Полезное ископаемое черный жидкий легче воды горит
Олимпиада по окружающему миру
для обучающихся 4-х классов
- Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:
а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется — _____
__________________________________________________________________________
б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды – это ____________; используется — ________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется — _________
__________________________________________________________________________
г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________
- Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.
а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________
б) лист дерева _______________________ синица _______________________
в) травинка мышка _____________________ ___________________________
- Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:
Заповедник – это _________________________________________________________
________________________________________________________________________
- В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:
а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________
б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________
в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________
г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________
- Отгадай лекарственные растения:
а) Ты растение не тронь –
Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________
б) Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________
в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________
г) Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________
- Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?
с3ж _________________
лас ⋅ _________________
_____________________
___________________
__________________________________________________________________________
- Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
- Если ветер подует с севера – похолодает.
- Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.
- Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
- Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.
- Узнай животное по описанию:
а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________
б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________
- Вычеркни лишнее название в каждой строчке:
а) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж;
б) лист, почва, стебель, плод, корень;
в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;
г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка;
д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;
е) Венера, Марс, Луна, Земля;
ж) Россия, Франция, Кемерово, Китай.
- Определи признаки живого организма:
а) движется, питается, размножается, растёт, дышит;
б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;
в) размножается, дышит, растёт, питается, летает;
г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается.
- Частью какого океана является Балтийское море?
а) Тихого; б) Северного Ледовитого;
в) Атлантического; г) Индийского.
- Смена дня и ночи происходит из-за того, что:
а) Солнце вращается вокруг Земли;
б) Земля вращается вокруг Солнца;
в) Земля вращается вокруг своей оси;
г) ось вращения Земли немного наклонена.
- Какая часть света состоит из двух материков?
а) Америка; б) Евразия; в) Африка; г) Антарктида.
- У каких растений никогда не бывает плодов?
а) у берёзы; б) у осины;
в) у дуба; г) у папоротника.
- Какое животное является млекопитающим?
а) крокодил; б) ящерица;
в) бегемот; г) черепаха.
- В развитии какого представителя животного мира нет стадии куколки?
а) майского жука; б) пчелы;
в) комнатной мухи; г) кузнечика.
- Какой камень после обработки называют бриллиантом?
а) рубин; б) алмаз;
в) гранат; г) изумруд.
- Определи животное по описанию. Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает, как свинья.
а) бизон; б) як;
в) лось; г) ишак.
Ты справился с работой. Молодец!
Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:
Задание 1.
Ответ:
1) Уголь (топливо).
2) Гранит (строительство).
3) Нефть (топливо).
4) Мел (строительство).
За верно указанное полезное ископаемое — 1 балл
За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.
Задание 2.
За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.
Задание 3.
Ответ:
Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.
За верно записанное определение – 3 балла.
Задание 4.
За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.
Задание 5.
Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.
За каждое верно записанное слово – 1 балл.
Задание 6:
Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.
«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).
За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.
За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.
Задание 7.
Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.
За верный ответ – 3 балла.
Задание 8:
Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.
За каждое верно указанное название животного – 2 балла.
Задание 9:
а) ёж б) почва в) курятник г) снегирь д)полиэтилен е) Луна ж) Кемерово
Задание 10:
б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;
Задание 11:
в) Атлантического;
Задание 12:
в) Земля вращается вокруг своей оси;
Задание 13:
а) Америка;
Задание 14:
г) у папоротника.
Задание 15:
в) бегемот;
Задание 16:
г) кузнечика.
Задание 17:
б) алмаз;
Задание 18:
б) як.
Источник
Районная олимпиада по окружающему миру
для обучающихся 4-х классов
( учебный год)
1. Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:
а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется — _____
__________________________________________________________________________
б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды – это ____________; используется — ________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется — _________
__________________________________________________________________________
г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________
2. Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.
а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________
Природная зона: ____________________________
б) лист дерева _______________________ синица _______________________
Природная зона: ____________________________
в) травинка мышка _____________________ ___________________________
Природная зона: ____________________________
3. Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:
Заповедник – это _________________________________________________________
________________________________________________________________________
Запиши, какие особо охраняемые заповедные зоны есть в Вологодской области:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:
а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________
б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________
в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________
г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________
5. Отгадай лекарственные растения:
а) Ты растение не тронь –
Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________
б) Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________
в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________
г) Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________
6. Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?
с3ж _________________
лас × _________________
_____________________
___________________
__________________________________________________________________________
7. Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
1) Если ветер подует с севера – похолодает.
2) Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.
3) Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
4) Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.
8. Узнай животное по описанию:
а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________
б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________
Ты справился с работой. Молодец!
Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:
Максимальное количество за 8 заданий – 38 баллов. Победителем олимпиады является обучающийся, набравший наибольшее количество баллов и выполнивший не менее 50% заданий.
Задание 1.
Ответ:
1) Уголь (топливо).
2) Гранит (строительство).
3) Нефть (топливо).
4) Мел (строительство).
За верно указанное полезное ископаемое — 1 балл
За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 8 баллов.
Задание 2.
За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.
