Полезные и вредные изменения мдо примеры

В связи с успехами современной генетики часто приходится слышать разговоры о мутациях, но, как правило, представление о них у людей весьма расплывчатое. В комиксах и кино мутации дают суперспособности, возможность летать и видеть сквозь стены. В жизни, конечно, всё прозаичнее.

Мутации — это изменения в генах. Но отдельные гены не несут столь обширных функций и их значения не настолько велики, чтобы одна мутация могла сильно изменить организм человека. Как правило, мутации нарушают работу гена и поэтому являются вредными. Некоторые мутации являются смертельными, потому что нарушают целостный генотип человека, отрегулированный на протяжении миллионов лет путем естественного отбора. Некоторые мутации могут привести к появлению рака. При этом способностью мутировать обладают все живые организмы, и мутации возникают постоянно. У каждой мутации есть какая-то причина, хотя в большинстве случаев определить ее невозможно. Однако число мутаций резко увеличивается при воздействии на организм мутагенных факторов.

Причины изменений в генах

Сразу разочаруем: укус радиоактивного паука вряд ли станет причиной мутации

К мутагенным факторам относят некоторые физические воздействия на организм. Сильнейшим мутагеном является ионизирующее излучение — электромагнитные волны с маленькой длиной волны, но с очень высокой энергией. Излучение проникает в ткани организма, повреждая молекулы ДНК. Ультрафиолетовое излучение также относится к коротковолновым, но его кванты не проникают глубоко и разрушают только поверхностные слои тканей. Вот почему светлокожим людям нельзя долго находиться летом на солнце — это приводит к увеличению риска возникновения рака и некоторых других заболеваний. Мутагенным фактором также является постоянная повышенная температура.

Сильнейшим мутагенным действием обладают соединения из многих классов химических веществ. Например, мутации вызывают соли свинца и ртути, формалин, хлороформ, препараты для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.

Относительно недавно выяснилось, что причиной мутаций могут быть вирусы. Размножаясь в клетках хозяина, вирусные частицы встраивают «хозяйские» гены в свою ДНК, а при заражении следующей клетки вносят в нее чужеродные гены.

Как часто возникают мутации в генах

Мутации возникают часто. У человека 2–10% половых клеток имеют те или иные мутации, хотя, к счастью для нас, в подавляющем большинстве случаев они не проявляются. Проявляются же вредные мутации какими-нибудь отклонениями в развитии и заболеваниями. Так же мутация может привести к увеличению риска каких-нибудь системных заболеваний.

Много мутаций нейтральных, не наносящих какого-либо вреда здоровью. Такие мутации могут накапливаться в череде поколений и исчезать случайным образом. Но, зная частоту их появления, по ним можно определять степень родства двух разных людей, причем эти люди могут происходить из разных мест, относиться к разным расам. Ученые при анализе ДНК и выявлении нейтральных мутации могут определить общего предка не только для людей, но и для животных.

Голубые глаза — это прекрасная нейтральная мутация

Полезные мутации генов

Конечно же есть и полезные мутации. Количество их ограничено. Как правило, полезная мутация, однажды появившись, начинает распространяться среди поколений людей, постепенно становясь нормой. Таким образом происходит эволюция. Хотя это весьма упрощенное представление об эволюции, но в целом полезные мутации играют в ней заметную роль.

Некоторые мутации могут из вредных стать полезными и наоборот. Это зависит от внешних условий и образа жизни человека. Ученые полагают, что многие современные системные заболевания, такие как ожирение, диабет, гипертония, атеросклероз и др. появляются из-за того, что современные люди ведут совсем другой образ жизни, нежели тысячи лет назад. Изменился рацион, увеличилась продолжительность жизни за счет победы над многими инфекционными заболеваниями т. д.

Чтобы побороть негативное действие этих мутаций, необходимо менять образ жизни и рацион питания. Конечно, для этого нужно выявить, какие именно мутации есть в организме, с помощью ДНК­–тестирования.

Подпишись на канал и узнавай больше о полезных мутациях

Источник

Занятие по теме «Изменения могут быть полезными и вредными одновременно».

Дедуктивное исследование (от общего к частному, гипотеза остаётся одна в результате отбора).

