Подготовка к ielts полезно или нет
Данный материал был прислан редакции Лайфхакера Санжаром Суршановым, который успешно прокачал свои скилы в сдаче IELTS и теперь делится советами с вами. Все вопросы задавайте в комментариях.
Главное правило успешной сдачи экзамена IELTS — хороший уровень английского. Подготовка к IELTS это — ознакомление со структурой экзамена, умение правильно распределять время на каждый тест и практика.
Год назад пробный IELTS я сдал с результатом — 5.5 : Listening — 5, Reading — 5, Speaking — 6, Writing — 6.
3 августа этого года сдал Academic module — 7.5 : Listening — 8.5, Reading — 8.5, Speaking — 7, Writing — 6.
Хочу поделится опытом подготовки к экзамену, может кому окажется полезным.
Полезные материалы
Подкасты
Послушайте подкасты IELTS cast. Студенты со всего мира набравшие больше 7 баллов делятся своими опытами и советами. Можно через iTunes или здесь.
Видео
У канала Target IELTS есть пару полезных видео:
Mathcing headings очень помог, сэкономил время на этом задании и потратил больше на True/False/Not Given . Мне кажется в основном ошибки сделал именно в этом разделе, не люблю я эти true/false. Дома, когда проверял эффективность совета по matching headings из 12 набрал 11. Хороший результат и времени намного меньше уходит.
Видео про Yes/No/Not Given:
Стратегия на экзамене
Совет из Quora:
Самой большой проблемой у сдающих экзамен студентов является неправильное управление временем и никак не сам английский. Студенты оставляют недостаточно времени на секции, особенно на чтение. Так что я бы рекомендовал не уделять одной секции больше 20 минут и выполнять сначала простые задания. Залипать на сложном вопросе долгое время и пытаться решить его во что бы то ни стало, и, как следствие, пропустить массу простых вопросов — не лучшая тактика. Это проблема №1 среди сдающих.
Reading
Ну тут в основном нужно практиковаться. Делая упражнения всегда ставьте таймер, на каждый текст дается 20 минут, тренируйтесь справляться с заданиями за это время, даже быстрее. Во время экзамена первые 2 текста я закончил за 30 минут, но зато последние 10 вопросов 3-го текста оказались очень сложными и я потратил на них те сэкономленные минуты.
Во время IELTS на экране будет таймер, не забывайте следить за временем.
Listening
До того как прозвучит аудио, у вас будет время посмотреть на текст, обязательно прочитайте текст и постарайтесь примерно «угадать» какого рода будут ответы.
Тут самым сложным для меня было сконцентрироваться на все время прослушивания. Пропустил первый вопрос и в конце 2 вопроса из-за потери концентрации.
Если прослушали часть текста и видите что не можете ответить на вопрос — то слушайте дальше, и отвечайте на следующие вопросы. Аудио звучит только один раз.
После того как закончится аудио, вернитесь к прослушанным вопросам и попробуйте угадать правильные ответы. Иногда на listening бывают задачи, где изначально дают варианты ответов и их нужно раскидать по предложениям. Тут-то и можно подобрать пару прослушанных «баллов».
За год улучшил свой listening c 5.0 до 8.5 — в этом мне помогли прослушивания подкастов, просмотр фильмов/сериалов на английском.
Speaking
У engvid.com есть пару полезных видео про подготовку к speaking (https://www.engvid.com/ielts-speaking-task-1/, https://www.engvid.com/ielts-speaking-task-2-how-to-succeed/).
В идеале нужно найти человека с кем можно было бы попрактиковать английский, но у меня не было такой возможности. В книгах по подготовке к IELTS даются темы на speaking, можно записывать себя на диктофон и потом прослушать чтобы исправить кое-какие моменты. Так как я готовился за неделю до самого экзамена, особо не успел подготовится к speaking.
Writing
Как можно видеть по результатам за год мой writing не изменился. Особо ничего не могу посоветовать. Те же видео engvid, практика. Круто будет, если найдете человека который мог бы проверять ваши эссе.
Вот кстати ссылка на Cambridge IELTS 8, я готовился по этой книжке.
Все выше написанное — мой личный опыт. Надеюсь вам будет полезное. А как вы готовились/готовитесь к IELTS?
Источник
Îáåùàííûé ïîñò ïðî òî êàê ó÷èë àíãëèéñêèé. Ïðåäûäóùàÿ òåìà Ïîñò äëÿ ïîäïèñ÷èêîâ î òîì êàê è ïî÷åìó ÿ íå óåõàë â øòàòû
Êîãäà ÿ íà÷àë äóìàòü î ïåðååçäå êóäà-íèáóäü â àíãëîÿçû÷íóþ ñòðàíó ÿ ðåøèë ÷òî íàäî ïîäòÿíóòü ÿçûê è íà òîò ìîìåíò ÿ íå çíàë î ïîäãîòîâêå ïî àíãëèéñêîìó àáñîëþòíî íè÷åãî.  äàííûé ìîìåíò ÿ èìåþ óðîâåíü C1, ýòî ýêâèâàëåíò óðîâíÿ Advanced. Âîò îïèñàíèå ñ ñàéòà EF: Óðîâåíü àíãëèéñêîãî Ñ1 ïÿòûé óðîâåíü çíàíèÿ ÿçûêà â Îáùååâðîïåéñêîé ñèñòåìå CEFR, ñèñòåìå îïðåäåëåíèÿ ðàçëè÷íûõ ÿçûêîâûõ óðîâíåé, ñîñòàâëåííîé Ñîâåòîì Åâðîïû.  ïîâñåäíåâíîé ðå÷è, ýòîò óðîâåíü ìîæíî íàçâàòü «ïðîäâèíóòûì», òàêîå æå îïèñàíèå èñïîëüçóåòñÿ â EF SET. Ó÷àùèåñÿ, çíàþùèå ÿçûê íà ýòîì óðîâíå ìîãóò áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè è ñ áîëüøîé òî÷íîñòüþ âûñêàçûâàòüñÿ ïî øèðîêîìó êðóãó âîïðîñîâ, à òàêæå ãîâîðèòü ïî÷òè â ëþáîé ñèòóàöèè áåç êàêîé-ëèáî ïðåäâàðèòåëüíîé ïîäãîòîâêè. Ìîæåò ïîíèìàòü øèðîêèé ñïåêòð ñëîæíûõ îáúåìíûõ òåêñòîâ, ðàñïîçíàâàÿ ñêðûòûé ñìûñë.
Ìîæåò âûðàæàòü èäåè ñïîíòàííî è áåãëî, íå èñïûòûâàÿ çàòðóäíåíèé ñ ïîäáîðîì ñëîâ è âûðàæåíèé.
Ìîæåò ãèáêî è ýôôåêòèâíî èñïîëüçîâàòü ÿçûê â ñîöèàëüíîé, íàó÷íîé è ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Ìîæåò ñîçäàòü òî÷íûé, õîðîøî ñòðóêòóðèðîâàííûé è ïîäðîáíûé òåêñò íà ñëîæíûå òåìû, äåìîíñòðèðóÿ âëàäåíèå ðàçëè÷íûìè ìîäåëÿìè ôîðìèðîâàíèÿ òåêñòà.
ïîäðîáíî îáñóäèòü âîïðîñû, ñâÿçàííû ñ ôîðìèðîâàíèåì ìîòèâèðîâàííîé, óñïåøíîé êîìàíäû.
ãîâîðèòü â äåòàëÿõ î ñâîèõ ëþáèìûõ êàðòèíàõ è àðõèòåêòóðå çäàíèé.
îáñóæäàòü ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû, âîçìîæíûå ïóòè ðåøåíèÿ è òî, êàêóþ ðîëü â ýòîì ìîãóò èãðàòü êîðïîðàöèè.
ó÷àñòâîâàòü â äèñêóññèÿõ îá îõðàíå ïðèðîäû, ñáàëàíñèðîâàííîì ïðèðîäîïîëüçîâàíèè è çàùèòå îêðóæàþùåé ñðåäû.
ãîâîðèòü î ñîáûòèÿõ è ïðîáëåìàõ, îáñóæäàåìûõ â íîâîñòÿõ, è î òîì, êàê îíè âëèÿþò íà ëþäåé è êîìïàíèè.
