Полезная теория для егэ по русскому языку

Полезная теория для егэ по русскому языку thumbnail

Тренировочные задания помогут в подготовке ЕГЭ по русскому языку.

Для каждого задания есть:

  1. теория;
  2. практика в виде тестовых заданий;
  3. алгоритм решения;
  4. видеоразбор.

Задание 1. Определение главной информации текста

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 3. Определение лексического значения слова

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 4. Постановка ударения

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 5. Употребление паронимов

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 6. Лексические нормы

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения

Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 9. Правописание корней

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 10. Правописание приставок

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 13. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 17. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения

Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 23. Функционально-смысловые типы речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 24. Лексическое значение слова

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 25. Средства связи пред­ло­же­ний в тексте

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 26. Языковые средства выразительности

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 27. Сочинение

  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
  • Критерии оценивания сочинения
  • Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020
  • Речевые клише для идеального сочинения
  • Требования к оформлению сочинения
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • Сочинение на тему «Письмо другу»
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • Решай варианты ЕГЭ по русскому языку.
  • Демоверсия ЕГЭ 2020 по русскому языку
  • Кодификатор по русскому языку от ФИПИ направит тебя в изучении необходимых тем, которые потребуются для выполнения заданий в русском языке. И какие знания и умения требуются при выполнении заданий.

Источник

Если вам или вашему ребенку предстоит сдавать Единый экзамен, начинать подготовку следует заблаговременно. Объем материала, который одиннадцатикласснику прид ется освежить в памяти, огромен и охватывает всю школьную программу по предмету. Русский язык в этом смысле не исключение: чтобы успешно сдать ЕГЭ по нему, нужно будет освоить теорию, изучить правила и только потом начинать практиковаться, выполняя задания.

Как узнать, к чему готовиться

Книги, чернила и перо

Чтобы выяснить, какие именно темы вам предстоит повторять, не нужно рыскать по сомнительным сайтам, поскольку все наиболее важные сведения о ЕГЭ собраны на портале ФИПИ – Федерального института педагогических измерений, который и отвечает за разработку экзаменационных материалов. Аттестации по русскому языку на сайте этого учреждения посвящен отдельный блок, где можно скачать демонстрационный вариант теста и другие файлы, в том числе кодификатор, в котором и представлены темы для подготовки. Перечислять их все мы не будем, ограничимся лишь разделами:

  • фонетика;
  • лексика, фразеология;
  • морфология;
  • синтаксис;
  • орфография;
  • пунктуация;
  • выразительность речи;
  • речь.
Читайте также:  Вкусные и полезные обеды для правильного питания

Большинство из этих разделов включает в себя целый ряд тем, знание и понимание которых проверяются на экзамене. Их перечень и послужит для вас ориентиром при подготовке. Стоит добавить, что материалы на сайте ФИПИ всегда обновляются с учетом последних нововведений в структуре экзамена. Теоретическую базу, о которой мы говорим, изменения затрагивают мало, но в любом случае стоит помнить, что информацией из первых рук можно считать лишь те сведения, которые представлены на сайте института.

Какие умения проверяются на экзамене

В том же кодификаторе перечислены основные умения, которые проверяются на итоговой аттестации по русскому языку. Стоит понимать, что теория – это опора, но на ЕГЭ проверяется не столько знание самих правил, сколько способность ими пользоваться, поэтому, изучая основы, важно понимать, для чего они вам нужны и какие навыки вам необходимо будет продемонстрировать на экзамене. Вот что должен уметь одиннадцатиклассник согласно кодификатору ФИПИ:

  • Анализировать. Определять лингвистические явления, принадлежность языковых единиц. Контролировать собственную речь, оценивать свои высказывания и чужой текст с точки зрения грамотности и эффективности в решении коммуникативных задач. Проводить языковой анализ текстов различных жанров. Отличать варианты нормы от ее нарушения. Объяснять взаимосвязь лингвистических фактов с историко-культурными.
  • Читать. Исходя из коммуникативной задачи, использовать ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и прочие виды чтения. Владеть приемами информационной обработки печатного текста. Извлекать нужные сведения из учебно-научных, справочных и других источников.
  • Писать. Создавать и редактировать тексты разных видов и жанров. Применять в письменной речи основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и прочие нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. Соблюдать правила речевого поведения.

Эти требования применимы ко всем учащимся, сдающим ЕГЭ. Дополнительно в кодификаторе указаны специфические умения, НЕобязательные для старшеклассников из тех регионов, где русский язык не считается основным.

Также на сайте ФИПИ представлены методические рекомендации для подготовки к экзамену, и в этом документе список проверяемых умений представлен уже более подробно, развернуто, а все его пункты привязаны к перечисленным выше разделам теории.

