Полезная деятельность предприятий и отдельных лиц

Полезная деятельность предприятий и отдельных лиц thumbnail

Потребности человека

Потребностьэто необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Для удовлетворения всех многообразных потребнос­тей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми. Чтобы удовлетворить собственную по­требность, человек предлагает в обмен что-то своё для других. Иными словами, удовлетворить свою потреб­ность каждый может лишь после того, как он удовлетво­рил чью-то чужую потребность.

Получив в результате обмена на рынке желаемое, че­ловек осуществляет непосредственное потребление, кото­рое на время удовлетворяет его и порождает новые потребности. Удовлетворение одной потребности приводит к фор­мированию новой. Потребности человека безграничны и всё время рас­тут. Их рост постоянно развивает производство. Ведь только то необходимо производить, в чём нуждается че­ловек. С другой стороны, развитие производства, техно­логические изменения в обществе не только расширяют круг желаний и предпочтений человека, но и изменяют структуру его потребностей.

Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становят­ся побудительным мотивом экономической деятельно­сти.

Средства, с помощью которых удовлетворяются по­требности, называются благами.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Общественные блага — это те блага, которые требуются всем людям без исключения (например — уборка мусора на улицах, содержание общественного транспорта, охрана общественного порядка на улицах, охрана границ). Как правило, производство общественных благ берёт на себя государство, используя для этого средства налогоплательщиков.

Ключевыми понятиями производства также являются поня­тия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населе­ния и общества.

Проблема ограниченности ресурсов

Ресурсы (от фр. ressourse — вспомогательное средство) — это совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания мате­риальных благ и оказания услуг.

1) Природные — вещества и силы при­роды (земля, её недра, леса, вода, воз­дух и др.).

2) Материальные — все рукотвор­ные (т. е. соз­данные челове­ком ) средства производства (машины, станки, обору­дование, зда­ния и др.).

3) Трудовые — населе­ние в тру­доспособ­ном воз­расте.

4) Финансовые — денежные средства, которые обще­ство выделя­ет на органи­зацию произ­водства.

По мере развития общественного производства значи­мость одних и тех же ресурсов меняется: в традиционном (аграрном) обществе преобладали природные и трудовые ресурсы, в индустриальном — материальные и финансо­вые, в постиндустриальном — информационные и интел­лектуальные.

Ресурсы всегда ограничены. Это означает, что они не могут удовлетворить всех потребностей.

Поэтому необходим выбор наилучшего варианта ис­пользования ресурсов. Наилучшим будет тот вариант, который обеспечит максимальный результат при мини­мальных затратах.

В действительности все ресурсы используются в опре­делённом сочетании, в соответствующих пропорциях. Часть ресурсов может оказаться невостребованной, на­пример, в период спада производства растёт безработица, не находят полного применения производственные мощ­ности.

Эффективное использование ресурсов с целью удов­летворения реальных потребностей общества является условием успешного функционирования экономики.

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между примерами и значениями понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр. 

ПРИМЕРЫ

ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»

А)

экономика государства

1)

хозяйство, хозяйственная деятельность

Б)

основы экономической теории

2)

наука

В)

экономический анализ спроса на товар

Г)

успешность деятельности фирмы

Д)

конкуренция производителей автомобилей

2. Укажите правильную последовательность процессов и явлений, связанных с использованием ограниченных ре­сурсов для производства экономических благ.

1)необходимость выбора наилучшего варианта использо­вания ограниченных ресурсов 
2) обеспечение полной занятости и полного объёма произ­водства
3)невозможность удовлетворения всех потребностей че­ловека и общества
4)ограниченность ресурсов
5)стремление получить максимальное количество полез­ных товаров и услуг по сравнению с затратами

Источник

1.1. В русском языке термин «экономика» имеет два значения.

