Полезно ли прошлое для экономической науки
Зачем и как изучать историю экономической мысли?
1. Зачем?
У каждой науки есть своя история, знакомство с которой представляет не меньшую пользу для вступающего в эту науку молодого поколения, чем штудирование учебников с с последними достижениями современной теории.
Почему? Зачем изучать то, что давно представляет собой музейную ценность?
Музей артиллерии представляет собой весьма полезный объект исследования для современного специалиста по огнестрельному оружию, потому что демонстрирует результаты многовековых поисков человечества в области создания пушек. А биологу будет весьма интересна хорошая кунсткамера, в которой представлены необычные экспонаты, собранные исследователями живого мира с различных частей света.
Экономическая наука в данном случае не является исключением. У нее тоже есть своя кунсткамера, в которой обитают весьма неординардные и влиятельные в прошлом теории и теоретики. Чего стоит один марксизм удивительное изобретение середины XIX в., которое имело фантастические последствия для многих стран и до сих пор в том или ином виде популярно в общественных науках. Только вот до 90-х гг. его изучение в нашей стране было обширным и абсолютно схоластическим, а сегодня выпускники экономических вузов уже с трудом могут сказать, что представлял из себя Карл Маркс как экономист, насколько его теория была оригинальна и насколько она была состоятельна. А ведь таких экспонатов в музее экономической науки не один десяток. Конечно, далеко не все экономисты прошлого могут похвастаться созданием столь грандиозной конструкции как Капитал, но для оригинальных идей и гипотез не нужно тысячи страниц, они могут уместиться в одной статье или затерятся на нескольких страницах в целом посредственной книги. Вот, например, Жан Батист Сэй известен благодаря всего одной главе своей работы, которая называлась О рынках и содержала гениальную догадку о том, что совокупный спрос тождественнен совокупному предложению.
Но не только любопыства ради следует изучать теории прошлого. История экономической мысли позволяет понять прежде всего логику развития экономической науки и, следовательно, более точно понять эффективные пути ее совершенствования в будущем. Знакомство с творчеством своих талантливых и изобретательных предшественников позволит молодому исследователю избежать одной из самых досадных оплошностей не изобретать колесо и не выдумывать заново то, что уже было придумано, опробовано, а в некоторых случаях и отвергнуто предыдущими поколениями. История развития экономической науки полна противоречий и причудливых траекторий, которые сформировали то, что составляет сегодня содержание стандартных университетских учебников по десятку основных экономических дисциплин. Как сказал Й. Шумпетер, любая современная наука содержит в скрытом виде свою историю, и невозможно до конца понять эту науку без знакомства с ее историей.
Ну, и разумеется, общение с мастерами жанра, которое имеет ценность в любом научном возрасте. Современному архитектору весьма полезно периодически совершать прогулки по историческому центру европейского города, поскольку перед его глазами предстанут лучшие достижения зодчества за несколько веков. Произведения великих экономистов прошлого это тоже исторический центр современной экономической науки, прогулка по которому приносит немалое эстетическое удовольствие и методологическую пользу современному теоретику.
2. Как?
История экономической мысли это один из самых сложных предметов в системе современного высшего экономического образования. Сложность его определяется двумя обстоятельствами: 1) поистине огромным объемом имеющейся информации, 2) отсутствием единственно правильного систематического и методического подхода к преподаванию (изучению) этого бескрайнего океана информации.
Решение второй проблемы остается на усмотрение каждого конкретного преподавателя истории экономической мысли, который будет выбирать или создавать для себя наиболее близкую своему образованию и симпатиям картину развития экономической науки и способы ее преподавания. Но при этом есть некоторые общие принципы, которые следует соблюдать при любой методике и системе преподавания, без которых добиться качественного результата не возможно.
1. Точность. Прежде всего, как ни банально это может звучать, преподавателю истории экономической мысли нужно следить за точностью пересказываемых теорий экономистов прошлого. К сожалению, далеко не все лекторы и не все учебники являются здесь непогрешимы. Распространенными ошибками является приписывание излишней научности случайным размышлениям философов прошлого (например, утверждения о том, что Аристотеля была своя ТЕОРИЯ ценности), недооценка понимания многими экономистами реальности (например, утверждение о том, что классики не понимали, что такое спрос и предложение), приписывание экономистам взглядов, которые они вряд ли могли бы выражать (например, считать главным идеологом неоклассики Альфреда Маршалла).
