Полезно ли для детей раннее развитие

Полезно ли для детей раннее развитие thumbnail

10 причин заниматься развитием малышей

Чем меньше ребенок, тем проще ему усваивать информацию и расширять границы своего мышления. Маленькие дети схватывают на лету любое сказанное слово, звук, ощущение, опыт. Однако, существует распространенное мнение, что раннее развитие не всегда полезно для малыша. Это мнение ошибочно – предлагая малышу развиваться и получать новые знания и опыт в игровой форме, вы не «отнимаете у дитя детство», а наоборот, делаете его насыщенным и закладываете прочный фундамент для развития гения. Если вы еще в раздумьях, прочтите 10 причин, почему стоит развивать малышей, и вы сможете окончательно убедиться в том, что это здраво и полезно!

1. Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи. Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное. В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий. 

10 причин заниматься ранним развитием малышей

2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта. 

Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта. Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи. Раннее развитие – это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.

3. Раннее развитие – это весело!

Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство – пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно. Развивающие игры – это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними. Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.

4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми.

Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним. 

10 причин заниматься ранним развитием детей

5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность.

Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей – все это формирует здравую самооценку у ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях. 

6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее. 

Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира – это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста. Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта. Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло. 

7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы. 

Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень. Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления. Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным. 

Читайте также:  Что полезно для суставов при ревматоидном артрите

10 причин заниматься развитием малышей

8. Раннее развитие – залог успешного будущего.

Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот. 

9. Раннее развитие – идеальная подготовка к дальнейшему обучению.

Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях. Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает. Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде. 

10. Раннее развитие прививает любовь к учению.

Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник

О раннем развитии говорят, пожалуй, все родители. И споры относительно целесообразности оного не утихают. Многие прежние противники целенаправленных занятий с малышом стали их сторонниками.

Общепринятые требования к получению ребенком новых знаний значительно изменились за последние десятилетия. Никого уже не удивит пятилетний малыш, освоивший основы счета и письма — это стало нормальным явлением.

Нет предела совершенству, особенно если учесть врожденную способность малышей впитывать новую для них информацию. Некоторые современные дети начинают читать уже в год-два по методике глобального чтения.

Казалось бы, что плохого в том, что ребенок еще до школы получит максимум знаний, которые пригодятся ему в дальнейшем обучении, выборе профессии и своего места в жизни? Разве родители, которые прилагают недюжинные усилия для развития своего малыша, не желают ему лучшего?

Но оказывается развитие развитию рознь. И то, что некоторые понимают под благом, оборачивается и для ребенка и для окружающих взрослых своей самой нелицеприятной стороной. Виной тому неверный подход к понятию «раннее развитие», амбиции родителей и использование приемов обучения по отношению к малышу, для которого пока куда более важен и полезен игровой, а не учебный процесс.

Раннее развитие ребенка

Что такое раннее развитие?

Пожалуй, это первый вопрос, который должны задать взрослые, желающие дать малышу лучшее. Что самое интересное, многие мамы, зная о методиках раннего развития, не могут точно ответить на него. В данном случае срабатывает принцип сравнения со знакомыми понятиями такими как «нормальное развитие» — то есть соответствие знаний и уровня становления мыслительных процессов ребенка определенному возрасту и «позднее развитие», означающее отставание.

Опираясь на эти понятия, взрослые, желающие развить своего малыша, делают основной акцент на объем знаний, которым научается ребенок в том или ином возрасте. И с чувством собственного достоинства рассказывают, что чадо 3 года посещает четыре кружка, уже освоило счет и чтение, декламирует на память Маяковского и знает все столицы Мира, говорит на английском и рисует пастелью.

Можно ли говорить в данном случае о раннем развитии? Разумеется, с малышом занимались. Но, что если при этом ребенок не имеет ни малейшего представления о том, чем отличаются между собой те самые столицы, которые он заучил наизусть, не понимает ни строчки из стихотворения, а книгу берет в руки только под строгим маминым взглядом? При этом малыш не способен натянуть колготки, считает, что булка растет на дереве, а корову видел только на карточке под бабушкино мычание?

И будет ли такой ребенок более развит, нежели его сверстник, который еще не приступил к изучению букв, но может убрать за собой комнату, выразить свои мысли о сказке, прочитанной на ночь, отличается самостоятельностью и общительностью. Возможно, он не удивит гостей знанием Шекспира, зато с радостью поможет бабушке посадить герань на окне и с удовольствием слепит куличик из предложенного кусочка теста, который с гордостью съест сам за вечерним чаем.

Развитие и обучение — одно и то же?

Раннее развитие и обучение ребенка

В первом случае с ребенком занимались «ранним развитием». И, без сомнения маме приходилось прилагать немалые усилия и использовать массу вспомогательного материала, чтобы заложить в голову малыша знания. Но есть один важный и весьма ограниченный ресурс — это время. Именно его родители желают сэкономить, занимаясь с ребенком до трех лет, и как ни странно теряют.

Те часы, которое малыш провел в изучении азбуки, заучивании бессмысленной для него информации, рассматривании без сомнения хороших и полезных карточек, можно было бы потратить на другие сферы. И не стало ли именно это упущение невосполнимым?

