Полезно ли играть на музыкальных инструментах

Полезно ли играть на музыкальных инструментах thumbnail

Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки. Об этом говорится в исследованиях, результаты которых опубликовало издание The Guardian.

Многомиллионная индустрия приложений для тренировки мозга под угрозой. В октябре 2014 года группа из более 100 видных нейрофизиологов и психологов написала открытое письмо о том, что «заявленный потенциал игр/приложений для прокачки мозга часто преувеличен и порой вводит в заблуждение». Ранее в этом году гиганта индустрии, компанию Lumosity, оштрафовали на два миллиона долларов. Её обязали вернуть деньги тысячам клиентов, которые обманулись ложными заверениями, что продукция компании повышает общие когнитивные способности и замедляет прогрессирование возрастного снижения умственных способностей. Исследователи, изучавшие преимущества таких продуктов, написали в недавнем обзоре, что нашли «мало доказательств…, что тренировка улучшает когнитивные функции».

Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают рекламных обещаний. Но хорошо известно, что некоторые виды деятельности и определённый образ жизни способствуют здоровому состоянию мозга в целом и помогают сохранить остроту ума по мере того как мы становимся старше. Одно из таких занятий – музыка. Исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте полезно и для детей, и для взрослых. Более того, оно приносит пользу пациентам, восстанавливающимся после черепно-мозговых травм.

«Должно быть, музыка действует каким-то уникальным образом, – объясняет нейропсихолог Кэтрин Лавдей (Catherine Loveday) из университета Вестминстера. – Она в значительной степени стимулирует работу головного мозга из-за нашей с ней эмоциональной связи».

Игра на музыкальном инструменте – непростое занятие, при котором информация, поступающая от органов чувств, – зрения, слуха и осязания – согласуется с изысканными движениями. Такое обучение может вызвать долговременные изменения в головном мозге. Профессиональные музыканты – высоко квалифицированные исполнители, которые тратят на обучение годы. Они представляют собой естественную лабораторию для нейробиологов, изучающих, как подобные изменения происходят в течение всей жизни.

Изменения в структуре мозга

Сканирование выявило существенные различия в структуре мозга музыкантов и немузыкантов одного и того же возраста. Например, мозолистое тело – сплетение нервных волокон, соединяющих два полушария мозга, – значительно крупнее у музыкантов. Области мозга, связанные с движениями, слухом и визуально-пространственными способностями, больше развиты у профессиональных клавишников. А зона, посвящённая обработке сенсорных сигналов от левой руки, увеличена у скрипачей.

Сначала учёные не могли определить, вызваны ли наблюдаемые различия в структуре мозга игрой на музыкальных инструментах или они появились раньше и стали предпосылкой для занятия музыкой. Поэтому провели лонгитюдное (долговременное) исследование и выяснили, что маленькие дети, которые 14 месяцев обучались игре на музыкальном инструменте, демонстрируют значительные структурные и функциональные изменения мозга по сравнению с теми, кто не занимался.

Все исследования показали, что обучение игре на музыкальном инструменте не только увеличивает объём серого вещества в различных областях мозга, но и укрепляет долгосрочные связи между ними. Другие исследования подтвердили, что обучение музыке улучшает вербальную память, пространственное мышление и навыки грамотности. Поэтому профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих способностях тех, кто не занимался музыкой.

Долгосрочная польза

Исследования показывают, что степень анатомических изменений в мозге музыкантов тесно связана с возрастом, в котором они начали заниматься музыкой, и с интенсивностью обучения. Наибольшие изменения обнаружились у тех, кто приступил к занятиям в более юном возрасте.

Но даже короткие периоды музыкальных занятий в детстве могут принести долгосрочную пользу. Например, для исследования, проведённого в 2013 году, учёные набрали 44 человека пожилого возраста и распределили их по трём группам в зависимости от уровня музыкального образования, полученного в детстве. Участники первой группы никогда не играли на музыкальных инструментах; во второй группе находились те, кто занимался от одного до трёх лет; а в третьей группе обучались от четырёх до 14 лет.

