Полезное ископаемое греческий огонь земляная смола
Применять горючие вещества в военных целях люди начали еще в эпоху античности, а возможно — и раньше. Одно известно точно — воины Древней Греции, согласно историческим документам, выливали горящую смесь на головы штурмующих укрепления врагов.
По сохранившимся свидетельствам можно судить, что во всем своем блеске искрометная идея греческого огня запылала в 673 году. В это время на византийских судах стали устанавливать один из первых прототипов огнемета.
Современная иллюстрация. Греческий огонь
Византийское изобретение
Орудийная установка изготавливалась из меди и представляла собой трубчатый ствол, через который под давлением выбрасывалась горючая смесь. Воздух нагнетался при помощи кузнечных мехов. Устройство называлось сифонофор.
Автором конструкции считается инженер-изобретатель Каллиник, служивший при дворе императора Византии Константина IV. В честь оружейника горючую смесь, которую заряжали в сифонофор, назвали огонь Каллиника.
Древнее изображение сифонофора
Огнеметное оружие прославило византийский флот в сражениях с арабами.
Впервые греческий огонь установили на корабли в битве при Каликии. При сближении флотилий враждующих сторон, когда, казалось бы, все решит абордаж и ближний бой на палубах, византийцы неожиданно выстреливали в арабские корабли струи огня. Сифонофоры были способны выбросить горючую смесь на расстояние до 20 метров.
Противника, попавшего под обстрел, ждала незавидная участь — деревянный корабль быстро охватывало пламя. Дело в том, что греческий огонь было практически невозможно потушить водой и очень сложно сбить с какой-либо поверхности. Маслянистая субстанция горела даже на морской волне.
Легко представить себе психологический эффект, произведенный византийской огнеметной флотилией: уцелевшие арабские моряки с ужасом бежали из боя. Византийцы в строгой тайне хранили секреты своего оружия, и греческий огонь на протяжении веков давал им огромное преимущество в битвах на море.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что сифонофоры не были совершенством — неосторожное обращение с огнем часто приводило к пожарам и на византийских судах.
Византийцы применяли греческий огонь едва ли не во всех своих войнах на всем протяжении существования империи, но, к сожалению, все когда-либо заканчивается.
Миниатюра. Рыбаки-византийцы на лодке с греческим огнем
Секрет был утрачен вместе с падением Константинополя — началась эра огнестрельного оружия.
Тайна греческого огня
Точный химический состав огня Каллиника неизвестен и по сей день. Очевидно, что основой горючей смеси служила сырая нефть, а вот остальные компоненты и способ изготовления покрыты тайной. Византийцы не желали делиться столь страшным оружием и не оставили рецепта
Миниатюра рукописи Иоанна Скилицы. Греческий огонь
Кроме того любые старинные описания грешат существенными несоответствиями в названиях химических веществ. Поскольку до изобретения таблицы Менделеева было еще далеко и не существовало никакой четкой системы элементов, алхимики зачастую записывали названия веществ практически наобум.