Родителями управляли амбиции, желание получить результат, который можно продемонстрировать. Во втором случае с ребенком просто играли, объясняли, показывали, заинтересовывали. И не потому, что так написано в книге, а просто оттого, что любят и искренне хотят общаться.

Читайте также:  Чем полезна и чем вредна гречка

Приведенный пример — демонстрация крайности, которой достигают взрослые, желая дать малышу максимум. Но речь в данном случае идет не о развитии, а о целенаправленном обучении ребенка тому, что сами родители посчитали нужным и полезным.

И это не ошибка исключительно современных родителей. Уже подросло поколение таких «дошкольных гениев» и нецелесообразность подхода показала себя в полной красе. Чем же чреваты чрезмерные амбиции родителей и желание «вложить» в голову ребенка максимум информации?

  • Многие дети, потрясающие своими знаниями взрослых в дошкольном возрасте в последствии не справляются со все возрастающей нагрузкой, ведь чтобы продолжать привлекать всеобщее внимание им проходится овладевать все новыми и новыми знаниями, превышающими «нормальный уровень». Давайте будем честны — каким бы одаренным ни казался ребенок, далеко не все рождены гениями, способными перевернуть представления о науке и искусстве. Наступает момент, когда чадо уже не может привлечь к себе внимание своей неординарностью и объемом знаний, что в купе с неокрепшей нервной системой может вылиться в нервозы и даже депрессию.
  • Чем больше ребенок знал до школы, тем проще ему дается процесс обучения на начальном этапе. Ведь, по сути, он повторяет уже пройденное, ему нет нужды напрягаться для получения новых знаний. Как правило, подобное выливается в нарушение дисциплины — ведь чаду скучно и оно просто не знает чем занять себя, пока одноклассники учатся читать по слогам. А к 5-7 классу возникает новая проблема — ребенок, привыкший, что знания даются без усилий может отказаться прилагать их при изучении того, с чем не был знаком ранее и в той форме, которую предлагает школьная программа.
  • У ребенка развивается потребность «поглощать» информацию без ее практического применения, чтобы просто блеснуть знаниями перед знакомыми или друзьями. Вырастает некая «ходячая энциклопедия», способная рассказать о том, как вырастить ананас в средней полосе России, но не умеющая даже пересадить герань.

Можно назвать и иные негативные последствия, связанные с неверным подходом к раннему развитию. Например, если с ребенком занимались главным образом интеллектуальными играми, может начать страдать физическая подготовка. Ведь малышу наряду с оттачивание умственных процессов необходимо приобретать двигательные навыки, развивать координацию движений.

Приобретение большого багажа знаний в раннем возрасте может сказаться и на способности ребенка общаться со сверстниками. Ему станет не интересно с ними, особенно если последние не проявят привычного энтузиазма при попытках чада объяснить им устройство двигателя внутреннего сгорания и тд.

Работа над ошибками

Можно ли избежать подобных «побочных эффектов»? Разумеется, если обратиться к самому понятию «развитие»:

Развитие — это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Толковый словарь С.И.Ожегова).

Если обратиться к другим словарям, в том числе по психологии человека, во всех определениях можно встретить одно слово «процесс». По сути, выражение «раннее развитие» не совсем верно. Речь идет о том, чтобы с самого рождения предоставить малышу больше возможностей для совершенствования во всех сферах. То есть просто о развитии. Это постепенное и закономерное раскрытие способностей ребенка, его умения мыслить, сопоставлять, находить решения нестандартных задач во всех сферах жизни.

Ребенок как губка способен впитывать новые знания, но точно так же он сможет и вырабатывать собственные пути получения информации и выработки навыков. Если сместить акцент с объема данных, которыми в результате овладеет малыш на развитие и становление самого процесса познания и мышления, все встает на места. Таким образом, раннее развитие ребенка начинается с вопроса родителей к самим себе: «что мы хотим получить в результате?».

Если результатом должны стать обширные знания или воспитание гения, если Вы хотите, чтобы в будущем ребенок получил достойное образование и профессию — подход изначально ошибочен. Основной целью раннего развития является создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы полноценно развивать свои навыки познания окружающего мира и самостоятельно или с помощью взрослых овладевать новым, раскрывать собственные способности и совершенствовать их.

«Раннее развитие» подразумевает расширение возможностей ребенка для знакомства с новым — новыми движениями, методами решения поставленных задач, новыми представлениями о предметах и их свойствах и тд. И в данном случае не идет речь о приобретении знаний в качестве конечной цели. В этом основное отличие понятия «развитие» и «обучение».

Не совершайте ошибку — не пытайтесь учить ребенка в его не полные три года. Играйте с ним, заинтересовывайте его, предлагайте новое, разговаривайте, рисуйте, но не делайте упора на объем знаний.

 Да, кроху можно познакомить в год с буквами и цифрами, с экзотическими животными, разучить более 40 цветов и оттенков, но одновременно не дать малышу возможности для развития, то есть применения полученных знаний на практике. В его голове будет просто набор смутных образов, оторванных от реальности и названий, с которыми ничего невозможно поделать. Поэтому первым принципом раннего развития является возможность использовать полученные знания в ближайшее время, закрепить их и усовершенствовать.