Исследователи проигрывали участникам всех трёх групп записи сложных звуков речи и измеряли время нейронных ответов в части мозга, ответственной за слух. В старшем возрасте этот показатель ухудшается, поэтому старикам трудно понимать речь, особенно в условиях с большим количеством фонового шума. Участники исследования, которые занимались музыкой, показали самую быструю нейронную реакцию. Учёные заключили, что даже умеренная музыкальная подготовка в детстве способствует сохранению остроты обработки звуков речи и повышает устойчивость к возрастному снижению слуха.

Недавно выяснилось, что музыкальное образование способствует реабилитации пациентов, перенёсших инсульт и другие формы поражения головного мозга. А некоторые современные исследователи утверждают, что оно также ускоряет процесс восприятия информации и обучения у детей с дислексией и другими речевыми нарушениями. Более того, польза от занятий музыкой, похоже, сохраняется на протяжении многих лет или даже десятилетий. Это доказывает, что обучение игре на музыкальном инструменте в детстве защищает мозг от развития когнитивных нарушений и деменции.

Коммерческие продукты по тренировке мозга улучшают лишь применяемые навыки. Но обучение игре на музыкальном инструменте имеет гораздо более широкое воздействие на мозг и умственные функции, а также улучшает другие, казалось бы, не связанные способности.

«Музыка достигает тех частей головного мозга, которые не доступны для других вещей, – пишет на своём сайте Лавдей. – Это сильный когнитивный стимулятор, который развивает мозг как ничто иное. Есть доказательства, что занятия музыкой улучшают рабочую память, речь и другие способности».

Учиться играть на музыкальном инструменте – это, по-видимому, одна из самых эффективных форм тренировки мозга. Занятия музыкой могут вызвать различные структурные и функциональные изменения в головном мозге в зависимости от того, какой инструмент вы выбрали и с какой интенсивностью занимаетесь. Это пример того, как значительный жизненный опыт может изменить мозг, чтобы он адаптировался к особенностям образа жизни своего владельца.

Смотрите также:

  • Как Стив Джобс тренировал свой мозг
  • Нейронаука и осознанность: как осчастливить свой мозг
  • Нейробиологи объясняют, как бег приносит огромную пользу мозгу
  • Вселенная мозга: Святослав Медведев о механизмах работы самого загадочного органа и связанных с ним мифах

Источник

В научном мире существует огромное количество доказательств пользы музыкальной деятельности. Игра на музыкальных инструментах выгодна как для ваших умственных способностей, так и для физического благосостояния. И это не зависит от вашего возраста или уровня мастерства. По сути, музыкальная импровизация – это форма когнитивной тренировки. Это поможет вам снизить стресс и артериальное давление, а значит, предотвратить депрессию. Польза музицирования распространяется и на глубокую старость, спасая людей от деменции.

Повышение когнитивных способностей

Сотрудники медицинского центра Канзасского университета пришли к выводу, что музыканты лучше справляются с когнитивными тестами. Если регулярно играть на любом инструменте, значительно улучшается работа обоих полушарий головного мозга. Даже если вы так и не освоили фортепьяно, никто не помешает вам сесть за барабанную установку.

Играть

Улучшение координации движений

Музыканты на протяжении большого отрезка времени заняты синхронизацией нот и звукоизвлечения. Это может принести вам пользу, если вы захотите сыграть с друзьями в баскетбол или любой другой вид спорта, требующий координации рук и глаз.

Это улучшает настроение

Исследования показывают, что написание музыки снижает уровень стресса и подавляет выработку гормона кортизола. Воспроизведение мелодии также может повысить ваше настроение, являясь прекрасной формой эмоциональной разрядки. Посредством музыки вы можете выражать печаль, боль утраты или счастье.

Инструмент

Помощь в навыках чтения

Во время концерта музыкант занят чтением нот и воспроизведением композиции одновременно. Можете считать партитуру хорошей тренировкой в улучшении навыков чтения и восприятия.

Улучшение дыхательной системы

Если вы играете на духовых инструментах, благодарите свои предпочтения за хорошую тренировку легких. Флейта, кларнет или саксофон требуют отточенных навыков дыхания. Звукоизвлечение происходит благодаря колебаниям воздуха, что вы создаете своим ртом.Польза

Умение слушать

Умение слушать у музыкантов развито почти на интуитивном уровне. Только так вы узнаете, что не попали в ноты. Но если говорить о навыках аудирования в целом, можно отметить его пользу в построении гармоничных социальных отношений.

