Полезная информация об егэ по математике

Полезная информация об егэ по математике thumbnail

ЕГЭ по математике обязателен для всех выпускников 11 классов. Экзамен считается одним из самых сложных, но, как бы ни были у страха глаза велики, хорошая подготовка, регулярная тренировка в решении заданий и, главное, позитивный настрой делают свое дело. Справиться с заданиями, если не на 100 тестовых баллов, то на 7 первичных, достаточных для получения аттестата, вполне возможно.

ЭГЭ по математике проводится на двух уровнях: базовом или профильном, результаты которого нужны для поступления в вузы. Оба варианта КИМ включают задания разной сложности – от очень простых до заставляющих хорошенько пошевелить мозгами и вспомнить весь пройденный курс. В любом случае и в базе, и в профиле всегда есть вопросы, которые осилит даже «отпетый гуманитарий», но и самые трудные не выходят за рамки школьной программы, значит, ответить на них тоже реально.

Критерии оценивания и баллы

Как оценивается ЕГЭ по математике профильного и базового уровня и сколько баллов надо набрать, чтобы сдать экзамен.

Задания

Задачи экзамена профильного и базового уровней.

Теория

Что нужно знать, чтобы решить все задания ЕГЭ.

Цель ЕГЭ по математике – дать возможность выпускникам не только продемонстрировать знания, но и умение пользоваться ими на практике. В варианты базового и профильного уровней входят задания по простейшей арифметике, алгебре, геометрии (планиметрии и стереометрии), статистике, началам анализа.

В ЕГЭ по математике базового уровня основное внимание уделяется проверке элементарных знаний и умения пользоваться ими в жизни, а в экзамене профильного – акцент делается на разделах, которые позже будут углубленно изучаться в вузах на технических, технологических, экономических и естественно-научных факультетах.

Базовая математика

Экзаменационная работа состоит из одной части – всего 20 заданий по алгебре и геометрии. Уровень сложности разный: от простейших, например, таких:

Простое задание

до более трудных:

Сложное задание

Правильный ответ на каждое оценивается в 1 балл. Задание засчитывается, если в бланке (он один) сделаны корректные записи в виде целого числа, десятичной дроби или определенной последовательности цифр.

Запись правильного ответа

На выполнение работы отводится ровно 3 часа.

Профильный уровень ЕГЭ

Экзаменационная работа по математике профильного уровня состоит из двух частей, в общей сложности – это 19 заданий:

  1. 8 простых, предполагающих краткий ответ.
  2. 11 посложнее:
    • 4 – с кратким ответом;
    • 7 – с развернутым ответом (вопросы повышенного и высокого уровней сложности.

На выполнение дается 3 часа 55 минут.

Последние задания дают возможность выпускнику продемонстрировать умение применять накопленные за годы учебы в школе знания в нестандартной ситуации – без этой способности крайне затруднительно учиться в ведущих вузах.

Пример простых заданий:

Пример простых заданий

Сложный уровень:

Сложный уровень

Ответы в формате целого числа или десятичной дроби на вопросы с 1-го по 12-й сначала даются в специальных полях прямо в работе и обязательно переносятся в бланк № 1, так как записи в тексте КИМ и в черновиках не проверяются.

Образец заполнения приводится в контрольных измерительных материалах:

Образец заполнения

Для корректного выполнения заданий 13–19 в бланке № 2 надо записать полное решение.

Количество баллов, которые можно заработать за вопросы с 13-го по 19-й, зависит не только от правильности ответа, но и полноты решения.

Требования к выполнению заданий с развернутыми ответами:

  1. Решение должно быть математически грамотным, максимально полным, с рассмотрением всех возможных вариантов.
  2. Методы решения, форма его записи, а также вид ответа в бланке № 2 могут быть разными.
  3. За правильный ответ с обоснованием выставляется максимум баллов.
  4. Корректный ответ без записи хода решения оценивается нулем баллов.
  5. Эксперты проверяют только математическое содержание решения – особенности записи не принимаются во внимание.
  6. При выполнении задания допускается использование без доказательств любых математических фактов, содержащихся в учебниках, внесенных в федеральный перечень.

Пример записи развернутого ответа:

Пример записи

Подробные инструкции заполнения бланков с ответами содержатся в КИМ, так что перепутать что-нибудь практически невозможно, если внимательно читать руководства к выполнению заданий в экзаменационных материалах.

