Почва это полезное ископаемое или нет
Почва – поверхностный слой земной коры. Почва (согласно учению В.В.Докучаева) представляет собой естественное природное образование в виде поверхностного плодородного слоя земли, сформированного под совокупным воздействием внешних условий: климата, растительности, почвообразующих пород, условий рельефа и жизнедеятельности организмов (особенно микроорганизмов). Для формирования почвы необходимы тысячелетия взаимодействия почвообразующих элементов. Почва — незаменимый природный ресурс.
Мощность почвы (толщина почвенного слоя), в зависимости от типа, колеблется в пределах от нескольких миллиметров до 2 — 3 м при средней величине 18 — 20 см.
Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Однако их роль в настоящее время недооценивается.
Структура почвы. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.
Горизонт Al – темно-окрашенный, содержащий гумус, обогащен минеральными веществами и имеет для биогенных процессов наибольшее значение.
Горизонт А2 – элювиальный слой, имеет обычно пепельный, светло-серый или желтовато-серый цвет.
Горизонт В – элювиальный слой, обычно плотный, бурый или коричневой окраски, обогащенный коллоидно-дисперсными минералами.
Горизонт С – измененная почвообразующими процессами материнская порода.
Горизонт В – исходная порода.
Поверхностный горизонт состоит из остатков растительности, составляющих основу гумуса, избыток или недостаток которого определяет плодородие почвы.
Гумус – органическое вещество, наиболее устойчивое к разложению и поэтому сохраняющееся после того, как основной процесс разложения уже завершен. Постепенно гумус также минерализуется до неорганического вещества. Перемешивание гумуса с почвой придает ей структуру. Обогащенный гумусом слой называется пахотным, а нижележащий слой – подпахотным. Основные функции гумуса сводятся к серии сложных обменных процессов, в которых участвуют не только азот, кислород, углерод и вода, но и различные минеральные соли, присутствующие в почве. Под гумусовым горизонтом располагается подпочвенный слой, соответствующий выщелоченной части почвы, и горизонт, отвечающий материнской породе.
Почва состоит из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. В твердой фазе преобладают минеральные образования и различные органические вещества, в том числе гумус, или перегной, а также почвенные коллоиды, имеющие органическое, минеральное или органоминеральное происхождение. Жидкую фазу почвы, или почвенный раствор, составляет вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями, а также газами. Газовую фазу почвы составляет «почвенный воздух», включающий газы, заполняющие свободные от воды поры.
Важным компонентом почвы, способствующим изменению ее физико-химических свойств, является ее биомасса, включающая кроме микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные) еще и червей и членистоногих.
Образование почв происходит на Земле с момента возникновения жизни и зависит от многих факторов.
Субстрат, на котором образуются почвы. От характера материнских пород зависят физические свойства почв (пористость, водоудерживающая способность, рыхлость и т. д.). Они определяют водный и тепловой режим, интенсивность перемешивания веществ, минералогический и химический составы, первоначальное содержание элементов питания, тип почвы.
Растительность – зеленые растения (основные создатели первичных органических веществ). Поглощая из атмосферы углекислоту, из почвы воду и минеральные вещества, используя энергию света, они создают органические соединения, пригодные для питания животных.
С помощью животных, бактерий, физических и химических воздействий органическое вещество разлагается, превращаясь в почвенный гумус. Зольные вещества наполняют минеральную часть почвы. Неразложившийся растительный материал создает благоприятные условия для действия почвенной фауны и микроорганизмов (устойчивый газообмен, тепловой режим, влажность).
Животные организмы, выполняющие функцию преобразования органического вещества в почву. Сапрофаги (земляные черви и др.), питающиеся мертвыми органическими веществами, влияют на содержание гумуса, мощность этого горизонта и структуру почвы. Из наземного животного мира на почвообразование наиболее интенсивно влияют все виды грызунов и травоядные животные.
Микроорганизмы (бактерии, одноклеточные водоросли, вирусы) разлагающие сложные органические и минеральные вещества на более простые, которые в дальнейшем могут использоваться самими микроорганизмами и высшими растениями.
Одни группы микроорганизмов участвуют в превращениях углеводов и жиров, другие – азотистых соединений. Бактерии, поглощающие молекулярный азот воздуха, называют азотофиксирующими. Благодаря их деятельности, атмосферный азот могут использовать (в виде нитратов) другие живые организмы. Почвенные микроорганизмы принимают участие в разрушении токсических продуктов обмена высших растений, животных и самих микроорганизмов в синтезе витаминов, необходимых для растений и почвенных животных.
Климат влияет на тепловой и водный режимы почвы, а значит и на биологические и физико-химические почвенные процессы.
Рельеф перераспределяет на земной поверхности тепло и влагу.
Хозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, снижении и повышении их плодородия. Под влиянием человека меняются параметры и факторы почвообразования — рельефы, микроклимат, создаются водохранилища, проводится мелиорация.
