Полезные и вредные привычки раскраски для детей
Раскраски, снимающие стресс, продолжают удерживать позиции бестселлеров в книжных магазинах. «Афиша Daily» решила узнать, настолько они действенны, связалась с арт-терапевтом Анной Ше и попросила людей разных профессий посвятить раскраскам несколько дней.
История раскрасок для взрослых
Выпускать подобные раскраски впервые стали в Калифорнии еще в 1970-х годах. Делалось это на том же социокультурном подъеме, который мы переживаем сейчас. Сначала популярным стало изменять сознание, затем проявился интерес к древним учениям, культам света, добра, творчества, здоровья, идеям о внутреннем ребенке, а также практикам, позволяющим с этим ребенком соединиться. Сегодня происходит популяризация микса всего популяризованного ранее. Базовая идея раскрасок в том, что каждый человек способен созидать и творить, это заложено в его психофизической природе. Важная особенность такого творчества — вовлеченность и получение максимальной психоэмоциональной разрядки.
Часть аудитории раскрасок в России в определенной мере перенимает эти ценности, часть просто хочет чего-то красивого или прикольного и нового. Некоторые хотят рисовать, но боятся начать с белого листа. Еще большая часть получает раскраску в подарок и практически никогда ее не открывает.
Алена Попова
продавец секс-шопа «Точка любви». Предпочтения в изобразительном искусстве: модерн
«У меня на работе не бывает такого, чтобы я ничего не делала. Когда совсем скучно, я могу порисовать и послушать музыку. Мне очень понравились раскраски, их дизайн и идея. Причем нужно было не только раскрашивать, но и выполнять задания — например, придумать какие-то символы, разгадать загадку. На меня всегда рисование действует успокаивающе, а процесс увлекает. Раскрашивала до трех часов ночи и чуть не проспала утром. Сейчас пока возможности раскрашивать нет, я сломала правую руку, рисовать не могу в ближайший месяц».
«Зачарованный лес. Книга для творчества и вдохновения». Джоанна Бэсфорд. Издательство «КоЛибри»
5 причин популярности раскрасок
Современные люди — существа беспокойные, живущие в потоке постоянной информационной стимуляции, зачастую излишней. Внешние импульсы поступают постоянно: телефон, интернет, социальные сети, городские развлечения. Постоянно нужно что-то выбирать, решать, соотноситься и куда-то спешить. Чтобы не разорваться на части, иногда стоит сосредоточиться на чем-то одном, например, на раскраске.
Больше всего устаем от смены деятельности и момента выбора и принятия решений. Раскраски в этом отношении устроены удивительно безопасно. Нам оставляют возможность выбирать цвета, но поддерживают тем, что выбирать и решать, что рисовать, нам не нужно. Мы выбираем, какой рисунок раскрашивать, но не несем ответственность за его структуру. Нам предлагают структурированную творческую свободу. Также раскраски обычно заполняются фломастерами, ручками и карандашами. А это очень контролируемые материалы — в отличие от краски или глины, которые более регрессивны.
Неинтересную раскраску неинтересно раскрашивать. Поэтому мы все чаще получаем искусно созданные художественные трафареты. Мы вовлекаемся сначала через рассматривание, сопереживание теме, а после через сотворчество, сосозидание. В итоге мы действительно ощущаем себя тем, кто сделал эту красочную картинку. Так оно и есть. Возможность создавать и видеть результаты своего действия — вершина пирамиды потребностей в гуманистической психологии. И конечно, нам хочется там оказаться.
Чем мельче рисунок, который мы раскрашиваем, тем активнее включается наша мелкая моторика. Работа мелкой моторики соотносима с функцией речи и когнитивными способностями в целом, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Поэтому, когда мы что-то создаем руками, мозг будто участвует в диалоге, мы переживаем сопричастность и удовлетворение от этого, свойственное человеку как существу социальному.
Важным свойством раскраски является то, что ее можно взять с собой. Она легче куска глины, раскраска не пачкается, и фломастеры крайне контролируемый материал.
Екатерина Гребенникова
Главный врач «Клиники цифровой стоматологии». Предпочтения в изобразительном искусстве: Клод Моне
«Когда никого в кабинете нет, я раскрашиваю и пою. Раскраски мне очень понравились. Я дальше продолжаю этим заниматься. Это действует успокаивающе. Успокаиваются мысли».
