Полезная информация для воспитателей детского сада
Предметно-пространственная среда – как средство формирования речи дошкольников
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Динамический анализ практической ситуации, за последние несколько лет, свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Для развития и формирования правильной речи дошкольников, в нашем ДОУ широко используется предметно-пространственная среда.
Предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.
Назначение предметной среды – приобщение детей, к какой- либо действительности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Среда в подготовительной группе – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует формированию речи ребенка.
В группе оформлен речевой уголок, который периодически сменяется и пополняется. Созданы папки чистоговорок, скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик (в картинках), которые используются детьми не только во время НОД, но и в самостоятельной деятельности.
Для развития мелкой моторики детям предложены различные виды мозаик, пазлов, трафаретов для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и различные виды раскрасок.
Оформлена картотека дидактических игр и упражнений по различным разделам:
— фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – «Парные картинки»;
— звукопроизношение: игры на автоматизацию звуков: ««Паровоз», «Подбери и назови» и др.;
— лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
— грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
— связная речь: сюжетные картинки, игры: «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
— обучение грамоте: схемы слов, предложений; игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения задач по развитию речи. Среди них:
- альбомы на разные звуки;
- упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
- картотеки речевых игр, стихов-диалогов;
- книги
Окружающая среда создана так, чтобы она была интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение познавательного интереса ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. В группе выставлен различный материал (книги, журналы, картинки), который меняется, в зависимости от настроения детей или новых эстетических вкусов.
Для развития интонационной выразительности используется: настольный театр («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т.д.); теневой театр («Три поросенка», «Красная Шапочка» и т.д.); детям предлагаются сюжетно – ролевые игры («Магазин», «Почтальон» и т.д.); уголок ряжения, в которых дети могут воплощаются в различных персонажей.
Участвуя в играх-драматизациях, дети становятся более раскованными, у них развивается умение использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, инсценировку). В эмоциональном отношении речь детей звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.
Работа по формированию правильной речи проводится не только во время образовательной деятельности, но и во время совместной деятельности педагога и детей:
— на прогулках: наблюдение-звукоподражание, чтение художественного слова; игры: подвижные, хороводные с использование различных считалок, речевок, потешек, чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания;
— индивидуальная работа с детьми в речевом уголке: артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, массаж речевых точек и т. д.;
— сюжетно-ролевые игры, игра драматизация, театр кукол;
— развлечения, праздники;
— труд в природе, в уголке природы, самообслуживание, дежурство, хозяйственно-бытовой труд;
— режимные моменты: прием пищи, одевание на прогулку (с прогулки), умывание, подготовка ко сну (подъем);
— чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, пословиц;
— беседы, рассматривание иллюстраций, картин, книг.
Для родителей оформлены консультации на различные темы по предметно-пространственной среде и развитию речи, например: «Создание эффективной предметно-пространственной среды в домашних условиях», «Учимся, играя» и др. где они могут узнать, как можно дома заниматься с ребенком.
При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Предметно-пространственная среда способствует обогащению всех сторон речи дошкольника. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, созданная пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Источник
Информационные электронные системы
конкурсы для педагогов и детей:
Всероссийский фестиваль педагогического творчества (https://educontest.net)
Сайт МАУНЕД МАГИСТР — (magistr42.ru)
Центр роста талантливых детей и педагогов «Аурум» (https://www.ya-geniy.ru/)
Конкурсы для детей и педагогов «Талантоха» (https://talantoha.ru/)
Электронный педагогический журнал (https://www.pomochnik-vsem.ru/)
Всероссийские конкурсы для педагогов (https://ped-konkurs.ru/)
Конкурс.net (https://конкурс.net)
Всероссийские конкурсы для детей и педагогов «Академия аланта» (https://aktalant.ru/)
Сайт «Талант с колыбели» (https://tal-s-kol.ucoz.ru/blog/)
Сайт «Страна талантов» (https://www.stranatalantov.com/)
Сайт «Арт-талант» (https://www.art-talant.org/)
Сайт издательского дома «Воспитание дошкольников» (https://dovosp.ru/konkursy/)
журналы:
https://dou.resobr.ru/ — Справочник руководителя дошкольного учреждения
https://dovosp.ru/ — Дошкольное воспитание
https://dovosp.ru/j_rds/ — Ребенок в детском саду
https://dovosp.ru/j_mr/ -Музыкальный руководитель
https://www.vdou.ru/ — Воспитатель ДОУ
https://www.logoped-sfera.ru/ -Логопед
https://www.doshped.ru/ — Дошкольная педагогика
https://www.doshped.ru/pril/ -Оснащение педагогического процесса https://vospitatel.resobr.ru/ — Справочник старшего воспитателя ДОУ https://www.obruch.ru/ — Журнал «Обруч»
https://dob.1september.ru – журнал «Дошкольное образование»
https://www.gallery-projects.com — Журнал «Детский сад будущего»
https://detsad-journal.narod.ru/ — Журнал «Детский сад от А до Я»
https://festival.1september.ru/ Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок
САЙТЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
https://pochemu4ka.ru/publ/zagadki/285 -«Почемучка». Сайт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей. Здесь можно найти конспекты занятий, развивающих и дидактических игр, методические разработки, стихи, загадки, сказки, потешки и много интересной и полезной информации.