Достижение цели

Когда вы изучаете новое произведение, это может быть трудоемким и сложным процессом. Но в конце пути, преодолев все сложности и оставив позади многочасовые репетиции, вы освоите изучение, и вас переполнит гордость. То же самое касается и освоения навыков игры на одном из сложных инструментов. Поначалу все эти гаммы будут казаться вам чрезвычайно нудным занятием, но затем вы поблагодарите свою волю, и получите мощный импульс для поднятия самооценки.

Играть

Повышение концентрации

Длительный процесс обучения позволит вам научиться грамотно распоряжаться своим временем. Ну а навыки тайм-менеджмента пригодятся вам для выполнения повседневных обязанностей.

Помощь в лечении болезни Альцгеймера

Пациенты с болезнью Альцгеймера, прослушивающие музыкальные композиции или участвующие в музицировании, получают психическое возбуждение, которое способствует улучшению памяти. В одном из научных исследований ученые пришли к выводу, что ноты являются более яркими воспоминаниями, чем слова.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

2 050

Когда вы в последний раз включали радио и динамики? Когда в последний раз вы были эмоциональны, вдохновленные музыкой? В среднем человек слушает четыре часа музыки в день. Это может быть радио, потоковые службы, музыка, которую можно найти на подкастах или скачать.

Музыка оказывает мощное влияние на человеческий разум, и вы можете даже использовать его для своей выгоды. Однако важно иметь в виду, что есть две разные стороны музыки. Одна сторона просто слушает музыку, а другая сторона делает музыку.

Являетесь ли вы слушателем, певцом или игроком на музыкальном инструменте, музыка имеет когнитивные функции и преимущества. Давайте посмотрим, как музыка способствует функциональности мозга.

Музыка улучшает настроение

Прослушивание музыки может повлиять на ваше настроение. Вот почему некоторые песни делают вас счастливыми или грустными. Человек, который слушает счастливую музыку и хочет быть счастливым, сделает себя счастливее. Точно так же, если вы слушаете эмоциональную или грустную музыку, и вы хотите погрустить, вы почувствуете себя грустнее. Ключевым моментом здесь является то, что человек, который слушает музыку, должен честно желать почувствовать что-то определенным образом, чтобы музыка повлияла на него. Человек, который пассивно слушает счастливую песню и не хочет быть счастливым, гораздо реже ощущает эмоциональное изменение, чем человек, который хочет быть счастливым.

Музыка повышает производительность

При прослушивании музыки, которой вы действительно наслаждаетесь, ваше тело высвобождает дофамин, который является очень чувствительным к нейрохимическим эффектам. Это поможет вам почувствовать себя счастливее. Кроме того, прослушивание музыки может помочь вашей неврологической производительности. Исследование подтвердило, что люди, слушая Моцарта, работали более продуктивно, чем члюди, работающие в тишине. Эффект был назван эффектом Моцарта. Однако не обязательно, чтобы музыка, которую вы слушаете, была Моцартом или даже классической музыкой в ​​целом. Скорее, это просто музыка, которая нравится слушателю. Это означает, что если вам очень нравится слушать какого-либо исполнителя, это может помочь вам в производительности во время работы. Однако, чтобы воспользоваться преимуществами, вы должны чувствовать музыку. Просто иметь ее на заднем плане будет практически неэффективно.

Этот эффект приводит к новому исследованию, которое предполагает, что сама музыка не может влиять на продуктивную функциональность мозга, а скорее влияет на эмоциональные функции мозга. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на производительность. Независимо от средств, итог один — музыка помогает человеку быть более продуктивным на работе.

Музыка погружает в воспоминания

Прослушивание музыки также возвращает воспоминания — и хорошие, и плохие. Это тесно связано с тем, как музыка влияет на мозг. В течении жизни, мы связываем определенные песни с определенными событиями в нашей жизни. Например, многие люди собрали плейлист с разбивкой по сложным отношениям. В то время песни, возможно, предназначались для того, чтобы помочь им обработать эмоции разрыва. Но в будущем эти песни будут напоминать им о эмоциях и воспоминаниях, которые они ощущали в то время.

