Полезен ли для ребенка детский сад

Возраст с 2 до 7 лет – один из главнейших периодов развития ребенка, в этот период формируется его осознание себя и окружающего мира. И именно в это время детей зачастую отдают в детские сады, но так ли хороша эта затея? Поход в детский сад несет в себе как определенные плюсы, так и минусы, поэтому стоит их детально разобрать.

Минусы

Для начала необходимо рассмотреть все минусы детских садов. Во-первых, согласно статистике, бюджетный детский сад обычно формирует группы по 30 человек на двоих воспитателей. Согласитесь, человеку нелегко уследить сразу за пятнадцатью детей.

Лайфхак для читателей канала: пользуйтесь нашими математическими онлайн-калькуляторами, которые общедоступны в Справочнике Студворк. Наша команда ежедневно старается для вас, поддержите своим лайком и подпиской. Вам нетрудно, нам – приятно 😉

Проблемы с адаптацией

Вероятность того, что ваш ребенок удачно адаптируется к новой обстановке детского сада, равна 50%. Но это лишь чистые цифры, ведь в реальности на это могут влиять десятки различных факторов. Бывают такие дети, которые рано с утра подрываются, торопясь скорее попасть в долгожданный детский сад. А бывает наоборот, ребенок, который уже не первый год ходит в садик, каждое утро бунтует и закатывает истерики, лишь бы остаться дома.

Риск заболеть

В первый год ваш ребенок точно будет очень часто болеть, простуды, ОРВИ, ветрянка – все это ждет вас и ваше чадо. Если ваш ребенок в первый год заболеет не более 2-3 раз – считайте, что это редкое исключение.

Однако у этого явления есть и обратная сторона монеты: первые пару таких лет значительно повысят иммунитет ребенка, благодаря чему он будет менее подвержен уже перенесенным заболеваниям.

Негативное воздействие

Ваш ребенок может заимствовать из детского сада ругательства, вредное поведение или интимные вопросы.

Питание

Особенно эта тема затрагивает детей, очень придирчивых к еде, но это не значит, что дети, кушающие без капризов, тоже останутся довольны детсадовской едой.

Столовская пища в первый раз явно не понравится почти любому ребенку, ведь это совсем не то что бабушкина или мамина еда, где все как надо. Проблемы зачастую возникают только первое время, но зато потом ребенок привыкнет.

Плюсы

Теперь можно перейти и к достоинствам похода в детский сад, их здесь не намного меньше недостатков, но они очень значительны, и вполне могут скомпенсировать все минусы.

Постепенная социализация

Наверное, обучение общаться со сверстниками – одно из главнейших назначений детсада. В данной сфере детскому саду тяжело найти альтернативу: ни няня, ни бабушка не могут дать ребенку того, что дает поход в садик. Здесь ребенок играет в игры вместе с другими детьми, учится с ними общаться и понимать их.

Приучение к самостоятельности

В детском садике, как известно, нет родителей, бабушек, братьев и прочих родственников. Поэтому ребенок вольно, или же невольно учится сам справляться со сложившимися ситуациями без помощи родственников. В саду детей так же научат самостоятельно ухаживать за собой: поход в туалет, переодевания, уборка игрушек за собой.

Помните, что отдавать ребенка в садик, или же нет – ваш выбор, который должен основываться лишь на том, как развит ваш ребенок, сможет ли он перенести стресс от обязанности ходить в поначалу незнакомое ему место, и как эти походы на него повлияют.

Спасибо, что дочитали наш материал до конца! Приглашаем ознакомиться и с другими нашими текстами:

Против моды, носков и парикмахеров – интересные факты об Эйнштейне

«Прилетит вдруг волшебник…» – вспоминаем книги из нашего детства.

Источник

Данная статья будет полезна тем, кто действительно задумывается над будущим своего ребенка.

Мы все привыкли к системе дошкольных учреждений, которые появились в знакомой нам форме лишь в 20 веке. Вспомните, что раньше ни яслей ни детских садов не было. Ребенок рос в семье — будь то крестьянская или дворянская. До революции дошкольные учреждения в России были, но они были либо частными, либо благотворительными и платными, и приводили детей туда не совсем по тем причинам, по которым их приводили после свержения царской власти. После революции в документах просвещения советского государства детские сады названы первым звеном в системе образования. Основное назначение этих дошкольных учреждений заключалось в том, чтобы дать возможность женщине заниматься производственной и общественной деятельностью. То есть другими словами, родители, не спрашивая ребенка — хочет он того или нет, и даже не задумываясь о пользе или вреде этого (просто так надо), отрывают его от домашнего очага, от заботы и воспитания матери и передают его в чужие руки — и только для того, чтобы женщина могла пахать как все.

