Полезная информация для воспитателей детского сада

Предметно-пространственная среда – как средство формирования речи дошкольников

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Динамический анализ практической ситуации, за последние несколько лет, свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Для  развития и формирования правильной  речи дошкольников, в нашем ДОУ широко  используется  предметно-пространственная  среда.

Предметно-пространственная среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

Назначение   предметной  среды –   приобщение  детей,   к  какой- либо    действительности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Среда  в  подготовительной   группе – поле деятельности,  образ  жизни, передача опыта,    творчество,   предметное   образование. Она    достаточно  разнообразна,  что    стимулирует    исследовательскую деятельность и способствует формированию   речи ребенка.

В  группе оформлен речевой уголок, который периодически сменяется и пополняется. Созданы папки чистоговорок, скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик (в картинках), которые используются детьми не только во время НОД, но и в самостоятельной деятельности.  

Для развития мелкой моторики детям предложены  различные виды мозаик, пазлов, трафаретов для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и различные виды раскрасок.

Оформлена картотека дидактических игр и упражнений по различным разделам:

— фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – «Парные картинки»;

— звукопроизношение:  игры на автоматизацию звуков:  ««Паровоз», «Подбери и назови» и др.;

— лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы,  игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.; 

— грамматический строй речи: игры  «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково»,  «Чего нет?» и др.; 

— связная речь: сюжетные картинки, игры: «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

— обучение грамоте: схемы слов, предложений; игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения  задач по развитию речи. Среди них:

  • альбомы на разные звуки;  
  •  упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
  • картотеки речевых игр, стихов-диалогов;
  • книги

   Окружающая  среда создана так, чтобы  она  была  интенсивно  развивающей,  провоцирующей   возникновение   познавательного   интереса  ребенка, его  волевых    качеств,   эмоций   и   чувств. В группе  выставлен   различный  материал (книги, журналы, картинки),  который меняется,  в  зависимости  от  настроения  детей  или  новых  эстетических  вкусов.

Для развития интонационной выразительности  используется:  настольный  театр («Теремок», «Колобок»,  «Волк  и семеро  козлят»   и т.д.); теневой    театр   («Три   поросенка»,  «Красная  Шапочка»   и т.д.); детям    предлагаются   сюжетно – ролевые   игры («Магазин», «Почтальон» и т.д.); уголок  ряжения,  в  которых   дети   могут  воплощаются   в  различных  персонажей.  

Участвуя в играх-драматизациях, дети становятся более раскованными, у них развивается умение использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, инсценировку).  В эмоциональном отношении  речь детей звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.

Работа  по  формированию     правильной  речи проводится не только во время образовательной деятельности, но и во  время совместной деятельности    педагога  и  детей:

Читайте также:  Самые полезные и недорогие продукты питания

— на прогулках: наблюдение-звукоподражание, чтение художественного слова; игры: подвижные, хороводные с использование различных считалок, речевок, потешек, чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения   на   звукоподражания;

— индивидуальная работа с детьми в речевом уголке: артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, массаж речевых точек и т. д.;

—  сюжетно-ролевые  игры, игра драматизация, театр  кукол;

—  развлечения, праздники;

— труд в природе, в уголке природы, самообслуживание, дежурство, хозяйственно-бытовой     труд;

—  режимные моменты: прием пищи, одевание на прогулку (с прогулки), умывание,  подготовка    ко    сну  (подъем);

— чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок,  пословиц;

—  беседы, рассматривание  иллюстраций, картин, книг.

Для родителей оформлены консультации на различные темы по предметно-пространственной среде и  развитию речи, например: «Создание эффективной предметно-пространственной среды в домашних условиях», «Учимся, играя» и др. где они могут узнать, как можно дома заниматься с ребенком.

При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Предметно-пространственная среда способствует обогащению всех сторон  речи дошкольника. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, созданная пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. 

