Полезное ископаемое в 3 классе учебник плешакова
Разработка урока по окружающему миру в 3классе
(по учебнику А.А. Плешакова)
Авторы: Телегина С.Ю.-
учитель МОУ Плоскинской ООШ
2014год
Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
Создать условия для:
усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дидактический материал и оборудование: географическая карта, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) знать о значении камней в жизни человека;
2) вызвать интерес к изучению новой темы;
3) расширение кругозора учащихся.
Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
Предметные результаты:
1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;
2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;
3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых и их применении.
Ход занятия
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
На доске пословица: « БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»
Что вы видите? Прочитайте.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Как вы думаете, почему я взяла её на наш урок?
Какую большую тему мы начали изучать? (Чему учит экономика.)
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Повторение пройденного.
Без чего не может существовать экономика?
— Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.
Практическая работа.
Учитель выдает детям образцы полезного ископаемого (известняк).
-Внимательно рассмотрите, то что вы получили. Заполните таблицу.
Самостоятельная работа.
Проверка выполнения работы.
Есть ли одинаковые ответы?
У кого нет ответа? Кто не смог сделать? Почему?
С чем вы встретились?
Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение?
(Нужно понять причину затруднения)
4.Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание вы выполняли?
Какими знаниями вы пытались воспользоваться?
В чем причина вашего затруднения? ( Нет четкого правила, инструкции, по которой можно определить тип данного образца)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
-Кто догадался, что это за камни перед вами? ( полезные ископаемые)
Что вы пытались сделать? Какова же тема урока?
(Полезные ископаемые и их значение в жизни человека)
— Кто попытается сформулировать цель урока?
(научиться определять свойства и применение полезных ископаемых)
-Давайте подумаем, что нам поможет определить свойства и применение полезных ископаемых? (нужно составить план действий)
ПЛАН
1.Определить название полезного ископаемого.
-С помощью чего мы можем это сделать? ( с помощью учебника, атласа-определителя)
2. Определить свойства.
-Как? (с помощью учебника, атласа-определителя, на ощупь, по запаху)
3. Применение полезного ископаемого. ( с помощью учебника, атласа-определителя)
4. Вывод о значении полезного ископаемого в жизни человека.
6. Реализация построенного проекта.
-Опираясь на план, используя дополнительный материал заполните данную таблицу снова.
(Работа в парах)
— Какие результаты получили? ( Заслушиваем ответы)
-Почему похожие результаты?
-Кому было трудно?
7. Первичное закрепление.
-Для закрепления данного умения выполним задание четко по плану, всё проговаривая в слух.
— Заполните таблицу в рабочей тетради, пользуясь учебником. (с. 48 Железная руда)
Вывод: Что такое полезное ископаемое? Проверим по учебнику, по словарю.
8. Самостоятельная работа. (Работа в группах, парах)
Каждая группа, (пара) получает свой образец полезного ископаемого и записывает результаты своего исследования в таблицу.
Проверка. Заполнение общей таблицы на слайде.
9. Включение в систему знаний, повторение.
— Где мы можем использовать эти знания?
-Зачем нужно знать свойства полезных ископаемых?
-К какому киту экономики относятся полезные ископаемые?
-Что значит «полезные?» «ископаемые»?
-Что вы знаете о добыче полезных ископаемых?
10. Просмотр видео фрагмента о полезных ископаемых.
— Что нового узнали о добыче полезных ископаемых?
— Где добывают песок и глину?
-Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?
— Как называется место где залегают полезные ископаемые?
— Как добывают нефть и природный газ?
-Как добывают гранит и железную руду?
-Зачем добывают полезные ископаемые?
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Удалось ли достичь цели?
-Каким образом?
_Вспомните пословицу, с которой начали урок?
-Нам пришлось потрудиться, чтобы открыть новые знания?
Оцените свою работу на уроке.
12.Домашнее задание.
Подготовить рассказ о полезном ископаемом, котрое добывают в нашем крае.
Зад. В рабочей тетради № 8с.29
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру. 3 класс. Полезные ископаемые.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учитель начальных классов Мокеева И.А. МАОУ СОШ № 1, г. Когалым, ХМАО-Югра -2016- ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2 слайд
Описание слайда:
КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА
3 слайд
Описание слайда:
1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь Б) полезные ископаемые В) игрушки Г) книги 2. К природным богатствам не относятся: А ) воздух Б) почва В) вода Г) завод 3. В каком утверждении содержится ошибка? А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, учитель. Б) Умственным трудом занимаются архитектор, писатель, учёный.
4 слайд
Описание слайда:
КОРЗИНА ИДЕЙ
5 слайд
Описание слайда:
значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ
6 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
7 слайд
Описание слайда:
Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Что же ждёт нас впереди? ….
8 слайд
Описание слайда:
Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) — отгадай загадку; — определи № полезного ископаемого; — выбери его свойства; — способы добычи; — применение. 2. Проверка (анализ ошибок). 3. Итоги. Приём «Шесть шляп».
9 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо
10 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо
11 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере изготовление металла
12 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство
13 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство
14 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство
15 слайд
Описание слайда:
Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»
16 слайд
Описание слайда:
Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Его найдёшь в болоте. 4. Из неё делают металл. 5. Он нужен для печи. 6. Его найдёшь в песочнице. 7. Из неё делаю посуду. 8. Без неё не поедут машины. 9. Из него делают метро, ступеньки. 10. Из него делают известь.
17 слайд
Описание слайда:
Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О В Е Р К А
18 слайд
Описание слайда:
«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве используют каменный уголь. Из глины делают ножи, ложки, вилки.
19 слайд
Описание слайда:
Рефлексия Я узнал, что … Мне было интересно … У меня получилось …
20 слайд
Описание слайда:
Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-509304
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
4 слайд
Описание слайда:
Торф — горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затруднённого доступа воздуха.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
7 слайд
Описание слайда:
Песок — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь
10 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
11 слайд
Описание слайда:
Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива.
12 слайд
Описание слайда:
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров.
13 слайд
Описание слайда:
Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный Гранитный массив
16 слайд
Описание слайда:
Гранит— кислая магматическая горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды.
17 слайд
Описание слайда:
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала
18 слайд
Описание слайда:
Добыча гранита
19 слайд
Описание слайда:
известняк
20 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
21 слайд
Описание слайда:
Известняк — горная порода, состоящая из углекислой извести.
22 слайд
Описание слайда:
Осадочная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняк широко применялся в качестве строительного материала. Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
23 слайд
Описание слайда:
Карстовые пещеры
24 слайд
Описание слайда:
Добыча известняка
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Алмаз – символ власти, богатства, красоты и мудрости. АЛМАЗ — самородный минерал, кристаллический углерод. Со времени начала промышленной добычи во всём мире добыто около 200 тонн алмазов. Основную массу составляют технические камни; лишь доли процента пригодны для ювелирной обработки.
27 слайд
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
30 слайд
Описание слайда:
Применение Глина является основой гончарного, кирпичного производства.
31 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
32 слайд
Описание слайда:
Природный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ, газ относится к группе осадочных горных пород.
33 слайд
Описание слайда:
При нормальных условиях природный газ находится только в газообразном состоянии. Также природный газ может находиться в кристаллическом состоянии в виде естественных газогидратов.
34 слайд
Описание слайда:
Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых
35 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
39 слайд
Описание слайда:
Железная руда 1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.
40 слайд
Описание слайда:
Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.
41 слайд
Описание слайда:
Доменная печь используется для получения железа