Полезное ископаемое соль для 3 класса
- Доклады и сообщения
- Разное
- Каменная соль
Каменная соль относится к нерудным (неметаллическим) видам полезных ископаемых. Другое её название – «галит» произошло от греческого слова и означает «соль». Каждый из нас видел галит у себя на кухне в виде поваренной соли, которую мы используем при приготовлении пищи.
Это природный минерал, состоящий из натрия, хлора и различных примесей. В чистом виде может быть прозрачным и непрозрачным, бесцветным или белого цвета со стеклянным блеском. В зависимости от различных примесей может быть желтого, красного, голубого, серого, бурого цвета. Галит хрупкий, соленый на вкус, впитывает влагу из воздуха и хорошо растворяется в воде.
Этот минерал один из самых распространенных на планете и относится к породам, возникшим в результате воздействия внешних факторов — экзогенным.
Основные скопления галита наблюдаются в местах исчезнувших древних океанов и морей. Они стали образовываться в результате того, что при жарких климатических условиях вода испарялась под воздействием солнца, а соль оседала на дно. Постепенно слои соли накапливались, уплотнялись, превращаясь в каменные массивы.
Добывают каменную соль разными способами в зависимости от объема и месторасположения залежей.
Соль, расположенную на глубине до 150 метров, добывают открытым способом в карьерах. После удаления поверхностного слоя соль дробится при помощи взрыва или техники и вывозится.
При большей глубине залегания используют шахтный метод добычи. Под воздействием высокого давления и температуры соль размягчается и поднимается наверх. В результате под землей образуются горы соли, которым дали название «соляные купола». Затем с помощью специальной техники глыбы соли раскалываются, размельчаются и подаются на поверхность земли.
Самая чистая соль получается при вакуумном способе добычи. Для этого бурят скважины до соляного слоя и заливают туда пресную воду. В результате соль растворяется, получает рассол, который выкачивается насосами. Рассол помещают в специальные вакуумные камеры, в которых испаряется вода, а соль остается в виде осадка.
Соль не зря является полезным ископаемым. Она применяется во многих отраслях производства, таких как пищевая промышленность, медицина, металлургия, косметология, кожевенное производство и многих других.
При нехватке соли в организме человек начинает плохо себя чувствовать, быстро устает. Она нужна для работы мышц, передачи нервных импульсов, улучшения обмена веществ.
Без соли наша пища была бы невкусной, а продукты быстро портились. Она является отличным консервантом, поэтому её используют при засолке овощей, мяса, рыбы.
В медицине соль нашла широкое применение в качестве обеззараживающего средства. Она является первым помощником при простуде. Её используют для полосканий, промываний, обработки ран.
Каменная соль – это богатство нашей планеты.
Доклад №2
Каменная соль представляет из себя осадочный минерал, который состоит хлористого натрия. Примесный состав этого минерала очень зависим от месторождений. Происходит он из залежей соли в условиях засушливого климата. Происхождение соленных залежей напрямую зависит от высыхания соляных озер, а также морских заливов. Эти залежи наиболее сосредоточенны в Пермском периоде примерно – 250 млн лет назад. Тогда преимущественно был жаркий климат и соленые водоемы стремительно высыхали. Сегодня его добывают на Урале в большинстве своем. Так как там и сконцентрированы эти самые залежи.
Галит – этот минеральный камень причисляют к природным минералам класса галоидов и подкатегории хлорида натрия. Но сегодня большинству он более известен, как соль. Свое название галит обрел в Древней Греции. Однако перевод может показаться неоднозначным, он связан с двумя схожими терминами – морем и солью.
Галит, как минерал отличается от своих собратьев хрупкостью, гигроскопичностью и соответственно вкусом. Так же он является очень простым по своему химическому составу. Помимо всего этого, он обладает различными антисептическими свойствами. Он без труда растворяются в воде при любой ее температуре. Но расплавится он может только при очень высоких температурах порядка 800 градусов.
