Полезные и вредные эмоции 8 класс
План конспект урока по ЗОЖ в 8 классе
Учитель:Шадаева Н.В.
Место работы: МОУ «СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской
области»
Тема урока и номер урока в теме четверти: «Вина» , стыд, извинение.»
«Эмоции «полезные» и «вредные» для здоровья». Урок №10
Учебное пособие: для учащихся 8 классов «Здоровый образ жизни», автор
М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, КИЦ «Саратовтелефильм» —
«Добродея» 2008 год.
Цель и задачи
1. Сформировать у детей правильное восприятие таких чувств, как вина и
стыд, уметь дать им оценку.
2. Закрепить знания детей о важных составляющих психического здоровья
человека эмоциях и чувствах.
3. Воспитывать чувство доброты, совестливости, отзывчивости,
ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению
другого человека.
4. Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Тип урока :проблемно-развивающий
Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии:
личностно-ориентированная технология,
здоровьесберегающая технология,
игровая технология,
информационно- коммуникационная технология
Опережающее задание : сочинить сказку, задание №1 с.36.
Оборудование: презентация, музыка, творческие работы детей, наглядный
материал.
Проблемный вопрос на доске:
«Подумаешь — обидел невзначай словом. Обязательно ли извиниться сразу?
Может забудется?»
Ход урока:
Организационный момент:
1.Сообщение темы, цели и задач урока. Слайд 1
(Здравствуйте, ребята.Тема нашего урока «Вина. Стыд. Извинение» Сегодня
мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке — об эмоциях и чувствах.
Попытаемся понять: какие эмоции могут принести нам приятные и
неприятные минуты. Как эмоции влияют на наше здоровье?
2. Постановка проблемного вопроса Слайд 4
( Перед вами стоит задача — в конце урока ответить на проблемный вопрос
» Подумаешь — обидел невзначай словом.Обязательно ли извиниться сразу?
Может забудется?»)
3. Беседа с классом по вопросам: слайд 5
Звучат строки из стихотворения «Здравствуйте» Сергея Корина:
«Я скажу вам сегодня, здравствуйте!
Это, значит, желаю всем,
Чтобы жили вы в жизни в здравии,
Чтобы не было в ней проблем.
Чтобы ваша душа и тело
Не болели от долгих лет,
Чтобы были душа и дело
И в судьбе оставался след.
-Какое слово в данном стихотворении является ключевым?
( здравствуйте).Выделите корень. Подбери однокоренные слова.
-Что желаем мы друг другу?
-Что такое здоровье? Слайд 6
( Это состояние полного физического, психологического, духовно-
нравственного благополучия, а не только отсутствие каких -либо болезней)
ВОЗ.
4. Опрос домашнего задания
Индивидуальный опрос
-На прошлом уроке мы дали общую характеристику понятиям «эмоции» и
«чувства».
-Что такое эмоции?
-Что такое чувства?
(чувства -длительное действие, эмоции — временное действие. Эмоции
стенические и астенические. В левом полушарии в большей степени
возникают положительные эмоции, правом- отрицательные. Положительные,
отрицательные и двойственные)
Демонстрация картинок эмоций из сказки А.Н.Толстого «Приключения
Буратино» Слайды 8-14
Практическая работа со Словарем эмоций.(с.35 зад 2) слайд 15
— Какие эмоции вам ближе? Какие вызывают радость, спокойствие? Какие
чувства вызывают тревогу и волнение?
Как по другому мы можем назвать данные эмоции.(«полезные» и «вредные»)
Опережающее задание. Ребята читают сказки. ( с 36.з 1) по желанию — 2-3.
5. Физминутка слайд 1
6. Объяснение нового материала . слайд 17
-Сегодня мы поговорим о тех эмоциях, которые нам иногда доставляют
неприятные минуты.
-Вас или Вы когда-нибудь обижали человека словом или делом, даже
незначительным?
-Как вы себя после этого чувствовали?
-Вы давали оценку своим действиям? Какую?
Тема урока так и звучит –Вина. Стыд. Извинение. Слайд 18, 19, 20,21
Работа с текстом учебника с. 36, рубрика «Это нужно знать»
Работа в группах. Слайд 22 «Как влияют на здоровье эмоции?»( Дать
характеристику одной эмоции, привести аргументы в защиту или обвинения)
1 группа — полезные
2 группа — вредные
3 группа –двойственные(стыд за другого, кто совершил плохой проступок;
смех-над кем-то)
Зачитывают результаты работы.
Продемонстрировать две, три эмоции мимикой лица.( задумчивость,
обида,радость, страх, хитрость, шок, смущение, решимость, озарение,
удивление, счастье)
Можем ответить на проблемный вопрос?
Ответы детей.
-Что мы узнали на уроке? Как мы должны поступать, чтобы сохранить свое
здоровье и здоровье окружающих?
Слайд 23
7.Итог урока: домашнее задание : с. 35-36, зад № 2 с.36
Оценки.
Советы
Признаваться родителям в каком-нибудь проступке – дело не из приятных.
Валентин говорит: «Мне было трудно начать разговор: я чувствовал, что
родители мне очень доверяли, поэтому так не хотелось их огорчать».
Подростки, скрывающие свои провинности, часто страдают от угрызений
совести. Стараясь выкрутиться, подростки, как правило, начинают лгать
родителям, таким образом добавляя к уже совершенным проступкам новые.
Если ты совершил серьезный проступок, расскажи обо всем родителям.
