Полезно практическая деятельность в детском саду
Светлана Чопей
Практическая деятельность с дошколятами
В своей группе провожу кружок «Нетрадиционные техники творчества», на котором мы начали осваивать голландскую технику аппликации-» АЙРИС ФОЛДИНГ».Iris Folding (айрис фолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок. Принцип этой техники для дошколят не сложный.
-делаем шаблон;
-вырезаем рисунок по контуру;
— нарезаем полоски по ширине картинки и складываем пополам;
-в разном направлении наклеиваем;
Для оформления используется различной фактуры бумага: цветная бумага для аппликации, газетная, из различных журналов, гафрированная бумага, салфетки,также можно использовать разной ширины атласные ленты.
Наклеивать можно различным клеем, а также маленьким скотчем.
Такие работы мы делаем не только как подарки, но и на занятиях по художественному творчеству, по различным тематическим неделям.
Публикации по теме:
Мастер-классы как практическая форма взаимодействия с родителями
«Мастер-классы», как форма взаимодействия с родителями. Работа с семьей является наиболее трудной частью в профессиональной деятельности.
Мастер-класс «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС» (фотоотчет)
В качестве проведения практической части, воспитателям было предложено три вида проектов, для представления их в виде «Мыслительной карты».
Мастер-класс «Рисуем гуашью зимние пейзажи с дошколятами»
i]Уважаемые коллеги, всем доброго времени суток. Совсем недавно познакомилась с «Мастер – классом для воспитателей, преподавателей ДШИ,.
Детская исследовательская работа «Рукавички» в рамках научно-практической конференции «Шажок в будущее»
Оглавление 1. Введение…3 2. Основная часть….5 3. Заключение…. 9 4. Использованная.
Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть)
Практическая часть. Безопасность на улице предполагает раскрытие содержания, связанного не только с Правилами дорожного движения, но и с.
Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть»
Система работы по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей в процессе традиционных событий. Мы начали.
Опытно-практическая работа по развитию словесного творчества детей 5–6 лет в процессе обучения сочинению сказок
Цель мониторинга на данном этапе: выявление уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. При выборе методики.
Практическая консультация младшей-средней группы МБДОУ №24 на тему «Оборудование для игр с ветром, водой и песком»
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные.
Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды»
Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.
В Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция
С 26 по 27 ноября 2015 года в Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция «Стандартизация образования обучающихся.
Источник
Наталья Коршунова
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
Познавательно — исследовательская деятельность в детском саду.
Воспитатель МБДОУ «ДС «Журавушка» — Коршунова Н. Н.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.
Безусловно, в детский сад нельзя механически перенести методику проведения исследования из школьной практики.У дошкольников совершенно иные источники информации: нет возможности и умений самостоятельной работы с литературой, не до конца сформирована способность осуществлять связь процесса деятельности с её результатом, особенно отдалённым по времени. Конкретность мышления и неумение абстрагироваться затрудняет развитие способности выводить закономерности в наблюдаемых явлениях. Анализ содержания базисных программ для детского сада и методических рекомендаций к ним свидетельствует, что исследовательская деятельность детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в рамках раздела программы «Ознакомление с явлениями неживой природы» с помощью экспериментирования (элементарных опытов). Исследовательская деятельность должна давать принципиально иной результат — навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребёнок должен научиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения,определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений.
Исходя из вышесказанного, попробуем определить основные правила организации исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.
1. Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Например, в наблюдении, во время чтения литературы, как художественной, так и энциклопедической (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления); в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного); в процессе рассматривания иллюстративного материала и т. д.
Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе — помочь осознать эту потребность.
2. Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы её проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реальной картины мира.
3. Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так, что можем узнать?»
4. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?
5. Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем — самостоятельно).
6. Для получения более объективных результатов, проверку (эксперименты) следует осуществлять не на одном объекте (явлении, а на группе объектов (явлений, относящихся к одному классу. Для этого следует учить детей старшего дошкольного возраста собирать «копилки» и структурировать их содержание (собирать объекты в копилки по одному или нескольким заданным свойствам — значениям признака, классифицировать объекты внутри копилки). В дошкольном возрасте дети не могут в полной мере работать с картотеками, поэтому структурирование собранных «копилок» осуществляет педагог после совместного обсуждения. «Копилки» представляют собой коллекции объектов (предметы, картинки, игрушки и т. д., собранные детьми вместе с родителями и воспитателями.
Проведение исследования не должно быть жёстко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта.
Описание результатов исследовательской деятельности полезно делать по схеме.
• Описание ситуации. Что удивило? Какие свойства (признаки и их значения) объекта показались необычными? В каких условиях проявилось это свойство (значение признака? С какими иными объектами связан наш объект, о котором мы хотим больше узнать? Наблюдали ли мы подобное ранее?
• Гипотеза. Что мы предположили?
• Эксперимент 1. Что захотели проверить (цель? Как это делали (план? Что получили (осуществление эксперимента и итог? Как изменилось свойство (значение признака? В связи с чем?
Для фиксации результатов используется схематизация. Младшие дети подсказывают педагогу, что следует схематизировать (нарисовать, старшие дошкольники в состоянии сделать это самостоятельно.
• «Копилка». Как мы собирали копилку? Из чего? Зачем?
• Эксперимент 2. Как проверяли свои предположения на других объектах?
• Постановка следующей проблемы. Какой вопрос у нас возник или остался без ответа?
При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.