Музыка помогает в тренировках и беге

Прослушивание музыки может дать вам энергию для тренировок и бега. Исследования показали, что человек, который слушает специально отобранные песни, будет лучше справляться с поставленной задачей. Биение музыки задает темп, которому наши тела будут соответствовать во время тренировки или бега. Чем быстрее ритм, тем быстрее темп, который мы сознательно установили для себя.

Следующая причина немного глубже. Когда музыка входит в наши уши, вибрации посылаются в наш мозг с помощью электрических сигналов, которые наш мозг затем переводит в звук музыки. Поскольку наш мозг работает с музыкой, он переводит сигналы и задает образец для остальной части нашего тела. К ним относятся частота сердечных сокращений, кровяное давление, скорость обмена веществ и даже такие вещи, как физический, умственный стресс и усталость.

Есть еще несколько способов, как прослушивание музыки может влиять на мозг. Тем не менее, мы также рассматриваем, как игра на музыкальном инструменте влияет на мозг.

Общеизвестно, что игра на музыкальном инструменте полезна для мозга, когда он растет и развивается. Новые исследования показали, что недостаточно, чтобы человек просто брал уроки музыки и изучал музыкальные инструменты. Он должен быть вовлечен и заинтересован в обучении, прежде чем мозг начнет показывать эффекты.

Если человек хочет пожинать плоды при игре на инструменте, это не может быть просто игра на музыкальном инструменте; это должна быть страсть. В этом отношении также не имеет значения, какой инструмент воспроизводится. Человек, который хочет играть на барабанах, может обладать теми же или лучшими преимуществами, что и человек, желающий изучить фортепиано. Ключевым фактором в изучении инструмента является то, что музыкант должен оценить инструмент, который он изучает.

Каковы преимущества игры на музыкальном инструменте? Ну, есть несколько способов, которыми обучение игре на музыкальном инструменте может помочь мозгу и его функциям.

Преимущества обучения игре на музыкальном инструменте

Во-первых, это улучшает словесную память и детскую грамотность. Исследователи из Лаборатории слуховой нейрологии Северо-западного университета обнаружили, что мозг ребенка, который получает уроки музыки, способен к более утонченным навыкам чтения.

Далее, исследование также говорит, что раннее музыкальное обучение может повысить пластичность мозга. Чрезвычайная функция мозга — менять наше поведение, особенно когда человек подвергается физическим изменениям и развитию, что очень часто встречается в детстве. У взрослых пластичность мозга была явно замешана как средство для восстановления от сенсорно-моторной депривации, периферического повреждения и черепно-мозговой травмы.

Улучшает тонкие моторные навыки. Игра на музыкальном инструменте способна улучшить ваши моторные навыки. Почти каждый инструмент требует использования конкретной группы мышц. Игра на конкретном музыкальном инструменте, не только обучит эти группы мышц, но также поможет мозгу справиться с более тонкими движениями мышц тела.

Воспроизведение музыкального инструмента также улучшает исполнительные функции мозга. Исполнительные функции — это умственные процессы, которые позволяют планировать, фокусировать внимание, запоминать инструкции, многозадачность, быстро обрабатывать информацию, регулировать наше поведение и корректировать меняющиеся ментальные требования.

Последнее, но не менее важное, улучшает взаимодействие белого вещества. В 2013 году было проведено исследование о том, как ранние уроки музыки влияют на мозг. Исследование показывает, что на мозг есть значительные влияния, если уроки проходили между диапазонами от шести до восьми лет. Мозги этих детей имеют более сильные связи между двигательными регионами.

Музыка не должна считаться приятным времяпровождением или приятным фоновым шумом. Это великолепная среда, которая может быть использована для повседневной жизни. Если вы изо всех сил пытаетесь подготовиться к экзамену, слушание музыки, которая вам нравится, может помочь разбудить ваш мозг.

Если вы чувствуете печаль в определенный день и хотите чувствовать себя лучше, прослушивание некоторых счастливых песен может поднять ваше настроение. Если вы хотите улучшить способность вашего мозга функционировать в целом, игра на музыкальном инструменте придаст вашему мозгу заметный импульс.