«Целительные мандалы-раскраски». Г.П. Малахов. Издательство «Эксмо»
Как правильно раскрашивать раскраску
Раскрашивайте, как хотите. И только так. Если так надоело, то используйте только одну гамму. Если и так надоело, раскрашивайте только точками, потом только короткими штрихами, потом только теми цветами, которые для вас выберет ваш друг. А потом снова как хотите.
Действительно ли раскраски снимают напряжение
Очевидно, что раскраски можно использовать для снятия напряжения. Вечером вместо того, чтобы думать о работе и сидеть в соцсетях, абсолютно точно лучше пораскрашивать. От этого занятия вы испытаете больше удовлетворения и сможете наслаждаться осязаемым результатом. Кроме того, эта деятельность может вас вдохновить на создание собственного произведения.
Можно весьма эффективно использовать раскраску для переключения внимания. Например, ваш ребенок не хочет делать уроки (мыть посуду или убираться в комнате) — вместо того чтобы нервничать, ерзать от мыслей о своей и его никудышности, вы можете посидеть какое-то время в спокойствии и создать нечто красивое. От раскрашивания вы получите то удовлетворение и к своему ребенку вернетесь через 15 минут или час уже в совершенно ином состоянии. Ваше взаимодействие будет проходить уже совсем иначе.
Алиса Яхонтова
Дизайнер мебели и интерьеров. Предпочтения в изобразительном искусстве: Альфонс Муха
Раскраски не для того, чтобы занять себя, когда скучно, а скорее помочь сконцентрироваться. С одной стороны, это медитативная форма творчества, а с другой стороны — можно собраться с мыслями. Вроде бы выполняешь однообразные движения, механическую работу, и в то же время вроде что-то пытаешься придумать, оформить в цветах. Если был бы свободный день или пара свободных часов, то села бы еще за них с удовольствием».
«Таинственный сад. Книга для творчества и вдохновения». Джоанна Бэсфорд. Издательство «КоЛибри»
Раскраски как способ заменить вредные привычки
Конечно, как все остальным, этим не устоит злоупотреблять, но раскрасками можно заменить более вредные привычки — например, переедание или постоянное сидение перед компьютером. Раскрашивание действительно вовлекающий процесс. И, конечно, вашим глазам полезнее перед сном смотреть на аналоговый лист, чем на светящийся дисплей. А лишнее пирожное можно и просто раскрасить вместо того, чтобы съесть и мучить себя самоуничижительными мыслями о неналезающих джинсах.
Раскраска как тренировка мозгов
Раскраски (как и кроссворды), возможно, помогут людям с геронтологическими сложностями. Но с точки зрения терапии качество только этой деятельности достаточно низкое и нуждается в других поддерживающих действиях: рефлексии, постановке задач на удерживание определенных цветовых гамм или использование определенного вида штрихов и т. д., но тогда занятие уже не доставит столько удовольствия.
Ян Еловский
Менеджер по производству Pony Express. Предпочтения в изобразительном искусстве: Иван Константинович Айвазовский
«В пятницу уделил раскраскам полчаса. У меня был такой стресс, что я сел успокаиваться за раскраску. Выбирал между самолетом-бомбардировщиком и гранатой. Листал-листал, смотрю — отлично. Решил взять гранату. Если рисунок интересный, потом можно детям показывать и говорить: смотрите, папа ваш творческая личность».
«Вторжение дудлов. Не самая обычная раскраска для взрослых». Зиффлин, Керби Росэйнс. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Раскраски как помощь детям с аутизмом
Реальные истории о том, как людям помогли эти раскраски, конечно, есть. История такая: я проходила практику в Rebecca School в Нью-Йорке, это прекрасная школа для детей с аутизмом. В моем классе было три семилетних ребенка. В качестве одной из практик я дала им большие листы с уже изображенными границами предметов для заполнения контуров. Это задание пошло у них удивительно легко и свободно, и я решила продолжать его как практику, увеличивающую количество позитивного совместного опыта. Мы заполняли разные контуры — большие и малые, фигуративные и нет. Постепенно перешли к усложнению, потом появились раскраски совсем малого формата, за ними общие малые листы для раскрашивания. И постепенно мы дошли до создания раскрасок друг для друга и их заполнения. Это был действительно успех в групповой коммуникации для детей с таким диагнозом. Но в целом задача раскрасок приносить радость, улыбки и иногда приумножать количество красоты в мире. Они прекрасно с этим справляются. Уже за это им огромное спасибо.
