Пнш урок по окружающему миру полезные ископаемые

Пнш урок по окружающему миру полезные ископаемые thumbnail

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

— Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

— Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

— Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

— Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие — спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

— Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

— А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

— Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

— Молодцы ребята, у вас все правильно!

— Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

— Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

— Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

— Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

— Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

—  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

— Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

— Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

— Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

— Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

— Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

— А кто мне скажет, что такое месторождение?

— Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

— Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

— Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

— Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

— Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

— Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

— В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

— Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

— Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

— Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Источник

Учитель начальных классов Богданова Алена Валерьевна

МБОУ «Восяховская СОШ» ОЦ»

Урок по окружающему миру в 3 классе

Обобщение по теме: «Тайны недр Земли»

Тема урока: Полезные ископаемые и их использование человеком.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: интерактивная доска, школьная доска, карточки, «медальки», «яблоки»

Педагогические задачи:

  • Проверить знания о полезных ископаемых и их использовании человеком;

  • Создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы;

  • Способствовать формированию универсальных учебных действий – работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением интонации, пауз, логических ударений) и про себя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природным ресурсам; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Предметные: научатся определять свойства полезных ископаемых, классифицировать полезные ископаемые; сохранять полезные ископаемые и бережно относится к богатствам природы, работать с учебными текстами, анализировать исторические события.

Метапредметные: 

регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля, самоконтроля.

познавательные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимо-действия; осознавать необходимость ответственного отношения к природе; воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее; извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя.

Читайте также:  Что полезней всего есть кормящей маме

Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;

Личностные: проявлять интерес к проблемам окружающей природы, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Дорогие дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро». Садитесь.

2. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы будем говорить о тайнах, которые скрывают от нас недра Земли.

Дома вы читали о полезных ископаемых, отвечали на вопросы в карточках, которые я вам раздала на прошлом уроке. Возникли ли у вас трудности с выполнением домашнего задания?

  1. Постановка цели:

На доске записаны опорные слова:

ПОЛЕЗНЫЕ, ИСКОПАЕМЫЕ, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что же мы сегодня будем делать на уроке?

— Мы будем классифицировать полезные ископаемые

— Мы вспомним, что такое магматические и осадочные горные породы

— Мы вспомним, в каких трех состояниях бывают полезные ископаемые

— Подведем итог и узнаем, что полезные ископаемые считаются невосполнимыми или исчерпаемыми.

— Мы узнаем, что полезные ископаемые и природу нужно беречь во имя будущих поколений

4. Сообщение темы урока:

Тема: Полезные ископаемые и их использование человеком.

-Прежде всего, мне бы очень хотелось начать наш урок с прочтения вами небольшого текста о Сталинградской битве.

Раздается текст на карточках. Учитель дает команду: прочитайте внимательно текст.

«17 июля 1942 года началась Сталинградская битва. Эта дата прописана во всех учебниках, но мало кто знает, что первое сражение произошло не 17-го, а 16 июля. Первый бой будущей грандиозной баталии состоялся у хутора Морозов в Ростовской области, где шесть советских танков из передового отряда наткнулись на немецких артиллеристов и разгромили их.

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва — с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 г.

23 августа — самый страшный день для Сталинграда. В этот день Сталинград подвергся настолько масштабной бомбежке, что город покрыло бомбами как одеялом. Сталинград был практически сравнен с землей, но это не сломило боевой дух красноармейцев.

15 минут — средняя продолжительность жизни в Сталинграде. Бои были настолько ожесточенными, что любой человек, будь то немец или русский, внезапно заброшенный в город, едва ли имел шансы дожить до следующего дня.

2 февраля 1943 года. В этот день последние подразделения окруженной 6-ой армии нацистского Вермахта сложили оружие и прекратили сопротивление ввиду его бессмысленности. За двое суток до этого, 31 января, фельдмаршал Паулюс вместе с офицерами штаба окруженной 6-ой армии сдались генералу-майору 64-ой армии Ивану Ласкину. Завершилась Сталинградская битва».

На доске учитель располагает карточки при помощи магнитов:

Июль 1942 г.

Февраль 1943 г.

200 дней и ночей

Май 1945 г.

После прочтения детям предлагается среди карточек найти соответствия:

Начало Сталинградской битвы

Окончание битвы под Сталинградом

Продолжительность боев за Сталинград

Победа

На доске записывается: Сталинград-Волгоград, даются пояснения о современном названии города.