РазделУмения
ФонетикаИспользовать теоретические знания в ходе правописания. Соблюдать орфоэпические нормы. Проводить фонетический разбор. Находить выразительные фонетические приемы в тексте.
Лексика, фразеологияСоблюдать лексические нормы литературного языка. Употреблять слова согласно их значениям. Оценивать точность и уместность словоупотребления в чужой и собственной речи. Искать в печатном тексте способы лексической выразительности, в том числе неологизмы, а также стилистически окрашенные, заимствованные и устаревшие слова. Подбирать синонимы и антонимы. Проводить лексический разбор.
МорфологияОтносить слово к той или иной части речи, исходя из его грамматических признаков. Проводить синтаксический разбор с опорой на знания в области морфологии. Различать омонимичные словоформы и относить их к соответствующим частям речи (например, слово «пила» может быть как существительным, так и глаголом прошедшего времени). Проводить морфологический разбор. Соблюдать морфологические нормы и оценивать с этой точки зрения чужую речь. Находить приемы морфологической выразительности в тексте.
СинтаксисОпределять виды и способы связи слов в конструкциях (предложениях, словосочетаниях) различных типов. Исходя из грамматических признаков и смысла предложения, относить его к той или иной синтаксической модели. Использовать знания в области синтаксиса в ходе правописания и морфологического разбора слов в предложении. Подбирать синтаксические синонимы. Соблюдать синтаксические нормы литературного языка и оценивать с этой позиции чужую и собственную речь. Проводить синтаксический разбор. Выявлять в тексте приемы синтаксической выразительности.
ОрфографияИспользовать орфографические, фонетические, лексические, морфологические и словообразовательные правила при письме. Проводить орфографический разбор разных языковых единиц. Соблюдать орфографические нормы русского языка и оценивать в этом отношении чужую и свою собственную речь.
ПунктуацияИспользовать правила и соблюдать нормы пунктуации в речи, оценивать с этой точки зрения собственные и чужие высказывания. Проводить пунктуационный разбор предложения и текста в целом.
Выразительность речиАнализировать текст, находя в нем различные выразительные средства – фонетические, синтаксические и прочие. Характеризовать различные средства выразительности (например, троп, прием).
РечьРазличать разные стили речи: научный, официально-деловой, литературно-художественный и прочие. Определять тему и идею текста, анализировать его структуру. Правильно вычленять языковые единицы внутри текста, анализировать их. Верно понимать тему, цель написанного, выявлять скрытую информацию. Создавать тексты разных стилей, жанров. Выбирать корректные языковые средства согласно целям высказывания и внешним (экстралингвистическим) факторам. Последовательно, связно и логично излагать мысли, адекватно выражать собственное отношение к явлениям действительности вообще и к прочитанному в частности. Определять и комментировать проблему текста. В речи соблюдать нормы литературного языка – лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные.
Читайте также:  Чем полезно масло льна в капсулах

В файле с методическими рекомендациями есть и другая информация, которая будет полезна в рамках теоретической подготовки. Так, например, каждый раздел теории сопровождается развернутым комментарием, где авторы, исходя из результатов ЕГЭ прошлых лет, разбирают наиболее распространенные ошибки выпускников и указывают, на какие правила стоит обратить особое внимание.

Полезная литература

Поняв, какие разделы теории вам предстоит повторить и какие умения отточить в ходе подготовки, важно правильно подобрать справочную литературу. В магазинах вы найдете десятки учебных пособий, в которых собраны все правила русского языка для ЕГЭ. Последние едины, но представлены совершенно по-разному, поэтому брать первое попавшееся на глаза издание не стоит. Мы собрали 5 книг, которые безусловно заслуживают доверия:

  • Цыбулько И. П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат, М., 2020;
  • Драбкина С. В., Субботин Д. И. ЕГЭ-2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации, М., 2020;
  • Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т., Груздева Е. Н., Ляшенко Е. Л. ЕГЭ-2020. Русский язык. Эксперт в ЕГЭ, М., 2020;
  • Заярная И. Ю. Орфография. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020;
  • Заярная И. Ю. Синтаксис и пунктуация. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020.

Обратите внимание, что все примеры пособий, которые мы привели, изданы в 2020-м, то есть в год публикации этой статьи. Дело в том, что структура ЕГЭ периодически меняется, поэтому и заниматься следует по самым новым учебникам. Тем не менее наиболее авторитетные их авторы не меняются, поэтому наш небольшой перечень будет полезен и после 2020-го. Помимо пособий, в качестве учебного материала для подготовки к ЕГЭ по русскому языку вам обязательно понадобятся словари: толковый, орфографический, орфоэпический, лексической сочетаемости и другие.