Пишите только яркими черными гелевыми или капиллярными ручками – работы проверяет компьютер, который не распознает записи, сделанные в любом другом виде.

Базовый уровень обязателен для всех выпускников, профильный – выбирают абитуриенты вузов для поступления на специальности, прямо или косвенно связанные с математикой.

Как решать

В ЕГЭ по математике базового и профильного уровней есть задания с условиями в виде обычных уравнений или неравенств и вопросы на применение знаний в реальной жизни или в смежных научных областях:

1.

Пример уравнения

2.

Пример задания

С первым привычным типом все понятно: надо просто произвести вычисления.

Для решения задач второго типа надо внимательно прочитать условие, перевести его на сухой язык математики, сделать вычисления и соотнести полученный результат с исходными данными, ориентируясь на здравый смысл. Нереалистичный ответ (вроде таких: со 100 рублей после покупки двух килограммов яблок Иван Андреевич получит 300 рублей сдачи или ракета летит на высоте 200 см) – серьезный сигнал к поиску ошибки.

В заданиях с развернутыми ответами, в том числе по планиметрии и стереометрии (их боится большинство выпускников), разработчиками выделены пункты, оцениваемые независимо друг от друга. При решении одного из них можно пользоваться условиями другого, даже если он выполнен неправильно (откуда это знать экзаменующемуся до проверки работы?) или вообще пропущен. Драгоценный балл за корректный ответ, пусть и один из трех или двух возможных, все равно будет начислен.

Критерии

Поэтому надо браться даже за сложные задания, но рационально планировать время на выполнение работы. Сначала стоит сделать простые, чтобы набрать за них как можно больше баллов, а оставшееся время потратить на задачи, которые вызвали затруднения.

К самым массовым ошибкам на ЕГЭ по математике относятся неправильное понимание условия задачи и банальные арифметические просчеты. Поэтому, чтобы подстраховаться, надо обязательно оставить время на проверку работы.

Минимальный проходной балл

Если результаты ЕГЭ по математике не будут использоваться для поступления в вуз, то сдавать можно базовый уровень. За него достаточно получить 3 балла по 5-балльной шкале – и аттестат о среднем образовании в кармане.

Первичные баллыОценка
0–62
7–113
12–164
17–205

Из шкалы перевода первичных баллов ЕГЭ по базовому уровню математики понятно: чтобы заработать тройку, надо решить всего 7 заданий из 20 – все равно, каких: из категории элементарной арифметики или стереометрии, ведь правильный ответ на любое из них оценивается в один балл.

Минимум за ЕГЭ по математике профильного уровня, ниже которого вузы не имеют права опускать проходной порог для абитуриентов, – 27 по 100-балльной шкале. Зато поднимать планку университеты и институты могут, поэтому требованиями выбранного для поступления учебного заведения надо поинтересоваться заранее.

Кардинальных изменений в структуре и содержании КИМ в ближайшее время не предвидится. Это не означает, что свежие варианты будут полностью повторять прошлогодние и состоять точно из таких же заданий, но на одних и тех же позициях будут находиться вопросы сопоставимой сложности, просто с видоизмененным условием. Эта стабильность на руку выпускникам: если номером 7 шли уравнения, то в следующем году седьмым вопросом тоже будут они – значит надо повторить всех их типы, чтобы быть во всеоружии.

Решайте, тренируйтесь, пробуйте и не отчаивайтесь: сдать ЕГЭ по математике не так уж и сложно, как может показаться. Разве одиннадцатикласснику не под силу подсчитать, сколько баночек йогурта можно купить на 100 рублей, если одна стоит 14?

Источник

ЕГЭ по математике – обязательный экзамен. Cейчас существует две формы этого экзамена: базовый и профильный ЕГЭ по математике. Это очень хорошо, что ЕГЭ по математике разделили по уровням. Те, кто поступают на специальности, не связанные напрямую с математикой, — например, в консерваторию,  в институт физкультуры – могут сдавать базовый ЕГЭ по математике и уделить больше времени подготовке по действительно важным для них предметам.

А для тех, кто поступает на инженерные и экономические специальности, подготовка к ЕГЭ по математике профильного уровня просто необходима. Математика нужна для решения тех задач, с которыми они встретятся в своей будущей работе. Профильный ЕГЭ по математике – непростой экзамен.

