Полезно ли учить стихи для памяти

Полезно ли учить стихи для памяти thumbnail

В детстве мы все заучивали стихи наизусть, чтобы получить пятерку по литературе или подарок от Деда Мороза. А на самом деле получали гораздо больше — мы тренировали память, развивали речь. А если рассказывали с выражением, то еще раскрывали актерский талант. Насколько полезно учить стихи взрослым, чем это может помочь мозгу?

Наша память не бесконечна. Чем больше у нас интеллектуальная нагрузка, тем сложнее все удерживать в голове. Вспомните студенческие сессии: в экстремальном режиме мы способны заучить огромное количество материала, воспроизвести его на экзамене. Но стоит переступить порог аудитории с отметкой в зачетке — как будто не читали ничего вовсе. Память обладает различными свойствами, которые необходимы в тех или иных ситуациях. Постоянная тренировка способна улучшить эти свойства, а стихи — самый простой и быстрый способ.

Почему стихи выучить проще?

Для заучивания материала очень важно понимать его смысл. Банальное зазубривание приведет лишь к механическому запоминанию, которое не несет практической пользы. Стихи же являются полноценным литературным произведением с сюжетом, развитием событий, яркими образами. Визуализация материала способствует его запоминанию — при прочтении мы рисуем в голове определенную картину, которая потом помогает нам воспроизвести стихотворение. Соответственно, происходит тренировка визуальной памяти.

Кроме того, нам проще запомнить что-то ритмичное. Помните такие хитрые словечки, как ямб, хорей, амфибрахий? Это размеры стиха, которые демонстрируют закономерности ударения в них. Чем ритмичнее, звучнее преподносится материал, тем проще мозгу его запомнить. Здесь играет роль слуховая память — воспроизводя ритм, мы вспоминаем слова, рифмы. Это объясняет, почему некоторые песенки из телерекламы так въедаются в память. Ритмичный стих, да еще наложенный на мелодию — просто радость для памяти. Поэтому для заучивания алфавита или, например, числа Пи, тоже используется своеобразный мотив.

Что происходит в мозгу

В процессе изучения нового материала в головном мозге формируются новые нейронные связи. Если мы повторяем уже известный материал, то эти связи укрепляются. От их количества и качества зависит то, как работает наш мозг — как быстро мы соображаем, насколько мы внимательны, сколько мы можем вспомнить информации при необходимости. При заучивании стихов происходит своеобразная тренировка мозга: словно мышца, мозг укрепляется, становится сильнее. Для взрослых крайне полезно делать такие тренировки, несмотря на то, что заучивать стихи с возрастом может быть все сложнее. Это как раз обусловлено ослаблением функции памяти.

Почему бы тогда не заучивать песни, тем более любимые — раз мы и так их слушаем с удовольствием? С песнями дело обстоит немного иначе. Именно за счет того, что мозг не активизируется при запоминании песен, делает это на автомате — он не тренируется. Для роста всегда необходим выход из зоны комфорта. При регулярной практике заучивания стихов тоже может возникнуть некоторый «потолок». Мы научимся делать это быстро и легко, тренировка не будет приносить уже столько пользы, сколько поначалу.

Комплексный подход

Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации. Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению. Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Источник

Рассказывается, почему полезно заучивать стихи, как выбирать стихи для этого, как научить детей учить стихи, приводится методика заучивания стихов.

Одним из наиболее доступных и действенных способов улучшения памяти являются стихи, ибо человеческий мозг гораздо легче воспринимает хорошую поэзию, чем прозу.

Почему полезно заучивать стихи

Систематическое заучивание всего лишь нескольких стихотворных строк способствует формированию новых нейронных связей, расширяющих память и развивающих интеллект.

