Полезная информация о песке и глине
Как-то давно пришел к выводу, что с песком не все чисто. Если это продукт выветривания пород, — пусть будет гранит — то на каждые 60 кубометров песка в Сахаре, Бразилии или Сибири должно приходиться 35 кубов полевого шпата, и вот этого полевого шпата мы в таких количествах вокруг себя не видим. Какую земную породу ни возьми, ситуация будет той же: на каждый куб окиси кремния должны приходиться два-три куба других минералов, а их в таком же, как в Сахаре, количестве нет. Мой тогдашний вывод: песок — сразу химически чистым — навалило с неба при чересчур близком проходе космического тела. Поэтому и по размеру он словно откалиброван.
Атмосфера — лучшее сито из возможных.
***
Но самое главное, 90 % «лишнего» на Земле песка очень узко локализовано на траектории от Арктики через Сибирь, Среднюю Азию и Переднюю Азию на Сахару и остатки — в Мексику и Бразилию. Эта траектория в точности вторит зоне наибольших природных бедствий в прошлом — там, где целиком физически погибла античная культура, а сейчас доминирует ислам. В моей схеме это результат прохода кометного потока над Арктикой. Для новичков даю ссылку на основной материал:
https://the-small-joys.blogspot.ru/2017/03/25032017_25.html
***
Теперь вопрос о глине. Геологи правильно подумали о пепле как первоисточнике части глин.
В составе золы растений есть Калий (K2O), Фосфор (P2O5) и Кальций (CaO), — и это все — окислы.
***
А вот каолинит (глина)
47 % (мас) оксида кремния (IV) (SiO2),
39 % оксида алюминия (Al2О3)
14 % воды (Н2O).
В принципе — то же самое; это все — окислы.
***
Такие окислы можно образовать из чего угодно — при наличии температуры и кислорода. Сунь в топку ТЭЦ любой предмет, и на выходе будут как раз окислы — в основном, кремния, хотя будет и много окислов алюминия.
***
Понятно, что я первым делом подумал о том, что кометная пыль, проходя через атмосферу, попадает как раз в такую топку: что бы в нее ни сунули, на выходе (на земле) будет очень много золы.
***
Но нельзя было выкидавать и гипотезу о вулканическом пепле и золе. Я проверил. Вот набор летучих компонентов, выбрасываемых вулканами, фумаролами и другими источниками: СО, СО2, SO2, H2S, CSO, N2, N2O3, N2O5, NO3, NH4Cl, PH3, CH4, Kr, Xe, Ne, He, H2, Se, SiF4, H3BO3. Плюс, в выбросах наблюдается повышенное содержание таких элементов, как Ga, V, Си, Со, Ni, Cr, Sr, Ba, Zr, U, Th и др.
Алюминия нет. В принципе нет.
***
Может быть, алюминий — исключительный случай, и в природу попал из-за разрушения лавы, например, базальтовой? Однако в базальте окисла кремния 47-52 % (подходит), а окисла алюминия — 14-18 %, а это в 2,5 раза меньше необходимого. Складывается та же ситуация, что и с чистым песком: какой природный минерал ни разрушь, а того количества алюминия, что есть в месторождениях глины, не набрать.
***
Отличие ситуации с песком и глиной — их уникальность. Случись проводить эксперимент в земных условиях, и мы нужных пропорций окисла кремния и окисла алюминия не получим. Отходов в виде массы других элементов будет чересчур много — столько, сколько их на Земле нет.
Такая уникальность могла иметь место в том случае, если «эксперимент» был космическим: пролетевший мимо нас метеорный поток характеризовался именно этим химическим составом, резко отличавшимся от состава земной коры. Данных по составу космических тел немного, однако то, что нашлось, требованиям удовлетворяет.
Цитирую: Частицы из Гэйни состоят главным образом из кварца (SiO2), полевого шпата (К, NaAlSi308), магнетита (Fe3O4) и различных дополнительных компонентов, богатых кальцием, марганцем и алюминием…
Источник
Песок с глиной – достаточно распространенные материалы, они имеют свое сходство и отличие.
Попробуем сравнить эти два материала по 3 основным параметрам:
- Водопроницаемость;
- Пластичность;
- Сыпучесть.
