Почему полезнее слушать а не говорить
Как бы вы ни были остроумны и эрудированны, иногда нужно наступить на горло собственной песне и просто слушать. И вот пять причин для этого.
Мы живём в такое время, когда активность ценится превыше всего, а сдержанность и скромность воспринимаются почти как порок. Такие же тенденции прослеживаются и в общении: многие настолько спешат выплеснуть свой богатый внутренний мир, что не очень-то и слушают собеседника, превращая общий диалог в череду отдельных монологов. Умение живописно и быстро высказывать свои мысли, разумеется, важно, но не менее ценным является и умение слушать. А во многих случаях навык держать рот закрытым, а уши открытыми, может сослужить вам очень хорошую службу.
Итак, какие же преимущества получает «человек слушающий»?
Вы сможете подумать, прежде чем говорить
Иногда необдуманно сказанное слово может разрушить отношения, испортить карьеру или стать источником других больших неприятностей. Используйте время своего молчания для того, чтобы хорошо продумать и взвесить каждое слово, которое вы собираетесь сказать. В конце концов, скорость в диалоге имеет второстепенное значение по сравнению с содержанием.
Вы сможете понять своего собеседника
Основная причина, из-за которой возникает множество больших и маленьких проблем, — это отсутствие взаимопонимания. Очень часто человек практически не слышит слова своего оппонента, а воспринимает только то, что подсказывают его эмоции и уже сформированное мнение. Таким образом, мы слышим не то, что говорит человек на самом деле, а то, что ожидаем от него услышать, со всеми вытекающими из этого пагубными последствиями. Давайте перестанем придумывать и начнём просто слушать.
Вы сможете сказать только то, что действительно важно
Если вы действительно решили меньше говорить и больше слушать, то это значит, что ваши слова будут касаться только по-настоящему важных вещей. Зачем сотрясать зря воздух, тратить свою энергию и говорить пустые и ничего не значащие фразы?
Если вы хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, то каждое из них должно иметь определённый вес и ценность. Если краткость не принадлежит к числу ваших талантов, то попробуйте специально обращать своё внимание на то, чтобы изъясняться более понятными и лаконичными фразами. Вспомните, что одним из тринадцати ценных качеств, по мнению Бенджамина Франклина, была именно лаконичность.
Молчание: говорите только то, что принесёт пользу окружающим или вам; избегайте несерьёзных разговоров.
Вы сможете получить больше информации
Если тема разговора вас действительно интересует и вы хотите извлечь из него максимальную пользу, то не спешите высказывать своё бесценное мнение и углубляться в полемику. Выслушайте сначала аргументы всех участников. Это, возможно, даст вам больше, чем ораторская победа в дискуссии.
Вы сможете завести новых друзей
Умение слушать является не менее, а иногда даже и более ценным навыком, чем умение говорить. Когда человеку нужно выговориться, просто почувствовать внимание и поддержку, то ваша способность слушать будет оценена по самому высокому разряду. Вы сможете обрести множество друзей, просто благодаря своему умению молчать, в то время как жалящий всех острым словом красноречивый умник так и останется навсегда в гордом одиночестве.
Общение между людьми является сложным процессом, в котором всё должно быть сбалансировано. Как бы вы ни были остроумны и эрудированы, иногда стоит наступить на горло собственной песне и начать слушать. Возможно, что пользы от этого вы получите гораздо больше, чем от умения много и хорошо говорить.
Источник
Закари Вуд (Zachary Wood)
Писатель, колумнист в The New York Times и The Wall Street Journal.
Когда я был в четвёртом классе, мама решила, что мне нужно учиться в частной школе, чтобы получить самое лучшее образование. Я был одним из немногих темнокожих учеников и неизбежно столкнулся с расовыми предрассудками.
Родители некоторых моих друзей, едва увидев меня, приходили к заключению, что мой главный талант — баскетбол. Меня огорчало, что из-за моей расы им было сложнее видеть во мне ученика, который любит читать, писать и обсуждать.
Подобные впечатления мотивировали меня без устали работать, чтобы опровергнуть установки окружающих. Чтобы произвести хорошее впечатление, мне приходилось быть терпеливым, наблюдательным и до боли благовоспитанным. Чтобы доказать, что я вписываюсь, я должен был излучать уверенность, хорошо говорить и внимательно слушать. Только тогда мои сверстники увидели бы, что я заслуживаю быть среди них.