Кроме того, в качестве приятного бонуса заучивание стихов:

  • развивает речь;
  • улучшает дикцию;
  • формирует ораторские способности;
  • устраняет комплексы общения;
  • делает разнообразнее речь;
  • улучшает интонацию.
Читайте также:  Полезно знать всем с нами будет интересно

Как выбирать стихи для заучивания

В качестве стихотворений для улучшения памяти у взрослых рекомендуется обратить внимание на классические произведения, в частности: У. Шекспира, А. Пушкина, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, И. Северянина, С. Есенина.

«Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз». Сергей Есенин «Несказанное, синее, нежное…»

Как известно, одни люди проще воспринимают информацию визуально, а другие – на слух. Стихи известных поэтов-классиков отличаются понятным, доходчивым смыслом.

Главное выбрать поэзию, которая тебе по душе.

Для развития памяти малышей с помощью поэзии, при подборе стихов следует, чтобы они были понятными ребенку и соответствовали уровню его развития.

При этом выбирать стихи для детей следует согласно возрастной категории:

  • до 4х лет (главным образом, содержат существительные и глаголы, например, стихи про тучку; про солнце; про мячик);
  • от 4х до 6 лет (содержат абстрактные величины и явления, добавляется мотивация к заучиванию стихов: например, для утренника, для мамы, на Новый Год);
  • от 6 лет (содержание стихов становится сложнее, к заучиванию добавляется анализ объектов).

Развитию памяти у детей наилучшим образом подходят в основном произведения известных авторов: Ф. Тютчева, И. Крылова, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Барто, Э. Успенского, С. Маршака, Б. Заходера.

Различают несколько методик заучивания стихов.

Если хочешь заучить стихи, действуй согласно соответствующей классической методике, то есть следующим образом:

  • начни заучивание за 2-3 дня до выступления;
  • прочитывай текст неоднократно, это позволит совместить визуализацию со звуковым восприятием;
  • представь образы и события, описываемые в стихотворении, при возможности можешь делать зарисовки;
  • выдели главных героев стихотворения, проникнись их чувствами;
  • перепиши текст стихотворенья на бумагу, это усилит визуальное восприятие;
  • повторно прочитывай стихи вслух;
  • начни заучивание стихотворенья по методу «снежный ком»: запоминая сначала первую строчку, затем — первые две строчки; далее — первые 3 строчки и т.д.;
  • составь шпаргалку, состоящую только из первых букв строчек стихотворенья.

Заучивая стихи можно подсмотреть отдельные слова, однако не следует стремиться выучить сразу весь текст.

Ученые и практики утверждают — лучше всего стихи запоминаются, если учить их вслух, ибо звуковая информация воспринимается мозгом так же хорошо, как и зрительная, а то и лучше.

Как научить детей учить стихи

Чтобы научить ребенка учить стихи, важно знать, что иногда дети могут капризничать и отказываться от заучивания стихов.

Поэтому при работе с ними надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • начинать знакомство ребенка со стихами с самого раннего возраста;
  • подбирать стихотворенья, свойственные уровню развития и возрасту ребенка;
  • проследить чтобы заучивание стихов происходило эмоционально и с выражением;
  • своевременно знакомить ребенка с непонятными для него словами;
  • часто повторять стихотворения малышу или вместе с малышом во время прогулок.

Стихотворения для развития памяти рекомендуется проиллюстрировать самостоятельно или вместе с малышом, это превратит процесс заучивания стихов в увлекательную игру.

Целесообразно обязательно мотивировать ребенка, например, сказать, что своим выступлением он обрадует близких или удивит друзей.

Детям раннего возраста следует покупать книги с хорошими, яркими, позитивными иллюстрациями.

Источник

Память — один из самых важных инструментов интеллекта, однако он, как и любой другой навык, требует постоянного внимания, тренировки и развития.

Стихи для улучшения памяти — наиболее популярный, доступный и действенный способ повысить объем запоминаемой информации.

Зачем учить стихи?

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи. Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция. Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Читайте также:  Вишня варенье полезные свойства и противопоказания

Учить стихи, считал Бродский, необходимо еще и по той причине, что они заставляют пропускать через себя все эмоциональное и информационное наполнение, обогащая мозг.

