Полезно ли играть в шахматы с самим собой

Полезно ли играть в шахматы с самим собой thumbnail

Шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно. Шахматы – это элитарная игра, которую обожали многие политические деятели, ученые, писатели, творческие люди из разных эпох. Она по праву называется одной из древнейших игр человечества. Упоминание о шахматах можно найти в источниках полутора тысячелетней давности. Наш мозг получает бесценную интеллектуальную подпитку, совершенствуется и развивается во время игры в шахматы.

Польза игры в шахматы

Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.

Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат.

Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

Шахматная партия: умение играть и получать удовольствие

Как у любой игры, у шахмат есть свои правила. Многие думают, что достаточно просто выучить их, понять, как должны двигаться фигуры, тогда играть будет легко. Но это не так. Это не просто передвижение фигур по доске. Именно поэтому по шахматам ежегодно проводятся турниры, где соревнуются талантливые игроки со всего мира. Шахматы – это полноценный вид спорта, для победы необходимы постоянные тренировки. В игре важную роль играет логическое мышление, умение строить комбинации, стратегия и тактика. Хороший игрок должен обладать вниманием, усидчивостью и терпением.

Научиться играть в шахматы можно разными способами. Найдите книгу, прочитайте об игре в Интернете, попросите умелого игрока научить вас. Разные люди предпочитают разные способы, ведь все мы по-разному воспринимаем информацию. Кому-то проще прочитать, кто-то лучше понимает на слух и так далее. Во время обучения не стоит торопиться, чтобы понять особенности игры. Каждый ход, каждое действие необходимо повторять на доске, чтобы лучше его запомнить и осознать.

Когда с теорией будет покончено, начинайте играть. Играть с самим собой не стоит, это не даст вам нужных навыков. Всегда лучше играть с соперником. Стоит найти себе партнера по шахматам, который будет более опытным в этом плане. Так вы сможете научиться у него новым тактическим приемам, будете тянуться к его мастерству и быстрее станете профессионалом. Еще опытный наставник всегда может исправить ошибки, которые часто преследуют новичков.

Не все люди находят время, чтобы ходить в шахматные клубы. В этом случае превратите эту игру в интересное хобби, которым можно заниматься дома. Сегодня существует множество обучающих программ для компьютеров, планшетов или телефонов. Вы можете начать партию в любое удобное время. Программы легко регулируются под собственный уровень. Также они включают подсказки, облегчающие обучение.

Новички иногда забрасывают шахматы, ведь им эта игра может показаться скучной и неинтересной. Не стоит ориентироваться на первое впечатление. Представьте, что шахматы – это упражнение для мозга, которое необходимо повторять ежедневно. Это поможет вам не бросить игру на начальном этапе. Через какое-то время вы начнете осознавать всю прелесть партии, научитесь логически мыслить. Ваши стратегии будут иметь успех. Радость от победы, от правильно выстроенных ходов бесценна. Тогда вы поймете, почему у шахмат столько поклонников, и сами вступите в их ряды. Даже проигрыш может приносить удовольствие. Тщательно спланированная изящная партия соперника — это не только опыт и новые знания. Красивые партии приносят обоим игрокам эстетическое удовлетворение. Если перетерпеть начальный этап, когда шахматы могут показаться скучными, то можно открыть для себя всю привлекательность этой игры.

Не забываем про другие увлечения

Теперь вы понимаете, какая польза от шахмат, насколько положительно эта игра влияет на наш мозг. Но и вред, к сожалению, тоже присутствует. Партия может длиться несколько часов, за это время игрок должен максимально сконцентрироваться на доске, продумывать ходы и каждый последующий шаг. Естественно, что часто шахматисты ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на здоровье. Более того, не все люди способны извлекать пользу от проигрыша. Они могут скрывать свое разочарование, впасть в уныние. Это не всегда заметно, но люди со слабой нервной системой могут даже дойти до апатии и депрессии, особенно, если человек проиграл несколько партий подряд. Если ребенок сильно увлекся шахматами, то он может забыть про остальные увлечения, проводить время только за шахматной доской. Такой образ жизни породил стереотип, что шахматист – это худой молодой человек в очках, который не способен дать отпор в драке, не может защитить себя.

Читайте также:  Скачать призентацию по теме полезные ископаемые

Чтобы минимизировать вредное влияние шахмат, стоит помнить, что всего хорошо в меру. Шахматы не должны заполнять всю вашу жизнь, стоит уделять внимание и физической активности, и другим увлечениям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Что развивают шахматы?Общая тренировка

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Логика

Шахматы — логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат — анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память — и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии — победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение — все это и есть воспитание характера и силы воли. Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично — наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

На https://chess-boom.online/igrat-v-shahmaty/ почитайте как играть в шахматы с компьютером.

Источник

Шахматы- это древняя интеллектуальная игра родом из Индии.

Эту игру можно сравнить с компьютерными играми RPG, где для победы необходимо не только знание правил, но и умение предугадывать шаги соперника, выстраивать наиболее выгодные стратегии. Любой человек в этой игре находит то, что ему ближе всего. Одних привлекает возможность реализовать сложную и красивую комбинацию. Другим нравится ощущать себя полководцем, ведущим свои войска к победе, получать особое удовольствие, когда простая пешка, пройдя через всю доску, превращается в самую сильную фигуру – королеву. Третьи любят шахматы за объективность. Роль судьи в этой игре практически равна нулю. Важна только победа.

