Полезное ископаемое соль для 3 класса

Полезное ископаемое соль для 3 класса thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Каменная соль

Каменная соль относится к нерудным (неметаллическим) видам полезных ископаемых. Другое её название – «галит» произошло от греческого слова и означает «соль». Каждый из нас видел галит у себя на кухне в виде поваренной соли, которую мы используем при приготовлении пищи.

Это природный минерал, состоящий из натрия, хлора и различных примесей. В чистом виде может быть прозрачным и непрозрачным, бесцветным или белого цвета со стеклянным блеском.  В зависимости от различных примесей может быть желтого, красного, голубого, серого, бурого цвета. Галит хрупкий, соленый на вкус, впитывает влагу из воздуха и хорошо растворяется в воде.

Этот минерал один из самых распространенных на планете и относится к породам, возникшим в результате воздействия внешних факторов — экзогенным.

Основные скопления галита наблюдаются в местах исчезнувших древних океанов и морей. Они стали образовываться в результате того, что при жарких климатических условиях вода испарялась под воздействием солнца, а соль оседала на дно. Постепенно слои соли накапливались, уплотнялись, превращаясь в каменные массивы.

Добывают каменную соль разными способами в зависимости от объема и месторасположения залежей.

Соль, расположенную на глубине до 150 метров, добывают открытым способом в карьерах. После удаления поверхностного слоя соль дробится при помощи взрыва или техники и вывозится.

При большей глубине залегания используют шахтный метод добычи. Под воздействием высокого давления и температуры соль размягчается и поднимается наверх. В результате под землей образуются горы соли, которым дали название «соляные купола». Затем с помощью специальной техники глыбы соли раскалываются, размельчаются и подаются на поверхность земли.

Самая чистая соль получается при вакуумном способе добычи. Для этого бурят скважины до соляного слоя и заливают туда пресную воду. В результате соль растворяется, получает рассол, который выкачивается насосами. Рассол помещают в специальные вакуумные камеры, в которых испаряется вода, а соль остается в виде осадка.

Соль не зря является полезным ископаемым. Она применяется во многих отраслях производства, таких как пищевая промышленность, медицина, металлургия, косметология, кожевенное производство и многих других.

При нехватке соли в организме человек начинает плохо себя чувствовать, быстро устает. Она нужна для работы мышц, передачи нервных импульсов, улучшения обмена веществ.

Без соли наша пища была бы невкусной, а продукты быстро портились. Она является отличным консервантом, поэтому её используют при засолке овощей, мяса, рыбы.

В медицине соль нашла широкое применение в качестве обеззараживающего средства. Она является первым помощником при простуде. Её используют для полосканий, промываний, обработки ран.

Каменная соль – это богатство нашей планеты.

Доклад №2

Каменная соль представляет из себя осадочный минерал, который состоит хлористого натрия. Примесный состав этого минерала очень зависим от месторождений. Происходит он из залежей соли в условиях засушливого климата. Происхождение соленных залежей напрямую зависит от высыхания соляных озер, а также морских заливов. Эти залежи наиболее сосредоточенны в Пермском периоде примерно – 250 млн лет назад. Тогда преимущественно был жаркий климат и соленые водоемы стремительно высыхали. Сегодня его добывают на Урале в большинстве своем. Так как там и сконцентрированы эти самые залежи.

Галит – этот минеральный камень причисляют к природным минералам класса галоидов и подкатегории хлорида натрия. Но сегодня большинству он более известен, как соль. Свое  название галит обрел  в Древней Греции. Однако перевод может показаться неоднозначным, он связан с двумя схожими терминами – морем и солью.

Галит, как минерал отличается от своих собратьев хрупкостью, гигроскопичностью и соответственно вкусом. Так же он является очень простым по своему химическому составу. Помимо всего этого, он обладает различными антисептическими свойствами. Он без труда растворяются в воде при любой ее температуре. Но расплавится он может только при очень высоких температурах порядка 800 градусов.

Применение этого полезного минерала распространяется на многие отрасли. Например, в бытовой жизни используется, как консервант и оказывает большую пользу человеку в умеренных количествах. Некоторые люди даже придают соли, какие-то магические свойства. И как бы его не ругали, но без него сложно обойтись в современном мире.

