Полезно решать одну задачу разными способами

Полезно решать одну задачу разными способами thumbnail

Войнова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №56 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Саратов

Решение задач разными способами – средство повышения интереса к математике.

Люди научились считать 25-30 тысяч лет тому назад. О значении математики как предмета школьного преподавания М.В.Ломоносов в записке о преподавании физики, химии и математики пишет так:

«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

        Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

        Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является решение задач разными способами.

        Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи и их решения разными способами. Для кого из ребят интересна математика? Да математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи, научив их решать задачи разными способами, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

        Однако в практике обучения математике различные способы решения ещё не заняли достойного места. Причин этому много, и в частности, недостаточная ориентация на эту работу в учебниках, методических пособиях для учителей. Учитель поэтому зачастую не владеет теми приёмами, с помощью которых можно отыскать другие способы решения. А без этого невозможно и детей научить находить разные способы решения, трудно использовать эти способы решения для других целей обучения и воспитания.

         В начальном курсе математики текстовые задачи могут быть решены различными способами : алгебраическим, практическим, графическим, табличным, схематическим, комбинированным.

         Рассмотрим различные способы решения текстовых задач на конкретных примерах.        

Арифметический способ.

Начальный курс математики ставит своей основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим способом, который сводится к выбору арифметических действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Решение задач оформляется в виде последовательности числовых равенств, к которым даются пояснения, или числовым выражением.

Задача. «Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьих лодок, 6 лодок вернулись. Сколько лодок с рыбаками должно вернуться?»

I способ.     1. 20+8=28(л.) ушли в море.

                   2. 28-6=14(л.) должны вернуться.

                   Выражение.(20+8)-6=14(л.)

II способ.     1. Сколько больших лодок должно вернуться? 20-6=14(л.)

                   2. Сколько всего лодок должно вернуться? 14+8=22(л.)

                   Выражение.(20-6)+8=14(л.)

III способ.   1. Сколько маленьких лодок должно вернуться? 8-6=2(л.)

                         2.Сколько всего лодок должно вернуться? 20+2=22(л.)

                        Выражение.(8-6)+20=14(л.)

    Ответ: должно ещё вернуться 22 лодки. Задача решена различными арифметическими способами.

        Если у учащихся нет навыков решения задач различными арифметическими способами или вызывает затруднение их нахождение, можно предложить следующие методические приёмы:

        1. разъяснение плана решения задачи;

        2. пояснение готовых способов решения;

        3. соотнесение пояснения с решением;

        4. продолжение начатых вариантов решения;

        5. нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных.

Алгебраический способ.

         Текстовые задачи решаются либо синтетическим методом (вычисления в прямом порядке, от числовых данных условия к числовым результатам, о которых спрашивается в задаче), либо аналитическим (вычисления в обратном порядке с рассуждениями, идущими от вопроса задачи). Примерами этих последних являются задачи о «задуманном числе», а также задачи на части. Естественным оформлением решения таких задач служит составление уравнения – алгебраический метод. Он состоит из следующих шагов: 1.Введение неизвестного. 2.Выражение через это неизвестное величин, о которых говорится в задаче. 3.Составление уравнения. 4.Решение уравнения. 5.Осмысление результата и формулирование ответа.

         Задача: «У Иры втрое больше наклеек, чем у Кати, а у Кати на 20 наклеек меньше, чем у Иры. Сколько наклеек у Кати?».

         Вначале составим схему уравнения, содержащую не только математические знаки, но и естественные слова.

         ( Ирины наклейки) – (Катины наклейки) = 20 наклеек.

         Получилась вспомогательная модель задачи – частичный перевод текста на математический язык. Введём неизвестное. Пусть х – число Катиных наклеек. Тогда число наклеек у Иры равно х  3.

         Составим уравнение   х  * 3 – х = 20

        2  * х = 20

        Х=20:2

        Х=10

Ответ: у Кати 10 наклеек.

         При обучении алгебраическому методу решения текстовых задач полезно дополнить схему решения самым первым шагом – составлением схемы уравнения, в которую включаются как математические символы, так и нематематические записи и даже рисунки.

Графический способ.

Это способ решения задачи с помощью чертежа.

Задача: «Рыбак поймал 10 рыб. Из них 3 леща, 4 окуня, остальные щуки. Сколько щук поймал рыбак?»