Хотя старинный рецепт остался тайной, в XX веке люди, ведущие множество войн, успешно воскресили огнемет и придумали напалм, значительно превосходящий древний греческий огонь.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Источник
Èñòîðèê Âëàäèìèð Ïåòðóõèí î ñîïåðíè÷åñòâå Õàçàðèè ñ Âèçàíòèåé, àðàáî-õàçàðñêèõ âîéíàõ è ïîëîæåíèè èóäååâ
Ïîæàëóé, ïåðâîé ñòðàíîé, êîòîðàÿ äîëæíà áûëà çàíÿòüñÿ ýòèì «âûáîðîì âåðû», âûáîðîì ÿçûêà, íà êîòîðîì îíà äîëæíà ðàçãîâàðèâàòü ñ ìèðîì öèâèëèçàöèè, â ïðåäåëàõ íûíåøíåé Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îêàçàëàñü Õàçàðèÿ òà Õàçàðèÿ, êîòîðàÿ îáúåäèíÿëà Ñåâåðíûé Êàâêàç, ïðè÷åðíîìîðñêèå ñòåïè, ÷üè âëàäåíèÿ äîõîäèëè äî Ñðåäíåãî Äíåïðà, äî íûíåøíåãî êèåâñêîãî Ïîäíåïðîâüÿ íà Óêðàèíå è ïî÷òè äî Ïîäìîñêîâüÿ, äî Îêè â âåðõîâüÿõ Âîðîíåæà. Áîëüøàÿ ñòðàíà, êîòîðóþ îáúåäèíÿëà äîâîëüíî ñèëüíàÿ òþðêîÿçû÷íàÿ ýëèòà. Õàçàðû ïîÿâèëèñü ãäå òî â VI âåêå í.ý. â ðàéîíå Ñåâåðíîãî Êàâêàçà, ñêîðåå âñåãî â ïðåäãîðíîì Äàãåñòàíå, ê ñåâåðó îò Êàñïèéñêèõ âîðîò è Äåðáåíòà. Îäíèì èç ïåðâûõ â ñåðåäèíå VI âåêà î õàçàðàõ óïîìèíàåò õðîíèñò Çàõàðèÿ Ðèòîð. Ïî åãî ñâåäåíèÿì, õàçàðû áûëè êî÷åâíèêàìè, êîòîðûõ òîãäà òðàäèöèîííî îòíîñèëè ê ãóííàì, ïîòðÿñøèì â IV-V âåêàõ âñþ Åâðàçèþ.
 äåéñòâèòåëüíîñòè æå õàçàðû áûëè îäíèì èç íåáîëüøèõ òþðêîÿçû÷íûõ íàðîäîâ è, âèäèìî, ïîä÷èíÿëèñü ïîíà÷àëó âëàñòè òþðêñêîãî êàãàíà, âëàäûêè îãðîìíîé ñòåïíîé êî÷åâîé èìïåðèè, çàðîäèâøåéñÿ íà ïðîñòîðàõ Öåíòðàëüíîé Àçèè. Áëàãîäàðÿ ñâîåìó ñòðîþ, êî÷åâíèêè-òþðêè áûëè â ñîñòîÿíèè áûñòðî îðãàíèçîâàòü îãðîìíóþ ìîáèëüíóþ àðìèþ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî êîíòðîëèðîâàëè êîëîññàëüíûå òåððèòîðèè, ïðåòåíäóÿ íà äàíü, êîòîðóþ îíè áðàëè êàê ñ Êèòàÿ, òàê è ñ Èðàíà. Êðîìå òîãî, êàãàíàò àêòèâíî âìåøèâàëñÿ â îòíîøåíèÿ ìåæäó Èðàíîì è Âèçàíòèåé.  êîíöå êîíöîâ, äåëî äîøëî äî òîãî, ÷òî òþðêè ñòàëè ïðåòåíäîâàòü íà êîíòðîëü íàä Áîñïîðîì. Âîò â ñîñòàâå ýòîé èìïåðèè è ðàçâèâàëèñü õàçàðû, êîòîðûå ïîíà÷àëó íè÷åì íå áûëè çíàìåíèòû.
Îäíàêî êîãäà ðàñïàëàñü Òþðêñêàÿ èìïåðèÿ, õàçàðû îêàçàëèñü ñâîáîäíûìè îò ñâîèõ îáÿçàòåëüñòâ â îòíîøåíèè ê öåíòðàëüíîé âëàñòè. Êðîìå òîãî, âî ãëàâå õàçàð ñêîðåå âñåãî âñòàë ïðåäâîäèòåëü èç àðèñòîêðàòè÷åñêîãî òþðêñêîãî ðîäà Àøèíà, èç êîòîðîãî, ïî âñåé âèäèìîñòè, ìîã ïðîèñõîäèòü è òþðêñêèé êàãàí. Êàê ìû çíàåì, êàãàí òèòóë, êîòîðûé ïðèðàâíèâàëñÿ â ðàííåì Ñðåäíåâåêîâüå ê èìïåðàòîðñêîìó, òî åñòü ýòî áûë ïðàâèòåëü, êîòîðûé ïðàâèë íå îäíèì ïëåìåííûì îáúåäèíåíèåì è íå îäíîé ñòðàíîé, à ìíîãèìè íàðîäàìè. Âîò ýòîò ñàìûé êàãàí è âîçãëàâèë õàçàð â ïðåäãîðüÿõ è ñòåïÿõ Äàãåñòàíà.
