Полезная информация для воспитателей в доу
Предметно-пространственная среда – как средство формирования речи дошкольников
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Динамический анализ практической ситуации, за последние несколько лет, свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Для развития и формирования правильной речи дошкольников, в нашем ДОУ широко используется предметно-пространственная среда.
Предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.
Назначение предметной среды – приобщение детей, к какой- либо действительности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Среда в подготовительной группе – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует формированию речи ребенка.
В группе оформлен речевой уголок, который периодически сменяется и пополняется. Созданы папки чистоговорок, скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик (в картинках), которые используются детьми не только во время НОД, но и в самостоятельной деятельности.
Для развития мелкой моторики детям предложены различные виды мозаик, пазлов, трафаретов для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и различные виды раскрасок.
Оформлена картотека дидактических игр и упражнений по различным разделам:
— фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – «Парные картинки»;
— звукопроизношение: игры на автоматизацию звуков: ««Паровоз», «Подбери и назови» и др.;
— лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
— грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
— связная речь: сюжетные картинки, игры: «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
— обучение грамоте: схемы слов, предложений; игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения задач по развитию речи. Среди них:
- альбомы на разные звуки;
- упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
- картотеки речевых игр, стихов-диалогов;
- книги
Окружающая среда создана так, чтобы она была интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение познавательного интереса ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. В группе выставлен различный материал (книги, журналы, картинки), который меняется, в зависимости от настроения детей или новых эстетических вкусов.
Для развития интонационной выразительности используется: настольный театр («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т.д.); теневой театр («Три поросенка», «Красная Шапочка» и т.д.); детям предлагаются сюжетно – ролевые игры («Магазин», «Почтальон» и т.д.); уголок ряжения, в которых дети могут воплощаются в различных персонажей.
Участвуя в играх-драматизациях, дети становятся более раскованными, у них развивается умение использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, инсценировку). В эмоциональном отношении речь детей звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.
Работа по формированию правильной речи проводится не только во время образовательной деятельности, но и во время совместной деятельности педагога и детей:
— на прогулках: наблюдение-звукоподражание, чтение художественного слова; игры: подвижные, хороводные с использование различных считалок, речевок, потешек, чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания;
— индивидуальная работа с детьми в речевом уголке: артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, массаж речевых точек и т. д.;
— сюжетно-ролевые игры, игра драматизация, театр кукол;
— развлечения, праздники;
— труд в природе, в уголке природы, самообслуживание, дежурство, хозяйственно-бытовой труд;
— режимные моменты: прием пищи, одевание на прогулку (с прогулки), умывание, подготовка ко сну (подъем);
— чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, пословиц;
— беседы, рассматривание иллюстраций, картин, книг.
Для родителей оформлены консультации на различные темы по предметно-пространственной среде и развитию речи, например: «Создание эффективной предметно-пространственной среды в домашних условиях», «Учимся, играя» и др. где они могут узнать, как можно дома заниматься с ребенком.
При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Предметно-пространственная среда способствует обогащению всех сторон речи дошкольника. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, созданная пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Источник
Полезные консультации и методические рекомендации для дошкольных педагогов по основным направлениям образовательной и воспитательной работы. Все аспекты организации непрерывного педагогического процесса во всём его многообразии. Современные методы педагогики, рекомендованные для применения в детских коллективах. Конкретный опыт внедрения этих методов, руководствуясь требованиями ФГОС ДО и в соответствии со здравым смыслом. Рекомендации по использованию широкого спектра дидактических материалов и наглядных пособий.
Для Вас — наша большая «методическая копилка».
Содержится в разделах:
- Методические рекомендации и разработки
Включает в себя разделы:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 19071.