1.1.1. Во-первых, экономика – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Экономика – 1) это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ; 2) система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здраво-охранение и т.д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

1.1.2. Во-вторых, «экономика» обозначает (2) науку, которая исследует, как люди исполь-зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребно-стей в жизненных благах. Название этой науки было дано Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) путём соединения двух греческих слов: «эйкос» — «хозяйство» и «номос» — «закон», так что «экономика» в буквальном переводе означает «законы хозяйства». Слово «экономика» впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 гг. до н.э.) в качестве названия своего сочинения.

Экономика – 1) наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов; 2) наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

1.2. Главная экономическая проблема заключается в ограниченности факторов производства и производимых с их помощью благ относительно постоянно растущих потребностей людей.

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый момент являются ограниченными. Как при ограниченном объёме ресурсов удовлетворить безграничные потребности?

От чего зависит успешное решение главной проблемы экономики?

От 1) правил, принципов организации экономической деятельности (принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов); 2) экономических механизмов, т.е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения (разделение труда и специализация, торговля).

Главные вопросы экономики: 1) что и в каком количестве производить (какие товары и услуги должны быть предложены потребителям)?; 2) как производить (какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить)?; 3) каким образом распределять произведённые товары и услуги (кто может претендовать на их получение в свою собственность).

1.3. Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

1.3.1. Виды экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен и 4) потребление товаров и услуг. Эти четыре сферы как стадии единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

Производство в целом (П + Р + О + П) – это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

1.3.2. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность может быть названа законом возвышения потребностей.

1.3.3. Блага.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Все жизненные блага = даровые блага (доступны в объёме большем, чем величина потребности в них; могут потребляться бесплатно) + экономические блага (товары и услуги, объём которых: недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере; может быть увеличен лишь путём затраты факторов производства; приходится тем или иным способом распределять).

Экономические блага = товары + услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Товар – 1) любой продукт экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) продукт труда, произведённый для продажи на рынке; 3) материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга – 1) блага, представляемые обычно не в виде вещей, а в форме деятельности; 2) результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества; 3) нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

Услуги не поддаются накоплению, хранению, транспортированию. Носят адресный характер (бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, уход за детьми и престарелыми).

1.3.4. Влияние экономической сферы на другие сферы общественной жизни: 1) существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; 2) общественное производство и сложившееся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры; 3) экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата и деятельность политических партий; 4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

1.3.5. Каковы основные тенденции развития экономической жизни общества на рубеже двух веков?

1) На рубеже 1990-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Её отличительной чертой является развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляет основу новой экономики. 2) На базе этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества.

1.4. Производство – это процесс создания экономических благ, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

1.4.1. В экономической жизни есть три главных участника: семьи (люди), фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

1.4.2. Производство бывает простое (производится столько, сколько потребляется) и расширенное (производится больше, чем потребляется).

1.4.3. Пути увеличения объёма производства: 1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь); 2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

1.4.4. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность. !!! Производительность ? производительность труда.

Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; 2) объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, — земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.

На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов, используемые технологии, эффективность управленческих решений. Главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация.

1.4.5. Человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: 1) специализацию и 2) торговлю.

Типы и уровни специализации: 1) специализация труда отдельных людей; 2) специализация деятельности хозяйственных организаций; 3) специализация экономики страны в целом.

Специализация труда людей основана на следующих принципах:

1) сознательное разделение труда между людьми; 2) обучение людей новым профессиям и навыкам; 3) возможность кооперации, т.е. сотрудничества ради достижения общей цели (создание сложного изделия или строительства завода).

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – форма организации трудовой деятельности, при которой большое число людей совестно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но не связанных между собой процессах.

Специализация (от лат. specialis – особенный, особый) – 1) сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других; 2) разделение труда на отдельные операции и их элементы.

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а схема специализации становится всё более и более сложной.

Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства.

Виды разделения труда: 1) профессиональное; 2) подетальное; 3) поузловое; 4) межфирменное; 5) внутризаводское; 6) межотраслевое; 7) межрегиональное; 8) международное.

Этапы общественного разделения труда.

1. Специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет назад, когда произошла неолитическая (Великая аграрная) революция. Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему.

2. Отделение ремесла, промышленности от сельского хозяйства (ремесленники, позднее промышленники).