https://ivalex.vistcom.ru/ — Сайт для работников дошкольного образования. На сайте представлены методические разработки, консультации для воспитателей, занятия с детьми, основы безопасности, нормативная документация ДОУ, материалы по вопросам здоровья малышей, игры с обучением, сказки, песенки, потешки.
https://www.tigrulki.ru/ — Всестороннее развитие детей с помощью игр и игрушек. Разнообразные игры и методические рекомендации по занятиям с детьми, использование развивающих материалов: головоломок, мозаик, конструкторов.
https://www.i-gnom.ru/ Интернет – гномик. Сайт о развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста. На сайте вы сможете найти информацию о познавательном развитии дошкольников.
https://vscolu.ru/ «Подготовка к школе» На сайте представлены разнообразные конспекты, ребусы, раскраски для использования на занятиях и самостоятельной детской деятельности.
https://doshvozrast.ru/ Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Материалы для воспитателей — методическая работа, работа с родителями, конспекты, игры, оздоровительная работа, праздники.
https://www.logoped.ru/ — Логопед.ру. Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых.
https://vospitatel.com.ua/ «Воспитатель». Здесь Вы найдете почти всё для детского сада: конспекты занятий в детском саду, методики, различную информацию для воспитателей и родителей, а также различные развивающие занятия для детей.
https://dohcolonoc.ru/ — «Дошколёнок.ру»!. Дошколенок.ру – портал для воспитателей и педагогов.
https://doshkolniki.org/ — Дошкольники. org Дошкольное воспитание, дошкольное обучение, дошкольная психология
https://tvoikalendar.ru/oformlenie_doy — Оформление детского сада. На сайте представлены: папки-передвижки, раскраски для детей, шаблоны и многое другое.
https://vcegdaprazdnik.ru/ — Всегда праздник На сайте представлены: папки-передвижки, раскраски для детей, шаблоны, сценарии, оформление ДОУ.
https://detsad-kitty.ru/ — ДЕТсад .Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов.
https://www.maaam.ru/ MAAAM. Ru Все для воспитателей: учебные планы, конспекты, игры, конкурсы, новаторские методические разработки. Примеры оформления стенгазет
https://detsadik.my1.ru/ Сайт «ДЕТСАД. RU» Полезный для воспитателей, нянь, родителей, бабушек и дедушек дошколят ресурс. На нем можно найти разработки занятий с детьми, советы детского психолога, педиатра, логопеда. На сайте представлены статьи не только отечественных, но и зарубежных специалистов в педагогике и детской психологии.
https://vsadike.ucoz.ru/ — В садике. Сайт для детей и взрослых
https://detsadd.narod.ru/ — Воспитатель. Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.
https://vds.rusobr.ru/ Виртуальный детский сад. Виртуальный детский сад – сетевой многофункциональный комплекс, направленный на методическую, информационную, консультационную и коммуникационную помощь всем тем, кто имеет детей дошкольного возраста, кто работает в детском саду, кто руководит детскими садами.
ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
https://razumniki.ru/ «Раннее развитие детей». Сайт содержит разнообразную информацию о воспитании и обучении детей от самого рождения.
https://ourkids.ru/ — «Наши детки». Здесь вы найдете большое количество практического материала для всестороннего развития ребенка. Весь материал подготовлен с учетом особенностей малышей дошкольного и младшего школьного возраста, в игровой форме, не требует большого количества дорогих пособий и вполне доступен для занятий дома.
https://www.solnet.ee/ — детский портал « Солнышко». Материалы, для родителей, загадки, сценарии праздников, сказки, поделки.
https://doshkolnik.ru/ — Дошкольник.ру — сайт для семьи: для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Так же, дети могут найти на нашем сайте интересное и для себя. Например, стихи, сказки, умные задачки, игры, фокусы, головоломки, тесты, детские песни, познавательные статьи и многое другое. Более 10000 статей на всевозможные детские темы!
https://detskiysad.ru/ — ДЕТСКИЙ САД.РУ. Портал ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций, ответы на самые разные вопросы, возникающие в молодых семьях, по самым различным темам — от развития и воспитания детей до рецептов приготовления кулинарных блюд.
https://www.teremoc.ru/ — Теремок. Здесь вы будите вместе с детьми учиться, играя в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы.
https://www.playroom.com.ru/ Детский игровой портал Playroom. Здесь вы найдете развивающие игры, загадки, пословицы, перевертыши, скороговорки, считалки, шарады, статьи о правильном воспитании ребенка и много полезной информации.
https://www.igraemsa.ru/ Играемся. Здесь вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
https://chudesenka.ru/ Чудесенка. Сайт для детей и родителей.
https://1001skazka.com 1001 сказка. Сайт, посвященный нашим детям, и нам — тем детям, что никогда не повзрослеют, сколько бы лет им не было… ПЕСНИ из мультфильмов, из сказок, песенки для детей из уходящей эпохи. И СКАЗКИ — со старых виниловых пластинок, теперь уже немодных, забытых, ненужных… Детские СТИХИ, озвученные профессиональными актерами или самими авторами. Послушайте их еще раз — и обязательно дайте послушать своим детям.
https://www.umniki21.ru/ Умники.21 — (сайт для детей и их родителей)представляет разносторонние развивающие упражнения для детей дошкольного возраста.
https://www.poznayka.ru/ Познай-ка (Учимся вместе — Учимся играя) Вашего ребенка уже ждут развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое!
https://okoshechko.ucoz.org/ Окошечко. Сайт для дошкольников и их родителей.
https://www.kindereducation.com/ — « Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей. Материалы на его страницах собраны по тематическим разделам: развитие речи, веселая математика, развитие интеллекта и логики, здоровье детей.
Источник
Материалы для воспитателей ДОУ
У вас есть свои авторские материалы для воспитателей ДОУ, касающиеся педагогической деятельности? — Разместите их на нашем сайте и получите Свидетельство о публикации (подробнее).
Также приглашаем вас посетить разделы сайта — «Музыка для занятий» и «Утренняя зарядка».
Последние опубликованные материалы:
* Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
* Проект «Главный праздник –День Победы!»
* Методические рекомендации «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
* Рабочая программа
* Информационно-творческо-ориентированный проект «Грибы нашего края» (подготовительная к школе группа)
* Развитие познавательной активности путём организации опытно — экспериментальной работы в различных видах деятельности
* «Деятельность информационно-методического центра дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
* Проект «Знакомый незнакомец»
* «Нравственно-экологическое воспитание детей»
* Проект «Зимушка — зима»
* «Стремление к совершенству — путь к профессиональному мастерству»
* Программа кружка пальчиковой живописи для детей младшего дошкольного возраста «Цветные ладошки»
* Перспективный план работы 70 дней до Победы
* Методическая разработка (итоговое занятие по ритмике) — Олимпийские игры
* Творческий проект «Фантазии из теста»
* «Выпускной в группе раннего возраста»
* Растительный мир
* Методическая разработка детского проекта «Я хочу здоровым быть»
* Перспективный план работы по теме: «Воспитание основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
* Математический досуг «Полёт на космическом корабле»
* Индивидуализация воспитательно-образовательной работы с детьми (с учетом ФГОС в ДОУ)
* «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников»
* Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества
* Проект «В гостях у сказки»
* Методическая разработка «Алгоритм планирования образовательного процесса»
* «Развитие сенсорики (для детей старшего дошкольного возраста)»
* «Здоровье ребёнка — тесный контакт работы работников ДОУ с семьёй»
* Проект: «Танцевальное конфетти»
* Авторская презентация: «Коченево — капелька России…
* «Формы работы с семьей внутри детского сада»
* «Cовременные игровые технологии по обучению детей грамоте»
* «Развитие элементарных математических представлений посредством игровых технологий»
* Использование игровых технологий в воспитательном процессе в начальной школе
* Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
* Сюжетно-познавательное физкультурное занятие для детей младшей группы « Сказка про лень»
* Консультация для воспитателей и родителей «Гимнастика маленьких волшебников» (нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, семье)
* Тема: «Измерение объема сыпучих тел» для детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья
* «Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе проектной деятельности». Занятие «Вежливость прежде всего».