Обобщение: Изменения могут быть полезными и вредными одновременно.

Материал: Работы детей, выполненные дома (рабочий лист «Полезные и вредные изменения»). Тексты о природных изменениях, изменениях в природе, жизни людей. Рабочие листы.

Этапы проведения занятия.

Вспомнить какую тему изучаем. Что мы уже знаем об изменениях?

  1. Обзор. Мотивация. Для возникновения проблемной ситуации используются работы выполненные детьми дома. (Одни и те же примеры оказались в разных группах, например: появление снежного покрова. Полезное — защищает корни от промерзания, вредное – лишает птиц возможности находить корм на земле.)

Вспомнить какое задание выполняли дома. Обратить внимание на то, что дети сделали классификацию изменений, проводя разделение примеров на 2 группы: полезные и вредные изменения.

Приводятся примеры (Дети называют свои примеры), которые оказались в группе полезных изменений, затем вредных, фиксируется противоречие: некоторые примеры попали в одну и другую группы. Что делать? Почему один и тот же пример попал в разные группы? Как сделать правильно?

Выслушиваются догадки детей, на их основе формулируется гипотеза для исследования (на доске): одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно. Нужно ли поискать факты, с целью проверки нашей гипотезы? Ведь пока не доказано, действительно ли может быть так, что одно и то же изменение будет полезным и вредным одновременно. Знак вопроса под гипотезой.

  1. Исследование в малых группах. Определить роли, организовать работу.

Вспомнить правила работы в группах.

Внимательно работать с инструкцией, рабочим листом.

  1. Обмен информацией. Выступление групп.

  2. Оценка информации.

Подтверждение идеи фактами. Оценим найденные вами факты как подтверждающие гипотезу или нет. Факты, которые подтверждают гипотезу будем располагать на соответствующем месте схемы, а если факт не относится к доказываемой гипотезе или опровергает её, то его следует расположить справа от схемы.

Расположение под схемой.

Что можно сказать о нашей гипотезе? Можно ли её считать доказанной? Сделать заключение о доказанности гипотезы, снять с неё знак вопроса.

  1. Подведение итогов. Попросить детей сделать заключение о причине расхождения в отнесении одних и тех же изменений в группу полезных и вредных изменений: Одни и те же изменения могут быть для кого-то полезными, а для кого-то вредными, т. е одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно.

Рабочий лист

Мы прочитали текст про_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

Пример изменения__________________________________________

Изменение полезное, потому что Изменение вредное, потому что

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

*Мы придумали свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

Инструкция 1

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 2

  1. Прочитайте текст.

  2. Как смех ребят изменил поведение Вити?

  3. Оцените поступок мальчика.

  4. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  5. Заполните рабочий лист.

  6. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

Читайте также:  Полезна ли капуста для роста мышц

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 3

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 4

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 5

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

На катке.

(В. Осеева)

День был солнечный. Лёд блестел.

Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно размахивая руками, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

-Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

-Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

-Коленку…

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

-Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, пробегая мимо школьников.

— Иди к нам! – позвали они.

Витя подъехал к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Дождь.

Какая бы жизнь была на Земле без воды? Ведь вода является главной составляющей всего живого на нашей планете: и растений, и животных, и человека.

Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океанов, рек, озёр, превращается в облака и выпадает на землю живительным дождём. Дожди питают землю, реки, давая необходимую влагу растениям и животным.

Однако бывает так, что дожди идут не один день подряд. Тогда это настоящее бедствие. Наводнения могут затапливать целые селения людей.

Солнце.

Как хорошо, когда после проливных дождей наступают солнечные дни! Земля просыхает, весело поют птицы, распускаются цветы.

Но вот проходит неделя, другая, месяц, и за это время не пролилось ни капли дождя. Долгожданное солнышко перестаёт радовать нас. Земля становится сухой, на ней появляются трещины. Растения сохнут, не образуя плодов. В засушливое лето, несмотря на старания человека, могут погибнуть даже урожаи культурных растений.

Огромный вред засуха может нанести и целым лесам. Ведь от сильной жары часты лесные пожары, уничтожающие растительный и животный мир.

Огонь.

Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. В нём таится могучая сила. Пламя твоей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами загорелись в лесу прелые листья.