           лещи                                        окуни                                         щуки

Этот способ, так же как и практический, позволяет ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий.

        Построение чертежа помогает найти другой арифметический способ решения задачи.

Задача: «На одной машине увезли 28 мешков зерна, на другой на 6 мешков больше, чем на первой, а на третьей на 4 мешка меньше, чем на второй. Сколько мешков зерна увезли на третьей машине?»

I способ.                1. 28+6=34 (мешка) – увезли на второй машине.

                        2. 34-4=30 (мешка)- увезли на третьей машине.

Ответ : на третьей машине увезли 30 мешков зерна.

        Если же мы построим чертеж к этой задачи, то легко найдем другой арифметический способ решения.

28 мешков

I. 

6 мешков

28 мешков

II.

4 мешка

28 мешков

III.

?

  1. На сколько больше мешков увезли на третьей машине, чем на первой?       6-4=2(мешка)
  2. Сколько мешков увезли на третьей машине? 28+2=30 (мешков)

Ответ: на третьей машине увезли 30 мешков зерна.

Из приведенных примеров следует вывод: графическое оформление задачи может определить ход мыслительного  процесса и является средством выявления различных способов решения одних и тех же задач. При этом легче усматриваются разные логические основы, содержащиеся в условии задачи; такие способы определяются анализом наглядного сопровождения задачи, на которые учащиеся направляются постановкой учителем соответствующих заданий.

Логический способ.

         Задача: «В 6 банок поровну разложили 12 кг варенья. Сколько надо таких же банок, чтобы разложить 24 кг варенья?»

          В данном случае логическая основа задачи  проявляется на двух уровнях – открытом и скрытом, т. е. здесь две логические основы. В первом случае направление мыслительного процесса определяется вопросами:

  1. Сколько кг варенья помещается в одну банку?   12:6=2(кг)
  2. Сколько банок потребуется для 24 кг варенья?    24:2=12(б.)

           Во втором случае ход того же процесса определяется другими вопросами:

1.Во сколько раз больше стало варенья?   24:12=2(раза)

Если варенья стало в два раза больше, значит, и банок потребуется в два раза больше.

         2.Сколько потребуется банок?   6 * 2=12(б.)

Ответ: потребуется 12 банок.

Табличный способ.

         При решении некоторых задач хорошим подспорьем является табличная форма.

Задача: «У Саши в коллекции 8 жуков и пауков. У всех насекомых 54 ноги. У одного жука 6 ног, а у одного паука – 8ног. Сколько жуков и сколько пауков у Саши в коллекции?»

Количество жуков

Количество пауков

Количество ног у всех жуков

Количество ног у всех пауков

Всего ног

1

7

6

56

62

2

6

12

48

60

3

5

18

40

58

4

4

24

32

56

5

3

30

24

54

Ответ: у Саши в коллекции 5 жуков и 3 паука.

Схематический способ.

         В числе способов решения задач можно назвать схематическое моделирование. В отличие от графического способа решения, который позволяет ответить  на вопрос задачи, используя счёт и присчитывание, схема моделирует только связи и отношения  между данными и искомыми. Эти отношения не всегда возможно представлять в виде символической модели (выражение, равенство). Тем не менее, моделирование текста задачи в виде схемы позволяет ответить на вопрос задачи. Покажу это на примере.

         Задача: «В двух вагонах ехали пассажиры, по 36 человек в каждом вагоне. На станции из первого вагона вышло несколько человек, а из второго вагона вышло столько человек, сколько осталось в первом. Сколько всего пассажиров осталось в двух вагонах?»

         В данном случае схема выступает как способ и как форма записи решения задачи.

Ответ: в двух вагонах осталось 36 человек.

Комбинированный способ.

         В этом случае для записи решения задачи могут быть использованы одновременно схема и числовые равенства.

         Задача: «В альбоме для раскрашивания 48 листов. Часть альбома Коля раскрасил. Сколько листов осталось нераскрашенными, если Коля раскрасил в 2 раза больше, чем ему осталось?»

Решение задачи можно оформить так:

Раскрасил

Осталось

48:3=16(л.)

Ответ: остались нераскрашенными 16 листов.

         На всех уроках, если встречается  задача, допускающая разные способы решения, стараюсь  детям дать возможность найти их.

Я считаю, что очень важно и полезно после  решения  задачи  разными способами предложить ребятам ряд заданий творческого характера. Рассмотрим некоторые из них на примере.

Задача: «С одной яблони собрали 15 кг яблок, а с другой 30 кг. Все эти яблоки разложили в ящики, по 5 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?»

1 способ. (15+30):5=9(ящ.)

2 способ. 15:5+30:5=9(ящ.)

Главный вопрос после решения задачи: «Почему мы смогли решить задачу двумя арифметическими способами?» Потому что и 15, и 30 можно разделить на 5 без остатка.

Задания творческого характера.

1.Какие числовые данные можно использовать вместо 15 и 30, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 10 и 45, 25 и 50…главное, чтобы оба числа делились на 5.

2.Какие числовые данные можно использовать вместо 5, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 3, так как и 15, и 30 можно разделить на 3 без остатка.

3.Яблоки разложили в ящики по 4 кг. Какие числовые данные можно взять вместо 15 и 30, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 8 и 32, 16 и 40…главное, чтобы оба числа делились на 4 без остатка.

4.С яблонь собрали 21 кг и 27 кг яблок. По сколько кг яблок можно разложить в один ящик, чтобы задача решалась двумя способами и почему? По 3 кг, так как и 21, и 27 можно разделить на 3 без остатка.

5.Составьте аналогичную задачу по выражению, чтобы она решалась двумя способами. (12 +…) : 6

Умелое использование различных способов решения задач на уроках математики в начальных классах оказывает положительное влияние на развитие мышления и творческих способностей детей, на формирование их личности и исследовательских навыков, является залогом устойчивого  интереса к математике.

Источник

Задача 

Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600 км, и через 4 ч встретились. Определи скорость каждого автомобиля, если один ехал быстрее другого на 12 км/ч.

Арифметические способы

I способ:

1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения.
2) 150 – 12 = 138 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости были равными скорости второго автомобиля.
3) 138 : 2 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.
4) 69 + 12 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.

II способ:

1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения.
2) 150 – 12 = 138 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости были равными скорости второго автомобиля.
3) 138 : 2 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.
4) 150 – 69 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.

III способ:

1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения.
2) 150 + 12 = 162 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости были равными скорости первого автомобиля.
3) 162 : 2 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.
4) 81 – 12 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

IV способ:

1) 12 x 4 = 48 (км) – на столько больше путь первого автомобиля.
2) 600 – 48 = 552 (км) – проехали бы два автомобиля, если бы скорости были равными скорости второго автомобиля.
3) 552 : 2 = 276 (км) – проехал второй автомобиль.
4) 276 + 48 = 324 (км) – проехал первый автомобиль.
5) 324 : 4 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.
6) 276 : 4 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

V способ:

1) 12 x 4 = 48 (км) – на столько больше путь первого автомобиля.
2) 600 – 48 = 552 (км) – проехали бы два автомобиля, если бы скорости были равными скорости второго автомобиля.
3) 552 : 4 = 138 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости были равными.
4) 138 : 2 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.
5) 69 + 12 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.

VI способ:

1) 12 x 4 = 48 (км) – на столько больше путь первого автомобиля.
2) 600 + 48 = 648 (км) – проехали бы два автомобиля, если бы скорости были равными скорости первого автомобиля.
3) 648 : 4 = 162 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости были равными скорости первого автомобиля.
4) 162 : 2 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.
5) 81 – 12 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

VII способ:

1) 12 x 4 = 48 (км) – на столько больше путь первого автомобиля.
2) 600 – 48 = 552 (км) – проехали бы два автомобиля, если бы скорости были равными скорости второго автомобиля.
3) 552 : 2 = 276 (км) – проехал второй автомобиль.
4) 276 : 4 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.
5) 69 + 12 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.

