Полезно ли играть на губной гармошке
А известно ли вам, что игра на губной гармошке обладает выраженным лечебным свойством?
Современная медицина, как и древние восточные учения, сходятся во мнении, что дыхательные упражнения можно рассматривать в качестве наиболее сильного средства для физического и психического оздоровления организма.
С давних времен человечество пытается найти наиболее эффективную методику для профилактики и лечения заболеваний органов дыхания, которая позволяла бы без особых затрат, что актуально для современного общества, добиться определенного лечебного эффекта.
Сейчас самыми известными и наиболее полезными для здоровья, что подтверждено многими исследованиями, являются следующие дыхательные гимнастики и комплексы упражнений:
- Пранаяма: дыхательные практики в йоге
- Восточная гимнастика тай-цзи
- Эндогенное дыхание по Фролову
- Система трехфазного дыхания (система правильного дыхания)
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой
- Метод Бутейко
Каждая из вышеперечисленных методик может существенно улучшить качество жизни больных с трудно излечимыми хроническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, а также полностью излечить от огромного количества заболеваний и предотвратить ещё большее. Самое удивительное, что губная гармошка — это единственный музыкальный инструмент, который объединяет в себе все полезные свойства и качества вышеуказанных комплексов упражнений и методик, усиливая свое полезное воздействие еще и тем, что дыхание при игре на губной гармошке тренируется как на выдох, так и на вдох. На губной гармошке невозможно научиться играть, не научившись дышать правильно.
Регулярная игра на губной гармонике необходима при следующих заболеваниях:
1) Болезни дыхательных путей: бронхит, пневмония, различные формы туберкулеза, бронхиальная астма, хронические обструктивные болезни легких, в том числе бронхит «курильщика».
В первую очередь, конечно же, игра на губной гармонике является одной из самых лучших профилактик заболеваний дыхательных путей. Людям, которые часто болеют, рекомендуется заниматься ежедневными специальными дыхательными упражнениями или задуматься о покупке губной гармошки. Регулярные занятия на губной гармонике настолько положительно сказываются на улучшении функции легких, укреплении дыхательной мускулатуры и тренировки диафрагмы, что в некоторых развитых странах гармошку активно используют в медицинских учреждениях даже для лечения такого тяжелого заболевания, как бронхиальная астма.
А для тех, кто борется с так называемым «бронхитом курильщика» или желает намного быстрее очистить организм после долгих лет табакокурения — нет лучшего способа, чем начать регулярно играть на губной гармонике.
Те, кто страдает хроническими заболеваниями, перед тем, как начнут регулярно играть на губной гармошке, должны обязательно проконсультироваться у своего врача. Такие занятия должны проходить только в период ремиссии!
2) Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Регулярная игра на губной гармонике способствует насыщению кислородом всего организма и позволяет улучшить кровообращение. А у тех, кто страдает гипертонической болезнью, нормализуется артериальное давление.
3) Заболевания центральной нервной системы, в том числе инсульты.
Как известно, инсульты многих способны «приковать к постели». Таким больным требуется длительная реабилитация, для того, чтобы заново научиться ходить, выполнять простые действия. Для более быстрого восстановления утраченных функций, необходима дыхательная гимнастика, в том числе будет полезна игра на губной гармошке. Так как при задействии функций одних органов, по механизму висцеро-висцеральных рефлексов, будет происходить восстановление функций других органов и систем. Кроме того, игра на губной гармонике способствует развитию мелкой моторики, что чрезвычайно важно для неврологических больных.
4) Психические расстройства и заболевания.
Здесь идет речь не только обо всем известном благоприятном воздействии музыки на психику человека, а и об уникальных возможностях именно губной гармоники. Во-первых, правильное дыхание, без которого игра на губной гармошке невозможна, напрямую и моментально влияет на психическое и физическое состояние организма. Известная истина: «хочешь изменить состояние — измени дыхание» работает в реальном времени. Человеку, который находится в негативном состоянии, достаточно изменить тип и ритм дыхания в данный момент времени, чтобы «выскочить» в другое состояние, а игра на губной гармошке способствует «переходу» исключительно в позитивное состояние. Во-вторых, губная гармошка еще и буквально физически влияет на психическое состояние человека. Каким образом? Звук на губной гармонике возникает при воздействии воздушной струи на язычки губной гармошки, от чего те начинают колебаться. Данные колебания, на самом деле, очень хорошо ощущаются и распространяются в черепной коробке и даже во всем теле, что приводит к тому, что человек входит в лёгкое «измененное состояние сознания» сродни тем, которые достигаются медитативными релаксационными техниками (сравните с вибрациями в теле во время медитации «Ом»). Регулярное пребывание в таких измененных состояниях наилучшим образом сказывается на психическом и физическом состоянии организма, улучшается настроение, появляется ощущение гармонии, прилива сил и энергии. Губная гармошка выводит человека из депрессивных состояний и повышает интерес к жизни!
5) Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата.
Игра на губной гармошке особенно актуальна для больных, вынужденных длительное время находиться в лежачем состоянии. У таких больных происходят застойные явления в легких, которые впоследствии приводят к развитию гипостатической пневмонии, которая, в свою очередь, влечет за собой серьезные последствия, вплоть до летального исхода. Поэтому таким больным крайне необходимо проводить дыхательную гимнастику. Губная гармошка способствует чередованию вдоха и выдоха, что благоприятным образом сказывается на функциях органов дыхания.
6) Тяжелые заболевания детей и подростков.
Сюда относятся: ДЦП (детский церебральный паралич), аутизм, синдром Дауна и др. Для таких детей игра на губной гармошке может являться еще одной «ниточкой» к познанию окружающего мира. Т.к. способствует развитию слуха, координации движений.
7) Беременность.
Доказано, что во время беременности ребенок способен слышать музыку. Что может быть приятней игры будущей мамы на губной гармошке? Кроме этого, для самой мамы это прекрасное занятие оказывает большую пользу. По мере роста срока беременности наблюдается увеличение живота, который начинает сдавливать нижние отделы легких. (Отсюда же возникает одышка при ходьбе). Во время музыкальных занятий на губной гармонике, происходит расправление нижних отделов легких, что способствует увеличению дыхательного объема легких и профилактике гипоксии плода.
Быть губным гармонистом — это удивительная возможность не только получать удовольствие от музыки, но и ощущать себя здоровым и счастливым человеком!
Зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн курс «БЫСТРЫЙ СТАРТ»!
Источник
Оригинальная статья с сайта Harmonica Masterclass в архиве
Счастливые жители Великобритании // goodnewsnetwork.org
В течение многих лет я слышал положительные отзывы о гармошечных программах для пациентов с легочными заболеваниями и о пользе, полученной их участниками. Из разговора с доктором Дэннисом Бако во время обеденного перерыва на моем Harmonica Masterclass Workshop в Long Beach California, получилось то, что вы видите ниже. До выхода этой книги, не существовало специальной гармошечной методики для легочных больных, но было очевидно, что для обучения таких людей должен применяться методический подход. Представленные обучающие материалы заполняют этот пробел.
Для начала нужно было разобраться в легочных заболеваниях. После некоторых изысканий стало понятно, что ориентироваться нужно в первую очередь на больных с ХОЗЛ (хроническими обструктивными заболеваниями легких). Обычно в эту группу включают больных эмфиземой, хроническим бронхитом и астмой. Ниже приводится основная информация об этих заболеваниях.
Дыхание
Большинство людей считают «дыханием» сжатие и расширение грудной клетки, однако на самом деле значительную роль в перемещении воздуха играет диафрагма. Диафрагма – тонкая мышца, отделяющий грудную клетку от брюшной полости – движется вверх и вниз, как батут, и изменяет давление в легких. Когда диафрагма движется вниз и грудная клетка расширяется вместе с легкими (на вдохе), давление внутри легких становится отрицательным и в них поступает воздух. В результате этого альвеолы (пузырьки в легких) расширяются и наполняются воздухом (стенки альвеол столь же тонки, как стенки мыльного пузыря). Свежий воздух контактирует с мелкими кровеносными сосудами (артериальными капиллярами, окружающими альвеолы), и кислород попадает в кровь, где прикрепляется к красным кровяным тельцам. В то же время диоксид углерода (отходы метаболизма) проникает через венозные капилляры в альвеолы. Когда диафрагма расслабляется и движется вверх вместе со сжатием грудной клетки, воздух вместе с углекислым газом покидает легкие.