Тогда ещё люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды.

Со временем огонь стал привычным, обыкновенным помощником человека в борьбе за существование: на огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода.

Однако огонь всегда таил в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становился страшным врагом. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своём пути.

Огонь.

Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. В нём таится могучая сила. Пламя твоей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами загорелись в лесу прелые листья.

Тогда ещё люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды.

Со временем огонь стал привычным, обыкновенным помощником человека.

Однако огонь всегда таил в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становился страшным врагом. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своём пути.

Пластмассы.

Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами стало опасным. Огромное количество пластмасс заполнили все свалки. Растут полиэтиленовые сугробы и горы пластмассовых бутылок, упаковок и других изделий.

На пластмассы ранее возлагалось много надежд. Люди радовались, что искусственные материалы помогают сохранять леса, другие природные запасы. А теперь учёные ломают голову, как поступить с пластиками, когда они приходят в негодность. Пластмассы оказались опасной частью бытовых отходов. Некоторые пластмассы, когда разлагаются, выделяют ядовитые вещества. Другие пластмассы оказались очень устойчивыми и не могут разлагаться, поэтому накапливаются в огромных количествах.

Мусорные свалки сегодня можно встретить уже повсюду: в лесу, у дорог, в оврагах, вокруг дачных посёлков и других местах. Самое печальное, что большинство людей не видят в этом серьёзной проблемы. Не понимают, что этот мусор вернётся к каждому человеку загрязнённой водой, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу, окажется отравленным и воздух.

Источник

Вернуться


Учитель года – 2005


Джураева Ирина Александровна (учитель начальных
классов)


Описание педагогического опыта


Возможности курса
«Междисциплинарное обучение»



 в
формировании исследовательских навыков младших школьников

В последнее время проблемы исследовательской деятельности
детей находятся в центре внимания как теоретиков, так и практиков.

Еще недавно считалось, что развитие исследовательской
способности для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны,
то лишь узкой группе специалистов: научным работникам, разведчикам,
следователям. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой
стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже опирается на
отработанные его предками и им самим стереотипы. Все более востребованной
становится личность, обладающая не столько обширным объемом знаний из различных
областей, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений,
позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности.
Среди наиболее значимых качеств «нового типа личности» указываются:

Читайте также:  Полезен ли чай с молоком при похудении

·        

Высокий интеллект;

·        

Способность творчески подходить
к решению возникающих проблем;

·        

Умение находить и анализировать
информацию;

·        

Способность осуществлять
совместную коллективную деятельность.

Все эти качества актуализируются ребенком в процессе
осуществления им самостоятельной исследовательской деятельности. Поэтому в
образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Наше образовательное учреждения (МОУ «Исилькульский
общеобразовательный лицей»), которое специально ориентировано на обучение детей
с повышенной мотивацией поставило перед собой следующие вопросы: Как
стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него
способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы,
задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы,
классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать
свои идеи?

Решением всех поставленных вопросов явилось внедрение в учебный процесс
программы междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», автором которой
является к.п.н. Н.Б.Шумакова. Для освоения данной программы несколько учителей
начальных классов лицея прошли курсовую подготовку в Институте профессиональной
подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров РАО по проблеме
«Психология обучения и развития одаренных 
детей. Методика междисциплинарного обучения»
(г.Москва, 2006 г.).

Общеизвестно, что любой здоровый ребенок, поступая в 1 класс,
отличается достаточно высокой познавательной потребностью, своей открытостью
внешнему миру, желанием учиться. Он приходит в школу со своей первой
теоретической концепцией мира, которая носит глобальный характер. Именно эту
глобальную схему мира ребенок и надеется получить в школе. Однако в начальных
классах он вынужден от глобальных проблем перейти к элементарным вещам.
Несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка,
приводит к снижению интереса к обучению в школе. Для того чтобы этого не
случилось, необходимо предусмотреть для детей младшего школьного возраста
возможность такого обучения, которое бы отвечало их психологическим
особенностям, особым познавательным потребностям и возможностям.

