Планирование по курсу полезные привычки 3 класс

Планирование по курсу полезные привычки 3 класс thumbnail

Пояснительная записка

Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.

Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно — воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Цель программы «Полезные привычки» — овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Задачи:

  • предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;

  • способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.

  • учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;

  • способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • учить детей эффективно общаться.

  • помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Программа призвана:

  • воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих;

  • расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья;

  • сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей;

  • познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома;

  • развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.

Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья.

Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.

Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения. Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.

В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Читайте также:  Чем полезны изюм мед орехи лимон

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • планировать собственную деятельность;

  • анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач;

  • отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других;

  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения;

  • смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников;

  • используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.

3 класс

Полезные привычки

Всего – 34 часа

В неделю – 1 час

Раздел

Количество часов

Тема

Положительный образ «Я»

2

Мой характер

Учусь оценивать себя сам

Понятие о полезных привычках

1

Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.

Умение общаться

16

Учусь взаимодействовать

Учусь настаивать на своём

Общение

Щедрость

Пунктуальность

Правдивость

Такт

Волшебные слова

Доброе отношение к окружающим

Любовь к животным

Справедливость

Умение дружить

Взаимопонимание

Работа в группах

Поведение в общественных местах.

Разговор по телефону

Принятие решений

2

Я становлюсь увереннее

Когда на меня оказывают давление.

Бережное отношение к природе

2

Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле.

Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.

Информация

2

Курение.

Вред курения

Соблюдение правил дорожного движения

3

Правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий.

Правила перехода улиц и дорог

Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.

Проведение досуга

4

Хобби. Увлечение. Коллекционирование.

Развитие познавательных интересов. Общение.

Игра. Правила игры. Уважение к соперникам.

Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».

Пост-тест

2

Обобщение изученного материала.

Пост-тест

Викторина » Мои полезные привычки»

Итого:

34

Учитель начальных классов МАОУСОШ № 8

с углублённым изучением математики:

Абакумова Валентина Николаевна

г.Старая Русса, Новгородская область

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Дмитрова

141800, Московская область, г.Дмитров, микрорайон им. Махалина, д.15, тел. 4-04-40

РАБОЧАЯ программа (ФГОС)

по внеурочной деятельности

Полезные привычки

1-4 классы

Составитель: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 4 г.Дмитрова

Птицына Лариса Викторовна

Дмитров, 2016 г.

1.Пояснительная записка

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% — на генофонд и экологию, и лишь 10% — на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Читайте также:  Поиски и разведка твердых полезных ископаемых

Задача кружка — помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

Работа кружка начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Задачи:

1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.

3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

    1. Планируемые результаты

      1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу

Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

  • Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

  • Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Ожидаемые результаты.

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

Обучающиеся должны уметь правильно строить режим дня и выполнять его; распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся.

Проекты:

Создание коллективной памятки “Будь здоров!”

Плакат Правила здорового образа жизни .

2. Содержание учебного предмета

Содержание программы 1 класс.

Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей. Потребность расти здоровым. От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Функции глаза, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа, заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми. Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным. Какие нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание физических упражнений для сохранения осанки.

Содержание программы 2 класс

Владение навыками здорового образа жизни. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Физкультура и спорт способствуют здоровому образу жизни. Оказание первой помощи при отравлении лекарствами. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Один не ходи купаться на водоём. Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Опасность от домашних или брошенных домашних животных. Животные как переносчики инфекций. Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах.

Читайте также:  Витамин е для чего полезен мужчинам

Содержание программы 3 класс

Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки — основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы каждый день.

Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы сервировки стола, правила сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом.

Содержание программы 4 класс

Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти. Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди. Как избежать негативных эмоций. Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.

3. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)

1.

Уроки Айболита

1 класс

33

Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Режим дня. Гигиенические навыки: уход за зубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка — стройная спина. Лекарственные растения. Положительные эмоции — хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство.

2.

Страна Здоровячков

2 класс

35

Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи.

3.

Разговор о правильном питании и правилах поведения.

3 класс

35

Осознанно о правильном и здоровом питании. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения

4.

Быть здоровым – это здорово!

4 класс

35

Нет вредным привычкам. . Курение – это плохо. Злой волшебник – алкоголь. Наркотик — болезнь и гибель человека. Как отучить себя от вредных привычек. Мальчишки и девчонки. Я принимаю и отвечаю за свое решение. В здоровом теле – здоровый дух!.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

урока

Наименованиеразделов и тем

Плановыесроки прохождениятемы

Коррекция

1

Если хочешь быть здоров.

7.09.2016

2

Самые полезные продукты.

14.09.2016

3

Всякому овощу – своё время.

21.09.2016

4

Всякому овощу – своё время.

28.09.2016

5

Как правильно есть.

5.10.2016

6

Удивительные превращения пирожка

12.10.2016

7

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

19.10.2016

8

Плох обед, если хлеба нет.

26.10.2016

9

Время есть булочки.

9.11.2016

10

Пора ужинать.

16.11.2016

11

На вкус и цвет товарищей нет.

23.11.2016

12

На вкус и цвет товарищей нет.

30.11.2016

13

Как утолить жажду.

7.12.2016

14

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

14.12.2016

15

Где найти витамины весной?

21.12.2016

16

Где найти витамины весной?

28.12.2016

17

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

11.01.2017

18

День рождения Зелибобы. Проверь себя.

18.01.2017

19

Давайте познакомимся!

25.01.2017

20

Из чего состоит наша пища.

1.02.2017

21

Что нужно есть в разное время года.

8.02.2017

22

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

15.02.2017

23

Где и как готовят пищу.

22.02.2017

24

Как правильно накрыть стол.

1.03.2017

25

Молоко и молочные продукты.

15.03.2017

26

Блюда из зерна.

22.03.2017

27

Какую пищу можно найти в лесу.

5.04.2016

28

Что и как приготовить из рыбы.

12.04.2016

29

Дары моря.

19.04.2016

30

Кулинарное путешествие по России

26.04.2016

31

Кулинарное путешествие по России

3.05.2017

32

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

10.05.2017

33

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

17.05.2017

34

Как правильно вести себя за столом.

24.05.2017

Итог года

3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое

Материально-техническое обеспечение

  • Персональный компьютер

  • Проектор

  • Колонки

Руководитель ШМО ________________________

Протокол №___

от «___» ___________ 20_г.

Согласовано на методическом совете школы

«____» _________20__ г.

Председатель методического совета _________ Е.В.Погодина

Источник