Источник

Информационные электронные системы

конкурсы для педагогов и детей:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (https://educontest.net)

Сайт МАУНЕД МАГИСТР —  (magistr42.ru)

Центр роста талантливых детей и педагогов «Аурум» (https://www.ya-geniy.ru/)

Конкурсы для детей и педагогов «Талантоха» (https://talantoha.ru/)

Электронный педагогический журнал (https://www.pomochnik-vsem.ru/)

Всероссийские конкурсы для педагогов (https://ped-konkurs.ru/)

Конкурс.net   (https://конкурс.net)

Всероссийские конкурсы для детей и педагогов «Академия аланта» (https://aktalant.ru/)

Сайт «Талант с колыбели»  (https://tal-s-kol.ucoz.ru/blog/)

Сайт «Страна талантов» (https://www.stranatalantov.com/)

Сайт «Арт-талант»  (https://www.art-talant.org/)

Сайт издательского дома «Воспитание дошкольников» (https://dovosp.ru/konkursy/)

журналы:

https://dou.resobr.ru/  — Справочник руководителя дошкольного учреждения
https://dovosp.ru/  — Дошкольное воспитание
https://dovosp.ru/j_rds/  — Ребенок в детском саду
https://dovosp.ru/j_mr/  -Музыкальный руководитель

https://www.vdou.ru/ — Воспитатель ДОУ
https://www.logoped-sfera.ru/  -Логопед 

https://www.doshped.ru/ — Дошкольная педагогика
https://www.doshped.ru/pril/  -Оснащение педагогического процесса https://vospitatel.resobr.ru/  — Справочник старшего воспитателя ДОУ https://www.obruch.ru/  — Журнал «Обруч»
https://dob.1september.ru  – журнал «Дошкольное образование»
https://www.gallery-projects.com  — Журнал «Детский сад будущего»
https://detsad-journal.narod.ru/ — Журнал «Детский сад от А до Я»
https://festival.1september.ru/ Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок

САЙТЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

https://pochemu4ka.ru/publ/zagadki/285  -«Почемучка». Сайт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей. Здесь можно найти конспекты занятий, развивающих и дидактических игр, методические разработки, стихи, загадки, сказки, потешки и много интересной и полезной информации.
https://ivalex.vistcom.ru/  — Сайт для работников дошкольного образования. На сайте представлены методические разработки, консультации для воспитателей, занятия с детьми, основы безопасности, нормативная документация ДОУ, материалы по вопросам здоровья малышей, игры с обучением, сказки, песенки, потешки.

https://www.tigrulki.ru/  — Всестороннее развитие детей с помощью игр и игрушек. Разнообразные игры и методические рекомендации по занятиям с детьми, использование развивающих материалов: головоломок, мозаик, конструкторов.
https://www.i-gnom.ru/  Интернет – гномик. Сайт о развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста. На сайте вы сможете найти информацию о познавательном развитии дошкольников.
https://vscolu.ru/  «Подготовка к школе» На сайте представлены разнообразные конспекты, ребусы, раскраски для использования на занятиях и самостоятельной детской деятельности.
https://doshvozrast.ru/  Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Материалы для воспитателей — методическая работа, работа с родителями, конспекты, игры, оздоровительная работа, праздники.
https://www.logoped.ru/  —  Логопед.ру. Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых.
https://vospitatel.com.ua/  «Воспитатель». Здесь Вы найдете почти всё для детского сада: конспекты занятий в детском саду, методики, различную информацию для воспитателей и родителей, а также различные развивающие занятия для детей.
https://dohcolonoc.ru/  — «Дошколёнок.ру»!. Дошколенок.ру – портал для воспитателей и педагогов.
https://doshkolniki.org/  — Дошкольники. org Дошкольное воспитание, дошкольное обучение, дошкольная психология
https://tvoikalendar.ru/oformlenie_doy  — Оформление детского сада. На сайте представлены: папки-передвижки, раскраски для детей, шаблоны и многое другое.
https://vcegdaprazdnik.ru/  — Всегда праздник На сайте представлены: папки-передвижки, раскраски для детей, шаблоны, сценарии, оформление ДОУ.
https://detsad-kitty.ru/  — ДЕТсад .Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов.
https://www.maaam.ru/  MAAAM. Ru  Все для воспитателей: учебные планы, конспекты, игры, конкурсы, новаторские методические разработки. Примеры оформления стенгазет
https://detsadik.my1.ru/  Сайт «ДЕТСАД. RU» Полезный для воспитателей, нянь, родителей, бабушек и дедушек дошколят ресурс. На нем можно найти разработки занятий с детьми, советы детского психолога, педиатра, логопеда. На сайте представлены статьи не только отечественных, но и зарубежных специалистов в педагогике и детской психологии.
https://vsadike.ucoz.ru/  — В садике. Сайт для детей и взрослых
https://detsadd.narod.ru/  — Воспитатель. Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.
https://vds.rusobr.ru/  Виртуальный детский сад. Виртуальный детский сад – сетевой многофункциональный комплекс, направленный на методическую, информационную, консультационную и коммуникационную помощь всем тем, кто имеет детей дошкольного возраста, кто работает в детском саду, кто руководит детскими садами.