ãîâîðèòü î ðèñêîâàííûõ ñèòóàöèÿõ â æèçíè, â òîì ÷èñëå îá îïàñíûõ âèäàõ ñïîðòà.
ñðàâíèâàòü è ïðîòèâîïîñòàâëÿòü ðàçëè÷íûå âèäû îáðàçîâàíèÿ è îòäåëüíûå ó÷åáíûå çàâåäåíèÿ.
îáñóæäàòü ðàçëè÷íûå òèïû þìîðà, â òîì ÷èñëå, òàêèå òîíêèå åãî ôîðìû, êàê ñàðêàçì.
ïîíèìàòü ðàçëè÷íûå ñòèëè îáùåíèÿ, â òîì ÷èñëå ïðÿìûå âûñêàçûâàíèÿ è êîñâåííûå íàì¸êè, ôîðìàëüíûå è íåôîðìàëüíûå âèäû ðå÷è.
îáñóæäàòü âîïðîñû, ñâÿçàííûå ñ êà÷åñòâîì æèçíè, âêëþ÷àÿ óñëîâèÿ ðàáîòû è äîìàøíþþ ñðåäó.
ïîíèìàòü è îáñóæäàòü âîïðîñû, ñâÿçàííûå ñ ýòèêîé (íàïðèìåð, ñëó÷àè ãðàæäàíñêîãî íåïîâèíîâåíèÿ).
Ñîáñòâåííî, âîò èñòîðèÿ
Êîãäà ÿ ñòàë äóìàòü ïðî ñâîé óðîâåíü àíãëèéñêîãî, òî â ãîëîâó øëè ìûñëè ìîë ÿ òàêîé ìîëîäåö âðîäå âñå ïîíèìàþ è îñîáî òî ó÷èòü íè÷åãî íå íàäî. Íî äëÿ âåðíîñòè ðåøèë ïîéòè íà êóðñû ïî àíãëèéñêîìó ÿçûêó. Âûáîð ïàë íà âåñüìà íåäåøåâûå êóðñû ó íàñ â ãîðîäå, ïîëüçóþùèåñÿ áîëüøèì àâòîðèòåòîì ñðåäè ëþäåé êàê âåñüìà ïðîêà÷àííîå ìåñòî ñ êðóòûìè ïðåïîäàâàòåëÿìè è ñóïåðñêîé áàçîé ìàòåðèàëîâ è äîñòèæåíèé ó÷åíèêîâ. Ïî ïðèõîäó ìíå ïðîâåëè òåñò íà çíàíèå ÿçûêà è ïîñòàâèëè óðîâåíü Pre-intermediate (íèæå ñðåäíåãî) è îïðåäåëèëè â òîëüêî ÷òî ñòàðòîâàâøåþ ãðóïïó. ß ïðîõîäèë òóäà 2 ìåñÿöà è ïîíÿë, ÷òî ÿ ïðîñòî íå ìîãó íè÷åãî ïîíÿòü. Âðîäå áû ïðîøåë òåìó, âðîäå áû ïîíÿë, à íà çàâòðà óæå çàáûë. Èëè ïîìíèë íåñêîëüêî äíåé è âîò ðóáåæíûå òåñòû, à òû íè÷åãî íå ìîæåøü. Ñàìîëþáèå íå ïîçâîëèëî ìíå äóìàòü, ÷òî ýòî ÿ äóðàê è âìåñòî òîãî ÷òî áû ýòî îñîçíàòü ÿ íà÷àë èñêàòü äðóãèå êóðñû àíãëèéñêîãî ÿçûêà.
Ïî ðåêîìåíäàöèè ÿ îáðàòèëñÿ â äðóãóþ ÿçûêîâóþ øêîëó è ÷åñòíî îòçàíèìàëñÿ òàì ïîëãîäà. Çàêðûë ñ ãîðåì ïîïîëàì ñâîé óðîâåíü è ïåðåøåë íà Intermediate ïîñëå ÷åãî ÿ âûíóæäåííî ïåðåñòàë çàíèìàòüñÿ èç-çà ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ ýêçàìåíîâ è îùóùåíèÿ ÷òî âðîäå áû ÿ ÷òî-òî óçíàë íîâîãî, íî âñå ðàâíî íèôèãà íå ìîãó âñïîìíèòü äåëüíîãî è îùóùåíèÿ óâåðåííîñòè ÷òî ÿ äåéñòâèòåëüíî íà ýòîì óðîâíå íå áûëî. ïîòîì ÿ ïîíÿë ÷òî ýòî êàê ñíåæíûé êîì: ÿ íå ïîíÿë ïðàâèëüíî èëè äî êîíöà îäíó òåìó. ñëåäóþùèé óðîê óæå íîâàÿ òåìà, à òû ñèäèøü ñî ñòàðîé íåçàêðûòîé è íå ïîíèìàåøü íîâóþ è âñå íàêàïëèâàåòñÿ
Ñïóñòÿ êàêîå-òî âðåìÿ ÿ ðåøèë âñå-òàêè íàíÿòü ðåïåòèòîðà è åé îêàçàëàñü äåâóøêà ÷óòü ñòàðøå ìåíÿ. Åå ÿ íàøåë íà ñàéòå ïî ïîäáîðó ðåïåòèòîðîâ, îíà ïðèåçæàëà êî ìíå äîìîé òðè ðàçà â íåäåëþ, è ìû çàíèìàëèñü ïî ïîëòîðà ÷àñà. Ïåðâîå ÷òî îíà ñêàçàëà ïîñëå ñîáñòâåííîãî òåñòà ýòî òî ÷òî ó ìåíÿ íåòó äàæå pre-intermediate à ñêîðåå beginner. Êàê ìíå îáúÿñíèëè ýòî ÿçûêîâûå øêîëû ñïåöèàëüíî çàáèâàþò ãðóïïû ãäå íåäîñòàòî÷íî ó÷åíèêîâ ïî íàáîðó. È ìû íà÷àëè ïðîõîäèòü âñþ ãðàììàòèêó çàíîâî, ìû äîëáèëè êàæäóþ òåìó ïîêà ÿ åå äåéñòâèòåëüíî íå íà÷èíàë ïîíèìàòü è óæå íå ñòàë àâòîìàòè÷åñêè âûáèðàòü ïðàâèëüíûå âðåìåíà è ãëàãîëû, òàê æå ó÷èëè ñëîâà, êîòîðûå áûëè àêòóàëüíû äëÿ íàøèõ òåì è ìåäèöèíû. Ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà íåïðåðûâíîé ðàáîòû ñ íåé ÿ ñìîã ïðî÷èòàòü 7 êíèã Ãàððè Ïîòòåðà â îðèãèíàëå ñî ñëîâàðåì) Äà, ÿ íå çíàë ìíîãèõ ñëîâ êàê è íå çíàþ ñåé÷àñ, íî ãðàììàòè÷åñêàÿ áàçà ïîìîãàëà ìíå èçáåãàòü ñìûñëîâûõ èñêàæåíèé è ïîíèìàòü î ÷åì èäåò ðå÷ü.
