Полезное для сдачи егэ по обществознанию
С чего начать подготовку к экзамену?
Время ЕГЭ с каждым днем стремительно приближается, этот вопрос остается актуальным. Ответ однозначен, скучен, стандартизирован и дается учителями и репетиторами на автомате: «Читайте инструкции ФИПИ!»
Но такие советы дают только грамотные и вдумчивые педагоги, но мало кто их слушает. Все бегут искать волшебника, который обещает подготовить на 100 баллов за месяц, неделю и даже за три дня! Любой каприз за Ваши деньги! И если Вы ищите такого волшебника, то закрывайте эту статью, так как она не для Вас!
А реалисты читайте инструкции!
Зачем читать инструкции?
Большинство людей в нашей стране пренебрегают инструкциями и редко кто их читает, тем более дочитывает! Недаром в народе гуляет анекдот о том, что все инструкции на русском языке должны начинаться со слов: «Ну что, придурок, уже сломал?»
Инструкция – это нормативно-правовой акт, но незнание её не освобождает от ответственности. Если вы не прочитали инструкцию как работает телевизор, то не узнаете правила эксплуатации и несоблюдение этих требований сократит срок службы этого устройства. Кто в этом виноват? Если вы не прочтёте инструкцию к использованию назального спрея, то можете захлебнуться или обрызгать себе лицо. Кого вы будете за это винить?
Этой национальной черте ученые уже придумали название – функциональная неграмотность*.
*Функциона́льная негра́мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Функциональная неграмотность
С 90-х годов ХХ века ученые начали бить тревогу. Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотек России, ещё в 2006 году назвала функциональную безграмотность чумой XXI века.** Эту проблему признать признали, но решить за двадцать лет так и не смогли.
Маркетологи приспособились к этим новым условиям. Появились пошаговые инструкции «для чайников». Самый восхитительный вариант таких документов – это буклеты по сборки мебели IKEA. Некоторые компании идут еще дальше. Делают магниты и наклейки как РосГаз, надписи на самих устройствах (микроволновки LG).
Делайте для себя выводы. Спасение утопающих дело рук самих утопающих! Перед началом подготовки к экзамену внимательно читайте инструкции ФИПИ. Это главный помощник и советчик в подготовке.
Шаг 1. Читайте инструкции
Для начала зайти на сайт ФИПИ и скачать «волшебную папку» с тремя очень важными для сдающего экзамен документами (предварительно позаботьтесь о том, чтобы у вас на компьютере читался формат PDF).
Перед Вами три файла. Каждый из них одинаково важен, поэтому нельзя останавливаться на ознакомлении только с демоверсией. Потому что смысловая нагрузка у этих документов разная, но они дополняют друг друга.
Демоверсия: модель экзаменационной работы с типовыми заданиями, с которыми вы столкнитесь на ЕГЭ. Содержит ключи с ответами, критерии и инструкции по проверке заданий второй части.
Кодификатор: унифицированный план подготовки, в нём перечислены темы, проверяемые на экзамене.
Спецификатор: подробная расшифровка экзамена, где в обобщающей таблице сведена необходимая информация об уровне сложности, времени выполнения каждого задания и пр..
ЧЕК ЛИСТ. Как работать с инструкциями ФИПИ
Работа с демоверсией
1. Распечатать документ полностью.
2. Демоверсию прорешать (можно на специальных бланках или в самих листах с заданиями, а для второй части использовать оборотную сторону этих распечаток).
3. Возьмите ключи, сверьте ответы и проставьте заработанные баллы. Проверяя задания второй части, читайте не только шаблон ответа, но и инструкцию по выставлению баллов.
4. На основе этих развернутых инструкций выпишите себе требования. Обратите внимание на те здания, которые вы выполнили на 0 Баллов.
Фото с демоверсии. Цветными ручками ученики проставляют из спецификатора время на выполнение задания, баллы, уровень сложности и раздел за которым задние закреплено
Работа со спецификатором
1. Его можно не распечатывать (если вам удобно работать с экрана компьютера или планшета).
2. Детально изучить таблицы. Выписать самую важную информацию.
С учениками я эту работу выполняю цветными ручками по ходу знакомства со спецификатором (см. фото).
Рис.1. Авторское предложение по работе с демоверсией и спецификатором
Подведём итоги
Теперь вы имеете точное представление о:
✓ продолжительности экзамена;
✓ времени, которое предположительно вы должны потратить на выполнение каждого задания (рекомендую всегда включать таймер и фиксировать время выполнения, это избавит от прокрастинации и поможет на реальном экзамене);
✓ необходимых умениях, которые у Вас должны быть сформированы, чтобы выполнить все задания на максимальный балл;
✓ сложности каждого задания (это важно для выработки стратегии решения заданий на экзамене).
Шаг 2. Составляем план подготовки к ЕГЭ
Для этого возьмите кодификатор. Распечатайте (или скопируйте для упрощения работы). Для Вас важна таблица, в которой перечислены разделы и темы:
Рис.2. Скриншот фрагмента с кодификатора ЕГЭ 2019 (источник сайт ФИПИ)
Это универсальный план, заботливо составленный разработчиками. Теперь необходимо определиться со временем и интенсивностью подготовки.