Ìåñòîïîëîæåíèå åãî îðäû áûëî ÷ðåçâû÷àéíî âûãîäíûì. Ðÿäîì áûë ïðîõîä â Çàêàâêàçüå ñ åãî áîãàòåéøèìè ïðîâèíöèÿìè, ñòåïè è ãîðíûå ïàñòáèùà, ãäå ìîæíî áûëî ñïîêîéíî ïàñòè ñêîò, ÷òî áûëî íåìàëîâàæíûì äëÿ êî÷åâíèêîâ. Íàêîíåö, íåïîäàëåêó îáèòàëè íàðîäû, êîòîðûå äàâíî óæå âëàäåëè íå òîëüêî èñêóññòâîì çåìëåäåëèÿ, íî è èñêóññòâîì ñòðîèòåëüñòâà êðåïîñòåé.  îñíîâíîì ýòî áûëè àëàíû, îáèòàâøèå íà çàïàäå Ñåâåðíîãî Êàâêàçà. Âïîñëåäñòâèè õàçàðû çàêëþ÷èëè ñ àëàíàìè ïðî÷íûé ñîþç, ñîõðàíÿâøèéñÿ íà ïðîòÿæåíèè ïî÷òè âñåé èñòîðèè Õàçàðñêîãî êàãàíàòà… Â îáùåì, âîñïîëüçîâàâøèñü ñâîèì ïîëîæåíèåì, âûãîäíûì êàê ýêîíîìè÷åñêè, òàê è ãåîãðàôè÷åñêè, õàçàðû ïðîäîëæèëè òó ýêñïàíñèþ, â êîòîðîé îíè ó÷àñòâîâàëè, áóäó÷è åùå ïîääàííûìè òþðêñêîãî êàãàíà, è îêàçàëèñü â ñîñòîÿíèè íå òîëüêî âëèÿòü íà âíóòðåííåå ïîëîæåíèå äåë â Çàêàâêàçüå, ïîòåñíèâ òàì Ñàñàíèäñêèé Èðàí, íî è îïÿòü-òàêè âìåøèâàòüñÿ â ïîñòîÿííûå ðàñïðè Èðàíà è Âèçàíòèè. Îäíèì èç âàæíåéøèõ ñòðàòåãè÷åñêèõ ïóíêòîâ äëÿ êàãàíàòà ñòàëî Ñåâåðíîå Ïðè÷åðíîìîðüå.
 ïåðâîé òðåòè VII âåêà ýòó òåððèòîðèþ êîíòðîëèðîâàëà Áîëãàðñêàÿ Îðäà. Áîëãàðû áûëè òàêèìè æå êî÷åâíèêàìè, êàê è õàçàðû, îá ýòîì ãîâîðÿò äàæå èõ ñîçâó÷íûå òþðêñêèå èìåíà. Óæå ê ñåðåäèíå VII âåêà áîëãàðû áûëè ðàçãðîìëåíû, è ÷àñòü îðäû âî ãëàâå ñ Àñïàðóõîì ïî ðàçðåøåíèþ Âèçàíòèè ïåðåñåëèëàñü íà òåððèòîðèþ íûíåøíåé Áîëãàðèè. Äðóãàÿ æå ÷àñòü óøëà â ìåæäóðå÷üå Âîëãè è Êàìû, ãäå îáðàçîâàëà Âîëæñêóþ Áóëãàðèþ, çíàìåíèòîå ðàííåñðåäíåâåêîâîå ãîñóäàðñòâî, ïðîñóùåñòâîâàâøåå äî XIII âåêà è ïàâøåå ïîä óäàðàìè âîéñê ×èíãèñõàíà. Íî, òåì íå ìåíåå, áîëüøàÿ ÷àñòü áîëãàð îñòàëàñü íà ïðåæíèõ êî÷åâüÿõ, âëèâøèñü â ñîñòàâ ïîáåäèâøåãî èõ íàðîäà. Òàê, â âîéíàõ, ïðîøåë VII âåê, â õîäå êîòîðîãî õàçàðàì óäàëîñü îâëàäåòü Áîñïîðîì è äàæå óãðîæàòü Õåðñîíåñó.  ðåçóëüòàòå ýòîé ýêñïàíñèè è âîçíèê Õàçàðñêèé êàãàíàò, è íàäî ñêàçàòü, ÷òî êàãàí äåéñòâèòåëüíî ñîîòâåòñòâîâàë ýòîìó èìïåðñêîìó òèòóëó.
