Полезная теория по биологии для егэ

Теория
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов).
Все живые существа — растения, животные и одноклеточные организмы — состоят из клеток и их производных. Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов. Для всех клеток характерно сходство в химическом составе и обмене веществ. Активность организма слагается из активности и взаимодействия составляющих его самостоятельных клеточных единиц. Все живые клетки возникают из живых клеток.
Хромосомная теория наследственности (Т. Морган).
Хромосомы с локализованными в них генами — основные материальные носители наследственности.
- Гены находятся в хромосомах и в пределах одной хромосомы образуют одну группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом.
- В хромосоме гены расположены линейно.
- В мейозе между гомологичными хромосомами может произойти кроссинговер, частота которого пропорциональна расстоянию между генами.
Теория возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, С. Фоке, С. Миллер, Г. Меллер).
Жизнь на Земле возникла абиогенным путем.
- Органические вещества сформировались из неорганических под действием физических факторов среды.
- Они взаимодействовали, образуя все более сложные вещества, в результате чего возникли ферменты и самовоспроизводящиеся ферментные системы — свободные гены.
- Свободные гены приобрели разнообразие и стали соединяться.
- Вокруг них образовались белково-липидные мембраны.
- Из гетеротрофных организмов развились автотрофные.
Теория эволюции (Ч. Дарвин).
Все существующие ныне многочисленные формы растений и животных произошли от существовавших ранее более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последовательных поколениях.
Теория естественного отбора (Ч. Дарвин).
В борьбе за существование в естественных условиях выживают наиболее приспособленные. Естественным отбором сохраняются любые жизненно важные признаки, действующие на пользу организма и вида в целом, в результате чего образуются новые формы и виды.
Мембранная теория (М. Траубе, В.Пфеффер, Ч. Овертон).
Проистекает из клеточной теории. Объясняет свойства клетки (проницаемость, способность избирательно аккумулировать вещества, способность сохранять осмотическую стабильность, и способность генерировать электрические потенциалы) свойствами ее плазматической мембраны, представленной двойным слоем фосфолипидов, пронизанных частично или полностью белками, с «натриевыми», «калиевыми» и другими (около 30 разновидностей) каналами. В настоящее время постепенно признается несостоятельной.
Фазовая теория (Б. Мур, М. Фишер, В. Лепешкин, Д.Н.Насонов, А.С.Трошин, Г. Линг)
Проистекает из теории саркоды Дюжардена. Является альтернативой общепринятой мембранной теории. Представляет мембрану как границу из поляризованной ориентированной воды и на основании этого объясняет свойства клетки, рассматривая саму клетку как протоплазму — коллоидную систему, фазы которой образованы упорядоченной совокупностью молекул белка, воды и ионов, объединяемых в единое целое возможностью взаимопереходов.
Законы
- Биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель, А. Н. Северцов). Онтогенез организма есть краткое повторение зародышевых стадий предков. В онтогенезе закладываются новые пути их исторического развития — филогенеза.
- Закон зародышевого сходства (К. Бэр). На ранних стадиях зародыши всех позвоночных сходны между собой, и более развитые формы проходят этапы развития более примитивных форм.
- Закон необратимости эволюции (Л. Долло). Организм (популяция, вид) не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков.
- Закон эволюционного развития (Ч. Дарвин). Естественный отбор на основе наследственной изменчивости является основной движущей силой эволюции органического мира.
- Законы наследования (Г. Мендель, 1865 г.):
- Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя) — при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки — оно фенотипически единообразно.
- Закон расщепления (второй закон Менделя) — при самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3:1, при этом образуются две фенотипические группы — доминантная и рецессивная.
- Закон независимого наследования (третий закон Менделя) — при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с ними разные сочетания. Образуются четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1.
Гипотеза частоты гамет (Г. Мендель, 1865 г.): находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в них в чистом виде.
- Закон сцепленного наследования (Т. Морган, 1911 г.) Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого распределения
- Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов, 1920 г.) Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
- Закон генетического равновесия в популяциях (Г. Харди, В. Вайнберг). В неограниченно большой популяции при отсутствии факторов, изменяющих концентрацию генов, при свободном скрещивании особей, отсутствии отбора и мутирования данных генов и отсутствии миграции численные соотношения генотипов АА, аа, Аа из поколения в поколение остаются постоянными. Частоты членов пары аллельных генов в популяциях распределяются в соответствии с разложением бинома Ньютона (рА + qа)2.
- Закон сохранения энергии (И. Р. Майер, Д. Джоуль, Г. Гельмгольц). Энергия не создается и не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую. При переходе материи из одной формы в другую изменение ее энергии строго соответствует возрастанию или убыванию энергии взаимодействующих с ней тел.
- Закон минимума (Ю. Либих). Выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т. е. фактором минимума.
- Правило взаимодействия факторов: организм способен заменить дефицитное вещество или другой действующий фактор иным функционально близким веществом или фактором.
- Закон биогенной миграции атомов (В. И. Вернадский). Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция), или же протекает в среде, геохимические особенности которой обусловлены живым веществом, как тем, которое в настоящее время составляет биосферу, так и тем, которое существовало на Земле в течение всей геологической истории.
Закономерности
- Детерминированность — предопределенность, обусловленная генотипом; закономерность, в результате которой из каждой клетки образуется определенная ткань, определенный орган, что происходит под влиянием генотипа и факторов внешней среды, в том числе и соседних клеток (индукция при формировании зародыша).
- Единство живого вещества — неразрывная молекулярно-биохимическая совокупность живого вещества (биомассы), системное целое с характерными для каждой геологической эпохи чертами. Уничтожение видов нарушает природное равновесие, что приводит к резкому изменению молекулярно-биохимических свойств живого вещества и невозможности существования многих ныне процветающих видов, в том числе и человека.
- Закономерность географического распределения центров происхождения культурных растений (Н.И.Вавилов) — сосредоточение очагов формообразования культурных растений в тех районах земного шара, где наблюдается наибольшее их генетическое разнообразие.
- Закономерность экологической пирамиды — соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в их массе и изображенное в виде графической модели, где каждый последующий пищевой уровень составляет 10% от предыдущего.
- Зональность — закономерное расположение на земном шаре природных зон, отличающихся климатом, растительностью, почвами и животным миром. Зоны бывают широтные (географические) и вертикальные (в горах).
- Изменчивость — способность организмов изменять свои признаки и свойства; генотипическая изменчивость наследуется, фенотипическая — не наследуется.
- Метамерность — повторение однотипных участков тела или органа; у животных — членистое тело червей, личинок моллюсков и членистоногих, грудная клетка позвоночных; у растений — узлы и междоузлия стебля.
- Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, т. е. воспроизводить себе подобных.
- Полярность — противоположность концов тела: у животных — передний (головной) и задний (хвостовой), у растений — верхний (гелиотропический) и нижний (геотропический).
- Приспособленность — относительная целесообразность строения и функций организма, явившаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования.
- Симметрия — закономерное, правильное расположение частей тела относительно центра — радиальная симметрия (некоторые беспозвоночные животные, осевые органы растений, правильные цветки) либо относительно прямой линии (оси) или плоскости — двусторонняя симметрия (часть беспозвоночных и все позвоночные животные, у растений — листья и неправильные цветки).
- Цикличность — повторение определенных периодов жизни; сезонная цикличность, суточная цикличность, жизненная цикличность (период от рождения до смерти). Цикличность в чередовании ядерных фаз — диплоидной и гаплоидной.
Решай с ответами:
- задание 2 по биологии
- задание 4 по биологии
- задание 7 по биологии
- задание 8 по биологии
- задание 15 по биологии
- задание 16 по биологии
- задание 17 по биологии
- задание 18 по биологии
- задание 22 по биологии
Источник
Чтобы сдать экзамен по биологии, нужно повторить всю школьную программу с 5 по 11 класс. Многовато, правда? Сегодня расскажем о структуре экзамена, какие есть задания и как их оценивают, а еще о том, что нужно знать, чтобы сдать-таки биологию.
Кому потребуются результаты экзамена?
- Всем, кто поступает на специальности, связанные с изучение живой природы и окружающей среды (ученым-биологам, экологам и т.д.).
- Абитуриентам, поступающим в медицинский.
- Тем, кто мечтает связать свою жизнь с психологией (клинической, социальной, организационной, спортивной, специальной и пр.).
Узнай заранее, результаты каких экзаменов нужны для поступления на ту или иную специальность. Будущим медикам потребуется химия, а будущие психологи не обойдутся без физкультуры и иностранного языка (зависит от направления).
Структура экзамена по биологии
Экзамен по биологии длится 3,5 часа и включает в себя 28 вопросов. Вопросы делятся на 2 части: требующие краткого ответа (в виде цифры или последовательности цифр) и требующие развернутого ответа.
Вопросы с 1 по 22 – это первая часть экзамена. Вопросы с 22 по 28 – вторая часть. В среднем на каждый ответ из первой части требуется 5 минут. Эта часть включает базовые знания.
Лайфхак: в большинстве заданий первой части ответ может скрываться в самой формулировке вопроса. Читай внимательно!