Они обладают жизненным опытом и, скорое всего, помогут тебе исправиться
и больше не повторять прежних ошибок. «Разговор на самом деле может
помочь, — говорит 14-летний Николай. – В конце концов, когда во всем
признаешься, действительно становится легче».
Но как нужно рассказать об этом родителям?
Ты мог бы начать примерно так: «Папа, мама, мне нужно с вами
поговорить». А если кажется, что родителям сейчас не до тебя? Можно
сказать: «Я вижу, вы заняты, но для меня это очень важно. Не могли бы мы
поговорить?» Затем можно спросить: «Вы когда-нибудь делали что-то, о чем
потом было стыдно рассказать?»
Теперь предстоит самое трудное: сказать родителям, в чем именно ты
провинился. Говори, не преуменьшая серьезности своего проступка и не
опуская неприятных тебе подробностей. Не используй выражений, которые
понятны только молодежи.
Естественно, что сказанное тобой может задеть и расстроить
родителей. Поэтому не удивляйся и не возмущайся, если на тебя
вдруг посыплется град упреков! Разве оказался бы ты в таком положении,
если бы в свое время прислушался к их предупреждениям? Поэтому
оставайся спокойным. Слушай, что говорят родители, и отвечай на вопросы,
каким бы тоном тебе их ни задавали.
Безусловно, искреннее желание исправиться не оставит твоих родителей
равнодушными. И все же будь готов к заслуженному наказанию. Помни о
том, что тебе еще не раз понадобится помощь и совет родителей. Поэтому,
если ты привыкнешь доверять родителям небольшие трудности, ты сможешь
без опасения делиться с ними и более серьезными проблемами.
Источник
Статья «Что такое наши эмоции»
Педагог дополнительного образования : Ничутина Т.В.
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них. Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды. Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.
Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.
Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?
Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.
Функции эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или — ощущение сытости.
Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.
Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность,— пища. В опытах Т.Н.Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось главная причина — электрическая стимуляция лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.
Также не удается выработать условно-рефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. Т.е. индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.
Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища. Само болевое раздражение не является наградой, ее дает лишь освобождение, избегание его. Получение награды ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Поэтому «только интеграция голодового возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить данную потребность, т.е. механизм, генерирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку условного рефлекса» (Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987).
Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В опытах Л.А.Преображенской, в которых собака-«жертва» подвергалась наказанию электрически током на глазах у собаки-«наблюдателя», у последней возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокампального тета-ритма. Это указывает на появление у нее негативного эмоционального напряжения. В таких условиях собака-«наблюдатель» способна выработать избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекращающий подачу тока собаке-«жертве». Выработка такого инструментального рефлекса у собаки-«наблюдателя» сопровождается снижением у нее ЧСС и уменьшением гиппокампального тета-ритма, т.е. исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, предотвращение отрицательного эмоционального напряжения и служит ей той наградой, на которой и вырабатывается данный условный инструментальный рефлекс.
В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность — тревожность; радость — горе; счастье — несчастье.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к
. Я–эмоциональное. В жизни эмоциональные впечатления от вереницы событий как бы суммируются и дают эмоциональное самочувствие.
Эмоциональная составляющая личности в вашем школьном возрасте преобладающая, то есть представление о себе, своём Я существует преимущественно на уровне эмоций.
Я-эмоциональное складывается из следующих ощущений:
- чувства успеха, уверенности в общественном признании, дружбы. Симпатии со стороны других людей, радости от общения (Я — нравлюсь);
- уверенность в способности к той или иной деятельности, удовлетворенности, чувства наслаждения успехом, победности, отсутствие чувства поражения, досады, зависти, злобы, унижения (Я — способен);
- чувство защищённости, значимости в своём круге общения, отсутствие тревожности, страха, неуверенности в будущем, вражды со стороны окружающих, вины (Я-защищён)
Упражнение «Спектр эмоций»
В жизни ваше Я-эмоциональное меняется в зависимости от оценки вас другими (значимыми). Подумайте, что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова. (Выберите ответ, обозначающий ваше состояние в этот момент времени, и объясните, почему вы это чувствуете в каждом случае.)
- «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
- «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
- «Может быть, ты мне поможешь?»
- «Пошёл прочь, а то ударю!»
- «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
- «Какой ты способный!»
- «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
- «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
- «Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
- «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»
Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, окрылённость, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.
Упражнение «Эмоции в мимике»
Наибольшее значение для выражения эмоций имеют лицо, глаза, и рот. Определите по рисунку эмоциональное состояние. Нарисуйте свое состояние на листочке.
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия. Эмоциями можно управлять. Научиться управлять своими эмоциями — это, в первую очередь, значит выражать их в форме, понятной другим людям, и чтобы они не причиняли им вреда.
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
- Уважайте выражение чувств других.
- Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
- Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
- Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
- Нейтрализуйте желание отомстить.
- Избегайте упрёков и критики.
Если вами овладела сильная эмоция:
- Попросите помощи.
- Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
- Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
- Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
- Внушайте себе, что неё не так плохо.
- Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.
Литература.
- Г.К.Селевко. «Познай себя» Народное образование.НИИ школьных технологий 2006.
- Т.И. Диденко Сборник классных часов и родительских собраний. Ростов-на-Дону «Феникс»2003
- Первая вершина. Пособие для учащихся./Авторский коллектив: Д. Коломейская и др; под ред. Б.П.Битинаса.-М.: Фонд духовного и нравственного образования: 1999.
Источник