Полезное ископаемое входит в состав почвы
В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.
Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.
Как образуется почва
В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы — как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.
Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся удобрением; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых — божьи коровки, муравьи.
В почве также находятся грибы и бактерии…
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.
Земляной шмель в почве зимует.
- Жуки могут проникать в почву на двухметровую глубину;
- муравьи и того больше – до трёх метров;
- а кроты – до пяти метров;
- ну а дождевые черви в этом плане «рекордсмены» – до восьми метров.
Воздух и вода поступают в почву благодаря ходам, которые прокладывают в процессе своей жизнедеятельности животные, тем самым обогащая её.
А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.
Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.
«Продолжительность жизни деревьев» …
Как определить состав почвы?
Опыт №1. Воздух
Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.
Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок
Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.
В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.
Опыт №3. Вода
Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.
Опыт №4. Перегной
В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.
И так, составляющие почвы:
1. Неживая природа — это:
- глина,
- песок,
- перегной,
- минеральные соли,
- вода,
- воздух.
2. Кроме того, в состав почвы входят элементы живой природы:
- корни растений,
- мелкие животные,
- бактерии.
Так что всё более чем взаимосвязано.
Советуем почитать: Размножение растений разными способами
Источник
ANNI
Мастер
(1046)
11 лет назад
Почва – это слой вещества, лежащий поверх горных пород земной коры, особое природное образование, играющее очень важную роль в наземных экосистемах. Почва является связующим звеном между биотическим и абиотическим факторами биогеоценоза. Изучением почв занимается почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев.
В состав почвы входят четыре важнейших компонента:
— минеральная основа (50–60 % от общего объёма) ;
— органическое вещество (до 10 %);
— воздух (15–25 %);
— вода (25–35 %).
Почвы состоят из частиц различного размера, начиная от крупных валунов и заканчивая мелким грунтом (частицы мельче 2 мм в диаметре) и коллоидными частицами (< 1 мкм) . Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину (мельче 0,002 мм в диаметре) , ил (0,002–0,02 мм) , песок (0,02–2,0 мм) и гравий (больше 2 мм) . Механическая структура почвы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, определяет усилия, требуемые для обработки почвы, необходимое количество поливов и т. п. Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества. Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ и не выщелачиваются. Каменистость почвы (наличие крупных частиц) влияет на износ сельскохозяйственных орудий
Иван
Знаток
(260)
11 лет назад
Смотря какая почва — в основе песчанных оксид кремния SiO2, в черноземных в основном гумус — продукты распада органических соединений, естественно вода — куда без нее, адсорбированные газы, оксиды и карбонаты металлов и могое другое…
Ksiusa Unku
Ученик
(158)
4 года назад
Состав почвы
В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.
Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.
Иннает Сефидинова
Профи
(538)
4 года назад
В состав почвы входят четыре важнейших компонента:
— минеральная основа (50–60 % от общего объёма) ;
— органическое вещество (до 10 %);
— воздух (15–25 %);
— вода (25–35 %).
Александр
Ученик
(221)
3 года назад
Почва – это слой вещества, лежащий поверх горных пород земной коры, особое природное образование, играющее очень важную роль в наземных экосистемах. Почва является связующим звеном между биотическим и абиотическим факторами биогеоценоза. Изучением почв занимается почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев.
В состав почвы входят четыре важнейших компонента:
— минеральная основа (50–60 % от общего объёма) ;
— органическое вещество (до 10 %);
— воздух (15–25 %);
— вода (25–35 %).
Почвы состоят из частиц различного размера, начиная от крупных валунов и заканчивая мелким грунтом (частицы мельче 2 мм в диаметре) и коллоидными частицами (< 1 мкм) . Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину (мельче 0,002 мм в диаметре) , ил (0,002–0,02 мм) , песок (0,02–2,0 мм) и гравий (больше 2 мм) . Механическая структура почвы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, определяет усилия, требуемые для обработки почвы, необходимое количество поливов и т. п. Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества. Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ и не выщелачиваются. Каменистость почвы (наличие крупных частиц) влияет на износ сельскохозяйственных орудий
Источник
1 «а» класс
Тема: Почва и полезные ископаемые
Цели урока : в общем виде познакомить с понятиями « почва» и « полезные ископаемые»;
выяснить значение земной твердой оболочки, почвы для животных, растений
и человека; развитие кругозора и интереса детей к окружающему миру;
воспитание трудолюбия , бережного отношения к животным и растениям.