Подводя итоги, галит интересен тем, что это уникальный в природе минерал, который употребляется людьми в пищу. После процесса обработки он становится обычной поваренной солью, которой утром многие солят яичницу себе на завтрак.

2, 3, 4 класс

Каменная соль

Каменная соль

Популярные темы сообщений

  • Бах Иоганн Себастьян

    31 марта 1685 года в провинциальном городке Эйзенах в семье музыканта на свет появился Иоганн Себастьян Бах. Отец Иоганн Аброзиус Бах был скрипачом. С ранних лет он готовил сына к профессии музыканта. Иоганн Бах был в семье восьмым ребенком

  • Мухоловка

    Венерина мухоловка или диона – относится к хищным растениям семейства Росянковые, которые питаются насекомыми, такими как: мухи, пчелки, муравьи, пауки, членистоногие маленького размера, но только обязательно живыми.

  • Дерево Сассафрас

    Что же это за дерево “Сассафрас”? Какими свойствами оно обладает, как его применяют в медицине, да и в целом, зачем оно нужно?! Дерево сассафрас может достигать высотой до тридцати – тридцати пяти метров.

Читайте также:  Полезный результат в стоимостной оценке это

Источник

любовь шаймухаметова
Проект исследовательской деятельности «Полезное ископаемое — соль»

Проект

Исследовательской работы

На тему: «Полезное ископаемое соль«

Вид проекта – исследовательский, ознакомительный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ.

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

4. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.

5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

6. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

7. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.

НАХОЖДЕНИЕ СОЛИ В ПРИРОДЕ

Соль — это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита — каменной соли. Природный галит редко бывает чисто белого цвета. Соль может лежать под землей или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор.

СПОСОБЫ ДОБЫЧИ СОЛИ

Добыча каменных солей осуществляется подземным — в шахте под земле и открытым способами – на поверхности земли.

ВИДЫ СОЛЕЙ

Соль бывает каменная — неочищенный осветленный натуральный продукт.

Соль бывает поваренная — это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы.

Морская соль — один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид.При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.

Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная красителем в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя.

СВОЙСТВА СОЛИ

Соль белого цвета;

не имеет запаха;

на вкус соленая;

растворяется в воде, но не испаряется;

соль делает жидкость плотнее;

соль подвержена кристаллизации.

Опытное подтверждение свойств соли

Опыт № 1. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворите в воде соль. В столовую ложку наберите немного соленой жидкости. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудите ложку и попробуйте порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.Вывод: соль не испаряется вместе с водой, а остается.

Опыт № 2. Соль делает жидкость плотнее. Поместите в воду яйцо куриное. Оно утонет. А теперь постепенно добавьте в воду соли. Много соли. Аккуратно перемешайте воду, чтобы не разбить яйцо. Оно начинает всплывать.Вывод: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной. Поэтому на море тело легче держится на поверхности воды

Опыт № 3. Соль подвержена кристаллизации. Подготовьте соль мелкого помола, стакан, х/б нить, блюдце. В стакан налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. В стакан поместите нить. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке и краях стакана наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!Вывод: соль способна кристаллизироваться.

ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ КАЧЕСТВА СОЛИ

ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота учувствует во множестве жизненных процессах организма человека.

Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами.

Одним словом – все должно быть в меру!

ГДЕ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СОЛЬ

Человек чаще всего использует соль в быту – для приготовления пищи. Еда несоленая совсем невкусная, пресная.

Также соль может использоваться, как поделочный материал, если ее смешать с мукой и водой. Получится соленое тесто, из которого можно вылепить очень красивые поделки.

Читайте также:  Что может быть полезнее чем шутка или смех

Еще соль можно использовать, как народное средство, когда болит зуб – нужно прополоскать больной зуб соленой водой.

Если в банку с молоком сыпнуть чуть – чуть соли, то оно может дольше не прокиснуть.

А если женщины хотят, чтобы их ногти были крепкими и длинными, то можно делать солевые ванночки.

Соль используют для того, чтобы продукты могли дольше храниться. Например, когда делают соленые огурцы или помидоры, то в банку добавляют много соли, чтобы она с овощами могла простоять до самой зимы.

