Полезное ископаемое песок и глина свойства

Полезное ископаемое песок и глина свойства thumbnail

Технологическая карта урока окружающего мира, 4 класс

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мензелинска Республики Татарстан:

Устюжина Надежда Ивановна

Тема: Полезные ископаемые и их свойства (песок, глина, гранит, известняк), связь деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Формы контроля — индивидуальная работа, работа в парах, разноуровневая работа, самопроверка, взаимопроверка.

Используемые методы, приемы, формы — словесный, беседа по уточнению знаний, создание ситуации успеха, создание ситуации эмоционального комфорта, фронтальная работа, работа в паре, побуждающий диалог, индивидуальная и самостоятельная работа.

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых

Задачи:

— обучающие: Характеризовать свойства песка, глины, известняка

-развивающие развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения

-воспитательные: прививать навыки бережного отношения к природным богатствам

Планируемые результаты:

Предметные: Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека

Личностные: Знание полезных ископаемых для жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной  деятельности; планируют свои действия  в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: осуществляют  анализ, сравнение; делают выводы.

Коммуникативные:

1.Сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий,

2.Понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются  к мнению других,

3. договариваются и приходят в общему решению.

Методологическая база: УМК «Школа России». Учебник «Окружающий мир: 4 класс», автор А.А.Плешаков.

Оборудование и материалы:  проектор, презентация к уроку, образцы полезных ископаемых, лупы, стекла, стаканчики с водой.

Дидактическая структура урока

Цели этапа

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, дидактические материалы

Планируемые

результаты

/УУД/

Организационный момент

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организует начало урока

…знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Вспомним о правилах поведения на уроке.

— Чтобы не терять время.

Чтобы всё запланированное сделать.

Знаешь – говори, не знаешь – слушай

К1, Р

Актуализация знаний

Задаёт вопрос

Высказываются, приводят примеры

— О чём идёт речь: Вещества, которые залегают на поверхности земли и в её толще. (Горные породы).

— Что вы может о них сказать? Кто помнит способы образования горных пород.

Л

Проверка дом задания

Загадывает загадку

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и пересказом прочитанного материала

Внимание на экран.

Слайд 1-3

Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны (гранит)

— Расскажите, что вы знаете о граните, о способах и месте добычи.

Слайд 4-5

Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (известняк)

Слайды 6-8

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

Слайды 9-11

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. ( глина)

— Как добывают глину? Что делают из неё?

Слайды 12-14

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

Слайды 15-16

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (торф)

Слайды 17-22

Она варилась долго

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи. (железная руда).

Слайды 23-25

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ).

Слайды 23-25

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это? (нефть)

Постановка учебной задачи

Подводит к теме урока, Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, делают выводы

— Итак, о чём же мы поведём речь на уроке?

— Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

— Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

— Так что же такое полезные ископаемые?

(Полезные ископаемые — это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.

Слайды 23-25

— А какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

(Выступление ребёнка).

Самоопределение к деятельности

Постановка проблемы и целей урока.

Мотивировать к изучению темы

Задаёт проблемный вопрос

Организует изучение нового материала

Постановка  проблемы

— Ребята, а почему их так называют ПОЛЕЗНЫЕ ? За какие такие качества, свойства их добывают люди?

Читайте также:  Полезное для дома своими руками фото

Все ли мы вопросы рассмотрели? Всё ли выяснили? — Значит в чём проблема нашего урока? Что нам нужно выяснить?

— Какие методы познания будем использовать?

— Сегодня мы будем в роли исследователей.

— Как называют учёных, которые ищут природные богатства и изучают их?

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 

— А что же мы будем исследовать?

— Давайте выясним свойства самых распространенных полезных ископаемых нашей местности. (Песок и глина)

К 2,3

Открытие нового знания

Формировать знания свойств песка и глины

Работают в паре. Выполняют практическую работу, выполняют опыты

Организует практическую работу

Сегодня будем работать в паре.

У вас на столах всё необходимое для выполнения практической работы. Рассмотрите материалы и оборудование, которые вам понадобятся.

Что вы видите? Давайте вспомним правила техники безопасности со стеклом.

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Давайте выполним практическую работу на 60 учебника и зафиксируем результат в рабочую тетрадь на стр. 25

— По окончанию исследования сделайте вывод и выступите перед классом.