Анастасия Румянцева
Домохозяйка Предпочтения в изобразительном искусстве: И.К. Айвазовский, советский реализм
«Обычно, когда скучно, я занимаюсь оформлением детских альбомов — скрапбукингом, это мое увлечение с декретного отпуска. Вообще, я бы себе такую раскраску, конечно, не купила. Здесь такие мелкие детали, такие дотошные рисунки, которые раздражают. Более крупные — еще можно. Первую картинку — девочку с котиком — я с удовольствием разрисовала. Потом уже напрягалась. Я в курсе, что сейчас это новомодная тенденция, но это не мое, конечно».
«Кототерапия. Раскраска-антистресс для творчества и вдохновения». Излательство «Эксмо»
Можно ли считать такое раскрашивание арт-терапией
Любое занятие творчеством полезно, но не любое занятие творчеством является арт-терапией. Арт-терапия — это процесс, в котором задействован квалифицированный специалист арт-терапевт. Все остальное — это творческие занятия для разных целей: альтернативного времяпрепровождения, снятия напряжения, переключения внимания, объединения сообщества и т. д.
Кроме того, увлечение раскрасками вряд ли поможет выбраться из дезадаптивных защитных механизмов (замещения, вытеснения, аутоагрессии, примитивной идеализации и т. д.). То есть если вам необходимо на работу, люди от вас ждут чего-то, а вам страшно или лень и вы вместо выполнения своих обязанностей раскраску раскрашиваете, то никакой пользы в этом нет. Знакомое чувство вины и опустошенности все равно вас настигнет, даже если вы раскрасите свой «Магический лес» самым лучшим образом.
Арт-директор «Пикника «Афиши». Предпочтения в изобразительном искусстве: Карел Мартенс, Эйке Кениг, Slavs and Tatars
«Вообще, мне нравится уединение, оно позволяет больше внимания уделить задаче. Будучи дизайнером классно почитать бриф, погрузиться в него и придумывать свои правила игры. Мне не бывает скучно — я часто думаю о новых делах и возможностях. Раскрашивая, я придумала свои правила, которые позволили сделать работу немного другой, возможно, более увлекающей, чем задумывалось авторами. Я просто получила удовольствие от процесса. Не знаю, медитация ли это была, но мне нравилось работать с материалом».
«Мандалы. Раскраска-антистресс для творчества и вдохновения». Издательство «Эксмо»
Что делать с раскрасками, когда они раскрашены
Раскрашенные листы, конечно, можно ставить в рамку и радоваться им. Приятно поставить в рамку лист, раскрашенный другим человеком. Их можно дарить и радовать других. Можно собрать архив раскрашенных раскрасок и показать через много лет внукам, а можно даже оставить незакрашенными пару страниц для них. Стоит завести одну раскраску на семью и раскрашивать по-очереди: это хорошая практика для творческого взаимодействия. Нужно всячески пользоваться тем, что это именно аналоговый объект — его можно отослать по почте бабушке, разместить на полке, залить кофе и играть с его следами. Главное, тут не нужно слишком мудрствовать, это объекты для мимолетного удовольствия, не перегружайте их смыслами и получайте удовольствие.
Кирилл
Охранник в «Духless Bar». Предпочтения в изобразительном искусстве: неизвестно
«Вы знаете, вообще на работе скучно не бывает. 6 дней в неделю совсем не скучно. Когда бывает окно — выходной, я иду в спорт-зал и встречаюсь с друзьями. Расскраски понравились, очень прикольно. Книжка с маленькими предметами, некоторых раздражает, но мне наооборот — полезно развить мелкую моторику. Мне кажется любая раскраска и вообще творческтво успокаивает. Процесс увлек. Теперь они лежат в баре и переодически кто-то из персонала их разукрашивает».
«Удивительные города». Стив Макдональд. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Источник
На чтение 3 мин.
Психологи и педиатры доказали, что дети познают мир через игры и подобные им занятия. Например, рисование. И хорошие родители, зная об этой особенности, стараются всесторонне развивать ребенка и его навыки.
Конечно, делать это нужно постепенно и с учетом возраста ребенка.
Совсем маленькие дети не могут самостоятельно нарисовать объект таким, какой он есть в реальной жизни. В этом им помогут альбомы с контурными картинками, предназначенными для раскрашивания. Причем они могут быть тематическими: раскраски с пони, цветами, динозаврами и прочим.