Слушайте музыку, пойте, играйте на музыкальных инструментах — все это положительным образом влияет на вашу жизнь!

Источник

Правообладатель иллюстрации
Thinkstock

Новый год — самое время подыскать себе новое увлечение. Пианист Джеймс Роудс заверил обозревателя BBC Culture, что каждому человеку под силу выучиться играть Баха всего за полтора месяца.

Бывает ли так, что учиться музыке слишком поздно? Ведущий британский концертирующий пианист Джеймс Роудс уверенно отвечает на этот вопрос «нет!».

Доказательством служит его написанная с обезоруживающей прямотой книга «Как играть на фортепиано» (How To Play the Piano) — небольшой элегантный томик, читателям которого обещано, что за полтора месяца они научатся играть одно из любимых произведений Баха — «Прелюдию №1 (до мажор)» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Правда, при условии, что они готовы заниматься игрой на фортепиано шесть раз в неделю по 45 минут в день.

По словам Роудса, на написание книги его вдохновили бурные отклики на его же мемуары «Спасительный инструмент» (Instrumental), вышедшие в 2015 году.

В них музыкант рассказывает о своей тяжелой психологической травме и той важнейшей роли, которую музыка сыграла в возвращении к нормальной жизни.

После выхода той книги он получил бесчисленное количество писем от читателей, сообщавших ему, что он вдохновил их вновь сесть за инструмент.

«Я уже потерял счет людям, которые говорили мне: «Я играл на фортепиано, когда был маленьким, а теперь жалею, что бросил музыку», — рассказывает мне пианист, вспоминая электронное письмо, которое натолкнуло его на эту идею.

Правообладатель иллюстрации
GL Portrait / Alamy

Image caption

Концертирующий пианист Джеймс Роудс считает, что научиться играть на музыкальном инструменте никогда не поздно

«Я получил письмо от мексиканского пенсионера, который раньше работал пилотом в авиакомпании. Он написал мне: «Я играл на фортепиано, когда был маленьким, но вот уже 50 лет не садился за инструмент. Я прочитал ваши мемуары, купил пианино, нашел педагога и теперь занимаюсь каждый день. И вот что я хочу вам сказать: это лучшее время в моей жизни!» Меня это просто потрясло».

Новая книга Роудса открывает серию «Маленькие книги о важных навыках», которая выходит в международном издательстве Quercus Books.

Она написана в духе все более популярной и довольно романтичной западной тенденции, которая заключается в самосовершенствовании, изучении нового, повышении культурного уровня и самореализации — и при этом хранит верность сложившимся традициям, которые не претерпели практически никаких изменений с тех самых пор, когда сотни лет назад люди придумали клавишные инструменты.

«Обучение игре на музыкальном инструменте может распахнуть двери в новое измерение, о существовании которого многие из нас уже забыли», — пишет Роудс в первой главе своей книги.

И с этим не поспоришь: возможность ненадолго забыть о новых технологиях и занять пальцы, ум и душу чем-нибудь, не связанным с электронной почтой, смс или соцсетями, невероятно притягательна.

Пожалуй, этот проект можно назвать методикой реабилитации в век цифровых технологий.

Читая книгу, я представляла себе, как вечером зажгу свечи, налью себе большой бокал вина и сяду за фортепиано — чтобы одновременно создать уютную атмосферу, развить свои творческие способности и побаловать себя.

Если бы в детстве мне сказали, что однажды я буду с нетерпением ждать момента, когда смогу сесть за инструмент и позаниматься музыкой, я бы только рассмеялась.

Но остроумная, увлекательная и совершенно не претенциозная книга Роудса превращает ежедневные уроки, требующие максимальной сосредоточенности, в целительную медитацию.

Правообладатель иллюстрации
Thinkstock

Image caption

Глубокая сосредоточенность, необходимая для занятий фортепиано, позволяет прекрасно восстановиться в наш век цифровых технологий

«Мы живем в эпоху сиюминутных удовольствий, мы все время обращены вовне и, как мне кажется, разучились просто чем-то спокойно заниматься для себя», — пишет Роудс.