А теперь вспомните, есть ли в животном царстве такое понятие как «детский сад»? В животном царстве детеныш всегда находится под присмотром матери или всего стада. Детеныш должен находится в обществе взрослого животного не только потому, что он его защищает, но и потому, что детеныш перенимает у старшего опыт, то есть другими словами учится. Кто-то бегает рядом и смотрит как мать охотится, кто-то смотрит какие травки ему следует кушать, а какие — нет. А теперь представьте, что мы взяли и отобрали детенышей у самок и запустили в отдельный вольер на несколько лет. Чему они друг у другу научатся?.. Правильно. Ничему.

То же самое происходит с ребенком в детском саду. Большую часть времени он общается не со взрослым воспитателем, а с своими сверстниками, которые не могут научить его чему-то полезному, или, что еще хуже, могут научить его чему-нибудь дурному, а дурное — вещь заразительная и передается от одного к другому как вирус. Да и вирусы гриппа и все прочие неприятные заболевания очень легко передаются от ребенка к ребенку именно в дестком саду.

Я не призываю всех родителей игнорировать детские сады (ведь не у всех есть возможность воспитывать ребенка дома), но задумайтесь ради чего вы отдаете своего ребенка в детский сад — ради того, чтобы просто делать то, что вам заблагорассудится, сваливая не нужный груз на другого? Или вы думаете, что его там воспитают и образуют так, как кому-то там кажется правильным?

Александр Зобов.

P.S. Мы с мужем на недавнем совете решили, что Матвей в садик не пойдет. Подготовить к школе я и сама могу. Мы лучше будем водить его в кружки и секции — вот вам и общение, и развитие. Осенью Матвей пойдет в бассейн (1 р в неделю), давно просит. После 3х хотим попробовать отдать его на анг.язык (1 р в неделю), вокал+хореография+актерское мастерство (2 р в неделю) — ему это сейчас интересно, а потом посмотрим. По деньгам получается около 5тр, как садик.

Я вообще в садик не ходила) ничего со мной не случилось) со мной дома занимались.

После рождения сына мы думали, как сделать так, чтобы я как можно дольше могла находиться с ребенком. Потому что пока одной заработной платы папы не хватает. Я стала искать подработку (после 2х лет) — ведение праздников, няней (2-3 р в неделю по 2-4 ч). Сейчас я остановилась на праздниках. Поэтому комментарии типа, а что делать, мама вынуждена работать — я понимаю, вынуждена, но где и как (сколько) — всегда выбор за нами.

ВСЕМ ДОБРА, ТЕПЛА, ОБЩЕНИЯ ДРУГ С ДРУГОМ! ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! ЦЕНИТЕ ИХ! МЕНЯЙТЕСЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ РАДИ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ! НЕ МЫСЛИТЕ «КАК ВСЕ», НЕ ОГЛЯДЫВАЙТЕСЬ НА ОПЫТ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК, СЕЙЧАС ДРУГОЕ ВРЕМЯ!

Источник

Педагог и журналист Елена Погорелая, которая уже много лет работает с детьми, рассказывает о детях, которых лучше не стоит отдавать в детский сад, а попытаться найти другие способы социализировать ребенка или облегчить жизнь себе, и о тех, которым садик, наоборот, будет крайне полезен.

Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.

В принципе, примирить эти стороны невозможно. Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий. Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.

Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье

Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.

Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.

В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми. Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии. После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.

На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то. На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку. Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.

Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.

Ребенок, живущий с одним родителем

Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.

Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности. Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности. Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.

Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.

Ребенок с СДВГ

Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации. Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения. Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите. Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.

Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима. К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.

Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.

Ребенок с особенностями развития

Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее. Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.

Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс. Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить. Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.

Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.

«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Ребенок в состоянии стресса

Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье. Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой. Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…

Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться. В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем — дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии. Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.

Ребенок в состоянии острого горя

Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто». Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время «отгоревать». Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом. И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.

Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».

Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией

Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).

Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии). А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют. Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?

А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм. Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий. А самое главное — наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник