Полезно ли завести собаку для ребенка

Полезно ли завести собаку для ребенка thumbnail

Неотступная просьба детворы купить в дом какую-нибудь живность не является основополагающим аргументом дилеммы «стоит ли заводить собаку для ребенка». Любая зверушка требует определенных условий содержания и денежных затрат из бюджета семьи. Собака же, в отличие от попугайчика или хомячка в клетке, нуждается не только в регулярной выдаче корма и уборке собственного уголка, но также в прогулках, прививках и воспитании.

собака для ребенка

Покупка собаки – взвешенное решение

Полноценное общение с собакой любой породы требует массы времени и сил, а возникающие сложности в виде болезней или проблем с поведением – принятия экстренных мер. Естественно, чем серьезнее и крупнее питомец, тем больше ответственности ложится на хозяина, и тем сильнее изменится жизнь семьи после появления собаки в доме.   

Впрочем, расценивать мелкую собачонку как живую забаву будет в корне не верно: крошка размером с ладошку тоже требует море ответственности и океан любви. Поэтому долг родителей – тщательно взвесить все «за» и «против», прежде чем пойти на поводу у детской прихоти и завести щенка.

Не следует заводить собаку ребенку, повинуясь импульсу: детям свойственно легкомыслие, игрушки быстро надоедают, и в итоге – основная часть заботы о собаке ложится на плечи взрослых.      

Положительные моменты появления собаки в доме

Собака в процессе социализации не только обучается правилам поведения в человеческом обществе, но и воспитывает, изменяет своего владельца. В молодом возрасте психика отличается гибкостью и восприимчивостью, поэтому как щенку, так и ребенку проще привить желательные алгоритмы поведения.  И чем ближе контакт с животным, чем больше времени хозяин и пес проводят вместе, тем меньше вероятность конфликтов в будущем.

  • Ребенок будет ощущать себя большим и сильным по сравнению с маленьким щенком, что, несомненно, добавит ему серьезности, взрослости и самостоятельности.
  • Ежедневные хлопоты (кормление, вычесывание шерстки, вытирание лужиц, игры и прогулки) постепенно привьют ребенку чувство ответственности.
  • Необходимость соблюдать режим кормления и выгула для щенка способствует установлению устойчивого распорядка дня и для ребенка.
  • Регулярные прогулки и активные игры с питомцем станут прекрасной альтернативой сидению за компьютером, и, возможно, ребенок всерьез увлечется одним из видов спорта с собаками.
  • Повседневный уход за щенком приучит к чистоплотности и соблюдению правил личной гигиены.  
  • С появлением собаки, у ребенка появятся новые приятели и единомышленники, объединенные любовью к животным.
  • Повседневное общение с собакой закрепит в характере ребенка положительные качества, культивируя сострадание и доброту.
  • Щенок станет для ребенка источником новых знаний и умений: например, первая профессиональная стрижка в груминг-салоне разовьет интерес к собачьим прическам, а видео с выставки разожжет стремление экспонировать свою собаку в ринге.     
  • Привязанность к хвостатому другу и желание сделать ему подарок, отучит ребенка бездумно тратить карманные деньги.
  • Если в доме живет собака, ребенок никогда не будет чувствовать себя одиноким.  

собаку для ребенка

Сложности, возникающие с появлением собаки в доме

Покупая собаку, нужно быть готовым к тому, что у этого высокоорганизованного существа есть свои привычки, желания и физиологические потребности. Величайшая ошибка полагать, что со щенком не будет никаких проблем, сложностей и неудобств. Они, несомненно, будут и должны быть, поскольку комфортное сосуществование человека и животного на одной территории  имеет свои нюансы, а легендарную собачью преданность нужно заслужить.

