Полезные функции государства в условиях рынка

Полезные функции государства в условиях рынка thumbnail

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение гене­ральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищеннос­ти личности. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой оп­ределенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискаль­ной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регу­лирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государст­во для сглаживания циклических колебаний в период спада экономи­ки проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятос­ти населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естествен­ным считается ее уровень до 6 %). Безработица — не только серьез­ная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой нацио­нальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому госу­дарство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного на­селения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответ­ствующие службы занятости, организует новые рабочие места, пере­подготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структу­ра цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный про­цесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различ­ные методы воздействия, проводить определенную политику цено­образования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на же­лезнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государ­ство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты произ­водителям социальнозначимых товаров, устанавливает так называе­мые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономические субъекты в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребите­ля. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные ор­ганы, принимающие действенные меры к нарушителям.

В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, фор­мируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтраш­нем дне. Обеспечение правовой базы функционирования сложившейся рыночной экономики реализуется путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок.

На этапе перехода к рыночным отношениям новая правовая база хозяйствования только формируется. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развиваю­щихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Создаются адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение приватизации государственной собственности.

Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сро­ки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практи­кой и уже в силу этого несовершенно. По мере становления рынка несовершенство хозяйственного законодательства становится все более очевидным, возникает потребность в существенных изменени­ях. Объективные противоречия между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становятся необычайно острыми. Прежде чем вносить кор­рективы в правовые нормы хозяйствования, нужно каждый раз соиз­мерять предполагаемый положительный эффект от таких изменений с ущербом от действующих норм.

Рыночное распределение доходов признает только один крите­рий — итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капи­талов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут высокие дохо­ды для преуспевающих в конкурентной борьбе и низкие — для по­терпевших в ней неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало, что распределение до­ходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Поэтому в рыночной экономике государство бе­рет на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допус­тить обнищания отдельных социальных слоев.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Зна­чительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопро­изводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной эко­номики.

Возможности использования трансфертных платежей как кана­ла перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях госу­дарство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обяза­тельным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должна стать эффективная система оплаты труда работни­ков бюджетной сферы.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, ор­ганизует денежное обращение, стимулирует использование имеющих­ся научно-технических результатов, проводит глубокие структурные преобразования производства, обеспечивает решение вопросов фун­даментальной науки, поддерживает достаточный уровень оборонос­пособности, производит общественные блага, оказывает помощь ма­лорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д.

Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.

Источник

В современной экономике государство активно участвует в управлении рыночными механизмами, помогая устранить их слабости и уменьшить социальную напряженность.

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

— Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности;

— Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей;

— Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами;

— Предоставление общественных товаров и услуг;

— Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики;

— Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки;

— Участие в хозяйственной деятельности. [4, 60]

1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.

Интенсивность рыночной конкуренции не уступает напряженным спортивным состязаниям. Каждый участник рыночного обмена руководствуется собственными интересами и стремится к получению выгоды. В этой ситуации необходимо вмешательство незаинтересованной и независимой стороны — судьи, способного контролировать соблюдение правил. В этой роли в условиях рынка выступает государство, которое обеспечивает правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равноправие всех участников хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и решении проблемных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав контролируют деятельность фирм в целях предотвращения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют силу для осуществления соответствующих санкций.

Права собственности лежат в основе рыночной экономики. Они определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями, государственными институтами и учреждениями.

Однако сам рынок не устанавливает и не поддерживает юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

2. Обеспечение рыночной конкуренции

Свободное предпринимательство не во всех случаях обеспечивает конкурентоспособность открытых рынков. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства.

Государство должно активно поддерживать и защищать конкуренцию, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с ценами, выступающими в качестве механизма распределения ресурсов и благ. Именно они приводят к эффективному распределению. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции — меньше. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ по сравнению с конкурентным рынком. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью с целью проведения антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм.

Иногда сама технологическая потребность производства говорит о необходимости существования крупных предприятий. В этом случае используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Данное регулирование представляет собой систему экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения монополий.

В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами

Государство также занимается решением вопросов, связанных с внешними эффектами, устранить которые не может несовершенный ценовой механизм рынка. Внешние эффекты — это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, которые не являются прямыми участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки имеют место, когда участники экономической системы принимают решения, которые не подразумевают альтернативных затрат.

Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к выгодам лиц, не имеющих прямого отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение).

Также они могут быть и отрицательными, если какая-либо экономическая деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды).

Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство осуществляет определенные действия, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками. Без его вмешательства ориентированные на минимизацию издержек предприятия в условиях рынка не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов.

Государство может ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученный объем средств для очистки водоемов.

4. Предоставление общественных товаров и услуг

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

— частные блага можно разделить на любые количества;

— они предполагают наличие возможности не допустить потенциального потребителя к приобретению по причине его неплатежеспособности;

— потребление частного блага одним человеком делаетневозможным его одновременное использование другими людьми.

Помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Общественные блага обладают свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

— они неделимы по своей природе;

— за них не нужно платить;

— потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто может платить за них. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. К примеру, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.

Предоставление населению общественных благ становится одной из основных функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что иногда непросто отделить общественные блага от частных. Есть виды услуг, имеющих оба признака. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе.

С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу необходимости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами.

Политика государства в отношении таких услуг достаточно гибкая: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства.

5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики

Рыночная экономика лишь в определенной мере способна обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свое место. Она достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы

Государство имеет возможность предотвратить резкие спады и подъемы производства, сокращения уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Это сложная задача, потому что данные цели могут быть и противоречивы. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен.

Однако полная занятость (поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.

6. Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.

Целью многих правительственных программ является перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.

Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.

Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.

Рыночный механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.

Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения — доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся:

— минимальная оплата труда;

— пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);

— пособия (по безработице, при рождении ребенка, на период отпуска за уходом за ребенком, пособия детям-сиротам);

— стипендии (студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства);

— индексация доходов в условиях инфляции;

— компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;

— медицинское страхование;

— защита условий труда;

— социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.

Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет достичь справедливости. Но реализация политики, направленной на более равномерное распределение доходов, может привести к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

7. Участие в хозяйственной деятельности

Государство участвует в рыночной экономике и в качестве потребителя, приобретая товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя — предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок. Потребность социума в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан. Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.[4, 77-92]

Источник