Значение почвы, как элемента биосферы, заключается в обеспечении биохимической среды для человека, животных и растений, среды, обладающей высокой буферностью и энергоемкостью, значительным резервом механизмов для самоочищения, важных для поддержания сбалансированного прямого и косвенного взаимодействия почвенной биоты и человека. Она является средой обитания многих живых организмов. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод, трансформация или мобилизация загрязняющих компонентов.
Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.
Главное свойство почвы – её плодородие, которое определяется наличием в ней гумуса. Плодородием почвы называют её способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха. Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур.
С образованием достаточно развитого почвенного покрова биосфера становится целостной завершенной системой, все части которой тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Полезные ископаемые. Помимо почвы к ресурсам литосферы относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах Земли. Они подразделяются на три группы: твердые (металлические и неметаллические руды, нерудные ископаемые, грунты и горные породы), жидкие (минеральные воды) и газообразные.
К ресурсам литосферы относятся также запасы энергетического сырья (угля, нефти, природного газа и др.), которые ввиду их особой значимости выделены в группу энергетических ресурсов.
Практически нет ни одной отрасли хозяйства, где бы ни требовались полезные ископаемые. Минеральные ресурсы относятся к категории не возобновляемых. Запасы их по мере использования не восстанавливаются.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
Источник
ПОЧВА И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
ПОЧВА.
На распаханном поле мы видим черную или серую поверхность земли. Если на этом поле мы будем копать яму, то сверху мы увидим черный или серый слой земли. Этот верхний слой земли называется почвой.
На обрыве высокого берега реки или крутого склона оврага можно видеть не только слой почвы, но и лежащие под ним слои земли (рис. 1).
Если внимательно рассмотреть слой почвы на разрезе, можно заметить в нем живые и отмершие корни растений, гниющие остатки прошлогодней травы, живых и мертвых жучков, червей и других мелких животных.
Ниже почва постепенно становится светлее и незаметно пере– ходит в лежащий под ней слой земли. Этот лежащий под почвой слой земли называется материнской породой, или подпочвой. Подпочву могут образовать различные породы: глина, песок,
известняк и т.д. На материнской породе из ее верхнего слоя и
образуется почва.
Еще ниже, под материнской породой лежат разные – другие слои земли.
Почва имеет очень большое значение в жизни растений, а стало быть и для сельского хозяйства. Урожай возделываемых нами растений во многом зависит от почвы.
Из чего состоит почва.
Рис. 2. Обнаружение воды в почве.
Чтобы узнать, из чего состоит почва, сделаем с ней следующие опыты.
и опустим в него небольшой комочек почвы. Из почвы, выходят и поднимаются в воде пузырьки воздуха. Вода вытеснила из почвы воздух. Значит, в почве есть воздух. Он необходим для растущих в ней растений.
Опыт 2. Положим в сухую пробирку ложечку почвы и будем нагревать ее на спиртовке, как показано на рисунке 2. Вскоре на внутренних стенках пробирки появятся капельки воды. Эта вода выделилась из почвы. Значит, в почве есть вода. Вода также необходима для растений. Растения всасывают воду из почвы своими корнями, без воды они засыхают.
Опыт 3. Положим в жестяную баночку ложечку почвы и будем прокаливать ее на примусе (рис. 3). Почва начнет тлеть и дымиться. Значит, в почве есть горючие вещества.
Рис. 3. Прокаливание
почвы.
Будем продолжать прокаливать почву. Под конец почва из темной станет сероватой или красноватой. Что же произошло с почвой? В ней выгорел перегной. Так называются находящиеся в почве перегнившие остатки растений и животных.
Опыт 4. Узнаем, из чего состоит получившийся у нас после прокаливания остаток почвы. Всыплем его в пузырек с водой, взболтаем и дадим отстояться.
Когда муть осядет, на дне пузырька будет видно два слоя: внизу – слой песка, а поверх его – слой глины.
Теперь попробуем отделить глину от песка. Для этого взболтаем
глину с песком в пузырьке с водой и образовавшуюся мутную воду сольем в стакан. После этого снова нальем в пузырек чистой воды, взболтаем и сольем мутную воду в стакан. Так будем делать до тех пор, пока вода в пузырьке перестанет мутиться. После этого дадим отстояться мутной воде в стакане. В пузырьке останется песок, а в стакане будет глина. Итак, кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Кроме того, в почве имеются разные соли. Чтобы добыть соли из почвы, сделаем такой опыт. Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальем в него немного чистой дождевой воды и тщательно размешаем. Выльем мутную воду из стакана в воронку, в которую вложен фильтр, сделанный из фильтровальной бумаги. Через бумажный фильтр протекает прозрачная вода. Соберем немного этой воды в фарфоровую чашечку или в чистую металлическую ложку и будем нагревать ее на спиртовке. Когда вода испарится, в чашечке останется осадок. Это соли, которые мы извлекли водой из почвы. Растворенные в воде соли растение всасывает своими корнями из почвы и питается ими.