Учитель: Скажите, а как связаны Сталинградская битва, победа нашего народа над фашизмом и тема нашего урока?

Как полезные ископаемые использовались во время Великой Отечественной войны?

На доске располагаются карточки:

Танки

Самолеты

Бомбы

Дома

Дороги

Мосты

Учитель предлагает найти карточки на столе с названиями полезных ископаемых, которые использовались для производства данных объектов: железная руда, нефть, глина, песок, гранит, мрамор.

-Учитель: итак, на прошлом уроке мы установили, что в природе есть горючие и негорючие полезные ископаемые. Попробуйте выполнить следующее упражнение: Какие полезные ископаемые являются горючими, а какие — нет? (глина, торф, гранит, горючий сланец, каменный уголь, нефть). Дети могут выполнять задания либо по карточкам, либо на интерактивной доске. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №1)

Учитель: для чего нужна человеку нефть? (бензин, дизельное топливо, горюче-смазочные материалы)

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: мы с вами хорошо знаем, что в природе существуют горные породы магматического и осадочного происхождения. Сопоставьте изображения разных осадочных пород с описанием способа их происхождения:

каменный уголь,

торф,

известняк.

«Образовался из оказавшихся под водой остатков древних гигантских деревьев»

«Образуется на болотах из отмирающих частей водных растений»

«Формировался из остатков живых организмов на дне морей, которые затвердевали» (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №2)

Дети находят соответствия по одному.

Учитель: на прошлых уроках мы рассматривали различные горные породы из школьной коллекции. Выберите минералы, которые входят в состав гранита: кварц, графит, слюда, полевой шпат, кальцит, гипс. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №3). Кто сможет выйти к доске и выполнить задание?

Один из учеников проходит к доске и указывает ответ.

Учитель: подпишите минералы, которые входят в состав гранита. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №4). Кто сможет выполнить задание?

Один из учеников выполняет задание у доски.

-Работа в группах.

Учитель: теперь я предлагаю разбиться на 2 группы.

1 группа укажет строительные полезные ископаемые, а вторая группа укажет строительные материалы. Выберите соответствующие карточки и разместите их на доске при помощи магнита.

В какой команде получилось больше наименований? Молодцы!

Учитель: продолжаем работать в 2 группах.

Мы с вами уже говорили о том, что горные породы бывают магматические и осадочные. Я выдам вам карточки, а вы в них выпишите с доски те породы, которые указаны в вашем задании.

Дети выписывают в свою карточку те названия, которые соответствуют полученному заданию. Затем обмениваются карточками и проверяют правильность ответов. Взаимопроверка.

4.Учитель: теперь каждый из вас в карточке распределит полезные ископаемые по группам: твердые, жидкие и газообразные. Эти полезные ископаемые вы видите на доске. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №7)

Давайте проверим. Если все ответы правильны- поставьте себе 5, если 1 ответ не совпал, то — 4, если 2 ответа не совпали, то это будет 3, в остальных случаях- двойка. Самопроверка

Породы какого вида встречаются чаще всего в вашей таблице, а в природе?

Дети высказывают свои предположения.

Посмотрите на доску и подумайте: какие изделия сделаны из глины, а какие из мрамора? (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №8)

Выходим к доске по одному и выбираем правильный ответ.

Предметы из какого материала здесь встречаются чаще всего?

Учитель. Отвечают желающие. Мы с вами часто будем встречаться с географическими картами, на которых отмечены полезные ископаемые различными условными значками. Давайте попробуем запомнить обозначения тех, которыми богата наша земля.(Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №9)

Дети находят на доске обозначения нефти, природного газа и каменного угля.

5. Рефлексия: (2 мин.)

1. — Можем ли обойтись без полезных ископаемых? Почему? (Ответы учащихся: — нет, не смогут строить дома, ездить машины, летать самолеты, закончатся лекарства, краски, различные строительные материалы)

2. — Как вы думаете, можно ли восстановить полезные ископаемые в тех местах, из которых люди их берут на свои нужды, и там, где они уже закончились? (К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Они образовывались в недрах земли за миллионы лет)

Значит, какой вывод мы можем сделать об охране полезных ископаемых?

Воспитательный момент. (Человек обязан бережно и экономно использовать ресурсы нашей земли, чтобы в конце концов они не истощились). Добывая полезные ископаемые, нужно помнить об охране окружающей среды и не наносить ущерба природе.