В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ УЗНАЛИ,ЧТО:

1. Соль – друг, потому что это один из важных элементов в живых организмах.

2. Соль – враг, потому что может нанести вред здоровью человека.

3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.

4. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в самых различных целях.

5. Соль растворяется в воде, но не испаряется.

6. Соль – кристаллизующееся вещество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Энциклопедия для детей «Геология».

2. Интернет-ресурсы.

Источник

Методическая разработка открытого урока

Дата: 29 ноября 2013 г

Класс: 3 «Б»

Предмет: познание мира

Учитель: Кабанова Н.Н.

Тема: Соль

Цель: формировать представление  учащихся о полезном ископаемом – соли

Задачи:

Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

Способствовать развитию познавательной активности учащихся; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников. 
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе. 

Ход урока.

  1. Орг. момент

Сегодня у нас на уроке будет работать НК — научный комплекс. В нашем комплексе функционируют 4 лаборатории. Символом нашего комплекса является древо познания. Сегодня вы сотрудники лаборатории. Каждое утро сотрудников лаборатории собирают на планерку, на которой обсуждают текущие проблемы и вопросы. И тема обсуждения сегодня на планерке – полезные ископаемые.

  1. Осн. часть.

А ) Повторение о полезных ископаемых.- Планерка.

Что такое полезные ископаемые?

-Что называют месторождением?

— Местом добычи?

Назовите рыхлые горные породы. Где их используют7

-Назовите плотные горные породы. Где их используют?

Отгадайте загадки

1.Он очень прочен и упруг, 
Строителям -надёжный друг: 
Дома, ступени, постаменты 
Красивы будут и заметны. (Гранит) 

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(Известняк)

Чёрный, блестящий, 
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

 — Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

-Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

— Какие из полезных ископаемых служат топливом?

Постановка целей урока

Сегодня мы будем говорить о новом, но хорошо в тоже время хорошо знакомом вам полезном ископаемом, о самом удивительно минерале.

Случалось ли вам слышать слово «минерал»? 
— Назовите ассоциации к этому слову (блестящее, яркое, цветное, драгоценное, слюда, кварц). 
— Есть минерал, без которого жизни просто быть не может. У этого минерала тайн побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру он может на глазах исчезнуть в воде и появиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает бесцветным. Это — соль. 
На ваших партах лежат яблоки. Они с дерева вопросов. Посоветуйтесь в группе и запишите на них вопрос ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ ПРО СОЛЬ?

-Почему так называется?

-Где и как добывают?

-Как применяют?

— Полезна или вредна?

-Почему люди едят соль?

Актуализация знаний

Слово учителя про соль

В древней Руси соль считалось священным веществом, её ставили на каравай – а каравай символ солнца, то есть соль – то что рядом с солнцем .В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге — виа Солариа, что означало «Соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. Легионерам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат. 
Вот почему некоторые народы Африки когда – то платили за 1 кг соли 1 кг золотого песка.

Практическая работа.

(У каждого на парте соль в пакетике 2 видов – морская крупного помола и мелкая пищевая- экстра))

Сейчас давайте рассмотрим соль и назовем её свойства. (Дети называют, учитель открывает на доске запись. Записывают свойства в схему -таблицу). 
1.Твёрдое вещество в виде кристалликов. 
2.Бесцветное. 
3.Без запаха. 
4.Соленая на вкус. 
5.»В воде родится, а воды боится», «В земле родилась, а в воду попала и пропала».О каком свойстве говорится в загадках? 
-Хорошо растворяется в воде. 

Читайте также:  Чем полезна черемша и для чего

Опыт 1. Растворить соль в воде (показываю). 
Опыт 2.Интересный опыт. Эффект Мертвого моря — в этом море еще никто никогда не утонул. Как вы думаете, почему? В соленой воде предметы не тонут.

Вывод: если в воде есть соль, то плотность воды повышается, предмет поднимается вверх. Этот опыт показывает, что в соленых водоёмах легко учиться плавать — человека поднимает вверх. 