* Консультация педагогов по ПДД «Учение дошкольников безопасному поведению на улице»
* Проект по ПДД «Зеленый огонек» в группе среднего дошкольного возраста
* Консультация для воспитателей «Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»
* Сказкотерапия на занятиях и на улице
* Консультация для родителей «Советы инструктора по физической культуре»
* Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Космическое путешествие» в старшей группе
* «Достопримечательности Ростовской области, Белокалитвинского района» (эссе по авторским картинам Ковалева П.Р.»Две сестры» и «Горы на Пигарьке» холст, масло, мастихин.)
* Физкультурное занятие для младших дошкольников совместно с родителями «Цирковое представление»
* «Путешествие к волшебному цветку» Сюжетное занятие по физической культуре с детьми старшей группы
* Презентация «Социально — коммуникативное развитие»
* «Воспитание любви к природе». Методическая разработка/родительское собрание.
* Авторская программа кружка «Занимательная математика в сказках» в старшей группе детского сада.
* Развитие двигательной активности детей 3 – 4 лет в подвижных играх на открытом воздухе
* Проект «Волшебные вазы»
* Перспективный план на сентябрь, вторая младшая группа
* Маршрут выходного дня для детей старшего возраста на тему «День Победы»
* Методическая разработка: Рабочая программа «Музыка» в старшей группе общеразвивающей направленности.
* «Адаптация ребенка к посещению детского сада»
* «Игра, как средство развития интеллектуальных способностей ребенка»
* «Конспект утренней зарядки для 1 младшей группы»
* Дополнительная образовательная программа«В мире безопасности» для детей средней группы (4-5 лет)
* Проект «Формирование гражданственности и патриотизма у дошкольников 6-7 лет»
* Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольных образовательных учреждениях
* МАСТЕР- КЛАСС «Изготовление макета «Улица нашего города» с помощью бросового материала»
* Спортивный досуг с родителями «Маленьким детям — большие права»
* Конспект спортивного развлечения «Смелые, умелые»
* Экологическая викторина «Отгадайка»
* Проект об участии во Всероссийской профилактической операции по безопасности дорожного движения «Внимание — дети!»
* Спортивный праздник с родителями и воспитанниками средней группы. Тема: «Папы и дочки, мамы и сыночки»
* Фольклорный праздник «Весенние посиделки»
* «Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста» /реализация ФОГС ДО в учреждении /
* Консультация на тему «Здоровый образ жизни и дети»
* Консультация для родителей «Почему обманывают дети?
* Разработка электронного дидактического пособия «Многозначность глаголов в русском языке»
* Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с помощью ЭОР «Путешествие с ЧЕВОСТИКОМ по четырем стихиям»
* Методическая разработка «Веселые старты»
* Методическая разработка «Олимпийские игры»
* Польза дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
* Поделка из пластилина на тему «Золотая осень»
* Поделка из квилинга «Рябиновая гроздь»
* Занятие по физической культуре «Планета фантазёров»
* Занятие по физической культуре «Мыши и кот Васька» для младшего дошкольного возраста
* Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»
Статьи
* Статья «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»
* Статья «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольников»
* Статья «Педагогический проект Воспитание сказкой»
* Статья «Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения. Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Игры
* Дидактическая игра «Путешествие в страну безопасности» для детей 4-7 лет
* Дидактическая игра «Что забыл портной?»
* Дидактическая игра «Безопасное лето»
* Математическая игра «Полёт на космолёте»
* Дидактическая игра «Путешествие по Перми» (для детей старшего дошкольного возраста)
Источник