Кроме этого, даже если сам преподаватель прекрасно знаком с творчеством основных экономистов прошлого ему может быть очень сложно передать весь колорит отдельной личности и особенности ее научного творчества на лекции, так же как трудно описать павлина жителям Крайнего Севера. Именно для этого при изучении истории экономической мысли всегда предпочтительно читать первоисточники непосредственно произведения экономистов (при необходимости в переводе на русский или в оригинале) а не пересказы отдельных мыслей из этих произведений на страницах современных учебников. Именно знакомство с оригинальным текстом позволяет лучше понять, что за теорию создал тот или иной мыслитель. При этом не возникнет мысль о том, что Франклин был одним из пионеров трудовой теории ценности, а Маршалл являлся главным идеологом неоклассической экономической теории, дух которой был сформирован несколько позже в работах Хикса, Самуэльсона и других.
2. Современный анализ. Одним из обязательных условий изучения той или иной теории прошлого является анализ этой теории с точки зрения современной экономической науки. Особенно это важно по отношению к разного рода экзотическим теориям, которые не вошли в основное направление экономической науки: экономическая таблица физиократов, теория ценности Рикардо или Маркса, теория Госсена или Тюнена и так далее. Хорошим примером применения такого современного анализа являются современные учебники Марка Блауга, Такаши Негиши и других.
При этом ни в коем случае нельзя впадать в другую крайность и СРАЗУ пересказывать теории экономистов прошлого на языке современных кривых или формул. Первым этапом знакомства всегда должно быть представление теории в первозданном виде чем буквальнее, тем лучше (см. пункт 1). Иначе у студентов может возникнуть ложное впечатление об изучаемом экономисте. Гораздо более полезно попросить студентов самостоятельно проанализировать тот или иной классический текст с точки зрения современной теории. Это заставит студентов более внимательно критически отнестить к изучаемому произведению, а преподаватели микро или макроэкономики только скажут вам спасибо за тренировку использования студентами современных теоретических инструментов.
3. Исторический контекст. Хорошая история экономических учений должна уметь не только описывать теории или ставить диагноз с точки зрения современной науки, но и находить ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ появления этой теории. Взгляды ученого могут формироваться не только его интеллектуальными способностями или предыдущими теориями, но и окружающей его экономической действительностью (реалиями хозяйства), его социальным происхождением или образованием, его психологическими склонностями и многими другими обстоятельствами. Не зная этих обстоятельств, можно весьма превратно понимать те или иные странные с современной точки зрения теории или концепции.
Как например, понять тот факт, что больше половины глав в работе Рикардо Теория политической экономии и налогообложения, а работа его предшественника Адама Смита мало затрагивает проблему налогов и уж тем более не имеет слова налогообложения в названии? Да и вообще из всех трактатов по политической экономии только книга Рикардо имеет это слово на обложке. Понять этот факт невозможно из анализа самой работы, а возможно только путем внимательного соотнесения биографии Рикардо с общественно-политической обстановкой Великобритании того времени: в 1812-1813 гг. Великобритания была втянута в большую войну с наполеоновской Францией, в это время Рикардо уже входил в Палату Лордов и, вероятно, принимал живейшее обсуждение в парламентских дебатах о том, какие именно налоги следует ввести для покрытия военных расходов. Зная о том, что Трактат политической экономии и налогообложения вышел в 1817 г., не трудно сделать правдоподобный вывод об этом непонятном на первый взгляд акценте в названии и содержании книги.
Можно легко впасть в заблуждение относительно классической экономической теории после внеконтекстного прочтения Общей теории занятости, процента и денег, в которой работы классиков выставляются совершенно в неприглядном свете, а имеющиеся там недостатки бичуются автором с такой яростью, которая вроде бы не должна быть свойственна интеллигентному человеку, каковым безусловно являлся Джон Мейнард Кейнс. Однако этот тон становится совершенно ясен после знакомства с биографией Кейнса и общей характеристики идеологической ситуации того времени. Правящие круги Великобритании действительно были воспитаны на работах классиков и на все попытки изменения консервативной политики невмешательства в экономику отвечали догматической аппеляцией к авторитетам. Поэтому Общая теория — это работа доведенного до отчаяния человека, который понял, что для убеждения своего общества в необходимости изменения экономической политики, необходимо поколебать уверенность этого общества в правоте классических авторов. Именно поэтому тон Кейнса, когда он пишет про классиков, похож на предвыборную агитацию депутата, пытающегося нанести максимальный моральный урон конкуренту.
