Почва и полезные ископаемые 3 класс

Почва и полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Средняя общеобразовательная школа

имени Махмуд Кашгари

г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан

Урок окружающего мира

3-класс

«Почва. Её состав и свойства»

org-zem.jpg

Составитель:

Карабаева С.С.

учитель начальных классов

школы имени М.Кашгари

Кентау 2015

Тема: Почва. Её состав и свойства.

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.

Задачи:

Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.

Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.

Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать

в группе, находить общее решение.

Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Формы и методы:

Объяснительно-иллюстративный;

Проверочные карточки;

Работа в группах и в парах;

Обобщающая беседа.

Оборудование: проверочныекарточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

В классе жду я вас всегда. 
Вы готовы в путь, друзья? 
Все преграды мы пройдем, 
Знанья новые найдем. 

2.Психологический настрой на урок.

Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с
могу один,
Сможем ты и я!

3.Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». (Слайд 4, 5, 6)

-Что такое полезное ископаемое?

-Какие виды полезных ископаемых бывают?

Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.

Соедините стрелками правильные ответы. (Слайд 7)

Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. (Слайд 8)

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.

Физминутка (музыкальная пауза)

4.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?

-Это земля.

5. Изучение нового материала.

Значение слова «земля» несколько. (Слайд 10)

Это – Земной шар, поверхность, почва.

Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Основные понятия: (Слайд 11)

Почва – верхний плодородный слой земли.

Чернозём – богатая перегноем почва.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Найдите определение почвы в учебнике. (Слайд 12)

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.

Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. (Слайд 14)

Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. (Слайд 15, 16, 17)

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

Работа в группах:

Составьте схему «круговорот веществ в почве». (Слайд 18)

Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. (Слайд 19)

Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.

В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.

В песчаных почвах много песков.

В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. (Слайд 20)

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. (Слайд 21, 22)

-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.

В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. (Слайд 23, 24)

6. Обобщение и закрепление  знаний.

Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. (Слайд 26)

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Карточки для работы в паре: Раскрасить.(Слайд 27)

Практическая работа: Состав почвы.

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.

-Какого она цвета?

-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.

-Проведём опыты:

Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?

(Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: В почве содержится воздух.

Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.

Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.

Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.

Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.

Вывод: В почве содержатся песок и глина.

Работа в группах:

Составить схему-кластер – из чего состоит почва. (Слайд 29)

Работа с тестом:(Слайд 30, 31, 32)

1.Плодородие почвы зависит от количества:

А) песка

Б) перегноя

В) глины

Г) солей

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

А) песок

Б) глина

В) перегной

Г) ил

3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

А) вода

Б) воздух

В) камни

Г) соли

7. Итог урока.

Это интересно! Образование почвы. (Слайд 33)

1см почвы за 250-300 лет

20см за 5-6 тысяч лет

Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

8. Рефлексия.

Давайте прикрепим свои смайлики на доске. (Слайд 35, 36)

6Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.

7У меня не всё получилось, но я постараюсь.

11Ничего не понятно на уроке.

Ответить на вопросы:

Что узнал? Что смог? Что понравилось?

-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.

(Слайд 37)

-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.

9. Выставление оценок.

Оценка учеников по подсчёту смайликов.

10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.

Список литературы:

1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.

2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.

3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki.Докучаев В.В.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki. Почва.

6. https://www.google.kz. Состав и строение почвы.

7. https://www.youtube.com. Путешествие дождевого червячка.

8. https://www.youtube.com.Видеоурок «Как образуется почва» Шарова И.В. 2011г.

9. https://nachalka.edu.ru/

10. https://www.google.kz/search

Источник

Разработка урока-исследования по окружающему миру

3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Почва и ее состав»

hello_html_7ac853b1.jpg

Урок разработала: Травина Ольга Дмитриевна,

учитель начальных классов МОУ

«Вохомская СОШ»

2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока

Задачи

Образовательная:

  • сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

Развивающая:

  • развивать умения работы с научным текстом и схемами,

  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

  • делать выводы на основе проведенных опытов,

  • развивать познавательный интерес.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление о почве, её составе.

Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе. Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли.

Личностные:

-самоанализ и самоконтроль результата;

-самоопределение;

-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

— в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

— формирование умения общаться в паре, группе.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Оборудование для практической работы.

Ресурсы методическое обеспечение

Литературное чтение

Технология

Изобразительное искусство

ОБЖ

Фронтальная

В парах

Индивидуальная работа

Практическая работа

ПК, мультимедийный проектор.

Лупа, стаканы с водой, салфетки.

-Учебник – О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. Окружающий мир 3 класс, ч.2, стр. 35-38,

-Рабочая тетрадь по окружающему миру — О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. ч.2, стр.12-14.

— Методическое пособие О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царева, Москва Академкнига/Учебник 2012 «Окружающий мир», 3 класс.

— Интернет-ресурсы.

— Презентация.

Характеристика

деятельности учащихся

УУД

I этап.

Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Почва и ее состав»

Организационная минутка (эмоциональный настрой)

— Ребята, на партах у вас лежат маршрутные листы и в ходе нашей работы, не забывайте оценивать себя.

Актуализация знаний

— Посмотрите на слайд и назовите данные предметы одним словом? (Слайд 2)

— А теперь мы проверим — на сколько хорошо вы усвоили полезные ископаемые?

Выполним тест (Приложение 1)

— Теперь поменяемся тестами и проверим.

— Не забывайте себя оценивать.

Проблемная ситуация

— Ребята, а сейчас послушайте внимательно рассказ, который называется «Чудесная кладовая»

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. (М.Ильин) (Слайд 3)

— Какое чудо происходит в кладовой?

б) Определяется тема урока; постановка задач урока.

— Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой. (Почва)

Приложение 2

1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)

2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. (Корень)

3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)

4. Жидкость, которая необходима для каждого растения. (Вода)

5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)

— Как называется кладовая? (Почва) (Слайд 4-5)

Смотрят и называют (Полезные ископаемые)

Меняются тестами и проверяют.

Оценивают работу друг друга.

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы.

Учащиеся путём работы в группе отгадывают кроссворд

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:

— формирование умения общаться в паре, группе.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные:

— формирование умения общаться в группе.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

Цель вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Постановка темы и целей занятия.

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Почва и ее состав)

— Как вы понимаете это слово? (Почва поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь).(Слайд 6)

— А что такое почва? (Кластер)

— Как вы думаете, а что мы с вами узнаем о почве? (Свойства почвы, что растения получают из почвы)

— Какие задачи мы будем решать? (Узнаем состав почвы, к живой или неживой природе относится почва, как повышают плодородие почвы). ( Слайд 7)

— А теперь посмотрите на слайд? (Слайд 8)Что вы видите? (слой земли).

— Как называется верхний слой земли? (почва, плодородный слой земли)

— Как вы понимаете слово плодородие? (в этом слое содержатся вещества, необходимые для роста и развития растений, без которых не бывает плодов). (Слайд 9)

— Посмотрите это значение в толковом словаре?

— Как вы считаете, нужен растениям плодородный слой? (да)

Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания кроссворда формулируют тему урока, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные:

— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Личностные:

— мотивация и познавательный интерес к новому материалу.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Изучение нового материала. Практическая работа.

— Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы)

— А вы хотите узнать? Для этого я предлагаю вам сегодня побыть юными исследователями? Вы согласны? Тогда я буду вашим научным руководителем. ( Слайд 10)

Приступим.

— Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)

— Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)

— Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов?

Инструктаж по ТБ (Приложение 3)

— Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? (при помощи лупы посмотрим, что есть в почве). (Слайд 11)

— Что вы заметили? Сделайте вывод. (В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых).

— Прочитайте инструкцию ко второму опыту. Что будем здесь делать?

( берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)

— Что интересного увидели? (вверх поднимаются пузырьки – это говорит о том, что в почве есть воздух). (Слайд 12)

— Молодцы! Фиксируем вывод в листе наблюдения.

— Прочитайте инструкцию к третьему опыту. Как будете выполнять опыт?

(возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.) (Слайд 13)

Что вы увидели на бумаге? (В почве в есть вода).

— Молодцы! Фиксируем вывод в листе наблюдения.

Четвертый опыт

Почву серого цвета (нет перегноя) насыпали в стакан с водой – сначала осело на дно вещество рыжего цвета, а затем серого. (Вывод — в почве есть глина и песок.)( Слайд 14-15)

Каждый вывод фиксируется в листе наблюдения.

— На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).( Слайд 16)

Сравните их с выводами в учебнике на стр. 37 нижний абзац.

— Хорошо! Оцените свою практическую деятельность.

(Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.)

Физическая минутка. (Приложение 4)

Итог урока.

— Как вы думаете почва относится к живой или неживой природе? (к живой)

— А вот некоторые ученые считают, что почву нельзя отнести только к живой или только к неживой.

— Для этого найдите ответ на стр. 38 верхний абзац.

-Каковы же свойства почвы? ( Слайд 17)

— Итак, ребята, давайте вернемся к нашему кластеру. В начале урока наше представление о почве было таким.

В ходе нашего исследование мы узнали много нового и интересного. Давайте исправим и дополним кластер нашими выводами о почве.

Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в листе наблюдений, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют листы самооценки.

Регулятивные:

— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

— в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

— формирование умения общаться в группе.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

IV этап.

Рефлексия деятельности

Цель самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

— Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы измерения. Поставьте свои смайлики к нужной для вас шкале.

— не всё получилось, буду

стараться

— справился не со всем,

надо доработать

-всё получилось

замечательно, смогу сам

-Достигли ли мы цели урока?

-Что нового вы узнали на нашем уроке?

-Что было самым интересным?

-Какое значение для живой природы имеет почва?

-Какой вид работы на уроке вам понравился?

-О чем бы вы рассказали сегодня дома?

-Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!

Дети проводят самооценку по шкале,

приводят примеры применения полученных знаний в жизни.

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Vэтап.

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цельприменение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Итак, домашнее задание. В рабочей тетради стр.12-14. , Учебник стр.35-38. И творческое задание, можете подготовить доклад на тему «Что растения получают из почвы?»

Дети записывают домашнее задание.

Личностные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Приложение 1

Тест «Как разрушаются камни»

1. Что происходит с водой при превращении ее в лед?

a) Вода, превращаясь в лед, расширяется;

b) Вода, превращаясь в лед, сжимается;

c) С водой при превращении в лед ничего не происходит.

2. Что происходит с камнями при нагревании?

a) Камни при нагревании расширяются;

b) Камни при нагревании сжимаются;

c) С камнями при нагревании ничего не происходит.

3. За счет чего в скалах, и камнях образуются трещины?

a) За счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;

b) За счет остывания скал, камней по ночам;

c) За счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

a) Животные;

b) Растения;

c) Грибы и микробы

5. Что образуется при разрушении скал, камней?

a) Песок и глина

b) Мрамор и гранит;

c) Вода и газ.

Приложение 2

hello_html_3e46a832.jpg

Приложение 3

Требования безопасности во время занятий

  1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

  2. Пользоваться только исправным оборудованием.

  3. Не делать резких движений во время работы.

  4. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

  5. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.

  6. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

  7. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Приложение 4

Физ.минутка «САДОВНИК»

Мы вчера в саду гуляли,

Мы смородину сажали.

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор:

— Ты скажи, Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Дети шагают на месте.

Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.

Движение правой рукой вверх-вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом друг к другу.

Ведут диалог.

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу

на обеих руках, начиная с больших.

Источник