Полезная информация по русскому языку 5 класс
Разделы русского языкознания
5 класс
ФОНЕТИКА
(изучает звуки речи)
Гласные звуки | Согласные звуки | ||
[а] [и] [о] | сонорные | шумные | |
[у] [ы] [э] | [р] – [р’] | звонкие | глухие |
[л] – [л’] | [б] – [б’] | [п] – [п’] | |
[н] – [н’] | [в] – [в’] | [ф] – [ф’] | |
[м] – [м’] | [г] – [г’] | [к] – [к’] | |
[й] | [д] – [д’] | [т] – [т’] | |
[ж] | [ш] | ||
ЗАПОМНИТЬ! | [з] – [з’] | [с] – [с’] | |
РыЛо Не МоЙ – в этой фразе все согласные СОНОРНЫЕ | [х] – [х’] | ||
[ц] | |||
[ч] | |||
[щ] |
Транскрипция (от лат. «переписывание») – запись слов в полном соответствии с их звучанием, звуки пишутся в [ ].
Знаки транскрипции
[ ] – звуки в скобках
‘ – знак мягкости согласных
/ — ударение в словах
- Ъ и Ь звука не дают!!!
- Буквы Е, Ё, Ю, Я могут давать два звука в следующих случаях:
1. после Ъ, Ь
пример: подъё[йо]м, подъю[йу]бник, съе[йэ]л, рья[йа]ный
2. в начале слова:
пример: я[йа]блоко, ю[йу]ла, ё[йо]лка, е[йэ]да
3. после других гласных:
пример: поя[йа]вился, поё[йо]м, пою[йу], пое[йэ]шь
Фонетика. Орфография.
Орфограмма – написание в словах, которое требует проверки, является точкой применения правил.
Орфограммы могут находиться в любой части слова:
- в приставке (подписать)
- в корне (роса)
- в суффиксе (ротик)
- в окончании (на горке)
Виды орфограмм в корне:
I. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ:
1. проверяемые безударные гласные в корне слова (изменяем слово так, чтобы на гласную падало ударение)
пример: лесной (лес)
2. непроверяемые безударные гласные в корне слова (нужно запомнить, словарное слово)
пример: октябрь
3. чередующиеся гласные в корне слова
II. СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ:
1. проверяемые согласные в корне слова (изменяем слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная или сонорные согласные р, л, н, м)
пример: дуб – дубы, круг – круглый
2. непроверяемые согласные в корне слова (нужно запомнить, словарное слово)
пример: хоккей, футбол
3. непроизносимые согласные в корне слова (нужно подобрать такое слова, в котором эта согласная произносится отчетливо, если слово не подбирается, то это словарное слово, его запомнить)
пример: местный – место, чувство (словарное слово)
III. ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА
Исключения! Брошюра, жюри, парашют
Пример: жизнь, чудо, ширь, площадь, щука, чаща
IV. разделительные Ъ и Ь
- Ъ пишется после приставок на согласные перед буквами Е, Ё, Ю, Я
- В остальных случаях пишется Ь (перед буквами Е, Ё, Ю, Я)
пример: подъезд, семья (не после приставки)
V. Раздельное написание (пробел) предлогов с другими словами
Образец рассуждения
По улице: по – предлог; в данном случае можно вставить прилагательное (по широкой улице)
Полететь: по – приставка, так как полететь – глагол, а перед глаголом предлогов не бывает. Между по- и лететь нельзя вставить другие слова.
ЗАПОМНИТЬ!!! Эти предлоги пишутся через дефис!
Из-за
Из-под
!!! Предлоги употребляются только с существительными и личными местоимениями
ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные (к ним можно задать вопрос) | Служебные (к ним нельзя задать вопрос) |
Имя существительное | Предлог |
Имя прилагательное | Союз |
Местоимение | Частица |
Наречие | |
Глагол | |
Числительное | |
Причастие | |
Деепричастие | |
Категория состояния |
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы неодушевленные и одушевленные (стол, кошка). Начальная форма существительных отвечает на вопросы кто? что? У существительного следующие грамматические категории: род, число, падеж, склонение, одушевленность/неодушевленность, имя собственное/нарицательное. Может быть любым членом предложения.