Òþðêîÿçû÷íûå êî÷åâíèêè âñåãäà áûëè ñèëüíû òåì, êàê è âñå êî÷åâíèêè, ÷òî îíè õîðîøî îðãàíèçîâàíû, áåç ýòîãî íåâîçìîæíî çàíèìàòüñÿ êî÷åâûì ñêîòîâîäñòâîì: ó òåáÿ óãîíÿò ñêîò èëè ïðîñòî åãî ïåðåáüþò, è òâîé íàðîä ïîãèáíåò. Íàäî áûëî èìåòü ìîùíóþ âîåíèçèðîâàííóþ êóëüòóðó, ÷åì ñëàâèëèñü êî÷åâíèêè, â òîì ÷èñëå è õàçàðû, êîòîðûå ïîíà÷àëó âîåâàëè, ïûòàëèñü äîáûòü ìå÷îì òî, ÷òî íå óäàâàëîñü äîáûòü òðóäîì èëè íàóêîé. Íî â êîíöå êîíöîâ õàçàðû îêàçàëèñü â ñëîæíîì ïîëîæåíèè, èáî ïîìèìî Âèçàíòèè, ñ êîòîðîé ïðèõîäèëîñü èìåòü äåëî â Ïðè÷åðíîìîðüå, â òîì æå Êðûìó, âñå ýòî âå÷íûå ãîðÿ÷èå òî÷êè ðîññèéñêîé èñòîðèè: Ñåâåðíûé Êàâêàç, Êðûì, íûíåøíÿÿ Óêðàèíà âïëîòü äî Êèåâà. Ëåâîáåðåæíàÿ Óêðàèíà âõîäèëà â ñîñòàâ Õàçàðèè, íà ïðàâîì áåðåãó ðàññåëÿëèñü íåçàâèñèìûå îò õàçàð ñëàâÿíñêèå ïëåìåíà. Íî, òàê èëè èíà÷å, õàçàðàì ïðèõîäèëîñü èìåòü äåëî ñ õðèñòèàíñêîé Âèçàíòèåé, ïðèõîäèëîñü äîãîâàðèâàòüñÿ, õîòÿ è õîòåëîñü ïðîñòî îòíÿòü òî, ÷òî áûëî â Êðûìó, ÷òî èçäðåâëå, ñî âðåìåí Ãåðîäîòà, ïðèíàäëåæàëî ãðåêàì, îñíîâíîìó íàñåëåíèþ Âèçàíòèè. Ìîæåò áûòü, õàçàðû áû è ñïðàâèëèñü ñ ýòèì, íî âñåãäà íà îäíîãî òàêîãî àãðåññîðà âî âñåìèðíîé èñòîðèè íàõîäèòñÿ äðóãîé, ïîñèëüíåå.
