Почему надо беречь и охранять полезные ископаемые

Почему надо беречь и охранять полезные ископаемые thumbnail

К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.

Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.

Содержание:

  • Опасность исчезновения природных богатств
  • Пути сохранения

 Опасность исчезновения природных богатств

По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.

Различают следующие виды скоплений ископаемых:

  • жилы;
  • штоки;
  • пласты;
  • гнезда;
  • россыпи;
  • иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).

По своему назначению добытые материалы делятся на:

  • Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
  • Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
  • Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).

Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.

Почему надо беречь и охранять полезные ископаемые

Полезные ресурсы служат для различных целей:

  1. Сырье для изготовления бытовых предметов.
  2. Строительные материалы или главная их составляющая.
  3. Основа для создания важной промышленной продукции.
  4. Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.

Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.

Пути сохранения

Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.

Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.

Почему надо беречь и охранять полезные ископаемые

Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:

Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.

Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.

Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.

Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.

Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».

Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…

Читайте также:  Чем полезна отвар из мяты и зверобоя

Источник

Класс:3 «Б»

Предмет: Окружающий мир

Учебник, авторы: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А

Тема урока: Почему надо беречь полезные ископаемые?

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Закрепление знаний о полезных ископаемых и выявление понимания учащимися необходимости их охраны

Планируемые достижения:

Предметные:

-приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

-обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

Метапредметные:

Личностные: 

-организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;

-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;

-целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

-правильность выполнения заданий по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.

-контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные:

-различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

-описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

-использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.

Коммуникативные:

-взаимодействие с соседом по парте, в группе;

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

-научить работе с информационным материалом, умение делать выводы, обобщать, отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым;

-развивать мышление, логику, воображение.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.

Приветствие учащихся:

Здравствуйте ребята!

Меня зовут Екатерина Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверим вашу готовность, на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Словесный

(беседа)

Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

Актуализация знаний

3 мин.

Ребята, что вы делали на прошлом уроке окружающего мира?

Давайте же вспомним что такое полезные ископаемые?

Какие группы полезных ископаемых вы знаете?

Расскажите, пожалуйста, о горючих/рудных/строительных полезных ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область.

Ответы детей

Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд

Горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни

Рассказывают о полезных ископаемых.

Словесный

(беседа)

Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

Познавательные:

-различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Целеполагание

4 мин.

Как согреться нам без вас,

Уголь, нефть, горючий газ?

Что вас на стройке заменит:

Глина, мел, песок, гранит?

Полям, садам и огородам –

Нужны чуть меньше, чем вода –

Торф и железная руда.

Без соли скучно за столом:

И стол не стол, и дом не – дом!

Нам всем необходимо братцы.

Беречь природные богатства!

(слайд 1)

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Верно!

Назовите полезные ископаемые, о которых шла речь в стихотворении.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Мы будем говорить о том, почему надо беречь полезные ископаемые

Называют полезные ископаемые

Личностные: 

-организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;

-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;

-целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

Работа по теме

13 мин.

Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них потребовались миллионы лет. У каждой из ценных пород своя загадочная история. У одних она начинается в глубинах морей, океанов, озёр и болот (уголь, песок, глина).

(слайд №2)

Ребята, скажите, какие полезные ископаемые вы знаете?

Какие можете дополнить?

История других начинается в недрах планеты. Там, глубоко в Земле, находится раскалённое вещество – магма. Из неё образовались гранит, рудные полезные ископаемые.

(слайд №3)

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. На их образование ушли миллионы лет, а человек расходует их очень быстро. И их нельзя восстановить как, например, лес, после вырубки.

Читайте также:  Полезно ли вставать с восходом солнца

Важно охранять полезные ископаемые, так как они не пополняемы.

Охрана возможно при переработке веществ, замене природных искусственными материалами, повторное использование материалов, охрана полезных ископаемых от пожаров, затоплений, загрязнений.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (слайд4). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.

Так, полезные ископаемые должны быть защищены от размытия, выветривания, воздействия вредоносных факторов, аккуратно проводиться работы по выемки ископаемого.

Ребята, прочитайте материал на стр.27-28 ответьте на вопрос:

Что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Хорошо!

Прочитаем (по желанию) материал со стр.29

Ребята, как вы думаете, как вы проявляете бережное отношение к расходованию полезных ископаемых?

Слушают учителя, вступают в обсуждение.

Перечисляют полезные ископаемые (песок, глина, уголь, природный газ, подземные воды, и т.д.)

Чтение материала учебника, отбирают нужную информацию, необходимую для ответа на вопрос учителя.

Слушают учителя.

Чтение материала учебника.

Учащиеся высказывают свои мнения приводят примеры.

Словесный

(беседа, рассказ, объяснение)

Личностные: 

-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

Познавательные:

-использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Физ.минутка

1 мин.

Показывает видеоролик, выполняет упражнения вместе с учащимися.

Выполняют упражнения.

Практический

(физические упражнения)

Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

Практическая работа

15 мин.

Ребята, мы с вами вспомнили виды полезных ископаемых, поговорили об охране полезных ископаемых.

Сейчас, мы узнаем, как вы усвоили материал. Для этого, разделимся на группы и выполним задания:

1 группа: Отдел по охране твёрдых полезных ископаемых.

1)Отгадать загадку.

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на

альбомный лист.

3) Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)

Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или путём осушения болот).

Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»

Вспомогательные сведения:

Торф легче воды. За год образуется 1 кг торфа. Чтобы образовались целые залежи, нужны годы. 1кг торфа впитывает 20 кг влаги, поэтому его используют как подстилку для животных. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают микробы.

