Полезные и ядовитые ягоды беседа с детьми
Конспект занятия
«Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие занятие: социализация
Для детей группы компенсирующей направленности
в возрасте 6-7 лет
Приоритетное направление: социально-коммуникативное развитие, интегрируется с физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель:
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
Воспитательные: Воспитывать ответственность за свое здоровье, грамотного поведения в лесу.
Предварительная работа: игра «Зачеркни ядовитые растения», лото «Ядовитые ягоды».
Формы работы: Индивидуальная, групповая, совместная игра со сверстниками, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы:
Словесные: вопросы к детям, беседа, загадки.
Наглядные: презентация
Практические: определение ядовитых ягод и растений.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская.
Индивидуальная работа: задавать наводящие вопросы, помочь выполнить задание.
Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши.
Мотивация: у Маши заболел живот, проблемная ситация.
Ход занятия:
Вводная часть
Мотивационный момент:
— Ребята, посмотрите. Вы узнали, кто это? Это Маша, она заболела? Как вы думаете, что случилось с Машей? Она пошла в лес, съела какие-то ягоды и у нее заболел живот. Она нас попросила, мы все умные, давайте ей расскажем про ягоды и растения, которые бывают ядовитыми и съедобные.
Основная часть.
— Ребята, сегодня я вас хочу пригласить в необычное лесное путешествие. Со мной отправится тот, кто назовёт мне съедобные грибы, ведь мы уже с ними знакомы.
Дети, которые называют съедобные грибы, проходят на лесную полянку и рассматривают ягоды (на ней заранее расположены картинки ягод, либо муляжи) — Посмотрите, как вы думаете, куда мы с вами попали? (на лесную полянку) — Как вы догадались? (вокруг нас расположены сосны, ели, а под ногами целая поляна ягод) -Посмотрите сколько ягод на нашей лесной поляне, обратите внимание, что все ягоды разные. -А ну – ка, я сейчас проверю какие ягоды вы знаете? -Покажите мне малину, чернику, землянику…. (дети находят и поднимают определённую карточку с изображением ягоды) — Вижу, что ягоды вы не плохо знаете…
Правильно. Ягоды эти – съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.
— Где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды?
Земляника.
Это невысокое травянистое растение. Листья у земляники тройчатые (т.е. по три) с зубчиками.
Красные ягоды созревают в июне-июле. На поверхности сидят мелкие зёрнышки.
Ягоды вкусные, ароматные, содержат много витаминов.
Черника обыкновенная.
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела
Синяя такая.
На кусточки – под листочки
Кто-то бросил бусы.
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен.
Мы чернику собираем
В кузовок, в лукошко…
Только рты с чего-то стали
Чёрные немножко.
Это мелкий, сильно ветвистый кустарничек с опадающими на зиму мелкими листьями. Ягоды чёрного цвета, при повреждении окрашивают руки в фиолетовый цвет. В них много витаминов. Черничный сок улучшает зрение
Малина.
Это полукустарник с прямостоящими побегами, покрытыми шипами и опушением. Ягоды не цельные, а состоят из множества мелких шариков, красного цвета. Малину используют при простуде.
-Ребята, я хочу открыть вам небольшой секрет: это не все ягоды леса. В нашем большом и красивом лесу растут ещё много ягод, как вкусных и полезных, так и опасных для здоровья. С ними мы сейчас и познакомимся. Приглашаю вас в путешествие по лесу, а поможет нам в этом волшебный экран.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
будем ягоды считать:
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
Раз- черника,
два- малина,
три- земляника
четыре- калина
пять –клубнику соберем,
И детишкам отнесем.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Вороний глаз.
Вороний глаз – это очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видели. На высоком стебле прикреплены близко друг к другу крест-накрест четыре широких листика, а из середины выступает один зеленовато-жёлтый цветок, превращающийся затем в чёрную ягоду, очень похожую на чёрный, блестящий глаз вороны. Это растение поэтому так и называется: «вороний глаз». У него ядовиты и ягода, и стебель, и листья, и корневище. Признаки отравления: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, боли в животе, понос, сильно расширяются зрачки.
Волчье лыко.