Читайте также:  Омега 3 жирные кислоты чем полезные свойства

                                                                                       ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

https://razumniki.ru/  «Раннее развитие детей». Сайт содержит разнообразную информацию о воспитании и обучении детей от самого рождения.

https://ourkids.ru/  — «Наши детки». Здесь вы найдете большое количество практического материала для всестороннего развития ребенка. Весь материал подготовлен с учетом особенностей малышей дошкольного и младшего школьного возраста, в игровой форме, не требует большого количества дорогих пособий и вполне доступен для занятий дома.
https://www.solnet.ee/  — детский портал « Солнышко». Материалы, для родителей, загадки, сценарии праздников, сказки, поделки.
https://doshkolnik.ru/  — Дошкольник.ру — сайт для семьи: для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Так же, дети могут найти на нашем сайте интересное и для себя. Например, стихи, сказки, умные задачки, игры, фокусы, головоломки, тесты, детские песни, познавательные статьи и многое другое. Более 10000 статей на всевозможные детские темы!
https://detskiysad.ru/  — ДЕТСКИЙ САД.РУ. Портал ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций, ответы на самые разные вопросы, возникающие в молодых семьях, по самым различным темам — от развития и воспитания детей до рецептов приготовления кулинарных блюд.
https://www.teremoc.ru/  — Теремок. Здесь вы будите вместе с детьми учиться, играя в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы.
https://www.playroom.com.ru/  Детский игровой портал Playroom. Здесь вы найдете развивающие игры, загадки, пословицы, перевертыши, скороговорки, считалки, шарады, статьи о правильном воспитании ребенка и много полезной информации.
https://www.igraemsa.ru/  Играемся. Здесь вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
https://chudesenka.ru/  Чудесенка. Сайт для детей и родителей.
https://1001skazka.com  1001 сказка. Сайт, посвященный нашим детям, и нам — тем детям, что никогда не повзрослеют, сколько бы лет им не было… ПЕСНИ из мультфильмов, из сказок, песенки для детей из уходящей эпохи. И СКАЗКИ — со старых виниловых пластинок, теперь уже немодных, забытых, ненужных… Детские СТИХИ, озвученные профессиональными актерами или самими авторами. Послушайте их еще раз — и обязательно дайте послушать своим детям.
https://www.umniki21.ru/  Умники.21 — (сайт для детей и их родителей)представляет разносторонние развивающие упражнения для детей дошкольного возраста.
https://www.poznayka.ru/  Познай-ка (Учимся вместе — Учимся играя) Вашего ребенка уже ждут развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое!
https://okoshechko.ucoz.org/  Окошечко. Сайт для дошкольников и их родителей.
https://www.kindereducation.com/  — « Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей. Материалы на его страницах собраны по тематическим разделам: развитие речи, веселая математика, развитие интеллекта и логики, здоровье детей.

Источник

 Материалы для воспитателей ДОУ

    У вас есть свои авторские материалы для воспитателей ДОУ, касающиеся педагогической деятельности? — Разместите их на нашем сайте и получите Свидетельство о публикации (подробнее).

        Также приглашаем вас посетить разделы сайта — «Музыка для занятий» и «Утренняя зарядка».   

 Последние опубликованные материалы:

* Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС

* Проект «Главный праздник –День Победы!»

* Методические рекомендации «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»

* Рабочая программа

* Информационно-творческо-ориентированный проект «Грибы нашего края» (подготовительная к школе группа)

* Развитие познавательной активности путём организации опытно — экспериментальной работы в различных видах деятельности

* «Деятельность информационно-методического центра дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

* Проект «Знакомый незнакомец»

* «Нравственно-экологическое воспитание детей»

* Проект «Зимушка — зима»

* «Стремление к совершенству — путь к профессиональному мастерству»

* Программа кружка пальчиковой живописи для детей младшего дошкольного возраста «Цветные ладошки»

* Перспективный план работы 70 дней до Победы

* Методическая разработка (итоговое занятие по ритмике) — Олимпийские игры

* Творческий проект «Фантазии из теста»

* «Выпускной в группе раннего возраста»

* Растительный мир

* Методическая разработка детского проекта «Я хочу здоровым быть»

* Перспективный план работы по теме: «Воспитание основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

* Математический досуг «Полёт на космическом корабле»

* Индивидуализация воспитательно-образовательной работы с детьми (с учетом ФГОС в ДОУ)

* «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников»

* Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

* Проект «В гостях у сказки»

