Полезно для всех учителей русского язык
Задание 1. Сформулируйте свои доводы за/против использования безотметочного обучения. Возможно ли его принципиальное использование на уроках Вашей предметной области? Если да, то как это может выглядеть?
Возможно ли использование метода «Эссе» на уроках Вашей предметной области? Разработайте по 2-3 темы эссе по Вашей предметной области для разных ситуаций: 1)эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа); 2)эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу; 3)эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала; 4)эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме. Какой (-ие) из методов педагогических измерений, предположительно, будет (-ут) более эффективны на уроках по Вашей предметной области и почему?
Ответ на вопрос:
Безотметочное обучение – актуальная тема в современном образовании. Кто-то считает «классическую» пятибалльную систему правильной, кто-то придерживается мнения, что безотметочная система более эффективна и продуктивна.
Доводы «За»:
Отсутствие стрессовой ситуации получения «плохой» (Двойки) отметки. Наличие разных видов поощрения: в словесной форме (Молодец! Хорошо! Попробуй еще! И т.д.), зачетные книжки, лист учебных достижений и др.
Реализуется личностно-ориентированный подход за счет введения маршрутных листов, в которых прописывается план изучения темы. Задания даются в зависимости от уровня подготовленности учащегося.
Ребенок, зная, что не получит плохую отметку, открыто может сказать о том, что ему не понятно при изучении определенной темы. Тем самым учитель может ликвидировать пробелы учащегося.
Учащийся учится самостоятельно контролировать ход своей учебной деятельности и ее оценка, что отсутствует при отметочной системе. Самоконтроль и самооценка становятся внутренним мотивирующим фактором, что играет важную роль для ребенка в процессе обучения.
Доводы «Против»:
Отсутствие внешней оценки, что приводит к необходимости постоянно мотивировать учащегося.
В процессе бучения наряду с традиционными методами оценки знаний, умений и навыков, используются и современные методы. К ним относится и эссе. Данный метод часто используется на уроках литературы и русского языка. Тем более, что эссе является одним из основных заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Предлагаемые темы эссе по русскому языку:
1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа): «Сочинение о маме», «Мир современных профессий».
2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков – Щедрин), «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими» (В.В. Виноградов), «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Г. Паустовский).
3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала: «Зачем нужна культура речи?», «Нужны ли русскому языку заимствования?»
4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулированных на уроке мыслей и выводов по теме: «Роль причастий в речи», «Зачем нужны предлоги?».
Задание 2. Какие формы заданий в тестовой форме Вы можете выделить? Какие из них, на Ваш взгляд, целесообразнее использовать на уроках Вашей предметной области? Ответ обоснуйте. Разработайте по 2-3 тестовых задания для каждой формы тестового задания, которые Вы определили как наиболее подходящие для Вашей предметной области.
Ответ на вопрос:
По общепринятой классификации можно выделить тестовые задания четырех основных форм:
задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;
задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответов;
задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;
задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать правильный порядок действий или процессов.
Использование тестовых заданий дает возможность быстро оценить знания учащихся. Для выполнения тестовых заданий учащиеся должны уметь работать с предложенной информацией, с текстом. Это умение формируется на уроках русского языка и литературы.
На уроках русского языка и литературы можно использовать все формы тестовых заданий. При повторении или закрепления изученного материала подойдут тесты открытого и закрытого типа, на установление соответствия. При работе с текстом как по русскому языку (чаще на уроках по культуре речи), так и по литературе учителя используют задания на установление правильной последовательности.
Например, по русскому языку при изучении или закреплении темы «Орфография. Фонетика. Лексика» в 5 классе можно предложить такие задания закрытой формы:
Укажите слово, в котором Ь не пишется:
А) сел…д…; В) кос…ба;
Б) веч…ный; Г) реч…ка
2. Найдите слова, в которых происходит оглушение согласных:
А) молотьба;
Б) разжечь;
В) отбелить;
Г) голубка;
Д) намажь;
Е) макушка.