Оборудование: физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, образцы почвы,
иллюстрации и детские рисунки к сказкам
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа.
— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна весной, а осенью, смотришь- вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или не сказка? ( Выслушиваются мнения детей)
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались о чем идет речь и о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
— Верно, мы сегодня узнаем, что такое почва и какие богатства есть в земной тверди.
III. Работа над новой темой.
_ Рассмотрите внимательно изображение (на слайде). Кто изображен на ней и что делает? (Мальчик на участке рыхлит почву.)
— Зачем он это делает?
— Чем можно рыхлить почву? ( лопатой, вилами, мотыгой – садово – огородным инвентарем.)
— Кто еще , кроме людей, может рыхлить почву?
— Дождевые черви полезное дело делают для растений?
— Можно ли в цветочный горшок помещать червей? Это будет на пользу нашим комнатным растениям?
— А еще что за животное нарисовано на рисунке?( крот)
Он полезен? Чем? ( Тоже рыхлит почву.но не совсем полезен, т. к. повреждает своими действиями корни растений и они могут погибнуть.)
Вывод: Для почвы – полезны, для растений – не всегда.
— Как вы думаете, а почва что такое?( Почва – верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.)
-Вчера на экскурсии мы наблюдали, что у многих трав, кустарников, деревьев корни глубоко уходят в землю. Зачем? ( Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.
2.Практическая работа.
— Давайте рассмотрим кусочки почвы, которые лежат у вас на столах в коробочках:
— Какого цвета почва?
— Рассмотрите почву, можно сказать из чего она состоит?
— Для того, что бы узнать состав почвы надо проделать опыты.
Опыт 1
Опыт 1.
Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование:
стакан,
вода,
комок почвы.
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы. Внимательно следите за водой стакана. На поверхности образовались пузырьки. Что это? Вывод?
Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.
— Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
Рассмотрите воду в стакане, какой она стала? что появилось на дне?
Вывод: в почве есть песок, глина.
Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование:
сковородка,
спиртовка,
стекло.
Ход опыта
Следите внимательно за почвой и сделайте вывод.
Вывод: в почве есть вода.
Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.
— Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Опыт 5.
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
IV .Физминутка.
V.Продолжение работы по теме.
— Многие из вас очень любят булочки. А кто знает, откуда на нашем столе появилась булочка? Где берет начало ее путь к нашему столу?
5. –Наша земля богата, она дает нам не только урожай. Это еще и сокровищница. Какие сокровища она хранит в своих глубинах?( полезные ископаемые)
-Лампочка, хрустальная ваза, стакан – что общего между этими предметами?( Они сделаны из стекла)
-Какая связь существует между стаканом и речным песком?_ песок – основа стекла)
— Гвозди, ножницы, ключи – что общего?( Они сделаны из металла)
— А откуда берут металл?( показ образцов медной и железной руды)
— А что вы думаете общего между бензином, духами и тканью?( Они сделаны из нефти. Показ учителем образца нефти.)
Люди думают, что нефть образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных. Это очень важное, полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире. Посмотрите на пробирку с нефтью.
— А как вы понимаете выражение « полезное ископаемое»?
— Отгадайте, что это такое:
Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он всегда был здоров.
— Это каменный уголь.( Показ образца учителем)
Рассмотрите его внимательно. Какого он цвета?
Каменным углем отапливают жилье, фабрики, заводы.Из каменноугольной смолы делают лекарство.
6.Игра « Что из чего?»
— Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы говорите мне, из чего он сделан.
Оконное стекло – песок.
Замок – металл.
Чайный сервиз – глина.
Синтетическая ткань – нефть.
Таблетки – уголь, мел.
Бензин – нефть.
Шариковая ручка- пластмасса, нефть.
Ножницы – железная руда.
Молодцы! как много всего вы знаете!
V.Подведение итогов урока.