  • Вследствие генетически нестабильной психики, неправильного воспитания или некорректного обращения собака может стать агрессивной и физически опасной.
  • Перенесенный в детстве отрицательный опыт общения с собакой (особенно, укус) может способствовать развитию стойкой кинофобии на всю жизнь.
  • Собака может быть носителем разнообразных инфекцией и паразитов, часть из которых опасны для людей, а тем более – для детей, с неокрепшей иммунной системой и незакрепленными навыками гигиены.
  • У ребенка может развиться аллергия на собачью шерсть и кожные выделения.     
  • Появление щенка добавит хлопот с мытьем, чисткой и уборкой в доме, особенно в сезон линьки и дождливую погоду.
  • Активные игры с собакой в дождь или просто обилие шерсти на брюках существенно увеличат количество стирок.   
  • Щенок может испортить вещи ребенка: погрызть обувь, порвать одежду, поломать игрушки, которые нужно будет заменять новыми.
  • Ребенок с удовольствием будет играть и резвиться со щенком, откладывая школьное домашнее задание на потом.  
  • Собака может стать причиной придирок и недовольства со стороны соседей, что проявится негативным отношением и к юному хозяину.
  • Ребенок получит глубокую психологическую травму в случае, когда собака заболеет или умрет.

Сложности содержания собаки

Выбор собаки для ребенка

Чтобы ребенок  считал себя полноправным хозяином собаки, она должна быть  соизмеримого размера, безопасной, игривой и легко управляемой.  Крупные мощные псы способны даже нечаянно, например, в игре, нанести ребенку травму, толкнуть или испугать. Доминантные животные любого размера станут демонстрировать характер, проявляя черты агрессивного поведения и, таким образом, пробуя владельца на прочность.

Характеристики идеальной собаки для ребенка

Собаку для ребенка выбирают из списка мелких и средних пород, поскольку юный хозяин должен уметь самостоятельно справиться со своим подопечным дома и на выгуле.  

  • В семью с ребенком рекомендуется брать щенка, поскольку взрослая собака может иметь нежелательный стереотип поведения и быть агрессивной к детям.
  • Раздумывая о семейной и детской собаке, предпочтительнее остановить свой выбор на щенке женского пола, поскольку мальчишки более свободолюбивы, норовисты и могут в открытую демонстрировать элементы сексуального поведения.   
  • Очень важно приобретать в семью собаку с генетически крепкой психикой, поскольку трусливое и агрессивно-истеричное поведение плохо поддается коррекции. Небольшие охотничьи собаки рабочего разведения не подходят в качестве домашних любимцев из-за ярко выраженной злобы и зоо агрессии.
  • При покупке следует обязательно убедиться, что щенок здоров, а его предки не несут серьезных наследственных заболеваний, которые могут сократить жизнь вашей собаке и потребовать больших финансовых затрат на лечение.

Возраст ребенка – как фактор появления собаки в доме

Чтобы сформировалась идеальная пара «собака-хозяин», не только песик должен отвечать определенным требованиям, но и владелец — обладать подходящими психофизиологическими характеристиками. Приятная в общении и безопасная собака максимально подконтрольна и признает безоговорочный авторитет человека. Добиться же этого можно только вниманием, ежедневным общением и правильным воспитанием.   

  • Младенцы требуют круглосуточного внимания и тщательного соблюдения чистоты, поэтому если в семье есть новорожденный малыш, следует отложить покупку собаки на несколько лет.
  • Дошкольник-шестилетка может быть счастлив в обществе четырехлапого друга, но все бытовые мероприятия, связанные с собакой,  включая выгул и кормление, должны осуществляться вместе со взрослыми. Не рекомендуется покупать в такую семью крошечных собачек с хрупкими косточками, поскольку зверушка может нечаянно пострадать от цепких детских ручонок.  
  • Ребенку в возрасте 7-10 лет, ввиду небольшой массы тела и отсутствия кинологического опыта, можно доверить исключительно мелкие неагрессивные породы. Долг родителей – не только жестко контролировать, но и правильно мотивировать действия ребенка.
  • Ребенок 11-14 может стать подходящим хозяином небольшой, крепенькой, игривой собачке, лишенной признаков доминантности. Дети в этом возрасте вполне способны самостоятельно накормить животное, помыть лапы после прогулки и вычесать шерсть щеткой.
  • Юноша или девушка в возрасте 15-16 лет вполне справятся с собакой весом около 25 кг, поэтому круг рекомендуемых пород существенно расширяется.  В этом возрасте подросток способен стать для своего любимца и поваром, и медсестрой, и дрессировщиком, и парикмахером, поэтому вмешательство родителей сводится к минимуму.   
Читайте также:  Что в спорте полезно для мозга