Итак, первый параметр это насколько материал может пропускать воды. Песок можно встретить в сухом виде, и его часто используют как фильтрующая составляющая.
Глина может впитывать воду, намокать и вбирать в себя влагу, но вбирать влагу она может только до определенного предела. Но пропустить через себя воду она не может.
Песок в плане пластичности гораздо хуже глины, из песка можно попытаться что-то слепить, но он имеет рыхлую структуру, но достаточной связи между частичками не будет.
Сырая глина пластична, она напоминает тесто, из неё можно вылепливать даже тонкие фигурки, благодаря этому свойству глину используют при изготовлении посуды и всевозможных строительных элементов.
Что же касается сыпучести, вспомните песочные замки, после высыхания такой замок легко распадается на части и теряет форму. Сухой же песок не имеет сцепления между песчинками и легко просыпается через любые отверстия.
А фигурка из глины даже после высыхания будет держать свою форму. В сухом состоянии глина не сыпучая, она имеет вид «комков» и частицы глины плотно сцеплены между собой. Если нужно придать глине сыпучесть – то эти комки нужно перетереть.
Различие речного песка от строительного
Песок это обязательная составляющая цемента, раствора, которые, в свою очередь, широко применяются в строительной сфере. Так же песок это основной элемент стекла.
И можно с уверенностью сказать что от этого материала от его качества зависит прочность и долговечность всей конструкции (того же фундамента).
Строительный песок, его ещё называют карьерным. Уже по наименованию видно, что этот песок вывозят из карьеров.
Из карьеров добывают «грязный» песок, который содержит много примесей (глины, пыли, вкраплений кварца) его непосредственно после получения применять нельзя, если в раствор добавить такой песок потом нельзя четко предугадать последствия. Грязный песок промывают водой и после этого его можно использовать в строительстве.
Если песок добывают при помощи намывки – то можно сразу замешивать в раствор без каких-либо обработок. По размерам он значительно меньше, чем речной и значительно дешевле.
Речной песок по цвету может быть серым или желтым, для строительства лучше его употреблять ( если вас не смущает цена) так как у него более крупные (хоть и не одинакового размера) песчинки и нет посторонних примесей.
Добывают его со дна рек, и даже из «высохших» рек, в таком случае добывают песок с максимально крупными песчинками.
Плюсы и минусы речного песка
Плюсы речного песка:
- Минимальное наличие примесей (особенно глины).
- Песчинки почти все имеют одинаковый размер и круглую форму (используют для декора).
- Низкая впитываемость влаги.
Минусы речного песка:
- Высокая стоимость (значительно дороже, чем карьерный).
- Песчинки почти все имеют одинаковый размер и круглую форму (меньшая вяжущая способность).
Плюсы и минусы строительного песка
Плюсы строительного (карьерного) песка:
- Встречается разный размер песчинок, начиняя от мелких и заканчивая «гравием» (лучшее вяжущее).
- Боле шероховатый, и имеет разные формы (лучшее сцепление).
- Небольшая стоимость.
Минусы строительного (карьерного) песка:
- Песок может быть загрязнен глиной и другими примесями.
- В разных карьерах разные добавки и разные химические свойства.
Смотрите также:
Источник
Минералы и горные породы / Горная порода Глина
Английское название Clay Минералы в составе горной породы Глина: Каолинит |
Глина-это горная порода, в сухом виде она как пыль, а во влажном состоянии становится пластичной, мягкой, такой что из нее можно лепить, то есть придавать ей желаемую форму. Глина бывает различных цветов например красного, синего, зеленого, коричневого, но в большинстве случаев она все таки серого цвета.
Свойства глины состоят в том, что она пластичная, огнеупорная, водонепроницаемая. Во многих отдаленных уголках нашей земли ещё используют необожжённую глину в строительстве своих жилищ. В наше время нашлось множество различных применений глины, например:
Гончарное производство на сегодняшний день это в основном кирпичи, плитки с различным рисунком, это глиняная посуда, игрушки. Работающий с такой глиной человек называется -гончар. После того как изделию придали нужную форму, её нужно раскрасить, далее изделие обжигается в специальной печи. Так же глина входит в состав цемента,так как цемент-это известняк+глина.