Какие стихи лучше учить для улучшения памяти?

Какие стихи лучше учить для памяти

Заучивание стихов должно быть не обычной зубрежкой, а осознанным восприятием информации.

Именно ритмическое построение и (дополнительно) эмоциональная наполненность стихотворений позволяют быстро выучить заданный материал, что намного тяжелее при заучивании прозы.

Однако обязательность осознанности порождает определенные различия между заучиванием поэзии взрослым человеком и нюансами при осуществлении того же процесса у детей.

Стихотворения для развития памяти у взрослых

При выборе подходящего произведения для заучивания вначале остановите свое внимание на любом классике: Пушкин, Ахматова, Есенин, Бродский, Шекспир, Пастернак.

Главное правило — поэзия должна вам нравиться. Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом. Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.

Примеры стихов развивающих память для взрослых

  1. Пушкин Александр Сергеевич — «Возрождение»

    Показать стихотворение — Возрождение

    Художник-варвар кистью сонной
    Картину гения чернит.
    И свой рисунок беззаконный
    Над ней бессмысленно чертит.

    Но краски чуждые, с летами,
    Спадают ветхой чешуёй;
    Созданье гения пред нами
    Выходит с прежней красотой.

    Так исчезают заблужденья
    С измученной души моей,
    И возникают в ней виденья
    Первоначальных, чистых дней.

  2. Есенин Сергей Александрович — «Звезды»

    Показать стихотворение — Звезды

    Звездочки ясные, звезды высокие!
    Что вы храните в себе, что скрываете?
    Звезды, таящие мысли глубокие,
    Силой какою вы душу пленяете?

    Частые звездочки, звездочки тесные!
    Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
    Чем увлекаете, звезды небесные,
    Силу великую знания жгучего?

    И почему так, когда вы сияете,
    Маните в небо, в объятья широкие?
    Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
    Звезды небесные, звезды далекие!

  3. Пастернак Борис Леонидович — «Недотрога, тихоня в быту…»

    Показать стихотворение — Недотрога, тихоня в быту…

    Недотрога, тихоня в быту,
    Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
    Дай запру я твою красоту
    В тёмном тереме стихотворенья.

    Посмотри, как преображена
    Огневой кожурой абажура
    Конура, край стены, край окна,
    Наши тени и наши фигуры.

    Ты с ногами сидишь на тахте,
    Под себя их поджав по-турецки.
    Все равно, на свету, в темноте,
    Ты всегда рассуждаешь по-детски.

    Замечтавшись, ты нижешь на шнур
    Горсть на платье скатившихся бусин.
    Слишком грустен твой вид, чересчур
    Разговор твой прямой безыскусен.

    Пошло слово любовь, ты права.
    Я придумаю кличку иную.
    Для тебя я весь мир, все слова,
    Если хочешь, переименую.

    Разве хмурый твой вид передаст
    Чувств твоих рудоносную залежь,
    Сердца тайно светящийся пласт?
    Ну так что же глаза ты печалишь?

Детская поэзия для развития памяти

Как учить стихи с ребенком

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

  • Стихи для детей до 4 лет

    Про птенцов

    Ливень, ливень льет везде.
    Рады птенчики в гнезде.
    Мама дома посидит.
    Никуда не улетит.

    Про овечку

    Ох, и модница овечка,
    Вся в кудряшках,
    Вся в колечках.
    Даже рожки впереди
    Завила на бигуди!

    Про тучку

    Здравствуй, маленькая тучка!
    Наверху одной не скучно?
    Хочешь, вместе поиграем?
    Хочешь, сказки почитаем?
    Хочешь, попинаем мяч?
    Только, будь добра, не плачь!

  • Стихи для детей от 4 до 6 лет

    Мелькают крылья ласточки

    Мелькают крылья ласточки
    На солнце серебром;
    Луга цветами убраны,
    Леса шумят кругом.