Хотя многие родители считают, что контурные картинки для раскрашивания ограничивают развитие фантазии у малышей, можно привести множество положительных аргументов об их пользе для детей:
- раскрашивание учит ребенка контролировать движение собственное руки, стараясь не выходить за границы рисунка;
- процесс развивает мелкую моторику рук. Доказано, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша;
- занятие помогает научиться распознавать цвета и предметы, запоминать их и пополнять словарный запас. Например, раскраски лошади будут уместны для крох, живущих в городе и не видевших этих животных в жизни. Или для тех, кто просто любит пони;
- альбомы с контурами способствуют развитию творчества. Не обязательно нужно изображать объекты такими, какие они есть. Можно добавить другой цвет или дополнить рисунок собственными элементами;
- рисование учит концентрации на одном деле, помогает развить усидчивость и терпение;
- процесс раскрашивания отвлекает ребенка и помогает расслабиться и снять напряжение.
А еще альбомы с черно-белыми рисунками часто используют в арт-терапии для определения эмоционального здоровья и склонностей малыша.
Обычно этим занимаются специалисты, но вы можете и самостоятельно постараться расшифровать изображение, узнав правильное значение разных цветов.
Существует множество видов черно-белых изображений для раскрашивания, которые, кроме перечисленного, помогают изучать цифры и буквы, предусматривают выполнение дополнительного задания. С их помощью можно подготовить малыша к школе, обучив его читать и считать.
Как подобрать раскраску для ребенка?
Выбирая раскраски, нужно в первую очередь ориентироваться на возраст вашего чада и его предпочтения. Мальчикам обычно нравятся изображения техники, динозавров, супергероев. Девочки будут в восторге от альбомов с картинками пони, букетов, бабочек или принцесс.
Если следовать простым правилам, вы точно не ошибетесь в выборе раскраски:
- покупать их можно детям уже с двух лет. Но для самых маленьких выбирайте простые рисунки с крупными элементами. Причем контуры должны быть толстыми, а бумага — плотной, чтобы ребенок не порвал листы;
- трехлетки уже лучше справляются с координацией движений руки, поэтому могут раскрашивать аккуратнее. Но они не усидчивы, а потому лучше купить альбом с картинками для красок, а не карандашей;
- дошкольникам стоит купить альбомы с более сложными изображениями и тонкими контурами. А еще предоставьте детям выбор художественного средства. Предложите им краски, фломастеры и карандаши;
- школьникам выбирают раскраски с дополнительным местом для рисования, чтобы они могли самостоятельно дорисовать некоторые элементы к имеющемуся контуру.
Правильный выбор раскрасок — первый шаг, чтобы заинтересовать малыша рисованием. Со временем он начнет рисовать самостоятельно или будет выбирать более сложные альбомы с мелкими элементами. Для подростков и взрослых подходят изображения-антистресс.
И не забывайте проявлять интерес к творчеству малыша.
Обязательно хвалите ребенка, даже если его рисунки не четкие, а контуры не соблюдены. Детям важно чувствовать интерес и поддержку родителей, тогда они будут уверены в собственных силах и смогут развивать свои навыки в дальнейшем.
Источник
Грамотному подходу к питанию человека важно обучать с детства. Научить детей правильному образу жизни можно при помощи рисунков. Для этого важно выбрать тему, подходящую по возрасту. Первоклассники любят рисовать простые предметы, например, фрукты. Дать знания о здоровой жизни детям старшего возраста можно с помощью сложных картинок и коллажей.
Идеи рисунков на тему здорового питания для детей 1 класс
Картинки на тему правильного питания для детей, которые только, что поступили в школу, следует начинать с самых простых образов и форм. При помощи смешных картинок можно привить первокласснику любовь к овощам.
Например, вместе с детьми можно нарисовать серию рисунков о веселых приключениях картошки или свеклы. Затем дополнить картину образом здорового и сильного человека, который стал таким, благодаря правильным продуктам.
Идеи рисунков о здоровом питании 2 класс
Восьмилетнему ребенку подходят более сложные картинки. В этом возрасте рисунок должен рассказывать детям преимущества здорового питания. Например, можно изобразить двух ребят.
Первый слабый и вялый, он стал таким, потому что ест плохую еду. Второй крепкий и резвый, рядом с ним нужно нарисовать хорошие продукты.