Так же глину широко используют в медицине. Грязевые ванны очень хороши при различных заболеваниях. Глину добавляют в различные мази. Глина казалось бы грязью грязь, но это ценный продукт который очень нужен человечеству.
Глина — тонкозернистая осадочная горная порода, кусковатая или пылевидная в сухом состоянии и приобретающая пластичность либо раскисающая при увлажнении.
Состав глины
Глина состоит из одного или нескольких глинистых минералов — иллита, каолинита, монтмориллонита, хлорита, галлуазита, или других слоистых алюмосиликатов, но может содержать также песчаные и карбонатные частицы в качестве примесей. Глинозём (Al2O3) и кремнезём (SiO2) составляют основу состава глинообразующих минералов.
Диаметр частиц в глине менее 0,005 мм.; породы, состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как алеврит. Цвет разнообразен и обусловлен главным образом окрашивающими их примесями минералов-хромофоров или органических соединений. Чистая глина в большинстве серого или белого цвета, но обычна и глина красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и чёрного цветов.
Происхождение
Глина — вторичный продукт, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.
В целом по происхождению и составу породу подразделяются на:
Глины осадочные, образовавщиеся в результате переноса в другое место и отложения там глинистых и других продуктов коры выветривания. По происхождению осадочная глина делятся на морские глины, отложившиеся на дне моря, и континентальные глины, образовавшиеся на материке.
Среди морских различают:
Прибрежно-морская глина — образуется в береговых зонах (зонах взмучивания) морей, незамкнутых заливах, дельтах рек. Характеризуются часто неотсортированностью материала. Быстро переходят в песчанистые и грубозернистые разновидности. Замещаются песчаными и карбонатными отложениями по простиранию Такие глины обычно переслаиваются с песчаниками, алевролитами, пластами угля и карбонатными породамм.
Лагунная глина — образуется в морских лагунах, полузамкнутых с повышенной концентрацией солей или опресненных. В первом случае глины неоднородны по гранулометрическому составу, недостаточно отсортированы и ветречаются совместно с гипсом или солями. Глины опреснённых лагун обычно тонкодисперсные, тонкослоистые, содержат включения кальцита, сидерита, сульфидов железа и др. Среди них встречаются огнеупорные разновидности.
Шельфовая глина — образуется на глубине до 200 м. при отсутствии течений. Характеризуются однродным гранулометрическим составом, большой мощностью (до 100 м. и более). Распространены на большой площади.
Среди континентальных выделяют:
Делювиальная глина — характеризуется смешанным гранулометрическим составом, резкой его изменчивостью и неправильной слоистостью (иногда отсутствует).
Озёрная глина, большей частью с однородным гранулометрическим составом и тонкодисперсная. В таких породах присутствуют все глинистые минералы, но каолинит и гидрослюды, а также минералы водных окислов Fе и Аl преобладают в глинах пресных озёр, а минералы монтмориллонитовой группы и карбонаты — в глинах соляных озёр. К озёрным глинам принадлежит лучшие разновидности огнеупорных глин.
Пролювиальные, образованные временными потоками. Характеризуются очень плохой сортировкой.
Речные — развиты в речных террасах, особенно в пойме. Обычно плохо отсортированы. Быстро переходят в пески и галечники, чаще всего неслоистые.
Глины остаточные — возникающие в результате выветривания различных горных пород на суше, и в море в результате изменения лав, их пеплов и туфов. Вниз по разрезу остаточные глины постепенно переходят в материнские породы. Гранулометрический состав остаточной глины изменчив — от тонкодисперсных разновидностей в верхней части залежи до неравномернозернистых — в нижней.
Остаточные глины, образовавшиеся из кислых массивных пород, не пластичны или мало пластичны; более пластичны глины, возникшие при разрушении осадочных глинистых пород. К континентальным остаточным глинам относятся каолины и др. элювиальные глины. В России широко распространены, кроме современных, древние остаточные глины — на Урале, в Западной и Восточной Сибири, (их много также в Украине), — имеющие большое практическое значение. В упомянутых районах на основных породах возникают глины преимущественно монтмориллонитовые, нонтронитовые и другие, на средних и кислых — каолины и гидрослюдистые глины. Морские остаточные глины образуют группу глин отбеливающих, сложенных минералами монтмориллонитовой группы.