Волчье лыко – кустарник, который цветёт мелкими душистыми розово-красными цветками, прикреплёнными прямо к коре. Поэтому его ещё называют «лесная сирень». Позже на месте цветков появляются ярко-красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека. У пострадавшего возникает жжение во рту, ему становится трудно глотать, появляются боль, слюнотечение, рвота, понос, судороги, головокружение, общая слабость.
Ландыш.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,-
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Е. Серова.
Ландыш – очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды – красно-оранжевые горошины – очень ядовиты. Всё растение ядовито.
3. – Мы должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, если они тебе не знакомы. Потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и труднозаживающими ранами. У многих детей есть привычка – покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.
При подозрении на употребление таких растений, нужно немедленно оказать первую медицинскую помощь: выпить 4-5 стаканов тёплой воды (можно с марганцовкой), вызвать рвоту. Затем принять несколько таблеток активированного угля или молоко. И обязательно нужно обратиться к врачу!!!
4. Работа с альбомом N2, задание 4.
— Раскрасьте съедобные и ядовитые ягоды.
— Назовите, какие из этих растений вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.
5. Итог:
Игра.
Маша поняла, какие ядовитые, а какие съедобные ягоды есть в лесу. Теперь она без взрослых в лес, и кушать незнакомые ягоды, а только сьедобные.
(Воспитатель кидает мяч и называет ягоду. Если это полезная ягода, то ребёнок ловит мяч, если ядовитая – нет.)
Черника обыкновенная.
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела
Синяя такая.
На кусточки – под листочки
Кто-то бросил бусы.
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен.
Мы чернику собираем
В кузовок, в лукошко…
Только рты с чего-то стали
Чёрные немножко.
Источник
Надежда Новикова
Занятие «Ядовитые грибы и ягоды» (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с разнообразием видов грибов и ягод. Дать представление об мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе, внешнем виде.. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе.
Виды деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Формы реализации детских видов деятельности:
игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.
Оборудование и средства:
игрушки – медведь; лукошко, картинки с грибами, картинка — схема «гриб», осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум леса», магнитофон.
Словарная работа:
грибница, споры, грибники.
Методические приёмы:
сюрпризный момент, создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, гимнастика для глаз, подвижная игра.
Предварительная работа:
чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, рассматривание иллюстраций грибы и ягоды, призентации.
Ход НОД:
Воспитатель: – Сегодня пришел медведь к нам из леса. Он хочет пригласить нас в лес. Но сначала отгадайте загадку? (ответы детей)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(гриб)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о грибах.
Какие грибы вы знаете. (ответы детей)
Воспитатель; Что есть у грибов? (ответы детей) Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Воспитатель: Медведь хочет с нами поиграть» Доскажи словечка». А вы будьте внимательны.
1. На пеньке сидят ребята
Называют их…. (опята)
2. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…. (подосиновик)
3. Средь молоденьких сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…. (масленок)
4. Серенькие шапочки
Рябенькие ножки
Под березой растут
Как же их зовут? (подберезовики)
5. На толстой белой ножке
Коричневая шапка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает…. (боровик
Воспитатель: — Как нужно собирать грибы.
Дети: — Нужно быть внимательными в лесу с грибами. Если не быть внимательным, то и в вашу корзину залезут не прошеные гости. Угадайте какие? (ответы детей)
1. В лесу есть гриб, что не надо искать,
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это…. (поганки)
2. Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая
А на шапке, как веснушки
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый как Петрушка
Ядовитый…. (мухомор
Воспитатель: -Ребята, когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Идет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Называют его Мухо-мор.
Воспитатель: -Съедобные грибы мы будем собирать, а ядовитые оставим в лесу. И еще запомните ребята, грибы которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу.
Воспитатель: — Много людей каждый год попадает в больницу из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы. (презентация)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Каждый грибок в свой кузовок»
Воспитатель: — Берите корзинки и в путь. (Дети делятся на две команды)
Воспитатель : -Раздает каждой команде по корзине для грибов: одну для съедобных, другу для несъедобных. По сигналу воспитателя играющие должны вложить сьедобные грибы в одну корзину, несъедобные в другую.