Íà ÷åòâåðòûé ìåñÿö ó íåå â ñåìüå ÷òî òî ïðîèçîøëî è îíè ïåðååõàëè â äðóãîé ãîðîä, à ÿ äóìàÿ ÷òî óæå ìîëîäåö ñíîâà çàáèë íà àíãëèéñêèé è çðÿ ìîÿ èäåÿ ñî øòàòàìè íàêðûëàñü, è âîò ÿ óæå ñòîìàòîëîã .. è ïåðâûå îñëîæíåíèÿ, ïåðâûå àëëåðãèè ó ïàöèåíòîâ, ïåðâûé ñëîìàííûé èíñòðóìåíò, ïåðâûå ïðîòåçû è íåáîëüøèå ïàðàäîíòîëîãè÷åñêèå âìåøàòåëüñòâà, ìíîãî óñïåõà â ëå÷åíèè ïàöèåíòîâ, ðàäîñòü îò îêàçàíèÿ ïîìîùè â èçáàâëåíèè îò êîìïëåêñîâ è áîëè, è êàçàëîñü áû âñÿ ýòà çàòåÿ ñ ïåðååçäàìè óæå óøëà íà êàêîé òî äàëåêèé ïëàí . Íî òóò ñïóñòÿ ïîëòîðà ãîäà ïðàêòèêè ÿ ïîäðóæèëñÿ ñ îäíèì ïàöèåíòîì, îí ñòàë ïðîñòî ïðèåçæàòü êî ìíå â êëèíèêó è çâîíèòü ñ ïðåäëîæåíèåì ïîêóðèòü ìåæäó ïàöèåíòàìè, ðàññêàçûâàë âñÿêèå ïåðëû è èñòîðèè íà ïðîèçâîäñòâå, ÿ åìó èçëèâàë äóøó ïðî ñâîè ñëîæíîñòè â ðàáîòå, õîðîøèé ìóæèê ) êàê òî ðàç îí ñêàçàë ÷òî åãî óæå âñå äðóçüÿ äåòñòâà çîâóò â Êàíàäó, ìîë ïðîøëè ïî êàêîé òî òàì ïðîãðàììå è ñåé÷àñ æèâóò âïîëíå äîñòîéíî ïîêà îí ñ äåâàëüâàöèÿìè è áåøåíûìè íåóêëîííî ðàñòóùèìè öåíàìè íà ìàòåðèàëû äëÿ ðàáîòû ñâîåé ñòðîèòåëüíîé ôèðìû ïûòàåòñÿ âûæèòü.
Ìîé ìîçã óöåïèëñÿ çà ýòî, è ÿ ðåøèë óçíàòü ïðî ýòó ïðîãðàììó âñå ÷òî ìîæíî. Ñìûñë ïðîãðàììû áûë â òîì, ÷òî ïðè íàëè÷èè îïðåäåëåííûõ ñâîéñòâ ìîæíî ïåðååõàòü ñðàçó ïî ïðèëåòó ïîëó÷èâ âèä íà æèòåëüñòâî â Êàíàäå è ÷åðåç 3 ãîäà ãðàæäàíñòâî, è ÿ îòâå÷àë ÂÑÅÌ òðåáîâàíèÿì êðîìå îäíîãî . ÀÍÃËÈÉÑÊÈÉ. Òðåáîâàëñÿ ýêçàìåí IELTS ñ áàëëàìè 7 çà ÷òåíèå ïèñüìî è ðå÷ü è 8 çà àóäèðîâàíèå èç 9 âîçìîæíûõ. Ñðî÷íî áûë íàíÿò ðåïåòèòîð, êîòîðûé èìåë îïûò ïîäãîòîâêè ê ýêçàìåíó.
Ïîñëå äâóõ ìåñÿöåâ ðàáîòû ñ íèì ÿ çàïèñàëñÿ íà ýêçàìåí è ñäàë åãî íà 5.5 ïî êàæäîé ñåêöèè. Ïîãîâîðèâ ïîñëå ýêçàìåíà ñ äåâóøêîé, ìû ðåøèëè, ÷òî ðàç îíà ðàáîòàåò è ó íåå ïðåêðàñíàÿ çàðïëàòà, òî ÿ áðîñàþ íà âðåìÿ ïîäãîòîâêè ñòîìàòîëîãèþ è ñèæó äîìà, ó÷ó ÿçûê. Çäåñü íà÷èíàåòñÿ íàñòîÿùàÿ ïîäãîòîâêà.
Âñå ôèëüìû, êîòîðûå ÿ ñìîòðåë è ñåðèàëû áûëè íà Netflix ñ àíãëèéñêèìè ñóáòèòðàìè è íà àíãëèéñêîì ÿçûêå, ÿ ñìîòðåë èõ è êîãäà âñòðå÷àë íåçíàêîìîå ñëîâî òî ñòàâèë ïàóçó è âïèñûâàë â ãóãë ïåðåâîä÷èê íà òåëåôîíå, ïîòîì êîïèë òàê ñëîâ 20 ñàìûõ ïîâòîðÿþùèõñÿ è ó÷èë íàèçóñòü, ñî âðåìåíåì ñëîâ ñòàíîâèëîñü âñå ìåíüøå è ìåíüøå, ÿ ñòàë ïîíèìàòü èõ íà ñëóõ è ÷àñòü ñåðèàëîâ è ôèëüìîâ ñòàë ñìîòðåòü áåç ñóáòèòðîâ. Òàê æå ÿ ñêà÷èâàë ïîäêàñòû BBC è ñëóøàë â òðåíàæåðíîì çàëå ïîêà òðåíèðîâàëñÿ èëè çàíèìàëñÿ íà ýëëèïñîèäå. Ýòî ïîìîãëî ðàçâèâàòü àóäèðîâàíèå è ÿ ñòàë ðàçëè÷àòü ñëîâà ïîñëîæíåå ïðîèçíåñåííûå ïðè âûñîêîì òåìïå. Ïîìèìî ýòîãî, ÿ ïèñàë ìíîãî ýññå, è ðåïåòèòîð ïîêàçûâàë ìíå îøèáêè, êîòîðûå ÿ ñîâåðøàë ãðàììàòè÷åñêè ÷òî áû ÿ èõ èñïðàâëÿë, îäíîâðåìåííî ðàáîòàÿ íàä ñòèëåì íàïèñàíèÿ è èç ñòðóêòóðû. Äëÿ ÷òåíèÿ è ïðîâåðêè àóäèðîâàíèÿ ÿ èñïîëüçîâàë ïðîáíûå òåñòû èç êíèã ïî ïîäãîòîâêå ê IELTS êîòîðûå áðàë íà ñàéòå Saint-david (òàêèå ôèîëåòîâûå è èõ 12 øòóê) èëè íà ñàéòàõ ñ Mock òåñòàìè íà âðîäå ieltsonlinetests. Ïðè ÷òåíèè òåñòîâûõ ïàññàæåé ÿ òàê æå èñêàë ñëîâà, êîòîðûõ íå çíàþ è ïûòàëñÿ âíèêíóòü ïî÷åìó î÷åâèäíûé îòâåò íåïðàâèëåí â òî âðåìÿ êàê èäèîòñêèé ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííî âåðíûì.
Òàê æå ÿ çàêîí÷åííûé èãðîìàí è â èãðå Rust íàøåë êîìïàíèþ òàêèõ æå íîóëàéôåðîâ. Èõ áûëî 12 ÷åëîâåê, Òðýâèñ èç Îðåãîíà, Íèêîëàñ èç Àìñòåðäàìà, Êëàóñ èç Ãåðìàíèè, äâà ÷åõà, äâà áðèòàíöà, øâåä, ãðåê è åùå ðåáÿòà èç Åâðîïû. Áëàãîäàðÿ èì ÿ ðàçâèâàë ñâîþ ðå÷ü è â ïåðâûé ìåñÿö èãðû ñ íèìè íå ìîã ñâÿçàòü äâóõ ñëîâ êðîìå áàíàëüíûõ êîìàíä. Ñåé÷àñ ìû ñïîêîéíî îáñóæäàåì êàê èììèãðàíòû â î÷åðåäíîé ðàç ÷óòü íå èçíàñèëîâàëè äåâóøêó Êëàóñà è ÷òî ñîñåäè êèòàéöû Òðýâèñà îïÿòü ïîñàäèëè íå òå ðàñòåíèÿ íà ëóæàéêå äîìà. Ðåøèë íàíÿòü èíîñòðàíöà â êà÷åñòâå ðåïåòèòîðà, ÷åðåç ñàéò Englishwithexprets, íàíÿë êàíàäöà Ãîðäîíà, îòçàíèìàëñÿ ñ íèì îêîëî 30 ÷àñîâ è ïîíÿë, ÷òî ýòî ìàëî ïîìîãàåò ïîòîìó êàê äëÿ ìîåãî óðîâíÿ áûëî äîñòàòî÷íî ñàìîãî ïðîñòîãî ó÷èòåëÿ, íî ê ñîæàëåíèþ, ÿ ïîíÿë ýòî ïîçäíîâàòî. Íå ïîíðàâèëèñü óñëóãè øêîëû Skyeng êîòîðûå ÿ ñ÷èòàþ íå îñîáî ãèáêèìè êàê áû ïàðàäîêñàëüíî ýòî íå çâó÷àëî.