Эмфизема
Эмфизема – заболевание, разрушающее неизвестным пока способом стенки альвеолярных мешочков. С разрывом все большего количества альвеол они превращаются в мешочки большего размера с сильной потерей эластичности. В результате появляется симптом, наиболее часто отмечаемый у больных эмфиземой: пациент способен вдыхать воздух, но не может выдыхать его полностью. Работа легких напоминает воздушный шарик – вы надуваете шарик (вдох в легкие), и когда вы останавливаетесь, шарик сжимается и выбрасывает весь воздух (выход из легких). При эмфиземе этот процесс меняется, поскольку воздушные мешочки разорваны и неэластичны. Воздушные проходы в легком сужаются из-за больших усилий, производимых при вдохе. Кроме того, потеря поверхности воздушных мешочков уменьшает эффективность кослородно-углекислотного обмена, приводя к пониженному насышению крови кислородом и повышенному содержанию в ней углекислого газа.
Хронический бронхит
Бронхи представляют собой сосуды, которые доставляют воздух во все отделения легких, разделяясь на все более мелкие бронхи, проходящие через каждую легочную долю. Бронхи разделяются в еще более мелкие сосуды – бронхиолы, и, в конце концов, в 300 миллионов мелких, упругих воздушных мешочков (альвеол). Небольшие мышцы с внешней стороны бронх могут сжимать или расслаблять их, а астма вызывает сужение этих мышц, уменьшая поток воздуха.
Вся поверхность вронхов пронизана клетками с небольшими волосками – ресничками. Другие клетки выделяют специальный секрет – слизь, которая покрывает реснички. Миллионы ресничек перемещают слизь по направлению ко рту. Инородные частицы, попадающие внутрь при вдохе, захватываются слизью и выносятся по трахее наружу, а далее проглатываются или отхаркиваются. При хроническом бронхите поверхность бронхов воспаляется, опухает и выделяет слишком большое количество слизи. Припухлость воздушных проходов уменьшает доступный объем, увеличивает сопротивление и затрудняет дыхание. Часть воздушных проходов может быть даже заблокирована лишней слизью. В свою очередь, слизь не отхаркивается наружу из-за суженных проходов, тем самым увеличивая вероятность легочных инфекций, вызывающих длительное повреждение легких.
Замечательно, что эффект, производимый игрой на губной гармошке, совпадает с целями программ легочной реабилитации.
Проблема №1 – ХОЗЛ вызывают задержку воздуха в альвеолярных мешочках. При эмфиземе – из-за потери упругости, и при бронхите – в результате раздражения и опухоли, воздушные проходы стремятся сузиться или сжаться во время выдоха. Это приводит к затруднениям при выдыхании и к застаиванию воздуха.
Традиционное решение. «Дыхание через сжатые губы» помогает ослабить сжатие воздушных проходов благодаря увеличению сопротивления потоку воздуха. Давление внутри воздушных путей повышается, благодаря тому, что воздушные проходы и мешочки остаются открытыми, пока диафрагма и мышцы живота выталкивают воздух из легких. Этот прием выполняется следующим образом: вы вдыхаете через нос, держа рот закрытым. Сжимаете губы, как при свисте или поцелуе, и выдыхаете медленно, постепенно напрягая мышцы живота, чтобы вытолкнуть воздух. Поддерживайте давление, достаточное для получения звука, но не торопите выдох. Поддерживайте расслабленное состояние и выдыхайте как минимум вдвое дольше, чем вдыхаете. При вдохе считайте от одного до двух, при выдохе – до четырех. Всегда выдыхайте вдвое дольше, чем вдыхаете.
Помощь гармошки. Ноты на губной гармошке звучат и на вдохе, и на выдохе; язычки, через которые проходит воздух, создают сопротивление воздуху. Таким образом, в воздушных путях постоянно создается повышенное давление, препятствующее их сужению, что очень похоже на «дыхание через сжатые губы».
Проблема №2 – потеря эффективности мышц диафрагмы. Диафрагма – основной «дыхательный» мускул. Это большая куполообразная мышца, расположенная сразу за легкими и отделяющая грудь от брюшной полости. До 80% усилия при дыхании – результат работы диафрагмы. Другой способ – «грудное дыхание». Сайт DHD Healthcare утверждает, что «реберное дыхание раздвигает кости грудной клетки вверх и в стороны при помощи внешних межреберных мышц, увеличивая объем груди и создавая частичные вакуум. Расширения легких из-за пониженного давления недостаточно для вентиляции нижних легочных долей, и вентиляция легких ухудшается, так как именно нижние доли взаимодействуют с большей частью крови благодаря силе тяжести. Дыхание неглубокое, с небольшим перемещением живота». Больные часто используют «вспомогательные дыхательные мышцы» – шею, грудь, руки и плечи. Из-за чрезмерного вздутия легких, у больных эмфиземой и бронхитом развивается плоская диафрагма, которая не может работать достаточно эффективно для циркуляции воздуха в легких, и человек использует вспомогательные мускулы для компенсации этого.