Осваивая теорию, не забывайте выполнять тренировочные задания по пройденным темам. Желаем удачной подготовки и ни пуха ни пера на экзамене!

Источник

ЕГЭ. Русский язык.

Экспресс — подготовка.

Полезная теория для егэ по русскому языку

Цели экспресс — подготовки:

1.Помочь выпускникам быстро подготовиться к ЕГЭ.

2.Предложить алгоритмы наиболее простого выполнения каждого задания на ЕГЭ.

3. Особое внимание уделить трудным вопросам, в которых чаще всего допускаются  ошибки.

4.Вспомнить теорию по темам.

5.Предложить варианты тестовых задний по каждому вопросу , предоставить  возможность проверить ответы (ответы даются в конце каждой статьи)

Ребята, это цели, которые я лично поставила перед собой.

Ваша задача – использовать данный материал, повторять теорию, делать тесты, систематически заниматься, и тогда желанные баллы обязательно будут вами получены на ЕГЭ.

Примечание.

По каждому вопросу на данном сайте есть достаточно большой теоретический материал (его легко найти в меню или через поиск). Используйте его в своей подготовке.

На сайте testy-klass.ru вы можете найти тесты по заданиям с подробными ответами и комментариями.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

СОДЕРЖАНИЕ:

Задания № 1-3. Текст

Задание  № 4. Орфоэпические нормы.

Задание № 5. Паронимы.

Задание № 6. Морфологические нормы.

Задание № 7. Лексические нормы.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Ошибки в предложениях с причастными оборотами.  ШПАРГАЛКА.

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами.  ШПАРГАЛКА.

Ошибки в построении сложных предложений. ШПАРГАЛКА.

Нарушение видовременной связи глаголов. ШПАРГАЛКА.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.  ШПАРГАЛКА.

Неправильное употребление числительных. ШПАРГАЛКА.

Неправильное употребление существительных с предлогом.  ШПАРГАЛКА.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. ШПАРГАЛКА.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. ШПАРГАЛКА.

 Ошибка в построении предложения с однородными членами. ШПАРГАЛКА.

Задание № 9. Безударные гласные в корнях слов.ШПАРГАЛКА.

Задание № 10.Правописание приставок,Ъ и Ь знаков.

Задание № 11. Правописание суффиксов частей речи (кроме причастий и -Н-,-НН-).

Задание № 11. ШПАРГАЛКИ.

  • Суффиксы глаголов
  • Суффиксы прилагательных.
  • Суффиксы существительных.
  • Суффиксы наречий.
Читайте также:  Что относится к полезным ископаемым ответ

Задание № 12. Правописание суффиксов причастий (кроме -Н-,-НН-) и окончаний глаголов.

Задание № 12. ШПАРГАЛКИ.

  • Суффиксы причастий.
  • Окончания глаголов.

Задание № 13. НЕ- с частями речи.

Задание № 14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Задание № 15 .-Н-,-НН- в частях речи.

Задание № 16.Пунктуация в ССП и в предложениях с однородным членами.

Задание № 17.Знаки препинания в предложениях с обособленным членами.

Задание № 18.Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.

Задание № 19.Знаки препинания в СПП.

Задание № 20.Знаки препинания в сложных предложениях  с разными видам связи.

Задание № 21.Знаки препинания.

Задание № 22.Смысловая и композиционная целостность текста.

Задание № 23. Функционально-смысловые типы речи.

Задание № 24.Лексическое значение слова

Задание № 25.Средства связи предложений в тексте.

Задание № 26.Языковые средства выразительности.

Задание № 27. Сочинение. Рекомендации. Клише.

Источник

Для каждого задания ЕГЭ по русскому языку собрали:

  1. теорию;
  2. практику в виде тестовых заданий;
  3. алгоритмы решения;
  4. видеоразбор заданий.

Задание 1. Определение главной информации текста

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 3. Определение лексического значения слова

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 4. Постановка ударения

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 5. Употребление паронимов

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 6. Лексические нормы

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения

Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 9. Правописание корней

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 10. Правописание приставок

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 13. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 17. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения

Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 23. Функционально-смысловые типы речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 24. Лексическое значение слова

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 25. Средства связи пред­ло­же­ний в тексте

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 26. Языковые средства выразительности

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 27. Сочинение

  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
  • Критерии оценивания сочинения
  • Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020
  • Речевые клише для идеального сочинения
  • Требования к оформлению сочинения
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • Сочинение на тему «Письмо другу»
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку

Смотри также:

  • Решай варианты ЕГЭ по русскому языку
  • Демоверсия ЕГЭ 2020 по русскому языку
  • Кодификатор по русскому языку от ФИПИ направит тебя в изучении необходимых тем, которые потребуются для выполнения заданий в русском языке. И какие знания и умения требуются при выполнении заданий.

Источник