- ПАДЕЖИ
(Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку)
Вспомогательные вопросы к падежам | Падежи |
Есть | Именительный падеж (кто? что?) |
Нет | Родительный падеж (кого? чего?) |
Дать | Дательный падеж (кому? чему?) |
Винить | Винительный падеж (кого? что?) |
Доволен | Творительный падеж (кем? чем?) |
Думать | Предложный падеж (о ком? о чем?) |
Родительный или винительный падеж? Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО? подставляйте мысленно вместо слова, вызывающего сомнение, волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: (нет кого?) МАМЫ – родительный падеж; (вижу кого?) МАМУ – винительный падеж.
пример: красит людей – подставляем мысленно вместо слова «людей» слово «мама» (красит (кого?) маму – окончание у, Вин. падеж), значит и у слова «людей» Вин. падеж.
- ЧИСЛО – единственное/множественное
пример: еда (ед.ч.), столы (мн. ч.)
ЗАПОМНИТЬ!!! Во множественном числе род не определяется!
- РОД – женский (она моя), мужской (он мой), средний (оно мое).
пример: девочка (ж.р.), мальчик (м.р.), село (ср.р.)
- СКЛОНЕНИЕ (определяется по Им.п., ед. ч.)
Склонение | Род | В Им.п. ед. ч. оканчивается |
1-е | женский мужской | на –а, -я: мама, дядя |
2-е | мужской средний | на согласный: конь, стол, товарищ на –о, -е: село, поле |
3-е | женский | на согласный с ь на конце: дочь, ночь |
ЗАПОМНИТЬ!!! Мягкий знак после шипящих (ж, ш, щ, ч) на конце слова пишется только у существительных 3 склонения!!! Во множественном числе после шипящих мягкий знак не пишется!!!
пример: рожь (3 скл.), грач (не 3 скл.), (много) туч (мн.ч., не 3 скл.)
- Окончание –е и –и у существительных в единственном числе
Падежи | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
Род. п. | -и (-ы) (нет) дяди, мамы | ——— | -и (нет) ночи |
Дат. п. | -е (дать) маме, дяде | ——— | -и (дать) дрожи |
Предл. п. | -е (думать) о маме, дяде | е (думать) о товарище, о селе, о поле | -и (думать) о ночи |
ПРИМЕЧАНИЕ! Это правило не относится к существительным с окончаниями (в Им.п.) на –ия, -ие, -ий! В таких существительным в Предл. п. будет окончание –ИИ!!!
пример: в присутствИИ (Предл.п., на -ие), на станцИИ (Предл.п, на -ия), о генИИ (Предл.п., на –ий).
У слов женского рода окончание в П.п. и Д.п. совпадают: о станции (П.п.) = к станции (Д.п.)
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета (красивый, деревянный). Начальная форма прилагательного – Им.п., м.р., ед. ч. Прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? У прилагательного выделяют падеж, число, род (в ед.ч.). В предложении прилагательное является определением (подчеркивается волнистой чертой). К прилагательному ставится вопрос от существительного или личного местоимения, то есть оно зависит от данных частей речи, согласуясь с ними в роде, числе, падеже. Окончание прилагательных определяется по вопросу.
пример: о девушке (какой?) красивой, девушки (какие?) красивые, она (какая?) красивая, поле (какое?) широкое, человек (какой?) хороший.
Личное местоимение – самостоятельная часть речи, используется вместо имени, отвечает на падежные вопросы. Начальная форма – Им.п., ед.ч. У личного местоимения выделяют лицо, падеж, число, род (если есть). В предложении личное местоимение является дополнением (подчеркивается пунктиром).
Лицо | Ед. ч. | Мн. ч. |
1-е | я | мы |
2-е | ты | вы |
3-е | он, она, оно | они |
Род определяется только у местоимений 3 лица в единственном числе!!!