Практическое использование глины
Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнческих изделий), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стойматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Производимый из керамзитовых глин путём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал. Это лёгкий пористый строительный материал, получаемый путём обжига легкоплавкой глины.
Такая глина имеет форму овальных гранул. Производится также в виде песка — керамзитовый песок. В зависимости от режима обработки глины получается керамзит различной насыпной плотности (объемного веса) — от 200 до 400 кг/м3 и выше. Керамзит обладает высокими тепло- и шумо-изоляционными свойствами и используется преимущественно как пористый заполнитель для лёгких бетонов, не имеющий серьёзной альтернативы. Стены из керамзитобетона долговечны, имеют высокие санитарно-гигиенические характеристики, а сооружения из керамзитобетона, построенные более 50 лет назад, эксплуатируются и по сей день. Жилье, возводимое из сборного керамзитобетона, дёшево, качественно и доступно. Самым крупным производителем керамзита является Россия.
рассказать об ошибке в описании
Свойства горной породы
Тип горной породы | Осадочная горная порода |
Цвет | Серый, белый, чёрный, красный, жёлтый, коричневый, синий, зелёный, лиловый. Цвет обусловлен главным образом примесями минералов-хромофоров или органических соединений |
Текстура 2 | массивная слоистая |
Структура 2 | реликтовая пелитовая алевритовая псаммопелитовая афанитовая конгломератовая |
Литература | Горькова И.М., Коробанова И.Г., Окнина Н.А. и др. Природа прочности и деформационные особенности глинистых пород в зависимости от условий формирования и увлажнения. — Тр. Лабор. гидрогеол. пробл., 1961, вып. 29 |
wikipedia | https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E8%ED%E0 |
wiki.web | https://wiki.web.ru/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 |
Источник
Конспект образовательной деятельности
по экспериментированию
в старшей группе
«Глина и песок-это интересно»
Воспитатель Савинкова Ирина Алексеевна
МБДОУ детский сад №12 г. Ельца
Цели: Дать представление о свойствах песка и глины; экпериментально подтвердить их свойства.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, любовь к окружающему миру.
- Активизация словаря: сыпучий, твердая, фильтр, водопроницаемость.
Материал: песок и глина, тетрадные листы, лупы, резиновая трубочка, иллюстрация пустыня, прозрачные стаканчики, вода, трехлитровая банка/
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите, садитесь за столы.(раздается голос)
Незнайка: А про меня- то вы забыли? А я спешил к вам.
воспитатель: Ребята кто это может быть (ответы детей)
Незнайка: Да это я незнайка. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Давай свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете (ответы детей) Молодцы! Садись Незнайка с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.
Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей)
Давайте проверим так ли это.
ОПЫТ №1
Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он?
(он сыпучий)
А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.
Что легче делать?
(насыпать песок)
Верно песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется?
(комочками)
Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет
Давайте сделаем вывод: песок сыпучий, а глина нет, и они не имеют запаха.
Незнайка ты запомнил эти свойства песка и глины?
Незнайка: Как интересно! Какие молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.
(Показ иллюстрации «Пустыня»)
Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне
(Рассказы детей)
(Рассказ воспитателя)
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?
ОПЫТ №2
Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Что происходит с песчинками? Почему?
А с кусочками глины? Почему?
ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.
Незнайка: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре?
(Дети отвечают)
Незнайка: Ребята вы устали? Давайте поиграем.
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки рукам.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте)
От души мы потянулись,
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись.
(Дети садятся)
Опыт №3
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?
(берем два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой)
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Сделаем вывод: повторим его для Незнайки. Запомнил. Смотри внимательно и слушай.
Опыт № 4
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из песка и глины колобков! Как они высохнут, что получиться?
(Дети отвечают)
Молодцы ребята!
Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения.
Воспитатель: ребята, что мы узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Опыт №5
Незнайка: Ребята давайте нальем не чистую воду, а грязную, и посмотрим что получиться.
Ребята, а песок пропускает воду? Давайте проверим. «Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает»
Берем две воронки в одной песок, в другой глина, потом
ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем.
ВЫВОД: Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.
РЕФЛЕКСИЯ: Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Ребята, что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Незнайка: Спасибо вам ребята за помощь! Я с вами прощаюсь. До новых встреч!
Источник