Профильный ЕГЭ по математике включает в себя целых 19 задач.

Из них 12 – более простые, и засчитывается в них только правильный ответ. Но эти 12 задач охватывают все темы школьной программы! Чтобы их решить правильно, нужна тренировка. Надо уметь внимательно читать условие, быстро и правильно считать без калькулятора и проверять ответы с точки зрения здравого смыслы.

Другие 7 задач профильного ЕГЭ по математике – сложные, и предоставить надо не только ответ, но и отлично оформленное решение. Эти задачи по сложности можно сравнить с теми задачами вступительных экзаменов в вузы, которые когда-то решали абитуриенты.

Многим абитуриентам просто не хватает времени, чтобы сделать все меньше чем за 4 часа. Можно сказать, что на профильном ЕГЭ по математике «думать некогда, записывать надо!»

Фактически, профильный ЕГЭ по математике — это два экзамена в одном.

Часть 1 – первые 12 задач — представляет собой выпускной экзамен за курс средней школы. В первых 12 задачах проверяются все навыки и умения, полученные на уроках математики, начиная с третьего класса. И если у ученика проблемы, например, с арифметикой, если в пятом или седьмом классе он что-то недопонял – на таком непрочном фундаменте нереально что-либо построить.

Поэтому не надо начинать подготовку к ЕГЭ по математике с решения типовых вариантов ЕГЭ. Такую ошибку допускают многие школьники. Начинать подготовку к профильному ЕГЭ по математике надо с повторения всего базового курса школьной математики. Он есть на нашем сайте и в видеокурсах Анны Малковой.

Обратите внимание, что в первых 12 задачах ЕГЭ по математике не бывает «почти правильного» ответа. Он либо правилен, либо нет. Ответ в этих задачах должен быть записан в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Поэтому так важны внимание и уверенность – чтобы сразу записать правильный ответ и позже не возвращаться к его проверке, а заняться сложными задачами части 2.

Каждая задача первой части оценивается в 1 первичный балл.

Часть 2 профильного ЕГЭ по математике включает в себя 7 задач. Она больше всего похожа на традиционный вступительный экзамен в ВУЗы. Это сложные, комбинированные задачи, требующие творческого подхода, логики и, конечно же, внимания.

Вот какие задачи входят в вариант профильного ЕГЭ по математике:

Задача 13 — Уравнения. Многие старшеклассники считают, что в задаче 13 могут быть только тригонометрические уравнения. Однако все чаще в этой задаче дают комбинированные уравнения, в которых есть и тригонометрия, и логарифмы, и показательные функции. Оценивается в 2 первичных балла.

Задача 14 – Стереометрия. Призмы, пирамиды, конусы и другие объемные тела. Здесь есть задачи на нахождение углов между прямыми и плоскостями, расстояний между прямыми, между параллельными плоскостями и от точки до плоскости, вычисление площадей и объемов. Непростая задача, требующая и отличных знаний, и пространственного воображения. Оценивается всего в 2 первичных балла

Задача 15 – Неравенства. Показательные, иррациональные и логарифмические неравенства, корни и модули, всевозможные приемы решения. Здесь нужны и знания, и логика. Оценивается в 2 первичных балла

Задача 16 – Геометрия на плоскости. Треугольники, параллелограммы, трапеции, окружности и другие фигуры, а также их всевозможные комбинации. Надо отлично знать весь курс геометрии, все теоремы, свойства, основные схемы решения. Оценивается в 3 первичных балла

Задача 17 – Экономическая. Здесь и задания на оптимизацию, на банковские платежи, вклады и кредиты. Для задач на кредиты рассматриваются две схемы – аннуитет и схема с дифференцированными платежами. Эта задача требует большого количества вычислений. Напоминаем, что на ЕГЭ по математике профильного уровня калькулятором пользоваться нельзя. Оценивается в 3  первичных балла

Задача 18 – самая сложная алгебра. Параметры. Необходимо наизусть знать все элементарных функции, их графики и преобразования, уметь задать уравнением или неравенством окружность, полуплоскость, какую-либо сложную кривую. Множество типов и методов. Те, кто освоили эту задачу, без труда сдадут экзамен по математическому анализу во время первой сессии в техническом или экономическом вузе. Оценивается в целых 4 первичных балла.