Традиционное решение. Диафрагма – мышца, которую можно тренировать. Для диафрагмального дыхания, поместите одну руку на верхнюю часть груди, а вторую – на живот. Выдыхая, почувствуйте, как рука, расположенная снизу, движется внутрь. При вдохе рука, расположенная на животе, поднимается, в то время как воздух наполняет основание легких. Рука, лежащая на груди, не должна при этом ощущать движение.
Применимость гармошки. Игра на губной гармошке требует поддержки диафрагмы как при коротких, так и при длинных дыхательных последовательностях. Обучение диафрагмальному дыханию, предшествующее игре на гармошке, и наставление во время занятий добавляют веселья в процесс разработки диафрагмы.
Проблема №3 – больные ХОЗЛ испытывают трудности как при вдохе, так при выдохе. В большинстве случаев это объясняется потерей упругости легких и жесткостью нижней части грудной клетки, включая мышцы, хрящи, сухожилия и кожу. Подвижность грудной клетки особенно страдает из-за неглубокого дыхания.
Традиционное решение. Сильные брюшные мышцы помогают выталкивать воздух, сжимая грудную клетку и опуская нижние ребра. Они также необходимы для энергичного откашливания.
Похожесть гармошки. Для игры на гармошке требуется работа нижних долей легких, диафрагмы и межреберных мышц. Гармошка представляет собой достаточно мягкий тренажер для всех этих составляющих. С повышением выностивости играющего, продолжительность занятий может быть увеличена для повышения нагрузки.
Проблема №4 – потеря радости жизни, независимости, депрессия. Многие больные с хроническими заболеваниями страдают от депрессии и понижения качества жизни.
Традиционное решение. Большинство программ реабилитации легочных больных направлены на повышение настроения пациентов, увеличение их самостоятелности и стимуляцию творчества. Все это улучшает «качество жизни, зависящее от здоровья», важный показатель эффективности реабилитационных программ.
Похожесть гармошки. Умение играть музыку воодушевляет всякого. Обучение игре на гармошке требует сосредоточенности, практики и отработки приемов. Когда учащийся прогрессирует и слышит свою собственную музыку, депрессия уходит, а ощущение достижения доставляет удовольствие и повышает качество жизни.
Удивительно, как обычные тренировки на гармошке похожи на упражнения для легочной реабилитации. Теперь нужно было разобраться, как упростить знакомство с игрой на гармошке легочных больных, и не требуется ли адаптация музыки к их уровню контроля дыхания. «Первые упражнения» во втором разделе книги помогут начинающему гармонисту разобраться в дыхании через гармошку. Музыкальные примеры аналогичны тем, что рекомендуются обычно начинающим, но дополнительно содержат дыхательные обозначения.
Нашей целью при написании этой книги было помочь больным с хроническими заболеваниями легких достичь увеличения подвижности и жизненной силы, выносливости мышц, ответственных за дыхание, увеличения энергии, глубины дыхания, лучшего восприятия упражнений и лучшего качества жизни, с помощью игры на губной гармошке.
Наиболее важно улучшить качество жизни. Достоинства хорошо сбалансированного курса упражнений вполне понятны. Приборы, используемые в программах легочной реабилитации, такие, как спирометр, доставляют мало радости. В то же время, гармошка дарит совершенно особенную вещь – рождение музыки. То, что музицирование может быть так полезно в самых разных областях нашей жизни, удивительно. Выполняя упражнения, мы получаем не только физический результат, но и моральный, когда музыка действует на наше сознание, тело и настроение.
Игра на гармошке – не единственный способ борьбы с болезнью, но она помогает вести здоровый и активный образ жизни. Не отказывайтесь от специальных упражений, рекомендованных вашим врачом, используйте гармошку как дополнение к ним. Клинически не подтверждено, что игра на гармошке оказывает серьезную помощь при ХОЗЛ, но глядя на людей, знакомящихся с этим инструментом, становится очевидно, что польза его безгранична.