VIII способ:

1) 12 x 4 = 48 (км) – на столько больше путь первого автомобиля.
2) 600 + 48 = 648 (км) – проехали бы два автомобиля, если бы скорости были равными скорости первого автомобиля.
3) 648 : 2 = 324 (км) – проехал первый автомобиль.
4) 324 : 4 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.
5) 81 – 12 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

IX способ:

1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения.
2) 150 : 2 = 75 (км/ч) – средняя скорость автомобилей (была бы скорость каждого автомобиля, если бы скорости были равными).
3) 12 : 2 = 6 (км/ч) – на столько больше скорость первого автомобиля, чем средняя скорость; на столько меньше скорость второго автомобиля, чем средняя скорость.
4) 75 + 6 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.
5) 75 – 6 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

X способ:

  1. 4 + 4 = 8 (км/ч) – были в пути два автомобиля.
    2) 600 : 8 = 75 (км/ч) – средняя скорость автомобилей (была бы скорость каждого автомобиля, если бы скорости были равными).
    3) 12 : 2 = 6 (км/ч) – на столько больше скорость первого автомобиля, чем средняя скорость; на столько меньше скорость второго автомобиля, чем средняя скорость.
    4) 75 + 6 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.
    5) 75 – 6 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

Конечно, весь комплект представленных решений предложил не один ученик, но каждый из них нашел не меньше трех без использования какого-либо вида помощи с моей стороны.

При выборе рационального способа решения ученики сначала выбрали арифметический способ, мотивируя это тем, что рассуждения проще и решение по действиям выполнить легче, чем решить уравнения. Из всех предложенных арифметических решений в качестве рационального выбран первый. При этом на выбор влияли количество действий (четыре) и их трудность (наиболее легким ученики посчитали сложение в последнем действии).

Алгебраические способы

I способ:

Пусть х (км/ч) – скорость второго автомобиля.
Тогда скорость первого автомобиля равна (х + 12) (км/ч).
Скорость сближения автомобилей – (х + х + 12) (км/ч).
Общий путь автомобилей до встречи – (х + х + 12) x 4 (км).
По условию задачи этот путь равен 600 км.
Получаем уравнение: (х + х + 12) x 4 = 600.

II способ:

Пусть скорость второго автомобиля у (км/ч).
Тогда скорость первого автомобиля (у + 12) (км/ч).
Путь второго автомобиля до встречи равен у x 4 (км), а первого – (у + 12) x 4 (км).
Путь, пройденный двумя автомобилями вместе, – у x 4 + (у + 12) x 4 (км).
По условию задачи он равен 600 км.
Получаем уравнение: у x 4 + (у + 12) x 4 = 600.

Ответ: 81 км/ч – скорость первого автомобиля, 69 км/ч – скорость второго автомобиля.

Источник

Отдел образования Петровского районного в городе Донецке совета
Районный методический кабинет
Донецкая общеобразовательная мола І-Ш ступеней № 110

ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

для 5 класса

«РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДА Ч
РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ»

ПОДГОТОВИЛА:

учитель математики

Сафина Любовь Емельяновна

ВВЕДЕНИЕ

Многие задачи допускают несколько способов решения. Выбирая способ решения задачи, решающий задачу находиться в положении человека, блуждающего по незнакомой местности. Дойдя до цели, он видит, что дорогу можно было выбрать более удачную. Нахождение более простых способов решений является результатом длительной и кропотливой работы.

Решая задачи по математике, необходимо рассматривать различные способы их решения. Решение задач несколькими способами можно сравнивать с жизненной ситуацией — ищется несколько решений проблемы, а из них выбирается оптимальное, наилучшее, красивое, рациональное.

Решение задач, допускающих ряд решений, — увлекательная работа, требующая знания всех разделов математики.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Нахождение различных способов решения задач

При решении задачи необходимо использовать индивидуальные особенности каждой задачи, позволяющие решить ее проще.

Прочтя задачу и еще не производя никаких действий, нужно стремится к тому, чтобы научиться сразу видеть, что тот или иной способ непригоден для ее решения, а вот какой-то другой может быть использован. Такое умение вырабатывается в процессе решения одной и той же задачи разными способами. Поэтому часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различные задачи.

Решая одну и ту же задачу разными способами, можно лучше понять специфику того или иного метода, его преимущество и недостатки в зависимости от содержания задачи.

Нередко найденный способ решения может быть в дальнейшем использован для решения более трудных задач, сходной с решенной задачей.

Рассматривая решение задач несколькими способами нужно ориентироваться на поиски красивых, изящных решений, стремиться к повышению своей математической культуры.