Применение этого полезного минерала распространяется на многие отрасли. Например, в бытовой жизни используется, как консервант и оказывает большую пользу человеку в умеренных количествах. Некоторые люди даже придают соли, какие-то магические свойства. И как бы его не ругали, но без него сложно обойтись в современном мире.
Подводя итоги, галит интересен тем, что это уникальный в природе минерал, который употребляется людьми в пищу. После процесса обработки он становится обычной поваренной солью, которой утром многие солят яичницу себе на завтрак.
2, 3, 4 класс
Каменная соль
Популярные темы сообщений
- Бах Иоганн Себастьян
31 марта 1685 года в провинциальном городке Эйзенах в семье музыканта на свет появился Иоганн Себастьян Бах. Отец Иоганн Аброзиус Бах был скрипачом. С ранних лет он готовил сына к профессии музыканта. Иоганн Бах был в семье восьмым ребенком
- Мухоловка
Венерина мухоловка или диона – относится к хищным растениям семейства Росянковые, которые питаются насекомыми, такими как: мухи, пчелки, муравьи, пауки, членистоногие маленького размера, но только обязательно живыми.
- Дерево Сассафрас
Что же это за дерево “Сассафрас”? Какими свойствами оно обладает, как его применяют в медицине, да и в целом, зачем оно нужно?! Дерево сассафрас может достигать высотой до тридцати – тридцати пяти метров.
Источник
любовь шаймухаметова
Проект исследовательской деятельности «Полезное ископаемое — соль»
Проект
Исследовательской работы
На тему: «Полезное ископаемое соль«
Вид проекта – исследовательский, ознакомительный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
4. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
6. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
7. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
НАХОЖДЕНИЕ СОЛИ В ПРИРОДЕ
Соль — это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита — каменной соли. Природный галит редко бывает чисто белого цвета. Соль может лежать под землей или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор.
СПОСОБЫ ДОБЫЧИ СОЛИ
Добыча каменных солей осуществляется подземным — в шахте под земле и открытым способами – на поверхности земли.
ВИДЫ СОЛЕЙ
Соль бывает каменная — неочищенный осветленный натуральный продукт.
Соль бывает поваренная — это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы.
Морская соль — один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид.При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.
Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная красителем в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя.
СВОЙСТВА СОЛИ
Соль белого цвета;
не имеет запаха;
на вкус соленая;
растворяется в воде, но не испаряется;
соль делает жидкость плотнее;
соль подвержена кристаллизации.
Опытное подтверждение свойств соли
Опыт № 1. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворите в воде соль. В столовую ложку наберите немного соленой жидкости. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудите ложку и попробуйте порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.Вывод: соль не испаряется вместе с водой, а остается.
Опыт № 2. Соль делает жидкость плотнее. Поместите в воду яйцо куриное. Оно утонет. А теперь постепенно добавьте в воду соли. Много соли. Аккуратно перемешайте воду, чтобы не разбить яйцо. Оно начинает всплывать.Вывод: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной. Поэтому на море тело легче держится на поверхности воды
Опыт № 3. Соль подвержена кристаллизации. Подготовьте соль мелкого помола, стакан, х/б нить, блюдце. В стакан налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. В стакан поместите нить. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке и краях стакана наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!Вывод: соль способна кристаллизироваться.
ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ КАЧЕСТВА СОЛИ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота учувствует во множестве жизненных процессах организма человека.
Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами.
Одним словом – все должно быть в меру!
ГДЕ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СОЛЬ
Человек чаще всего использует соль в быту – для приготовления пищи. Еда несоленая совсем невкусная, пресная.
Также соль может использоваться, как поделочный материал, если ее смешать с мукой и водой. Получится соленое тесто, из которого можно вылепить очень красивые поделки.
Еще соль можно использовать, как народное средство, когда болит зуб – нужно прополоскать больной зуб соленой водой.
Если в банку с молоком сыпнуть чуть – чуть соли, то оно может дольше не прокиснуть.
А если женщины хотят, чтобы их ногти были крепкими и длинными, то можно делать солевые ванночки.