Ïîïðîáîâàë ñäàòü IELTS ñíîâà è íàáðàë 6 çà ÷òåíèå 7 çà àóäèðîâàíèå è 6.5 çà ðå÷ü, ïèñüìî îñòàëîñü 5.5.
ß ðàçîçëèëñÿ íà âñþ ñèòóàöèþ â öåëîì è ðåøèë îòäîõíóòü îò àíãëèéñêîãî ñ ìåñÿöîê. Ïðîøåë Bloodborne, dark souls 3, è åùå èãð 5, ïðîçâîíèë ïàöèåíòîâ ÷òî áû óáåäèòñÿ, ÷òî ó íèõ âñå õîðîøî, ïðîñìîòðåë, íàâåðíîå, ÷àñîâ 200 ñåðèàëîâ íà àíãëèéñêîì.
Ðåøèë ñíîâà ãîòîâèòñÿ è çàðåãèñòðèðîâàëñÿ íà ñàéòå InterPals (ñàéò äëÿ äðóçåé ïî ïåðåïèñêå èç ðàçíûõ ñòðàí ÷òî áû ïðàêòèêîâàòü ÿçûê). Ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî ïîçíàêîìèëñÿ òàì ñ åãèïòÿíèíîì Ìîòàçîì êîòîðûé óæå ïðîøåë ïî ïðîãðàììå â Êàíàäó, è îí ïðîñòî ïî äîáðîòå äóøåâíîé íà÷àë ïðîâåðÿòü ìîè ýññå è ãîâîðèòü ñî ìíîé ïî Whatsapp ÷òî áû äàâàòü îáðàòíóþ ñâÿçü. Ïðî÷óâñòâîâàâ åãî óðîâåíü âëàäåíèÿ ÿçûêîì, ÿ ðåøèë, ÷òî äîáüþ ýòîò ýêçàìåí è ÷òî ýòî ðåàëüíî.
Íàøåë ðåïåòèòîðà, êîòîðûé èìååò IELTS 8 è áðàë âñåãî ëèøü 200 ðóáëåé çà ÷àñ è âåäåò ñî ìíîé çàíÿòèÿ ïî ñêàéïó. Ïîä åãî ñóïåðâàéçèíãîì ÿ íàïèñàë 80 ïðîáíûõ ýññå, 40 ïèñåì, 15 ïðîáíûõ òåñòîâ, ÿ òðàòèë äåñÿòêè ÷àñîâ íà òî ÷òî áû îâëàäåòü, êàçàëîñü áû, ïðîñòîé ãðàììàòèêîé è êîíòðîëåì íàä íåé. È âîò 16 àâãóñòà ÿ ñäàë Ielts, è íàáðàë 7,5 listening/ñëóøàíèå; 9 Reading/÷òåíèå; 7 writing/ïèñüìî; 6,5 speaking/ðàçãîâîð; èç 9 ìàêñèìàëüíî âîçìîæíûõ áàëëîâ. Ïåðåõîä ñ áàëëà íà áàëë óñëîæíÿåòñÿ âåñüìà çíà÷èòåëüíî.
Òåïåðü ìíå íàäî äîæàòü ïî ïîë áàëëà çà ñëóøàíèå è ðàçãîâîð ÷åì ÿ ñåé÷àñ è çàíèìàþñü. Äëÿ ýòîãî íàíÿë äðóãîãî êàíàäöà, çàïëàòèâ çà òðè ÷àñà àíàëèçà ðå÷è, ãäå è ÷òî íåïðàâèëüíî. Ëèñòåíèíã òðåíèðóþ, êàê è ðàíüøå, àíãëèéñêèé ýòî íå òîëüêî çíàíèÿ ãðàììàòèêè è ñëîâ íî è ôèçè÷åñêèé, ðåôëåêòîðíûé íà ìîé âçãëÿä íàâûê êîòîðûé íàäî íå ïðîñòî çíàòü äëÿ äîëæíîãî óðîâíÿ íî è òðåíèðîâàòü. ê ïðèìåðó ÿ ïðåêðàñíî çíàþ ðàçíèöó ìåæäó Was è Were (áûë è áûëè) íî â ïûëó ðàçãîâîðà ìîçã ïðîïóñêàåò Was âìåñòî Were è ïîëó÷àåòñÿ îøèáêà) è òàêèõ ê ñîæàëåíèþ íå ìàëî. ÷òî óäèâèòåëüíî íî îãðîìíóþ ñëîæíîñòü ìíå äàæå íà ýòîì óðîâíå ñîñòàâëÿþò àðòèêëè, A è The) òàê æå ïðàâèëüíûå ïðåïîçèöèè, íàïðèìåð addicted to áóäåò ïðàâèëüíî à ÿ ìîãó èñïîëüçîâàòü ïðåïîçèöèþ on. åñòü öåëûå ñïèñêè ãëàãîëîâ ñ ïðåïîçèöèÿìè êîòîðûå íàäî ïðîñòî òóïî çóáðèòü.. òàê æå ñìîòðþ ìíîãî ìàòåðèàëîâ ïî àíãëèéñêîìó íà Youtube ñâÿçàííûõ ñ ýêçàìåíîì è ÿçûêîì
Ó íåêîòîðûõ ëþäåé åñòü, íàâåðíîå, òàëàíò èëè äîñòàòî÷íûé óðîâåíü èíòåëëåêòà ÷òî áû áûñòðåå âûó÷èòü ÿçûê íà íåîáõîäèìûå áàëëû, íî ê ñîæàëåíèþ, ýòî íå ïðî ìåíÿ. Ìåæäó ïîäãîòîâêàìè áûëè îãðîìíûå ïåðåðûâû, çà âðåìÿ êîòîðûõ íàâûêè àíãëèéñêîãî ñëàáåþò è ýòî òàê æå îòäàëèëî ðåçóëüòàòû ïî ìîåìó ìíåíèþ. Ïåðâûé ýêçàìåí áûë â ÿíâàðå. Ïîëó÷èëîñü íå ñòðóêòóðíî è ñóìáóðíî, èçâèíèòå çà ïîäà÷ó, ìîãó çàïèëèòü áîëåå êîðîòêèé è ñòðóêòóðíûé ïîñò ñ âûæèìêîé êàñàòåëüíî êàæäîãî èç 4 àñïåêòîâ ýêçàìåíà. Èñêðåííå íàäåþñü ÷òî êîìó òî ýòà èñòîðèÿ ìîæåò áûòü ïîëåçíîé!) Ïðîñòèòå çà îðôîãðàôèþ è ïîäà÷ó, ÿ ñîâñåì íå ïèñàòåëü)
÷òî íàïèñàòü ñëåäóþùèì? ñòîìàòîëîãèÿ èçíóòðè (ñóãóáî ìîé îïûò) èëè ïðî ïðîãðàììó èììèãðàöèè â Êàíàäó?
Источник
«Çíàòü èíîñòðàííûé ÿçûê» è «óìåòü íà í¸ì ðàçãîâàðèâàòü» ýòî Î×ÅÍÜ ðàçíûå âåùè. Ïðîôåññèîíàëüíûå ïåðåâîä÷èêè çíàþò ÿçûê î÷åíü ãëóáîêî, íî ðàçãîâàðèâàþò ïîðîé õóæå äåâî÷êè-ñåêðåòàðÿ, êîòîðàÿ ëîâêî îïåðèðóåò äâóìÿ-òðåìÿ ñîòíÿìè çàó÷åííûõ ôðàç. Ó íèõ ðàçíûå çàäà÷è: ïåðåâîä÷èêè èìåþò äåëî ñî ñëîæíûìè òåêñòàìè, à ðàáîòà ñåêðåòàðÿ êîðîòêèå òèïîâûå ðàçãîâîðû.
Åñëè ÷åëîâåê óæå çíàåò èíîñòðàííûé ÿçûê, íàó÷èòüñÿ ãîâîðèòü äëÿ íåãî âîïðîñ íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü. Âîò ÷òî ïî-íàñòîÿùåìó ñëîæíî, è ê ÷åìó íóæíî ñòðåìèòüñÿ òàê ýòî «âûó÷èòü» èíîñòðàííûé ÿçûê, ò. å. ïîíÿòü, êàê â í¸ì ñâÿçûâàþòñÿ ñëîâà äðóã ñ äðóãîì, ïîíÿòü âíóòðåííèå ïðèíöèïû, ïî êîòîðûì îí ðàáîòàåò.