Рис.3. Общее число разделов и тем
Смотрим календарь или Интернет счетчик «До ЕГЭ осталось…» (ссылка на сайт, которым пользуюсь сама дам в примечании)***. С помощью доступных арифметических действий определяем сколько времени у осталось до экзамена и сколько тем Вы должны повторять каждый день.
Такой приём оправдывает себя при ранней подготовке к экзамену, т.е. с десятого класса. Ученикам обычно облегчаю жизни и выдаю в начале года готовые планы подготовки:
Рис.4. Фрагмент авторского варианта плана подготовки к ЕГЭ (раздел «Человек и общество»)
Шаг 3. Корректируем план подготовки к ЕГЭ
Если вы только сегодня проснулись и решили сдавать ЕГЭ по обществознанию, то для Вас следует скорректировать план подготовки.
ЧЕК ЛИСТ. Как составить индивидуальный план подготовки?
1. Пройти пробное тестирование. Как это сделать? Во-первых, в крупных городах есть специализированные центры. Во-вторых, школьные учителя (они самые заинтересованные в этом процессе лица) помогут Вам. В-третьих, репетитор. Хорошие репетиторы всегда проверяют стартовый уровень подготовки. В-четвертых, специализированные сайты (см. информацию о них ниже).
Совет: тестирование нужно пройти полностью, т.е. решить все 29 заданий.
2. Прочитать советы экспертов. Ежегодно в конце августа ФИПИ публикует методические рекомендации для учителей на основе анализа ЕГЭ. По обществознанию этот документ готовит Татьяна Евгеньевна Лискова (ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по обществознанию). С её легкой руки все участники ЕГЭ подразделяются на четыре группы.
Группа 1 (не получившие минимального балла);
Группа 2 (преодолевшие границу минимального балла ЕГЭ (42 т.б.) и участники ЕГЭ с результатами ниже 60 т.б.);
Группа 3 (участники экзамена со средним уровнем подготовки и результатами 61–80 т.б.)
Группа 4 (высокобалльники, т.е. ребята с результатами выше 81 т.б.)
Совет: соотнесите свои баллы и определите группу. Прочтите экспертную характеристику проблем этой группы.
В отчете за 2018 год (ссылку см. в примечании) дается развернутая характеристика тем и вопросов, с которыми не справились учащиеся каждой из этих групп. Там есть и подробные советы по преодолению этих типичных ошибок.
3. Составьте индивидуальный маршрут подготовки
Если самостоятельно с этой проблемой на основе советов эксперта Вы не справляетесь, то обратитесь за помощью к учителю или репетитору. Как учитель индивидуальные маршруты составляю после каждого тренировочного экзамена. Так заведено в нашей гимназии. А как у Вас? Хотите получить такой план? Обращайтесь!
Шаг 4. Повторить весь теоретический материал по плану
Для этого нужно использовать учебники для подготовки, которые рекомендованы минпросом. С анализом и комментариями к некоторым из них можно ознакомиться в статье «Что читать перед ЕГЭ по обществознанию».
– Что делать за 3-4 недели до экзамена?
Шаг 5. Решать тренировочные задания
Теорию обязательно подкрепляйте практикой. Только умение применять знания приведёт Вас к высоким баллам.
– Как этого достичь?
Путь первый
Купить в магазине пособия с тестовыми заданиями и порешать от корки до корки.
1. ЕГЭ 2019. Обществознание. 30 вариантов. Типовые экзаменационные варианты /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. — М.: Национальное образование, 2019. 2. ЕГЭ 2019. Обществознание. 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. — М.: Национальное образование, 2019.
Совет: отдавайте предпочтение авторам, которые являются членами предметной комиссии ФИПИ, это лучший из всех возможных вариантов, так как там вы можете встретить реальные тестовые задания ЕГЭ.
Если прорешали все тесты Т.Е. Лисковой и О.А. Котовой, переходите к другим, если осталось время.
Путь второй
Решайте тесты онлайн на сайтах:
Сайты с заданиями ЕГЭ по обществознанию
Есть и другие подобные платформы.
Я много лет со своими учениками использую для подготовки сайт «Решу ЕГЭ: обществознание».
Сайт «Решу ЕГЭ: обществознание»
– Почему он мне подходит?
Достоинства:
1) Основан на реальных заданиях ФИПИ (утечки ЕГЭ разных лет). Включает в себя досрочные и демонстрационные варианты (официально опубликованные ФИПИ), задания статграда (для тренировочных экзаменов) и пр. На все источники (опубликованных заданий) есть ссылки.
2) Тесты соответствуют кодификатору и подобраны по типам и разделам, поэтому подходят для отработки знаний по отдельному вопросу.
3) Первая часть проверяется автоматически (как и на ЕГЭ! Время ожидания – 0 минут при хорошей скорости Интернета).
4) При регистрации на сайте вы получаете бонус в виде индивидуальной статистики, которая подсказывает над какими вопросами еще предстоит поработать.