* Методическая разработка «Алгоритм планирования образовательного процесса»

* «Развитие сенсорики (для детей старшего дошкольного возраста)»

* «Здоровье ребёнка — тесный контакт работы работников ДОУ с семьёй»

* Проект: «Танцевальное конфетти»

* Авторская презентация: «Коченево — капелька России…

* «Формы работы с семьей внутри детского сада»

* «Cовременные игровые технологии по обучению детей грамоте»

* «Развитие элементарных математических представлений посредством игровых технологий»

* Использование игровых технологий в воспитательном процессе в начальной школе

* Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

* Сюжетно-познавательное физкультурное занятие для детей младшей группы « Сказка про лень»

* Консультация для воспитателей и родителей «Гимнастика маленьких волшебников» (нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, семье)

* Тема: «Измерение объема сыпучих тел» для детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья

* «Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе проектной деятельности». Занятие «Вежливость прежде всего».

* Консультация педагогов по ПДД «Учение дошкольников безопасному поведению на улице»

* Проект по ПДД «Зеленый огонек» в группе среднего дошкольного возраста

* Консультация для воспитателей «Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»

* Сказкотерапия на занятиях и на улице

* Консультация для родителей «Советы инструктора по физической культуре»

* Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Космическое путешествие» в старшей группе

* «Достопримечательности Ростовской области, Белокалитвинского района» (эссе по авторским картинам Ковалева П.Р.»Две сестры» и «Горы на Пигарьке» холст, масло, мастихин.)

* Физкультурное занятие для младших дошкольников совместно с родителями «Цирковое представление»

* «Путешествие к волшебному цветку» Сюжетное занятие по физической культуре с детьми старшей группы

* Презентация «Социально — коммуникативное развитие»

* «Воспитание любви к природе». Методическая разработка/родительское собрание.

* Авторская программа кружка «Занимательная математика в сказках» в старшей группе детского сада.

* Развитие двигательной активности детей 3 – 4 лет в подвижных играх на открытом воздухе

* Проект «Волшебные вазы»

* Перспективный план на сентябрь, вторая младшая группа

* Маршрут выходного дня для детей старшего возраста на тему «День Победы»

* Методическая разработка: Рабочая программа «Музыка» в старшей группе общеразвивающей направленности.

* «Адаптация ребенка к посещению детского сада»

* «Игра, как средство развития интеллектуальных способностей ребенка»

* «Конспект утренней зарядки для 1 младшей группы»

* Дополнительная образовательная программа«В мире безопасности» для детей средней группы (4-5 лет)

* Проект «Формирование гражданственности и патриотизма у дошкольников 6-7 лет»

* Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

* МАСТЕР- КЛАСС «Изготовление макета «Улица нашего города» с помощью бросового материала»

* Спортивный досуг с родителями «Маленьким детям — большие права»

* Конспект спортивного развлечения «Смелые, умелые»

* Экологическая викторина «Отгадайка»

* Проект об участии во Всероссийской профилактической операции по безопасности дорожного движения «Внимание — дети!»

* Спортивный праздник с родителями и воспитанниками средней группы. Тема: «Папы и дочки, мамы и сыночки»

* Фольклорный праздник «Весенние посиделки»

* «Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста» /реализация ФОГС ДО в учреждении /

* Консультация на тему «Здоровый образ жизни и дети»

* Консультация для родителей «Почему обманывают дети?

* Разработка электронного дидактического пособия «Многозначность глаголов в русском языке»

* Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с помощью ЭОР «Путешествие с  ЧЕВОСТИКОМ по четырем стихиям»

* Методическая разработка «Веселые старты»

* Методическая разработка «Олимпийские игры»

* Польза дыхательной гимнастики  для детей дошкольного возраста

* Поделка из пластилина на тему «Золотая осень»

* Поделка из квилинга «Рябиновая гроздь»

* Занятие по физической культуре «Планета фантазёров»

* Занятие по физической культуре «Мыши и кот Васька» для младшего дошкольного возраста

* Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»

Статьи

Читайте также:  Чем полезен мумие и как его принимать

* Статья «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС» 

* Статья «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольников» 

* Статья «Педагогический проект Воспитание сказкой» 

* Статья «Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения. Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Игры

 * Дидактическая игра «Путешествие в страну безопасности» для детей 4-7 лет

* Дидактическая игра «Что забыл портной?»

* Дидактическая игра «Безопасное лето»

* Математическая игра «Полёт на космолёте»

* Дидактическая игра «Путешествие по Перми» (для детей старшего дошкольного возраста)

Источник