И наконец, задача 19 – нестандартная. Можно сказать, что это задача по теории чисел, но это не совсем так. Если она на что-то и похожа, то только на олимпиадные задачи. Она требует непростых, но очень логичных математических рассуждений. Чтобы ее решать, нужна высокая математическая культура, развитая интуиция и логика и конечно, знание специальных приемов. Это дорогостоящая задача – она оценивается в 4 первичных балла. Но есть и хорошая новость: получить два балла из этих четырех довольно легко. Просто надо знать, как это сделать!

В каждой из этих семи задач профильного ЕГЭ по математике недостаточно просто записать ответ. Надо грамотно и понятно записать каждый шаг решения так, чтобы при проверке вашей работы эксперт ЕГЭ смог поставить максимальный балл!

Источник

Формулы для профильного ЕГЭ-2020 по математике

Формулы сокращённого умножения
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Вероятность
Свойства степеней
Свойства логарифмов
Тригонометрия
Производные
Первообразные
Геометрия

Формулы сокращённого умножения

`(a + b)^2=a^2 + 2ab + b^2` 
`(a − b)^2=a^2 − 2ab + b^2` 
`a^2 − b^2=(a + b)(a − b)` 
  
`a^3 + b^3=(a + b)(a^2 − ab + b^2)` 
`a^3 − b^3=(a − b)(a^2 + ab + b^2)` 
  
`(a + b)^3=a^3 + 3a^2b + 3ab^2 + b^3`
`(a − b)^3=a^3 − 3a^2b + 3ab^2 − b^3`

Прогрессии

Арифметическая прогрессия:

`a_n=a_(n-1)+d`
`a_n=a_1+(n-1)*d`
`S_n=((a_1+a_n)*n)/2`

Геометрическая прогрессия:

`b_n=b_(n-1)*q`
`b_n=b_1*q^(n-1)`
`S_n=((q^n-1)*b_1)/(q-1)`
Бесконечно убывающая: `S=b_1/(1-q)`

Вероятность

Вероятность события A:`P(A)=m/n`
   
События происходят A и B происходят одновременно`A*B` 
Независимые события:`P(A*B)=P(A)*P(B)`
Зависимые события:`P(A*B)=P(A)*P(B|A)`
   
Происходит или событие A, или B`A+B` 
Несовместные события:`P(A+B)=P(A)+P(B)`
Совместные события:`P(A+B)=P(A)+P(B)-P(A*B)`

Свойства степеней

`a^0=1``a^1=a`
`a^(-1)=1/a``a^(-n)=1/a^n`
`a^(1/2)=sqrt(a)``a^(1/n)=root(n)(a)`
`a^m*a^n=a^(m+n)``a^m/a^n=a^(m-n)`
`(a*b)^n=a^n*b^n``(a/b)^n=a^n/b^n`
`(a^m)^n=a^(m*n)``a^(m/n)=root(n)(a^m)`

Свойства логарифмов

`log_ab=c«a^c=b`
`log_a1=0` 
`log_aa=1` 
`log_a(b*c)=log_ab+log_ac` 
`log_a(b/c)=log_ab-log_ac` 
`log_ab^n=n*log_ab` 
`log_(a^m)b=1/m*log_ab` 
`log_ab=1/(log_ba)` 
`log_ab=(log_cb)/(log_ca)` 
`a^(log_cb)=b^(log_ca)` 
`a^(log_ab)=b` 

Тригонометрия

`alpha``0``pi/6``pi/4``pi/3``pi/2``pi``(3pi)/2``2pi`
`0^circ``30^circ``45^circ``60^circ``90^circ``180^circ``270^circ``360^circ`
`sinalpha``0``1/2``sqrt(2)/2``sqrt(3)/2``1``0``-1``0`
`cosalpha``1``sqrt(3)/2``sqrt(2)/2``1/2``0``-1``0``1`
`text(tg)alpha``0``sqrt(3)/3``1``sqrt(3)``infty``0``infty``0`
`text(ctg)alpha``infty``sqrt(3)``1``sqrt(3)/3``0``infty``0``infty`