    Как солнцу рады ласточки,
    Как высоко взвились!
    Звенит их криком радостным
    Вся голубая высь.

    Поля кругом раскинулись, —
    Конца им не видать.
    Рожь поднялась, волнуется, —
    Простор и благодать!

    Стишок про июль

    Кукушкин крик последний
    Как осени звонок.
    Увянет скоро летний
    Ромашковый венок.

    Но в сердце, как в ромашке,
    Мы увезем домой
    Июльские ромашки —
    Пусть светят нам зимой.

    Бежит тропинка через луг

    Бежит тропинка через луг,
    Ныряет влево, вправо.
    Куда ни глянь, цветы вокруг,
    Да по колено травы.

    Зеленый луг, как чудный сад,
    Пахуч и свеж в часы рассвета.
    Красивых, радужных цветов
    На них разбросаны букеты.

  • Стихи для детей от 6 лет

    Для мамы

    Солнце золотое
    Колесом скатилось,
    Ласковое солнце
    В маму превратилось,

    Миленькая мамочка,
    Мама, улыбнись!
    Своим сердцем ласковым
    Ты ко мне прижмись!

    Мама – как волшебница,
    Если улыбается,
    Каждое желание
    У меня сбывается!

    Поцелует мама –
    Плохое забывается.
    Новый день, веселый день
    Сразу начинается!

    Про сказки

    Все сказки в мире непохожи,
    Всегда присниться сказка может.
    Но в детстве, говорю вам я,
    Есть сказки наяву, друзья!

    Да неужели жизнь – не сказка?
    А быль? Природы красота
    Не может сказкой называться?
    И сказка – это доброта!

    Она нас всех отучит злиться,
    Научит всех людей дружить…
    Кто сказки в жизни сторонится,
    Тому на свете скучно жить!

    Новогодний стих

    Говорят: под Новый год
    Что ни пожелается —
    Всё всегда произойдёт,
    Всё всегда сбывается.

    Могут даже у ребят
    Сбыться все желания,
    Нужно только, говорят,
    Приложить старания.

    Не лениться, не зевать,
    И иметь терпение,
    И ученье не считать
    За своё мучение.

    Говорят: под Новый год
    Что ни пожелается —
    Всё всегда произойдёт,
    Всё всегда сбывается.

    Как же нам не загадать
    Скромное желание —
    На «отлично» выполнять
    Школьные задания.

    Чтобы так ученики
    Стали заниматься,
    Чтобы двойка в дневники
    Не смогла пробраться!

Как правильно учить стихотворения взрослому?

Как учить стихи взрослому

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.
Читайте также:  Самые полезные каши на завтрак рецепты

При заучивании не бойтесь подсмотреть отдельное слово, однако не старайтесь выучить сразу все стихотворение. Учите вслух — мозг воспринимает звуковую информацию так же хорошо, как и зрительную, а иногда — даже лучше.

Как учить стихи ребенку?

Как учить стихи ребенку

Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
  • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
  • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
  • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.
[table “2” not found /]

Источники

  1. Буреш Я: Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж.П. Хьюстон. -М.,1991. 400с.
  2. Cavanaugh, J. C., & Poon, L. W. (1989). Metamemorial predictors of memory performance in young and older adults. Psychology and Aging, 4, 365-368. doi: 10.1037/08827974.4.3.365
  3. Ковалев Г.В. Ноотропные средства,/ Ковалев Г.В. Волгоград, 1990.
  4. Verhaeghen, P., Marcoen, A., & Goossens, L. (1992).Improving memory performance in the aged through mnemonic training: A meta-analytic study. Psychology and Aging, 7(2),242-251.doi:10.1037/0882-7974.7.2.242
  5. Cronbach, L. J. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 16, 297-335.
  6. Воронина, Т. А. Современные проблемы фармакологии ноотропов: состояние и перспективы / Т. А. Воронина // Фармакология и токсикология. 1987. -№ 3.

Содержание

Источник