Дополнительные материалы (на английском языке):
- Книга и компакт-диск Harmonica for Fun & Health
- Содержание курса обучения (PDF)
- Анкеты для учащихся (PDF)
Источник
Будь требователен к себе
Гармошка не такой простой инструмент как это может показаться. Помни это, ты сможешь играть на ней не лучше, чем сам того захочешь. В зависимости от требований это может занять у тебя дни, недели, месяцы или больше.
Бэнд как единое целое
Исполнение бендов имеет две составляющих:
1. Дыхание.
2. Угол атаки.
Дыхание заставляет гармошку звучать, а угол атаки изменяет высоту ноты. Под углом атаки мы понимаем угол под которым воздушная струя действует на язычок.
Работай и над тем, и над другим.
Всё хорошо в меру
Чтобы сделать твои занятия более результативными не перестарайся, но и не халтурь. Нет никакой надобности играть до изнеможения, а потом долго отдыхать. Нетрудно быстро перегореть, надрываясь в ожидании быстрых успехов. С другой стороны – не спеши. Капельку терпения, качественные занятия и немного удовольствия – лучший путь к самосовершенствованию.
Всегда с собой
Всегда носи гармонику с собой – это лучший способ найти время потренироваться, ты можешь набрать кучу времени, тренируясь тут и там. Через несколько месяцев ты будешь поражен как далеко ты ушел.
Второе на вдох
У новичков часто возникают проблемы извлечением звука из второго отверстия гармошки на вдохе. Как правило, это происходит от неправильного звукоизвлечения.
Подробный материал по звукоизвлеченю Вы сможете найти на нашем сайте в разделе Теория->Статьи.
Выпиши для себя нужные ноты
Отложи хоть на минуту гармошку. Слышишь? Не поленись, возьми бумажку, нарисуй ноты доступные на гармошке и выдели основные: тонику, субдоминанту и доминанту, не забудь про “блюзовые” ноты, это минорные 3 и 7 ступень, и пониженная 5-ая. Для твоего любимого G-мажора это: G, C, D, Bb, F и Db соответственно. Для D-мажора (3 позиция) найдешь сам? На первых порах такая шпора может тебе здорово помочь.
Гармошки будут жить долго
Избегай температурных крайностей (перегретый автомобиль, зима), храни гармошки сухими, и прогревай их примерно до температуры тела перед игрой. Чисти их, убирай всякую грязь, не роняй и не кидай гармошки, носи их в коробках или специально приспособленных ящичках и папочках, играй мягче и гармошки будут жить долго и радовать тебя своим звуком.
Двигай гармошку
Играя, старайся двигать гармошку, а не голову вдоль нее. Это позволит тебе играть быстрее и эффективнее в будущем. Зеркало может помочь тебе наблюдать за собой.
Держи гармошку в чистоте
Периодически вытряхивай всякую гадость из гармошки, ударяя ее об ладошку или о ногу. Если во рту много слюны – просто выплюнь ее (или проглоти).
Язычки, забитые слюной не вибрируют, а значит и не звучат.
Держи гармошку глубже во рту
Регулярно играя на гармошке, позже ты сможешь держать ее глубже в губах и в тоже время спокойно играть одиночные ноты.
Дыхание – это диафрагма
Когда ты играешь на гармошке, ты заметил, что твой живот и диафрагма двигаются. Это движение создает воздушный поток, что в конечном счете заставляет твою гармошку звучать.
Дыши правильно
Правильное дыхание подразумевает не просто вдох и выдох в гармошку. Важно взаимодействие всего вокально-дыхательного аппарата.
Вдох и выдох осуществляется с помощью легких и диафрагмы. Старайся не использовать губы и щеки при дыхании.
Держи гармошку глубже во рту, чтобы избежать этой проблемы.
Дыши через гармошку, а не в неё
Чтобы при игре получить качественный звук, более громкий и лучше интонированный, сфокусируй воздушный поток на протекании ЧЕРЕЗ гармонику, а не В гармонику.
Это тот же принцип, что и спорте, когда говорят “Концентрируйся не на цели, а за ней”.
Занимайся с удовольствием
Один мой знакомый педагог говорил: “Иногда важнее не ‘влюбить ученика в инструмент’, а ‘не привить отвращение’“.