Основные соотношения

`sin^2alpha+cos^2alpha=1`
`text(tg)alpha=sinalpha/cosalpha=1/(text(ctg)^2alpha)` 

Формулы двойного угла

`cos2alpha={(cos^2alpha-sin^2alpha),(1-2sin^2alpha),(2cos^2alpha-1):}`
`sin2alpha=2sinalphacosalpha` 
`text(tg)2alpha=(2text(tg)alpha)/(1-text(tg)^2alpha)` 

Формулы суммы и разности аргументов

`sin(alpha+-beta)=sinalphacosbeta+-cosalphasinbeta`
`cos(alpha+-beta)=cosalphacosbeta∓sinalphasinbeta`
`text(tg)(alpha+-beta)=(text(tg)alpha+-text(tg)beta)/(1∓text(tg)alpha*text(tg)beta)`

Преобразование суммы и разности в произведение

`sinalpha+-sinbeta=2sin((alpha+-beta)/2)cos((alpha∓beta)/2)`
`cosalpha+cosbeta=2cos((alpha+beta)/2)cos((alpha-beta)/2)`
`cosalpha-cosbeta=-2sin((alpha+beta)/2)sin((alpha-beta)/2)`

Формулы половинного аргумента

`sin(alpha/2)=+-sqrt((1-cosalpha)/2)`
`cos(alpha/2)=+-sqrt((1+cosalpha)/2)`
`text(tg)(alpha/2)=+-sqrt((1-cosalpha)/(1+cosalpha))=(1-cosalpha)/sinalpha=sinalpha/(1+cosalpha)` 

Обратные тригонометрические функции

`sinx=A``x=(-1)^k*arcsinA + pik`
или
`{(x=arcsinA + 2pik),(x=pi-arcsinA+2pik):}`
`kinZZ`
`cosx=A``x=±arccosA + 2pik``kinZZ`
`tg x=A``x=text(arctg) A + pik``kinZZ`
`ctg x=A``x=text(arcctg) A + pik``kinZZ`

Также некоторые тригонометрические соотношения смотрите в разделе Геометрия.

Производные

Основные правила дифференцирования

`(u+-v)’=u’+-v’` 
`(u*v)’=u’*v+u*v’` 
`(u/v)^’=(u’*v-u*v’)/v^2` 
`[f(g(x))]’=f'(g(x))*g'(x)`

Уравнение касательной

`y=f(x_0)+f'(x_0)*(x-x_0)`
 

Производные элементарных функций

`C’=0``(C*x)’=C` 
`(x^m)’=mx^(m-1)``(sqrtx)’=1/(2sqrtx)` 
`(1/x)^’=-1/x^2` 
`(e^x)’=e^x``(lnx)’=1/x` 
`(a^x)’=a^x*lna``(log_ax)’=1/(xlna)`
`(sinx)’=cosx``(cosx)’=-sinx` 
`(text(tg)x)’=1/cos^2x``(text(ctg)x)’=-1/sin^2x` 
`(arcsinx)’=1/sqrt(1-x^2)``(arccosx)’=-1/sqrt(1-x^2)`
`(text(arctg))=1/(1+x^2)’``(text(arcctg))’=-1/(1+x^2)` 

Также некоторые сведения про производные смотрите в описании задач
№14 (база), №7 (профиль), №12 (профиль).

Первообразные

Первообразная:`F'(x)=f(x)`   
Неопределённый интеграл:`intf(x)dx=F(x)+C`  
Определённый интеграл (формула Ньютона-Лейбница):`int_a^bf(x)dx=F(b)-F(a)`Полезная информация об егэ по математике

Таблица первообразных

 

`f(x)``F(x)``f(x)``F(x)`
`a``ax`   
`x^n``x^(n+1)/(n+1)` `1/x``lnx`
`e^x``e^x` `a^x``a^x/lna`
`sinx``-cosx` `cosx``sinx`
`1/cos^2x``text(tg)x` `1/sin^2x``-text(ctg)x`
`1/(x^2+a^2)``1/atext(arctg)x/a` `1/(x^2-a^2)``1/(2a)ln|(x-a)/(x+a)|`
`1/sqrt(a^2-x^2)``text(arcsin)x/a` `1/sqrt(x^2+a)``ln|x+sqrt(x^2+a)|`

Геометрия

Планиметрия (2D)

Площади фигур:

Окружность:`S=pir^2` 
Треугольник:`S=1/2ah` 
Параллелограмм:`S=ah` 
Четырёхугольник:`S=1/2d_1d_2sinvarphi`
Трапеция:`S=(a+b)/2*h` 

Стереометрия (3D)

Призма:`V=S_(осн)h` 
Пирамида:`V=1/3S_(осн)h` 
Конус:`V=1/3S_(осн)h` 
`S_(бок)=pirl` 
Цилиндр:`V=pir^2h`
 `S_(бок)=2pirh`
Шар:`V=4/3pir^3` 
`S=4pir^2` 

Источник

Что нужно делать школьнику, чтобы получить 100 баллов?