Задания открытой формы при изучении раздела «Синтаксис»:
Замените словосочетание деревянные лавочки, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Сделайте синтаксический разбор предложения: Было так тихо, что издалека слышался треск ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.
Задания на установление соответствия:
Укажите вид связи в словосочетании: I) согласование; II) управление; III) примыкание:
А) грустная песня;
Б) написать поэму;
В) видеться часто;
Г) пойти в кино;
Д) интересный роман;
Е) встретить друга;
Ж) замечание педагога;
З) говорить медленно;
И) попросить послушать.
2. Укажите, чем выражено подлежащее: а) существительное; б) местоимение; в) числительное; г) глагол; д) словосочетание; ж) прилагательное.
I) Счастливые часов не наблюдают.
II) На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись.
III) Семь не делится на два.
Задания на установление правильной последовательности на уроках по культуре речи. Например, при написании изложения в 5 классе можно в начале урока дать следующее задание:
В тексте «перепутаны» абзацы. Восстановите текст. (К. Паустовский «Рыжий кот»)
А) Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, который обворовывал нас каждую ночь.
Б) Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
В) Это было уже не воровство, а грабеж среди бела дня.
Г) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Или на уроках, посвященных Морфемике и словообразованию можно предложить задания такого типа:
Восстановите последовательность разбора слова по составу:
Укажи основу слова.
Выдели окончание, изменив форму слова .
К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.
Выдели приставку.
Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.
Укажи суффикс (если есть).
Таким образом, с помощью метода тестового контроля учащиеся самостоятельно выбирают правильное решение, что способствует объективной оценке своих знаний.
Задание 3. Что понимается под эффективностью педагогической оценки? Сформулируйте предложения, направленные на повышение эффективности оценки достижений учащихся на основе собственного опыта ведения занятий по Вашему предмету. Каким образом, на Ваш взгляд, можно уменьшить необъективность педагогической оценки?
Ответ на вопрос: Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
Процессу повышения эффективности оценки достижений учащихся могут послужить следующие факторы:
Необходимо наличие мотивации учащихся на каждом уроке. Дети должны понимать, что грамотная и правильная речь (письменная и устная) очень важна. Без знаний норм литературного языка, без богатого словарного запаса человек не сможет правильно сформулировать свои мысли, передать какую-либо информацию окружающим.
При работе с текстами на уроках русского языка учитываем интересы и потребности детей. Например, в классах с физико-математическим уклоном можно брать тексты из различных технических журналов.
Использовать на уроках разнообразные методы и приемы ( не менее 2-3 на каждом уроке), чтобы учащимся было интересно, не скучно.
Учитываем возраст учащихся. В 5 классе детям больше нравится играть, угадывать, искать ответы на вопросы. В старших классах учащиеся более самостоятельны, здесь уже можно применять научно-исследовательские методы, метод составления проектов и др.
Использовать разные методы оценивания (безотметочное), в зависимости от возраста. Например, по русскому языку в старших классах помимо контрольных работ можно провести зачет после изучения какого-либо раздела и др.
Чтобы педагогические оценки были более объективные, со стороны администрации школы должна проводиться системная работа. Проведение входных, промежуточных, итоговых контрольных работ, различных научно-практических конференций и олимпиад на уровне школы, с привлечением всех учащихся. Необходимо привлекать независимых экспертов. Например, провести образовательное событие «200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова» для всех учащихся с независимыми экспертами: родителями, приглашенными гостями (педагоги других школ, сотрудники районной библиотеки и т.д.).
Задание 4. Разработайте структуру портфолио учащегося по Вашей предметной области. Выделите специфические (характерные именно для Вашей профессиональной области) структурные элементы такого портфолио.
Ответ на вопрос: Система контроля знаний по русскому языку и литературе очень важна. Портфолио по предмету помогает проследить индивидуальное развитие ученика по предмету. Ученик учится обобщать свой опыт, подводить итоги знаний, презентовать себя. Предлагаю пример портфолио по русскому языку и литературе.
Структура портфолио по русскому языку и литературе.