Воспитатель: Ребятам, а медведь посмотрит как вы запомнили какие грибы ядовитые и съедобные.
Медведь: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: — Ребята, растут в лесу не только грибы, но и ягоды. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? (ответы детей) Корень, стебель, листочки и плоды (Рассматривания схема).
Воспитатель: — Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем, – клад витаминов.Все люди уверены: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он. будет болеть
— Какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: — Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. (презентация)
Воспитатель: — Ребята, хотите узнать, какое угощение сварила однажды в нашем лесу Баба Яга? Вот послушайте!
Ведьма суп варить решила,
Змей сушеных покрошила
И оставила котел
Между сосен и полянок.
Собрала ведро поганок,
Посмотрела за бугор,
Отыскала мухомор.
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отменной свежей тины.
Супчик вышел – то, что надо
Целых 20 литров яда!
Воспитатель: — Если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослому.
—При отравлении грибами и ягодами необходимо обратиться к врачу или вызвать “скорую помощь”.
—До прибытия врача нужно: – как можно больше пить кипяченой воды и вызвать рвоту.
—Запомните, каждая упущенная минута может стоить вам жизни!
Воспитатель: — Я надеюсь, что с вами этого не случиться, потому, что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, они никогда не попадут в вашу корзинку. Что вам больше всего запомнилось. Какие грибы вы будете собирать.
А наше путешествие в лес подошло к концу. Давайте попрощаемся с медведям и поспешим в детский сад.
Источник
Ирина Жилиховская
Беседа «Наши любимые ягоды»
Цель беседы: формирование любви к родной природе, к окружающему миру.
Задачи:
— развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;
— воспитывать любовь к природе, желание ценить и беречь природу.
Воспитатель: В огороде клубничка созрела, вся полянка пылает огнем.
Подойду и сорву, в рот клубнику положу.
Солнце ярко припекает, и клубничка дозревает.
Возьму я корзинку, ягод наберу, маме отнесу.
Наварит мама компот, и варенья сварит впрок.
Будем зимой вкусности доставать, и о лете вспоминать.
Воспитатель: Летом столько всего интересного случается и столько всего вкусного созревает в огородах, на дачах. А у кого нет возможности, поесть вкусняшки с грядки, они покупают в магазинах и на рынке. Сегодня хочу вам рассказать о своих любимых ягодах на грядках. Уверена, это любимые ягоды всей детворы. Вы догадались о каких? Если нет, вам подсказка –загадка:
Красная-прекрасная, спелая, не белая,
Сочная и сладкая, очень ароматная.
Догадайтесь, мы о чем, разговор сейчас ведем?
Куст весной в саду сажаем, разрыхляем, поливаем,
Вскоре ягодок черед, для зелененьких придет.
А потом они краснеют, наливаются, добреют,
Плод становится большой, и с огромною душой,
Их в корзинку соберем, самых крупных отберем.
Я скажу вам по секрету, этих ягод лучше нету.
Конечно, же клубника!
Но, чтобы собрать урожай, нужно ухаживать за ней.
Вначале весны, надо обкопать, подрыхлить и подкормить кусты. Потом на этих кустиках появляются зелененькие листочки, в это время требуется только полив. Кустики подрастают, на них появляются красивые белые цветочки. Поливать в это время нужно аккуратно, стараясь не очень лить на цветы. От кустиков начинают расползаться в разные стороны усики, они дают корешки, а затем превращаются в новые кусты. Молоденькие кустики сажают на новые места и на следующий год, они дают очень хороший урожай. Ягодки на таких кустах крупные и сладкие. Только нужно выбрать хорошее и солнечное место для посадки.
Клубника очень любит солнышко, когда начинают созревать ягодки полив надо сократить, иначе ягодки будут гнить. Сорняки выпалываются в грядках с клубничкой, и собирается урожай. Иногда на некоторых веточках висит очень много клубнички и они от тяжести ягод лежат на земле.
Дети очень любят кушать клубничку со сливками, или просто макать ягодки в сахарный песок (но это если лето плохое и ягодки слегка кисловатые).
Пекутся пирожки с клубникой, торты и украшаются ягодками. А по утрам очень приятно вставать, когда на столе дымятся блинчики, а рядышком клубничка со сливками. Завтрак, просто супер!