«Ãëî́êàÿ êó́çäðà øòǻêî áóäëàíó́ëà áî́êðà è êóðäÿ́÷èò áîêð¸íêà». Ýòó ôðàçó èç íåñóùåñòâóþùèõ ñëîâ ïðåäëîæèë â íà÷àëå XX âåêà àêàäåìèê Ë.Â. Ùåðáà. Èç íå¸ ÿñíî, ÷òî «áóäëàíó́ëà» — äåéñòâèå, êîòîðîå êó́çäðà (æ.ð.) ñîâåðøèëà â îòíîøåíèè áî́êðà (ì.ð.), áîêð¸íîê, ñêîðåå âñåãî, äåò¸íûø áîêðà. Äëÿ ðóññêîãî ÷åëîâåêà ýòî î÷åâèäíî ñðàçó. Èíîñòðàíöó ïðèä¸òñÿ ñíà÷àëà âûó÷èòü ðóññêèé. Ôðàçà ïîêàçûâàåò, ÷òî ÿçûê — ýòî ÍÅ ÑËÎÂÀ. Ñëîâà ëåãêî ïåðåõîäÿò èç îäíîãî ÿçûêà â äðóãîé. ßçûê — ýòî ïðèíöèïû, ïî êîòîðûì ñëîâà ñâÿçûâàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì.
 òîì, ÷òîáû íàó÷èòüñÿ ãîâîðèòü, àáñîëþòíî íè÷åãî ñëîæíîãî íåò ïðîáëåìà ýòî ïðèäóìàííàÿ. À îñíîâíàÿ ïðè÷èíà ÷àñòûõ íåóäà÷ ýòî òî, ÷òî ëþäè ïûòàþòñÿ, êàê ãîâîðÿò àíãëè÷àíå, put the cart before the horse, ñòàâèòü òåëåãó âïåðåäè ëîøàäè. Ïûòàþòñÿ íà÷àòü ãîâîðèòü, íå ðàçîáðàâøèñü, êàêèì îáðàçîì ñâÿçûâàþòñÿ ñëîâà â ÿçûêå, ñ êàòàñòðîôè÷åñêèìè ïîñëåäñòâèÿìè. Êîòîðûå ìû è íàáëþäàåì ïîâñåìåñòíî. Ïûòàòüñÿ ãîâîðèòü, íå âûó÷èâ ÿçûê, ýòî êàê ïûòàòüñÿ áåãàòü, íå íàó÷èâøèñü õîäèòü.
 ñòàòüå íå ðàññìàòðèâàåòñÿ óðîâåíü ðóññî òóðèñòî, êîãäà ãîâîðÿò «íàïîëîâèíó èíôèíèòèâàìè, íàïîëîâèíó çíàêàìè» ýòî âîîáùå íå ÿçûê, ñòðîãî ãîâîðÿ. Ïîä óìåíèåì «ãîâîðèòü íà èíîñòðàííîì ÿçûêå» ïîäðàçóìåâàþòñÿ òðè óðîâíÿ:
1-é óðîâåíü: Ñïîñîáíîñòü ïî-ïðîñòîìó, íî ãðàììàòè÷åñêè ïðàâèëüíî âûðàçèòü ñâîè ìûñëè. Íàïðèìåð, íå çíàÿ âûðàæåíèÿ «ïðèêðîé ôîðòî÷êó» ãîâîðÿò ïðîùå: «çàêðîé îêíî, íî íå äî êîíöà».
2-é óðîâåíü: Ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü íà êîíêðåòíûå òåìû èìåííî òåìè ôðàçàìè, êîòîðûå èñïîëüçóþò íîñèòåëè ÿçûêà (ïðèêðîé ôîðòî÷êó).
Åñòü ðåàëüíàÿ èñòîðèÿ ïðî ðóññêîãî ìàòåìàòèêà, êîòîðûé ïîëòîðà ÷àñà ÷èòàë ëåêöèþ â Îêñôîðäå íà àíãëèéñêîì ÿçûêå. Óïîìèíàë ñòåïåíè, êîðíè, ÷èñëèòåëè, çíàìåíàòåëè äðîáåé è ïðî÷èå ìàòåìàòè÷åñêèå øòóêè, êîòîðûå íå êàæäûé ïåðåâîä÷èê ñóìååò îïèñàòü áåç ñïåöèàëüíîé ïîäãîòîâêè.
À ïîñëå ëåêöèè ê íåìó ïîäîøëà äåâî÷êà, âåðîÿòíî, ñ öåëüþ ïîôëèðòîâàòü, è îáðàòèëàñü ñ ïðîñòîé ðàçãîâîðíîé ôðàçîé. Çíàåòå, ÷òî åé îòâåòèë ðóññêèé ìàòåìàòèê, êîòîðûé òîëüêî ÷òî ïðî÷èòàë ëåêöèþ íà àíãëèéñêîì? Îí ñêàçàë: «Sorry, I dont speak English». Îòâåòèë îí, êîíå÷íî, íå ñîâñåì êîððåêòíî ïî-àíãëèéñêè îí ãîâîðèë âïîëíå ïðîôåññèîíàëüíî, íî òîëüêî íà îäíó òåìó îïèñàíèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ôîðìóë è äåéñòâèé.
3-é: Óðîâåíü íîñèòåëÿ — ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü íà ëþáûå òåìû ôðàçàìè, çâó÷àùèìè íà ýòîì ÿçûêå åñòåñòâåííî.
 êàêèå ñðîêè ìîæíî âûéòè íà ýòè óðîâíè? Íà ïåðâûé óðîâåíü «ïðîñòî ÷òîáû òåáÿ ïîíÿëè», ìîæíî âûéòè çà 2 íåäåëè ïðîâåðåíî íà ñåáå.
Âòîðûì ÿçûêîì ó ìåíÿ â óíèâåðñèòåòå áûë ôðàíöóçñêèé. Ïðåïîäàâàëè åãî, ìÿãêî ãîâîðÿ, ïëîõî. Òîò ìàòåðèàë, êîòîðûé èçó÷àëè 4 ãîäà, ñ ãðàìîòíûì ïðåïîäàâàòåëåì ìîæíî áûëî ïðàêòè÷åñêè ìåæäó äåëîì îñâîèòü çà ïàðó ìåñÿöåâ, ðàçãîâîðíîé ïðàêòèêè íå áûëî ñîâñåì. À ñðàçó ïîñëå îêîí÷àíèÿ óíèâåðñèòåòà ìíå ïîíàäîáèëîñü ñðî÷íî, çà 2 ìåñÿöà çàãîâîðèòü íà ôðàíöóçñêîì ÿçûêå. ß ðåøèë ñúåçäèòü âî Ôðàíöèþ.
Ïðèçåìëÿþñü â Ìàðñåëå, ïî-ôðàíöóçñêè íå ìîãó ñâÿçàòü äâóõ ñëîâ, â çóáàõ ðàçãîâîðíèê. Îäíàêî îò îáû÷íîãî òóðèñòà ÿ âûãîäíî îòëè÷àëñÿ òåì, ÷òî ôðàçû â ðàçãîâîðíèêå äëÿ ìåíÿ íå áûëè ñëó÷àéíûì íàáîðîì çâóêîâ ÿ ïîíèìàë, ïî êàêèì çàêîíàì ïîñòðîåíû ýòè ôðàçû, è ïðè æåëàíèè èç óòâåðäèòåëüíîãî ïðåäëîæåíèÿ ìîã ëåãêî ñäåëàòü, íàïðèìåð, îòðèöàòåëüíîå èëè çàìåíèòü îäíî ñëîâî íà äðóãîå. Óæå ÷åðåç òðè äíÿ ÿ, íå çàãëÿäûâàÿ â ðàçãîâîðíèê, áåãëî ãîâîðèë íà îñíîâíûå áûòîâûå òåìû: êàê äîåõàòü, ñêîëüêî ñòîèò, êàê ýòî íàçûâàåòñÿ, êåì ðàáîòàåòå, ïîòîìó ÷òî ñèòóàöèè, â êîòîðûõ ýòè ôðàçû áûëè íóæíû, ïîâòîðÿëèñü íåñêîëüêî ðàç â äåíü.
Âñåãî ÷åðåç äâå íåäåëè ÿ óæå äîâîëüíî áåãëî ðàçãîâàðèâàë íà îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêèå òåìû! Êîíå÷íî, èç-çà íåäîñòàòêà ñëîâàðíîãî çàïàñà ôîðìóëèðîâàòü ïðèõîäèëîñü ïðîùå: âìåñòî «ïàäåíèå ñòàíäàðòîâ âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ âûçûâàåò íàðàñòàþùåå áåñïîêîéñòâî ñðåäè èíòåëëèãåíöèè» ïîëó÷àëîñü ÷òî-òî âðîäå: «Óìíûå ëþäè äóìàþò, ÷òî îáðàçîâàíèå â óíèâåðñèòåòàõ ñòàëî ïëîõîå».
Ïåðâûé ýòàï ðàçâèòèÿ ðå÷è ó÷èìñÿ âûðàæàòü ñâîþ ìûñëü òàê, ÷òîáû âàñ ïðîñòî ïîíÿëè, íî ïðè ýòîì ãðàììàòè÷åñêè ïðàâèëüíî.
À ÷åðåç 2 ìåñÿöà ïðåáûâàíèÿ âî Ôðàíöèè ëþäè, êîòîðûå íàáëþäàëè ìåíÿ â òå÷åíèå âñåãî ïåðèîäà, î÷åíü óäèâëÿëèñü òîìó, êàê áûñòðî ÿ íàó÷èëñÿ ñòðîèòü ðàñïðîñòðàí¸ííûå ïðåäëîæåíèÿ, è ïîðîé äàæå áåç îøèáîê óäàëîñü ïîäõâàòèòü è îòðàáîòàòü ìíîãî óñòîé÷èâûõ ôðàç äëÿ òèïîâûõ ñèòóàöèé. Ñàì ïîðàçèëñÿ, êàê áûñòðî óäàëîñü çàãîâîðèòü íà ÿçûêå, êîòîðûé, êàê ìíå êàçàëîñü, ÿ ñîâñåì íå çíàë.
Ïðîàíàëèçèðîâàâ ñâîé îïûò, ÿ ïîíÿë, ÷òî íà ìîìåíò ïðèåçäà âî Ôðàíöèþ ó ìåíÿ áûëî íå÷òî áîëåå âàæíîå, ÷åì óìåíèå ãîâîðèòü: ó ìåíÿ áûëî ïîíèìàíèå ïóñòü íå âñåõ, íî îñíîâíûõ ïðèíöèïîâ ïîñòðîåíèÿ ôðàíöóçñêîãî ïðåäëîæåíèÿ.
Åñëè áû ýòîãî ïîíèìàíèÿ íå áûëî, íè äâà ìåñÿöà, íè äàæå ãîä âî Ôðàíöèè íå äàëè áû ìíå òàêîãî ðåçóëüòàòà. È äà, êàæäûé äåíü äî îáåäà ÿ ïàðó ÷àñîâ íà ïëÿæå âûïîëíÿë óïðàæíåíèÿ ïî ïåðåâîäó ñ ðóññêîãî íà ôðàíöóçñêèé. È äà, âñå 2 ìåñÿöà ïîñòîÿííî çàãëÿäûâàë â ñëîâàðü. ß íå ñäåëàë ÷åãî-òî ñâåðõúåñòåñòâåííîãî ëþáîé ìîæåò íàó÷èòüñÿ áåãëî ãîâîðèòü íà èíîñòðàííîì ÿçûêå çà ïàðó ìåñÿöåâ áåç ïðåïîäàâàòåëÿ. Íà ïðîñòûå, íåîáõîäèìûå òóðèñòó òåìû äàæå çà ïàðó äíåé. Ïðè îäíîì óñëîâèè ÷òî ÷åëîâåê óæå ïîíèìàåò ïðèíöèïû ñâÿçè ñëîâ â ÿçûêå.
2-é óðîâåíü ýòî êîãäà ÷åëîâåêà óæå íå óñòðàèâàåò «ïðîñòî äîíîñèòü ìûñëü» è îí íà÷èíàåò èñêàòü òî÷íûå åñòåñòâåííî çâó÷àùèå ôðàçû, êîòîðûå ñàìè íîñèòåëè ÿçûêà èñïîëüçóþò â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè. Íàïðèìåð, íàøåìó âûðàæåíèþ «ñåñòü íà àâòîáóñ» ñîâñåì íå ñîîòâåòñòâóåò àíãëèéñêîå «sit on the bus». Äëÿ ýòîãî åñòü îòäåëüíîå óñòîé÷èâîå âûðàæåíèå.
Äëÿ ïî÷òè êàæäîé ñèòóàöèè â êàæäîì ÿçûêå ñóùåñòâóþò ñâîè óñòîé÷èâûå ôðàçû, êàæäàÿ ñèòóàöèÿ äîëæíà áûòü ðàññìîòðåíà îòäåëüíî, åñëè âû õîòèòå çâó÷àòü âî âñåõ ñèòóàöèÿõ àáñîëþòíî êàê íîñèòåëü ÿçûêà. Òàêèì óðîâíåì îáëàäàåò ìåíüøå 1% ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåðåâîä÷èêîâ ñ îïûòîì ðàáîòû. Âîò ïîïðîáóéòå ñïðîñèòü ìóæ÷èíó-ïåðåâîä÷èêà àíãëèéñêîãî ÿçûêà, êàê áóäåò ïðàâèëüíî «âäåòü íèòêó â èãîëêó» ïî-àíãëèéñêè. 9 øàíñîâ èç 10 îí íå çíàåò. Íî ñêàçàòü òàê, ÷òîáû àíãëè÷àíèí ïîíÿë, êàêóþ ìûñëü îí ïûòàåòñÿ âûðàçèòü, åìó âïîëíå ïî ñèëàì. Çàòî ýòó ôðàçó ìîæåò çíàòü äåâî÷êà ñ óðîâíåì Elementary, êîòîðàÿ ïîñìîòðåëà ðîëèê î âûøèâàíèè íà YouTube.
Äà-äà, ëþäè, ðàáîòàþùèå óñòíûìè ïåðåâîä÷èêàìè, âûãëÿäÿùèå î÷åíü àâòîðèòåòíî è ïðåäñòàâèòåëüíî, â äåéñòâèòåëüíîñòè ÷àñòî íå çíàþò óñòîé÷èâûõ ôðàç, êîòîðûå èñïîëüçóþò íîñèòåëè ÿçûêà â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè è ñêàòûâàþòñÿ íà ïåðâûé óðîâåíü — ïðîñòî ïåðåäàþò íóæíóþ ìûñëü òàê, ÷òîáû èõ ïîíÿëè.
Ïðîôåññèîíàëû, êîòîðûå õîòÿò çâó÷àòü â òî÷íîñòè, êàê íîñèòåëü, ïî 20-30 ëåò âûèñêèâàþò ôðàçû, êîòîðûå çâó÷àò åñòåñòâåííî â òîé èëè èíîé æèçíåííîé ñèòóàöèè. ×òîáû îõâàòèòü âåñü ñïåêòð ýòèõ ñèòóàöèé, è åù¸ óäåðæèâàòü âñå ýòè ôðàçû â ãîëîâå, äàæå â ÿçûêîâîé ñðåäå ïîíàäîáèòñÿ ëåò 10. È ýòî ïðè óñëîâèè, ÷òî âû ïðèêëàäûâàåòå ñåðü¸çíûå óñèëèÿ, à íå ïðîñòî «æèâ¸òå» òàì. Êñòàòè, íåêîòîðûå «åñòåñòâåííî çâó÷àùèå ôðàçû», èñïîëüçóåìûå â Àíãëèè, áóäóò ñòðàííî çâó÷àòü â ÑØÀ è íàîáîðîò.
Êàê ðàçâèâàåòñÿ íàâûê ãîâîðåíèÿ
Ãîâîðåíèå ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü ðåàêöèè, ñïîñîáíîñòü ìãíîâåííî ñîñòàâèòü ôðàçó. À ðåàêöèè ýòè íóæíî íàðàáàòûâàòü è ïîääåðæèâàòü, êàê ñïîðòèâíóþ ôîðìó. Åñëè ñåãîäíÿ âû ïðîáåæàëè ìàðàôîí çà òðè ÷àñà, ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî ó âàñ áóäåò òàêîé æå ðåçóëüòàò ïîñëå ìåñÿöà íà äèâàíå. Ñ ãîâîðåíèåì íà èíîñòðàííîì ÿçûêå ïðîèñõîäèò òî æå ñàìîå. Òî, ÷òî âû ãîâîðèòå áåãëî, íå îçíà÷àåò, ÷òî âû áóäåòå òàê æå áåãëî ãîâîðèòü ïîñëå ñåðü¸çíîãî ïåðåðûâà.
Êîãäà ÿ ïðèåõàë â Ðîññèþ ïîñëå 6 ìåñÿöåâ â ÑØÀ, ðîäñòâåííèêè ìíå çàäàâàëè âîïðîñ íà ðóññêîì, à ÿ ìàøèíàëüíî îòâå÷àë íà àíãëèéñêîì. ×åðåç äâà äíÿ ýòî ïðîøëî. Åù¸ ÷åðåç äâà ìåñÿöà, â ðàçãîâîðå ïî ñêàéïó ñ äðóçüÿìè-àìåðèêàíöàìè, ÿ îáíàðóæèë, ÷òî ðåàêöèè óæå íå òå ïðèõîäèëîñü çàäóìûâàòüñÿ èíîãäà, êàê ïîñòðîèòü ôðàçó. ß íå ñòàë õóæå çíàòü ÿçûê ïðîñòî îñëàáëà ðåàêöèÿ.
Ïðèíöèï ðàçâèòèÿ ðåàêöèè â ðàçãîâîðíîé ðå÷è ìîæíî ïðîèëëþñòðèðîâàòü ñ ïîìîùüþ ñïîðòèâíîé ìåòàôîðû.
Ìàðàôîíöû-ïðîôåññèîíàëû òðåíèðóþòñÿ äî òð¸õ ðàç â äåíü, íàáåãàÿ ïîðîé äî 250 êì â íåäåëþ. Åñëè îíè ðàñòÿíóò ýòè 250 êì íà ìåñÿö, ðåçóëüòàòà íå áóäåò, õîòÿ, âðîäå áû, ýòî òå æå 250 êì. Òî æå ñàìîå ïðîèñõîäèò ñ ðàçãîâîðíûìè íàâûêàìè. Ëþäè õîäÿò ãîäàìè ïî 23 ðàçà â íåäåëþ íà ðàçíîîáðàçíûå ðàçãîâîðíûå êóðñû è íåäîóìåâàþò, ïî÷åìó æå îíè òàê è íå íàó÷èëèñü ãîâîðèòü.
Ðåæèì 2-3-õ çàíÿòèé â íåäåëþ âïîëíå ýôôåêòèâåí äëÿ èçó÷åíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé áàçû, îñíîâ ÿçûêà. Åñëè æå ñòîèò çàäà÷à èìåííî íà÷àòü ãîâîðèòü, ïðèä¸òñÿ ïåðåñìîòðåòü ãðàôèê çàíÿòèé.
Èíà÷å ÷òî ïîëó÷àåòñÿ? Çà ïîëòîðà ÷àñà ðàçãîâîðíîãî çàíÿòèÿ âû íàðàáîòàëè åäâà çàìåòíûå, çûáêèå ðåàêöèè. Äåíü ïåðåðûâà ýòè ðåàêöèè óøëè. Âû èõ íàðàáàòûâàåòå çàíîâî íà ñëåäóþùåì çàíÿòèè. Ïîòîì 3 äíÿ ïåðåðûâà ýòèõ ðåàêöèé óæå íåò.  ïàìÿòè îñòàþòñÿ ôðàçû, êîòîðûå âû óçíàåòå, ïîíèìàåòå, íî â ðåàëüíîì ðàçãîâîðå îíè ïî÷åìó-òî íå âñïîìèíàþòñÿ. Ïîýòîìó ïîõîäû â ðàçãîâîðíûé êëóá ðàç â íåäåëþ, ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó áàëîâñòâî, õîòÿ è ëó÷øå, ÷åì íè÷åãî.
Ñëîâà è ôðàçû, êîòîðûå ÷åëîâåê çíàåò, äåëÿòñÿ íà àêòèâíûå è ïàññèâíûå. Àêòèâíûå ýòî òå, êîòîðûå âû ìîæåòå èñïîëüçîâàòü â ëþáîé ìîìåíò îíè îòðàáîòàíû äî ïîëíîãî àâòîìàòèçìà (ïðèìåð I love you âñå çíàþò è ìîãóò èñïîëüçîâàòü â ëþáîé ìîìåíò). Ïàññèâíûå ñëîâà è ôðàçû ýòî òå, êîòîðûå âû óçíà¸òå â ÷óæîé ðå÷è èëè â òåêñòå, ïîíèìàåòå, íî âñïîìíèòü â íóæíûé ìîìåíò íå ìîæåòå. Îíè íà÷íóò àâòîìàòè÷åñêè «âûëåòàòü» ëèøü ïîñëå òîãî, êàê áûëè èñïîëüçîâàíû íåñêîëüêî ðàç â ðåàëüíîé èëè èãðîâîé ñèòóàöèè îáùåíèÿ.
Ðóññêèå ëþäè, êñòàòè, õîðîøî çíàþò âåëèêîå ìíîæåñòâî àíãëèéñêèõ ñëîâ, íå ïîäîçðåâàÿ îá ýòîì. È ïîñòîÿííî óñâàèâàþò íîâûå. Ïàðàäîêñ, êàçàëîñü áû çàèìñòâîâàííûå ñëîâà âñå óñâàèâàþò áåç óñèëèÿ: ñïîéëåð, äèñêîíò, âåáñàéò, áîé-ôðåíä. À êîãäà äîõîäèò äî ïîõîæèõ ñëîâ â ýòîì æå ñàìîì àíãëèéñêîì ÿçûêå, îíè ïî÷åìó-òî íå çàïîìèíàþòñÿ. Ïðîèñõîäèò ýòî ðîâíî ïî òîé æå ïðè÷èíå, ïî êîòîðîé ìíîãèå íå ìîãóò çàãîâîðèòü ñíà÷àëà ó÷èòñÿ ñàì ÿçûê — ãîâîðåíèå è ñëîâàðíûé çàïàñ ïîñëå ýòîãî óæå íå ïðîáëåìà. Ñëîâà ãîðàçäî ëåã÷å çàïîìèíàþòñÿ, åñëè îíè ëîæàòñÿ â ãîòîâóþ îïåðàöèîííóþ ñèñòåìó ÿçûêà.
Íàâûê ãîâîðåíèÿ ðàçâèâàåòñÿ â òðè ýòàïà:
1. Ðàçáèðàåìñÿ, êàê ñâÿçûâàþòñÿ ñëîâà â ÿçûêå. Åñëè áðàòü åâðîïåéñêèå ÿçûêè, õîðîøèé ïðåïîäàâàòåëü äàñò ýòî çà 3-4 ìåñÿöà. Ýòî ñàìûé ñëîæíûé ýòàï â èçó÷åíèè ÿçûêà, êîãäà ïîìîùü ïðåïîäàâàòåëÿ äåéñòâèòåëüíî íåîáõîäèìà.  àíãëèéñêîì ÿ ëè÷íî ïðîø¸ë ýòîò ýòàï ñàìîñòîÿòåëüíî, óøëî íåñêîëüêî ëåò ïðè õîðîøèõ ñïîñîáíîñòÿõ.
ß, êñòàòè, íàìåðåííî íå èñïîëüçóþ òåðìèí «ãðàììàòèêà». Ó÷åáíèêè è ïðåïîäàâàòåëè ëþáÿò ðàññêàçûâàòü ÊÀÊ ñòðîèòü ôðàçó è íàçûâàþò ýòî ãðàììàòèêîé. Íî ïî÷òè íèêîãäà íå ðàçáèðàþò, ÏÎ×ÅÌÓ ÈÌÅÍÍÎ ÒÀÊ. Áåç ïîíèìàíèÿ ÏÎ×ÅÌÓ ÒÀÊ ÷åëîâåê âñåãäà áóäåò ïóòàòüñÿ ïðè ïîñòðîåíèè äàæå ýëåìåíòàðíûõ ôðàç.
2. Îáÿçàòåëüíî íóæíî ðàçîáðàòüñÿ, íà êàêèå êîíêðåòíî òåìû âû õîòèòå íàó÷èòüñÿ ãîâîðèòü. È óæå îòòàëêèâàÿñü îò ýòîãî, ïðàâèëüíî âûáðàòü ìàòåðèàë äëÿ ïîäãîòîâèòåëüíîé ðàáîòû.
Ñóùåñòâóþò ñåðèè óäîáíûõ ó÷åáíèêîâ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû, ñîäåðæàùèõ íàáîð íàèáîëåå âîñòðåáîâàííûõ ðàçãîâîðíûõ òåì. Ó÷åáíèêè ýòè ïîñòðîåíû î÷åíü ïðîñòî: íà ëþáîì ðàçâîðîòå äàíà îäíà èç òàêèõ òåì, íàïðèìåð, «Ñòóäåí÷åñêàÿ æèçíü». Ñëåâà ïðèâåäåíû (÷àñòî â ôîðìå äèàëîãîâ) ñòàíäàðòíûå ñëîâà è ôðàçû ïî ýòîé òåìå, ñïðàâà óïðàæíåíèÿ äëÿ çàêðåïëåíèÿ ýòèõ ôðàç.  êîíöå ó÷åáíèêà äàíû ïðàâèëüíûå îòâåòû. Ìàëî îäíîãî ó÷åáíèêà ìîæíî âçÿòü äðóãîé èç ýòîé æå ñåðèè, íàïðèìåð, ïîñâÿù¸ííûé öåëèêîì ôðàçîâûì ãëàãîëàì.  í¸ì áóäóò òàêèå æå òåìû, íî ñëîâà è ôðàçû áóäóò íåìíîæêî äðóãèå. Ìàëî ó÷åáíèêîâ â ñâîáîäíîì äîñòóïå åñòü îçâó÷åííûå íîñèòåëÿìè ÿçûêà äèàëîãè ñ ðàñøèôðîâêàìè íà êàæäóþ èç àêòóàëüíûõ òåì.
Òàêèì îáðàçîì, åñëè íóæíî íàó÷èòüñÿ ïðàâèëüíî ãîâîðèòü íà êàêóþ-òî íåñëîæíóþ òåìó, ïîäãîòîâèòåëüíóþ ðàáîòó ìîæíî ñäåëàòü çà ïîëäíÿ áåç âñÿêîãî ïðåïîäàâàòåëÿ, âîîðóæèâøèñü ïàðîé òàêèõ êíèã è äèàëîãîâ. Ðàçãîâîðíèêè, êñòàòè, òîæå î÷åíü ïîëåçíàÿ è íåäîðîãàÿ âåùü ôðàçû â íèõ äàíû äåéñòâèòåëüíî õîäîâûå è âûâåðåííûå íîñèòåëÿìè ÿçûêà. Ïîâòîðþñü, âñå ýòè çàìå÷àòåëüíûå êíèãè è äèàëîãè ðåàëüíî ïîìîãóò ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè âû óæå çíàåòå èíîñòðàííûé ÿçûê, ò.å. ïîíèìàåòå, êàê â í¸ì ñâÿçûâàþòñÿ ñëîâà.
Êàêîå-òî âðåìÿ íåîáõîäèìî ìåäëåííî, âäóì÷èâî ïîâûïîëíÿòü ïåðåâîäíûå óïðàæíåíèÿ ñ ðóññêîãî íà èíîñòðàííûé ÿçûê.
Òûñÿ÷è ñòóäåíòîâ òåðïÿò íåóäà÷ó èç-çà òîãî, ÷òî ïûòàþòñÿ çàãîâîðèòü, ìèíóÿ ýòàï ïåðåâîäíûõ óïðàæíåíèé. Ýòî âñ¸ ðàâíî, ÷òî ñðàçó ó÷èòüñÿ åçäèòü íà âåëîñèïåäå, íå äåðæàñü ðóêàìè çà ðóëü.
Âñ¸ ðàâíî, êîíå÷íî, íàó÷èøüñÿ â êîíöå êîíöîâ. Íî äåëî ïîéä¸ò ãîðàçäî áûñòðåå, åñëè ñíà÷àëà íàó÷èòüñÿ ïðîñòî äåðæàòü ðàâíîâåñèå, êîíòðîëèðóÿ ðóëü ðóêàìè, à óæå ïîòîì ïðîáîâàòü îòïóñêàòü.
3. È ëèøü íåçàäîëãî äî òîãî ìîìåíòà, êîãäà ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü ïîíàäîáèòñÿ â ðåàëüíîé æèçíè, ìîæíî íà÷àòü îòðàáîòêó ðàçãîâîðíûõ ðåàêöèé. Çäåñü íóæíû ýëåìåíòû æèâîé ðàçãîâîðíîé ïðàêòèêè è çàíÿòèÿ ïðèä¸òñÿ ñäåëàòü áîëåå ÷àñòûìè äëÿ ðàçâèòèÿ ðåàêöèé ïåðåðûâû, äàæå â îäèí äåíü, ãóáèòåëüíû.
Åñëè ðàçãîâîðíûé ÿçûê íå íóæåí ñðî÷íî, ãîðàçäî ïîëåçíåå ðàçâèâàòü íå ðåàêöèè, ò. å. ñïîñîáíîñòü ìãíîâåííî âûòàñêèâàòü íóæíûå îáîðîòû èç ïàìÿòè, à ñêîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà ïîäãîòîâèòåëüíîé ðàáîòå, îïèñàííîé â ïðåäûäóùåì ïóíêòå.
Îñíîâíîé ïðèíöèï ïðè ðàçâèòèè ðàçãîâîðíîé ðå÷è ýòî ãîâîðèòü ìíîãî è ãîâîðèòü ÷àñòî, ñ ìèíèìàëüíûìè ïåðåðûâàìè ìåæäó ïðàêòè÷åñêèìè ñèòóàöèÿìè ãîâîðåíèÿ. Åñëè ïðîöåññ íà÷àò, îñòàíàâëèâàòü åãî íåëüçÿ. Ïîýòîìó íàäî õîðîøî ïîäóìàòü, ïðåæäå ÷åì ïðèñòóïàòü ê ðàçâèòèþ èìåííî íàâûêà ãîâîðåíèÿ: åñòü ëè ó âàñ äîñòàòî÷íî ñâîáîäíûõ ÷àñîâ, äåéñòâèòåëüíî ëè âàì íóæíî ñðî÷íî åãî ðàçâèâàòü. Ïîòîìó ÷òî âû ðèñêóåòå âïóñòóþ ïîòðàòèòü ñâî¸ âðåìÿ, è ê òîìó ìîìåíòó, êàê ÿçûê ðåàëüíî ïîíàäîáèòñÿ, íàðàáîòàííûå ðåàêöèè óæå óéäóò.
Îòðàáîòàííûå ñëîâà è ôðàçû íå çàáóäóòñÿ åù¸ äîëãî, íî îíè óéäóò â ïàññèâ âû áóäåòå ïî-ïðåæíåìó óçíàâàòü èõ â ÷óæîé ðå÷è è â òåêñòàõ, íî èñïîëüçîâàòü â íóæíûé ìîìåíò óæå íå ñìîæåòå.
Íî åñòü è õîðîøèå íîâîñòè: åñëè îäíàæäû íàâûê áåãëîãî ãîâîðåíèÿ áûë ðàçâèò, âîññòàíîâèòü åãî ïðîùå, ÷åì ðàçðàáàòûâàòü â ïåðâûé ðàç ýòî ðàáîòàåò òàê æå, êàê ìûøå÷íàÿ ïàìÿòü.
Источник