В университете я присоединился к группе студентов, которые приглашали на лекции неоднозначных спикеров. Многие были против этих людей, и я столкнулся с серьёзным отпором учащихся, преподавателей и администрации. Люди не понимали ценности таких выступлений и видели в них только вред. Грустно было наблюдать личные нападки и отмену лекций, слышать, как окружающие неверно толкуют мои намерения.
Я понимал, что моя работа задевает чувства многих людей. Мне и самому неприятно слышать спикеров, которые утверждают, что феминизм — это война против мужчин или что у темнокожих IQ ниже, чем у белых. И я понимал, что некоторые пережили травмы, а выслушивание подобных агрессивных выпадов иногда сродни переживанию их заново.
Но игнорирование противоположных мнений не уничтожает их, потому что миллионы людей по-прежнему с ними согласны.
Я верю, что, взаимодействуя с провокационными и оскорбительными идеями, мы можем найти точки соприкосновения. Если не с самими спикерами, то со слушателями, которым они пытаются промыть мозги. Благодаря такому взаимодействию мы глубже понимаем собственные взгляды и учимся решать проблемы. Это невозможно, если мы не разговариваем друг с другом и не стараемся слушать других.
Я на своём опыте знаю, что изменить ценности интеллектуального сообщества очень сложно. Но когда я вспоминаю личное общение с теми, кто поддерживает мою работу, и с теми, кто против неё, я испытываю надежду. Такое личное общение даёт очень много.
Например, некоторое время назад я встретился с политологом Чарльзом Мюрреем (Charles Murray). В 1994-м он написал крайне спорную книгу The Bell Curve («Колоколообразная кривая»), в которой есть утверждения, что одни расы умнее других. Во время нашей беседы я лучше понял его аргументы.
Я увидел, что он, как и я, верит в создание более справедливого общества. Только его понимание справедливости очень сильно отличается от моего.
И то, как он подходит к проблемам неравенства, тоже отличается от моего подхода. Я заметил, что его толкование таких вопросов, как социальное обеспечение и положительная дискриминация, завязано на понимании либертарианских и консервативных убеждений. Хотя он красноречиво выражал свои взгляды, меня они по-прежнему не убедили. Но я лучше понял его позицию.
Чтобы достичь прогресса, несмотря на трудности, нам нужно искреннее стремление глубже понять человечество. Мне бы хотелось увидеть мир, в котором больше лидеров основательно знакомы со взглядами тех, с кем они не согласны, и понимают особенности всех, кого представляют. А для этого нужно развивать эмпатию и углублять познание, ближе знакомясь с чужими точками зрения.
Источник
Музыка — удивительный вид искусства. Ни один другой способ передачи информации не смог преодолеть все возможные барьеры: языковой, возрастной, национальный… Но всё ли мы знаем о ней?
Современные учёные считают, что музыка — это не просто искусство, ведь она влияет не только на наше сознание, но и на наше тело. Нейробиолог, музыкант и писатель Дэниел Левитин (Daniel Levitin) в своей книге This Is Your Brain on Music рассказал, почему важно изучать и понимать музыку:
Чем лучше мы понимаем этот вид искусства, тем лучше мы понимаем себя: собственные мотивы, страхи, желания, воспоминания и даже поведение.
Музыка делает человека умнее
Музыка активизирует самые разные отделы головного мозга, мы запоминаем тексты и мотивы. Точно известно, что разные мелодии и ритмы вызывают разные эмоции. Более того, музыка позволяет восстанавливать функции мозга при черепно-мозговых травмах.
На музыкантов, особенно тех, кто начал играть ещё в детстве, музыка влияет ещё сильнее. Так, одно из исследований на эту тему, показало, что изучение музыки способствует устойчивому развитию невербального мышления. В интервью изданию News in Health невропатолог медицинской школы Гарварда Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) утверждает, что нервная система музыкантов отличается от нервной системы людей, не связанных с музыкой. Мозг музыканта обладает большим числом связей между полушариями.
При сочинении музыки активизируются различные отделы головного мозга, включая зрительный, слуховой и моторный. Поэтому написание мелодий может стать одним из способов лечения нервных расстройств.