Научиться играть можно в любом возрасте. Все, что для этого нужно — это доска, фигуры и желание. Вы можете записаться к тренеру, обратиться к родным или самостоятельно изучить правила. Про игру в шахматы написано множество книг, изложено немало статей в интернете.

И все же, лучший способ освоить шахматы — это практика, практика, практика

Читайте также:  Морковь полезна в сыром или вареном виде

После того, как вы выучите основные правила, можно будет приступить к изучению базовых составляющих игры: как разыгрывать дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Необходимо будет решать разные задачи и этюды для развития тактического и позиционного видения. И, конечно же, игровая практика с разбором ошибок. Все эти составляющие эффективнее проходить с тренером. Уже через год или два вы выработаете очень важные качества:

— 1. Логика, мышление. В процессе игры все время тренируется мозг, ведь приходится мысленно просматривать разные варианты ходов в поиске самого лучшего. Со временем все процессы проходят быстрее, и каждый новый уровень способствует развитию мышления.

— 2. Память. В ходе игры шахматист рассчитывает множество вариантов, четко представляя позицию. Профессиональные шахматисты могут играть с закрытыми глазами, делая каждый ход в уме. Память развивается и тогда, когда шахматист осваивает дебюты (начало игры).

— 3. Внимательность и усидчивость. Вы можете вести всю партию, но, расслабившись лишь на минуту, потерять преимущество, поэтому бдительность и концентрацию необходимо сохранять на протяжении всей игры.

— 4. Планирование. Играя в шахматы, всегда нужно просчитывать 2-3 хода наперед. Это тоже отражается на мышлении. К примеру, просыпаясь по утрам, я машинально просчитываю, как эффективнее и быстрее все успеть. Поэтому позволяю себе спать немного дольше.

— 5. Воображение. Размышление в уме развивает воображение и фантазию. Ведь неспроста шахматы считают не просто спортом, но и целым искусством. Богатая фантазия — это основа творчества.

После того, как вы почувствуете себя уверенно на доске, можно принимать участие в турнирах. Обычно турнир проходит по швейцарской системе с неограниченным количеством участников, где в 9 турах определяется победитель. Это целый мир со своими взлетами и падениями, и где каждый новый тур – новое испытание. В начале, скорее всего, вы будете статистом турнира, который набирается опыта и знаний. Анализ каждого поражения будет основой будущих побед, и через какое-то время, возможно, вы станете победителем. На этом этапе шахматист развивает в себе новые качества:

— 6. Конкурентоспособность. Турнир, в котором принимают участие сотни шахматистов, где одно поражение лишает золота, определяет самого лучшего спортсмена.

— 7. Стрессоустойчивость (умение проигрывать). К турниру вы готовитесь месяцами, некоторые соревнования проходят раз в год и прежде, чем победить один раз, вы проиграешь 10 (здесь я имею в виду крупные турниры). После такой школы проблемы в учебе или на работе кажутся цветочками.

— 8. Распределение временем. Шахматы бывают 3 видов: классические, активные и блиц. В классических шахматах каждому противнику дается по 2 часа времени, в активных – полчаса, в блиц – 5 минут. Если вы не успели уложиться во время, то вы проиграли. Таким образом шахматы учат правильно распределять время, а это важный фактор на каждой школьной контрольной работе и для каждого задания от работодателя. —
— 9. Работоспособность, выдержка. Во время домашних тренировок вы развиваете тактическое и позиционное понимание. Во время турнира вам предстоит колоссальная нагрузка. Полупрофессиональный шахматист на одну игру тратит около 4-5 часов, на подготовку 2-3 часа, и таких туров 9-11 подряд.

— 10. Воля, характер. Как и другие виды спорта, шахматы закаляют характер и силу воли. В вас зарождается новая мечта. Вы учитесь достигать её, терпеть удары (поражения) и не сдаваться.

P.S.

И напоследок немного юмора:

Учитесь на чужих ошибках 🙂

Источник


Вместо пролога к другой истории. Просто чтобы продемонстрировать ход мысли.

Однажды… на самом деле, уже больше года назад — я играл с разными концепциями.

На самом деле, в тот раз я прочёл чью-то мысль о том, что русские не понимают ключевую западную идею «win-win»; более того, отечественный менталитет больше склонен рассуждать в категориях «lose-lose». (Классический пример — анекдот про крестьянина, которому ангел предложил исполнение любого желания, с условием, что сосед получит то же самое, но в два раза больше. Крестьянин сказал: «Выбей мне глаз». Вот это и есть «lose-lose», мне будет плохо, а тебе будет ещё хуже. Или наоборот. Короче, кто-то тогда жаловался, что отечественные предприниматели нередко готовы упустить собственную прибыль, лишь бы лишить прибыли конкурента.)