Поэтому не спеши. Бери качеством. Играй уверенно. Чтобы твои неудачи тебя не деморализовали.
Хотя гармошку невозможно не любить, ведь так?
Играй в ритме шафл
Чаще всего, ритм в той или иной композиции задают четвертые ноты (1/4). Восьмыми нотами четвертушку можно сыграть по-разному. Например, играть строго восьмыми, т.е. разделить четвертушку на две равные части, как это делают в роке. Или свинговать (шаффл-ритм) ноты – опять сыграть две ноты, но различные по длительности, обычно первая в 2 раза длиннее второй, что встречается в блюзе и раннем рок-н-ролле.
Играй гаммы!
А ты знаешь, что играть гаммы…
Эй! Стой! Куда пошел? Вернись!
…что играть гаммы полезно! Попробуй в прямой позиции и в перекрестной, в тональности С, G, а в D или E слабо?
Ну и что, пусть одна октава.
Говоришь скучно? Интонируй свою игру. Попробуй сыграть фиолетовую гамму? Или зеленую? А злую или веселую?
Как, а?
Вот это другое дело.
Играй громко
Когда учишься использовать прием тремоло, старайся играть как можно громче, тогда разница в звуке с открытыми и закрытыми ладонями станет более очевидной, что позволит тебе отработать нюансы.
Играй на публике
Как только ты научишься более-менее прилично играть несколько вещей, иди в какое-нибудь не очень людное место (вроде закоулка городского парка) и негромко поиграй там. Этим ты заранее поможешь себе свыкнуться с ощущением игры на публике, которая пригодится тебе на первом концерте.
Играй не только на гармошке
Попробуй овладеть помимо бюзовой гармоники каким-либо полностью хроматическим инструментом (гитарой, фортепиано, хроматической гармоникой, флейтой). Не обязательно настолько хорошо, чтобы выступать с ним, просто для себя. Игра на этих инструментах может дать тебе музыкальные идеи, которые можно применять на гармонике.
Играй по памяти
Постарайся больше играть по памяти, поэтому закрой книжку или отвернись от монитора и попробуй воспроизвести только что сыгранную тобой по нотам фразу или песенку. Когда ты ее запомнишь, добавь в нее немного “чувства”. В первый раз может и не получится, но пусть тебя это не смущает. Каждый раз ты можешь играть по-разному и исправлять свои ошибки. Это также хороший способ развить свой слух, если в тебе достаточно упорства, и ты не пялишься постоянно в ноты. Тренируя слух, с каждым новым разом у тебя будет получаться все легче и легче.
Играй правильно
Чем чаще ты что-то повторяешь, тем лучше твое тело это запоминает. Это называется мышечная память. Каждый раз, играя что-то, правильно или нет, твое тело запоминает это. Используй это в своей повседневной практике, играй медленно, но правильно и чем больше, тем лучше. Это поможет тебе повысить качество твоих занятий.
Играй стоя
Каждый раз, если это возможно, играй стоя. Особенно, когда работаешь над дыханием. Встань прямо, выше нос, спину расправь, тело расслабь. Таким образом, будет работать диафрагма, а не только рот.
Импровизируй
Играя мелодию, старайся разнообразить ее, добавлять импровизации. Просто слушай, как оно звучит. Главное чтобы тебе нравилось.
Используй бэнд разумно
Обычно говорят, на стандартной диатонической получают бенд на 1-6 отверстия на вдох и 7-10 на выдохе. Но бенды на 5 и 7 дырах не сильно “бендятся”, поэтому частое их использование может стать поводом преждевременного износа.
Но, иногда они позволяют очень украсить твои фразы, когда нужно сыграть плавное понижение или повышение.
Истина где-то посередине.
Используй ладони
Секрет в правильном использовании ладоней заключается в понимании того, как и когда ты их используешь. Создай ладонями большую, по возможности, воздухонепроницаемую камеру. Звук будет меняться в зависимости от объема камеры. Открывая и закрывая ладони ты создашь эффект тремоло. Используй его к нотам средней и большой длительности и к тем, что понижаются на концовках фраз.
Ищешь табы к мелодии?
Загляни в раздел Практика->Мелодии с таблатурой. Может там она уже есть?
Если её там не оказалось, поищи в интернете midi с этой мелодией или посмотри на сайтах мелодии для мобильных телефонов. Загони midi или ноты в программу Harmony Assistant (Каталоги->Софт для гармошки) и сгенери в ней табы.