Решая ту или иную задачу, нужно стремиться к достижению двух целей:

  1. Решить данную задачу и научиться решать задачи, аналогичные рассматриваемой задаче.

  2. Научиться решать любую задачу самостоятельно.

Эти две цели связаны между собой, так как справившись с заданной достаточно трудной задачей, развиваются способности к решению задач вообще.

Применяя вторую цель, при решении задач несколькими способами, следует обращать внимание не только на наиболее рациональный, красивый способ решения данной задачи, но и на те способы, которые широко применяются при решении других задач и в некоторых случаях оказываются единственными.

Общие методы решения задач должны стать прочными достояниями решающего, но наряду с этим необходимо использовать особенность каждой задачи, позволяющую решить ее проще. Именно отход от шаблона, конкретный анализ условий задачи является залогом успешного решения задачи.

2.2. Способы решения задач повышенной трудности в 5 классе

Решая задачи повышенной трудности, целесообразно рассмотреть разные способы их решения. Полезнее одну задачу решить несколькими способами, чем решить несколько однотипных задач одним способом.

Особое внимание следует обращать на решение задач арифметическим способом, который способствует развитию оригинальности мышления, изобретательности.

При решении задач с помощью составления уравнения, нужно внимательно изучить условия задачи, подумать над тем, какой способ решения наиболее соответствует ее условию, попытаться решить задачу арифметическим способом.

Наибольшее затруднение вызывают решения задач повышенной трудности, то есть задач, алгоритм решения которых более труден.

При решении задач повышенной трудности преследуется две цели:

  1. научиться решать данную задачу,

  2. развивать способности, чтобы решить задачи самостоятельно.

Научиться решать задачи можно лишь решая их, постоянно практикуясь, подражая хорошим образцам. Такими образцами могут быть разные способы при решении задач.

Решение любой трудной задачи требует напряженного труда, проявления воли и упорства, которые воспитываются практикой.

Поясним сказанное примерами.

Пример 1.

Сумма двух чисел 462. Одно их них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получиться второе число. Найдите эти числа.

Решение.

Первый способ.

Пусть х — меньшее число, тогда 10х — большее число. Получим уравнение х+10х=462.

11х=462; х=462:11;

х=42 — первое число;

10х=10* 42=420 — второе число.

Второй способ.

Обозначим искомые числа с помощью квадрата и треугольника, в которые будем вписывать цифры по мере их определения. Получим записи.

+

________________

6 2

2

4

4

+ 4 2

_________

________________

4 6 2

Ответ: 42 и 420.

Пример 2.

Средний возраст одиннадцати игроков футбольной команды — 22 года. Во время матча один из игроков получил травму и ушел с поля. Средний возраст оставшихся на поле игроков стал равен 21 году. Сколько лет футболисту, получившему травму?

Решение.

Первый способ.

Пусть х лет — возраст футболиста, получившего травму, 21* 10=210 — общий возраст футболистов, оставшихся на поле.

Составим уравнение (210+х): 11=22;

210+х=22*11;

210+х=242;

х=242-210;

х=32 (года) — возраст футболиста, получившего травму.

Второй способ.

  1. . 22* 11=242 года — сумма возрастов всех членов команды

  2. . 21*10=210 лет — сумма возрастов 10 членов команды(без игрока, получившего травму)

  3. . 242-210=32 года — возраст футболиста, получившего травму.

Ответ: 32 года.

Пример 3.

Сколько трехзначных чисел можно образовать из цифр 3,5,8, не повторяя их в записи числа.

Решение.

Первый способ.

Построим схему

5-8 ___________358

3

8-5 ____________385

5 3-8 ____________538_______________

8-5 ____________585

8

3-5___________835

5-3 ___________853

С помощью схемы получим 6 чисел: 358,385,538,585,835,853.

Второй способ.

На первом месте может стоять любая из трех данных цифр, на втором — любая из двух оставшихся, на третьем — оставшаяся третья цифра. Всего, таким образом из данных цифр можно составить 6 чисел.

Ответ: 6 чисел.

Пример 4.

В шахматном турнире участвовали 7 человек, каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?

Решение.

Первый способ.

Каждый шахматист сыграл 6 партий, шахматистов 6 человек, значит

  1. 6*7=42 партии,

  2. 42:2=21 партия.

