Полезно для всех учителей русского языка

Полезно для всех учителей русского языка thumbnail

Задание 1. Сформулируйте свои доводы за/против использования безотметочного обучения. Возможно ли его принципиальное использование на уроках Вашей предметной области? Если да, то как это может выглядеть?

Возможно ли использование метода «Эссе» на уроках Вашей предметной области? Разработайте по 2-3 темы эссе по Вашей предметной области для разных ситуаций: 1)эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа); 2)эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу; 3)эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала; 4)эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме. Какой (-ие) из методов педагогических измерений, предположительно, будет (-ут) более эффективны на уроках по Вашей предметной области и почему?

Ответ на вопрос:

Безотметочное обучение – актуальная тема в современном образовании. Кто-то считает «классическую» пятибалльную систему правильной, кто-то придерживается мнения, что безотметочная система более эффективна и продуктивна.

Доводы «За»:

  • Отсутствие стрессовой ситуации получения «плохой» (Двойки) отметки. Наличие разных видов поощрения: в словесной форме (Молодец! Хорошо! Попробуй еще! И т.д.), зачетные книжки, лист учебных достижений и др.

  • Реализуется личностно-ориентированный подход за счет введения маршрутных листов, в которых прописывается план изучения темы. Задания даются в зависимости от уровня подготовленности учащегося.

  • Ребенок, зная, что не получит плохую отметку, открыто может сказать о том, что ему не понятно при изучении определенной темы. Тем самым учитель может ликвидировать пробелы учащегося.

  • Учащийся учится самостоятельно контролировать ход своей учебной деятельности и ее оценка, что отсутствует при отметочной системе. Самоконтроль и самооценка становятся внутренним мотивирующим фактором, что играет важную роль для ребенка в процессе обучения.

Доводы «Против»:

  • Отсутствие внешней оценки, что приводит к необходимости постоянно мотивировать учащегося.

В процессе бучения наряду с традиционными методами оценки знаний, умений и навыков, используются и современные методы. К ним относится и эссе. Данный метод часто используется на уроках литературы и русского языка. Тем более, что эссе является одним из основных заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Предлагаемые темы эссе по русскому языку:

1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа): «Сочинение о маме», «Мир современных профессий».

2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков – Щедрин), «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими» (В.В. Виноградов), «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»  (К.Г. Паустовский). 

3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала: «Зачем нужна культура речи?», «Нужны ли русскому языку заимствования?»

4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулированных на уроке мыслей и выводов по теме: «Роль причастий в речи», «Зачем нужны предлоги?».

Задание 2. Какие формы заданий в тестовой форме Вы можете выделить? Какие из них, на Ваш взгляд, целесообразнее использовать на уроках Вашей предметной области? Ответ обоснуйте. Разработайте по 2-3 тестовых задания для каждой формы тестового задания, которые Вы определили как наиболее подходящие для Вашей предметной области.

Ответ на вопрос:

По общепринятой классификации можно выделить тестовые задания четырех основных форм:

  • задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;

  • задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответов;

  • задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

  • задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать правильный порядок действий или процессов.

Использование тестовых заданий дает возможность быстро оценить знания учащихся. Для выполнения тестовых заданий учащиеся должны уметь работать с предложенной информацией, с текстом. Это умение формируется на уроках русского языка и литературы.

На уроках русского языка и литературы можно использовать все формы тестовых заданий. При повторении или закрепления изученного материала подойдут тесты открытого и закрытого типа, на установление соответствия. При работе с текстом как по русскому языку (чаще на уроках по культуре речи), так и по литературе учителя используют задания на установление правильной последовательности.

Например, по русскому языку при изучении или закреплении темы «Орфография. Фонетика. Лексика» в 5 классе можно предложить такие задания закрытой формы:

  1. Укажите слово, в котором Ь не пишется:

А) сел…д…; В) кос…ба;

Б) веч…ный; Г) реч…ка

2. Найдите слова, в которых происходит оглушение согласных:

А) молотьба;

Б) разжечь;

В) отбелить;

Г) голубка;

Д) намажь;

Е) макушка.