Мне думается, что его книга — это очень своевременный ответ на наметившуюся сейчас на Западе тенденцию стремиться не к материальному благосостоянию, но к духовному и эмоциональному обогащению. Подтверждением тому, что такая тенденция существует, служат многочисленные учебные курсы по саморазвитию, как в оффлайн, так и в онлайн-формате — например, на платформах Skillshare, Creative Live и The School of Life.

«Это делается не ради награды, но просто потому, что это приятно. Мне кажется, игра на фортепиано — это своеобразная духовная практика, для которой не нужна целая армия бритых наголо монахов — достаточно лишь клавиатуры».

Да и потом, когда как не сейчас мы нуждаемся в таких способах ухода от суеты? Роудс соглашается: «Когда все новости оказываются плохими, почему бы не заняться чем-нибудь приятным исключительно для себя?»

Долой гаммы!

Кроме того, как оказалось, обучение игре на фортепиано — или восстановление этого навыка — полезно для работы мозга.

По данным исследования, проведенного Техасским университетом (США), «досуг, требующий напряжения ума», позволяет восстановить серое вещество, «омолаживая» мозг.

Роудс не обещает своим читателям невозможного: «Имейте в виду, по этой книге вы не научитесь играть этюды Рахманинова и Шопена».

«Я прекрасно понимал, что если издать самоучитель игры на фортепиано и сообщить, что для обучения потребуется десять тысяч часов, никто не будет этим заниматься, потому что — хорошо это или плохо — сейчас стало все труднее находить время просто на то, чтобы сосредоточиться и поделать что-нибудь для себя».

«Время — очень ценный товар. Но научиться играть Баха вполне возможно. У Баха тоже непростые произведения, чтобы их освоить, все равно придется приложить определенные усилия, но это доступно и реально».

Роудс продолжает: «Полтора месяца — это приблизительный срок: если вы можете заниматься больше или много играли на фортепиано в детстве, дело пойдет быстрее».

«Кроме того, за это время вы научитесь понимать эту музыку. Может быть, этого уже будет достаточно, а может быть, вам так понравится, что вы решите взять педагога и разучить и другие произведения».

Правообладатель иллюстрации
Thinkstock

Image caption

Один вид страницы, заполненной нотами, может привести вас в состояние ступора — но поверьте, это не так сложно, как кажется

Центральное место в его методике занимает красота музыки. «Я очень люблю взять какое-нибудь произведение, которое хочется разучить, и работать над ним — не с помощью гамм, этюдов и упражнений, но просто разбирая само произведение», — объясняет он.

В книге расписано, как именно разучивать пьесы по этому методу, в том числе приведены гениальные аппликатуры пианиста, которые не дают ученикам заскучать, разочароваться и бросить занятия музыкой.

Я сказала ему, что в детстве не выносила гаммы и арпеджио и сейчас, будучи взрослой, не изменила своего отношения к ним.

«Арпеджио и гаммы играть совершенно не обязательно! — настаивает музыкант. — В любой пьесе встречаются технические сложности, над которыми можно поработать отдельно».

«Я и сам ненавижу гаммы и арпеджио, но вот же, в концерте Моцарта, партитура которого сейчас стоит у меня на пюпитре, полно гамм и арпеджио. Разбор пьесы и достижение результатов — это прекрасный способ обучения. Найдите произведение, которое вам нравится, и разучивайте его».

Правообладатель иллюстрации
Thinkstock

Image caption

Роудс предлагает ученикам забыть о гаммах и разучивать то произведение, которое пришлось им по душе

Роудс вдохновенно рассказывает о радостях, связанных с обучением игре на фортепиано или восстановлением этих навыков. У него есть сайт, где выложены мастер-классы и видеоролики, призванные помочь в освоении фортепиано.

Начало нового года со всеми обещаниями, которые мы даем себе в это время, — прекрасная возможность погрузиться в новое дело. Мы ведь все-таки не молодеем…

«Ну да. На смертном одре мы вряд ли будем сожалеть о том, что не успели отправить побольше электронных писем или составить побольше таблиц в программе Excel, — смеется Роудс. — Но вполне можем подумать: эх, а я ведь так и не написал тот роман или ту картину. Или: так и не научился играть на фортепиано ту пьесу Баха…».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.

Источник