вам необходимо посовещаться в своих группах и выбрать такое задание, будет под силу выполнить . Задания выполняются с помощью учебников, атласов и раздаточного материала Самостоятельная работа учащихся в группах. Каждая группа получает свое задание по заполнению информационной карты, используя учебник, атласы и раздаточный материал. Далее учащиеся отчитываются по своим заданиям перед всем классом. Задание для 1 микрогруппы. Определить ГП по плану и занести полученные сведения в информационную карту. Задание для 2 микрогруппы. Определить по карте «Строение земной коры», что лежит в основании материка, какие формы рельефа встречаются, как они размещаются на территории континента. Задание для 3 микрогруппы. Определить закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента. Акцентировать внимание на размещение осадочных пород на платформах, а магматических – в складчатых областях. Задание для 4 микрогруппы. Используя карты, сравнить географическое положение Африки и Австралии Творческое задание для всех групп: Используя раздаточный материал, свои знания, на контурной карте обозначить маршрут «Как добраться из Ивантеевки до Австралии» специальными значками. Чтобы оценить вашу работу на уроке, я вам предлагаю выполнить небольшой тест
| Рассказывает и показывает слайды Организует работу в микрогруппах. Проводит инструктаж учащихся. | Поисковая работа с различными источниками информации по заданиям Выступление учащихся от каждой микрогруппы Выполняют работу, затем делают взаимопроверку в парах по « шкале оценок» на слайде | Личностные: Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. . Познавательные Поиск и выделение информации Установление причинно-следственных связей Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Развитие волевой само регуляции как способности к волевому усилию. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно |
IV. Рефлексия | Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом | — что вам запомнилось больше всего при изучении темы сегодняшнего урока? — с какими затруднениями вы столкнулись? Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока. | Делают выводы. Подводят итоги занятия. Высказывают свои впечатления от занятия. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. | |
Домашнее задание |
|
Приложение
Информационная карта для 1 микрогруппы
Задание: определить особенности географического положения Австралии по плану и занести полученные сведения в информационную карту.
Действие: | Результаты |
— по отношению к экватору; — по отношению к нулевому меридиану; — тропикам; — крайние точки: определение географических координат 2. Положение относительно: — океанов и морей, омывающих материк — других материков |
Информационная карта для 2 микрогруппы
Задание: определить по карте «Строение земной коры», что лежит в основании материка; из учебника и по физической карте Австралии выяснить, какие формы рельефа встречаются, как они размещаются на территории континента.
Анализируя карту «Строение земной коры» в атласе мы, выяснили, что:
В основании материка Австралии лежит __________________ платформа, принадлежащая ________________________________________ литосферной плите.
Большую часть территории страны занимают обширные___________ и низменные территории. Это ______________________________________________________________________________________________________ На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы ________________________________________с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м). Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные — более пологие. Австралия — единственный материк, где нет действующих ____________ и современного оледенения.
Информационная карта для 3 микрогруппы
Задание: используя текст учебника, карту «Строение земной коры» определить закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента, полученные данные занести в информационную карту
Австралия богата различными полезными ископаемыми: железными, алюминиевыми, свинцово-цинковыми, никелевыми, медными, оловянными рудами, каменным и бурым углём, нефтью, газом, фосфоритами, золотом, платиной и т.д. .
Разделите указанные полезные ископаемые на 2 группы в соответствии с их происхождением.
ОСАДОЧНЫЕ___________________________________________________
МАГМАТИЧЕСКИЕ И МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ___________________________________________
-Каковы закономерности размещения месторождений на территории Австралии?
К платформе приурочено размещение полезных ископаемых _________________ происхождения, а к складчатым областям — полезные ископаемые __________________________ происхождения.
Информационная карта для 4 микрогруппы
Задание: используя карты, сравнить географическое положение Африки и Австралии и определите их общие и отличительные черты
Материки | « +» | «- » |
Африка | ||
Австралия |
— в одинаковых широтах расположены?
-были ли частью одного древнего материка?
— сравнить площадь
— сравнить особенности рельефа (наличие гор, равнин, вулканов, зон землетрясений)
Выберите правильный вариант ответа:
| Выберите правильный вариант ответа:
|
Выберите правильный вариант ответа:
| Выберите правильный вариант ответа:
|
1-я микрогруппа
2-я микрогруппа
3-я микрогруппа
4-я микрогруппа
Источник