После этого, не поленись вывесить свой вариант в раздел Мелодии, может быть они еще кому-нибудь пригодятся.
Когда играешь сам, дай играть и другим
Если ты попал в группу, не играй слишком много. Не заползай на партию вокалиста, если не уверен. Не мешай гитарному соло, чётко следи за игрой бассиста – его соло иногда трудно заметить, дай человеку поиграть.
Играй когда тебе “оставляют место” или негромко отбивай ритм. Если будешь много выпендриваться, то тебя быстро “попросят вон”. У других музыкантов тоже есть амбиции. Нередки случаи когда очень мощного харпера, тянущего одеяло на себя, выкидывают из группы, а на его место берут новичка, играющего средне, но в меру, и остаются крайне довольны.
Комбинируй
Чтобы играть длинные риффы и фразы, используй подряд несколько более коротких. Запоминай и не бойся вставлять во фразы свои собственные мелодии.
Лучше менше, да лучше
Лучше выучить 3 песни (или риффа) хорошо, чем 10 посредственно. Другими словами, знать 3 хорошо звучащие мелодии лучше, чем 10, но звучащие средне.
Лучше много раз по разу….
Не делай больших перерывов между занятиями.
Лучше заниматься 10 минут каждый день, чем один час по воскресениям.
Найди аккомпаниатора
А ты заметил, что играть в ансамбле гораздо интереснее, чем одному? Найди аккомпаниатора, хоть барабанщика, но лучше сначала гитариста. Даже если вы пока не очень умело играете, твои ровные четверти на фоне его трех аккордов будут звучать куда интереснее, чем каждый из вас по отдельности. Тогда особенно захочется поработать над техникой.
Не зацикливайся на блюзе
Не зацикливайся на блюзе. Блюз – отличная музыка, но не единственная, которую можно играть на губной гармошке. Попробуй подыгрывать бардам или рок-группам, поиграй известные джазовые, народные (русские, ирландские, немецкие), классические, да хоть попсовые мелодии в разных позициях. Ты начнешь куда лучше ощущать свой инструмент и кроме того у тебя может прибавиться слушателей (-:
Не напрягайся при игре
Когда играешь и занимаешься, старайся больше расслабиться. Энергия будет расходоваться более эффективно и в конце концов ты станешь играть быстрее и намного дольше. Больше всего напрягаются плечи, шея, лицо в целом, но особенно, глаза и область рта. Смотри на себя в зеркало.
Не торопись!
Если ты только начинаешь играть на гармошке, не пытайся сыграть сразу “что-нибудь крутое”. Хотя бы некоторое время потрать на освоение основной техники, потренируйся хорошо извлекать одиночные ноты, правильно держать гармошку и т.д. Учась последовательно, ты станешь крутым харпером, будь уверен.
Облизывайся
Если чувствуешь, что твои губы плохо скользят по гармошке, двигаясь от одной дыре к другой, оближи губы и гармошку (только не всю) перед тем как играть. Проделывай это когда необходимо.
Обрати внимание
Ты замечал, что нередко фразы начинаются с 7 или 3 “блюзовых” нот с последующим разрешением в тонику, доминанту, реже на чистую 3 ступень, в то же время 5 “блюзовая” ступень используется нечасто и в основном является проходной?
Ответы на многие вопросы можно найти в HARP-L FAQ
Если у вас есть вопросы, не спешите задавать их в Форуме.
Многие ответы можно найти в разделе Теория->Часто задаваемые вопросы.
Плохие танцоры
Направление струи воздуха под углом – основная причина того, что звук на вдохе для 2 и 3 отверстий (а так же 7 – 9) звучит плохо. Если воздух направлен под углом (хотя поток воздуха должен быть параллелен язычкам) ты не умышленно бендишь или просто понижаешь каждую ноту, в итоге получаешь сиплый и противный звук. По этой же причине отверстия 7-9 на вдохе и выдохе могут вообще не играть. Новички часто сваливают это недоразумение на гармошку, как и плохие танцоры.
Повторяй фразы и не бойся пауз
Чтобы сделать твое соло более мелодичным, используй многократные повторения отдельных риффов и длинные паузы. Повторения сделают твое исполнение проще и более запоминающимся. Длинные паузы дадут тебе отдых, а слушателям время осознать, что же такое ты сейчас сыграл.