За каждую верно указанную природную зону – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
Задание 3.
Ответ:
Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.
За верно записанное определение – 3 балла.
За каждую верно указанную заповедную зону – 1 балл.
Задание 4.
За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
Задание 5.
Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.
За каждое верно записанное слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
Задание 6:
Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.
«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).
За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.
За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Задание 7.
Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.
За верный ответ – 3 балла.
Задание 8:
Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.
За каждое верно указанное название животного – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
Источник
Предмет: «Окружающий мир».
Тема: “Наши подземные богатства»
Цели урока: Познакомить со свойствами полезных ископаемых.
Приучать учащихся к самостоятельности при получении новых знаний
Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом.
Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
карта края, образцы полезных ископаемых, стаканы с водой, воронки, палочки для размешивания, салфетки.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, познакомимся со свойствами полезных ископаемых, узнаем, какие полезные ископаемые есть в Московской области.
Россия – страна не только красивая, но и очень богатая. В её природных кладовых – несметные богатства. В какую сторону ни пойди – везде свой клад! Столько всего что ни в сказке сказать, ни пером описать. Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в горах, глубоко-глубоко в земле, в болотах. Как называются эти богатства?
Проверка домашнего задания.
(Фронтальный опрос)
У. Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?
Д. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, это полезные ископаемые.
У. Какие полезные ископаемые вы знаете?
У. Как образовались полезные ископаемые?
Д. Останки растений и животных за миллионы лет превратились в известняк, нефть, уголь, газ.
У. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Д. В твёрдом, жидком и газообразном.
У. ( Работа с доской ) Распределите полезные ископаемые по группам:
твёрдое
жидкое
газообразное
гранит
нефть
газ
известняк
каменный уголь
железная руда
глина
торф
У. Как добывают полезные ископаемые?
Д. Из карьера, в шахте, с помощью буровых установок.
У. Люди каких профессий заняты добычей полезных ископаемых?
Д. Геологи, шахтёры,
У. Что изучает «геология»?
Д. Она изучает полезные ископаемые, где они спрятаны, почему они там оказались?
У. Прочитайте определение, которое даётся в толковом словаре.
( Дети читают определение с экрана )
У. Где применяются полезные ископаемые?
Д. В строительстве,
У. Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
Д. Песок, глину, гранит, мрамор, известняк.
У. Какие виды топлива вы знаете?
Д. Нефть, каменный уголь, газ, торф.
У. Как получают металлы? Где их используют?
Д. Переплавляют железную руду. Используют в автомобилестроении, строительстве, станкостроении.
У. Какое полезное ископаемое мы употребляем в пищу?
Д. Соль
У. Какое полезное ископаемое вы ежедневно носите в портфеле?
Д. Графит в простом карандаше. Слово карандаш происходит от двух тюркских слов: «кара» — чёрный и «паш» — камень. Тут имеется в виду графит.
У. Какое полезное ископаемое мы ежедневно используем в классе?
Д. Мел, разновидность известняка.
У. Какое полезное ископаемое используют для ухода за кожей?
Д. Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Это окаменевшая лавовая пена.
3. Работа над новым материалом.
1) Создание проблемной ситуации.
У. Как люди узнали, какое полезное ископаемое как использовать?
Д. Они изучали свойства полезных ископаемых.
2) Постановка задач.
У. Вот и мы сегодня будем изучать свойства полезных ископаемых. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые и записать их характеристики в таблицу:
План – характеристика полезного ископаемого.
1. Название
2. Состояние
3. Условное обозначение
4. Свойства
5. Способы добычи
6. Применение
— Какие полезные ископаемые будут изучать группы?
1 группа: песок и известняк,
2 группа: гранит и глину,
3 группа: торф и уголь,
4 группа: газ и каменная соль,
5 группа: железная руда и нефть.
3) Проведение инструктажа.
— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Каждая группа в ходе выполнения практической работы выберет из предложенного списка свойства тех полезных ископаемых, с которыми она работают.
1. горючее 10. сыпучее
2. твёрдое 11. легче воды
3. жидкое 12. газообразное
4. тяжелее воды 13. белого цвета
5. чёрного цвета 14. способно плавиться
6. жёлтого цвета 15. пластичное
7. хрупкое 16. плохо пропускает воду
8. имеет запах 17. коричневого цвета
9. хорошо пропускает воду 18. имеет блеск
В своей работе вы можете использовать атлас – определитель.
4) Распределение поручений в группе.
Работая в группе, распределите поручения:
кто проводит практическую работу,
кто записывает данные,
кто работает с атласом – определителем,
кто будет отчитываться о проделанной работе.
5) Инструктаж по проведению практической работы:
— У каждой группы на столе лежит инструкция по проведению практической работы. Прочитайте её ( один ученик читает инструкцию вслух ).
Инструкция.
Определите состояние (твёрдое, жидкое или газообразное).
Определите цвет.
Установите хрупкость ( попробуйте разломить ).
Есть ли блеск?
Имеет ли запах?
Отношение к воде (легче или тяжелее, растворимо или нет, пропускает воду или нет )
— У каких полезных ископаемых не будете устанавливать хрупкость?