— О чем новом вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое почва?
-О каких полезных ископаемых вы узнали?
-А кто и зачем их добывает?
— Без кого не появится булочка на столе?
— Верно, без человека и его труда. Вот на следующем уроке мы поговорим о труде человека. Вспомните к следующему уроку различные профессии и пословицы о труде.
Источник
«ПОЧВА И ЕЕ СОСТАВ»
Цели:
Расширить знания детей о составе почвы, её плодородии.
Формировать у учащихся представление о почвообразующих факторах, об образовании почвы в природе, о её значимости для живой природы и человека.
Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный состав.
Воспитывать ощущение причастности детей к природе.
Мотивационный этап.
— Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке.
Повторение. Актуализация знаний.
— Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?
— Что такое полезные ископаемые?
— Почему они называются ископаемыми?
— Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
— Перед проверкой д/з проведём небольшую разминку.
— Решим несколько географических задач.
1. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она началась в воде у других – в пламени. Как вы это понимаете?
(На дне водоёмов образовались песчаники, известняк, глина. Они осадочного происхождения. Другие образовались из расплавленной магмы)
2. Почему после дождя на песке лужи не образуются, а на глинистых дорожках лужи остаются долго?
(У песка крупные частицы, вода легко проходит между ними, а у глины – маленькие плоские крупинки, и вода просачивается очень медленно)
3. Является ли минеральная вода полезным ископаемым?
(Да, т.к. её добывают из-под земли, и она используется человеком)
4. Почему глину и песок можно образно назвать “детьми гранита”?
(Они образованы в результате разрушения гранита)
— Какие виды полезных ископаемых знаете?
(Горючие, рудные, нерудные)
— Отгадайте загадки:
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
(Каменный уголь)
Покрывают им дороги,
улицы в селении.
А ещё он есть в цементе,
Сам он — удобрение.
(Известняк)
— К какому виду относятся эти полезные ископаемые?
— Назовите их основные свойства.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
— Чтобы быстро проверить ваши знания полезных ископаемых, я раздам вам таблички, которые вы в течение 5 мин. Заполните. Оценки за домашнее задание получит каждый из вас.
1 вариант
Название
Свойства
Использование
Место добычи
в Казахстане
Условные
обозначения
Каменный уголь
Топливо
Лекарство
Серовато-белого цвета,
очень твёрдый
Каратау
Газ
Топливо
Каучук-резина
Краски, лекарства
2 вариант
Название
Свойства
Использование
Место добычи
В Казахстане
Условные
обозначения
Железная руда
Центральный Казахстан
Рудный Алтай
Маслянистая жидкость
тёмного цвета
Гранит
Аркалык
Жельтау
Обобщение: Где вам пригодятся знания о полезных ископаемых?
Более подробно полезные ископаемые мы будем изучать в 4-м классе.
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
— А теперь попробуйте отгадать загадку и определить тему нашего урока.
Чёрная, сыпучая,
В поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.
(Почва)
— О чём на уроке пойдёт речь?
— А нам необходимы знания о почве? Если да, то для чего?
— Вы слышали такое выражение “Земля – кормилица”?
— Как вы его понимаете?
— Земля и почва – это одно и то же? Всегда ли земля – это почва? (Земля – это земной шар, суша.)
— Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. И каждая группа будет стремиться добыть больше знаний и быстрее, чем другие.
— У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.
Оценочный лист
1. Вспомнил ли я состав почвы?
2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?
3. Умею ли я делать выводы?
4. Справился ли я с кроссвордом?
5. Активно ли я работал на уроке?
6. Подведи итог своей работы.
Желаю удачи на уроке!
1. Повторение знаний о почве.
— Работу начнём с того, что нам уже известно о почве из 2-го класса, из собственного опыта.
— Что вы уже знаете о почве? (…)
— Составьте кластер о почве.
На партах заготовки:
Дети работают в группах, вписывают в кружки слова: песок, глина, вода, воздух, плодородие, перегной. Группа, закончившая составлять кластер, вывешивает его на доску. Сверка с доской.
— Всё ли вспомнили, записали? Оцените себя.