пример: (у кого?) у нее, у меня, у тебя
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи (нет и не может быть окончания), обозначает образ действия, отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? Вопрос к наречию задается от глагола, то есть зависит наречие от него. В предложении наречие является обстоятельством (подчеркивается пунктир-точка).
пример: сворачиваю (куда?) влево
Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета. Начальная (неопределенная) форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? У глагола выделяют спряжение, вид, время, число, лицо. В предложении глагол является сказуемым (подчеркивается двумя чертами).
В прошедшем времени лицо не определяется!!!
Л – суффикс прошедшего времени глагола (делал)!
- Если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то он пишется в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, то в глаголе он не пишется!
пример: пошли (что делать?) купаться (неопред. форма), он (что делает?) купается (3 л.).
ЗАПОМНИТЬ!!! После шипящих на конце в глаголах всегда пишется Ь!!!
пример: стеречь – стережешь, беречь – бережешь
- Спряжение – изменение по лицам и числам.
Алгоритм определения спряжения глаголов
- Ставим глагол в начальную форму
- Если глагол в начальной форме заканчивается
на –ить + 11 глаголов-исключений (гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть), то это глагол 2 спряжения. Тогда в личном безударном окончании в ед.ч. напишем -И, а во мн.ч. -АТ/-ЯТ
пример: (говорить) говорИшь – говорЯТ (2 спр., поэтому в ед.ч. -И, а во мн.ч. –ЯТ)
- Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению + брить, стелить. В 1 спряжении в личном безударном окончании в ед.ч. пишем –Е, а во мн. ч. –УТ/-ЮТ
пример: (делать) делаЕшь – делаЮТ (1 спр., поэтому в ед.ч. –Е, а во мн.ч. – ЮТ)
- Время – прошедшее (действие происходило; что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?), настоящее (действие происходит в данный момент; что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает? что делают?), будущее (действие будет происходить; что буду делать? что будем делать? что будешь делать? что будете делать? что будет делать? что будут делать? что сделаю? что сделаем? что сделаешь? что сделаете? что сделает? что сделают?)
- Вид – несовершенный (что делать?), совершенный (что сделать?)
Образец фонетического разбора1
- Запишите слово. Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой, звонкий или сонорный, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
Яма – я-ма [йама]
я-[й] – согл., сонор., мягк. непар.
[а] – гласн., ударный
м-[м] – согл., сонор., тверд. пар.
a-[а] – гласн., безудар.
2 слога, 3 буквы, 4 звука
Образец морфемного разбора2
перебежал
Образец морфологического разбора3
Порядок морфологического разбора глагола
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
1) Начальная форма (неопределённая форма).
2) Постоянные признаки:
вид; спряжение.
Непостоянные признаки:
время;
лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
род и число (если глагол в прошедшем времени)
3) Синтаксическая роль в предложении.
Ходил – глагол, обозначает действие
- (что делал?) ходил, н.ф. (что делать?) ходить
II. пост. пр. 2 спр., нес.в., непост. пр. ед.ч., прош.вр., м.р.
III. (что делал?) ходил
(у) меня – местоимение, используется вместо имени
I. (у кого?) у меня, н.ф. (кто?) я
II. Р.п., 1 л., ед.ч.
III. (у кого?) у меня
Порядок морфологического разбора имени существительного
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
1) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
Непостоянные признаки:
падеж; число.
3) Синтаксическая роль в предложении.
(с) мамой – существительное, обозначает предмет
- (с кем?) с мамой, н.ф. (кто?) мама
- Пост.пр. нариц., одуш., 1 скл., ж.р., непост. пр. Тв.п., ед.ч.
- (с кем?) с мамой
Порядок морфологического разбора имени прилагательного
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
1) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2) Род (в ед. числе); падеж; число.
3) Синтаксическая роль в предложении.
о деревянной (доске) – прилаг., обозначает признак предмета
- (о доске какой?) о деревянной, н.ф. (какой?) деревянный
- Пр.п., ед.ч., ж.р.
- о доске (какой?) деревянной
План разбора наречия
Часть речи. Общее значение.
I. Морфологические признаки.
1. Неизменяемое слово.