Непосредственная образовательная деятельностьпо экспериментированию с водой Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
Обучающая
-познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающая
-развивать навыки проведения первых опытов;
-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная
-умение работать в группе;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха.
Материалы и оборудование: волшебный сундучок, стаканчики по количеству детей, кофе, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки по количеству детей.
Методы и приемы: игровой (волшебная коробочка с приглашением, наглядный (баночка с водой, практический (опыты, словесный.
Ход НОД
1часть. Организационная
Воспитатель: Сядем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого.
«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну в волшебной коробочке лежит волшебная шляпа. Желаю удачи.»
Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну фокусов (ответы детей). Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей). А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей)
Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель,закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
С детками в стране фокусов я окажусь.
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Воспитатель: Тогда пойдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. (Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь на каждого ребенка)
Садимся за столы…
Воспитатель: Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет?А давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Ребята, ложку видно сквозь воду?
Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? (прозрачная)
Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся первому фокусу.
Посмотрите,как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала.
Фокус «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком,затем говорит волшебные слова:
«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой. Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).
картона.
Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (прыжки медленно)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам.
Воспитатель: Пойдемте в следующую нашу комнату фокусов. Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно…Что же это? Это ребята волшебный порошок. Давайте возьмем стаканчик. Понюхайте, пахнет вода или нет? Молодцы, вода ни чем не пахнет, она не имеет запаха. А сейчас мы научимся еще одному фокусу, вода сейчас приобретет запах, но если в нее добавить волшебный порошок она приобретет запах. Проверим?
Воспитатель: Посмотрите, как я это буду делать я,а вы повторяете за мной: берем ложкой немного волшебного порошка, добавляем в стаканчик и размешиваем. Понюхайте сейчас воду. Вода, сейчас пахнет? Правильно, вода приобрела у нас запах. Получился фокус? А теперь мы нашу цветную водичку поставим на холод, а потом узнаем что же с ней произойдет.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам.
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2008, с. 84 — 92
3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2009
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2004
Источник
Татьяна Закутняя
Организация практической деятельности дошкольников в природе
На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важнейшее средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.
Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее удачно и продуктивно будет усваиваться в условиях полного личностного раскрепощения, через различную практическую деятельность. Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении многих лет, отметила, насколько живо дети усваивают знания, полученные в практической деятельности: работая в уголке природы, огороде, цветнике. Все, что они делают своими руками, усваивается ими гораздо крепче и быстрее, и является для детей наиболее ценным.
Первое, что я сделала — создала условия для экологического воспитания. Для этого организовала работу по созданию уголка природы в группе: посадила разнообразные комнатные цветы, пополнила инвентарь для трудовой деятельности. Также оформила календарь природы, который позволяет детям самостоятельно и систематически отмечать состояние погоды, время года и соответствующий месяц. В качестве наглядного материала в уголке подготовила коллекции семян, гербарии, фотографии представителей животного и растительного мира. Все это способствует расширению возможности ребенку прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому.
На участке имеется небольшой огород, цветник. Так же воспитанники имеют возможность наблюдать за разнообразными птицами, живущими неподалёку: это голуби, сороки, вороны, воробьи.
В работе активно использую практическую деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы, практическую работу и поисковую деятельность.
Комнатные растения помогают мне удовлетворить потребность детей в познании. Дети не только ухаживают за растениями, но и сами высаживают отростки комнатных растений в маленькие горшочки. Тем самым, делая настоящую живую красоту окружающего мира своими руками. Зимой с большим удовольствием дети участвовали в создании «Огорода на окне». Зелёный лук любят не все дети, но выращенный своими руками на окне этот полезный овощ, стал, любим многими. Родители рассказывали, что дети и дома предложили, а некоторые и заставили посадить лук.
С детьми и родителями организовали работу на огороде: сажали, поливали, пололи, а в конце сезона собрали урожай и передали его на кухню. Дети с большим удовольствием и гордостью уплетали салаты, супы из овощей, выращенных своими руками. Очень понравилось детям наблюдать за ростом кабачков и огурцов, они мерили их ладошками и отмечали, как вырос за день кабачок и огурец. Горох тоже стал фаворитом. Дети сами срывали стручки и лакомились ими.
Сколько удовольствия дети получили от работы в цветнике: установили очерёдность полива, прополки, сами звали меня к клумбе, где распускались первые цветы. После цветения собирали семена, активно обсуждали, где какие цветы посадят и зачем они нужны. Дети стали добрее, отзывчивее, перестали рвать цветы.
Птицы тоже не остались без нашего внимания: родители помогли нам изготовить кормушки, скворечники для птиц, дети выносили на прогулку хлеб, оставшийся после завтрака, и кормили голубей и воробьёв живущих неподалёку.
В заключении, хочется отметить, что эта работа проводилась и проводится не зря! Наблюдая за деревьями, растениями, и птицами, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательнее относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, не дают другим ломать растения, обижать птиц. Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек — часть природы и подчиняется ее законам, о самооценки природы, положительное отношение к ней, также выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Литература:
1. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой:Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: дошкольное образование — Минс, 2009.
2. Л. Бобылева, О. Дупленко. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. — 1998. № 7
3. Ашиков В. И., Ашикова С. Г.Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М.: «ЭКСМО», 1997.
4. Рыжова Н. «Наш дом — природа«. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. № 7
5. Николаева С. Н.Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: «Мозаика-Синтез», 1999.
6. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003.
7. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: «Просвещение», 1982.
8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.: «Просвещение», 1980.
9. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М.: «Просвещение», 1989.
Источник