Во многих подобных случаях изучение исторического контекста позволяет более справедливо отнестить к оценке той или иной теории, которая для современного человека кажется совершенно нелепой или неуместной. Так, во эпоху Мальтуса перенаселение фактически имело место и поэтому его теория не должна быть отброшена как бесполезная только потому, что современное развитие общества ее опровергло. То же самое можно сказать и про учение Карла Маркса. 1840-1860-ее гг. являлись временем наиболее тяжелого положения рабочего класса, ужасных условий труда, огромной армией безработных. Представляя себе состояние экономики тогдашней Великобритании или континентальной Европы, намного легче понять многие интонации и предположения Капитала. А как говориться, понять значит простить.
Источник
Основные современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. Как уже было сказано выше, экономическую науку можно условно разделить на теоретическую и прикладную науку. В настоящей главе речь пойдет прежде всего о процессе становления экономической теории, имея в виду, что история прикладной экономической науки пока еще мало исследована.
Есть по крайней мере несколько причин, ведущих к необходимости изучать историю экономических учений.
Во-первых, современная экономическая теория эклектична, то есть состоит из нескольких относительно самостоятельных теорий, которые явились порождением различных исторических эпох, разных культурных традиций и типов научного мышления. Следовательно, зная историю формирования теории, мы можем глубже понять логику и структуру современного типа «экономического мышления».
Во-вторых, знание истории экономической науки позволяет более строго подходить к любым возможным суждениям политических и общественных деятелей по экономическим вопросам с учетом того, что многие из этих суждений уже имели место в прошлом и нет никакой необходимости вновь попадаться на старый крючок нынешних мастеров манипулирования сознанием народа.
В-третьих, история экономической науки, жизнь и идеи экономистов прошлого являются частью сокровищницы мировой культуры, приобщение к которой развивает мировоззрение, облагораживает ум, способствует более полному восприятию действительности.
История мысли вообще и история экономической теории в частности может излагаться на основе по крайней мере двух подходов. Первый из них, назовем его релятивистским, исходит из того, что любое явление в прошлом необходимо рассматривать в общем контексте характерных для той или иной эпохи политических, экономических, религиозных и других проблем. Таким образом, релятивист рассматривает экономические теории прошлого прежде всего с точки зрения их исторической обусловленности. Второй подход, назовем его абсолютистским, состоит в том, что развитие теорий рассматривается как непрерывный прогресс от ошибочных суждений к истине.
Каждый из этих подходов в принципе имеет право на существование и может обогатить наши представления о прошлом науки. Надо лишь избегать крайностей. Так, например, абсолютизм в своей наиболее крайней форме приводит к представлению о прошлом науки как о перечне «неправильных мыслей давно умерших людей» и порождает негативное восприятие этого прошлого. Релятивизм же не улавливает внутренней логики развития науки и может привести к представлению о том, что экономические теории являются лишь теоретической формой выражения классовых, групповых интересов тех или иных слоев общества в ту или иную эпоху.
Исходя из того что предлагаемая книга не предназначена для профессиональных историков экономической мысли, в данной главе сознательно используется смешанный, релятивистско-абсолютистский подход.
Первая экономическая теория как система понятий и суждений, скрепленная внутренней логикой и обособленная от других видов знания, появляется лишь к XVI веку. Поэтому по отношению к древнему миру лучше пользоваться термином «экономическая мысль», имея в виду отрывочность сведений об экономических воззрениях того времени, дошедших до наших дней. Что же касается античности и средневековья, то к этим историческим периодам больше подходит термин «экономические учения», имея в виду, что экономические исследования в этот период чаще всего еще не имели самостоятельного значения, представляя собой лишь части, фрагменты различных религиозных или философских трактатов. Так что экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее — к экономической теории.
- ЗАЧЕМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ЛИЧНОСТЬ?
- Как надо изучать рынок рабочей силы?
- (1. Зачем надо использовать теорию эволюции.
- Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества — главное предназначение экономической науки
- Отношение финансовой науки к истории
- 1.2. Предмет экономической науки
- Одорология как отрасль науки. История ее развития
- 1. Предмет и метод экономической науки
- ВЫ ИЗУЧАЕТЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОНКУРЕНТОВ, А КОНКУРЕНТЫ ИЗУЧАЮТ ВАС
- 2.2.2. История изучения международного инвестиционного права как науки
- ГЛАВА 2
История
международного права и его науки - § 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки
- КОНКРЕТНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
- ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
- Понятие науки и учебного курса «История государства и права зарубежных стран». Предмет и задачи курса
- Глава 19 ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
- 1. История экономических учений
- Часть I ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СССР
Источник
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Дейдра и фамилией Макклоски.
Дейдра Макклоски (имя при рождении Дональд Макклоски, англ. Deirdre McCloskey; род. 11 сентября, 1942, Анн-Арбор, Мичиган, США) — американский экономист[2][3].