II. Синтаксическая роль.
(говорить) быстро – наречие, обозначает образ действия
- неизменяемая часть речи, (говорить как?) быстро
- (говорить как?) быстро
Образец синтаксического разбора4
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Я напишу письмо брату сегодня. (Простое, повеств., невосклиц., распр.)
Источник
Русский язык
Правила за 5 класс
Орфограммы
№1. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово в котором проверяемая гласная была бы под ударением. слова нужно запомнить.
№2. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.
№3. Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р.
№4. Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
№5 После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я.
№6.Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я только после приставок на согласные.
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь.
№7.Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят.
№8.Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-го склонения.
У существительных не 3-го склонения на конце после шипящих мягкий знак не пишется.
№9.Мягкость [л’] перед согласными всегда обозначается мягким знаком.
№10.Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з(-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения.
№11.В приставках на -з(-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими -с.
№12,13.Чередование гласных в корне слова.
-лаг-/-лож-
-раст-/-рос — (Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.)
-тер-/-тир-
-кос-/-кас-
-пер-/-пир-
-мер-/-мир-
-стел-/-стил-
-бер-/-бир-
-гор-/-гар-
-зор-/-зар-
№14.В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о.
Слова исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.
№15.Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
Буква ы после ц пишется:
а)в окончаниях и суффиксах
б)в корнях слов-исключений
цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.
№16.Имена собственные пишутся с большой буквы.
Заглавия книг, названия журналов, кинофильмов и т. д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
№17.
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р. п. | -и(-ы) | — | -и |
Д. п. | -е | — | -и |
П. п. | -е | -е | -и |
№18.После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения — буква е.
№19.Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым(-им), а в предложном падеже — -ом(-ем).
Прилагательные в женском роде, в винительном падеже единственного числа имеют окончание -ую(-юю), а в творительном, дательном, родительном и предложном падежах имеют окончание -ой(-ей).
№20.У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется на конце.
№21.Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
№22.В неопределённой форме после буквы ч пишется мягкий знак.
№23.Если глагол отвечает на вопросы что делает?(сделает?) или что делают?(сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, по это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется.
№24.В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс — а-.
№25.Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
1)Поставить глагол в неопределённую форму.
2)Определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
а)все глаголы на -ить(кроме брить, стелить)
б)7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
в)4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы (на — еть, — ать, — оть, -уть, — ыть и др.) относятся к I спряжению.
Пунктуационные правила
№1.В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
№2.Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но.
Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения.
№3.Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
№4. Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой.
№5.Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.
1.После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
2.После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — пире.
1.А: «П». | 2. «П»-а.
Составлено Сосниной Екатериной по учебнику
«Русский язык 5 класс».
Источник
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация «Вспомним правила».Русский язык. 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Я иду в 5 класс ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2 слайд
Описание слайда:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ В русском языке 6 основных гласных звуков: [а] [о] [у] [и] [ы] [э] 10 букв, обозначающие гласные звуки: а о у ы э я ё ю и е Е Ё Ю Я – вначале слова, после гласной и ъ, ь [йэ] [йо] [йу] [йа] [йэ]ль — ель по[йо]т — поёт в[йу]н — вьюн [йа]ма — яма