собаку для ребенка

Роль родителей

Желая получить долгожданного питомца, чадо слезно уверяет маму-папу, что будет самостоятельно ухаживать за щенком. Однако, не следует поддаваться иллюзиям:  подросток просто не в состоянии самостоятельно выполнять все функции владельца собаки, включая визиты к ветеринару и закупку провианта. Таким образом, даже в семье самого добросовестного юного собаковода основные сложности и финансовые расходы ложатся на плечи родителей.

Дети инстинктивно обожают все маленькое и пушистое, поэтому смешной толстолапый щенок вызовет поначалу бурю восторга. Чуть позже эмоции утихнут, и ребенок поймет, что живого песика нельзя, наигравшись, выключить и убрать в коробку с игрушками. Дети, не приученные к ответственности, начнут испытывать раздражение, особенно, если родители будут настойчиво напоминать про обещания «кормить-поить-выгуливать». И вот здесь маме-папе нужно проявить мастерство психолога, чтобы ненавязчиво сделать повседневную заботу о питомце желанной и приятной для юного хозяина.

Например, можно составить график выгула: мама гуляет с собакой рано утром, чтобы дать ребенку подольше поспать, зато вечерний выгул – целиком на владельце. Чтобы ребенок испытывал гордость за своего воспитанника, обеспечьте собаке приятный внешний вид: всей семьей выбирайте шампунь и купайте щенка, возите на тримминг и стрижку, покупайте одежки и запечатлейте счастливые моменты на фото. Если же собака заболела – бросайте все дела, найдите лучшего ветеринара и сделайте все, чтобы не потерять любимца.

Не отмахивайтесь, когда ребенок азартно рассказывает вам о первом уроке дрессировки или просит оплатить курсы юного хендлера. Не ссылайтесь на занятость или усталость и не прячьтесь за фразой: «Мне некогда. Твоя собака – вот и занимайся». Помните: в ответ на ваше равнодушие возникнет стена непонимания, и ребенок будет чувствовать себя одиноким, а пес превратится из любимца в источник раздражения и проблем.  

собаку и семья

Если на семейном совете вы все-таки решили приобрести хвостатого друга, то отнеситесь к этому очень ответственно. Начиная с выбора породы собаки любящей детей до ежедневно разделения с сыном или дочерью все заботы и хлопоты.    

Источник

Автор:

07 января 2015 13:33

Хочешь, чтобы ребенок вырос полноценной личностью, был здоровым и отлично умел общаться с другими людьми? Достаточно завести собаку, и она сделает такой весомый вклад в воспитание маленького человека, который не заменит ни один другой жизненный опыт. Эти 12 причин помогут тебе наконец завести дома собаку, на радость ребенку. Лучший друг человека создаст в доме благоприятную атмосферу для воспитания счастливого и уверенного в себе малыша.

Источник:

Ссылки по теме:

Полезно ли завести собаку для ребенка

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

Полезно ли завести собаку для ребенка

Я думаю, многие помнят главы из книги о Малыше и Карлсоне, когда мальчик со слезами на глазах выпрашивал себе в подарок на день рождения четвероногого друга. И многие реальные, а не только вымышленные дети, рано или поздно подходят к родителям с такой просьбой. И перед родителями стоит не всегда простой выбор. Чаще всего возникает дилемма. С одной стороны, принято считать, что уход за животным научит ребенка ответственности и заботе. С другой стороны, родители задаются вопросом, на сколько хватит энтузиазма их чада и как скоро им самим придется ухаживать еще за одним несмышленышем в своем доме? Что делать и исходя из чего принимать решение?