Âñêîðå ïîñëå ðÿäà óäà÷íûõ çàâîåâàíèé õàçàðû ñòîëêíóëèñü â Çàêàâêàçüå ñ õèùíèêîì ïîñòðàøíåå è ïîñèëüíåå, ÷åì ýòîò â îáùåì-òî ðÿäîâîé òþðêîÿçû÷íûé íàðîä.  ýòîò ïåðèîä àðàáû ïîä çåëåíûì çíàìåíåì ïðîðîêà Ìóõàììåäà íà÷àëè ñâÿùåííóþ âîéíó, ñòðåìÿñü îáðàòèòü â èñòèííóþ âåðó ÿçû÷íèêîâ è ïîòåñíèòü õðèñòèàí, â ïåðâóþ î÷åðåäü Âèçàíòèþ. Îíè âòîðãëèñü â Çàêàâêàçüå, ãäå è ñòîëêíóëèñü ñ õàçàðàìè. Õàçàðû áûëè õîðîøèìè âîèíàìè: àðàáû îáëàäàëè ìîùíîé ýêîíîìè÷åñêîé áàçîé, èìåëè áîãàòûé îïûò áîåâûõ äåéñòâèé è ðåãóëÿðíóþ àðìèþ, íî ñìîãëè ñïðàâèòüñÿ ñ õàçàðàìè òîëüêî â ïåðâîé òðåòè óæå VIII âåêà. Ýòî ïðîèçîøëî ïîñëå òîãî, êàê àðìèþ ìóñóëüìàí âîçãëàâèë âåëèêèé ïîëêîâîäåö è áóäóùèé õàëèô Ìåðâàí. Åìó óäàëîñü ðàçãðîìèòü âîéñêà êàãàíàòà, âîðâàòüñÿ â åãî ñåâåðîêàâêàçñêèå çåìëè è çàõâàòèòü ñòîëèöó Ñåìåíäåð. Õàçàðñêèé êàãàíàò ïîòåðïåë ñîêðóøèòåëüíîå ïîðàæåíèå. Õàçàðñêèé ïðàâèòåëü, êîòîðûé èìåíîâàëñÿ êàãàíîì, õàíîì õàíîâ, ó íåãî áûëî ìíîãî íàðîäîâ â ïîä÷èíåíèè, ïîýòîìó îí áûë ïî÷òè ÷òî ðàâíûì èìïåðàòîðó, áåæàë â äåëüòó Âîëãè, ãäå íàéòè åãî áûëî íåâîçìîæíî, ïîòîìó ÷òî â ýòèõ 70 åðèêàõ Âîëãè ìîæíî ïîãóáèòü íå îäíó àðìèþ, ïîêà áóäåøü èñêàòü òàì ñâîåãî ïðîòèâíèêà. À àðàáû âûøëè â ñòåïü è óâèäåëè, ÷òî íè÷åãî çäåñü ñäåëàòü íåëüçÿ, íî õàçàðû âûíóæäåíû áûëè âñå-òàêè ãîâîðèòü ñ íèìè î ìèðå.
×òîáû äîãîâîðèòüñÿ ñ àðàáàìè, êîòîðûå âåëè ñâÿùåííóþ âîéíó, íóæíî áûëî ïðèíÿòü èõ âåðó, èíà÷å îíè áû íå ïîíÿëè, î ÷åì âîîáùå èäåò ðå÷ü.
ßçû÷íèê, åñëè îí íå ïîêëîíÿåòñÿ åäèíîìó áîãó, à õàçàðû áûëè ÿçû÷íèêàìè, ïîêëîíÿëèñü ìíîãèì ïëåìåííûì áîãàì ñ íèì íåëüçÿ äîãîâàðèâàòüñÿ, âåäü îí ïîêëîíÿåòñÿ áåñàì. Áîãè ÿçû÷íèêîâ ñ÷èòàëèñü áåñàìè ó âñåõ íîñèòåëåé ìîíîòåèñòè÷åñêèõ ðåëèãèé. Òàê ÷òî ïðèøëîñü êàãàíó ïðèíÿòü èñëàì îá ýòîì ñîîáùàþò àðàáñêèå àâòîðû, ïðàâäà, ïîçäíèå. È ÷òî òàì áûëî ýòî îäíà èç çàãàäîê íàøåé èñòîðèè, äà è âñåìèðíîé èñòîðèè òîæå, ïîòîìó ÷òî, êàê âûÿñíèëîñü ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, íèêàêîãî èñëàìà õàçàðñêèé êàãàí íå ïðèíèìàë, à äîëæåí áûë äàëüøå äîãîâàðèâàòüñÿ ñ àðàáàìè è âèçàíòèéöàìè-õðèñòèàíàìè î òîì, êàê îí áóäåò æèòü ìåæäó äâóõ îãíåé, ìåæäó äîâîëüíî àãðåññèâíûìè, ïî-ïðåæíåìó âåäóùèìè ñâÿùåííóþ âîéíó àðàáàìè è ãðåêàìè, êîòîðûå íå õîòåëè äåëèòüñÿ ñ õàçàðàìè ñâîèìè ïðè÷åðíîìîðñêèìè âëàäåíèÿìè. Òàê ÷òî íàäî áûëî çàíèìàòüñÿ òåì, ÷åì ïðèøëîñü çàíèìàòüñÿ ìíîãèì ïðàâèòåëÿì íàøåé ñòðàíû, âûáèðàòü âåðó, ñ êåì òû áóäåøü.