На ответы второй части требуется больше времени: 10-20 минут, так как требуется дать развернутый комментарий.
По уровню сложности все вопросы делятся на 3 типа:
- Базовый уровень включает 4 задания. Это вопросы 1, 2, 3, 6.
- Повышенный уровень сложности – 18 заданий (4, 5, 7-22).
- Высокий уровень – это 6 заданий с 23 по 28.
В ЕГЭ по биологии предполагаются 4 формата ответов на вопрос:
- Ответ, состоящий из одной цифры
- Ответ в виде последовательности цифр
- Развернутый ответ (от одного слова до одного предложения)
- Подробное описание (несколько предложений, описывающие последовательность действий)
Ответы 1 и 2 формата требуются в первой части ЕГЭ. Ответы 3 и 4 форматов – во второй.
Не берись сразу за сложные вопросы – они требуют больше времени. Ответь сначала на вопросы первой части – с ними ты разберешься быстрее и спокойно приступишь к решению заданий из части 2.
Примеры заданий из материалов ФИПИ
Вот пример задания №4, где ответ нужно оставить в виде цифр.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна удваиваться в клетке
5) в комплексе с белками образует хромосомы
Ответ: 2, 3
А вот пример задания №6, где требуется указать правильную последовательность цифр.
6. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Ответ: ________________________.
Есть еще задания на установление соответствия. Вот пример задания №10 (это повышенный уровень сложности).
10. Установите соответствие между функциями и органами растения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФУНКЦИИ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ |
А) осуществление минерального питания | 1) корень |
Б) поглощение воды | 2) лист |
В) синтез органических веществ из неорганических | |
Г) транспирация | |
Д) образование микоризы | |
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
А вот пример задания №25, где требуется дать развернутый ответ.
25. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?
Как видишь, задания разной сложности и на разные темы. Оцениваются они по-разному, но об этом позже. Давай пока обсудим, какие же темы входят в ЕГЭ и что нужно знать для сдачи экзамена.
Основные темы: что нужно знать для ЕГЭ по биологии
Каждый вопрос ЕГЭ затрагивает одну конкретную тему. Вот их список:
№ задания | Тема |
1 | Биологические термины и понятия |
2 | Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого |
3 | Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор соматических и половых клеток |
4 | Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки |
5 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки |
6 | Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание |
7, 8 | Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология |
9, 10 | Многообразие организмов. Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения. Животные. Вирусы |
11 | Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность |
12 | Организм человека. Ткани. Органы. Системы органов. Гигиена человека |
13 | Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов |
14 | Организм человека. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Гигиена человека |
15, 16 | Эволюция живой природы. Движущие силы эволюции. Методы изучения эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Происхождение человека |
17, 18 | Экосистемы и присущие им закономерности. Среды жизни. Биосфера |
19 | Общебиологические закономерности |
20, 21 | Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье |
22 | Применение биологических знаний в практических ситуациях |
23 | Задание с изображением биологического объекта |
24 | Задание на анализ биологической информации |
25 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов |
26 | Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях |
27 | Решение задач по цитологии на применение знаний |
28 | Решение задач по генетике на применение знаний |
Как ты понимаешь из приведенного списка, экзамен охватывает 4 раздела биологии: ботанику, зоологию, анатомию и общую биологию. При подготовке к экзамену упор следует делать именно на эти темы.
Кстати, Люми готов тебе помочь, если с каким-то из разделов у тебя сложности. Например, есть модуль по анатомии человека, вот посмотри видос:
И есть модуль по общей биологии, скорее зацени!
Сколько баллов дается за задания?
На ЕГЭ по биологии ты должен показать, как ты умеешь:
- анализировать информацию,
- использовать графическую информацию в задании для поиска верного ответа,
- делать множественный выбор из предоставленных вариантов,
- устанавливать соответствия и последовательность действий.
Каждый ответ оценивают по 3-бальной шкале.
- За задания 1, 2, 3, 6 можно получить 1 балл.
- За задания 4, 5, 7-22 дают 2 балла.
- За задания 23-28 дают 3 балла. Тут все зависит от качества твоего развернутого ответа.
Таким образом, максимальное количество баллов, которое ты можешь получить за ответы – 58. Не пугайся, это еще не результат экзамена, это лишь первичный балл. Твои 58 баллов пересчитают по специальной шкале перевода первичных баллов в итоговые.