Чтобы получить 100 баллов, надо любить и понимать математику (быть математиком — по сути, по настроению, по образу жизни). Если школьник рассматривает математику как второстепенный предмет, как предмет, который просто необходимо сдать, например, когда речь идет о поступлении на экономические направления, он не сможет получить 100 баллов ни при каком раскладе. Максимальный балл требует, чтобы человек всем своим «нутром и состоянием своего мозга» был ориентирован на математику. Потому что есть задачи, которые требуют четкого, хорошего логического мышления и владения абсолютно всем материалом. В нужный момент необходимо выудить необходимые знания и применить их для решения задачи. Есть такие задачи, на которые натаскать по принципу «делай вот так» просто нельзя (например, задача № 19). Даже если школьник прекрасно знает математику, 100 баллов получить очень сложно. Это единичные случаи.

По вашему опыту преподавания, какие разделы математики самые сложные и вызывают наибольшие затруднения?

Сегодня для школьника самое сложное — это геометрия. К сожалению, культура геометрии в школе просто отсутствует. И еще, конечно, задачи с параметрами. Старшеклассники их панически боятся. Но ученик, который понимает математику, и с этими задачами справляется. Для их решения требуется именно понимание, а все необходимые для этого знания изложены в курсе школьной математики.

А вообще, в любой теме есть простой материал (азы), который лежит в основе задач из первой части ЕГЭ, и сложный материал, который лежит в основе задач второй части. Думаю, что если есть желание, то каждый в состоянии освоить азы любой темы из школьной программы по математике, а вот более глубокое понимание этих тем и умение решать сложные задачи по силам не всем.

Ни о каком везении разговора быть не может, если школьник хочет получить больше 80 баллов

А какие темы можно назвать самыми простыми?

Обычно школьники легко решают линейные и квадратные уравнения, но только в том случае, если в них нет параметра. Так что по темам «Линейная функция» и «Квадратичная функция» есть простые задачи, а есть сложные. И так по любой теме. Можно сформулировать простую задачу, а можно такую, что никто не решит.

Простыми темами можно считать те, на большинство задач по которым можно школьника натаскать. Простая задача — это гарантированно правильно решенная. А про ЕГЭ (особенно про задачи первой части) так вообще нельзя говорить. Например, школьник знает, как решить задачу, но допускает арифметическую ошибку или невнимательно читает условие (ищет одну величину, а для ответа надо еще что-то с ней сделать). В итоге получается неверный ответ. И задача не решена. И не важно, простая она была или сложная.

Присутствует ли на ЕГЭ по математике фактор везения? Возможно ли получить высокий балл, если знаешь предмет на более скромный результат?

Да, это возможно, но только если речь идет о результате в районе 75 баллов или меньше. Ни о каком везении разговора быть не может, если школьник хочет получить больше 80 баллов. Там нужно решать сложные задачи из второй части, а они требуют четкого обоснования решения, что для большинства является непосильным. Здесь должна быть стабильность.

А можно завалить экзамен, если знаешь предмет очень хорошо?

Элементарно. Арифметические ошибки, невнимательное чтение условия задачи и просто паника. Все это приводит талантливых учеников к более скромным результатам.

Что же делать? Есть «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по математике?

Учить математику! Не натаскиваться по вариантам ЕГЭ, а систематически учить темы, разбираться, стараться понять. Тогда до многих задач школьник дойдет сам, своим умом, а это и есть залог успешной подготовки и высоких баллов. Математика — это, в первую очередь, понимание, а потом уже формулы и схемы решения. При подготовке методом натаскивания потолок — это 75 баллов. Одна и та же задача, сформулированная просто «с другого конца», натасканного ребенка деморализует. Он не может узнать знакомую задачу, а разобраться в «новой» сам не в состоянии.