Ìîæíî áûëî, êîíå÷íî, áûòü ñ àðàáàìè è äàæå âîåâàòü ñ ãðåêàìè íà ñòîðîíå àðàáîâ èëè æå ñî ñâîèìè æå áëèçêîðîäñòâåííûìè òþðêàìè, êîòîðûå îáðåòàëèñü â ñòåïÿõ Ñåâåðíîé Åâðàçèè. Íî ýòîãî, êîíå÷íî, êàãàíó äåëàòü íå õîòåëîñü, åìó õîòåëîñü ìèðà, äîãîâîðèòüñÿ ñî âñåìè è ïîëó÷àòü âûãîäó îòî âñåõ.
Ïîýòîìó êàãàí ïîøåë íà ïîðàçèòåëüíûé âûáîð âåðû, êîòîðûé äî ñèõ ïîð âûçûâàåò íåäîâåðèå ó èñòîðèêîâ, îí âûáðàë âåðó èóäååâ. Êàê òîëüêî îí çàÿâèë, ÷òî ñêëîíÿåòñÿ ê âåðå èóäååâ, ê íåìó ïðèáûëè ïîñîëüñòâà è îò àðàáîâ-ìóñóëüìàí, è îò ãðåêîâ-õðèñòèàí, êîòîðûå ñêàçàëè, ÷òî îí áåçóìåí, èáî èóäåè ïîâñþäó ãîíèìûé íàðîä, è ñàì îí, åñëè ïðèìåò èõ âåðó, ñòàíåò ãîíèìûì, ïî÷èòàåìûì çà ðàáà, à íå çà ðàâíîïðàâíîãî ïðàâèòåëÿ. Òîãäà êàãàí ïîøåë íà õèòðîñòü äîêóìåíòû ñîõðàíèëè ýòîò èñòîðè÷åñêèé àíåêäîò. Ñíà÷àëà îí âûçâàë ìóôòèÿ, ñïåöèàëèñòà â îáëàñòè ìóñóëüìàíñêîãî êàíîíà, è ñïðîñèë ó íåãî, îáúÿñíèâøè åìó òåò-à-òåò, ÷òî îí, êîíå÷íî, ñêëîíÿåòñÿ ê èñëàìó, íî âñå-òàêè êàêàÿ âåðà áîëåå èñòèííà: âåðà èóäååâ èëè âåðà õðèñòèàí? Ìóôòèé îòâåòèë, ÷òî, êîíå÷íî æå, âåðà èóäååâ áîëåå èñòèííà, ïîòîìó ÷òî ñàì Ìóõàììåä îäèí èç ïðîðîêîâ, êîòîðûé ïðîäîëæèë ïðîðî÷åñòâà èóäåéñêèõ âåòõîçàâåòíûõ ïðîðîêîâ. Òîãäà êàãàí âûçâàë ê ñåáå õðèñòèàíèíà è ñïðîñèë, êàêóþ âåðó òîò ñ÷èòàåò áîëåå èñòèííîé, ÷òîáû îí ìîã ñïîêîéíî ïðèíÿòü õðèñòèàíñòâî. Õðèñòèàíèí ñêàçàë, ÷òî, êîíå÷íî, áîëåå èñòèííîé îí ñ÷èòàåò âåðó èóäååâ, íî íå âåðó ìóñóëüìàí, ïîòîìó ÷òî ìóñóëüìàíå âðàãè Âèçàíòèè, Ìóõàììåä, ñ òî÷êè çðåíèÿ õðèñòèàí, ëæåïðîðîê, òàê ÷òî, êîíå÷íî, èóäåéñêàÿ ðåëèãèÿ áûëà ëó÷øå.