Предлагаемый курс обучения, прежде всего, отвечает
потребностям и возможностям детей с повышенными интеллектуальными и творческими
способностями, т.е. детей с общей умственной одаренностью. В то же время,
практический опыт ее реализации в ОУ показывает, что она доступна всем детям с
высокой познавательной потребностью и обеспечивает значительный эффект развития
творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей, речи,
самостоятельности в учении, умении ставить вопросы и решать их.

Мы, в свою очередь, проведя диагностику детей перед
поступлением в первый класс и получив данные о том, что большая часть учащихся
имеет ярко выраженную любознательность и потребность в познании, сделали вывод о
том, что наши дети готовы к изучению данного курса.

Целью курса междисциплинарного обучения (далее – МДО) является
создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и
творческого потенциала учащихся.

Основными задачами обучения являются:

1.     
Развитие широких
познавательных интересов.

2.     
Развитие целостной
картины мира (понимание мира как единого взаимосвязанного целого) и системного
мышления у детей.

3.     
Развитие творческого,
критического и логического мышления, способности к решению проблем.

4.     
Развитие способностей
к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение
исследовательским навыкам и умениям.

5.     
Обучение умениям
работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную
исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения
другого человека).

6.     
Развитие способности к
самопознанию.

Решение этих задач обеспечивается особым построением как
содержания, так и методов изучения. Содержание обучения выстраивается вокруг
широких или, другими словами, глобальных тем. В основе выбора глобальной темы
для изучения лежит принцип учета возрастных интересов учащихся. Так, младших
школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности устройства
окружающего мира, поэтому темами для изучения в начальной школе являются
«Изменение», «Влияние», «Порядок». Каждая новая глобальная тема предполагает
возвращение к предыдущим темам, но уже в другом «ключе», на новом витке спирали.
Дети изучают любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя,
лингвиста, историка или искусствоведа, что создает чрезвычайно благоприятные
условия для развития творческого мышления детей.

Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью
многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из
различных дисциплин, обеспечивая тем самым целостность в содержании обучения и
развитие у школьников целостной картины мира.

За полтора года нами была изучена глобальная тема «Изменение»,
которая состояла из 7 разделов, включающих в себя основополагающие обобщения.

Ученики усвоили, что такое изменение (Изменение – это переход
от того, что было, к тому, что стало: БЫЛО – СТАЛО). Находили примеры
искусственных и естественных изменений (естественные изменения – те, которые
происходят под влиянием природы, искусственные – под влиянием человека). Дети
привели примеры изменений в жизни: естественные – рост дерева, образование
оврагов, таяние льда, смена дня и ночи, рождение ребенка, листопад;
искусственные – строительство дома, посадка деревьев, строительство плотин.

Изучая второй раздел, мы говорили о том, что «Все течет, все
изменяется». Учащиеся находили факты из литературы, которые доказывают или
опровергают данную идею. Они вывели гипотезу «Изменения происходят везде и
всегда» и предоставили такие факты: изменения происходят в природе – смена
времен года, рост дуба из желудя; в жизни людей – рост человека, возникновение
языка, появление алфавита; в технике – развитие транспорта, изобретение
калькулятора.

Для активизации учебного процесса к нам на уроки приходил
виртуальный герой – мальчик, который во всем сомневался и не верил, что
изменения происходят везде и всегда. Ученики доказывали ему свою правоту. Его не
убедили факты, которые дети нашли из книг, и учащиеся провели эмпирическое
исследование на основе наблюдений и опытов. Они выращивали плесень, следили за
испарением воды и изменением цвета цветной бумаги под воздействием солнечных
лучей, проращивали семена фасоли, следили за изменением формы облаков. Казалось,
что они смогли этим убедить мальчика, но на следующем уроке мы получили от него
письмо. Нам предстояло доказать, что пословицы тоже изменяются. На примере
данного занятия представлю этапы наших исследований.

I
этап — мотивация. Перед учащимися нужно поставить проблему, которая вызовет у
них вопрос, ответ на который можно найти, проведя исследование.

Мотивацией на этом уроке послужило письмо мальчика. У учеников
возник вопрос: изменяются ли пословицы? Необходимо было найти факты, а для этого
провести исследование. Вывели гипотезу, что пословицы тоже изменяются.