Готфрид Шлауг
Примечание: я не сомневаюсь, что прослушивание музыки в жанре math metal во время подготовки к экзаменам по высшей математике приносит пользу. Кому-то в этих случаях помогает авангардный или атмосферный black metal.
Грустная музыка поднимает настроение
А вот исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, показало, что грустная музыка действует на человека не так, как предполагалось. Учёные выяснили, что такие треки вызывают два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Хотя музыка и воспринималась испытуемыми как трагичная, при её прослушивании они не впадали в депрессию. На самом деле люди испытывали широкий спектр эмоций, тут нашлось место даже романтическим и довольно радостным чувствам.
Музыка лечит
В работе «Влияние музыки на человеческое тело и разум» (The Effect of Music on the Human Body and Mind) Дон Кент (Dawn Kent) приводит интересные факты о воздействии музыки на физическое состояние человека. Так, Платон предлагал использовать музыку для лечения тревожности, а Аристотель считал этот вид искусства инструментом для избавления от нестабильного эмоционального фона.
Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы. Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление плюс оказывает психогальванический эффект.
Дон Кент
Интересна работа Мишеля Лефевра (Michelle Lefevre) «Играя со звуком: использование музыки в терапевтических целях при прямом взаимодействии с детьми» (Playing With Sound: The Therapeutic Use of Music in Direct Work With Children), опубликованная в 2004 году. Согласно исследованиям Лефевра, высокочастотные звуки могут вызвать панику и увеличить тревожность.
Существует даже так называемый эффект Моцарта: прослушивание Сонаты для двух фортепиано ре мажор (K. 448) вызывает у некоторых больных признаки эпилептических припадков. Причём даже у тех, кто находится в коме.
Музыка способна регулировать отношения полов
viki2win/depositphotos.com
А вот согласно наблюдениям клинического психолога и семейного консультанта Кёртиса Левана (Curtis Levang), музыка может повысить либидо. Уролог Й. Марк Хон (Y. Mark Hong), например, считает, что музыка и секс похожи: и то и другое вызывает сильные эмоциональные отклики. С помощью музыки можно поднять уровень серотонина в крови и поправить здоровье при некоторых видах заболеваний.
Музыка поможет и на свидании: согласно французскому исследованию, одинокие женщины, слушавшие романтические композиции, намного охотнее давали свой номер телефона в отличие от тех, кто слушал что-то нейтральное.
Музыка помогает при физических нагрузках
Музыка повышает выносливость и помогает эффективнее тратить ресурсы при физических нагрузках. Так, исследование «Займёмся спортом: психология музыки для эффективных тренировок» (Let’s Get Physical: The Psychology of Effective Workout Music) показывает, что поездка на велосипеде под музыку позволяет тратить на 7% меньше кислорода, чем без неё.
Частота ударов в минуту (BPM) в песне оказывает мотивационный эффект, правда, до определённого предела. Потолок составляет 145 ударов в минуту, более быстрые мелодии уже не способны мотивировать. В отдельных случаях скорость слов песни начинает вытеснять мелодию: именно поэтому многие предпочитают работать под музыкальное сопровождение с ритмичными текстами, хип-хоп например.
В общем, не удивительно, что Spotify запустил сервис Spotify Running, позволяющий отслеживать темп бегуна и проигрывать в плейлисте песни с соответствующей частотой ударов в минуту.
Петь в душе полезно
Это подтверждает доктор Джерри Салиман (Jerry Saliman). По его словам, петь вслух полезно для здоровья, особенно это касается старшего поколения. Пение способно улучшить работу мозга пожилых людей, страдающих от афазии (полной или частичной потери речи) или болезни Паркинсона. Кроме того, многие старики живут одни и в силу хронических недугов, например артрита, ведут малоподвижный образ жизни. Простые и доступные развлечения положительно скажутся на их самочувствии. Кроме того, пение улучшает работу дыхательной системы и способно уменьшать одышку.
Источник
Учёные сравнили плюсы и минусы разного восприятия текста.
Даже тем, кто любит бумажную литературу, иногда сложно найти время на чтение. В таких случаях очень удобно включить аудиокнигу и заняться другими делами. Бет Роговски (Beth Rogowsky) из Блумсберского университета провела эксперимент , чтобы проверить, так ли хорошо мы воспринимаем информацию на слух.