Ñïîðÿùèå, êîíêóðèðóþùèå ïàðòèè, òàêèì îáðàçîì, åäèíîäóøíî ïðèçíàëè, ÷òî èóäåéñêàÿ ðåëèãèÿ ëó÷øèé âûáîð. Êàãàí ñîõðàíèë ñâîþ ïðèâåðæåííîñòü èóäàèçìó. Ýòî áûëî íå ñëó÷àéíî, èóäååâ ïðèçíàâàëè è õðèñòèàíå, è ìóñóëüìàíå êàê íîñèòåëåé Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ è âåðÿùèõ â åäèíîãî áîãà, îíè íå áûëè ÿçû÷íèêàìè, îíè
áûëè «ëþäüìè Êíèãè», Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ. Ïîýòîìó îíè èìåëè ñâîè ïðàâà îãðàíè÷åííûå, íî çàùèùàåìûå çàêîíîì ïðàâà è â ìóñóëüìàíñêîì Àðàáñêîì õàëèôàòå, è â Âèçàíòèè. Òàê ÷òî ïîíÿòíî, ÷òî íóæíî áûëî ñäåëàòü êàãàíó. È çäåñü ìîæíî ñ÷èòàòü, ÷òî îí ïîâåë ñåáÿ êàê õèòðåö, íî âïîëíå îïðàâäàííî.
Äóìàëè, ÷òî ýòî èñòîðè÷åñêèé àíåêäîò è ÷òî äîâåðÿòü åìó íåâîçìîæíî. Íî íå òàê äàâíî àðõåîëîãè íàøëè äîâîëüíî äàëåêî îò Õàçàðèè, íà îñòðîâå Ãîòëàíä êëàä âîñòî÷íûõ àðàáñêèõ ìîíåò, êîòîðûå, êàê òîëüêî õàçàðû çàêëþ÷èëè ìèð ñ àðàáàìè, õëûíóëè ïîòîêîì â Âîñòî÷íóþ Åâðîïó è äîøëè äî Ñêàíäèíàâèè.  ýòîì êëàäå áûëè îáíàðóæåíû ìîíåòû, ãäå àðàáñêèì êóôè÷åñêèì øðèôòîì áûëà âûáèòà ëåãåíäà «Ìóñà ðàñóë Àëëà» «Ìîèñåé ïðîðîê Àëëàõà». Ýòî áûëà î÷åðåäíàÿ õèòðîñòü õàçàðñêîãî êàãàíà, êîòîðûé äåìîíñòðèðîâàë ñâîþ ïðèâåðæåííîñòü çàêîíàì Ìîèñåÿ è ïðè ýòîì íå ñîáèðàëñÿ âñòóïàòü â êîíôëèêò ñ àðàáàìè. Ýòà ìîíåòà äîëæíà áûëà õîäèòü íà ìåæäóíàðîäíûõ ðûíêàõ, ïîýòîìó îí è ïîøåë íà õèòðîñòü: àðàáñêèìè áóêâàìè îí çàÿâèë î ïðèâåðæåííîñòè çàêîíàì Ìîèñåÿ. Àðàáû íå ìîãëè íè÷åãî âîçðàçèòü, ïîòîìó ÷òî Ìîèñåé ñ òî÷êè çðåíèÿ Êîðàíà îäèí èç ïðîðîêîâ, Ìóõàììåä íàñëåäíèê åãî ïðîðî÷åñòâ.