II этап – исследование.
Исследование проводится в малых группах с использованием для каждой группы
разного исходного материала. Кратко о специфике формирования групп. На уроке
работают 5 групп по 4-5 человек. Состав их всегда изменяется. В каждой группе
происходит стихийное распределение ролей: лидер, помощник лидера, оппонент,
помощник оппонента и контролер (сомневающийся).

Итак, каждой группе был дан разный исходный материал (10
пословиц, из которых детям нужно было найти те, в которых произошли изменения).
Результатом исследования одной из групп явилось следующее.

Из множества пословиц ученики нашли две, которые изменились с
течением времени:

1.     
Старуха надвое
сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо – нет.

Читайте также:  Правильное питание полезный завтрак для подростков

2.     
Бабушка надвое
сказала.

1.     
Кто не богат, тот и
рублю рад.

2.     
Кто не богат, тот и
алтыну рад.

Исследование дети проводили, пользуясь рабочим листом. Вот,
что было доказано, когда работали с первой парой пословиц. Древней является
длинная пословица, т.к. в современном мире, в век скоростей надо изъясняться
лаконично. Способ изменения – сокращение. Смысл с течением времени не изменился.

Доказательства по второй паре. Более старой является вторая
пословица, т.к. в ней используется слово «алтын», которое является архаизмом.
Способ изменения – замена слов. Смысл не изменился.

III этап – обмен информацией.
Каждая группа представила найденные факты. Здесь учащиеся не просто
рассказывают, а обосновывают свои решения, доказывают их. Другие группы, в
случае непонимания или несогласия, могут задать все интересующие их вопросы.

На

IV этапе – организации
информации – все предоставленные факты необходимо классифицировать по принципу
некоторого сходства.

На данном занятии учащиеся выделили группы пословиц по способу
изменения (добавление, сокращение, перестановка и т.д.) и по изменению смысла
пословицы или сокращению его с течением времени.

V
этап – связывание информации. На этом этапе нужно найти, открыть общую идею,
которая относится к каждой выделенной ранее группе фактов. Ребята высказали
следующее: «Пословицы могут изменяться». Это заключение явилось доказательством
гипотезы об изменении пословиц на
VI
этапе – подведении итогов и рефлексии.

На

VII этапе – применении –
школьники уже самостоятельно изменяли пословицы, пользуясь выведенными ими
способами изменения: «Без труда не вытянешь и пятерку из пруда», «За все браться
– ничего не сделать».

Используя данную методику проведения исследования, мы
продолжили пополнять знания об Изменении и узнали, что изменения могут быть
ПОЛЕЗНЫМИ и ВРЕДНЫМИ. Путем исследовательской деятельности ученики нашли такие
факты: ПОЛЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – в природе истребление дятлом вредных насекомых, кот
ловит мышей, переваривание пищи в желудке, дождь после засухи и др.; в технике –
автобус перевозит людей, строительство дома, метро и др.; в жизни людей: занятия
спортом, чтение книг, использование компьютера в работе. ВРЕДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В
природе – загрязнение воздуха, гусеница поедает капусту, вырубка леса, пожары и
др.; в технике – автомобили загрязняют окружающую среду, аварии на дорогах; в
жизни людей – употребление наркотиков, укус пчелы, болезнь человека.

На этапе представления работ у учащихся возникли вопросы:
использование компьютера в жизни человека может быть как полезным, так и вредным
(портится зрение), укус пчелы – вредное изменение, но пчела, дающая мед, —
полезное изменение. Появилась гипотеза, что одно изменение может быть ПОЛЕЗНЫМИ
и ВРЕДНЫМИ одновременно. Проведя исследование, они это доказали фактами: лес –
это дом для животных, однако в лесу, где много здоровых деревьев, довольно
темно. Становится меньше видов растений. В темных хвойных лесах нет ягод, мало
травы. Дождь. Вода – главный источник жизни на Земле. Однако, дождь, который
идет не один день, а несколько дней подряд, может быть причиной наводнения.
Самолет. Самолет перевозит грузы, пассажиров в труднодоступные районы. Самолеты
сокращают расстояния между городами и странами. Однако самолеты извергают
отработанные газы, происходят авиакатастрофы и гибнут люди. Огонь. Огонь стал
могучим помощником человека: на огне варили пищу, им отпугивали хищников,
спасались от холода. Однако, выйдя из повиновения, он становился бешеным врагом,
уничтожая порой целые города.