-Где добывают соль в Казахстане? (показ на географической карте)
Озеро Балхаш-это третье по площади озеро в Казахстане, после Каспийского и Аральского морей. Оно расположено на юго-востоке республики. Площадь озера18,2тыс.км,длина614км, наибольшая ширина 74 км. Балхаш делится на две части: западную и восточную. 
В западной части Балхаша, куда впадает река Или, вода пресная, а в восточной части соленая. 
— Как образуются соленые озёра? 
Река вливается в озеро, она содержит небольшое количество соли. Вода испаряется с его поверхности, а соли остаются в озере. Озерная вода постепенно насыщается солью. Соль оседает на дно и накапливается там. 

Запишем в графу добыча (Аральское море, Каспийское море и др.)

Просмотр видео ролика Выпариваемая морская соль

-А знаете ли вы как добывают соль? (просмотр видео Выпариваемая морская соль)

Заполнение графы Применение

Работа лабораторий — по группам (медработники, химики, математики, биологи)

Задания для групп:

БИОЛОГИ

Внимательно прочитайте текст.

Самые первые живые организмы возникли в соленой воде земного океана, в нем зародилась жизнь, вернее, жизнью стала сама соленая жидкость.

Соль содержится в слюне, желудочном соке, желчи, лимфе и даже крови человека. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток.

В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость.

 Соль издревле считалась хранительницей молодости и красоты. Чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать в кожу соль с медом. Чтобы вернуть себе спокойствие и уверенность, укрепить силу духа, полагалось принимать соляные ванны.

  1. Где зародилась жизнь?

  2. Присутствует ли соль в организме человека? Докажите.

  3. Почему африканцы пьют соленый чай?

  4. Как человек может расслабиться в конце дня?

МАТЕМАТИКИ

  1. Решите задачи

В сутки человек съедает 20 граммов соли. Сколько граммов он съест за 30 дней?

А за 10 месяцев?

  1.  Говорят: чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А как вы думаете, пуд это сколько?

МЕДРАБОТНИКИ

Внимательно прочитайте текст.

Говорят, что соль может принести пользу и вред. Иногда соль помогает выздоровлению, хоть сама и не лечит. В жарких странах или горячих цехах, где рабочие вместе с потом теряют много соли, советуют пить не воду, а слабый раствор поваренной соли. Также в соляных шахтах оборудуют помещения для лечения больных с заболеваниями верхних дыхательных путей. 
Соленым раствором промывают раны, соль убивает бактерии и микробы.

Соль способствует задерживанию воды в организме, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления. Поэтому при болезнях почек, ожирении, отёках врачи рекомендуют снижать суточное потребление поваренной соли.

Ответьте на вопросы.

  1. Если нет зеленки и перекиси, чем можно еще обработать рану?

  2. Почему людям с больными почками советуют есть несоленую пищу?

  3. При каких еще заболеваниях помогает соль?

ХИМИКИ

Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. У вас на партах поваренная соль – грубого помола и экстра. Как вы её различаете в пакетиках?

2.Прочтите текст.

При изучении свойств почв учёные установили, что, будучи пропитанными солью, они не пропускает воду. Это открытие было использовано при строительстве оросительных каналов и водоёмов. Если дно водоёма покрыть слоем земли, пропитанной солью, то утечки воды не происходит. Для этой цели, конечно, применяют техническую соль.

Ответьте на вопрос: Почему дно бассейна, прежде чем покрыть бетоном и кафелем, засыпают толстым слоем соли?

2. Как очистить грязную соль от песка?

Заслушивание ответов на вопросы.

Дополнение к группам

Математикам Человек к 70 годам съедает 500 кг соли – целы полтонны

Биологам Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет»,- перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание. 

Мед работникам Мамы солят продукты на зиму – соль помогает не портиться. Белоснежные кристаллы необходимы и для получения ряда лекарств: каломели, сулемы. Без нее не приготовишь таблеток пирамидона- лекарства от головной боли.

  1. Итог урока

Вернемся к нашему древу познания. Посмотрим, на какие ваши вопросы мы получили ответы, а кна какие вы найдете их дома. (Снимаем яблоки, зачитывается вопрос, озвучивается ответ)

Индивидуальная рефлексия (Мишень )

Источник