Обычно вопрос рассматривают с точки зрения интересов детей и родителей. Я же как тренер собак позволю себе взглянуть на него несколько шире. В книге Вирджинии Сатир «Как строить себя и свою семью» (весьма талантливая и полезная книга, кстати) автор пишет, что семью обязательно нужно рассматривать как систему, в которой учитываются интересы каждого. И говорит о том, что частью системы являются не только сами родители-дети, но также (при наличии) бывшие супруги, дети в другой семье, ушедшие близкие – по причине того, что все они создают связи, которые так или иначе влияют на всю систему. И хотя Вирджиния, насколько я помню, ничего не говорит о домашних животных, я все же убеждена, что и они являются важнейшей частью семьи как системы. И чтобы эта система была гармоничной и счастливой, важно заботиться о каждом, кто в ней есть, и думать не только  о том,  как наличие животных влияет на нас, но и как мы влияем на жизнь этих самых животных, как они чувствуют себя в нашем доме.

Сразу скажу, что я слегка залезла на чужую территорию – отношения родителей и детей, надеюсь, что специалисты в этой области не забьют меня палками. Просто как раз системный подход к этому вопросу не позволяет мне обойти эти моменты стороной.

Итак, давайте посмотрим на процесс жизни с собакой как на систему. Кто в ней есть? Предположим, что семья состоит из 3 человек: мама, папа и ребенок, и они берут собаку. Рассмотрим события с позиции каждого.

Ребенок, который просит купить собаку. Чего хочет он? Как он себе это представляет? Скорее всего, его видение далеко от маминого, он, вероятно, уже представляет себя радостно скачущим с четвероногим другом по лужайке, а, может, мечтает о том, как его собака будет выполнять невероятные трюки, как в цирке? Или вы правда верите, что ребенок представляет себя дважды в день гуляющим с собакой, по часам отмеряющим ей еду и терпеливо тренирующим ее? Может быть, но маловероятно. Желание ребенка, чаще всего – обрести друга, с которым весело и интересно.

Родители. Их, конечно, нужно тоже рассматривать отдельно каждого, но я обобщу для экономии времени. Какие желания и ожидания родителей? Что ребенок станет более ответственным и обретет еще какие-то, значимые для родителей, качества. Возможно, что ему нужно будет уделять меньше времени, так как он будет занят с собакой? Что-то еще?

Собака. Давайте не будем забывать, что хоть она и не принимает участие в обсуждении, но она тоже живая. И у нее тоже есть потребности, кроме еды, воды и туалета. В безопасности, в отдыхе, в понимании правил жизни в доме, в новых впечатлениях и т.д.

Теперь давайте сравним эти 3 видения. Как вам кажется, они одинаковы? Нет. Можно ли их примирить? Вполне. Для этого только нужно четко уяснить потребности и цели всех сторон, а потом решить, возможно ли их объединить.

Как это сделать? Во-первых, поговорить со своим ребенком. Но не о том, насколько он представляет себе степень ответственности – конечно, он будет говорить, что в полной мере, и не потому, что хочет обмануть, а потому, что в силу своего опыта он пока не может оценить правильно, что предстоит делать. Поговорить лучше о том, чего ребенок хочет, как он видит свою жизнь с собакой. И слушать внимательно, а еще лучше – записывать. Не спорить, не критиковать, задача сейчас – не выиграть спор, не убедить в чем-то, а постараться как можно лучше понять ожидания ребенка.

Потом задать тот же вопрос себе. Чего вы ждете? Какую роль хотите играть во всем этом? Обсудить между собой и записать.

И далее – третьим пунктом – потребности собаки. Вот они вкратце.

  1. Контакт с социальными партнерами. Собака – социальное животное, у нее должна быть возможность большую часть времени проводить со своей социальной группой, в качестве которой выступает ваша семья, а не запертой где-то в клетке в одиночестве. Если это маленький щенок – то особенно важен физический контакт, щенку необходимо спать, чувствуя чье-то тело. Значит, пока он совсем маленький, либо вы берете его в кровать, либо спите с ним на полу. Лишить малыша этого – жестоко.
  2. Возможность отдыха и уединения. Это значит, что если собака устала от тренировок, игр, общения, впечатлений, она может уйти, лечь и поспать или полежать в безопасности, не будучи побеспокоенной. Ее не будут звать, гладить, трепать за уши и т.д.
  3. Понятные правила жизни в доме. Это значит, что  их нужно, во-первых, придумать и согласовать со всеми членами семьи, во-вторых, объяснить собаке.
  4. Новые впечатления (стимуляция органов чувств). Это значит, что собаке нужно иметь возможность нюхать, смотреть, трогать то, что ей интересно на прогулке, наблюдать за какими-то процессами и действиями других.
  5. Игры и какие-то виды умственной активности (поисковая работа, решение каких-то задач, изучение команд и т.д.)
  6. Возможность общения с другими собаками. Хотя бы пару раз в неделю.
  7. Физическая и психическая безопасность. Это значит, что собаке не причиняется физический вред, ее не бьют, не щиплют, не наказывают, не изолируют, не пугают (намеренно или нечаянно).

Выглядит длинновато, на самом деле, все совсем не сложно.

Зато, если обеспечить собаке реализацию ее потребностей, можно приобрести, действительно, умного, веселого, преданного и благодарного друга.

Теперь нужно взять все 3 списка и посмотреть, насколько совместимы желания всех сторон и можно ли их как-то «подружить». Определить роль и функции каждой стороны. Обсудить всем вместе, что получилось. Я думаю, что решение сразу будет очевидным – стоит ли заводить собаку или нет.

Теперь давайте поговорим о целях, которые часто озвучивают родители перед тем, как завести собаку в интересах ребенка.

Самые популярные цели — две:

  1. Научить ребенка ответственности и заботе.
  2. Ребенок боится собак – надо взять собаку, чтобы вылечить его страх.
Читайте также:  Какие фрукты полезны для маски лица

Начнем с первой. Цель весьма достойная, надо сказать. Но всегда ли родители действительно представляют себе, как ее достичь? Часто они считают, что для того, чтобы ребенок стал ответственно заботиться о собаке, все, что нужно сделать – просто ее купить или взять. И все. Дело сделано. Можно любоваться на разом повзрослевшего, самостоятельного, заботливого и чуткого ребенка, радостно потирая руки. Друзья, это огромное заблуждение и прямая дорога к разочарованиям. Как обычно бывает? Цепочка событий часто такая: ребенок просит – родители упираются и задают миллион раз вопрос о том, действительно ли ребенок готов взять на себя такую ответственность – родители принимают утвердительный ответ, в душе все же сомневаясь и предполагая, что уход за животным предстоит в итоге им – берут собаку – ребенок первое время не дает собаке прохода – ребенку надоедает – забота переходит к маме – мама пилит ребенка и всех окружающих фразой «я же говорила, что так и будет». Интересно, что при этом родители, с одной стороны, понимают, что, скорее всего, итог будет таким, с другой — в глубине души надеются, что это решение правда поможет ребенку стать взрослее.

Исход не самый удачный, надо сказать. Счастье для всех, если, по крайней мере, мама собаку любит и ей в радость заботиться о ней, а ворчит она для виду. Хуже, если для нее это правда только обуза. Что в итоге? Гениальный план превращения ребенка в эталон ответственности потерпел крах, у мамы прибавилось дел, собака никому не нужна. Вы видите здесь хоть кого-то, кому от решения взять собаку стало лучше? Я – нет.

Цель вторая – научить ребенка не бояться собак. Тоже, казалось бы, хорошая, благородная задача, польза для ребенка очевидна. Так ли это? Не факт. По тем же самым причинам. Есть гораздо более простые способы вылечить страх ребенка и познакомить его с собаками, благо, и толковые психологи у нас есть, и собак вокруг хватает.

Какой подход мне кажется наиболее разумным? Ответы на какие вопросы стоит найти родителям, принимая решение?

Я настаиваю на том, что единственно верной причиной завести собаку является только одна – желание жить с собакой.

А все остальное – полезные и приятные дополнения. Но если все же первое (желание жить с собакой) есть, и цель – ответственный ребенок – тоже достичь хочется? Как грамотно подойти к этому вопросу и подготовиться?

Определиться с реальной целью, не нужно подменять задачи. Научить ребенка быть ответственным – это совершенно конкретная цель.  И эта цель – РОДИТЕЛЕЙ. Не цель ребенка. И уж конечно, не цель собаки. Может ли в этом помочь собака? Может. Но что именно родители будут для этого делать? Ребенок сам по себе, скорее всего, не сможет потянуть такую задачу. И это работа родителей – показать своим примером, научить ребенка, как именно нужно заботиться о собаке, как с ней нужно обращаться, что значит быть бережным и т.д. Мало сказать: «Обращайся осторожно». Что для ребенка значит «осторожно»? То, что родители вкладывают в свои слова, или что-то иное? Быть может, для него осторожно значит – не совать руки в пасть собаке. А может, не бить ее стулом? А вот размахивать палкой перед ее носом – вполне нормально. Конечно, все зависит от возраста ребенка, от его опыта и воспитания. Есть дети, которые уже в 4 года прекрасно обращаются с животными, чувствуя рамки. А есть те, кто и в 8 не различает границ допустимого. Важно оценить трезво то, что  малыш уже может, знает и умеет, а что ему стоит показать, что предстоит освоить. Продумать, как именно родители смогут научить его этому. Хватает ли у них знаний и навыков для воспитания собаки, или им тоже нужна помощь? И если они примут взвешенное решение взять собаку, стоит заранее найти тренера, который их устраивает. Посоветоваться с ним по поводу выбора питомца. И только тогда действовать. Трудности все равно будут, это неизбежно. Но такой подход сильно повышает шансы того, что все участники событий будут счастливы.

Повторю: я настаиваю на том, что верной причиной завести собаку является только одна – желание жить с собакой.

А реализовать какие-то цели можно десятками способов. Можно ли научить ребенка заботе и ответственности, не заводя собаку? Уверена, что можно, и что родители, зная индивидуальные особенности своего малыша, легко найдут массу вариантов. Я за то, чтобы всегда исходить из рентабельности того или иного решения, чего бы оно не касалось. Когда мы привносим что-то в свою жизнь, хотим что-то получить, за это в любом случае приходится как-то платить, вкладывать в это ресурсы. Это не всегда деньги, это могут быть силы, время, эмоции, но они нужны для реализации любого желания. Собака в доме (особенно в квартире), в реальности, а не в теории, потребует сил и времени, и терпения, и денег. А если вы возьмете щенка, а не взрослую собаку, то умножайте все это на энное количество единиц. Положите мысленно на одну руку все эти затраты, а на другую – то, что вы считаете целью, желанием. И сравните. Просто закройте глаза и ощутите, что перевешивает? Окупаются ли ваши усилия в разы? Действительно ли вы готовы к этому? Это оптимальный способ прийти к цели?

 То же самое со страхом перед собаками: чтобы познакомить ребенка с животными, не обязательно брать кого-то домой. Можно ходить вместе к друзьям, у которых есть собака. Стать волонтером в приюте для животных. Познакомиться с соседской бабушкой, у которой маленькая и адекватная собачка (мне кажется, такие соседи есть во всех домах) и ходить с ней на прогулки. Возможностей – десятки, если, конечно, не лениться. Но часто, почему-то, людям ошибочно кажется, что проще взять собаку. И такие ошибки иногда дорого обходятся всем участникам системы.

И, напоследок, важный комментарий: при малейших сомнениях в том, что ребенок может быть не осторожен, или собака слишком чувствительна, не оставляйте малыша наедине с собакой! Это может быть опасным для обоих! Помните, что собака – живая, и при определенных обстоятельствах укусить может абсолютно каждая. И уже будет неважно, почему она это сделала,  пусть даже потому, что ребенок, например, причинил ей боль – специально или случайно, ребенку и родителям от этого легче не будет.

Будьте внимательными и бережными, и пусть в вашей семье будет гармония, и неважно, будет ли в этой семье собака. Хотя с собакой точно веселее, и при правильном подходе она, действительно, может стать отличным другом и для ребенка, и для всей семьи!

Источник