Читайте также:  Полезен ли зеленый чай для глаз

Второе, что следует помнить, начиная развивать своего малыша с пеленок, так это прописную истину: «все хорошо в меру». Новорожденный как чистый лист, на который по мере взросления наносятся представление о мире и эти знания касаются многих областей. Это свойства предметов, с которыми знакомится ребенок, понятие причины и следствия, вкусовые и зрительные образы с которыми он сталкивается, новые навыки. Чрезмерный акцент на чем-то одном вносит дисбаланс в развитие ребенка.

Немного о методиках раннего развития

Родители, которые задавались или задаются вопросом раннего развития малыша, без сомнения назовут такие известные системы как Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Вальдорфской педагогики другие. Без сомнения многие отметят и различия в подходе именитых авторов к процессу развития и места ребенка в нем.

Выбрать между методиками, предлагающими часто абсолютно различный подход, оказывается сложно. Да и следовать им в точности человеку без специального образования не просто. Но, конечно, прежде чем приступить к чему-либо стоит хорошо изучить вопрос.

Согласитесь, сложно подобрать те средства развития, которые подходят именно Вашему малышу, имея о них весьма смутное представление. Еще более странно отдать малыша в центр или детский сад, определенной направленности, не зная подходов и принципов работы с детьми.

Я не стану разбирать методики подробно, подобной информации достаточно, так же не хочу рекомендовать что-то конкретное, а вот ответить на ряд часто возникающих у родителей вопросов считаю необходимым.

Следует ли строго придерживаться одной методики?

Без сомнения, любая программа, направленная на развитие ребенка — это некая целостная система, которую разрабатывал специалист, и точное следование ей является залогом успеха. Но те, кто читал о системах, понимают, что нет одной совершенной методики. И, вероятно ее не будет никогда. Да и о специфике известных систем не стоит забывать. В частности, если кто-то не знает, Мария Монтессори и Глен Доман работали с детьми, имеющими отклонения в развитии, и такие методики просто неправильно будет использовать в отношении здорового ребенка в «чистом» виде.

Стоит учесть и то, что дети разные. Кто-то будет с интересом изучать окружающий мир самостоятельно, кому-то для этого потребуется постоянное присутствие мамы и подсказки от нее. Один малыш будет хорошо воспринимать визуальную информацию, другому потребуется больше тактильных ощущений. Поэтому, на мой взгляд, использовать средства из различных методик целесообразно.

Даже если малыш развивается по системе Мнотессори, со временем стоит приобрести кубики Зайцева, чтобы легче освоить чтение. Если Вам приглянулась карточная система Глена Домана, как источник обширных знаний в простой форме это вовсе не означает, что малыша нужно лишить интересной и развивающей среды, ведь Вы не занимаетесь с ним все время.

Подберите для своего ребенка те средства, которые ему нравятся, и процесс развития пойдет как бы сам собой. Ведь основной движущей силой для развития является интерес малыша к той или иной игре.

Следует ли вносить коррективы по мере роста ребенка?

Стоит придерживаться правила — если определенные знания ребенок получает из одной методики, не следует тут же перескакивать на другую, если что-то пошло не так. Например, Вы решили, что необходимо научить малыша читать по системе глобального чтения Сесиль Лупан, но через некоторое время не получили ожидаемого результата. Не стоит сразу перескакивать на методику Зайцева.

В конце концов, если малыш научится читать чуть позже, ничего страшного не произойдет. Отложите то, что ему не интересно на время и повторите попытку позже. Если Вы убеждены, что данная методика не для Вас, также выждите время и лишь потом предложите другую.

Старайтесь, чтобы Ваша система, будь она строгим следованием конкретной методике или совокупностью нескольких, не была противоречивой. И каждое последующее задание было усложненным вариантом предыдущего. Предлагайте новые условия и варианты решения для уже знакомых задач.

Возвращайтесь к уже пройденному спустя некоторое время, когда малыш забудет старый вариант решения поставленной проблемы. Предлагайте новые правила в знакомой игре, давайте возможность ребенку находить и использовать собственный подход.

Развитие в комплексе

Не забывайте о том, что целью является не получение малышом знаний в одной конкретной области, а всестороннее его развитие. Сочетайте подвижные игры и спокойные, используйте различные источники информации — собственные объяснения, визуальную информацию на карточках, кубиках и картинках, можно применить одну или несколько компьютерных игр, не забывайте и про тактильные ощущения.

У детей ассоциативное мышление, чем более полное представление получит ребенок о том или ином предмете или явлении, тем ярче в его памяти отложится данная информация и ему будет легче проводить анализ и сопоставление.

Когда придет время посещать детский сад, сделайте его своим другом, а не врагом. Подбирайте таким образом, чтобы развивающая среда была максимально приближена к той, которая уже создана дома. Вам так же придется часто общаться с воспитателями, чтобы давать ребенку знания, не противоречащие, а расширяющие те, которые он почерпнул в группе.

Автор: Екатерина Ефремова

Источник