— Прежде, чем приступить к работе, давайте прочитаем ход практической работы.

1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. Заполните в таблице. (2 мин)

2.Потрите песком и глиной по стеклу. Что увидели? Какой вывод можно сделать?

Заполните в таблице. (2 мин)

3. Понюхайте сухую глину и песок. Смягчите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице (2 мин)

4. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? (3 мин)

5. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в нее воды. Проверьте пропускает ли эта чашка воду. Заполните в таблице. (3 мин)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкультминутку

Выполняют движения

Л, К 2

Включение нового знания в систему знаний

Сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются  к мнению других, договариваются и приходят в общему решению.

Работают парами, обсуждают вопрос, выступают

— Какая из горных пород более рыхлая: песок или глина?

— Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорога высыхает быстрее?

Стр. 61 – 62 делают общение

Исследование с гранитом и известняком проведем коллективно

Сделаем вывод.

— Какие свойства известняка и глины вы установили?

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется

Песок — рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина- плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

Гранит очень плотная тяжёлая горная порода, образованная тремя минералами. Основное её свойство прочность. Если поверхность гранита полировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не имеет запаха и не пропускает воду.

Известняк – плотная горная порода. Если налить на неё немного кислоты, то послышится шипение, и на поверхности появятся пузырьки углекислого газа.

К 2,3

Проверка усвоенных знаний.

Отследить усвоение материала

Выводит тест на экран

Выполняют тест на карточках с самопроверкой

Вопросы теста:

1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды

а). песок б) глина в) гранит г) железная руда

2. Что хорошо пропускает воду?

а) глина б) кварц в) песок г) известняк

3.Что такое полезные ископаемые?

а) горные породы, которые добывают из недр Земли

б) искусственные породы

в) водные источники

4. Как называется профессия людей, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

а)географы б) геологи в) нефтяники г) топографы

Л

Рефлексия

Научить

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

— оценивать собственный результат своей деятельности

— оценивать результат учебной деятельности

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

— Ребята, так за какие полезные свойства люди добывают песок и глину, гранит и известняк? Удалось нам ответить на поставленный вопрос?

Читайте также:  Для чего полезен желатин в организме человека

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

— Ребята, кого можно оценить сегодня на уроке?

Л, К 1,2

Дом. задание

Дает задание

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают

Стр. 60-63 читать, ответить на вопросы, стр. 25; в рабочей тетради выполнить з.59-61

Л

Источник

Урок по окружающему миру в 3 классе

УМК «Планета знаний».

по теме:

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк»

Учитель начальных классов:

Смирнова Татьяна Валериевна

Елизаветино

2011 год

Урок по окружающему миру в 3 классе

УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

— формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

— формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, в паре

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

— формировать положительную мотивацию к обучению.

— развивать познавательную активность, мышление и речь детей

— формировать чувство уважения к товарищу.

 Оборудование:

Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка.

Оборудование для опытов: воронки, лупы, молоток.

Учебники, тетради, карточки с заданиями.

Карта Ленинградской области.

Презентации детей о полезных ископаемых, слайды.

Интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

— Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний учащихся.

— Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее? СЛАЙД №1

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

— Почему стекло лишнее?

— Давайте его уберем.

— Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

— А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

— Давайте найдем перечисленные горные породы в коллекциях

— Какую горную породу не нашли? (Нефть и природный газ) Посмотрите, пожалуйста, в моей коллекции.

— Какие еще горные породы вы знаете?

— Молодцы!

3. Знакомство с новым материалом.

1) Постановка учебной задачи

— Посмотрите на слова, записанные на доске. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Изучать горные породы)

2) «Открытие» детьми нового знания

— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице 60. (Полезные ископаемые)

— Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

— А почему полезные, как вы думаете?

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Почему ископаемые ?

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

— Можно отнести к полезным ископаемым глину, нефть, газ, песок, гранит, известняк. Почему? ( Приносят пользу человеку, их добывают из различных слоев Земли)

СЛАЙД № 2

— Выполним задание №54 в тетради.

— Проверим, что записали? (Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют полезными ископаемыми)

— Для чего добывают полезные ископаемые? (для хозяйственной деятельности человека в больших объемах)

— Где добывают полезные ископаемые? Прочитайте в учебнике на странице 60 первый абзац и найдите, что такое месторождение?