Читайте также:  Чем полезна тыква для детей до года

— На «яблоках» напишем свое отношение к уроку: 1-интересно, 2- познавательно, 3-скучно; и повесьте их скорей на «дерево знаний». Оно заждалось ваших «яблок».

6. Подведение итога. Обратная связь. (2 мин.)

— Подведем итог урока. А что же вы усвоили на уроках? Это проверит еще один хранитель подземных секретов.

Ученики выходят по одному и снимают замочек. На другой стороне вопрос. (За правильный ответ получают кружочек)

1. Дать определение понятию – полезное ископаемое.

2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

3. Какие полезные ископаемые используют как топливо?

4. Какие полезные ископаемые используют в быту?

5.Что такое месторождение?

6.Кто такой геолог?

7. Как в годы войны назывался город Волгоград?

8. Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва?

9. Сколько лет Великой Победе нашего народа исполняется 9 мая 2020 года?

7. Домашнее задание: приготовить сообщение об истории строительства монумента «Родина — Мать зовет!»

Источник

Конспект урока

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

3. Класс: 3

4. Автор: Епифановская С.М.

5. Тип урока: практическая работа

6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушатью

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

.

№ п/п

Этап уро­ка

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь, улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.

-Дежурный, расскажи о погоде на сегодняшний день.

— Вот план нашего урока. с какими пунктами плана вы не согласны? ( схематически–картинный)

— Рефлексия, оценивание переставить в конец.

.

Полная готовность класса к работе

2

Мотивация и актуализация знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

— Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

— Что изучают геологи? Работа с кластером

-Что такое полезные ископаемые?

— Какие бывают полезные ископаемые?

— Что познавательного вы узнали о нефти? минеральной воде? природном газе? уране?

— Какие знаете драгоценные металлы? Их используют только как украшение?

— Существует другая классификация : горючие(негорючие), рудные( нерудные, строительные)

-Какие полезные ископаемые используют в строительстве? -Да, ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых. — Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( песок)

2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он — удобрение.(известняк)

4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый, красный,желтый,белый В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)

— Молодцы! Оцените свою работу на этапе повторения изученного материала

-Роль председателя (П) заседания сегодня отводится _____________

— Какая тема нашего заседания?

-Работать будем в 2 группах, которые мы создали заранее.

— Члены клуба прислали нам задание. Прочитай его председатель.

Геолог.

Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.

-Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.

— Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

-Рудные- содержащие металлы

руды черных (чугун, сталь)

цветных (медь,цинк,свинец,алюминий)

У: Песок, известняк, мрамор, гранит…

Оценивают свою работу.

П: Тема пятого заседания клуба «Свойства полезных ископаемых»

П: -Подготовить сообщение о свойствах извест­няка, мрамора, глины, песка и их использовании.

Активность познаватель­ной деятель­ности учащих­ся на последу­ющих этапах; эффек­тив­­ность вос­при­­ятия и ос­мыс­ления но­во­го материала; по­нимание учащимися практической значимости изучаемого материала

3

Этап целеполагания

Постановка учебной задачи, разработка плана действий

Гимнастика для глаз

-Какая общая цель стоит перед участниками заседания?

— Давайте определим задачи заседания.

У: -Изучить свойства полезных ископаемых.

Председатель вывешивает сформулированную цель на доску.

Правильная постановка цели урока, разработка плана действия

-Добавьте слова из предло­жен­ного задания в незакон­ченные предложения.

Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает задачи.

-Ребята, вторая задача непро­стая. Сегодня вы пред­ставите результаты прак­ти­ческой деятельности в таб­ли­це, которую составите самостоятельно.

— Оцените свою работу на этапе.

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2.Представить результаты … (в таблице)

3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

  1. Составить … (сообщение)

Дети оценивают.

4

Общий инструктаж

Показать необ­хо­ди­мость приме­не­ния инструкции при выполнении данной практи­чес­кой работы

(для экономии времени на уроке учитель подготовил более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебников)

П: -Правила работы с оборудованием вы знаете. Они вывешены на стенде.

П: -Каждая группа получила:

— план проведения опытов (Приложение №1)

— памятку по составлению сообщения (Приложение №2)

— таблица для заполнения (Приложение №3)

Полное соблюдение инструкции

— Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

У: -Необходимо правильно распределить работу.