Таблица перевода первичных баллов в итоговые для ЕГЭ по биологии 2020
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 7 |
4 | 9 |
5 | 12 |
6 | 14 |
7 | 16 |
8 | 18 |
9 | 21 |
10 | 23 |
11 | 25 |
12 | 27 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 42 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 46 |
24 | 47 |
25 | 48 |
26 | 50 |
27 | 51 |
28 | 52 |
29 | 53 |
30 | 55 |
31 | 56 |
32 | 57 |
33 | 59 |
34 | 60 |
35 | 61 |
36 | 63 |
37 | 64 |
38 | 65 |
39 | 66 |
40 | 68 |
41 | 69 |
42 | 70 |
43 | 72 |
44 | 73 |
45 | 74 |
46 | 76 |
47 | 77 |
48 | 78 |
49 | 79 |
50 | 82 |
51 | 84 |
52 | 86 |
53 | 89 |
54 | 91 |
55 | 93 |
56 | 96 |
57 | 98 |
58 | 100 |
ЕГЭ считается сданным, если итоговый балл равен 36. То есть нужно набрать минимум 16 первичных баллов. Средний итоговый балл для поступления в вуз – 45-78. В популярных университетах высокий конкурс, а потому туда может потребоваться результат в 79-100 баллов. Так что чем больше баллов ты наберешь, тем лучше.
Теперь ты знаком со структурой ЕГЭ по биологии и можешь готовиться к экзамену. Повторяй теорию и решай тесты в интернете. А еще не лишним будет прочитать статью о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии.
Источник
Как самостоятельно готовиться к ЕГЭ по биологии? Такой вопрос задают себе многие. Ведь репетиторские услуги – это довольно дорого, особенно для тех, кто не в Москве, а в регионах. Как преподаватель биологии с многолетним стажем, могу сказать: да, можно подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно.
Но есть ключевой момент: подготовка к ЕГЭ по биологии самостоятельно возможна, если старшеклассник умеет организовывать себя. Если он может сам составить план и следовать ему.
Ведь есть школьники, которые без внешнего контроля — родительского, преподавательского, учительского — не могут себя организовать. Им трудно выработать план действий. Таким детям обязательно нужен педагог, нужно третье лицо, которое будет их регулировать и направлять.
С чего начать самостоятельную подготовку к ЕГЭ по биологии?
Сейчас и на сайте ФИПИ, и в книжных магазинах можно найти классификатор тем ЕГЭ по биологии, установленный ФИПИ. По этому плану и нужно готовиться. Причем тема может быть очень большой. В ней могут быть подразделы, и все их нужно пройти, проштудировать, выучить.
Сразу после изучения темы решаем тематические тесты. Есть множество сборников тренировочных заданий именно в формате ЕГЭ. Их надо решать как можно больше. Главное — практика.
Мало просто читать учебник. Читая учебники, можно пропустить или забыть что-то важное. А решение тестов возвращает внимание именно к ключевым моментам, которые нужно знать.
Даже если вы готовитесь к ЕГЭ по биологии самостоятельно — хорошо, когда есть с кем посоветоваться, определить, сколько времени уделять каждой теме. Все темы ЕГЭ по биологии разные! Есть очень большие, глобальные. Например, зоология или ботаника, где объем материала огромен.
Как рассчитать время самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии?
Если вы начали готовиться в 11 классе, в сентябре, — у вас почти 9 месяцев на подготовку. Но при этом придется убрать из них месяц–полтора на какие-то непредвиденные обстоятельства: не смог сесть за учебники, или заболел, или праздники, или в школе слишком много задали. И остается где-то 7 с половиной месяцев. Выделите месяц-полтора на проработку именно вариантов ЕГЭ по биологии. А остальное время распределите на изучение теории, тематические тесты и задания.
Чем могут помочь родители в самостоятельной подготовке к ЕГЭ по биологии?
Прежде всего — родители знают и понимают своего ребенка. Они могут оценить, нужен ли репетитор, или курсы, или их старшеклассник настолько организован, что может подготовиться к ЕГЭ по биологии сам.
ЕГЭ по биологии выбирают те, кто хотя бы примерно представляет, куда поступать. Причем это серьезные специальности — медицина, психология, ветеринария. ЕГЭ по биологии не сдают “просто так”, чтобы что-то сдать. И лучше с родителями обсудить, куда поступать, на какие направления, насколько это реально. Потому что замахнуться на самостоятельную подготовку к ЕГЭ по биологии и потом ее не вытянуть — может быть очень обидно.
Начиная подготовку к ЕГЭ по биологии, определите, сможете ли вы сами составить план работы и следовать ему. Сможете ли распределить время на прохождение внушительного объема теоретического материала. Найдите способы проверки своих знаний. Или — выбирайте, пока не поздно, качественные курсы ЕГЭ по биологии. Этот вариант — беспроигрышный.
Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Источник