Из ягод варят т варенье на зиму, закатывают вкусный и ароматный компот, если ягод много, их просто замораживают в контейнере в морозилке.
Когда урожай собран, обрезают листочки на кустах, они до осени еще больше разрастаются. Обкапывают кустики, а на зиму можно укрыть, или если есть опилки можно посыпать немного опилок.
В клубнике содержится много витаминов, она поднимает настроение.
«Пироги с начинкой»: словообразование.
Пироги разные кому, с какой начинкой достались (яблоко, клубника, грибы, капуста, морковь).
Дети: пирог с капустой – капустный пирог,
пирог с яблоком – яблочный пирог,
пирог с клубникой– клубничный пирог,
пирог с грибами – грибной пирог,
пирог с морковью – морковный пирог,
Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем эти ягоды на картинках.
Демонстрируются с помощью мультимедийного оборудования слайды с изображением ягод.
– Как называется эта ягода? – Какого цвета? – Какой формы? – На чём растёт?
– Где растёт? – Какая на вкус?
По аналогичной схеме задаются вопросы о других ягодах:
(малина, смородина, клубника, земляника, клюква, черника, рябина, облепиха, калина, крыжовник).
Воспитатель: Мы с вами вспомнили — какие бывают ягоды, что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.)
Дидактическая игра «Какое варенье?»
– Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т. д.
– Из клубники –
– Из земляники –
– Из черники –
– Из клюквы –
– Из облепихи –
– Из ежевики,
– Из рябины –
– Из смородины –
– Из крыжовника –
Воспитатель: Мы как будто побывали в лесу, собрали много ягод, а теперь приготовим угощение со словом «ягодный».
Дидактическая игра «Скажи со словом ягодный»:
Кисель – ягодный кисель;
Варенье –
Компот –
Джем –
Повидло –
Начинка –
Мармелад –
Мороженное –
Соки –
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте проведем нашу весёлую минутку:
Дидактическая игра «Исправь ошибки»:
Земляника растёт на дереве.
Малина растёт на грядке.
Смородина растёт на болоте.
Клубника растёт на кусте.
Клюква растёт на рябине и т. д.
Воспитатель:
1. Ребята, рассмотрите разнообразные ягоды на картинках лото, назовите их. Вместе вспомним, где можно найти ягоды (в саду и в лесу).
2. А теперь, назовите — какие ягоды бывают черного / красного /розового / желтого / зеленого цвета. Обратите внимание, что одна ягода (смородина, крыжовник и др.) может быть разного цвета.
3. Вспомните, как растут ягоды: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и малина – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объясните, что такое лоза.
4. За садовыми ягодами ухаживают люди (садовник, садовница, а лесные – растут сами.
5. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.
А сейчас ответьте на загадки:
1. Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника)
2. Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной)
3. Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина. Что это? (смородина)
Словарная игра : «Назови ягоду ласково»
малина – малинка
рябина – рябинка
земляника – земляничка
смородина – смородинка и т. д.
Дидактическая игра: «Какой сок? Какое варенье? Какая конфета?»
Предлагается детям выжать сок, сварить варенье, сделать конфеты.
Из малины – малиновый сок, малиновое варенье, малиновая конфета и т. д.
Из клубники –
Из земляники –
Из рябины –
Из смородины –
Из крыжовника –
Дидактическая игра на память: «Угадай, что это?»
Взрослый называет признаки разных ягод; ребёнок угадывает, какая это ягода?
Маленькая, красная, лесная, растет у самой земли –
Красная, черная, белая, садовая, растет на кусте –
Оранжевая, горькая, мелкая, растет на дереве –
Бордовая, круглая, сочная, растет на дереве –
Огромный, зеленый снаружи, красный внутри –
Гимнастику для пальцев «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальцы рук в «теремок»)
В лес идём мы погулять. (Пальчиками шагаем по столу)
За черникой, за малиной, (Загибаем пальцы на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на двух)
За брусникой, за рябиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём! (Ладошки складываем лодочкой и «угощаем»)
И, конечно,сейчас на экране посмотрим кадры из жизни нашей группы:
«Работа в нашем ягоднике»/что было и что сейчас/
Источник