Соль используют для того, чтобы продукты могли дольше храниться. Например, когда делают соленые огурцы или помидоры, то в банку добавляют много соли, чтобы она с овощами могла простоять до самой зимы.
В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ УЗНАЛИ,ЧТО:
1. Соль – друг, потому что это один из важных элементов в живых организмах.
2. Соль – враг, потому что может нанести вред здоровью человека.
3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
4. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в самых различных целях.
5. Соль растворяется в воде, но не испаряется.
6. Соль – кристаллизующееся вещество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедия для детей «Геология».
2. Интернет-ресурсы.
Источник
Методическая разработка открытого урока
Дата: 29 ноября 2013 г
Класс: 3 «Б»
Предмет: познание мира
Учитель: Кабанова Н.Н.
Тема: Соль
Цель: формировать представление учащихся о полезном ископаемом – соли
Задачи:
Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
Способствовать развитию познавательной активности учащихся; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Ход урока.
Орг. момент
Сегодня у нас на уроке будет работать НК — научный комплекс. В нашем комплексе функционируют 4 лаборатории. Символом нашего комплекса является древо познания. Сегодня вы сотрудники лаборатории. Каждое утро сотрудников лаборатории собирают на планерку, на которой обсуждают текущие проблемы и вопросы. И тема обсуждения сегодня на планерке – полезные ископаемые.
Осн. часть.
А ) Повторение о полезных ископаемых.- Планерка.
Что такое полезные ископаемые?
-Что называют месторождением?
— Местом добычи?
Назовите рыхлые горные породы. Где их используют7
-Назовите плотные горные породы. Где их используют?
Отгадайте загадки
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(Известняк)
Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
— Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
-Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
— Какие из полезных ископаемых служат топливом?
Постановка целей урока
Сегодня мы будем говорить о новом, но хорошо в тоже время хорошо знакомом вам полезном ископаемом, о самом удивительно минерале.
Случалось ли вам слышать слово «минерал»?
— Назовите ассоциации к этому слову (блестящее, яркое, цветное, драгоценное, слюда, кварц).
— Есть минерал, без которого жизни просто быть не может. У этого минерала тайн побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру он может на глазах исчезнуть в воде и появиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает бесцветным. Это — соль.
На ваших партах лежат яблоки. Они с дерева вопросов. Посоветуйтесь в группе и запишите на них вопрос ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ ПРО СОЛЬ?
-Почему так называется?
-Где и как добывают?
-Как применяют?
— Полезна или вредна?
-Почему люди едят соль?
Актуализация знаний
Слово учителя про соль
В древней Руси соль считалось священным веществом, её ставили на каравай – а каравай символ солнца, то есть соль – то что рядом с солнцем .В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге — виа Солариа, что означало «Соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. Легионерам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.
Вот почему некоторые народы Африки когда – то платили за 1 кг соли 1 кг золотого песка.
Практическая работа.
(У каждого на парте соль в пакетике 2 видов – морская крупного помола и мелкая пищевая- экстра))
Сейчас давайте рассмотрим соль и назовем её свойства. (Дети называют, учитель открывает на доске запись. Записывают свойства в схему -таблицу).
1.Твёрдое вещество в виде кристалликов.
2.Бесцветное.
3.Без запаха.
4.Соленая на вкус.
5.»В воде родится, а воды боится», «В земле родилась, а в воду попала и пропала».О каком свойстве говорится в загадках?
-Хорошо растворяется в воде.
Опыт 1. Растворить соль в воде (показываю).
Опыт 2.Интересный опыт. Эффект Мертвого моря — в этом море еще никто никогда не утонул. Как вы думаете, почему? В соленой воде предметы не тонут.
Вывод: если в воде есть соль, то плотность воды повышается, предмет поднимается вверх. Этот опыт показывает, что в соленых водоёмах легко учиться плавать — человека поднимает вверх.
-Где добывают соль в Казахстане? (показ на географической карте)
Озеро Балхаш-это третье по площади озеро в Казахстане, после Каспийского и Аральского морей. Оно расположено на юго-востоке республики. Площадь озера18,2тыс.км,длина614км, наибольшая ширина 74 км. Балхаш делится на две части: западную и восточную.