У: -Будем выслушивать мнение каждого.

У: -Следовать плану и следить за временем

5

Исследования в группах

В ходе опытов выявить свойства известняка, мра­мора, глины, пес­ка; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оценитесвою работу в группе по критерию: умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых.

Председатель присоединяется для работы к своей группе.

Оценивают свою работу по критериям.

Организованная работа в группах

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

6

Представление результатов

Умение пред­ста­вить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом

-Скажите, какое свойство известняка дает возможность использовать его так многогранно? (твердость)

-Маша Иванова прислала вопрос: Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

— Почему на уроках труда мы используем глину, а не песок?

Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка и мрамора представляют коллаж «Использование известняка и мрамора» (коллаж прилагается).

У: — Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: — Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий. (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

Аналогично представляет результаты группа №2.

Учащиеся высказывают предположения. Сыпучий песок хорошо пропускает воду.

У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.

Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

Читайте также:  Полезные советы по питанию в картинках

7

— Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Может кто — то догадывается о чем идет речь

У: -Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее

— Оцените себя по критерию : полнота и правильность выступления.

Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых .

Месторождения полезных ископаемых Вологодской области.

Оценивание своей работы по критериям.

8

Подведение итогов

Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

-Участники заседания, как вы считаете, достигли мы цели урока?

У: — Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Осознание достижения цели урока

— Какая задача была сложной для вашей группы?

У: — Составление таблицы, но мы справились.

9

Рефлексия

Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

— Рада за всех участников заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №4)

Адекватная оценка своей деятельности

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Знаю и умею

Знаю неуверенно

Пока не знаю и не умею

У: — Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

9

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Дифференцированное:

1) Учебник стр.25задания №1,2

2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Дети записывают задания в дневник

Понимание цели и методики выполнения домашнего задания

Группа № 1 Приложение №1

План изучения свойств известняка и создания плакатов

● Определите размер частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите цвет частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите, известняк легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите твердость известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице .

● Создайте коллаж «Использование известняка».

1. Рассмотрите иллюстрации 2. Приклейте на лист.

План изучения свойств мрамора и создания плакатов.

● Определите цвет мрамора.

1. Рассмотрите образцы под лупой.

2. Значение свойства запишите в таблице маркером.

● Определите, какой у мрамора блеск.

1. Рассмотрите образцы.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите твердость мрамора . Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице .

● Создайте коллаж «Использование мрамора».

1. Рассмотрите иллюстрации.

2. Познакомьтесь с названиями.

3. Приклейте на лист.

Группа №2

План изучения свойств глины и песка

● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице.

● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице .

● Получение глинистого ила.

1. Положите глину в стакан с водой.

2. Тщательно все размешайте. (Посмотрите, на дно быстро осела целая коллекция маленьких камешков и песчинок.)

3. Очень аккуратно слейте мутную воду в другой стакан и дайте ей отстояться. На дне образуется слой глинистого ила.

● Определите и запишите названия столбцов таблицы.

● Определите, чем отличаются частицы песка и ила.

1. Выложите рядом с песком немного глинистого ила.

2. Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.)

3. Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице )

4. Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице )

5. Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице )

Приложение №2

Группа №1

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства известняка и мрамора их использование».

  1. Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.

  2. Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.

«Свойства мрамора и его использование»

3.Третий участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.

4.Четвертый участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора.Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование.

Приложение №2

Группа №2

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства глины и песка».

  1. Один участник расскажет по таблице о свойствах песка.

  2. Второй участник расскажет по таблице о свойствах глины.

3.Третий участник группы расскажет об использовании песка

4. Четвертый участник расскажет об использовании глины.

5.Подумайте, почему на уроках труда мы используем глину, а не песок?

Оценочный лист Оцени свою работу в группе

Действия

Знак оценивания

+ ДА — НЕТ

  1. Активно работал в группе

  1. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

  1. Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Оценочный лист Оцени свою работу в группе

Действия

Знак оценивания

+ ДА — НЕТ

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

  1. Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Свойства песка и глины Приложение №3

Полезные ископаемые

Форма(вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Песок

Глина

Свойства известняка и мрамора. Приложение №3

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твёрдость

Другие свойства

Известняк

Мрамор

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твердость

Другие свойства

Известняк

желтый серый, белый.

тяжелее

Твердый, гвоздь оставляет след

Мрамор