Делим на 2, в противном случае каждая партия будет сосчитана дважды.

Второй способ.

Построим схему. Пусть каждый шахматист обозначен точкой, а каждая сыгранная партия стрелкой от одного шахматиста к другому.

Будем каждую партию считать один раз.

1) 6+5+4+3+2+1=21 партия.

2.3. Задачи повышенной трудности для проведения математического турнира в 5 классе

Задача 1.

Даны цифры от 1 до 9. расставьте их в кружка так, чтобы сумма трех чисел вдоль каждой линии была равна 15. какое число должно быть в центре?

Решение.

Первый способ.

  1. . 1+2+3+4+5+6+7+8+9=(1+9)+(2+8)+(3+7)+(4+6)+5=45 — сумма цифр от 1 до 9.

  2. . 15*4=60 — сумма цифр, стоящих вдоль всех четырех линий.

  3. . (60-45):3=5 — число, которое должно стоять в центре.

  4. . 15-5=10.

Представляем число 10 в виде суммы двух цифр и расставляем их в

окружностях.

10=1+9

10=2+8

10=3+7

10=4+6

Второй способ.

1). Представим число 15 в виде суммы трех разных цифр

15=1+5+9

15=2+4+9

15=3+5+7

В восьми способах выделим такие, в которых одно и то же число встречается четыре раза. Это число 5.

Ответ: 5.

Задача 2.

Разбейте прямоугольник на три таких треугольника, чтобы площадь одного из них равнялась сумме площадей двух других.

АВСД — прямоугольник. Диагональ АС разбивает прямоугольник на два равных треугольника. Если разрезать фигуру по диагонали и наложить части . друг на друга, они совпадут. Равные треугольники имеют равные площади.

Второй способ

Разбив ∆ АДС на 2 треугольнику ∆АДК и ∆ КДС,

Получим. Что S∆АДК+S∆КДС

АВСД — прямоугольник. Разобьем АВСД на 2 Прямоугольника АВКМ и КМДС. Прямоугольники АВСД и КМДС разбиваем на 2 Равных треугольника.

Получим: S∆АДК=:S∆АВК+: S∆СДК

Задача 3.

Из города А в город В ведут три дороги, а из города В в город С — четыре дороги. Сколькими способами можно проехать из А в С через В.

Решение.

Первый способ.

1). 3*4=12 способов.

Второй способ.

Возьмем одну дорогу, ведущую из А в В. Ее можно продолжить до С четырьмя различными

—► ► ► способами. То же самое можно сделать с

каждой из двух других дорог, ведущих из А в В. Всего из А в С через В можно проехать 3*4=12 способами.

Ответ: 12 способов.

Задача 4.

Найти шесть чисел, каждое следующее из которых меньше предыдущего на 18, а сумма всех шести чисел равна 336.

Решение. Первый способ.

1. 1—

111111

Используем схему, получим:

2. 1—

N111

1) 18*15=270

3. 1

1 1 1 1

2) 336-270=66

4. 1

Ш

3) 66:6=11 — меньшее число

5. ,

1 1

4) 11+18=29 — 2 число

6. .

1

5) 29+18=47 — 3 число

1

6) 47+18=65 — 4 число

7) 65+18=83 — 5 число

8) 83+18=101 — 6 число

11,29,47,65,83,101

— искомые числа.

Второй способ.

Пусть х — меньшее число, тогда х+18 — 2 число, х+18*2=х+36 — 3 число, х+18*3=х+54 — 4 число, х+18*4=х+72 — 5 число, х+18*5=х+90 — 6 число.

Сумма всех шести чисел равна 336, составим уравнение х+(х+18)+(х+3 6)+(х+5 4)+(х+7 2)+(х+90)=336,

6х+270=336,

6х=336-270,

6х=66,

Х=11 — 1 число.

  1. . 11+18=29

  2. . 29+18=47

  3. .47+18=65

  4. .65+18=83

  5. 83+18=101

11,29,47,65,83,101 — искомые числа

Ответ: 11,29,48,65,83,101.

Задача 5.

Разрезать прямоугольник прямой линией на две части так, чтобы из них

можно было сложить треугольник.

Решение.

Первый способ. Второй способ

Задача 6.

Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 4,6,8 не повторяя их в записи числа?