I) Титульный лист: ФИО, учебное заведение, класс, контактная информация, фото.
II) Содержание портфолио по разделам:
Оценочный лист учащегося. В начале изучения каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. В ходе изучения материала ученик фиксирует, что пройдено, какие темы понятны / непонятны, какие вопросы хотелось бы задать учителю.
Достижения в освоении программных художественных текстов. Например, список текстов, необходимых для прочтения в каком-либо классе. В этом списке отмечать произведения, которые учащийся прочитал.
Достижения в освоении основных разделов русского языка: Фонетика и орфоэпия, Орфография, Грамматика, Лексикология, Стилистика, Культура речи, Синтаксис, Морфология, Фразеология и этимология – контрольные работы, выполненные задания, зачеты и др. Замечания по устранению пробелов по данным разделам.
Достижения в освоении письменных навыков анализа художественных текстов. Здесь можно представить анализы произведений, сочинения, изложения.
Достижения в исследовательской и творческой деятельности. В этом разделе учащийся может рассказать о своей исследовательской деятельности: участии в конференциях различного уровня, чтениях, олимпиадах по русскому языку и литературе. Фотографии с различных театральных постановок, музыкальных композиций, участие в конкурсах выразительного чтения и т.д.
«Проба пера». Здесь можно представить произведения собственного сочинения: стихотворения, сказки, рассказы и т.д.
Отзывы одноклассников, педагогов (учителей, заместителя директора), родителей по проделанной работе учеником по данным предметам за четверть, год.
III) Приложение (на усмотрение ученика).
Специфическими элементами данного портфолио являются почти все разделы, кроме оценочного листа учащегося и отзывов (эти разделы можно применять в портфолио и по другим предметам).
Задание 5. Укажите, какие средства оценки результатов обучения Вы считаете наиболее применимыми в Вашей профессиональной деятельности (в Вашей предметной области) и почему?
Ответ на вопрос:
Наиболее приемлемые средства оценки результатов обучения по русскому языку и литературе являются тестирование, мониторинг, портфолио.
Для итогового контроля подходят тестовые задания, с помощью которого можно проверить уровень подготовки каждого учащегося по всем основным разделам курса. Тестирование представляется наиболее удобной формой проверки компетенций — лингвистической и языковой.
Мониторинг знаний включает и оценку, и динамику. В результате мониторинга учитель видит объективную картину о ходе и результатах изучения той или иной темы. Педагог может отследить динамику учащегося при изучении какого-либо раздела. Например, по русскому языку, учитель может завести по каждому разделу (Фонетика и орфоэпия, Орфография, Грамматика, Лексикология, Стилистика, Культура речи, Синтаксис, Морфология) на каждого ученика оценочный лист, в котором будет отслеживать динамику контрольных работ, тестовых работ, зачетов и др. Причем данную диагностику может отслеживать как педагог, так и сам ученик.
Оценочные листы могут стать одним из разделов портфолио учащегося. Портфолио является одним из главных средств накопления информации об образовательных результатах ученика. Основными разделами портфолио являются показатели предметных результатов по русскому языку и литературе и показатели личностных результатов во внеучебной деятельности.
Источник
#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????
Здравствуйте, дорогие наши подписчики! Сегодня мы открываем новую рубрику, которая называется #хакнем_русский_язык . Я буду одним из авторов этой рубрики.
В ней будет много полезного и интересного как для школьников, так и для взрослых наших читателей. Но прежде чем начать, я бы хотела с Вами познакомиться.
Меня зовут Зеленова Ирина Анатольевна. Я являюсь преподавателем английского и русского языков. В 2004 году закончила с отличием МГОУ (педагогический университет) по специальности «Лингвист. Преподаватель английского языка», а до этого в 1997 году я окончила Педколледж № 4 г. Москвы по специальности «Учитель начальных классов с правом преподавания иностранного (английского) языка».
Преподаю я уже более 23 лет: работала и в школе, и в колледжах (экономическом и педагогическом), и в Юридической Академии — преподавала юридический английский и готовила студентов к сдаче IELTS. Также с 2003 года по 2016 год работала на курсах английского языка и вела как групповые, так и индивидуальные занятия по английскому языку, готовила к ЕГЭ.