Вот, например, задача № 17. Когда она появилась в вариантах диагностических работ, детям в школе начали давать формулы для ее решения. И школьники заучивали эти формулы, сопротивляясь попыткам учителей объяснить, откуда они взялись. Многие действовали методом «я знаю формулу и по ней буду решать». А на самом экзамене в условие внесли незначительное изменение, и ни одна из выученных формул не подходила. Как получить ту, которая позволит решить задачу, дети не знали. Вроде бы решили все 120 вариантов задания № 17, а на ЕГЭ дали 121-й вариант. В итоге те, кто не разбирался, задачу не решили.

Надо выбросить калькулятор и научиться считать без него

До ЕГЭ по математике осталось 3,5 месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Во-первых, выбросить калькулятор и научиться считать без него. Во-вторых, повторить теорию и выучить формулы (именно сейчас, а не перед экзаменом): то есть подготовить базу, а дальше решать задачи. Можно решать из сборников вариантов ЕГЭ, но, к сожалению, там их не очень много и они часто повторяются.

Каждый ребенок ставит для себя определенную планку в зависимости от того, куда собирается поступать и как знает предмет. Если говорить о заданиях второй части ЕГЭ, то во время подготовки необходимо прежде всего обратить внимание на задачи № 13, № 15 и № 17. Их можно научиться решать. Если решение не вызывает проблем, можно переходить к задачам № 14 и № 16.

Задачи № 18 и № 19 — это, конечно, уже очень высокий уровень, но попробовать можно. Если эти задачи идут хорошо, то я не думаю, что надо тратить оставшееся время на курсы. Лучше решить больше задач самостоятельно. Если же возникают проблемы или неуверенность, что вы все решаете верно, не откладывая обращайтесь за помощью. Эффективная стратегия на этот период — решать, решать и решать!

Как готовиться к заданиям повышенной сложности

Задание № 10Задача легкая. Здесь важно внимательно читать условие. Внимание на единицы измерения! Все величины подставлять в одних единицах измерения.
Задание № 11Текстовая задача. Не считаю ее сложной. Обратите внимание на вопрос задачи, что именно спрашивают в условии и в каких единицах измерения необходимо записать ответ. Часто школьники пишут скорость не того пешехода или производительность не той трубы.
Задания № 13, № 15Задания решаемые, но должна быть база по всем темам алгебры. Особенное внимание необходимо обратить на область определения (в особенности это касается логарифма, тангенса и котангенса). Нужно уметь применять те тождественные преобразования, которые помогут решить задачу, а не заведут в тупик, и знать все формулы наизусть.
Задания № 14, № 16Задачи по геометрии. Самое сложное в них — это умение доказать. Для этого школьник должен владеть всем материалом планиметрии и стереометрии, знать все теоремы и следствия из них, уметь их доказывать. И еще важен чертеж! Он может либо стать эффективным инструментом и подсказать правильный ход решения, либо, если сделан некорректно, помешать решению задачи.
Задание № 17Несложная задача. Это задание на умение формализовать текстовую задачу, то есть записать условие задачи в виде уравнений или неравенств (этого же требует и решение задачи № 11). На ЕГЭ под этим номером пока стабильно дают задачу на проценты. Теоретически может быть и задача на поиск оптимального решения, но такие варианты пока встречались только в диагностических работах. После формализации условия получается стандартная математическая задача о нахождении экстремума функции или на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке (аналогично задаче № 12). Здесь важно не пользоваться готовыми формулами, а разбираться, почему в этой задаче так, а в другой иначе. Только тогда можно научиться переводить условие текстовой задачи на язык математики.
Задание № 18Для решения этой задачи необходимо отличное владение предметом. Поможет ее решить знание свойств элементарных функций, умение исследовать функции и строить их графики. Все это есть в школьном курсе математики.
Задание № 19Это задача для тех, кому интересна математика. В ходе решения может возникнуть необходимость обратиться к любому разделу предмета из программы любого класса. Нужно найти в своей голове и грамотно применить эти знания. В одной задаче может сочетаться арифметическая прогрессия со свойствами делимости чисел и нахождением наибольшего значения. Для решения этой задачи нужно понимать, когда достаточно привести пример, а когда необходимо строгое обоснование.

Куда пойти учиться? Расскажем на Московском дне профориентации и карьеры 18 февраля на ВДНХ, павильон № 57!

Источник