Одни участники эксперимента слушали отрывки из документального романа «Несломленный» о Второй мировой войне, а другие читали тот же самый текст с помощью электронной книги. Третья же группа и читала, и слушала одновременно. Затем все участники прошли тест на усвоение материала. «Мы не обнаружили значительных различий в понимании у тех, что читал, слушал и совмещал чтение со слушанием», — говорит Роговски.
Но выводы делать рано. В этом эксперименте использовали электронные, а не бумажные книги. Есть доказательства , что при чтении с экрана мы хуже понимаем и запоминаем материал. И если бы Роговски использовала бумажные книги, результаты могли бы быть другими.
Во-первых, электронная книга не даёт понять, на каком месте вы остановились. «В повествовании важна последовательность событий, — говорит психолог Дэниел Уиллингэм (Daniel Willingham). — И когда вы знаете, где именно находитесь, вам легче выстроить сюжетную арку».
Электронные книги показывают, сколько процентов или минут осталось до конца, но это не даёт того же эффекта. Текст на печатной странице же расположен в определённом месте, а это улучшает запоминание.
Восприятие на слух, как и чтение с экрана, не даёт пространственных подсказок, которые есть в бумажной книге.
На разницу восприятия влияет ещё один фактор: обратные движения глаз. «10–15% движений глаз во время чтения обратные, то есть глаза возвращаются назад и ещё раз пробегают прочитанное, — объясняет Уиллингэм. — Это происходит очень быстро, вы даже не замечаете, что процесс чтения происходит именно так». Эта особенность улучшает понимание. В теории, конечно, можно отмотать аудиофайл назад, но мало кто пойдёт на такие лишние хлопоты.
Не стоит забывать ещё и том, что все иногда отвлекаются. Может пройти несколько секунд или даже минут, прежде чем вы снова сосредоточитесь. При чтении легко найти место, где вы перестали воспринимать информацию, и перечитать фрагмент заново. С аудиозаписью же это не так просто, особенно если вы слушаете сложный текст.
Возможность быстро вернуться к нужному месту облегчает процесс обучения. И с печатным текстом это сделать проще, чем с аудиофайлом.
«К тому же пока вы переворачиваете страницу, то делаете небольшой перерыв», — говорит психолог Дэвид Дэниел (David B. Daniel). За этот короткий промежуток мозг может сохранить информацию, которую вы только что прочитали.
Дэниел был одним из авторов исследования, в котором проверяли понимание текста у студентов. Во время эксперимента одни слушали подкаст, а другие читали ту же информацию на бумаге. Затем все прошли тест на понимание материала. И результаты участников из первой группы оказались на 28% ниже.
Любопытно, что перед началом эксперимента большинство студентов хотело попасть в аудиогруппу. Но непосредственно после теста многие сказали, что мало что запомнили и предпочли бы чтение.
Есть и другие препятствия, которые мешают усваивать информацию на слух. К примеру, в книге важные места могут быть подчёркнуты или выделены жирным шрифтом.
Визуальные подсказки сразу обращают на себя наше внимание и улучшают запоминание.
В аудиокниге же такое невозможно. Однако, если вы будете практиковаться, ваши навыки восприятия на слух улучшатся. То же самое относится и к чтению с экрана. Со временем вы станете запоминать информацию из электронной книги лучше.
Последний фактор, который может склонить чашу весов к чтению — это проблема многозадачности. «Если вы пытаетесь что-то выучить, занимаясь двумя делами одновременно, то хуже усваиваете информацию», — отмечает Уиллингэм. Даже если что-то одно вы выполняете на автопилоте, например ведёте машину или моете посуду, часть вашего внимания занята, а это затрудняет обучение.
Зато у аудиокниг есть другие плюсы. «Люди тысячелетиями передавали информацию устно, — говорит Уиллингэм, — тогда как печатное слово появилось гораздо позднее. Слушатель может извлечь много информации из интонации говорящего. Например, сарказм гораздо легче передать голосом, чем текстом. А если вы слушаете Шекспира, то многое можете понять по манере исполнения актёра».
Давайте подведём итог. Если книга нужна вам для учёбы или работы, читайте на бумаге. Так информация запоминается лучше всего. Если же книга исключительно для удовольствия, неважно, читаете вы или слушаете. Небольшая разница в восприятии ничего не изменит. Выбирайте тот формат, который вам больше нравится.