3 слайд
Описание слайда:
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Мягкие Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с] [п’] [ф’] [к’] [т’] [ с’] НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Мягкие Звонкие: [л] [м] [н] [р] [л’] [м’] [н’] [р’] [й’] Глухие: [х] [ц] [х’] [ч’] [щ’] Шипящие: [ж] [ч’] [щ’] [ш]
4 слайд
Описание слайда:
Состав слова 1 Окончание 2 Корень 3 Приставка 4 Суффикс
5 слайд
Описание слайда:
СУФФИКСЫ (существует много различных суффиксов, вот некоторые из них) Существительные Глаголы -к- -ик- -ек- -ник- -ова- -ева- -ива- -ыва- -чик- -щик- Прилагательные -тель- -л- -оньк- -ск- -еньк- -чив- -лив- -очк- -ист- -ышк- — ишк- -ущ- -ок- -ин- -н- -от- -оват- -ость- -еват-
6 слайд
Описание слайда:
Приставки (существует много различных приставок, вот некоторые из них) о- под- об- подо- обо- без- из- бес- ис- на- рас- над- раз- с- от- за- ото- в до- при- про- пре-
7 слайд
Описание слайда:
ЧАСТИ РЕЧИ Имя существительное Имя прилагательное Глагол кто? что? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать? предмет признак действие дом трава ребёнок кошка зелёный (лес) сильная (рука) школьное (задание) летние (дни) увидеть летать прибежать читать
8 слайд
Описание слайда:
ЧАСТИ РЕЧИ Местоимение Наречие Числительное кто? что? как? когда? зачем? где? куда? откуда? почему? сколько? который? какой? указывает на предмет признак действия количество и порядок предметов я ты он она оно они налево поблизости тихо справа впереди издалека и др. пять — пятый тридцать- тридцатый сто- сотый
9 слайд
Описание слайда:
Род имен существительных Мужской род (он, мой) Женский род (она, моя) Средний род (оно, моё) брат вторник земля кошка небо животное Число имен существительных Единственное число Множественное число берёза гриб берёзы грибы
10 слайд
Описание слайда:
Падежи имен существительных Название падежа Падежные вопросы Предлоги Именительный кто? что? Родительный кого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Дательный кому? чему? к, по Винительный кого? что? под, за, про, через, в, на Творительный кем? чем? за, между, над, под, с Предложный о ком? о чём? в, о, об, на, при
11 слайд
Описание слайда:
Три склонения имен существительных Первое склонение Второе склонение Третье склонение м. р., ж. р. м. р., ср. р. ж. р. -а, -я , -о, -е -ь юноша дядя птица земля отец день небо счастье дочь тетрадь морковь рожь
12 слайд
Описание слайда:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Род имен прилагательных Род Окончание Пример Мужской -ий, -ый новый (урок) Женский -ая, -яя крупная (рыба) Средний -ое правое (плечо) Число имени прилагательного определяется по числу имени существительного
13 слайд
Описание слайда:
Склонение имен прилагательных Падеж М.р. Ж. р. Ср. р. Именительный -ий, -ый -ая, -яя -ое, -ее Родительный -его, -ого -ей, -ой -его, -ого Дательный -ему, -ому -ей, -ой -ему, -ому Винительный -его (ий), -ого (ый) -ую. –юю -его (ее), — ого (ое) Творительный -им, -ым -ей, -ой -им, -ым Предложный -ем, -ом -ей, ой -ем, -ом
14 слайд
Описание слайда:
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ 1-е лицо Я, мы 2-е лицо Ты, вы 3-е лицо Он, она, оно, они
15 слайд
Описание слайда:
ГЛАГОЛ Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Решать отвечать Решить ответить Изменение глаголов по временам Настоящее время Что делает? Смотрит, пилит рисует Прошедшее время Что делал? Что сделал? Смотрел, пилил рисовал Будущее время Что будет делать? Что сделает? будет смотреть, посмотрит будет пилить, распилит будет рисовать, нарисует
16 слайд
Описание слайда:
Спряжение глаголов -ешь, -ёшь -ет, -ёт I спряжение -ем, -ём -ете. -ёте брить -ут. -ют -ишь -ит II спряжение -им -ите -ат, -ят -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть -ить Глаголы, которые относятся ко II спряжению: Гнать, дышать, держать, зависеть, Видеть, слышать и обидеть, А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть.
17 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация позволит в начале 5 класса вспомнить изученные в начальной школе правила русского языка. Удобные для работы таблицы могут использоваться при прохождении различных тем в 5-6 классах. эту презентацию успешно использую в работе. Источник- Интернет.Темы: фонетика, состав слова, суффиксы глаголов и существительных, приставки. части речи, род, число, падеж, склонение, морфологические признаки существительных, прилагательных, местоимений, глаголов. Данную презентацию можно и нужно дополнить другими таблицами по мере прохождения различных тем русского языка.
Оставьте свой комментарий
Источник