— Прочитаем. Что запишем в тетрадь в задании №55? (Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.)

— Найдите ответ на вопрос. Кто занимается поиском месторождений?

(Геологи)

— Месторождение полезных ископаемых отмечается на карте.

СЛАЙД № 3- Карта Полезные ископаемые Ленинградской области.

-Давайте посмотрим на карту Ленинградской области. У меня карта на доске, а у вас на партах. Работаем в парах. Условными знаками обозначены полезные ископаемые. Рассмотрим условные знаки.

Читайте также:  Сныть полезные свойства и когда собирать

— Назовите, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области.

— Мы посмотрели на карте месторождения полезных ископаемых, которые добывают в Ленинградской области

— А какие полезные ископаемые добывают в нашей Елизаветинской области? ( Известняк и песок)

— Давайте вспомним. Какие три состояния веществ вы знаете?

СЛАЙД № 1

(Жидкое, твердое, газообразное)

— Давайте заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)

Жидкие

Твердые

Газообразные

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

— Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

— Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.

— Что бы ответить на этот вопрос, давайте послушаем проекты ребят про полезные ископаемые, которые они подготовили, используя справочную литературу.

Выступление детей с проектами: «Глина», «Песок», «Гранит», «Известняк». (Презентации детей)

— Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам? (Все вещества отличаются по составу и свойствам)

Выполнение практической работы в группах.

— А теперь давайте попробуем в ходе выполнения практической работы доказать свойства и состав полезных ископаемых, с которыми нас познакомили ребята.

— Каждая группа получит карточку с заданиями.

По ходу выполнения заданий необходимо заполнять таблицу.

— Послушаем, какую работу выполняла 1 группа?

(Сравнивала глину и песок)

— Какую работу выполняла 2 группа?

(Сравнивала гранит и известняк)

— Какую работу выполняла 3 группа?

(Сравнивала песок и гранит)

— Расскажите про опыт, который оказался самым интересным.

— Что же можно сказать про состав и свойства полезных ископаемых в твердом состоянии? (Полезные ископаемые в твердом состоянии отличаются по составу и свойствам)

3) Первичное закрепление.

СЛАЙД № 4

Заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» свойство в нужный столбик)

Глина

Песок

Гранит

Известняк

Сыпучий, из крупинок, зернистый, прочный, не имеет запаха, не пропускает воду, хорошо пропускает воду, прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение, сырая имеет запах, пластичная.

— Назовите одинаковые признаки глины и песка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки гранита и известняка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки песка и гранита?

— Чем они отличаются?

— А теперь каждый выполните такое задание:

СЛАЙД № 5

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок зернистый, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом,

то послышится шипение

известняк пластичная, сырая имеет запах

и не пропускает воду.

(Один ребенок выполняет такую работу у компьютера.)

— Проверим. Поднимите руку те, кто выполнил задание верно

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Что такое полезные ископаемые?

4)Независимая самостоятельная работа с проверкой.

— Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили свойства и состав глины, известняка и гранита и выполним тест.

Тест.

Подчеркни правильный ответ

1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

Ответы:

1. Гранит

2. Песок

3. Глина

4. Известняк

5. Песок

«5»- без ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

— Проверим по карточке с верными ответами и поставим себе оценку.

— Поднимите руку, кто получил «5», «4»

4. Итог урока. Домашнее задание:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Домашнее задание:

1.Прочитать в учебнике с.60-63 и ответить на вопросы.

2. Дополнить свои проекты информацией о применении полезных ископаемых

3. Приготовить проект про полезное ископаемое по плану.

4. В электронный дневник я выложу кроссворд, а вы дома сможете, его отгадать.

План изучения полезного ископаемого:

1. Название. 

2. Образование и состав

3. Свойства

4. Способ добычи. 

5. Значение и применение.

— Оцените работу каждого в вашей группе.

Рефлексия

— А теперь я вас попрошу на вашей карточке с фамилиями оценить свою работу на уроке. Пусть каждый напротив своей фамилии нарисует один из трех смайликов

«Улыбающийся смайлик» — я доволен своей работой на уроке

«Равнодушный смайлик» — я допустил ошибку

«Недовольный смайлик» — надо постараться и успех придет

Источник