В западной части Балхаша, куда впадает река Или, вода пресная, а в восточной части соленая.
— Как образуются соленые озёра?
Река вливается в озеро, она содержит небольшое количество соли. Вода испаряется с его поверхности, а соли остаются в озере. Озерная вода постепенно насыщается солью. Соль оседает на дно и накапливается там.
Запишем в графу добыча (Аральское море, Каспийское море и др.)
Просмотр видео ролика Выпариваемая морская соль
-А знаете ли вы как добывают соль? (просмотр видео Выпариваемая морская соль)
Заполнение графы Применение
Работа лабораторий — по группам (медработники, химики, математики, биологи)
Задания для групп:
БИОЛОГИ
Внимательно прочитайте текст.
Самые первые живые организмы возникли в соленой воде земного океана, в нем зародилась жизнь, вернее, жизнью стала сама соленая жидкость.
Соль содержится в слюне, желудочном соке, желчи, лимфе и даже крови человека. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток.
В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость.
Соль издревле считалась хранительницей молодости и красоты. Чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать в кожу соль с медом. Чтобы вернуть себе спокойствие и уверенность, укрепить силу духа, полагалось принимать соляные ванны.
Где зародилась жизнь?
Присутствует ли соль в организме человека? Докажите.
Почему африканцы пьют соленый чай?
Как человек может расслабиться в конце дня?
МАТЕМАТИКИ
Решите задачи
В сутки человек съедает 20 граммов соли. Сколько граммов он съест за 30 дней?
А за 10 месяцев?
Говорят: чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А как вы думаете, пуд это сколько?
МЕДРАБОТНИКИ
Внимательно прочитайте текст.
Говорят, что соль может принести пользу и вред. Иногда соль помогает выздоровлению, хоть сама и не лечит. В жарких странах или горячих цехах, где рабочие вместе с потом теряют много соли, советуют пить не воду, а слабый раствор поваренной соли. Также в соляных шахтах оборудуют помещения для лечения больных с заболеваниями верхних дыхательных путей.
Соленым раствором промывают раны, соль убивает бактерии и микробы.
Соль способствует задерживанию воды в организме, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления. Поэтому при болезнях почек, ожирении, отёках врачи рекомендуют снижать суточное потребление поваренной соли.
Ответьте на вопросы.
Если нет зеленки и перекиси, чем можно еще обработать рану?
Почему людям с больными почками советуют есть несоленую пищу?
При каких еще заболеваниях помогает соль?
ХИМИКИ
Подумайте и ответьте на вопросы:
У вас на партах поваренная соль – грубого помола и экстра. Как вы её различаете в пакетиках?
2.Прочтите текст.
При изучении свойств почв учёные установили, что, будучи пропитанными солью, они не пропускает воду. Это открытие было использовано при строительстве оросительных каналов и водоёмов. Если дно водоёма покрыть слоем земли, пропитанной солью, то утечки воды не происходит. Для этой цели, конечно, применяют техническую соль.
Ответьте на вопрос: Почему дно бассейна, прежде чем покрыть бетоном и кафелем, засыпают толстым слоем соли?
2. Как очистить грязную соль от песка?
Заслушивание ответов на вопросы.
Дополнение к группам
Математикам Человек к 70 годам съедает 500 кг соли – целы полтонны
Биологам Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет»,- перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.
Мед работникам Мамы солят продукты на зиму – соль помогает не портиться. Белоснежные кристаллы необходимы и для получения ряда лекарств: каломели, сулемы. Без нее не приготовишь таблеток пирамидона- лекарства от головной боли.
Итог урока
Вернемся к нашему древу познания. Посмотрим, на какие ваши вопросы мы получили ответы, а кна какие вы найдете их дома. (Снимаем яблоки, зачитывается вопрос, озвучивается ответ)
Индивидуальная рефлексия (Мишень )
Источник