— Почему у меня на доске слово ПЛОДОРОДИЕ выделено другим цветом? (Это основное свойство почвы, остальное – её состав.)
— Откуда в почве песок и глина? (От разрушения гранита и других горных пород.)
— От чего зависит плодородие почвы? (От перегноя.)
— Что такое перегной?
— Рассмотрите почву под лупой. Что видите в ней? (Остатки корней, волокна растений.)
— Как можно проверить наличие в почве воздуха, воды? (Опыты, проводимые во 2-м классе, демонстрирую рисунками.)
Обобщение:
Как вы считаете, всё ли мы знаем о почве?
Давайте проверим себя по учебной литературе.
Прочитаем сведения о почве в учебнике на стр. 67.
2. Работа по учебнику.
Самостоятельное чтение.
— Прочитайте, отметьте, что нового узнали из статьи.
3. Беседа после чтения.
— Смогли ли вы найти новую информацию в статье? Поделитесь своими находками в группе. (Мельчайшие организмы перерабатывают остатки пищи, дождевые черви, насекомые и личинки, бактерии удобряют её.)
— Ответьте на 1, 2, 3 вопросы после текста.
— Оцените себя, сумели ли вы найти в статье новую информацию…
Физминутка.
— Как вы думаете, теперь вам всё известно о почве?
— Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о составе почвы.
4. Опыт.
Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него немного дистиллированной или чистой дождевой воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек стекла и осторожно нагреем его над пламенем спиртовки. Когда вода испарится, на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.
— Как вы думаете, что это? Сделайте вывод.
Вывод: В составе почвы есть ещё какое-то вещество.
— Какое вещество оставляет белые пятна? (Предположения учащихся.)
— Об этом веществе вы узнаете из информационного листа, который находится у вас на столе.
5. Работа по информационному листу.
— Прочитайте самостоятельно текст, выделите устно новую информацию.
6. Вопросы после чтения:
— Какое вещество ещё входит в состав почвы?
— Ответьте на вопросы с обратной стороны листа.
Обобщение:
— Как образуются минеральные соли?
— В какой почве больше минеральных солей?
— Для чего нужны минеральные соли?
7. Создание новой проблемной ситуации. Практическая работа.
— Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?
— Давайте выполним практическую работу.
— Что нам для этого понадобится?
— Работать будем по плану в группе.
План.
1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.
2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей. Перемешайте.
3. Добавьте воды. Перемешайте.
— Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.
— Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод.
Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…
— Оцените себя по 3 пункту: умеете ли вы делать выводы…
8. Работа по информационному листу 2.
— Сейчас, прочитав текст, вы узнаете, почему нельзя получить почву в лаборатории, искусственно.
— Что узнали, прочитав текст? (На доске таблица)
— О чём говорят эти расчёты учёных? (Нельзя допускать разрушения почвы, уничтожать её, почву нужно беречь.)
9. Обобщение, выход на следующую тему урока: Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
— Объясните, почему?
— Можете определить следующую тему урока.
Обобщение:
— Что теперь знаете о почве?
Контроль: Проверьте себя, заполнив кроссворд:
1. Как называется вещество, повышающее плодородие почвы, состоящее из перегнивших растений, животных, насекомых. (Перегной)
2. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
3. Какая рыхлая, сыпучая водопроницаемая горная порода входит в состав почвы? (Песок)
4. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
5. Почву рыхлят для того, чтобы это вещество помогало корням дышать. (Воздух)
6. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми? (Микробы)
7. Эти вещества получаются в почве из перегноя под действием воды и микробов. (Соли)
— Если у вас получилось на выделенной полоске слово ПЛОДОРОДИЕ, значит, вы хорошо усвоили состав почвы.
— Оцените себя.
Итог: — Подведите итоги своей работы: Если у вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5, если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди звёздочек и квадратов треугольник – 4, если треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам нужно эту тему проработать хорошо по учебнику. Оцените работу в группе. Какая группа работала лучше, активнее всех?
Домашнее задание:
1. Пересказ статьи в учебнике с. 67–68, выписать определения в тетрадь.
2. Нарисовать почву и всё, что в ней есть.
3. Написать мини-сочинение “Подземное путешествие червячка”.
Источник