3. Отделение торговли от земледелия и ремесла (купечество).

4. Финансы, банковское дело (ростовщики).

5. Управление, менеджмент (технократия).

1.5. Обмен – 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь; 2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага он должен получать (выменивать) со стороны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.

Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.

Операции по купле-продаже товаров не создают продукт. Поэтому торговля можно причислить к услугам.

Обмен ? торговля. Торговля (обмен посредством денег) отличается от обмена, типичной формой которого является бартер (непосредственный обмен одного товара на другой без посредства денег).

Бартер (от франц. barater – обменивать) – натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.

Коммерция (от лат. commercium – торговля) – торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле – предпринимательская деятельность.

1.6. Распределение – 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём; 2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

1.7. Потребление – использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

1.8. Экономическая теория как система знаний об управлении государственной национальной экономикой получила наименование «политическая экономия». Этот термин был введён в научный оборот в начале XVII в. французским экономистом Антуаном де Монкретьеном (1575-1621), который в 1615 г. написал книгу «Трактат о политической экономии, посвящённой королю и короне».

1.8.1. Экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных яв-лений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Принято различать: 1) экономику семьи; 2) экономику фирмы; 3) экономику региона; 4) экономику факторов производства, товаров и услуг; 5) общеэкономические процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определённого рынка, но на всю экономическую жизнь страны в целом. Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином микроэкономика, тогда как общеэкономические процессы относятся к макроэкономике.

1) Микроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

2) Макроэкономика – раздел экономической науки, исследующий экономику как единое целое (проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества).

3) Экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.

1.8.2. Экономические школы.

Экономические школы – системы взглядов представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

1) Меркантилизм (от итал. mercante – торговец); представители: Монкретьен, Стаффорд, Скаруффи, Кольбер, Ордин-Нащокин, Посошков, Пётр I; идеи: Богатство – это прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит торговля, главным образом, внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.

Меркантилизм (от итальянского mercante – торговец, купец) – первая научная школа в политэкономии, а также опиравшаяся на ее положения экономическая политика накопления денежного богатства страны. Ранний меркантилизм (последняя треть 15 – середина 16 вв.) исходил из необходимости проведения политики с помощью законодательства. Поздний меркантилизм (17 в.) ориентировал на активный протекционизм, поддержку экспансии торгового капитала, поощрение отечественной промышленности.

1.1. Ранний меркантилизм – монетаризм; идеи: Серебро и золото являются единственной формой богатства. Запрет на вывоз денег из страны.

1.2. Поздний меркантилизм – протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита); идеи: Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономики.

2) Физиократы (от греч. physis – природа, kratos – власть); представители: Кенэ; идеи: основной источник богатства страны – сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство.

3) Классическая политическая экономия; представители: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823); идеи: в создании общественного богатства главную роль играет сфера производства.

4) Марксизм; представители: Карл Маркс (1818-1883); идеи: трудовая теория стоимости + учение о прибавочной стоимости (её производство достигается путём эксплуатации пролетариата, а её присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства).

5) Маржинализм (от франц. marginalis – предельный); представители: Менгер, Джевонс, Вальрас; идеи: Задача политической экономии состоит в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Цена товара зависит от его полезности и редкости.

6) Кейнсианство; Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946); идеи: необходимость государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин.

Кейнсианство – теория государственного регулирования экономики. Возникло во 2-й пол. 30-х гг. 20 в., оказало существенное влияние на экономическую политику США («новый курс» Франклина Рузвельта), Великобритании и др. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др.

Экономическая программа: 1) всемерное увеличение расходов государственного бюджета, 2) расширение общественных работ, 3) абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, 4) регулирование занятости и др.

7) Институционализм (от лат. institutum – установление, institutio – обычай)– экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют социальные институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Возникло в XIX в.

представители: Торстейн Веблен, Гелбрейт; идеи: характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, обычаи, навыки, традиции.

8) Монетаризм (Милтон Фридман).

Источник