Решение.

Первый способ.

На первом месте может стоять любая из трех данных цифр, на втором — любая из двух оставшихся, на третьем- оставшаяся третья цифра.

Всего, таким образом, из данных цифр можно составить 6 чисел

3*2* 1=6.

С помощью схемы получим 6 чисел. Ответ: 6 чисел.

Задача7.

В магазине картофель положили в пакеты по 3 кг и 5 кг, всего 24 пакета. Масса всех пакетов по 5 кг равнее массе всех пакетов по 3 кг. Сколько пакетов по 3 кг?

Решение.

Первый способ.

  1. 5+3=8 (кг) — всего

  2. 24:8=3

  3. 3*3=9

  4. 24-9=15 (пакетов) — по 3 кг.

Второй способ.

1) 24-24:(5+3)*3=15 (пакетов) — по 3 кг.

Ответ: 15 пакетов по Зкг.

Задача 8.

Беседуют трое друзей: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: « Любопытно, что один из нас блондин, другой брюнет, а третий рыжий, но ни у одного цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из друзей?

Решение.

Первый способ.

Задачу можно решать с помощью рассуждений:

  1. так как Белокуров разговаривает с брюнетом, значит, Белокуров не брюнет. Б) кроме того Белокуров не блондин, так как цвет его волос не совпадает с фамилией, остается Белокуров — рыжий.

  2. Чернов и Рыжов не рыжие.

Г) так как Чернов не рыжий и не брюнет, значит он блондин.

Д) Рыжов — брюнет.

Второй способ.

Из условия задачи следует:

А)

Ответ: Рыжов — брюнет, Чернов — блондин, Белокуров — рыжий.

Задача 9.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях, причем никакие два мальчика не делили между собой какие — нибудь места. На вопрос, какие места они заняли, трое ответили:

  1. . Коля — ни первое, ни последнее,

Б). Боря — второе,

  1. . Вова — не был последним.

Какие места заняли мальчики?

Решение.

Первый способ.

Так как Боря занял второе место, а Коля — ни первое, ни четвертое, то Коля занял третье место. Вова занял не последнее, а так как 2-е и 3-е места уже распределены, то Вова занял 1-е место, остается 4-е место занял Юра.

Второй способ.

Условие: сплошная линия — данное условие, пунктирная — неверное

условие.

А) Б)

В)

Ответ: Вова занял 1 место, Юра – 4 место, Коля – 3 место, Боря – 2 место.

Задача 10.

Сплавили три куска металла. Какова была масса каждого куска, если масса первого была на 6 кг больше массы второго, масса второго — вдвое больше массы третьего, а масса третьего — в три раза меньше массы первого.

Решение.

Первый способ.

Покажем графически.

1)|_______|_________|_______|

6кг

2)|________|__________|

3)|_________|

Из условия следует, что первый кусок в 3 раза больше третьего, а второй в 2 раза больше третьего. Из чертежа видно, что в третьем куске 6 кг, во втором 12 кг, а в первом 18 кг.

Второй способ.

Если х кг в третьем, то 2х — во втором, Зх — в первом, тогда Зх-2х=6, откуда х=6.

Ответ: В третьем куске — 6 кг, во втором — 12 кг, в первом — 18 кг.

Второй способ.

Если х кг в третьем, то 2х — во втором, Зх — в первом, тогда Зх-2х=6, откуда х=6. Ответ: В третьем куске — 6 кг, во втором — 12 кг, в первом — 18 кг.

ВЫВОДЫ

Решение математических задач несколькими способами развивает математическое мышление, улучшает математическую подготовку, помогает установить связи между разными темами по математике.

Решение математических задач разными способами способствует повышению интереса к изучению математики, так как подбирая свой способ решения задач, решающий показывает не только свой уровень знаний, но и творческий подход по данной теме. Решение задач, допускающих ряд решений, увлекательная работа, требующая знаний всех разделов математики.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ясинский В. А, Практикум по решению задач математических

олимпиад, Харьков, 2006.

2.Довбыш Р.И, Сборник олимпиадных задач по математике, Донецк, 2005.

3Готман Э.Г., Задача одна — решения разные, Киев, 1988.

4.Колягин Ю.М., Поисковые задачи по математике, Москва, 1979.

Источник