Òàê ÷òî òàê èñòîðèÿ ïîäòâåðæäàåò ñïðàâåäëèâîñòü äðåâíèõ èñòîðè÷åñêèõ äîêóìåíòîâ, êîòîðûå âûçûâàëè ñîìíåíèå ó èñòîðèêîâ.
Âëàäèìèð Ïåòðóõèí
äîêòîð èñòîðè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð êàôåäðû èñòîðèè Ðîññèè ñðåäíåâåêîâüÿ è ðàííåãî íîâîãî âðåìåíè ôàêóëüòåòà àðõèâíîãî äåëà Èñòîðèêî-àðõèâíîãî èíñòèòóòà ÐÃÃÓ, âåäóùèé íàó÷íûé ñîòðóäíèê Èíñòèòóòà ñëàâÿíîâåäåíèÿ ÐÀÍ
Источник
Работу выполнила
учитель начальных классов
МОУ ОСОШ №2
Шаповалова Алла Николаевна
Олимпиадные задания
по окружающему миру
в 4 классе
( школьный тур)
п. Орловский
Ростовской обл.
2010-2011 уч.год
Задания школьного тура олимпиады по окружающему миру
для выпускных классов начальной школы
20. . ..- 20… учебный год
Ученик(ца) 4__ класса МОУ СОШ № _________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1
Выберите правильный ответ и обведите кружком соответствующую букву.
1. Какие грибы появляются ранней весной?
а) маслята; б) сыроежки; в) строчки; г) опята.
2. Какого обитателя водоёмов называют санитаром?
а) бобра; б) щуку; в) карася; г) ондатру.
3. Что представляет собой банановое дерево?
а) высокое дерево; б) кустарник; в) трава.
4. Днём похожа на тростник,
По ночам ревёт как бык.
а) сова; б) выпь; в) филин; г) кулик.
5. Какая рыба вьёт гнездо?
а) карп; б) колюшка; в) карась; г) камбала.
6. Когда Земля находится ближе к Солнцу?
а) летом; б) зимой; в) весной; г) осенью.
7. О каком полезном ископаемом говорят: «греческий огонь», «земляная смола»?
а) газ; б) нефть; в) каменный уголь.
8. Какое полезное ископаемое заставляет нас скользить на мокрой тропинке?
а) слюда; б) вода; в) нефть.
9. Является ли стебель частью побега?
а) да; б) никогда; в) иногда.
10. Клубень картофеля – это…
а) стебель; б) корень; в) плод.
Задание 2
Решите экологическую задачу.
1. У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прутья тальника обглоданы с одной стороны, весной они оживут. А кора самого крупного ствола объедена вкруговую. Эта талина засохнет. Почему заяц «рубит сук на котором сидит»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Зайцы и кролики – близкие родственники. Однако их детишки сильно разнятся. Чем и почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название закрепилось. Что это за растение, и зачем ему такая «защита»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Из трёх предлагаемых списков выберите один, в котором находятся организмы из одного сообщества. Назовите это сообщество.
а) Сосна, келест-сосновик, брусника, кубышка_______________________.
б) Ель, кедровка, соболь, брусника, сыроежка. _______________________
в) Сосна, пушица, вех ядовитый, борец, ондатра.______________________
Задание 4
Найдите и подчеркните ключевое слово среди данных. Вычеркните лишнее слово, которое не подходит к ключевому.
а) Низменность, возвышенность, гора, плоскогорье, рельеф.
б) Склон, возвышенность, подошва, холм, вершина.
в) запад, горизонт, север, масштаб, юг, восток.
Задание 5
Ответьте на вопросы.
1. Почему кошки часто умываются?_________________________________
2. Почему опавшими осенними листьями не питаются дикие животные (кроме почвенных)? ________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему у дуба кривые ветви? ________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Бывает ли лето в январе? Докажите._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Узнайте лекарственное растение по описанию.
Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток.
_______________________________________________________________
Задание 7
Объясните поговорку «Где щуки нет, там ёрш – хозяин».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Подчеркните названия насекомых.
Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.
Источник