Этими фактами они доказали выдвинутую гипотезу.

По мере взросления детей и формирования у них необходимых
знаний материал усложняется. Следующим обобщением, над которым мы работали, было
«Изменения могут быть ГЛОБАЛЬНЫМИ и ЧАСТНЫМИ».

Открытие нового проходило следующим образом: детям было
предложено два столбика предложений и сказано, что предложения каждого столбика
имеют между собой какое-то сходство, выражают какую-то одну общую мысль.

Круговорот воды в природе         
Движение автобуса

«Всемирный потоп»                      
Наводнение на реке

Восход и закат Солнца   
              
Раскрытие бутона

Выдвинув гипотезы, сформулировали общее определение:
предложения 1-го столбика охватывают весь земной шар, а предложения 2-го
столбика – нет, они принадлежат кому-то или чему-то. Были определены понятия – в
1-ом столбике помещены примеры ГЛОБАЛЬНЫХ изменений, во 2-ом – ЧАСТНЫЕ
изменения. Приводя примеры данных изменений, дети вступали в споры об отнесении
того или иного примера к глобальным или частным изменениям. Появилась
потребность провести исследование, чтобы выделить критерии, которые будут
помогать решать вопрос о том, к какому виду изменений можно отнести тот или иной
пример. Результат получили следующий: критерии: 1) численность людей, животных,
которых затронуло данное изменение; 2) величина территории, где происходило
изменение. После этого ученики смогли найти примеры изменений и отнести их к
глобальным или частным (глобальные: движение планет вокруг Солнца, Интернет,
запуск первого человека в космос, всемирное потепление, озоновые «дыры»,
празднование Нового года; частные: выпал зуб, сломался карандаш, свадьба,
рождение человека, лесной пожар, поход в цирк, дождь в городе, строительство
дома и т.д.).

Заключительной темой становится «Эволюционные и революционные
изменения». Эволюционные – медленные, постепенные изменения. Революционные –
быстрые, скачкообразные, коренные изменения. Учащиеся на исходном
исследовательском материале пришли к выводу, что эволюционные изменения ведут к
революционным. Они происходят в природе (нашествие саранчи), в технике
(строительство метро), в литературе (появление литературных жанров), в
состояниях людей (болезнь человека). Все эти факты были найдены в литературе, и
у учеников возник вопрос: «А можно ли увидеть, пронаблюдать процесс перехода
эволюционных изменений в революционные?»

Было проведено эмпирическое исследование: 1) наблюдение за
кипением воды; 2) разрушение известняка под воздействием уксуса; 3) наблюдение
за движением картофелины в соленой воде; 4) строительство башни из кубиков; 5)
наблюдение за движением чаинок. Опыты и наблюдения подтвердили правильность
сформулированной идеи. Дома учащиеся уже самостоятельно проводили эмпирические
исследования и представили результаты классу: взаимодействие йода с крахмалом
картофеля, соды и уксуса, набухание гороха в воде, взаимодействие скорлупы с
уксусом, постепенное окрашивание воды кристаллами марганца.

Таким образом, в результате изучения курса МДО
(междисциплинарное обучение) младшие школьники научаются самостоятельно добывать
новые знания. У учащихся возрастает интерес к учебе, повышается познавательная
самостоятельность и активность. На привычные явления мои ученики уже смотрят
по-другому, глазами исследователя, могут объяснить многие причинно-следственные
связи. Ярко проявляется у детей смелость и свобода мысли, умение слушать других
и решать проблемы совместно. Главной задачей педагога становится – не мешать
детям в их естественном развитии как маленьких исследователей. Ведь, как сказал
русский педагог В.П.Вахтеров: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто
хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Итогом использования «универсальных» тем становится появление
у каждого ученика индивидуальной темы исследовательской работы, результаты
которой они представляют на традиционной научно-практической конференции
«малого» НОУ «Эврика», функционирующего в МОУ «Исилькульский общеобразовательный
лицей».

Вернуться

Сайт управляется системой uCoz

Источник