— Нефть, газ
— Можно дописать свойства, которых нет в списке.
5) Инструктаж по технике безопасности.
Соблюдайте чистоту и порядок на рабочем месте;
Соблюдайте осторожность, работая со стеклянной посудой;
Не открывайте пузырёк с природным газом;
Опыт с нефтью проводите в присутствии учителя;
Не подносите близко к лицу пузырёк с нефтью
6)Самостоятельная работа.
( Учитель подходит к группам по очереди, делает необходимые пояснения, показывает приёмы работы, Убеждается, что всем учащимся понятно, как её выполнять ).
7) Проверка самостоятельной работы.
( Представители от каждой группы зачитывают свои ответы, учитель дополняет ответы детей)
Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк
Предполагаемые ответы:
Песок – состояние твёрдое, в виде крупинок, жёлтого цвета, сыпучий, имеет блеск, не имеет запаха, тяжелее воды, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде, образуется при разрушении гранита, добывается в карьере, применяется в строительстве, для изготовления стекла.
Известняк – состояние твёрдое, белого серого или жёлтого цвета, не имеет блеска, не имеет запаха, тяжелее воды, вскипает под воздействием уксусной кислоты, добывается в карьере или в шахте, используется в строительстве, делают мел, извёстку.
Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк, слышим шипение, это выходит углекислый газ. Как образовался известняк?
Гранит — состояние твёрдое, серого, розового или красного цвета, состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды, имеет блеск, не имеет запаха, прочный, тяжелее воды, не растворяется в воде, добывается в горах, применяется в строительстве, в отделке станций метро.
Глина – состояние твёрдое, жёлтого или коричневого цвета, не блестит, не имеет запаха, тяжелее воды, пропускает воду, растворяется в воде, пластична, добывают в карьере, из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, посуду.
Глина пропускает воду только в сыром виде, сухая глина воду не пропускает.
Торф – состояние твёрдое, тёмно–коричневого цвета, рыхлый непрочный, легче воды, впитывает влагу, хорошо горит, добывается в болотах, используется для удобрения полей, для отапливания помещений, для подстилки скоту.
Уголь – состояние твёрдое, чёрного цвета, хрупкий, имеет блеск, Легче? воды, горюч, добывают в карьере или в шахтах, используют для отопления жилых помещений, из него получают краску, лекарства, пластмассы, духи.
Вы работали с углем самого высокого качества – антрацитом. При горении он почти не выделяет дыма, зато даёт много тепла. ( Учитель поджигает уголь). Бурый уголь более хрупкий, а каменный уголь прочный.
Нефть – состояние жидкое, тёмного цвета, густая маслянистая, не блестит, имеет резкий запах, горюча, легче воды, не растворяется в воде, добывают с помощью буровых установок, из неё получают жидкое топливо, вазелин, краски, пластмассы и т.д.
Каменная соль – состояние твёрдое, серо-белого цвета, хрупкая, имеет блеск, тяжелее воды, растворяется в воде, добывается в карьере и в шахте, употребляется в пищу.
Железная руда – состояние твёрдое, плотный камень, чёрного , бурого или красного цвета, тяжелее воды, имеет блеск, плавкая, добывают в шахтах или карьерах, из неё делают чугун и сталь.
Само название магнитного железняка показывает, что он обладает свойством магнита. В этом можно убедиться, если поднести кусок руды к компасу: стрелка компаса одним концом повернётся к руде. Красный и бурый железняки не действуют на стрелку компаса.
Природный газ – состояние газообразное, бесцветный, лёгкий, не имеет запаха, горит, добывается с помощью буровых установок, используют как топливо.
Какие меры предосторожности надо принимать при пользовании газом?
8) Краеведение.
— Какие полезные ископаемые добываются в Московской области?
Здесь есть залежи фосфоритов, доломитов, глины, песка, торфа. В селе Мячково издавна ведётся добыча строительного камня – белого известняка. Из него во времена Дмитрия Донского были построены белокаменные стены Кремля.
4.Закрепление пройденного материала.
— Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Сейчас мы заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Железная руда.
— А нерудные полезные ископаемые ещё делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие?
На строительные и горючие.
— Заполните таблицу.
Полезные ископаемые
Рудные
Нерудные
Строительные
Горючие
Железная руда
Гранит, известняк, песок, глина
Уголь, торф, нефть, природный газ.
— Есть ещё группа, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Какие вы можете назвать? Послушайте домашнее задание: вам надо будет дать характеристику драгоценного камня по той же схеме. Посоветуйтесь с мамой, свойства какого камня вы будете изучать.
— Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?
Для образования полезных ископаемых понадобилисьмиллионы лет и расходовать их надо экономно.
( Чтение статьи «Охрана подземных богатств» стр. 168-169.)
5. Подведение итогов урока.
— Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
— Найдите ошибки в следующих высказываниях:
Большинство полезных ископаемых- жидкие.
Места, где хранят добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.
— Сегодня на уроке хорошо поработали:
Источник