Все разделы
| Консультации для воспитателей
Новое
Рекомендации по подготовке выпускного онлайн в детском саду
Интересные идей для выпускного онлайн. Делюсь опытом Выпускной 2020 года стал необыкновенным для всех ребят нашей группы «Непоседы». Коронавирус. Что делать, когда собраться и провести праздник вместе нельзя, а праздника хочется? Тогда я решила, что нужно срочно придумать…
Консультация «Занимательная прогулка с ребенком»
Консультация «Занимательная прогулка с ребенком» Подготовила: Фролова Л.П. Перед многими родителями встает вопрос, как правильно гулять с ребенком, чтобы это было не скучно не только ребенку, но и самим родителям. Как сделать совместные прогулки не только интересными, веселыми и…
Консультации для воспитателей — Консультация «Проблема выбора»
Публикация «Консультация «Проблема…»
гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу пример. «Мой личный опыт мамы и опыт работы с детьми (преимущественно с дошколятами) говорит о том, что детей дошкольного возраста нельзя…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Рекомендации по развитию речи детей раннего и дошкольного возрастов
Для повышения эффективности развития речи детей раннего и дошколь-ного возраста предлагается комплекс мероприятий. В соответствии с ФГОС дошкольной образовательной организации (ДОО) одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для…
Консультация «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения»
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность. 1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны 2. Там, где нет…
Консультация о проведении утренников в детском саду
Без праздников не бывает детства! Уважаемые воспитатели! Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник — важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная…
Консультации для воспитателей — Консультация «Кризисы трех и семи лет»
Статья «Консультация «Кризисы трех и семи…»
Кризис трех лет Все вы знаете, что к трем годам у малыша появляются желания, которые противоречат желаниям взрослого. Говоря о ребенке данного поколения, стоит обратить внимания, что противоречащие желания начинают появляться уже к 2 – 2,5 годам. Кризис трех лет, смещается,…
Методические рекомендации «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Понятие эмоционального интеллекта Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности -…
Консультация для педагогов «Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности дошкольников»
Работая в дошкольном учреждении мы стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Одним из перспективных методов является детское экспериментирование. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я…
Консультация для педагогов «Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»
Консультация для педагогов Тема Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период Подготовил : Воспитатель Высшей категории Гончарова О.Г. 2020 год «Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период» Наступило лето….
Источник
Ева Норина
Советы начинающему воспитателю
Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.
ВОСПИТАТЕЛЬ — ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.
Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.
Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А. С. Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.
Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.
Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?
Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.
Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.
Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.
С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.
ДЕТИ — ПРЕВОСХОДНЫЕ ПСИХОЛОГИ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ ФАЛЬШИ, ПОЭТОМУ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА ИСКРЕНЕН С НИМИ.
При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами:
Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.
Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитательиспользует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т. д.
С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову», ведь за свои труды вы обязательно будете вознаграждены счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников.
Источник
Показаны публикации 1-10 из 691.
Все разделы
| Консультации для воспитателей
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Консультация на тему «Использование малоподвижных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе»
Старший дошкольный возраст – важный этап развития и становления личности ребенка. В этот период происходит значительная перестройка в работе всех систем детского организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и др, формируются новые психологические…
Занятия дома в период самоизоляции. Методические рекомендации по теме «День Победы» (старшая группа)
Ознакомление с окружающим: Обязательно рассказать детям о Дне Победы. Познакомить ребёнка с акцией «Бессмертный полк», её значением для нашей страны. Рассмотреть с ребёнком георгиевскую ленточку, если есть – медали, наградные документы; памятные монеты. Развитие речи: Почитать…
Консультации для воспитателей — Консультация для педагогов «Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Публикация «Консультация для педагогов «Развитие связной речи старших…»
Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы. Люди пользуются речью, как средством для передачи своих мыслей, чувств, настроений. Речевое общение — одно из главных потребностей человека. Развитая личность должна обладать достаточно высоким уровнем речевой культуры:…
Рекомендации к проведению занятия по лепке в старшей группе
Рекомендации к проведению занятия по лепке на тему «Лето» Цели занятия: -вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней; -научить изображать божью коровку и ромашку; -закрепить приёмы скатывания, расплющивания; -развивать цветовосприятие,…
Консультация для педагогов «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»
Мы в песочнице играем, Строим домик из песка, Увлеклись, не замечаем, Что носки полны песка. Принесли воды в ведёрке, Чтобы не сломался дом, Красовался на пригорке, Мы его водой польём. К. Балдина Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна…
Консультация для педагогов. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо…
Консультации для воспитателей — Методические рекомендации для педагогов по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Статья «Методические рекомендации для педагогов по формированию читательского…»
На основе проведенного экспериментального исследования мною были составлены рекомендации для педагогов и родителей по формированию читательского интереса и круга детского чтения у детей старшего дошкольного возраста. Главная задача педагогов и родителей – знать о литературных…
Консультация «Детское — автомобильное кресло» в старшей группе
Воспитатель старшей группы Тушкова Н.М. Трудно поспорить с тем, что для родителей нет ничего важнее безопасности их ребенка. А соблюдать безопасность на дороге важно вдвойне. Дети – самые беззащитные участники дорожного движения. Если с ними что-то случается в дороге, в этом…
Консультация «Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы»
5-6 лет – благоприятный период для формирования у ребенка психических процессов, развития творческого потенциала, связной речи. Как известно, ее формирование и совершенствование тесно связаны с творческим мышлением, творческими способностями и другими сторонами психической…
Подвижные игры для детей старшей группы, рекомендованные программой «От рождения до школы»
«ЛОВИШКИ» (с ленточками) Задачи: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориен-ку в пространстве, умение менять направление. Описание игры: дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади…
Страницы:
2 3 4 … 70
Источник