Задания открытой формы при изучении раздела «Синтаксис»:

  1.  Замените словосочетание деревянные лавочки, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Было так тихо, что издалека слышался треск ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

Задания на установление соответствия:

  1. Укажите вид связи в словосочетании: I) согласование; II) управление; III) примыкание:

А) грустная песня;

Б) написать поэму;

В) видеться часто;

Г) пойти в кино;

Д) интересный роман;

Е) встретить друга;

Ж) замечание педагога;

З) говорить медленно;

И) попросить послушать.

2. Укажите, чем выражено подлежащее: а) существительное; б) местоимение; в) числительное; г) глагол; д) словосочетание; ж) прилагательное.

I) Счастливые часов не наблюдают.

II) На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись.

III) Семь не делится на два.

Задания на установление правильной последовательности на уроках по культуре речи. Например, при написании изложения в 5 классе можно в начале урока дать следующее задание:

  1. В тексте «перепутаны» абзацы. Восстановите текст. (К. Паустовский «Рыжий кот»)

А) Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, который обворовывал нас каждую ночь.

Б) Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

В) Это было уже не воровство, а грабеж среди бела дня.

Г) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Или на уроках, посвященных Морфемике и словообразованию можно предложить задания такого типа:

  1. Восстановите последовательность разбора слова по составу:

  1. Укажи основу слова.

  2. Выдели окончание, изменив форму слова .

  3. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

  4. Выдели приставку.

  5. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

  6. Укажи суффикс (если есть).

Таким образом, с помощью метода тестового контроля учащиеся самостоятельно выбирают правильное решение, что способствует объективной оценке своих знаний.

Задание 3. Что понимается под эффективностью педагогической оценки? Сформулируйте предложения, направленные на повышение эффективности оценки достижений учащихся на основе собственного опыта ведения занятий по Вашему предмету. Каким образом, на Ваш взгляд, можно уменьшить необъективность педагогической оценки?

Ответ на вопрос: Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Процессу повышения эффективности оценки достижений учащихся могут послужить следующие факторы:

  1. Необходимо наличие мотивации учащихся на каждом уроке. Дети должны понимать, что грамотная и правильная речь (письменная и устная) очень важна. Без знаний норм литературного языка, без богатого словарного запаса человек не сможет правильно сформулировать свои мысли, передать какую-либо информацию окружающим.

  2. При работе с текстами на уроках русского языка учитываем интересы и потребности детей. Например, в классах с физико-математическим уклоном можно брать тексты из различных технических журналов.

  3. Использовать на уроках разнообразные методы и приемы ( не менее 2-3 на каждом уроке), чтобы учащимся было интересно, не скучно.

  4. Учитываем возраст учащихся. В 5 классе детям больше нравится играть, угадывать, искать ответы на вопросы. В старших классах учащиеся более самостоятельны, здесь уже можно применять научно-исследовательские методы, метод составления проектов и др.

  5. Использовать разные методы оценивания (безотметочное), в зависимости от возраста. Например, по русскому языку в старших классах помимо контрольных работ можно провести зачет после изучения какого-либо раздела и др.

Чтобы педагогические оценки были более объективные, со стороны администрации школы должна проводиться системная работа. Проведение входных, промежуточных, итоговых контрольных работ, различных научно-практических конференций и олимпиад на уровне школы, с привлечением всех учащихся. Необходимо привлекать независимых экспертов. Например, провести образовательное событие «200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова» для всех учащихся с независимыми экспертами: родителями, приглашенными гостями (педагоги других школ, сотрудники районной библиотеки и т.д.).

Задание 4. Разработайте структуру портфолио учащегося по Вашей предметной области. Выделите специфические (характерные именно для Вашей профессиональной области) структурные элементы такого портфолио.

Ответ на вопрос: Система контроля знаний по русскому языку и литературе очень важна. Портфолио по предмету помогает проследить индивидуальное развитие ученика по предмету. Ученик учится обобщать свой опыт, подводить итоги знаний, презентовать себя. Предлагаю пример портфолио по русскому языку и литературе.

Структура портфолио по русскому языку и литературе.

I) Титульный лист: ФИО, учебное заведение, класс, контактная информация, фото.

II) Содержание портфолио по разделам:

  1. Оценочный лист учащегося. В начале изучения каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. В ходе изучения материала ученик фиксирует, что пройдено, какие темы понятны / непонятны, какие вопросы хотелось бы задать учителю.

  2. Достижения в освоении программных художественных текстов. Например, список текстов, необходимых для прочтения в каком-либо классе. В этом списке отмечать произведения, которые учащийся прочитал.