В то же время я проводила частные занятия по русскому и английскому языкам и готовила к ОГЭ и ЕГЭ. Мои ученики сдают экзамены по русскому и английскому на высокие баллы и поступают в ВУЗы на бюджет. Работу свою я очень люблю, как и своих учеников. Каждый из них, даже если это ученик начальных классов, индивидуален и уже личность, достойная уважения. Мне всегда интересно общаться со своими студентами, выслушивать их мнение по разным вопросам и радоваться их успехам на экзаменах и в школе. Мне нравится видеть их улыбки и горящие глаза, когда у них улучшается успеваемость, и они начитают понимать и любить изучаемый предмет.
А теперь поговорим немного о том, зачем нужно изучать русский язык и почему важно быть грамотным. Для меня это всегда было очевидно.
Русский язык — это мой родной язык, и не знать его для меня было просто стыдно. Грамотные люди всегда выгодно отличаются от других. Ведь признайтесь себе, что с грамотным человеком всегда приятнее общаться, с ним хочется встречаться вновь и вновь или даже подружиться. С начитанными людьми интересно общаться. Они могут рассказать много полезного и интересного, им хочется подражать.
В то время как человек, который не знает своего родного языка, может производить неблагоприятное впечатление и отталкивать от себя окружающих. Я думаю, никому из вас не хочется быть таким человеком. Тем более, что грамотно говорить и писать по-русски не так уж сложно, особенно когда вы живёте в русскоязычной среде.
Источник фото: krot.info, авторское право принадлежит автору
Вы с детства смотрите русские мультики и фильмы. Родители на ночь читают вам русские сказки. В школе вы изучаете русский язык и общаетесь с родителями, учителями и друзьями тоже на русском. А многие еще и читают книги на русском. Вот сколько возможностей у вас изучать русский язык, не прилагая особых усилий.
Самое главное здесь — это любить родной язык, общаться с грамотными людьми и читать те книги, которые вам нравятся. И вскоре вы заметите, как изменится ваше отношение к родному языку. Вы перестанете считать его скучным и сложным, полюбите его так же, как люблю его я. Ну а я в нашей рубрике #хакнем_русский_язык помогу вам увидеть всю красоту русского языка, справиться с трудностями в его изучении и понять, что учить русский язык не только полезно, но и интересно.
#хакнем_русский_язык (???? новое направление нашей медиа-группы ????)
Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва. Обратиться к нашему эксперту за консультацией.
Источник
Неважно, сколько вам лет, но скорее всего, вам хочется говорить и писать грамотно. И несмотря на эпоху компьютеризации, которая принесла Т9 и другие системы автоматического исправления ошибок, настоящие знания не стали менее важными. Ведь, например, на государственных экзаменах автозамена текста уже не поможет.
Учиться сегодня можно без зубрёжки, а с интерактивом и лёгкостью. Существует множество сайтов для изучения русского языка, которые сделают процесс увлекательным.
Мы собрали 10 лучших сайтов по русскому языку для того, чтобы выучить теорию и попрактиковаться.
1. Грамота.ру
Пожалуй, самый популярный ресурс для тех, кто заинтересован в изучении русского языка. Чаще всего этот справочно-информационный портал используется для быстрой проверки правописания и проверки постановки ударения. Кроме того, на сайте можно изучать теорию — свод правил орфографии и пунктуации — и выполнять задания на усвоение материала.
2. Орфограммка
Сервис, позволяющий проверять целые тексты на соответствие нормам русского языка. Вы не только увидите конкретные ошибки (они будут выделены цветом), но и правила, связанные с каждой из них, и советы по улучшению текста.
3. Текстология
Сайт по русскому языку с полезной информацией не только для школьников, но и для филологов и лингвистов. Можно изучить все базовые языковые правила и найти много материалов как по русскому, так и по литературе.