Затем я лениво выстроил шкалу, от высшего к низшему:

win : win

win : lose

lose : lose

Затем вспомнил про Спиральную динамику, где в качестве идеала для «магов спирали» упоминалась концепция «win : win : win». Взаимовыгодное решение, _плюс_ улучшение общей ситуации. Естественно, «win : win : win» должно было встать над простым «win : win».

Читайте также:  Чем вы будете полезны для банка

Затем я решил повеселиться и подумать о различных критериях оценки ситуации. Например, что значит «улучшение ситуации»? Как-то Переслегина посетила мысль, что существует три глобальных идеи — «сохранение» («экология»), «развитие» («эволюция») и «внезапная трансформация» («революция»). В высшей степени триалектично! Будучи интелем, он перемножил их друг на друга и получил девять мемов (или парадигм, или чего-то ещё), типа «сохранения с оттенком развития» и «революции с оттенком сохранения». Каждой он присвоил свой цветовой код («революция с оттенком революции» получила красный :)), затем он подумал ещё чуть-чуть и добавил к ним десятую идею, «чистую трансценденцию» или что-то в этом роде.

Но это всё мура. А с «сохранением», «эволюцией» и «революцией» можно было поиграть. Допустим, в ситуации «win : win : win» среда/система может выиграть с точки зрения сохранения статус-кво или с точки зрения дальнейшего развития. И это будут разные выигрыши. Или даже выигрыш системы может заключаться в приближении революционной трансформации системы в какую-нибудь иную систему. Три разных win’а!

Потом, сколько существует сторон в любом конфликте? На одном сайте мне встретилась попытка создать очередную общую теорию всего на основе числа пять (как пальцы на руке). Для общения с людьми там была предложена следующая пятёрка: «я», «ты», «мы», «он», «те». Этого достаточно.

Но для простоты, можно ограничиться тройкой. «Я», «Ты», «Он». Соответственно, в конфликте может выиграть либо одна сторона, либо другая, либо третья, потому что всегда есть кто-то третий… либо могут выиграть все.

По примеру Переслегина, можно было добавить «высшую трансценденцию», как прямое вмешательство Бога. У него ведь тоже есть мнение? Вот уже получилась семёрка — надо оценивать обе стороны конфликта, третью сторону, которая непосредственно в конфликте не участвует, интересы системы с точки зрения сохранения-развития-трансформации, а также Божественную Волю. («У Хари Сэлдона бы план…»)

Да. Тут я вспомнил, что мне это напоминает:

«На мое предложение: «Ну а теперь, давайте рассказывайте», — он достает из портфеля две стереоскопические модели, одна из которых представляет собой двойной тетраэдр, основания которого соединяются, образуя звезду Давида. Значит, он один из тех мыслителей, которые представляют свои идеи фигурально. У его модели есть свое название; он называет ее «фан» (Fahn). Существует множество таких «фанов», и для каждой главными метками являются две вершины тетраэдров и шесть углов звезды.

После того, как я изучил этот «фан», он стал посвящать меня в подробности:

«То, что в образе есть истина (wahr), то в сфере материи — мера (та?). Истина (wahr) и мера (maß) как единицы находятся на одной линии; они являются как бы парными и тем самым подобными, но в то же время они противны (geglich) [sic!] и тем самым не равнозначны. Единицы „время» и „пространство» не только находятся на одной линии, но являются в то же время полюсами одной оси. А вокруг этой оси, а именно вокруг полюса „время», располагаются, образуя треугольник, величины „хотение» (will), „истина» (wahr) и „смысл» (sinn), с другой же стороны, вокруг полюса „пространство» — „мера» (maß), „толчок» (rack) и „сила» (kraft). Эти образуемые образными и материальными единицами тетраэдры, соединенные крест-накрест своими основаниями, и составляют то, что я называю „символическим фаном»».

Такие фаны он выстраивает в неограниченном количестве, о чем бы ни шла речь: о земле и небе, эросе и сексусе, консервативном и революционном, жизни и смерти: я вижу, что он умеет работать со своей моделью. Для обозначения отдельных точек фана у него есть особый и богатый словарь с вкраплением гамбургских диалектизмов. Так, например, «толчок» (rack) обозначает кинетическую энергию в отличие от статической «силы» (kraft)».

Вот, осталось добавить дьявола, как воплощение материи (пространства) напротив Бога, как как воплощения времени (движения от начала к концу). Ну и две слившиеся пирамидки… (Я, правда, забыл уже, на какой пирамидке люди, а на какой — переслегинские принципы. Видимо, люди — три стороны конфликта — на божественной, а дьявол играет за систему.)

Посмотрев на это внутренним взором и похихикав, я отправил сырую концепцию в помойное ведро.

Но переслегинские триалектичные принципы мне понравились. Возвращаясь к началу, я решил считать, что «win : win» — это развитие (игра с ненулевой суммой; два человека поссорились и стали качаться и развиваться, чтобы доказать друг другу собственную крутизну), «win : lose» — сохранение/экология (игра с нулевой суммой), а «lose : lose» — революция (нам будет плохо, а они вообще сдохнут, и за счёт этого кому-нибудь когда-нибудь станет лучше).

В конечном счёте, выросло из этого нечто совсем иное :).

Источник