Идеи рисунков 3 класс
Начиная с третьего класса, рисунок должен рассказывать о полезных свойствах пищи, которую употребляет ребенок. Темой картинок может стать состав продуктов. Следует рассказать детям, какие продукты питания содержат витамины и другие полезные, для здоровья вещества.
Например, сделать натюрморт из фруктов с витамином С:
- Апельсин.
- Лимон.
- Белокочанная капуста.
- Черная смородина.
- Клюква.
Идеи рисунков 4 класс
Для школьника 4 класса подойдет рисунок, который научит ребенка правильно питаться в течение дня. Можно нарисовать картинки с изображением продуктов, которые следует употреблять на завтрак, полдник, обед и ужин. Важно объяснить детям, что прием пищи в определенные часы дня будет способствовать крепкому здоровью на протяжении долгих лет жизни.
Идеи рисунков 5 класс
В одиннадцатилетнем возрасте у детей начинается подготовка организма к переходному возрасту. Многие ребята считают себя взрослыми. Копируя поведение старших друзей они, как правило, выбирают вредные привычки. Используя рисунки, важно объяснить детям, что взрослый, разумный человек, будет выбирать полезные и качественные продукты.
Хорошие продукты | Плохие продукты |
Свежий сок | Лимонад |
Хлеб | Чипсы |
Овощи и фрукты | Картофель Фри |
Сметана, йогурт | Майонез |
Рыба, мясо | Пицца |
Ягоды | Конфеты |
Стоит сделать акцент, что удел глупых людей – это неправильная еда, которая приводит к непоправимым последствиям в организме. Важно не запрещать, любые запреты в переходном возрасте приведут к обратному результату. На рисунках следует изображать ребят, которые благодаря качественным продуктам достигли отличных результатов в спорте и образовании.
Идеи рисунков 6 класс
Рисунок на тему «здоровое питание» для детей переходного возраста должен дать понятие о правильном подборе продуктов. При помощи картинок ребенка нужно познакомить с пирамидой питания. В 6 классе девочки, по примеру старших женщин начинают задумываться о диетах, которые могут нанести существенный вред растущему организму.
Пирамида правильного питания:
- Злаки (хлеб, крупы).
- Овощи и фрукты.
- Молочные и мясные продукты.
- Сладости.
Рисунок на тему здоровое питание, пример, пирамида полезных продуктов.
Поэтому на рисунках следует обратить внимание, что лишний вес возникает от употребления вредных, некачественных продуктов. Можно сделать акцент на чрезмерном количестве потребляемой еды, который приводит к ожирению, а также показать ребенку, что недостаток полезных веществ в рационе может привести к неправильному развитию и слабому здоровью.
Идеи рисунков 7 класс
В тринадцать лет подростки считают себя взрослыми людьми. У многих ребят формируются собственные взгляды на жизнь. Они редко слушают родителей. Именно в этом возрасте дети начинают пренебрегать здоровым образом жизни. В еде предпочтение отдают продуктам, которые продают в ресторанах быстрого питания.
Рисунки в этом возрасте должны демонстрировать вред таких продуктов. На картинках можно изображать людей с лишним весом, плохой кожей, малоподвижных и безынициативных, равнодушных к окружающему миру. В противовес такому образу жизни можно нарисовать красивого, спортивного человека, который предпочитает употреблять здоровую пищу.
Возраст ребенка | Рекомендации по рисунку |
7 лет | Простые натюрморты с изображением овощей и фруктов. |
8 лет | К простым рисункам добавить картинки, на которых показано преимущество здорового питания. |
9 лет | При помощи рисунка объяснить детям состав продуктов, дать понятие о витаминах. |
10 лет | На примере рисунков научить ребенка правильному распорядку питания в течение дня. |
11 лет | Картинки должны демонстрировать, что взрослый человек выбирает здоровую еду, а не вредную. |
12 лет | Рисунки, которые объясняют пирамиду правильного питания. |
13 лет | При помощи рисунков объяснить вред продуктов быстрого питания и пользу здорового образа жизни. |
Для ребенка любого возраста на примере рисунка важно показать значение здоровых продуктов в жизни каждого человека. Развивая тему о правильном питании, нельзя перебарщивать с понятиями и правилами. Родители и воспитатели должны помнить, что запреты вызывают интерес у ребенка и желание проверить на себе то, что запрещено.
Автор: Татьяна Погодина (fermabrod)
Видео о рисунках на тему здоровое питание
Как нарисовать фрукты карандашом и фломастерами:
Источник