  3. Достижения в освоении основных разделов русского языка: Фонетика и орфоэпия, Орфография, Грамматика, Лексикология, Стилистика, Культура речи, Синтаксис, Морфология, Фразеология и этимология – контрольные работы, выполненные задания, зачеты и др. Замечания по устранению пробелов по данным разделам.

  4. Достижения в освоении письменных навыков анализа художественных текстов. Здесь можно представить анализы произведений, сочинения, изложения.

  5. Достижения в исследовательской и творческой деятельности. В этом разделе учащийся может рассказать о своей исследовательской деятельности: участии в конференциях различного уровня, чтениях, олимпиадах по русскому языку и литературе. Фотографии с различных театральных постановок, музыкальных композиций, участие в конкурсах выразительного чтения и т.д.

  6. «Проба пера». Здесь можно представить произведения собственного сочинения: стихотворения, сказки, рассказы и т.д.

  7. Отзывы одноклассников, педагогов (учителей, заместителя директора), родителей по проделанной работе учеником по данным предметам за четверть, год.

III) Приложение (на усмотрение ученика).

Специфическими элементами данного портфолио являются почти все разделы, кроме оценочного листа учащегося и отзывов (эти разделы можно применять в портфолио и по другим предметам).

Задание 5. Укажите, какие средства оценки результатов обучения Вы считаете наиболее применимыми в Вашей профессиональной деятельности (в Вашей предметной области) и почему?

Ответ на вопрос:

Наиболее приемлемые средства оценки результатов обучения по русскому языку и литературе являются тестирование, мониторинг, портфолио.

Для итогового контроля подходят тестовые задания, с помощью которого можно проверить уровень подготовки каждого учащегося по всем основным разделам курса. Тестирование представляется наиболее удобной формой проверки компетенций — лингвистической и языковой. 

Мониторинг знаний включает и оценку, и динамику. В результате мониторинга учитель видит объективную картину о ходе и результатах изучения той или иной темы. Педагог может отследить динамику учащегося при изучении какого-либо раздела. Например, по русскому языку, учитель может завести по каждому разделу (Фонетика и орфоэпия, Орфография, Грамматика, Лексикология, Стилистика, Культура речи, Синтаксис, Морфология) на каждого ученика оценочный лист, в котором будет отслеживать динамику контрольных работ, тестовых работ, зачетов и др. Причем данную диагностику может отслеживать как педагог, так и сам ученик.

Оценочные листы могут стать одним из разделов портфолио учащегося. Портфолио является одним из главных средств накопления информации об образовательных результатах ученика. Основными разделами портфолио являются показатели предметных результатов по русскому языку и литературе и показатели личностных результатов во внеучебной деятельности. 

Источник

                                    Критерии оценивания
изложения и сочинения.

оценка


Основные критерии оценки


Содержание и речь


Грамотность

«5»

1.
Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается
последовательно.4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность
текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается 1 негрубая

 орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.
Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2.
Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохране­но не менее 70% исходного текста.

3.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разно­образен.

5.
Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: •2 2 3   1 3 3

0 4
3 г. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических бок одна является негрубой, то
допус-кается выставление отметки «4»

«3»

1.
Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения состав­ляет менее 70%
исходного текста.3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление
слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 0 57

1
4-7 4    2 3-64   4 4 4     3 5 4


«2»

1.
Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста 3. Нарушена последовательность
изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские
образные выражения и обо­роты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими одно­типными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи
неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунк­туационных; — 8 и более
пунктуационных ошибок (с учетомповторяющихся и негрубых) не­зависимо от количества орфографиче­ских. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более
5 грамматических


«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется по 7 и более орф. пункт. и грам.

Примечания:

1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хоро­шая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из
нормати­вов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превы­шение объема сочинения не принимается во внимание.

3.Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных  учеником исправлениях.  (см. раздел ‘Оценка диктантов»).

Методическое письмо «О единых требованиях 
к устной и письменной речи учащихся,  к проведению письменных работ и проверке тетрадей»

1.2. Виды письменных работ учащихся

Итоговые контрольные работы проводятся:

—          после изучения наиболее значительных тем программы;

—          в конце учебной четверти, полугодия.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более
двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу
четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

1.3.Количество итоговых контрольных работ

Предметы

Вид работы

Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год

по классам

V

VI

VIII

IX

X

XI

Русский язык

диктанты

8

8