Биография[править | править код]
Дональд Макклоски окончил Гарвардский университет в 1964 г., там же получил степень магистра в 1967 г. и степень доктора философии в 1970 г. В 1968 г. по приглашению Милтона Фридмана и Роберта Фогеля стал работать на факультете экономики Чикагского университета, где преподавал теорию цены и историю экономики в течение 12 лет. В 1980—1999 гг. профессор экономики и истории в Университете Айовы и приглашённый лектор-профессор в Стэнфордском университете, Лондонской школе экономики и политических наук и Австралийском национальном университете. С 1999 г. профессор Иллинойсского университета в Чикаго. С 2000 г. «выдающийся профессор» (англ. distinguished professor) экономики, истории, английского языка и межкультурной коммуникации этого университета, также в 2002—2006 гг. профессор философии, экономики и культурологии Роттердамского университета. С октября 2007 г. дважды получила степень почётный доктор.
Автор многочисленных книг и статей. Основные темы научных исследований: риторика экономики, методология экономической науки, неортодоксальная экономика. По мнению Марка Блауга, входит в 100 великих экономистов после Кейнса.
Личная жизнь[править | править код]
В 1995 г. Макклоски в возрасте 53 лет сделана операция по коррекции пола с мужского на женский, с тех пор носит имя Дейдра[2]. Дональд был женат и является отцом двух детей.
Сочинения[править | править код]
Книги[править | править код]
- Макклоски, Дейдра. Риторика экономической науки. 2-е издание = The Rhetoric of Economics. 2nd ed. (1998) / Пер. с англ. О. Якименко; науч. ред. перевода Д. Расков. — М.; СПб.: Изд-во Института Гайдара; Изд-во «Международные отношения», Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2015. — 328 с.
- Эссе о зрелой экономике: Британия после 1840. (англ. Essays on a Mature Economy: Britain after 1840, 1971)
- Экономическая зрелость и упадок предпринимательства. (англ. Economic Maturity and Entrepreneurial Decline: British Iron & Steel, 1870—1913, 1973)
- Предпринимательство и торговля в викторианской Британии. (англ. Enterprise and Trade in Victorian Britain: Essays in Historical Economics, 1981)
- Прикладная теории цены. (англ. The Applied Theory of Price, 1982 и 1985)
- Риторика гуманитарных наук. (англ. The Rhetoric of the Human Sciences: Language and Argument in Scholarship and Public Affairs, 1987)
- Эконометрическая история. (англ. Econometric History, 1987)
- Сочинения по экономике. (англ. The Writing of Economics, 1987 и 2000)
- Следствия экономической риторики. (англ. The Consequences of Economic Rhetoric, 1988)
- Библиография по истории экономики. (англ. A Bibliography of Historical Economics to 1980, 1990)
- Если ты такой умный: демонстрация экономической квалификации. (англ. If You’re So Smart: The Narrative of Economic Expertise, 1990)
- Переосмысление: мифы и мораль истории экономики США. (англ. Second Thoughts: Myths and Morals of U.S. Economic History, 1993)
- Знание и убеждение в экономической науке. (англ. Knowledge and Persuasion in Economics, 1994)
- Пороки экономистов, добродетели капиталистов. (англ. The Vices of Economists, the Virtues of the Bourgeoisie, 1996)
- Измерение и значение в экономике. (англ. Measurement and Meaning in Economics: The Essential Deirdre McCloskey, 1999)
- Пересечение: мемуары. (англ. Crossing: A Memoir, 1999)
- Как быть человеком. И при этом экономистом. (англ. How to be human. Though an economist, 2000)
- Тайные грехи экономики. (англ. The Secret Sins of Economics, 2002)
- Буржуазные добродетели: этика века коммерции. (англ. The Bourgeois Virtues : Ethics for an Age of Commerce, 2006)
- Культ статистической значимости. (англ. The Cult of Statistical Significance: How the Standard Error Costs Us Jobs, Justice, and Lives, 2008), совместно с С. Зилиаком
- Беседа об экономике. (англ. The Economic Conversation, 2008), совместно с А. Кламером и С. Зилиаком
- Капиталистическое достоинство: почему экономика не может объяснить современный мир. (англ. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern World, 2010)
Статьи[править | править код]
- МакКлоски, Дональд Н. Полезно ли прошлое для экономической науки? — THESIS, 1993, вып. 1. — С. 107—136.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Блауг М. Макклоски, Дейдра // 100 великих экономистов после Кейнса = Great Economists since Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2009. — С. 169-172. — 384 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-03-3.
Источник