2 группа: Отдел по охране жидких полезных ископаемых.

1)Отгадать загадку.

Без неё мы не поедем

На такси или мопеде.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.

3) Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)

Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).

Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»

Вспомогательные сведения:

Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в земле из останков растений и животных, которые жили миллионы лет назад. Для добычи строят буровые вышки и бурят скважины. По ним нефть сначала поднимается из земли, а потом её поднимают. Для этого в скважину нагнетают пар или воздух, который выталкивает нефть.

3 группа: Отдел по охране газообразных полезных ископаемых.

1)Отгадать загадку.

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.

4)Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)

Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).

Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы

расскажем о…»

Вспомогательные сведения:

Газ легче воздуха. Чтобы добыть газ из земли, бурят скважины. Прокладывают газопроводы, по которым газ поступает в города и сёла. Природный газ может быть опасным, если с ним обращаться неосторожно.

Опасна утечка газа из газовой плиты. Сам газ не имеет запаха, но к нему добавляют пахучие вещества, чтобы можно было обнаружить утечку газа.

Если почувствуешь запах газа, вызови газовую службу по 04, открой форточку и проветри помещение. Отключи все электроприборы и проверь, чтобы краны были закрыты.

Читайте также:  Массаж лица и его полезные свойства

Придумать и нарисовать знаки «Береги полезные ископаемые».

Слушают учителя, выполняют задания. Составляют рассказ в группах.

Словесный

(объяснение)

Практический

(выполнение заданий)

Личностные: 

-стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;

Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

-правильность выполнения заданий по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.

-контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные:

-различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

-описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

-использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.

Коммуникативные:

-взаимодействие с соседом по парте, в группе;

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Итог урока с элементами рефлексии

2 мин.

Ребята, скажите, что мы сегодня делали на уроке?

Какие виды работ вы выполняли?

Хорошо.

Как вы оцениваете работу на уроке?

Мнения детей

Читали, рассматривали, отгадывали загадки, писали, составляли рассказы.

Сложно/справились со всеми заданиями/было интересно

Словесный

(объяснение)

Личностные: 

-организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;

Регулятивные:

-осуществление учебных действий обучающимися;

Домашнее задание

1 мин.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 30 ответьте на вопросы. Рабочая тетрадь стр.8-9.

Открывают дневники, записывают домашнее задание

Словесный

(беседа)

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»

hello_html_4d01d61b.pngТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Окружающий мир

в 3 «Б» МБОУ СОШ № 48 г.о. Самара

Разработала студентка группы 41

специальность 050146

Преподавание в начальных классах

Саяпина Екатерина Юрьевна

Оценка___________________

Учитель Богданова В. В.____________

(подпись)

г.о. Самара,2017

Источник

20 января 2014

Автор КакПросто!

Человек издавна использует самые разнообразные минеральные образования, называемые полезными ископаемыми. Значительная часть их находится в верхних слоях земной коры и даже на ее поверхности. Поскольку минеральные ресурсы в большинстве своем относятся к невозобновляемым, человечеству приходится принимать меры к их сбережению.

Инструкция

Различают запасы рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых. К последней категории, имеющей наибольшее значение в хозяйственной деятельности, относятся уголь, нефть, горючие сланцы и природный газ.

Горючие ископаемые образуются непрерывно и по существу могут быть восстановлены. Но скорость их образования слишком мала, если сравнивать ее с теми темпами использования, которых требует хозяйственная деятельность человека.

Рудные и нерудные ископаемые не могут быть восстановлены в местах их залегания, хотя и не исчезают бесследно с лица Земли. В результате деятельности человека эти ресурсы либо концентрируются, либо рассеиваются.

Значение полезных ископаемых для человечества сложно переоценить. Одни из них используются в качестве источника энергии, другие идут на изготовление промышленной продукции. При этом некоторые ископаемые ресурсы могут быть использованы для разных целей. К примеру, уголь, нефть и газ при обработке служат сырьем для изготовления бытовых предметов, строительных материалов, а не только в качестве топлива.

Известно, что ведущее место в мировой экономике занимает горнодобывающая промышленность. Добыча всех полезных ископаемых растет убыстряющимися темпами, что определяется возрастающими потребностями общества. Масштабы добычи минеральных ресурсов сегодня не уступают геологическим процессам, происходящим на планете. Все это заставляет экологов задумываться о мерах по сбережению полезных ископаемых.

Интенсивная добыча ископаемых ресурсов привела фактически к возникновению проблемы «минерального голода». Ученые подсчитали, что запасов ископаемых природных ресурсов человечеству может хватить всего на 100-150 лет. В наибольшей степени уменьшаются запасы углеводородного топлива.

Существует, впрочем, перспектива открытия новых запасов минералов и топлива. Ведутся работы по исследованию континентального шельфа и океанского дна, где могут располагаться существенные залежи ресурсов. Однако рост потребления, как свидетельствуют прогнозы, может обогнать объемы запасов минерального сырья, разведанных на сегодняшний день.

Перспектива возникновения дефицита полезных ископаемых при растущем их потреблении представляет сегодня важную проблему. Генеральное направление в охране минеральных ресурсов состоит в предотвращении потерь сырья при его добыче, обогащении и последующей обработке. Чем меньше будут потери ископаемых, тем большие запасы сохранятся для поколений, которым еще предстоит жить на планете.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник