Поиск и разведка твердых полезных ископаемых
Геологоразведочный факультет
Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых
Уровень образования
Форма обучения
Продолжительность обучения
Вступительные испытания
Математика, Физика, Русский язык
Бюджетные места
Места по договору платных услуг
Стоимость обучения
130000
руб. за семестр
Краткая характеристика профиля подготовки
В процессе обучения по данной специальности студенты глубоко знакомятся с фундаментальными основами наук о Земле, детально изучают геологию месторождений полезных ископаемых, условия их образования и размещения в земной коре, состав и методы диагностики природных типов руд. Студенты в теории и на практике осваивают методы изучения минералов, горных пород и руд. Программы учебных дисциплин обеспечивают подготовку специалистов высокой квалификации во многих областях прикладной геологии, владеющих методами прогноза, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, решения задач горнопромышленной геологии, обученных компьютерным технологиям моделирования геологической среды и подсчёта запасов минерального сырья.
Причины выбрать данное направление
- Широкая география полевых работ включает ознакомление с природными условиями и особенностями геологического строения всех регионов России, включая труднодоступные районы Арктики, Сибири и Дальнего Востока;
- Работа геолога включает участие в различных формах международного сотрудничества, обмен информацией со специалистами других стран;
- Высокий уровень заработной платы;
- Большое количество предложений на рынке труда позволяет легко находить работу по специальности;
- Широкие возможности в выборе содержания работы: полевые работы при геологической съемке, поисках и разведке месторождений, работа в геологических отделах горнодобывающих компаний, лабораторные исследования, проектные изыскания, консалтинговая аналитика, и др.
Основные читаемые дисциплины
- Промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- Минерагения;
- Лабораторные методы изучения минерального сырья;
- Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых;
- Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
- Компьютерные технологии моделирования геологической среды;
- Компьютерные технологии подсчета запасов;
- Математические методы моделирования в геологии;
- Горнопромышленная геология.
Профессиональные навыки выпускника
- Способность прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого на конкретной территории, определять критерии его поисков и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ;
- Способность составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты геологоразведочных работ на различных объектах и на разных стадиях их изучения;
- Способность проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтно-географических условиях;
- Способность выполнять оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых;
- Способность выполнять геолого-экономическую оценку объектов изучения.
Карьерные перспективы
Кафедра готовит горных инженеров-геологов широкого профиля, которые могут работать в компаниях минерально-сырьевого комплекса, в научно-производственных организациях и научно-исследовательских институтах, осуществляющих развитие минерально-сырьевой базы страны: геологическую съёмку территорий (государственные предприятия и частные компании, ведущие работы по геологическому картированию – ФГУП «ВСЕГЕИ», АО «Росгеология», ОАО «УГСЭ», ФГУГП «Красноярскгеолсъемка» и другие региональные организации), поиски и разведку месторождений полезных ископаемых (АО УГРК «Уранцветмет», НПГ «Регис», АО «Урангео», и др.), геологическое сопровождение добычи полезных ископаемых (ПАО «Полюс», ООО «Полиметалл», ГМК «Норникель», АК «Алроса», ПАО «ФосАгро», ГМК «Металлоинвест», ОАО «УГМК», «Русская медная компания» и др.) и научно-исследовательские работы в изучении ресурсов недр (институты РАН и Федерального агентства «Роснедра» – ФГБУ «ВИМС», ФГБУ «ЦНИГРИ», ИГЕМ РАН, ИГАБМ СО РАН и др.), проектные и консалтинговые работы (ГК «ТОМС», «Арджейси» и др.).
Известные выпускники
Директор
Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского РАН
Окончил Ленинградский горный институт в 1953 г., доктор геолого-минералогических наук, профессор; академик РАЕН. Основные направления научной деятельности: минералогия, петрография и учение о закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых; работал заместителем директора по науке Всесоюзного геологического института, директором Института геологии и геохронологии докембрия АН СССР; член комиссии по металлогеническим картам мира Международного союза геологических наук; руководитель международного проекта «Атлас металлогенической зональности докембрия мира»; заместитель главного редактора журнала «Геология рудных месторождений»; Заслуженный геолог РФ; лауреат Государственной премии.
Председатель
Сибирское отделение РАН
Выдающийся российский ученый-геолог, окончил Ленинградский горный институт имени Г. В. Плеханова в 1957 г., вице-президент Российской академии наук (1997-2008), председатель Сибирского отделения РАН (с 1997 г.), действительный член Академии наук СССР (1987, РАН с 1991), лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии Российской Федерации (1997), специалист в области геологии, минералогии, магматической и метаморфической петрологии, тектоники и глубинной геодинамики, один из создателей учения о метаморфических фациях и формациях; автор трудов в области петрологии метаморфических комплексов докембрия, исследований в области глубинной геодинамики и глобальных изменений природной среды и климата.
Дополнительные возможности при обучении
- Возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью и принимать участие в конференциях, конкурсах, выставках, олимпиадах различных уровней с демонстрацией результатов своих исследований;
- Возможность принимать участие в реализации грантов и научно-исследовательской работе кафедры;
- Возможность заниматься спортом и выступать на соревнованиях вузовского, городского, всероссийского и международного уровней, участвовать в общественной жизни Горного университета;
- Возможность проходить стажировку или дополнительное обучение в зарубежных университетах, в т.ч. с получением дипломов международного образца.
Сотрудничество с партнерами
История кафедры, открытия и достижения
В 2002 г. кафедра отметила свой 100-летний юбилей.
Ее основатель – выдающийся геолог России Карл Иванович Богданович – исследователь-первопроходец Центральной Азии, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки, директор Геологического комитета России в 1912-1917 гг. В 1902-1919 гг., когда он заведовал кафедрой, основным предметом стал курс «Рудные месторождения».
Студентами К.И.Богдановича в те годы были крупнейшие геологи России XX в.: И.Ф. Григорьев, П.И. Степанов, А.Н. Заварицкий, И.М. Губкин, С.С. Смирнов, С.И. Миронов, Д.В. Наливкин, и многие другие. Они сыграли ключевую роль в становлении нефтяной геологии, открывали золото Алдана и Колымы, месторождения урана. Среди выпускников кафедры – 15 академиков.
На кафедре впервые были разработаны курсы «Месторождения каустобиолитов» (1924 г.), «Месторождения нерудных полезных ископаемых» (1930 г.), курс «Разведочное дело» (1924 г.). В 1930-е гг. разработана классификация разведанных запасов (категории А, В, С1, С2), действующая в России до настоящего времени.
Из достижений последних лет: в 2000 г. профессора А.А. Смыслов и С.В. Сендек стали лауреатами Государственной премии за создание первого «Геологического атласа России». Преподаватели кафедры – соавторы двухтомной монографии «Недра России»: т. I «Полезные ископаемые», т. II «Экология геологической среды».
Контакты кафедры
Учебный центр № 1
Источник
О профессии
Горно-геологическая промышленность представляет собой основу экономики любой страны. С каждым днем в развивающихся странах увеличивается спрос на квалифицированных специалистов-геологов, умеющих проводить геологическую съемку, поиски и разведку твердых полезных ископаемых. Данная образовательная программа позволяет получить такие профессии, как геолог, инженер-геолог, геохимик, минералог, петролог, и др.
Учебный процесс
Студенты в течение пяти лет получают теоретические знания и практические навыки, связанные с геологической съемкой, поисками и разведкой твердых полезных ископаемых.
Цель программы: подготовка горных инженеров-геологов (специалистов), способных применять полученные знания и навыки при решении вопросов, связанных с изучением Земли и ее недр, развитием минерально-сырьевой базы, прогнозированием, поисками, разведкой, эксплуатацией твердых полезных ископаемых для удовлетворения потребностей топливной, металлургической, химической промышленности, нужд сельского хозяйства, строительства, оценки экологического состояния территорий.
Преимущества программы. Программа ориентирована на то, что во время обучения студент приобретает умения и навыки, на основе которых сможет:
• проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы;
• составлять проекты на геологоразведочные работы;
• выделять перспективные площади;
• проектировать места заложения горных выработок, скважин, осуществлять их документацию;
• определять виды и способы опробования и методы их анализа;
• создавать 2-D и 3-D геолого-геофизические модели месторождений твердых полезных ископаемых;
• проводить оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых;
• выполнять научные и производственные задачи с использованием современного специализированного программного обеспечения (Micromine, ArcGis, QGIS, Surfer и др.).
Наиболее значимые дисциплины:
«Прогнозирование и поиски полезных ископаемых»; «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых»; «Основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых»; «Разведка и геолого-экономическая оценка полезных ископаемых» и др.
Практика
• Учебная геодезическая практика проводится в течение весеннего семестра 1 курса на территории Университета (территория кампуса и двор учебного корпуса Инженерной академии). Студенты получают знания и навыки работы с геодезическими приборами в полевых условиях, учатся строить топографические карты.
• Учебная геологическая практика проводится после 1 курса в летний период в течение месяца на территории Республики Крым. Студенты получают навыки работы с геологическими инструментами (молоток, компас, карта, GPS-навигатор и др.) в полевых условиях, изучают различные породы и их положение в геологическом разрезе, тренируются строить геологические карты, а также выполняют множество других работ, помогающих понять полевую жизнь геолога.
• Учебная геофизическая практика проводится после 2 курса в летний период в течение двух недель на учебном полигоне недалеко от города Миасс Челябинской области. Студенты получают навыки работы в полевых условиях с геофизическим оборудованием, осваивают принципы работы и поисковые методы магниторазведки, электроразведки, радиометрии в районе золоторудного месторождения, что позволяет наглядно видеть результаты работ.
• Учебная минералого-геохимическая практика продолжает геофизическую практику, проходит в течение 2 недель в окрестностях города Миасс. Основной акцент практики заключается в закреплении курса минералогии и диагностики пород и минералов в полевых условиях. Студенты ищут и наблюдают значительное разнообразие минералов в природных условиях Ильменского заповедника.
• Производственные практики проводятся после 3 и 4 курса в летний период. Студенты получают навыки и опыт работы на реальных предприятиях геологоразведочного профиля на территории России (Курская обл., Южный и Полярный Урал, Забайкальский край, Дальневосточный федеральный округ и др.) и зарубежных стран (страны Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии).
• Преддипломная практика нацелена на написание выпускной квалификационной работы.
Карьера
Выпускники, успешно освоившие данную программу обучения получают диплом государственного образца (в случае необходимости международного). Есть возможность трудоустроиться в организации и предприятия где уже работают наши выпускники:
Крупные горнодобывающие компании, геологоразведочные предприятия (в должностях геолог, инженер-геолог, геохимик, минералог, петролог, и др.):
«Норильский никель» (Норникель);
АЛРОСА;
Объединённая компания «РУСАЛ»;
Металлоинвест;
Полиметалл;
KINROSS;
BHP Billiton;
Rio Tinto;
и др.
Проектные и научно-исследовательские институты (в должностях техник-геолог, геолог, инженер-геолог, специалист-геолог, младший научный сотрудник, научный сотрудник и др.):
Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ);
Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ);
Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского (ВИМС);
Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ИМГРЭ);
и др.
Институты академии наук (в должностях младший научный сотрудник, научный сотрудник и др.):
Геологический институт Российской академии наук (ГИН РАН);
Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН);
другие Институты Геологии Научных Центров РАН РФ.
Другие организации, связанные с недропользованием
Источник
Цель программы
Целью программы является формирование углубленных профессиональных знаний в области разработки теоретических основ формирования различных типов месторождений полезных ископаемых, изучения особенностей их геологического строения и закономерностей пространственного размещения в различных геотектонических блоках земной коры, определения геологических предпосылок формирования и поисковых признаков, совершенствования методов оценки, поисков и разведки геологических объектов различных иерархических уровней (рудные районы, узлы, поля, месторождения, рудные тела) и подготовка к защите научно-квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук.
Конкурентные преимущества программы
Программа строится на идее высокопрофессиональной подготовки научно-педагогических кадроввысшей квалификации в области наук о Земле. К основным достоинствам программы можно отнести следующее:
- формирование углубленных профессиональных знаний в области исследования геологии стратегических видов минеральных ресурсов, их металлогении, прогнозирования, поисков и разведки.
- формирование у аспирантов представления о инженерно-технических и естественнонаучных направлениях применительно к изучению и освоению минеральных ресурсов.
- подготовка аспирантов к производственной деятельности в научных и проектных организациях по экспертной экономической оценке и лицензированию недр и в геологоразведочных экспедициях и горнорудных компаниях.
- выпускники получают навыки в области проведения фундаментальных исследований, обработки большого поля информации, умении доводить любое дело до конца, несмотря на трудности.
- возможность совмещать научно-исследовательскую деятельность с карьерой в педагогической среде.
- продолжение научно-исследовательской деятельности в качестве сотрудника научных лабораторий и научно-исследовательских институтов, формирование базовых компетенций для обеспечения карьерного роста.
- статус эксперта в избранной области позволяет занимать руководящие должности в образовательных, государственных и коммерческих организациях.
Основные изучаемые дисциплины
В ходе обучения аспиранты изучают следующие специальные дисциплины: поиски и разведка твердых полезных ископаемых; металлогения и минерагения; прикладная геохимия; геофизические методы поисков месторождений полезных ископаемых; атематическое моделирование геологических задач.
Стажировки и практики
В процессе обучения аспиранты проходят практики и стажировки на ведущих предприятиях, в проектных и научно-исследовательских институтах, институтах академии наук, и других организациях, связанных с научными исследованиями, теоретическими и производственными работами.
Карьера и трудоустройство
Компании, в которых работают выпускники аспирантуры:
- ПАО «Татнефть»;
- МОСИНЖПРОЕКТ;
- ЯМАЛ СПГ;
- ОАО «Новатэк»;
- ОАО «Газпром»;
- НГДУ «ЛениногорскНефть»;
- ОК «РУСАЛ» и другие.
Выпускники программы обладают следующими компетенциями:
В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы компетенции:
- знание происхождения, условий образования, типов и классификации месторождений нефти и газа, нефтегазогеологического районирования недр;
- знание современных подходов в решении проблемы происхождения углеводородов;
- владение методологией прогнозирования, оценки ресурсов, подсчета запасов нефти и газа, современными методами поисков и разведки месторождений;
- умение решать прикладные задачи в области охраны недр и окружающей среды в процессе геологоразведочных работ.
Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускника аспирантуры являются:
- Земля и ее основные геосферы — литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, их состав, строение, эволюция и свойства;
- геофизические поля, месторождения твердых и жидких полезных ископаемых;
- минеральные ресурсы, природные и техногенные геологические процессы;
- поиски, изучение и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
- геоинформационные системы; территориальное планирование, проектирование и прогнозирование.
Тематика научных исследований
К основным направлениям исследований относятся: условия образования месторождений твердых полезных ископаемых; техногенные месторождения, перспективы их промышленного освоения; прогнозирование, поиски, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений; геологическое обеспечение эксплуатационных работ в условиях горнодобывающих предприятий; теория и решение прикладных задач охраны недр и окружающей среды в процессе геологоразведочных работ.
Инфраструктура
- аудитории, оснащённые всем необходимым для учебного процесса, расположенные в здании по адресу: ул. Орджоникидзе, дом 3;
- компьютерные классы;
- аудитории, оснащённые мультимедийным оборудованием, в том числе для проведения видеоконференций;
- отраслевой отдел Научной библиотеки, доступ к многочисленным электронным информационным базам данных;
- доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi);
Внеучебная жизнь
- участие в российских и международных научных конференциях и форумах;
- посещение проводимых в Инженерной академии и РУДН культурно-образовательных мероприятий;
- мастер-классы, проводимые приглашёнными экспертами, в том числе иностранными;
- экскурсии на промышленные предприятия и профильные выставки;
- ежедневная практика навыков международного общения, взаимодействие со коллегами из других стран, приобретение друзей и связей по всему миру.
Код направления:
05.06.01 Науки о Земле
Учебные подразделения:
Инженерная академия
Форма обучения:
- очная – 4 года;
- заочная – 5 лет.
Документ об окончании:
Государственный Диплом кандидата геолого-минералогических наук
Перечень вступительных испытаний:
- Профильный (горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр; разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; геотехнология (подземная, открытая и строительная))
Контактное лицо:
Терешин Александр Александрович
к.т.н., доцент департамента геологии, горного и нефтегазового дела Инженерной академии РУДН
Офис: ул. Орджоникидзе, д. 3, ауд. 438
Телефон: +7(495) 955-09-63
E-mail: tereshin_aa@rudn.university
Источник