Чтобы в почве было больше питательных солей, ее удобряют; в нее вносят различные удобрения, содержащие необходимые растениям соли.
Удобрение почвы повышает урожай культурных растений, поэтому в борьбе за урожай мы широко применяем удобрение почвы.
Источник
1 «а» класс
Тема: Почва и полезные ископаемые
Цели урока : в общем виде познакомить с понятиями « почва» и « полезные ископаемые»;
выяснить значение земной твердой оболочки, почвы для животных, растений
и человека; развитие кругозора и интереса детей к окружающему миру;
воспитание трудолюбия , бережного отношения к животным и растениям.
Оборудование: физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, образцы почвы,
иллюстрации и детские рисунки к сказкам
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа.
— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна весной, а осенью, смотришь- вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или не сказка? ( Выслушиваются мнения детей)
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались о чем идет речь и о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
— Верно, мы сегодня узнаем, что такое почва и какие богатства есть в земной тверди.
III. Работа над новой темой.
_ Рассмотрите внимательно изображение (на слайде). Кто изображен на ней и что делает? (Мальчик на участке рыхлит почву.)
— Зачем он это делает?
— Чем можно рыхлить почву? ( лопатой, вилами, мотыгой – садово – огородным инвентарем.)
— Кто еще , кроме людей, может рыхлить почву?
— Дождевые черви полезное дело делают для растений?
— Можно ли в цветочный горшок помещать червей? Это будет на пользу нашим комнатным растениям?
— А еще что за животное нарисовано на рисунке?( крот)
Он полезен? Чем? ( Тоже рыхлит почву.но не совсем полезен, т. к. повреждает своими действиями корни растений и они могут погибнуть.)
Вывод: Для почвы – полезны, для растений – не всегда.
— Как вы думаете, а почва что такое?( Почва – верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.)
-Вчера на экскурсии мы наблюдали, что у многих трав, кустарников, деревьев корни глубоко уходят в землю. Зачем? ( Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.
2.Практическая работа.
— Давайте рассмотрим кусочки почвы, которые лежат у вас на столах в коробочках:
— Какого цвета почва?
— Рассмотрите почву, можно сказать из чего она состоит?
— Для того, что бы узнать состав почвы надо проделать опыты.
Опыт 1
Опыт 1.
Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование:
стакан,
вода,
комок почвы.
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы. Внимательно следите за водой стакана. На поверхности образовались пузырьки. Что это? Вывод?
Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.
— Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
Рассмотрите воду в стакане, какой она стала? что появилось на дне?
Вывод: в почве есть песок, глина.
Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование:
сковородка,
спиртовка,
стекло.
Ход опыта
Следите внимательно за почвой и сделайте вывод.
Вывод: в почве есть вода.
Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.
— Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Опыт 5.
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
IV .Физминутка.
V.Продолжение работы по теме.
— Многие из вас очень любят булочки. А кто знает, откуда на нашем столе появилась булочка? Где берет начало ее путь к нашему столу?
5. –Наша земля богата, она дает нам не только урожай. Это еще и сокровищница. Какие сокровища она хранит в своих глубинах?( полезные ископаемые)
-Лампочка, хрустальная ваза, стакан – что общего между этими предметами?( Они сделаны из стекла)
-Какая связь существует между стаканом и речным песком?_ песок – основа стекла)
— Гвозди, ножницы, ключи – что общего?( Они сделаны из металла)
— А откуда берут металл?( показ образцов медной и железной руды)
— А что вы думаете общего между бензином, духами и тканью?( Они сделаны из нефти. Показ учителем образца нефти.)
Люди думают, что нефть образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных. Это очень важное, полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире. Посмотрите на пробирку с нефтью.
— А как вы понимаете выражение « полезное ископаемое»?
— Отгадайте, что это такое:
Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он всегда был здоров.
— Это каменный уголь.( Показ образца учителем)
Рассмотрите его внимательно. Какого он цвета?
Каменным углем отапливают жилье, фабрики, заводы.Из каменноугольной смолы делают лекарство.
6.Игра « Что из чего?»
— Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы говорите мне, из чего он сделан.
Оконное стекло – песок.
Замок – металл.
Чайный сервиз – глина.
Синтетическая ткань – нефть.
Таблетки – уголь, мел.
Бензин – нефть.
Шариковая ручка- пластмасса, нефть.
Ножницы – железная руда.
Молодцы! как много всего вы знаете!
V.Подведение итогов урока.
— О чем новом вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое почва?
-О каких полезных ископаемых вы узнали?
-А кто и зачем их добывает?
— Без кого не появится булочка на столе?
— Верно, без человека и его труда. Вот на следующем уроке мы поговорим о труде человека. Вспомните к следующему уроку различные профессии и пословицы о труде.
Источник