Поищи блюзовые ноты
Ты обращаешь внимание на “блюзовые” ноты? На самом деле их нет в диатоническом ряду, но так сложилось, что вместо них используют пониженные (на полутон) 3 и 7, реже 5 ступени. Если у тебя тонкий слух, то попробуй поискать “блюзовые ноты” между соответствующими мажорными и минорными ступенями (3 и 7). Они находятся где-то по середине. Гармошка, как и другие духовые инструменты предоставляют для этого отличную возможность.
Пой про себя, то, что играешь.
Постарайся запомнить мелодию. Если ты не можешь ее пропеть, просвистеть или хотя бы промычать, значит ты еще до конца ее не запомнил.
Попадай в отверстия точно
Когда играешь отдельными нотами, постарайся использовать отверстие на 100%. Используя целую дыру, твои одиночные ноты будут звучать сочнее, громче, а усилия, затрачиваемые на звукоизвлечение – меньше.
Работай над звукоизвлечением
Не обманывай ни себя, ни музыку. Ты можешь многого достичь, следуя примерам и правилам, но главное, чтобы это работало как надо. Бенды – хороший пример. Делай что требуется, чтобы бенд звучал как бенд. Отточить свою технику ты сможешь позже.
Работай над ритмикой
Всем харперам, ровно как и другим музыкантам, необходимо работать над ритмикой, независимо от уровня. Играть четвертушками под драм-машину неплохая идея. Если тебе больше нравиться метроном – играй с ним. Главное слышать и ЧУВСТВОВАТЬ ритм.
Свое звучание
Любого хорошего исполнителя отличает: качественное звучание и тонкое чувство ритма. В то время как их риффы и фразы могут сильно варьироваться, все что они играют – звучит великолепно.
Сиплые 2-я и 3-я дырка?
Промежуточные бенды на 2 и 3 дырах звучат слишком сипло? Проследи за кончиком языка, если он находится вдоль струи воздуха то дело в нем, постарайся его как-нибудь поджать, бенд будет звучать чище.
Сложные размеры
Ты уже освоил основы техники игры, свободно владеешь бендами, возможно, овербендами, пытаешься играть быстро, но все еще не уверен в своем чувстве ритма?
Задай на метрономе какой-либо сложный размер, например 5/8, 5/4, 7/8, 7/4, 11/8, 13/8, да хоть 17/16 (-: Или запиши (попроси кого-нибудь) композицию с переменным размером, например чередующиеся 3 такта 6/8, 2 такта 5/8. Теперь попробуй поимпровизировать, выделяя сильные доли.
Ага, не получается?
Тренируйся. Научись слушать размер композиции и на простых размерах, заигрываясь, ты перестанешь “убегать” от сильных долей.
Кстати, можешь попробовать подыграть Frank Zappa, King Krimson, АукцЫон, они очень любят сложные размеры.
Слушай своих кумиров
Слушай гармошку как можно чаще. Запиши любимые композиции и любимых исполнителей и слушай снова и снова. Время, когда ты в пути отлично подходит для этого.
Слушай себя и других
Каждый раз, играя в ансамбле, будь уверен в той роли, которую там играешь. Ты исполняешь соло, заполняешь промежутки между фразами вокала, играешь проигрыши или вообще молчишь? Прислушивайся к мнению своих коллег и к своему, когда слушаешь собственные записи. Ведь то устройство для сбора пыли, называемое магнитофоном еще способно записывать твои бессмертные произведения, не так ли?
У каждого инструмента своя физика
Привыкни, когда ты делаешь бенд на вдохе или выдохе, нота понижается.
Бенды на струнных инструментах, например на гитаре, всегда повышают ноту.
У каждого инструмента своя физика.
Учись играть тихо
Истинный потенциал гармоники находится внизу динамического диапазона. Прислушайся к ясности звука и точности звукоизвлечения, когда играешь тихо. Теперь поиграй погромче, и пробуй почувствовать, когда достигнешь точки, где получаешь максимальную громкость и наилучший звук без напряжения. Это поможет тебе разобраться в тонкостях динамического диапазона и потенциала инструмента.
Если ты не привык играть на гармонике тихо, ты можешь обнаружить целый новый мир звуков и ряд новых качеств. Многие знаменитые харперы (Little Walter, например) играли мягко. Негромкая игра поможет тебе получить от инструмента больше, чем тебе кажется.
Источник