Источник
nameo2017 · 10 января 2019
2,5 K
IT, Web, игры и масса других интересов
Добрый день! Считаю, что у аудиокниг есть следующие полезные преимущества:
- От них не устают глаза.
- Можно слушать книгу параллельно с любой другой деятельностью. Для прослушивания не нужно выделять особое время, как в случае с бумажными книгами.
- Такую книгу легко брать с собой, ведь она не занимает места, а находится в памяти гаджета.
Книжное издательство №1 в России · eksmo.ru
Первоначально аудиокниги создавались для людей с нарушениями зрения и первое время ими пользовались только те, кто по какой-то причине не мог читать с листа (из-за болезни, особенностей развития или банальной безграмотности). Сегодня их слушают дети и взрослые, независимо от способностей. Причин у этого, как минимум, четыре:
1. Аудиокниги — это удобно. Особенно, если… Читать далее
https://www.instagram.com/jea_hell
Удобством. Можно слушать в любое время, в любом месте. Еще есть не мало людей, которые читать не любят.
Но нужно уметь слушать, не отвлекаясь, потому что если книга на несколько часов, то перемотать будет непросто. Многие еще часто засыпают 🙂
Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени. Оноре де…
Главная полезность, на мой взгляд, в том что можно заниматься параллельно несколькими делами и слушать книгу. Например, утренняя пробежка, прослушивание книги. Моетесь в душе — слушаете книгу. Готовите — слушаете книгу, убираетесь и опять же слушаете книгу.
Хорошо слушать аудиокниги, когда ложишься спать, выключил свет и прослушиваешь аудиокнигу.
Да и отлично слушать… Читать далее
Есть ли принципиальная разница с точки зрения саморазвития в том, чтобы читать книги и слушать их, если, например, аудиокниги воспринимаются мною легче?
Книжный обозреватель, переводчик, главный редактор Storytel
Нет, если ваша цель — именно запомнить и усвоить информацию, то нужно пользоваться тем каналом восприятия, который удобен вам интуитивно. Если вы понимаете, что учебник или лекцию вам лучше прослушать, а не прочитать, то не очень понятно, зачем мучить себя чтением или просмотром лекции.
Более того, если ваша цель именно саморазвитие, то аудиокниги помогут лучше употребить время, которое раньше уходило в «никуда»: например, вы можете слушать лекцию о генетике, пока идете на работу/ в магазин/ пока гладите белье или готовите обед. Не факт, что вы запомните все услышанное, но что-нибудь точно отложится в голове.
Я, например, обнаружила, что очень хорошо стала запоминать книги, которые слушаю по дороге от электрички до офиса (и обратно). Книга у меня в уме как-то «сцепилась» с самой дорогой, и стоит мне вспомнить хотя бы одно здание из моего маршрута, или увидеть похожее на него здание в другом районе, или сетевой магазин, мимо которого я обычно хожу, как в памяти автоматически всплывает наиболее мне запомнившийся отрывок/ сцена из аудиокниги. Смешно, но “Ашан”, мимо которого я постоянно хожу в офис, теперь накрепко ассоциируется у меня с роскошным голосом Сергея Чонишвили, в исполнении которого я прослушала“Неаполитанские сказки для взрослых” Базиле.
Прочитать ещё 16 ответов
Чем можно занять себя во время прослушивания аудиокниги?
Я бы не рекомендовал вам чем-то заниматься во время прослушивания аудиокниг, так как это попросту снизит процент понимания того, что вы слушаете, однако.
Лучше всего подойдут такие занятия, которые не требуют от вас повышенной концентрации и вникания, к примеру уборка в квартире, во время этого процесса вы будете выполнять простые, тривиальные действия, допустим мытьё посуды, которые, можно сказать, ничего вам не стоят и совершенно не отвлекают от прослушивания книги.
Прочитать ещё 7 ответов
Можно ли назвать человека ленивым , если он предпочитает аудиокниги , а не обычное «классическое»чтение ?
Студентка Белорусского Государственного Университета Информатики и Радиоэлектрон…
Согласна в написанным выше. Такого человека нельзя назвать ленивым.
