Полезная информация при подготовки к егэ
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С
правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное — распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и
заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе «Советы выпускникам»).
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРО ЕГЭ
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.
После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 февраля текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.
Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора
Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.
На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья
При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!
Источник
Универсальной формулы подготовки к ЕГЭ не существует. Как нет ни школ, ни курсов, ни репетиторов, которые гарантируют вам 100 баллов. Но повысить свои шансы на успех всё-таки можно. Онлайн-школа TutorOnline собрала универсальные советы для тех, кому предстоит сдавать ЕГЭ уже в этом году.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Перестать бояться
Навязчивая мысль «Что будет, если я плохо сдам ЕГЭ?» в подготовке ничуть не помогает, а наоборот. А если к ней добавится страх не поступить в какой-то конкретный вуз, потому что «иначе я ничего не добьюсь в жизни», сосредоточиться на учёбе будет совсем сложно. Поэтому не нужно зацикливаться на каком-то одном учебном заведении — ведь вы выбираете не предмет и не вуз, а сферу будущей работы. Чтобы меньше бояться завалить ЕГЭ и вступительные, нужно определить круг своих интересов и составить перечень вузов разного уровня, где готовят по подходящим специальностям. А ещё меньше боятся те, кто хорошо готовится — им просто некогда!
«Я поступил в университет в прошлом году, но школу окончил в 2016-м. В мой выпускной год я, к сожалению, не набрал достаточного количества баллов и не прошёл на факультет, который для себя выбрал. Тогда мне казалось это трагедией (или даже не маленькой, а вполне себе вселенского масштаба). Но сейчас я даже рад, что многие вещи смог переосмыслить. В 11-м классе я слишком много ленился. За год, который я провёл на подготовительных курсах, изменилось многое. Я занимался сам именно теми предметами, которые были мне нужны. Я сам выпрашивал дополнительное занятие у преподавателя, сам искал репетиторов, занимался в интернете и на различных бесплатных спецкурсах.
Всем выпускникам советую готовиться не ради того, чтобы сдать экзамен на 100 баллов, а чтобы достичь более важной цели — поступить в ВУЗ и освоить ту профессию, о которой вы мечтаете. Ну и важно, конечно, чтобы эта цель была сформулирована заранее, а не на входе в экзаменационную аудиторию».
Семён, студент 1-го курса архитектурного факультета, выпускник 2016 года
2. Разобраться в предмете до того, как начать зубрёжку
Не стоит начинать готовиться к ЕГЭ сразу с тестовых вариантов. Лучше сначала повторить базу и вспомнить основные темы. Возьмите в библиотеке учебники 5-9 классов — там материал изложен подробнее и проще.
Полезно знать, в каких темах из года в год выпускники допускают больше всего ошибок. Например, по русскому языку уже несколько лет самые «провальные» темы — это правописание «н» и «нн», пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи, «не» и «ни» с разными частями речи, языковые средства выразительности. Самые частые ошибки в ЕГЭ по математике связаны с дробями и отрицательными числами, неправильным чтением графиков и невнимательными подсчётами. Зная это, можно уберечь себя от лишних ошибок.
Не лишним будет добавить в закладки официальный сайт ФИПИ. На этом сайте публикуют актуальные новости ЕГЭ и выкладывают демоверсии экзаменов. Там же всегда доступен открытый банк заданий, с которым можно готовиться к ЕГЭ сколько хочешь.
3. Тренировать внимание
Очень важно тренироваться вдумчиво читать вопрос и не спешить. В задании ЕГЭ могут попросить выбрать один или несколько ответов, найти ошибочный или, наоборот, верный вариант, записать ответ в определённой падежной форме. Шансы сдать экзамен хорошо будут значительно выше, если внимательно читать задания, не спешить и проверять даже те вопросы, которые на первый взгляд кажутся банальными.
Чтобы этому научиться, нужно внимательно читать задания каждый раз (а не только в особо важных случаях). В разных вариантах вам могут попадаться почти одинаковые задания, различающиеся лишь постановкой вопроса. Фиксируйте внимание на таких деталях, отмечайте для себя, как именно меняется ответ в зависимости от условия. Так вы научитесь видеть детали. В обратной ситуации, когда условие читается по диагонали и мозг фиксирует лишь общую картину, велик риск допустить ошибку и потерять баллы на самых простых вопросах.
4. Правильно выбрать помощников
Нужен ли репетитор, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл? Когда лучше обращаться к репетитору? А за месяц уже поздно? Вопросов на тему «ЕГЭ и репетитор» очень много, потому что у каждого ученика свои предпочтения, свой уровень подготовки, свой темп и стиль работы с учебным материалом.
Есть несколько случаев, когда репетитор действительно нужен:
- школьник собирается сдавать предмет, который придётся осваивать почти с нуля и за короткое время;
- самостоятельная подготовка не даёт видимого прогресса;
- нужна помощь, чтобы разработать программу подготовки;
- есть проблемы с учителем-предметником в школе, которые сказываются на уровне понимания учебного материала;
- есть проблемы с самодисциплиной.
5. Использовать сразу несколько стратегий подготовки
Недостаточно просто прорешивать варианты ЕГЭ, даже если делать это каждый день. Время от времени полезно, например, решать задачи олимпиадного уровеня. Во-первых, это поможет понять, что ЕГЭ — не катастрофа. Во-вторых, подобная зарядка стимулирует мозг на продуктивную работу. Готовьте когнитивные карты на сложные темы вместо традиционных конспектов. Это упражнение помогает лучше усваивать информацию, структурировать данные и находить причинно-следственные связи между научными фактами, историческими эпохами и теориями. А хотя бы один раз в 2-3 недели устраивайте собственный репетиционный экзамен — по всем правилам, с учётом времени и присутствующим в импровизированной аудитории наблюдателем (в качестве дополнительного раздражителя).
При этом важно не замыкаться в рамках своей комнаты, где кроме учебников и недоеденных бутербродов пообщаться не с кем. Занимайтесь без перерыва не больше 1,5 часов и почаще ходите на разные мероприятия, лекции, мастер-классы, занятия по профориентации, университетские субботы. Да и просто больше читайте (и не только учебники). Чтение стимулирует умственную активность, расширяет кругозор, развивает воображение, способствует формированию критического мышления. Для тех, кто хочет успешно написать сочинение, чтение и вовсе обязательное упражнение.
«При подготовке к ЕГЭ важны не отрывочные знания (пусть даже их очень много), а умение выстраивать логические связи между темами. На основе множества разрозненных понятий, формул и теорий 100 баллов точно не заработать. Своим ученикам я всегда советую постараться сохранить живой интерес к изучаемому предмету. Мой личный опыт работы с выпускниками показывает, что самых высоких результатов добиваются не те, кто зубрит больше, дольше и упорнее, а те, кому нравится предмет. Поэтому не нужно загружать террабайты кратковременной памяти данными, которые мозг воспринимает как информационный мусор».
Анастасия Сакова, учитель информатики
Источник