5) Есть ответы на все тесты в нескольких подходящих для пользователя вариантах: краткий и подробное пояснение, потому для повторения теории не обязательно бежать за учебником или конспектом. Можно распечатать и повторить позже, сделав из задания карточку для интервального повторения.
6) Есть секундомер, который отсчитывает время решения заданий и способствует формированию этого важного для ЕГЭ навыка.
Недостатки:
База пополняется ежегодно, но требования к оформлению и выполнению заданий второй части не всегда обновляются и могут не соответствовать требованиям ЕГЭ текущего года. Будьте очень внимательны.
Путь третий
Если Вы прорешали все доступные брошюры и задания на сайтах, то обратитесь к открытому банку ФИПИ.
Достоинства:
1) пополняется ежегодно реальными заданиями ЕГЭ;
2) есть актуальные задания с экзаменов прошлых лет;
3) задания представлены по разделам.
Недостатки:
1) Задания даны вперемешку старые с новыми, чтобы найти актуальные тесты нужно потратить много времени.
2) Задания второй части не содержат ответов. Тут нужна будет помощь учителя или репетитора.
Удачи Вам на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали!
Примечание:
В статье использованы материалы:
**Жукова Т.Д. Функциональная неграмотность – чума ХХI века. — Независимая газета. — 10 марта 2006.
*** Интернет счетчик «До ЕГЭ осталось…» https://xn--c1abd9a3e.xn--p1ai/
Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию. — «Педагогические измерения» № 4, 2018. – см. по ссылке: https://fipi.ru/about/journal
Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию. – Аналитический отчет ФИПИ. – см. по ссылке: https://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
В статье использованы фотографии с авторских разработок
Источник
Анна Митина,
Заслуженный учитель РФ,
эксперт ЕГЭ по обществознанию,
преподаватель обществознания гимназии № 1518
Среди школьников существует мнение, что обществознание — это самый простой предмет ЕГЭ, и многие выбирают его именно по этой причине. Выпускники придерживаются такой установки: например, на ЕГЭ по физике или химии невозможно решить задание, если ты не знаешь предмета, а в обществознании на многие вопросы можно ответить благодаря общей эрудиции и здравому смыслу. Как вам такое мнение?
В рассуждениях школьников есть доля истины. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Процессы, которые находятся в фокусе социальных наук, невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. На мой взгляд, можно утверждать, что этот курс является своеобразной «лакмусовой бумажкой», с помощью которой можно оценить уровень подготовки выпускника во многих областях. Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».
Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, каждая из которых является областью профессиональной деятельности, изучается в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только «уложить» упорядоченно в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.
По вашему опыту, какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение? И какие темы самые простые?
Анализ экзамена ежегодно показывает, что наиболее сложными разделами курса являются «Политология», «Экономика» и «Право». Безусловно, наша повседневная жизнь наполнена событиями, имеющими непосредственное практическое значение для изучения вопросов в рамках этих наук. Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания «в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.
В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.
Что нужно делать, чтобы получить 100 баллов?
Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного. Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.
Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по обществознанию наилучшим образом?
Уверена, что не предложу ничего нового и неожиданного. Во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение — осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.
Как вы считаете, присутствует ли на ЕГЭ по обществознанию фактор везения? Возможно ли получить максимальный балл за экзамен, если знаешь предмет на более скромный результат?
Я думаю, школьник, обладающий определенными знаниями по истории и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много читать по теме, интересоваться текущими событиями, не забывать о таких предметах социально-гуманитарного цикла, как литература и история. И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.
Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.
Можно ли завалить ЕГЭ по обществознанию, если знаешь предмет очень хорошо?
Все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх — вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это приводит к срывам. На преодоление этих трудностей должна быть в том числе направлена и работа педагога. Я рада, когда мои ученики выходят с экзамена спокойными и уверенными в том, что не встретили ничего незнакомого.
До ЕГЭ по обществознанию осталось три месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?
Я думаю, сейчас самое время приступить к повторению курса, даже если не закончено изучение всех разделов. Системно организованное обращение к пройденному материалу позволит постоянно актуализировать все основные вопросы курса, чтобы не возникла паника за два дня до экзамена. Необходимо (если это еще не было сделано раньше) составить планы по основным темам курса, освежить знания понятийного аппарата.
Есть, безусловно, задания, выполнение которых нужно отработать. Я имею в виду задания части 1. Вопросы со множественным выбором, задачи на соотнесение, обобщение и вычленение лишнего, предполагающие хороший уровень владения именно теоретическим материалом, нужно научиться решать. Сейчас самое время заняться ими. И, конечно же, пишите эссе! Уже накоплен теоретический материал практически по всем разделам курса. А значит, настал момент научиться его красиво, грамотно излагать.
Как готовиться к заданиям повышенной сложности
Задание № 21 | Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса. |
Задание № 22 | Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты. |
Задание № 23 | Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так. Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики). |
Задание № 24 | Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду. |
Задание № 25 | Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения. |
Задание № 26 | Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала — как работает, затем — пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте! |
Задание № 27 | Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат. |
Задание № 28 | Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего — начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще. |
Задание № 29 | Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание — лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы — теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать. |
Источник