Так же, когда случаешь аудиокнигу, важны еще и интонация, тембр, интерпретация актера, музыкальное сопровождение, фоновые звуки, дикция. Все это формирует совершенно новые яркие образы в нашем сознании и способствует усилению глубины восприятия книги, которую мы слушаем.
Прослушивание аудио версий книг значительно развивает мышление, усиливает восприятия информации, даже без концентрации внимания слушателя.
Так что в аудио так же есть свои собственные плюсы.
Прочитать ещё 1 ответ
Что почитать про электронную музыку?
Simon Reynolds — «Energy Flash»
Очень дотошное, хотя и не лишенное субъективности исследование истории электронной музыки начиная с рейв-революции и до наших дней. Стоит иметь в виду, что во-первых, Рейнольдс предпочитает маргинальные ответвления вроде хардкора и люто и открыто ненавидит всё интеллектуальное (что создает несколько измененную картину мира), во-вторых, позиционирует себя скорее как социолог и исследует музыку не саму по себе, а как общественное явление.
Мэттью Коллин, Джон Годфри — «Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры»
Тоже, по сути, социология рейва. Тут конечно много про наркотики, но не меньше – про общественный климат и политические реалии Британии в эпоху рейв-революции, что тоже много даёт в плане понимания того, откуда ноги растут.
Лоран Гарнье — «Электрошок»
История клубной электроники от первого лица, рассказанная диджеем-суперзвездой. Это скорее автобиография, но Гарнье – настоящий музыкальный фанатик, музыку обожает совсем не только свою и рассказывает о ней весьма захватывающе. Эта книжка хороша не только как познавательный нон-фикшн, но и как чтиво вполне развлекательное.
Андрей Горохов — «Музпросвет»
Главная русская книга об электронной музыке. Горохов в самом деле неплохой рассказчик и касается, что важно, совсем не только танцевальной музыки, но и (даже в большей степени) экспериментальной. Одна беда – вкусовщины там примерно в десять раз больше, чем хотелось бы. Одни жанры Горохов превозносит, другие смешивает с грязью, делая попутно какие-то очень натянутые выводы и обобщения. В общем, прочитать безусловно стоит, но воспринимать как истину в последней инстанции не нужно.
Билл Брюстер, Фрэнк Броутон — «История Диджеев»
Вполне соответствует названию. История диджеев, естественно, рассказывается вместе с историей танцевальной музыки как таковой и, что особенно приятно, охватывает период совсем не с рейва, а заметно раньше. Немного занудно, но познавательно.
Дэвид Туп — «Океан Звука»
Серьезное чтение. Туп — не просто музыковед, но и в некотором роде философ. Считает, что хорошей и плохой музыки не бывает в принципе, не делит её по жанрам, и вообще пытается всё описать с позиции общей теории всего. Важно, что сам он тоже музыкант, так что внутреннюю кухню представляет себе лучше многих музыковедов-теоретиков.
Julian Cope — «Krautrocksampler»
Еще один очень любимый историками и музыковедами пласт, который здесь исследуется со всей тщательностью. Германия с конца шестидесятых и то, что из неё выросло. Краут-рок, космическая музыка и иже с ними.
Mark Prendergast — «The Ambient Century»
Марк Прендергаст исследует электронный авангард, сделав что-то вроде продолжения книжки Алекса Росса «Дальше – шум», о классической музыке. Книжка важна тем, что здесь электроника подаётся с совсем другой точки зрения – она подаётся как развитие академического авангарда, а рейв-революция не была ни большим взрывом, породившим современную электронику, ни даже таким уж важным этапом её развития.
Можно ли слушать аудиокнигу, параллельно читая другую?
Копирайтер, инженер-маркетолог, книголюб
Да можно. Делал так эксперимента ради. Читал что-то художественное, где надо представлять, а слушал познавательное для запоминания чего-то. Когда слышал важные слова, останавливал чтение и вникал в услышанное. Потом опять читал — поверхностно прослушивая запись в ожидании очередного важного момента.
Нужна большая концентрация и умение быстро переключать мозг на получение информации со зрительного на слуховой. Сложно перестроиться. Спустя неделю прекратил практику — слишком устаешь и невозможно долго так сидеть. Лучше разделить — больше информации войдет и лучше усвоится. Слушать во время пешего пути, читать в транспорте и т.д.
Источник