4. Верные слова
Сайт для обучения русскому языку детей онлайн. Подойдёт для дошкольников и младшеклассников, которых мало привлекает бумажный учебник или скучные прописи. Красочный интерфейс и интерактивная платформа призваны заинтересовать ребёнка и расположить к изучению правописания. Подписка на сайт платная, есть свободный доступ к пробным урокам.
5. Интерактивный диктант
Классный ресурс для тех, кто хочет проверить свои силы и оценить уровень грамотности не выходя из дома. Некому начитывать текст? Не беда. Здесь нужно лишь вставлять буквы и знаки препинания в пропуски.
Каждый месяц к юбилею выдающегося русского писателя или поэта на сайте появляется новый диктант, основанный на произведениях юбиляра. Так, можно узнать, насколько вы грамотны, написав текст к 145-летнему юбилею Бунина или 125-летию со дня рождения Булгакова.
Сайт о русском языке создан при поддержке Городского методического центра Департамента образования Москвы.
6. Пишите живее!
Канцеляризмы — это штампы и обороты, характерные для официально-делового стиля. Часто они проникают в обычное неформальное общение, и речь становится нудной и неуклюжей.
Авторы сайта призывают избавляться от «мертвечины» (так канцеляриты называла известная переводчица Нора Галь) в письме и разговоре. Доступ бесплатный, а также есть возможность записаться на расширенную платную версию курса, где вы будете заниматься с преподавателем.
7. Веб-издание правил русского языка
Справочный сайт по изучению русского языка, созданный дизайнером и блогером Ильёй Бирманом, также известным своей типографской раскладкой. Главный плюс этого веб-издания — быстрый и удобный поиск, делающий обучение русскому языку онлайн более доступным. Все орфографические и пунктуационные правила хорошо структурированы, поэтому не составит труда найти нужную информацию.
8. Образование на русском
Несмотря на то что материал по большей части предназначается для иностранных граждан, изучающих русский язык, носители тоже найдут немало пользы. Можно углубить или освежить знания, а также попрактиковаться. Проект курируется Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина.
9. Best-language
Ресурс, собравший все правила русского языка в одном месте. Фишкой сайта является краткость и лаконичность, которая позволяет запоминать большие объёмы информации и легко усваивать даже сложные правила. Хороший ресурс для общего повышения грамотности и подготовки к экзаменам.
10. Культура письменной речи
Тонны полезных материалов на сайте для всех, кто интересуется русским языком, — от обычных школьников до лингвистов и педагогов. Можно сфокусироваться на конкретных разделах — морфологии, стилистике, орфоэпии и так далее, изучать примеры сочинений и изложений, и даже участвовать в конкурсах и проходить интересные тесты на эрудицию. Есть раздел с типичными ошибками, с которым рекомендуется ознакомиться каждому, кто хочет писать грамотно.
Курсы экстерната и домашней школы «Фоксфорда»
Но что, если необходима комплексная подготовка? Иногда разрозненных образовательных сайтов по русскому языку недостаточно. Если вы чувствуете потребность в тщательной проработке пробелов в знаниях, приходите на базовые курсы русского языка от домашней онлайн-школы «Фоксфорда».
Учёба проходит удалённо, не нужно тратить время на дорогу или самостоятельно собирать информацию по крупицам с разных сайтов про русский язык для школьников. Весь материал тщательно структурирован и разложен по полочкам.
Здесь преподают педагоги из ведущих вузов России — кандидаты филологических наук, авторы учебно-методических пособий и составители задач таких олимпиад, как, например, «Русский медвежонок».
Видеоуроки можно смотреть с любого устройства, включая планшет или телефон. Каждый урок сопровождают интерактивные задания.
Есть крутая функция абонементов. Абонемент включает в себя базовые предметы школьной программы по классам — курсы за целый год обучения.
Можно заниматься в своём ритме: просто смотрите курсы в записи, когда захочется. Замедляйте и ускоряйте воспроизведение, ставьте на паузу и просматривайте видео сколько угодно раз — полная свобода!
Пишите грамотно!
Источник